M.: Moscow University of the MIA of Russia named after V.J. Kikot, 2014.
3. GalsanovB.C. the International legal principles of application of special means by the police of Russia. The law and the law. 2015. No. 9. S. 140—141.
4. Klimkina E.V. To the question about the concept and peculiarities of disciplinary responsibility in administrative law and Legal idea. 2013. No. 5 (5).
5. Shurunova D.N. Features of state coercion implemented in respect of foreign citizens and
УДК 342.951 ББК 67.401.133
ПРИМЕНЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ САНКЦИЙ ЗА КОРРУПЦИОННЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ
ДИАНА НИКОЛАЕВНА ШУРУХНОВА,
профессор кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,
кандидат юридических наук, доцент E-mail: diana_shu@inbox.ru; ЕЛЕНА ОЛЕГОВНА БОНДАРЬ, доцент кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,
кандидат юридических наук, доцент E-mail: bondar_elena@mail.ru
Научная специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс
Рецензент: доктор юридических наук С.А. Сойников
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Применение административной ответственности рассматривается как эффективный механизм в борьбе с коррупцией. Представлена система административных правонарушений, которые могут быть отнесены к коррупционным. Указывается на необходимость предусмотреть в качестве меры наказания за совершение коррупционных правонарушений дисквалификацию. Подчеркивается, что административная ответственность юридических лиц за совершение коррупционных правонарушений является новым и чрезвычайно важным направлением антикоррупционной работы.
Ключевые слова: коррупция, противодействие коррупции, административная ответственность, дисквалификация, незаконное вознаграждение от имени юридического лица.
Abstract. In applying administrative responsibility is considered as an effective mechanism in the fight against corruption. The system of administrative offences, which can be attributed to corrupt. Identified the need to include as a punishment for corruption offences disqualification. It is emphasized that the administrative liability of legal persons for corruption offences is a new and extremely important area of anti-corruption work.
Keywords: corruption, fighting corruption, administrative responsibility, disqualification, illegal remuneration on behalf of a legal entity.
individuals without citizenship. In the collection: Administrative and legal regulation of law enforcement: theory and practice 2013. P. 173—181.
1 См., например, Федеральный закон от 24июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».Собрание законодательства РФ, 28.06.1999, № 26, ст. 3177.
2 Подобные мероприятия могут выражаться в качестве призывов, отчетов, рекомендаций, предложении выбора варианта поведения, приведения примеров, информирования, оценки поведения, высказанного мнения, общественного суждения и пр.
В современном мире коррупция представляет собой реальную угрозу для стабильности и безопасности общества, способную подорвать демократические институты и ценности, нанести ущерб устойчивому развитию и правопорядку.
Следует подчеркнуть, говоря о сегодняшних проблемах противодействия коррупции, что в настоящее время различные органы государственной власти, совместно с институтами гражданского общества проделали большую работу по формированию правовых механизмов противодействия коррупции. Так, принят и действует Федеральный закон «О противодействии коррупции»1, реализуются мероприятия в рамках Национального плана противодействия коррупции2.
В органах государственной власти и управления, как на федеральном, так и на региональном уровне принимаются различные нормативные правовые акты, предписания которых направлены на противодействие коррупции, реализуются различные антикоррупционные институты3.
25 ноября 2015 г., в Генеральной прокуратуре Российской Федерации под председательством Генерального прокурора Российской Федерации Юрия Чайки состоялось Координационное совещание руководителей правоохранительных органов Российской Федерации, на котором обсуждались вопросы состояния и организации работы правоохранительных органов Российской Федерации по выполнению мероприятий Национального плана противодействия коррупции на 2014—2015 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 апреля 2014 г. № 226. На совещании было отмечено, что в 2014—2015 гг. основные усилия правоохранительных органов по борьбе с коррупцией были сосредоточены на выявлении правонарушений в наиболее подверженных коррупции сферах: управления государственным имуществом, земельных правоотношений, разрешительных процедур, при проведении государственных закупок, контрольно-ревизионной и правоохранительной деятельности.
