Научная статья на тему 'Прикладные ИТ-направления подготовки в системе высшего образования'

Прикладные ИТ-направления подготовки в системе высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
302
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИКЛАДНЫЕ ИТ-НАПРАВЛЕНИЯ / ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / APPLIED INFORMATICS / SYSTEM OF EDUCATION / STATE EDUCATIONAL STANDARD / APPLIED IT-TRENDS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Остыловская Оксана Анатольевна, Сафонов Константин Владимирович, Шершнева Виктория Анатольевна

Уже почти два десятилетия вузы готовят специалистов по прикладной информатике в различных областях, однако существует проблема недостаточного соответствия системы подготовки выпускников потребностям рынка труда в кадрах по профессионально ориентированным информационным системам. В статье на анализе разных поколений стандартов ВПО показана одна из основных причин такого несоответствия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Остыловская Оксана Анатольевна, Сафонов Константин Владимирович, Шершнева Виктория Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLIED IT-TRENDS IN THE SYSTEM OF HIGHER EDUCATION

It has been almost two decades since higher educational institutions started training specialists in different fields of applied informatics, however there is still a problem of mismatching between the system of training graduates and the needs of labour market in specialists on professionally oriented IT systems. The article contains the analysis of different generations of higher vocational educational standards and represents one of the major reasons of that mismatching.

Текст научной работы на тему «Прикладные ИТ-направления подготовки в системе высшего образования»

ПРИКЛАДНЫЕ ИТ-НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

APPLIED IT-TRENDS IN THE SYSTEM OF HIGHER EDUCATION

O.A. Остыловская, K.B. Сафонов, O.A. Ostylovskaya, K.V. Safonov,

B.A. Шершнева V.A. Shershneva

Прикладные ИТ-направления, прикладная информатика, система образования, государственный образовательный стандарт.

Уже почти два десятилетия вузы готовят специалистов по прикладной информатике в различных областях, однако существует проблема недостаточного соответствия системы подготовки выпускников потребностям рынка труда в кадрах по профессионально ориентированным информационным системам. В статье на анализе разных поколений стандартов ВПО показана одна из основных причин такого несоответствия.

Applied IT-trends, applied informatics, the system of education, the state educational standard. It has been almost two decades since higher educational institutions started training specialists in different fields of applied informatics, however there is still a problem of mismatching between the system of training graduates and the needs of labour market in specialists on professionally oriented IT systems. The article contains the analysis of different generations of higher vocational educational standards and represents one of the major reasons of that mismatching.

Сфера разработки и использования информационных технологий (ИТ) - одна из наиболее интенсивно развивающихся отраслей экономики. В нее вовлечен широкий круг специалистов в научной, технологической, инженерной, экономической, социальной, правовой и др. областях, поэтому в последние два десятилетия «специалист в области ИТ», или «ИТ-специалист», перестает быть единым понятием и распадается на массу разнообразных профессий. Среди них особое место занимают специалисты, чья деятельность находится на стыке предметной и информационной областей - это специалисты по организационному, информационному и правовому обеспечению информационных систем (ИС). В этих сферах находят свое применение ИТ-консультанты, менеджеры проектов, информатики-аналитики, менеджеры по рискам и безопасности ИТ и др.

Возникновение прикладных направлений информатики и, как следствие, потребность в соответствующих специалистах поставили перед российской высшей школой проблему подготовки соответствующих кадров для прикладной ИТ-индустрии. Однако область ИТ весьма широка,

и потому готовить специалистов для нее возможно в рамках целого ряда направлений высшего образования: естественно-научных, инженерных, экономических, гуманитарных и педагогических. Необходимость четкого разделения направлений подготовки специалистов в области ИТ, выделения из них прикладных ИТ-направлений («Прикладная информатика (по областям или профилям)», «Информационные системы», «Бизнес-информатика» и др.) нашли свое отражение в изменениях, произошедших в государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования второго поколения ГОС ВПО-2 начиная с 2000 г. В данной статье рассматривается эволюция понимания роли и места таких направлений подготовки в системе ВПО на примере направления подготовки Прикладная информатика.

