5(21)2014 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
© А. М. Зуев DOI: 10.15293/2226-3365.1405
УДК 372.016:614.8 + 371
НАИБОЛЕЕ АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТА ОБЖ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС
А. М. Зуев (Сергиев Посад, Россия)
В статье анализируются основные проблемы преподавания предмета ОБЖ в свете требований ФГОС. Цель статьи - выделить и охарактеризовать основные проблемы преподавания ОБЖ в школе на современном уровне развития образования. Отмечается, что в современных условиях обучения ОБЖ можно выделить пять основных проблем: первая касается организации и проведения занятий по чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера; вторая - пересмотра содержания по разделу обеспечения безопасности дорожного движения; третья - внедрения информационно-коммуникационных технологий; четвертая -методов работы, которые должны быть практико-ориентированными, познавательными; и пятая - летние сборы необходимо проводить в специально созданных при действующих войсковых частях региональных учебных центрах. ФГОС нового поколения ставит перед преподавателями ОБЖ важные и серьёзные задачи опережающего качественного обучения учащихся и студентов.
Ключевые слова: ФГОС, проблемы преподавания ОБЖ, современные условия обучения, методы работы, организация и проведение занятий.
Выпускники учреждений среднего профессионального образования (СПО) кроме специальной подготовки должны освоить общепрофессиональную дисциплину «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ). Новые требования ФГОС ставят перед преподавателем ряд проблем по обеспечению качественного обучения учащихся и студентов, в целом [2, 7], по предмету ОБЖ, - в частности [1, 3-4].
Первая проблема
На уроках по чрезвычайным ситуациям (ЧС) природного и техногенного характера необходимо, чтобы студенты поняли, что безопасность человека во многом зависит от уровня культуры безопасности, т. е. осведомленности о возможных бедствиях, правилах действий в ЧС, готовности противостоять опасностям, которые подстерегают нас в природе, в городских условиях - повсюду, где мы живем, трудимся, отдыхаем. Необходимо осознавать, что оценки по ним выставляет жизнь и «пятерка» - это спасение, а «двойка» - беда.
Зуев Алексей Михайлович - кандидат технических наук, почётный работник среднего профессионального образования РФ, преподаватель ОБЖ, Московский областной профессиональный колледж.
E-mail: [email protected]
5(21)2014 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
Организацию и проведение занятий по ЧС природного и техногенного характера, выбор форм, методов и средств обучения необходимо осуществлять исходя из специфики содержания изучаемых тем, возрастных особенностей и учёта для данного района негативного характера природных явлений и наличия опасных производств в регионе.
Основным вкладом предмета ОБЖ в достижение целей ФГОС становится формирование у студентов умения применять полученные знания в повседневной жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социальноэкономических и экологических процессов и явлений, приобретение опыта адаптации к условиям окружающей среды, экологически сообразного поведения в ней и обеспечения безопасности.
Перечислим основные ЧС природного и техногенного характера, присущие для Подмосковья: метеорологические и гидрологические опасные явления, лесные и торфяные пожары, аварии с выбросом радиоактивных и химических опасных веществ. В частности, при анализе конкретного ситуационного задания на уроке, например, с возможным разливом радиоактивных отходов в городе при транспортировке до места захоронения в организацию «Радон» позволяет в ходе обсуждения выработать студентам безопасные действия. Полезны для рассмотрения ситуационные задания - аварии на объектах, использующих хлор в пос. Скоропусковский или аммиак в дер. Наугольное с целью проверки действий обучающихся: остаются на месте в кабинете ОБЖ на втором этаже, поднимаются на четвертый этаж или опускаются в подвал.
Гражданская оборона - раздел программы ОБЖ для подробного изучения всех шести поражающих факторов ядерного взрыва, включая электромагнитный импульс и
сейсмовзрывные волны. Уроки Чернобыля, Фукусимы должны нас учить правильным действиям в подобных ситуациях в мирное время. Контроль знаний безопасных действий осуществляется через составление синквейна, решение типовых задач и тестирование. Изучение дезактивации, дегазации и дезинфекции обязательно проводится с привлечением знаний из области химии, физики, математики.
