3. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений. — 6-е изд., стер. — М.: Академия, 2009. — 336 с.
4. Гусева А. В. Индивидуальный подход к формированию социокультурной компетенции у студентов неязыковых вузов // Развивающее обучение в системе иноязычной подготовки: проблемы, инновации, перспективы. — Москва, ИПК МГЛУ «Рема». 2009. — С. 117—124.
5. Ковалева Ю.Ю. Модульное обучение иностранному языку студентов технического вуза // Вестник Томского государственного университета. — 2011. — № 352. — С. 180—182.
6. Колесникова Н. И. Лингводидактическая концепция формирования жанровой компетенции учащихся в системе непрерывного языкового образования: моногр. — Новосибирск: Изд-во НГТУ.—М.: Флинта: Наука, 2009. — 408 с.
7. Маркосян А. С. Очерк теории овладения вторым языком. — М.: УМК «Психология», 2004. — 384 с.
8. Попков В. А., Коржуев А. В. Дидактика высшей школы: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Академия, 2008. — 224 с.
9. Рюмина Н. А., Ястребова Е. Б. Формирование иноязычной лингвистической компетенции на основе взаимодействия родного и иностранного языков // Вестник московского государственного лингвистического университета. — 2004. — Вып. 492. — С. 65—75.
10. Современные образовательные технологии: учеб. пособ. / под ред. Н. В. Бордовской. — Изд-е 2-е, стер. — М.: КноРук, 2011. — 432 с.
11. Щукин А. Н. Лингводидактический энциклопедический словарь: более 2000 единиц. — М.: Астрель: АСТ: Хранитель, 2007. — 746 с.
УДК / uDC 378 А. А. Захарова, Т. Ю. Чернышева, Е. В. Молнина
A. Zakharova, T. Chernysheva, E. Molnina
МАГИСТЕРСКАЯ ПОДГОТОВКА ПО ПРОГРАММЕ «ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА» MASTER TRAINING EXPERIENCE IN THE EDuCATION PROGRAM «APPLIED INFORMATICS»
В статье предлагается опыт реализации магистерской подготовки по образовательной программе 230700 «Прикладная информатика» в ЮТИ (филиале) ТПУ. Особое внимание уделяется проектированию, согласованию, реализации и мониторингу качества основной образовательной программы в соответствии требованиям ФГОС. Описаны ресурсная обеспеченность, положительные результаты реализации образовательной программы.
The article describes the features and implementation of the Master training experience in the educational program 230700 «Applied Informatics» in UTI (branch) TPU. Particular attention is paid to the design, coordination, implementation and monitoring of the PLO in accordance with the requirements of the GEF. Resource security, the positive results of the educational program are described.
Ключевые слова: магистерская подготовка, прикладная информатика, проектирование основной образовательной программы, оценка качества.
Keywords: master training, applied science, the basic educational program design, monitoring quality.
В условиях перехода образовательной системы Российской Федерации на уровне-вую систему обучения актуальной задачей для университетов является обеспечение качества образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных, профессиональных и других стандартов.
Актуальны эти вопросы и при реализации образовательных программ в филиалах университетов, где качество образования не должно уступать головным вузам. В связи с этим необходимо создание системы оценки соответствия образовательной деятельности и подготовки обучающихся в образовательной организации, модели и системы управления качеством образования на всех уровнях.
Особая ответственность ложится на филиалы университета по магистерским программам, так как эти программы требуют особого ресурсного обеспечения (кадрового, материально-технического, информационного), высокого уровня научно-исследовательской составляющей. Кроме того, процесс образовательной деятельности в филиалах чаще всего имеет определенную специфику, вызванную территориальными особенностями.
Так, уже 55 лет успешно работает филиал Национального исследовательского Томского политехнического университета — Юргинский технологический институт, основной целью которого является обеспечение машиностроительного комплекса Кузбасса высококвалифицированными инженерными кадрами с сильной практической подготовкой.
Обоснование открытия магистерской программы по направлению 230700 «Прикладная информатика» в ЮТИ ТПУ. В 2012 г в филиале была открыта магистерская программа по направлению 230700 «Прикладная информатика», профиль «Прикладная информатика в аналитической экономике». При выборе направления и профиля магистерской программы для реализации в ЮТИ ТПУ были учтены следующие факторы:
1) соответствие потребностям рынка труда.