Стандартами ГОС ВПО-2 в 2000 г. для решения различных задач применения профессионально ориентированных ИС была определена подготовка студентов по специальности 351400 «Прикладная информатика (по областям)» с присвоением квалификации «ин-форматик» (квалификация в области). Причем

в соответствии с кодом она относилась к междисциплинарным специальностям. Переход на двухуровневую систему подготовки в соответствии с Болонским процессом обусловил появление в 2004 г. «Временных требований к минимуму содержания и уровню подготовки бакалавров» (в рамках ГОС ВПО-2). В этом стандарте степень (квалификация) «бакалавр прикладной информатики» уже относится к укрупненной группе направлений 520000 Гуманитарные и социально-экономические науки. Начиная с 2005 г. подготовку бакалавра прикладной информатики предполагалось осуществлять уже в рамках укрупненного направления 080000 Экономика и управление.

В этот период можно увидеть определенную нелогичность и бессистемность в понимании роли и места направления Прикладная информатика как в системе ВПО в целом, так и в системе подготовки студентов для ИТ-индустрии в частности. Обозначилась также проблема неоднозначного понимания преподавателями и студентами будущей профессиональной деятельности выпускников этого направления, обусловленная тем, что в стандартах «информатик в предметной области» определяется как специалист по применению профессионально ориентированной ИС, имеющий подготовку как в области информатики, так и в соответствующей предметной области (психологии, юриспруденции, музейном деле и др.) [Государственный ..., 2000]. Изначально заданные таким образом две предметные области существенно затрудняют подготовку, поскольку между ними не установлен какой-либо баланс. Кроме того, две предметные области вызывают у студентов неоднозначные профессиональные ориентиры. Так, часть студентов направления Прикладная информатика (например, в психологии) считают, что они будут ИТ-специалистами, другие же рассматривают себя в качестве будущих психологов, что изначально предопределяет у них различные учебно-познавательные интересы [Манушкина и др., 2013]. Кроме того, в различных вузах в зависимости от профиля вуза определенный уклон в подготовке делается либо в об-

ласть информатики (инженерные вузы), либо в предметную область (гуманитарные и экономические вузы).

Поиск роли и места прикладных ИТ-направлений в системе образования в целом и в системе подготовки ИТ-кадров в частности активно обсуждался в научных кругах. Вопросы построения соответствующей системы образования рассматривались, например, в работах [Сухомлин, Тихомиров 2006; Тельнов 2005]. Основная критика отечественной системы подготовки специалистов для ИТ-индустрии строилась на ее неупорядоченности, характерным признаком которой являлось несоответствие Перечня специальностей, утвержденного приказом Минобрнауки РФ № 4 от 12.01.2005, реальным профессиям, которые существуют в ИТ-индустрии, а также ее потребностям по количеству и качеству подготавливаемых специалистов.

Необходимость международного признания российского диплома в области ИТ обозначила проблему уточнения образовательных программ в соответствии с едиными критериями качества образования, изложенными в международном документе о стандартизации ИТ-образования «Computing Curricula 2005» [Computing..., 2005]. Результатом этой работы стали, в частности, государственные образовательные стандарты ВПО третьего поколения (ФГОС ВПО, 2009) по подготовке бакалавров и магистров в ИТ-области, а также обновленный «Перечень направлений подготовки высшего профессионального образования», в котором за образование ИТ-специалистов отвечают два укрупненных направления подготовки: 010000 Физико-математические науки, сконцентрированное в основном на фундаментальных науках, и 230000 Информатика и вычислительная техника, в которое по праву и вошло направление 230700 Прикладная информатика [Перечень..., 2009]. В отличие от предыдущих стандартов, основанных на знаниевой модели, ФГОС ВПО не предъявляет требования к выпускнику как к специалисту с подготовкой в двух областях. В виде компетенций, в том числе профессиональных, удалось определить пересече-

а

ч

с m

о

ь

к Щ

w m н о

Рч <

о ^ о о

О Й

Ei

W

н S о

Рч

W

0

1

к %

о

W V S

ь

1-4

<с п

W

с

S

X

н и

щ м

ние информационной и предметной областей и тем самым отойти от двойственности в подготовке кадров.