Вторая проблема
Одной из основных задач современности стало обеспечение безопасности дорожного движения. Около 75 % всех аварий на автомобильном транспорте происходит из-за нарушения водителями правил дорожного движения. Особенность дорожно-
транспортного происшествия (ДТП) состоит в том, что 80 % раненых погибает в первые три часа из-за обильных кровопотерь, т. к. подготовка инспекторов ГИБДД, населения и водителей в оказании первой медицинской помощи оставляет желать лучшего. Вот почему смертность от ДТП В России в 10-15 раз выше, чем во всём мире. Перед выходом студентов на практические занятия по вождению мы проводим факультативное практическое занятие по теме «Безопасная езда на автомобиле», включая анализ причин ДТП, тормозных качеств, условий заноса и опрокидывания транспортного средства [5-6].
Своевременно оказанная и правильно проведенная первая помощь подчас не только спасает жизнь пострадавшему, но и обеспечивает его дальнейшее успешное лечение, предупреждает развитие тяжелых осложнений. Эффективность помощи оценивается по величине предотвращения смертности: если ее оказывают через 30 мин. после воздействия, то осложнения уменьшаются в два раза, через один час осложнения уменьшаются на 30 %. А сколько зрителей в это время сто-
5(21)2014 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
ит около пострадавшего и беспомощно переминается с ноги на ногу? Большинство!
В конечном счёте, роль предмета ОБЖ в ближайшем будущем (по ФГОС нового поколения) - владение практическими навыками по оказанию первой помощи пострадавшим всеми выпускниками образовательного учреждения: потеря сознания, обильное кровотечение, отсутствие дыхания, переломы конечностей и т. п. Напрашивается вопрос: «Где эти навыки приобретать?» В связи с этим, мы считаем необходимым обратиться к Министерству образования и науки РФ с предложениями. Для выполнения требований стандартов ФГОС нового поколения необходимо централизованно обеспечить кабинеты ОБЖ всех образовательных учреждений техническими и информационными средствами обучения - робот-тренажёр «Витим» или «Илюша» с соответствующим программным обеспечением, что позволит выпускнику образовательного учреждения наряду с дипломом получить удостоверение о праве оказания первой медицинской помощи (например, выдача ГИБДД прав автовладельцам)1.
Третья проблема
Еще один аспект изменений в практике преподавания — это готовность преподавателя к широкому внедрению информационнокоммуникативных технологий, работа с электронными продуктами. Издательство «Просвещение» перешло на выпуск учебников с электронным приложением, потому что этого требует ФГОС. Переход на новый стандарт осложнен тем, что часть преподавателей слабо владеет ИКТ. А у молодых учителей
1 С полным перечнем учебного оборудования и технических средств обучения по предмету ОБЖ можно познакомиться на сайте www.fondedinstvo.ru
наблюдается бездумное, бессистемное использование компьютерных технологий.
Какие дополнительные возможности для педагогов появляются в связи с развитием информационно-коммуникативных технологий? Это применение в учебном процессе интерактивных моделей природных и общественных явлений и процессов, использование электронных карт, электронных вариантов тестирования и выполнения практических работ, активное использование ресурсов сети Интернет. По ОБЖ таких ресурсов особенно много. Применение компьютера на уроках -не дань моде, не способ переложить на него многогранный творческий труд преподавателя, а действенное средство интенсификации образовательного процесса, активизации познавательной деятельности учащихся, повышения их мотивации к изучению ОБЖ и эффективности урока.
Четвёртая проблема
ФГОС не определяет количество учебных часов по предметам. Поэтому нужно полностью перестраивать методы работы -делать их практико-ориентированными, познавательными, переходить на сотрудничество со студентами. Выход один - необходимо ребят заинтересовать, убедить, увлечь. Заинтересовать обучающегося предметом можно через внеаудиторную работу, проектную деятельность, участие в открытых уроках и конференциях, написание рефератов, докладов и др.