В настоящее время в области разработки и применения информационных технологий и систем имеется большая потребность в информатиках-прикладниках, обладающих развитыми компетенциями системных аналитиков и проектировщиков, которые способны формализовать постановку задач автоматизации и информатизации прикладных процессов в различных предметных областях, создавать и использовать информационные системы на всех стадиях. В Сибирском регионе существует высокая потребность в кадрах высокой квалификации в области применения методов прикладной информатики в аналитических экономических исследованиях по отраслям, регионам, на предприятиях и в организациях, что требует организации качественной подготовки магистров данного профиля.
Потребность подготовки магистров по профилю «Прикладная информатика в аналитической экономике» в Юргинском технологическом институте регулируется заявками ряда предприятий и организаций на ИТ-специалистов, способных к анализу и реинжинирингу бизнес-процессов организации с применением современных средств автоматизации, обладающих углубленными знаниями в области современных информационных технологий экономики и управления, методов программирования, имеющих навыки в области управления 1Т-проектами и др.
2) Уникальность профиля.
Реализуемый в ЮТИ ТПУ профиль «Прикладная информатика в аналитической экономике» не имеет аналогов в других вузах Кемеровской и Томской областях, в отличие
от широко распространенного профиля «Системы корпоративного управления», чаще всего реализуемого вузами Российской Федерации.
3) Универсальность профиля.
Информационные технологии сегодня
являются той сферой, которая находит применение во всех остальных видах научной, практической, производственной, управленческой деятельности, это связующее звено на стыке разных наук. Поэтому этот профиль лучше всего способствует продолжению обучения в магистратуре выпускников других направлений подготовки, а также специалистов предприятий, занимающих должности, связанные с принятием решений и аналитикой в различных отраслях экономики.
4) Возможность научно-исследовательской работы.
Наличие магистрантов в ЮТИ ТПУ позволяет привлекать их в состав коллективов НИР, что часто является важнейшим условием участия в грантах, программах и проектах, финансируемых из госбюджета. Наличие магистрантов позволяет закрепить в исследовательской деятельности выпускников бакалавров как будущих аспирантов ЮТИ ТПУ, так и сторонних.
5) Высокий уровень и востребованность научных исследований в сфере прикладной информатики в экономике и управлении.
Высокий уровень научных разработок профессорско-преподавательского состава и студентов кафедры ИС оценен победами на конкурсах и выставках всероссийского и международного уровней.
Востребованность научных исследований подтверждается поддержанными грантами Российского фонда фундаментальных исследований, Российского гуманитарного научного фонда, губернатора Кемеровской области. Выполнялись федеральные целевые программы: «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009—2013 гг. (мероприятие 1.4 — II очередь), «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009—2013 гг. (мероприятие 2.1 — IX очередь). Реализуются хозяйственные договоры с предприятиями и организациями г. Юрги и Кемеровской области. Продолжаются работы по формированию и реализации международных проектов, таких как FP-7, Erasmus Mundus и др.
6) Актуальность формирования информационно-коммуникационных компетенций
у современных специалистов в любой отрасли экономики.
Развитие информационных технологий изменило формы деловой и профессиональной активности во всех отраслях экономики. Информационно-коммуникационная компетентность (ИКК) является неотъемлемым качеством специалиста в условиях инновационной экономики.
Практика доказала востребованность магистерской программы ЮТИ ТПУ выполнением контрольных цифр приема на бюджетные места и перевыполнением на внебюджетные в 2012 и 2013 гг.
Магистерская программа по направлению 230700 «Прикладная информатика» — четвертый этап формирования ИКТ компетенций в ЮТИ ТПУ. В 2001—2012 гг в ЮТИ ТПУ разработана и реализована интегрированная модель формирования компетенций ИТ-специалиста для инновационной экономики, основанная на реализации комплекса инновационных методов обучения, вовлечении студентов в полноценную научно-исследовательскую деятельность, которая основывается на результатах теоретического и практического обучения [1]. Реализация в ЮТИ ТПУ интегрированной инновационно ориентированной траектории подготовки ИТ-специалиста в сфере прикладной информатики выявила основные преимущества траектории обучения, обеспечивающей взаимосвязь и сбалансированность теоретического обучения, практической подготовки и научно-исследовательской работы студента.
