Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ АДДИТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНИКЕ'

ПРИМЕНЕНИЕ АДДИТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНИКЕ Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
53
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
аддитивные технологии / ракетостроение / 3D-печать / additive technologies / rocket engineering / 3D-printing

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Т А. Федченко, Н А. Данилов, Я А. Халеков, М И. Толстопятов

Рассмотрены основные области применения аддитивных технологий в ракетно-космической техники и компании , использующие в своих разработках 3d-печать.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF ADDITIVE TECHNOLOGIES IN ROCKET AND SPACE ENGINEERING

The main areas of additive technology in the rocket and space technology and companies using in their developments 3d-printing are considered.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ АДДИТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНИКЕ»

УДК 629.78(062)

ПРИМЕНЕНИЕ АДДИТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНИКЕ

*

Т.А. Федченко , Н.А. Данилов, Я.А. Халеков Научный руководитель - М.И. Толстопятов

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: fedchenkol [email protected]

Рассмотрены основные области применения аддитивных технологий в ракетно-космической техники и компании, использующие в своих разработках 3d-печать.

Ключевые слова : аддитивные технологии, ракетостроение, 3D-печать.

APPLICATION OF ADDITIVE TECHNOLOGIES IN ROCKET AND SPACE ENGINEERING

T.A. Fedchenko*, N.A. Danilov, Y.A. Khalekov Scientific supervisor - M. I. Tolstopyatov

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: fedchenkol [email protected]

The main areas of additive technology in the rocket and space technology and companies using in their developments 3d-printing are considered.

Key words : additive technologies, rocket engineering, 3D-printing.

В настоящее время происходит они освоение аддитивных технологий, в частности, в применении 3D-принтеров. Аддитивное производство (Additive Manufacturing) - это создание изделий, основанное на поэтапном добавлении материала на основу в виде плоской платформы или осевой заготовки. В самом термине «аддитивность» (от лат. additivus -прибавляемый) заложен основной принцип этого процесса. Такой способ изготовления также называют «выращиванием» из-за послойного создания изделия [1].

Существует несколько инновационных видов аддитивных технологий:

1.FDM (Fuseddepositionmodeling) - изделие формируется послойно из расплавленной пластиковой нити;

2.CJP (ColorJetprinting) - единственная в мире 3d полноцветная печать с принципом склеивания порошка, состоящего из гипса;

3.SLS (SelectiveLaserSintering) - технология лазерного запекания, при которой образуются особо прочные объекты любых размеров;

4.MJM (MultiJetModeling) многоструйное 3d моделирование с использованием фотополимеров и воска;

5.SLA (LaserStereolithography) - с помощью лазера происходит послойное отвердевание жидкого полимера [2].

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2022. Том 1

Аддитивные технологии позволяют сделать монолитную камеру сгорания с внутренними каналами, но для обеспечения хорошего охлаждения конструкции ЖРД необходимо использовать медный сплав, который обладает более высоким коэффициентом теплопроводности по сравнению с жаропрочным никелевым сплавом. Исходя из этого можно сделать вывод, что проектирование камеры сгорания для обеспечения заданных температурных характеристик конструкторы сделали ее корпусдвойным: внутренний корпус изготавливается из медного сплава GRCop-84 и имеет каналохлаждения, а внешняя рубашка, несущая силовую нагрузку, изготовлена из жаропрочного сплава Inconel 625.

Таким образом, благодаря аддитивным технологиям удалось снизить количество изготавливаемых деталей при производстве турбонасосного агрегата в 2 раза по сравнению страдиционным методом изготовления [3].

В настоящее время аддитивные технологии повсеместно применяются в ракетно-космической технике. Одним из примеров является корпорация LockheedMartin (США). Данная корпорация успешна внедрила детали, полученные с использованием метода аддитивных технологий на примере создания кронштейнов для космического корабля «Юнона» Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА) США, который в настоящее время выполняет свою миссию на орбите планеты Юпитер (3). Также, компания AerojetRocketdyne (США) использовала аддитивные технологии для изготовления инжектора ракетного двигателя.

Компания AuroraFlightSciences (США) построила и провела летные испытания беспилотного летательного аппарата для оценки его аэродинамических свойств перед запуском данного изделия в серийное производство. Этот подход позволил запустить инновационные структурные механизмы, которые не были возможны с использованием традиционных технологий.