Проектная деятельность - это возможность развития способности студентов определять дальнюю и ближнюю перспективу, находить ресурсы, намечать план и достаточно долго удерживать цель действий, оценивать результат, соотносить его с поставленной целью. Проектный тип мышления - это залог дальнейшего успеха в жизни. Учебные проекты по ОБЖ могут готовиться в рамках
5(21)2014
www.vestnik.nspu.ru
ISSN 2226-3365
любого курса, при этом их тематика должна быть привязана к изучаемому материалу. По мере освоения содержания и приобретения навыков на изучаемом материале студенты могут разрабатывать самые разнообразные типы проектов: интеллектуально-
эвристические, практико-внеаудиторные, ориентированные, творческие, аналитические, исследовательские и т. д.
В МОПК в течение пяти лет функционируют рабочие проекты: «Здоровый образ жизни», «Город - источник опасностей: аварии, криминал, экология», «Военнопатриотическая тематика»; проводятся КВН, заседания клуба знатоков ОБЖ; экскурсии по военно-патриотической тематике в городах Ярославль, Рязань, Москву (музей Вооружённых сил), Бородинское поле с выходом некоторых работ студентов на Всероссийские конкурсы: «Национальное достояние России», «ЮНЭКО», «Меня оценят в XXI веке», «Патриот России», 17 наших студентов стали лауреатами [5].
Пятая проблема
Практика проведения пятидневных летних сборов на базе войсковых частей в соответствии с приказом Министра обороны РФ № 96 и Министерства образования и науки РФ от 24 февраля 2010 года показывает, что в современных условиях войсковые части, количество которых значительно сократилось, отказываются согласовывать программу сборов с образовательными учреждениями, аргументируя тем, что не способны обеспечить выполнение её в необходимом объёме из-за отсутствия кадров, материальной базы, казарменных помещений для размещения студентов в количестве двух рот одновременно.
Летние сборы необходимо проводить в специально созданных при действующих войсковых частях региональных учебных центрах
[6]. Количество и места дислокации таких центров должны определить Министерство образования области совместно с Министерством обороны. Сборы целесообразно проводить для всех образовательных учреждений области в течение всего учебного года (по графику). Создание региональных учебных центров позволит: улучшить и скоординировать учебный процесс (главное - его практическую составляющую), упростить и повысить эффективность целевого финансирования; повысить ответственность учебных центров за подготовку допризывников.
Современный во многом формальный процесс проведения летних сборов без создания выездной лагерной атмосферы не устраивает никого. Использование региональных учебных центров позволит превратить данные сборы в действенные практические занятия по подготовке будущих защитников Отечества. Учебно-материальная база для проведения пятидневных учебных сборов на базе региональных учебных центров должна включать: музей боевой славы воинской части; классы тактической подготовки и по общевойсковым уставам; строевой плац, огневая штурмовая полоса и стрельбище (тир); химический и инженерный городок; полигон с тактической полосой; штатная боевая техника и стрелковое оружие с боеприпасами.
За последние годы был принят целый ряд государственных законодательных и нормативных актов, в которых в той или иной степени затронуты вопросы образования в области безопасности и военнопатриотического воспитания подрастающего поколения2. И, тем не менее, несмотря на осознание в обществе необходимости формирования культуры безопасности, ещё многие преподаватели жалуются на плохое отноше-
2 Распоряжение Правительства РФ № 134-рг от 03.02.2010 г.
© 2011-2014 Вестник НГПУ
Все права защищены
5(21)2014 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
ние к предмету со стороны отдельных руководителей образовательных учреждений и местных чиновников. Качество обучения студентов основам военной службы и безопасности в рамках предмета ОБЖ не может быть высоким без должного финансирования и создания современной учебно-материальной базы, постоянного кадрового обеспечения летних сборов в том числе.