Эта модель доказала свою эффективность при подготовке специалистов. Однако изменения, происходящие в системе образования РФ и в университете, поставили перед нами следующие задачи трансформации траектории подготовки ИТ-специалиста и формирования его информационно-коммуникационной компетентности [2]:
1) переход на уровневую подготовку «бакалавр/магистр» требует разделения уровня владения информационно-коммуникационными компетенциями по целям этих образовательных программ;
2) более жесткие требования к входному уровню ИКК абитуриентов вызывают необходимость включения института в процесс формирования ИКК у будущих абитуриентов (школьников, обучающихся СПО). Это позволит сформировать интерес к овладению информационно-коммуникационными техно-
логиями (ИКТ), профессионально ориентировать будущих абитуриентов и выполнить набор студентов, имеющих более высокий уровень знаний и владений в сфере ИКТ;
3) динамичность сферы информационнокоммуникационных технологий обусловливает необходимость постоянного повышения уровня информационно-коммуникационной компетенции. Для этого должна быть организована система дополнительного образования в сфере ИКТ;
4) усиливается роль научно-исследовательской подготовки в формировании профессиональных компетенций бакалавров и магистров;
5) необходимым условием успешности выпускника на рынке труда является наличие компетенций для ведения инновационной деятельности в сфере информационных технологий;
6) учитывая повышение уровня требований работодателей к специалистам ИТ-сферы и изменения в стандартах высшего профессионального образования третьего поколения, необходимо разрабатывать стратегию по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей и самих студентов.
Для решения поставленных задач в ЮТИ ТПУ разработана комплексная система формирования информационно-коммуникационной компетентности обучающихся по направлению «Прикладная информатика» [2].
Система базируется на компетентност-ной модели обучаемого по направлению «Прикладная информатика», в основе которой лежат три уровня владения информационнокоммуникационной компетенцией (ИКК) [3]:
— базовый — накапливаются базовые знания, умения и навыки, необходимые для знакомства с компьютерной грамотностью;
— технологический — ИКТ становятся инструментом в осуществлении прикладной деятельности;
— практический (профессиональный) — целесообразно говорить о создании новых инструментов для осуществления информационной деятельности.
Составляющими компонентами компе-тентностной модели обучаемого являются этапы формирования информационно-коммуникационной компетентности обучаемых.
Первый этап (общеобразовательный) формирования информационно-коммуникационных компетенций личности связан с обучением
в обще- и профессиональных организациях. Результаты обучения и уровень владения ИКК определяются аттестацией по окончании образовательного учреждения и подготовкой к поступлению в высшее учебное заведение.
Одним из способов мотивации к обучению по направлению подготовки 230700 «Прикладная информатика» является профориентация. Для этого необходимо не просто познакомить абитуриентов с предлагаемой профессией, но и заинтересовать, показать преимущества, перспективы и возможности успешной самореализации, получения высокого дохода в предлагаемой сфере деятельности. При проведении профориентационных мероприятий применяются многочисленные инструменты и методики.
В результате второго этапа (вводного) бакалавры 1—2-го курсов приобретают необходимые компетенции для эксплуатации информационных систем, приобретают навыки работы с программным обеспечением, обеспечивающим прикладные и информационные процессы в экономике. Формируются готовность и способность к постановке задач, системному анализу и моделированию прикладных задач.
На третьем, профессионально-ориентированном, этапе (3—4-й курсы бакалавриата) выбранная студентом тематика исследований подкрепляется сквозной траекторией теоретического изучения основных дисциплин учебного плана и практической подготовкой в ходе производственных практик, в результате обеспечивается профессиональная ориентированность обучения. Студент приобретает способность управлять собственным обучением, повышается его мотивация к обучению, осознается важность профессионального развития. Выпускник готов включаться в инновационные процессы в разных ролях: исследователь, разработчик, специалист по внедрению и эксплуатации, предприниматель, инвестор, инновационный менеджер и т. п.