За 2014 г. правоохранительными органами выявлено свыше 32,2 тыс. преступлений коррупционной направленности. В первом полугодии 2015 года зарегистрировано более 20,3 тыс. таких преступлений. Отмечается изменение структуры коррупцион-
ной преступности, смещены акценты на борьбу с наиболее значимыми и опасными деяниями. Благодаря слаженной работе уполномоченных органов в первом полугодии 2015 года выявлено больше фактов взяточничества, особенно совершенных организованными группами, в крупном и особо крупном размерах, возросли суммы выявленных взяток.
Существенно возросла эффективность работы прокуроров по возмещению причиненного коррупционными правонарушениями материального ущерба (в 2014 году сумма предъявленных исковых требований увеличилась в 2,7 раза, в первом полугодии 2015 года — на 58,1%). Вместе с тем принятые меры нельзя назвать исчерпывающими, поскольку уровень коррупционной преступности в России продолжает оставаться высоким, а возникающие в практической деятельности проблемы требуют корректировки работы правоохранительных органов4.
Деятельность по противодействию коррупции организуется как на федеральном, так и на региональной уровнях. В целях обеспечения единой государственной политики в сфере противодействия коррупции указом Президента РФ5 утверждены Типовое положение о комиссии по координации работы по противодействию коррупции в субъекте Российской Федерации, Типовое положение о подразделении федерального государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а также Типовое положение об органе субъекта Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений.
В основе большинства публично-правовых споров лежат коррупционные правонарушения должностных лиц органов власти и управления. Коррупционные правонарушения нарушают конституционные права граждан в сфере образования, здравоохранения, социального обеспечения, подрывают правовую основу государственной и муниципальной службы, а также создают угрозу общественной и национальной безопасности. Кроме того, коррупционные правонарушения снижают уровень добросовестной конкуренции, а также качество предоставляемых услуг как публично-правового, так и частноправового характера.
Административно-деликтное законодательство является эффективным механизмом противодей-
ствия коррупции. В КоАП РФ содержится ряд статей, устанавливающих административную ответственность за нарушения в указанной сфере.
В соответствии со ст. 5.39 и 5.59 КоАП РФ, должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности за непредставление информации гражданину и (или) организации или за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан.
КоАП РФ относит к административным правонарушениям, которые могут быть причислены к коррупционным, составы, предусмотренные: ст. 5.16 (подкуп избирателей, участников референдума), ст. 5.17 (непредставление или неопубликование отчета, сведений о поступлении и расходовании средств, выделенных на подготовку и проведении выборов, референдума или иную выборную должность), ст. 5.18 (незаконное использование денежных средств при финансировании избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума), ст. 5.19 (использование незаконной материальной поддержки при финансировании избирательной кампании, кампании референдума), ст. 5.20 (незаконное финансирование избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, кампании референдума, оказание запрещенной законом материальной поддержки, связанные с проведением выборов, референдума выполнение работ, оказание услуг, реализация товаров бесплатно или по необоснованно заниженным (завышенным) расценкам), ст. 5.21 (несвоевременное перечисление средств избирательным кампаниям, комиссиям референдума, кандидатам, избирательным объединениям, инициативным группам по проведению референдума, иным группам участников референдума), ст. 19.28 (незаконное вознаграждение от имени юридического лица), а также и нормативными правовыми актами субъектов РФ, устанавливающими административную ответственность за коррупционные правонарушения.
Ряд ученых к числу коррупционных правонарушений также относит, составы, предусмотренные ст. 14.9 (ограничение конкуренции органами власти, органами местного самоуправления), ст. 14.35 (нарушение законодательства о государственном када-
стровом учете недвижимого имущества и кадастровой деятельности), ст. 15.14 (нецелевое использование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов), ст. 15.21 (использование служебной информации на рынке ценных бумаг)6.
Отнесение вышеперечисленных составов административных правонарушений к числу коррупционных является весьма условным. Предлагает, в этой связи, по примеру некоторых государств — участников СНГ, выделить в КоАП РФ отдельную главу, посвященную административным коррупционным правонарушениям'.
Для усиления консолидированного воздействия на различные формы проявления коррупции в органах власти и управления необходимо использовать весь арсенал уже имеющихся административных санкций, которые могут быть применены за административные правонарушения коррупционной направленности. Дисквалификация государственного и муниципального служащего является эффективным способом превенции административных правонарушений, т.к. он исключает субъекта (государственного и муниципального служащего) из определенной сферы общественных отношений и лишает его фактической и юридической возможности совершить аналогичное правонарушение8.
