Математическое и программное обеспечение вычислительных машин, комплексов ...
The analysis of the activities of specialists in airborne training for laying the canopy of the parachute system is carried out. The description of the informational basis of the specialist's activity and its structure is presented. A model of information activity on packing was created with the possibility of using it in creating a simulator for packing a canopy of parachute systems.
Key words: landing of cargo, information basis of activity, model of activity, hypernets.
Mordakin Boris Yurievich, candidate of military sciences, doctoral student of the research department, mbouramail. ru, Russia, Ryazan, Ryazan guards higher airborne order of Suvorov, red banner command school named after General of the army V. F. Margelov
УДК 629.3.072.8
ПРИМЕНЕНИЕ 3Б-МОДЕЛЕЙ ОБЪЕКТОВ ВООРУЖЕНИЯ И ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ОПЕРАТОРОВ ПТРК
А.Л. Дружинин, И.П. Жабин
Предложен вариант использования масштабных 3-D моделей объектов вооружения и военной техники для подготовки операторов противотанковых ракетных комплексов (ПТРК). Использование 3-D моделей позволяет производить отработку практических вопросов по поиску, распознаванию и обстрелу учебных целей во всём диапазоне дальностей применения ПТРК «Корнет».
Ключевые слова: подготовка операторов ПТРК, 3-D модель, поиск, распознавание и обстрел целей.
Эффективность боевого применения ПТРК в различных условиях: современного боя во многом определяется уровнем обученности операторов [1]. Анализ современных тенденций развития ПТРК и результаты исследований, проводимых в данной предметной области, показывают возрастание объема и роли общих знаний оператора в алгоритме боевого функционирования, которые включают знание основ боевых действий артиллерийских подразделений, визуального отображения бронеобъектов вероятного противника, умение действовать в сложных и нештатных ситуациях и многое другое [2].
При этом очень часто в процессе обучения операторов ПТРК возникают проблемы, связанные с недостаточным количеством учебно-тренировочных средств, а также невозможностью оборудования учебных позиций для тренировок операторов поиску, распознаванию и сопровождению реальных целей во всём диапазоне дальностей стрельбы комплекса.
Для решения данных проблем специалистами Центра подготовки специалистов АО «КБП» был разработан, изготовлен и внедрен в практику обучения мобильный комплект учебных средств для подготовки операторов ПТРК включающий:
масштабные макеты целей;
планшеты для тренировки распознавания целей и определения дальности до
них;
учебно-тренировочные карты;
персональный компьютер (планшет) с учебными материалами занятий.
Набор масштабных макетов объектов вооружения и военной техники используется для тренировки операторов ПТРК в поиске, распознавании целей и определении дальности до них.
В качестве прототипов для масштабных макетов были выбраны получившие наибольшее распространение объекты бронетанкового вооружения и колесной военной техники: танки «Абрамс» (США), «Леопард» (ФРГ), «Леклерк» (Франция), «Меркава»
(Израиль), Т-64 (СССР); боевая машина пехоты БМП-3 (Россия); командно-штабная машина БМП-1КШ (СССР); образцы колесной техники - автомобили 3ил-130 и «Хам-мер».
Для разработки 3-D моделей данных объектов использовался программный пакет «SolidWorks» (рис. 1), а их прототипирование осуществлялось на 3D-принтере «STRATASYS» серии F123.
Дяшоижи ----------- - — 'I Р-&-И-В- -Я-1Б®:® ------ а- 7 - _ а X
с с « jL. Z"®'^' ® Р *-----— I l --- ш I®.
. ~~ о-О
Рис. 1. 3D модель танка «Абрамс»
После изготовления на масштабные макеты было нанесено соответствующее камуфлирующее окрашивание и защитное покрытие для обеспечения использования их в условиях жаркого климата при высокой солнечной активности (рис. 2).
а б в
Рис. 2. Масштабные модели танков: а — «Леопард»; б — «Меркава»; в — «Абрамс»
С целью обеспечения возможности моделирования обстрела подвижных целей была изготовлена подвижная радиоуправляемая платформа для размещения на ней масштабных макетов. Данная платформа позволяет моделировать движение модели в боковом, фронтальном и диагональном направлениях относительно позиции пусковой установки (рис. 3).