Четвертый этап — аналитический (1—2-й курсы магистратуры), позволяет сформировать у магистра готовность и способность к автоматизированному решению прикладных задач аналитического характера. Магистр демонстрирует особые компетенции, связанные с уникальностью задач, объектов и информационных процессов и видов инновационной деятельности в области аналитической экономики (научно-исследовательская, производственно-технологическая,
организационно-управленческая, проектная и др.) на предприятиях и в организациях — потенциальных работодателях, а также готовность следовать их корпоративной культуре.
Пятый этап — повышение квалификации слушателей дополнительного образования должно решать проблемы от узкоспециализированных задач до широко известных. Характер и динамика современных задач требуют от специалистов любого вида деятельности постоянного приобретения новых и развития имеющихся ИКК.
На каждом новом этапе развития ИКТ обучаемые должны приобретать знания, умения и опыт, способствующие формированию технологического и практического (профессионального) уровней ИКК.
Основным преимуществом комплексной системы формирования ИКК является ее сочетание с интегрированной инновационно ориентированной траекторией обучения, благодаря чему обеспечивается взаимосвязь и сбалансированность теоретического обучения, практической подготовки и научно-исследовательской работы обучаемого.
Таким образом, предложенная комплексная система формирования информационно-коммуникационной компетентности в сочетании с интегрированной инновационноориентированной траекторией обучения бакалавров и магистров не только создает среду формирования необходимых ИТ-компетенций обучаемых для инновационной экономики, но и позволяет закреплять полученные знания и навыки в производственной практике и научно-исследовательской, аналитической деятельности и, что особенно ценно, осуществлять поэтапный контроль, аттестационные мероприятия по приобретенным ИКК.
Трансформация интегрированной инновационно-ориентированной траектории подготовки ИТ-специалиста в сфере прикладной информатики в комплексную систему формирования ИКК обучающихся по данному направлению, позволяет:
1) установить соответствие между уровнями владения информационно-коммуникационными компетенциями и уровнями образовательных программ (бакалавр-магистр);
2) формировать ИКК на более раннем этапе, в процессе довузовского обучения;
3) обеспечить формирование ИКК в течение всей профессиональной деятельности посредством дополнительного образования в сфере ИКТ;
4) усилить роль научно-исследовательской подготовки в формировании профессиональных компетенций бакалавров и магистров;
5) формировать ИКК с учетом требований работодателей и самих обучающихся.
Если обучаемый включается в предложенную систему сразу на этапе магистратуры, не имея профильного образования в сфере информационных технологий и систем, то выравнивание требуемого уровня ИКТ-компетенций может осуществляться через систему дополнительного профессионального образования ЮТИ ТПУ (повышение квалификации, получение дополнительной квалификации, переподготовка и другие формы).
Качество учебно-методического, информационного и библиотечного обеспечения образовательных программ подтверждают награды на конкурсах и выставках международного и всероссийского уровней.
3. Особенности проектирования и реализации магистерской программы по направлению 230700 «Прикладная информатика».
Программа магистерской подготовки по прикладной информатике предусматривает глубокое изучение экономических, организационно-управленческих и других областей применения информационных систем.
Магистры получают углубленные знания в области применения методов прикладной информатики для оптимизации бизнес-процессов в организациях различного уровня и подготовлены к решению актуальных для современной экономики проблем, обладают основными профессиональными компетенциями, предусмотренными ФГОС [4]; в области применения методов прикладной информатики для оптимизации бизнес-процессов в организациях различного уровня и подготовлены к решению актуальных для современной экономики проблем.
Обладают следующими исключительными компетенциями [5]:
— способностью применять полученные знания по современным средствам компьютерного анализа и интерпретации данных для повышения прибыльности и эффективности процессов основного бизнеса компании;
— профессиональным владением современными программными продуктами и технологиями ведущих мировых производителей, подтвержденное сертификатами (Microsoft, 1С и др.);
— опытом управления проектами и умением работать в команде;
— владением профессиональным английским языком;
— креативностью мышления и готовностью к инновационной деятельности.