ФГОС нового поколения ставит перед преподавателями ОБЖ важные и серьёзные задачи опережающего качественного обучения учащихся и студентов: от приоритета защиты в сложившихся ситуациях к приоритетному предотвращению этих ситуаций, устранению причин угроз, обеспечению безопасности своей жизнедеятельности, и решать их надо по государственному.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Айзман Р. И. Здоровье педагогов и обучающихся - ключевая задача современной школы // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета - 2012. - № 3. -С.24-35
2. Айзман Р.И., Казин Э.М., Федоров А.И., Шинкаренко А.С. Проблемы и задачи здоровьесберегающей деятельности в системе образования на современном этапе // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета - 2014. - № 1. - С. 9-17
3. Айзман Р. И., Королёв В. А. Значение курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в современной подготовке школьников // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - № 7. -С.210-215.
4. Епоян Т.Г., Плахутина Ю.Б. Фактологический обоснованный подход к профилактическому образованию // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. -2012. - №5. - С. 5-13.
5. Зуев А. М. Проектная деятельность в образовательном процессе // ОБЖ. Основы безопасности жизни. - № 1. - 2014. - С. 36-41.
6. Зуев А. М. Учебные сборы в Сергиев Посадском районе // ОБЖ. Основы безопасности жизни. - № 7. - 2011. - С. 8-11.
7. Смолеусова Т.В. Проблемы реализации требований ФГОС НОО на уроке и внедрение инноваций // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. -2012. - № 6. - С. 5-10.
Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin
2014, Vol. 4, No. 5 http://en.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
DOI: 10.15293/2226-3365.1405
Zuev Aleksey Mikhaylovich, Candidate of Technical Sciences, Honorable worker secondary professional education of Russian Federation, Instructor of basics of safety of life, Moscow provincial professional college, Sergiev Posad, Russian Federation.
E-mail: [email protected]
THE VITAL PROBLEMS OF THE TEACHING OF OBJECT BASICS OF SAFETY OF LIFE IN LIGHT OF THE REQUIREMENTS STATE FEDERAL EDUCATIONAL STANDARD
Abstract
In the article are analyzed the basic problems of the teaching of object basics of safety of life in light of the requirements State Federal Educational Standard. Purpose of article - to isolate and to describe the basic problems of the teaching basics of safety of life in the school at the contemporary level of the development of formation. It is noted that under the contemporary conditions for instruction basics of safety of life it is possible to isolate five basic problems: the first problem concerns organization and conducting occupations according to the extraordinary situations of natural and technogenic nature; the second - revision of the content within the division ofproviding safety of road motion; the third - introduction of information communication line technologies; the fourth - methods of operation must be practice oriented, cognitive and the fifth - summer collections must be carried out in the specially created with the acting troop units regional training centers. State Federal Educational Standard of new generation poses before the instructors of basics of safety of life the important and serious problems of the anticipating qualitative instruction of students and students.
Keywords
State Federal Educational Standard, the problem of teaching basics of safety of life, the contemporary conditions for instruction, methods of operation, organization and conducting occupations
REFERENCES
1. Aizman R.I. Health of teachers and schoolchildren is a key problem of modern school. Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin, 2012, no. 3, pp. 24-35. (In Russian)
2. Aizman R.I., Kazin E.M., Fedorov A.I., Shinkarenko A.S. Problems and aims of health care activity in the education system at the present stage Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin, 2014, no. 1, pp. 9-17. (In Russian)
3. Aizman R. I., Korolev V. A. Meaning of course “Basic Life” in the modern preparation of students. Siberian Education Journal. 2012, no. 7, pp. 210-215. (In Russian)
4. Yepoyan T. A., Plahutina Yu. B. The factological proved approach to preventive education and use of information-communication technologies in informal education. Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin, 2012, no. 5, pp. 5-13. (In Russian)
5. Zuev A. M. Design activity in the educational process. Bases of Life Safety, no.1, 2014, pp. 36-41. (In Russian)
Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin
2014, Vol. 4, No. 5 http://en.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
6. Zuev A.M. The training assemblies in Sergius Posadskiy region. Bases of Life Safety, no.7, 2011, pp. 8-11. (In Russian)
7. Smoleusova T.V. Problems of implementation of the requirements of Federal State Educational Standards primary education in class and innovation. Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin, 2012, no. 6, pp. 5-10. (In Russian)
© 2011-2014 Bulletin NSPU All rights reserved