Необходимость повышения уровня соответствия профессиональной подготовки выпускника потребностям рынка труда обусловливает дальнейшее уточнение в стандартах ВПО требований к подготовке. В новом проекте ФГОС ВО (ФГОС 3+, 2013) предполагается наличие образовательных программ для академического и прикладного бакалавриата. Основные отличительные особенности этих программ для направления Прикладная информатика заложены в видах профессиональной деятельности выпускника. Все виды профессиональной деятельности прикладного бакалавра (проектная и производственно-технологическая) практико-ориентированы, т. е. связаны с ориентацией на конкретного работодателя. Для академического бакалавра эти виды тоже определены и расширены организационно-управленческой, аналитической и научно-исследовательской деятельностью, т. е. ориентированы на фундаментальность.

Таким образом, эволюция государственных образовательных стандартов в области прикладной информатики, имевшая место за последние полтора десятка лет, позволяет сделать следующие выводы:

- в первые годы существования специальность «Прикладная информатика» «кочевала» по разным группам направлений; при этом вузы трактовали ведущую предметную область подготовки в зависимости от своей специфики и интересов (как техническую или гуманитарную);

- заданные в ГОС ВПО-2 требования к знаниям, умениям и навыкам в предметной и информационной областях давали курс на подготовку специалиста, слабо понимающего, как эти области пересекаются в профессиональной деятельности;

- стандарты третьего поколения (ФГОС ВПО и ФГОС 3+) упорядочивают направления ИТ-образования, включая в них «Прикладную информатику»;

- требования к выпускнику на языке ком-

петенций задают пересечение в требованиях к предметной и информационной подготовке, что позволяет повысить его готовность к профессиональной деятельности;

- выпускники направления - это специалисты по информационным системам и информационным ресурсам, системные аналитики, разработчики бизнес-приложений, которые способны работать как в ИТ-компаниях, разрабатывающих программные комплексы, так и в организациях, внедряющих и эксплуатирующих информационно-коммуникационные технологии.

Таким образом, признано, что сфера профессиональной деятельности для направления подготовки «Прикладная информатика» имеет комплексный характер, в ней следует выделять профессиональную деятельность в области информатики, а также деятельность в прикладной предметной области, определяемой профилем подготовки; оба указанных аспекта профессиональной деятельности следует учитывать при проектировании обучения различным дисциплинам, в том числе математике, осуществляя такое проектирование на бипрофессиональной основе с опорой на «объединение» области информатики и предметной области.

Стандарты третьего поколения, достаточно подробно формулируя компетенции выпускника вуза, позволяют очертить общую часть, «пересечение» этих областей и более точно выстроить методическую систему обучения различным вузовским дисциплинам, включая математику.

Библиографический список

1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Временные требования к минимуму содержания и уровню подготовки бакалавров. Направление 523300 Прикладная информатика. М.: Министерство образования и науки РФ, 2004.

2. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 351400 Прикладная информатика (по областям). М.: Министерство образования РФ, 2000.

3. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 080800 Прикладная информатика. Степень (квалификация) «бакалавр прикладной информатики». М.: Ми- 7. нистерство образования и науки РФ, 2005.

4. Манушкина М.М., Шершнева В.А., Кочет-кова Т.О. Формирование компонент математической компетентности студентов направления Прикладная информатика на би-профессиональной основе // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2013. № 4. С. 96-99. 8.

5. Перечень направлений подготовки высшего профессионального образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 17 сентября 2009 г. № 337. URL: http://mon.gov.ru/

6. Сухомлин В.А., Тихомиров В.В. Основные 9. принципы стандартизации ИТ образования // Материалы XVI научно-методической

конференции «Актуальные проблемы качества образования и пути ее решения». М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. Тельнов Ю.Ф. Совершенствование подготовки IT-специалистов по направлению Прикладная информатика // Совершенствование подготовки IT-специалистов по направлению Прикладная информатика на основе инновационных технологий и e-Learning: сб. науч. тр. науч.-метод. конф. М.: МЭСИ, 2005. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Направление 230700 Прикладная информатика, степень «бакалавр». М.: Министерство образования и науки РФ, 2009.

Computing Curricula 2005. Association for Computing Machinery and Computer Society of IEEE.

<C

Î

tí m

о

b X

Щ

w m H

о

Рч <

о ^ о о ^ h О Й

EÍ W H

s о

Рч

w

0

1

X %

о w

V

s

b

1-4

<c n w с

« s

X

H U

W M

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.