В ТПУ разработаны нормативно-производственные материалы «Стандарты и руководства по обеспечению качества основных образовательных программ подготовки бакалавров, магистров и специалистов по приоритетным направлениям развития Национального исследовательского Томского политехнического университета». Требования к разработке и проектированию утверждены ученым советом ТПУ в структуре уровневых образовательных программ [6].
По результатам анализа ФГОС общности требований к естественно-научным, математическим, гуманитарным, социально-экономическим и базовым профессиональным компетенциям выпускников группируются по кластерам направлений и специальностей программы подготовки магистров в ТПУ.
По ООП составляется базовый учебный план, предусматривающий следующие циклы и разделы в магистратуре: общенаучный, профессиональный, практика и научно-исследовательская работа, итоговая государственная аттестация.
В каждом цикле выделяются базовая и вариативная части для формирования индивидуальных учебных планов студентов, определяющих профиль подготовки и личную образовательную траекторию. В магистратуре обучение по единому учебному плану направления осуществляется в течение первого года. В течение второго года обучение осуществляется с учетом профиля ООП. Профиль обеспечивается конкретизацией составляющих результатов обучения, выбором соответствующих элективных модулей вариативной части базового учебного плана, тематикой курсового проектирования, научных исследований, производственной практики магистерской диссертации.
Жизненный цикл основной образовательной программы, включающий этапы ее планирования, реализации, оценивания и непрерывного совершенствования, представлен в виде двухконтурной модели (рис.), устанавливающей взаимоотношения между внутри-вузовскими процессами гарантий качества подготовки выпускников и внешней средой.
Рис. Двухконтурная модель проектирования и реализации ООП
Внешний (левый) контур демонстрирует процессы формирования, оценивания и корректировки целей образовательной программы. Внутренний (правый) контур показывает, каким образом в вузе последовательно планируются, достигаются и оцениваются результаты обучения.
Взаимосвязь внутреннего и внешнего контуров демонстрирует, что через оценивание результатов обучения проверяется достижение целей образовательной программы.
Проектирование ООП осуществляется в два этапа. На первом (подготовительном) этапе осуществляется подготовка исходных данных для проектирования программы и планирование ее качества. Например, оформляются протоколы согласования результатов обучения по направлению с работодателями и студентами.
На втором (основном) этапе выполняется собственно проектирование программы, разрабатываются организационно-методическое обеспечение и документация программы, осуществляется оценка качества ООП.
В соответствии с ФГОС в рабочей программе каждой дисциплины должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной связи с приобретаемыми знаниями, умениями и опытом (компетенциями) в целом по ООП.
Методические материалы по ООП размещены в информационно-программном комплексе «Фонд ООП» на портале ТПУ. Учебно-методический комплекс для каждой дисциплины (УМКД) учебного плана направления 230700 «Прикладная информатика» содержит полный перечень обязательной и рекомендуемой
документации. Электронный вариант УМКД расположен в электронной образовательной среде MOODLE (http://moodle.uti.tpu.ru: 8080/course/category.php?id=22).
Дистанционные формы и инновационные методы обучения. В целях формирования ИККО, повышения качества образовательного процесса и организации самостоятельной работы студентов с 2008 г. на кафедре ведутся работы по внедрению компьютерно-сетевых технологий обучения и созданию коммуникационной образовательной среды на платформе Moodle, обеспечивающей дистанционный доступ студентов к образовательным ресурсам и общение с преподавателями в сети Интернет.
Основными задачами кафедры ИС в сфере развития компьютерно-сетевых технологий обучения являются [7]:
— развитие коммуникационной образовательной среды института;
— внедрение в образовательный процесс компьютерно-сетевых технологий обучения по всем основным и дополнительным образовательным программам ЮТИ ТПУ;
— разработка и внедрение программ повышения квалификации преподавателей ЮТИ ТПУ в области современных информационных технологий и e-learning;
— осуществление консультационной деятельности по внедрению компьютерно-сетевых технологий в учебную деятельность студентов и преподавателей ТПУ.
Для магистерской программы «Прикладная информатика» в среде Moodle создан комплексный информационный ресурс, содержащий в себе все курсы учебного плана.