Область применения аддитивных технологий не обошла стороной и НАСА. В НАСА активно проводятся работы по внедрению в ракетно-космическую отрасль аддитивных технологий. Имеется положительный опыт успешного испытания ракетного двигателя, работающего на компонентах «кислород — водород» тягой 9 т, полностью напечатанного с помощью технологии SLP. Данный вид двигателя предполагается использовать для посадки, движения в космосе и в верхних ступенях ракет.Помимо испытаний данного вида двигателя НАСА проводило испытания напечатанного на ЗБ-принтере турбонасосного агрегата, работающего со скоростью 90 000 оборотов в минуту, для ракетного двигателя в Космическом центре Маршалла в штате Алабама. Незадолго до начала проведения этих испытаний специалисты НАСА провели испытания серии деталей, напечатанных на ЗБ-принтере, которые составили около 75 % комплектующих, необходимых для создания ракетного двигателя. Были протестированы вместе турбонасосы, инжекторы и клапаны, что позволило сделать вывод о том, что ЗБ-печать двигателя возможна. Данное испытание подтвердило преимущества использования аддитивных технологий в целях экономии и упрощения процесса создания необходимых деталей. В настоящее время НАСА использует аддитивные технологии практически во всех сферах марсианской миссии, в частности для создания прототипов и образцов деталей и изделий, производства деталей в космосе, изготовления, комплектующих двигателя корабля в рамках марсианской миссии [4].

Одной из организация, обладающих наибольшим опытом в применении деталей, отпечатанных на ЗБпринтере, является компания RocketLab, базирующаяся в Новой Зеландии и в США. Компания RocketLab сегодня лидирует среди компаний, запускающих небольшие спутники, благодаря своей ракете Electron. До сих пор были произведены успешные запуски шести таких ракет - каждая из которых снабжена девятью двигателями Rutherford, созданными, в основном из полученных на 3d принтерах металлических деталей. Кроме того, на борту этих ракет имеется и ряд других элементов, полученных по технологии 3d печати [5].

В настоящее время существует Студенческий технологический инкубатор СибГУ в Красноярске, в котором происходит реализация проектов студентов по SD-печати различных деталей. Также там происходит исследование характеристик, параметров и самой физики процессов аддитивных технологий. На данный момент там происходит печать камеры сгорания и форсуночных головок, в перспективе будет происходить печать узлов и деталей ракетно-космической техники. Помимо исследований инкубатор занимается улучшением параметров, физических свойств, химического состава и прочностных характеристик. Данные исследования и улучшения производятся для того, чтобы аддитивные технологии не уступали традиционным методам производства.

Исходя из выше перечисленного, можно сделать вывод, что в настоящее время применение аддитивных технологий происходит повсеместно. Многие компании внедряют использование аддитивных технологий в свое производство, тем самым упрощая процесс создания деталей. В будущей при помощи аддитивных технологий возможно будет создание всего двигателя только одним видом производства, что является перспективным развитием данных технологий.

Библиографические ссылки

1. Аддитивные технологии в действии [Электронный ресурс]. URL: https://rostec.ru/news/additivnye-tekhnologii-v-deystvii/ (Дата обращение 23.02.2022).

2. Аддитивные технологии - что это такое и где применяются [Электронный ресурс]. URL: https://old.sk.ru/news/b/press/archive/2019/09/18/additivnye-tehnologii-_1320_-chto-eto-takoe-i-gde-primenyayutsya.aspx (Дата обращения 23.02.2022).

3. Федченко Т. А. Преимущества использования аддитивных технологий в ракетостроении// Актуальные проблемы авиации и космонавтики: в 3 т.. Т.1 / под. общ. ред. Ю.Ю. Логинова; Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2021. С.249-250.

4. Применение аддитивных технологий в производстве изделий ракетно-космической техники [Электронный ресурс]. URL: https://studme.org/396203/tehnika/primenenie_ additivnyh tehnologiy proizvodstve izdeliy raketno kosmicheskoy tehniki (Дата обращения 23.02.2022).

5. RocketLab: Небольшая фирма, начавшая революцию 3d печати в космосе [Электронный ресурс]. URL: https://3d-daily.ru/engineering/rocket-lab-revolution-3dp.html(Дата обращения 25.02.2022).

© Федченко Т.А., Данилов Н.А., Халеков Я. А., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.