Применение дисциплинарной ответственности к государственным и муниципальным служащим за возникновение конфликта интересов не всегда может решить те задачи, которые должны решать применяемые санкции. Так, например, расторжение с государственным служащим служебного контракта по инициативе представителя нанимателя. Применение же дисквалификации соответствует целям административного законодательства и обеспечивает применение меры административной ответственности, адекватной совершенному правонарушению и личности правонарушителя гражданина, осуществляющего управление процессами, имеющими значение для общества9.
Сфера административной ответственности юридических лиц за совершение коррупционных правонарушений является новым и чрезвычайно важным направлением антикоррупционной работы.
Статья 19.28 КоАП РФ устанавливает административную ответственность юридических лиц за незаконное вознаграждение от имени юридическо-
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
го лица. Согласно положениям статьи 26 Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции каждое государство-участник принимает такие меры, какие, с учетом его правовых принципов, могут потребоваться для установления ответственности юридических лиц за участие в преступлениях, признанных таковыми в соответствии с данной Конвенцией.
Реализацией названных норм явилось введение института административной ответственности юридических лиц за совершение коррупционных правонарушений.
Административная ответственность юридических лиц за коррупцию была введена в КоАП РФ Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции».
Статья 19.28 КоАП РФ предусматривает ответственность за незаконные передачу, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу либо лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу или должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в его интересах действия (бездействия), связанного с занимаемым ими служебным положением. В дальнейшем объективная сторона данного правонарушения была расширена двумя квалифицирующими признаками — крупный и особо крупный размеры совершенных действий.
Эффективное осуществление деятельности по противодействию коррупции возможно только с использование разноплановых правовых механизмов, направленных на совершенствование нормативной базы и правоприменительной деятельности правоохранительных органов в указанной сфере.
Важная роль в борьбе с коррупцей принадлежит межведомственному взаимодействию правоохра-
нительных органов, которые нуждаются в дальнейшем совершенствование.
Литература
1. Василенко Г.Н. Административно-правовой субинститут антикоррупционного декларирования// Административное и муниципальное право. 2015. № 5. С. 502—505.
2. Илий С.К. Административные правонарушения коррупционной направленности // Административное и муниципальное право, 2015, № 5. С. 460—468.
3. Комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях/ Под общей редакцией Э.Г. Липатова и С.Е. Чаннова // Система ГАРАНТ, 2007.
4. ЛипинскийД.А. Проблемы юридической ответственности. СПб., 2003. С. 274.
References
1. Vasilenko G.#.Administrative and legal subinstitute anti-corruption Declaration//Administrative and municipal law. 2015. No. 5. P. 502—505.
2. Eli S.K. Administrative corruption offences // Administrative and municipal law, 2015, No. 5. C. 460—468.
3. A comment to the Code about administrative offenses/ Under the General editorship of E.G. Lipatov and S.E. Cannova // System GARANT, 2007.
4. Lipinski D.A. legal responsibility. St. Petersburg, 2003. S. 274.
1 Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 (ред. от 28.12.2013) «О противодействии коррупции».
2 Указ Президента РФ от 11 апреля 2014 г. № 226 (ред. от 15.07.2015) «О Национальном плане противодействия коррупции на 2014 - 2015 годы».
3 Например: Василенко Г.Н. Административно-правовой субинститут антикоррупционного декларирования // Административное и муниципальное право. 2015. № 5. С. 502—505.
4 http://genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-972030/
5 Указ Президента РФ от 15 июля 2015 г. № 364 «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции».
6 Илий С.К. Административные правонарушения коррупционной направленности // Административное и муниципальное право, 2015, № 5. С. 460—468.
7 Илий С.К. Административные правонарушения коррупционной направленности // Административное и муниципальное право, 2015, № 5. С. 460—468.
8 См.: Липинский Д.А. Проблемы юридической ответственности. СПб., 2003. С. 274.
9 См.: Комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях/ Под общей редакцией Э.Г. Липатова и С.Е. Чаннова // Система ГАРАНТ, 2007.