Разработанные масштабные макеты целей позволяют даже в условиях ограниченного пространства производить качественную отработку следующих учебных вопросов с операторами ПТРК: поиск и распознавание целей, определение дальности до цели, сопровождение подвижной цели, обстрел неподвижных и подвижных целей, находящихся на различных дальностях, выбор приоритетных целей для первоочередного поражения, обстрел групповых целей, в том числе и при движении в колонне.
Одним из отрабатываемых при подготовке операторов ПТРК вопросов является определение ориентировочной дальности до цели, которое осуществляется по даль-номерной шкале визирной сетки прицела-прибора наведения пусковой установки (рис. 4).
Математическое и программное обеспечение вычислительных машин, комплексов
Рис. 3. Подвижная платформа с моделью танка «Абрамс»
Рис. 4. Определение дальности по дальномерной шкале визирной сетки прицела-прибора наведения
Для тренировки операторов ПТРК используются макеты различных масштабов - 1:80, 1:100, 1:120. Устанавливая данные макеты на местности на удалении 50...100 м от пусковой установки, можно смоделировать расположение учебных целей на дальностях от 2000 до 10000 м от реальной огневой позиции.
Еще одним важным вопросом, отрабатываемым с операторами ПТРК, является распознавание целей. Обучение распознаванию различных типов целей проводится с помощью специальных таблиц, в которых приведены внешний вид и основные характеристики вероятных целей (танков, боевых машин пехоты, бронетранспортеров, бронеавтомобилей).
По характерным обводам цели и её габаритным размерам обучаемый производит распознавание цели и вносит записи в специальный бланк: тип цели и дальность до неё; тип и индекс управляемой ракеты, которую необходимо выбрать для поражения данной цели; ориентировочное время полета ракеты до цели. После этого обучаемый должен определить необходимое количество ракет для обстрела данной цели с целью её гарантированного поражения.
При тренировке операторов в обстреле групповых целей, в том числе движущихся в составе колонны (рис. 5), преподаватель-инструктор имеет возможность моделировать различную последовательность движения целей в колонне.
Рис. 5. Моделирование движения объектов в составе смешанной колонны
499
Выбор наиболее приоритетных целей производится оператором исходя из нанесения максимального ущерба технике в колонне при обеспечении возможной блокировки (остановки) колонны, исходя из наличия управляемых ракет определенного типа (с кумулятивной или термобарической боевой частью).
Таким образом, использование разработанных масштабных макетов образцов бронетанкового вооружения и военной техники позволяет отработать весь спектр учебных вопросов, входящих в состав программы обучения операторов ПТРК. Преподаватель-инструктор с помощью комплекта масштабных макетов имеет возможность моделирования практически любых условий боевого применения ПТРК «Корнет» на всех дальностях стрельбы с минимальными временными и материальными затратами на организацию и проведения обучения.
Список литературы
1. Жабин И.П., Логвинов С.С. Тренажеры операторов противотанковых ракетных комплексов: учебное пособие. Тула: ТАИИ, 2004. 211 с.
2. Сергеев С.Ф. Методология проектирования тренажеров с иммерсивными обучающими средами // Научно-технический вестник Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики, 2011. № 1 (71).
С. 109 - 114.
Дружинин Андрей Львович, канд. техн. наук, доцент, ведущий инженер, jip61aramhler.ru, Россия, Тула, АО «КБП»,
Жабин Игорь Петрович, канд. техн. наук, доцент, начальник отдела, [email protected], Россия, Тула, АО «КБП»
APPLICATION OF 3D REPLICAS OF WEAPONRY & MILITARY HARDWARE
FOR OPERATORS TRAININGS
A.L. Druzhinin, I.P. Zhahin
It s heen suggested a variant of 3D-replicas of weaponry & military hardware for training of anti-tank weapons operators. Using 3D replicas is intended to analyze and estimate practical skills in searching, designation and firing on training means in all ranges of anti-tank missile complex «KORNET».
Key words: anti-tank missile complex «KORNET» operators training, 3D replicas, target designation andfiring.
Druzhinin Andrei Lvovich, candidate of technical sciences, docent, engineer, jip6la ramhler.ru, Russia, Tula, JSC «KBP»,
Zhahin Igor Petrovich, candidate of technical sciences, docent, head of a department, jip61@,ramhler. ru, Russia, Tula, JSC «KBP»