Внедрение сетевых и дистанционных форм обучения в реализацию учебного процесса в магистратуре позволяет более эффективно организовать как аудиторную, так и самостоятельную работу студентов, предоставить возможность дистанционного общения преподавателя со студентами.
Молодежное научное общество, научный семинар. Все магистранты занимаются научной деятельностью, результаты обсуждаются на научных студенческих конференциях. На кафедре ИС работает молодежное научное общество «Информационные технологии социально-экономической организации» (с 2007 г.). Действует на постоянной основе научный семинар магистрантов, где рассматриваются и утверждаются результаты деятельности магистрантов, аттестуются магистранты по результатам сессий. Каждый магистрант представляет структуру и содержание своей научной работы (магистерской диссертации), основное содержание которых опубликовано в журнале из перечня ВАК и сборниках конференций.
Взаимодействие с работодателями, фир-мами-производителями ИКТ. Для кафедры традиционной является тесная связь с научноисследовательской работой и практической подготовкой. Расширение сферы знакомства студентов с различными областями науки, с практическим применением способствует формированию профессиональных компетенций.
Кафедра постоянно сотрудничает с предприятиями, организациями, фирмами, которые являются базой для практической деятельности, предусмотренной учебным планом, а также дипломирования студентов. Трудоустройство студентов на практику по специальности 230700 «Прикладная информатика» происходит на основе ранее заключенных договоров (ООО «Дельта», ООО «Юргинский машзавод», ООО «Софтехно», ООО «Крафт», ОАО «Сбербанк России» и т. д.). Данная форма сотрудничества позволяет студентам применить свои знания, умения, владения в условиях, приближенных к реальности.
В 2013 г. стратегический партнер кафедры Информационные системы компания «Дельта» (г. Юрга) заняла второе место в России в номинации «Лучшая точка практики» на Международном конкурсе дипломных проектов 2012/13 учебного года с использованием программных продуктов «1С». Компания «Дельта» уже многие годы осуществляет совместные проекты с кафедрой «информационные систе-
мы» по развитию практических навыков у студентов направления 230700 «Прикладная информатика (в экономике)».
Осенью 2013 г. на базе кафедры информационных систем ЮТИ ТПУ открыта «Сетевая академия □эсо», позволяющая студентам приобрести знания, необходимые для работы в сфере ИТ, в частности телекоммуникационных технологий и администрирования масштабируемых сетей. Курсы «Основы сетевых технологий □эсо», «Основы информационно-коммуникационных технологий и сетевое администрирование» встроены в учебные планы групп магистров.
Мониторинг качества ООП в соответствии с требованиями ФГОС. В ТПУ действует система мониторинга основных образовательных программ, соответствующая стратегии постоянного улучшения качества ООП.
Основными задачами системы мониторинга и оценки являются:
— подтверждение актуальности и востребованности ООП с учетом развития науки и техники и согласованности с миссией ТПУ;
— оценка степени достижения студентами результатов обучения по ООП;
— оценка актуальности учебного плана и эффективности методов оценивания студентов в достижении результатов обучения по ООП;
— демонстрация достижения целей ООП;
— подтверждение устранения выявленных ранее недостатков ООП в соответствии с данными рекомендациями.
Кроме того, в процессе мониторинга оцениваются:
— соответствие программы запросам социума;
— кадровое и ресурсное обеспечение ООП (учебно-методическое, информационное, материально-техническое);
— инновационная направленность образовательных технологий;
— результативность и перспективы совершенствования ООП.
Непрерывный мониторинг проводится структурным подразделением, реализующим ООП, согласно утвержденному плану.
Результаты внутреннего мониторинга и оценки качества ООП используются для повышения эффективности и качества основной образовательной программы, повышения квалификации преподавателей.
Кроме процедуры внутреннего мониторинга предусмотрена процедура внешнего мониторинга. Для ее осуществления приказом ректора создается экспертная комиссия мониторинга
ООП, включающая группы контроля (экспертные группы). Ежегодно проводится процедура самообследования в условиях реализации ООП.
В статье представлен опыт работы филиала ЮТИ ТПУ, результаты проектирования, согласования, реализации и мониторинга качества ООП в соответствии с требованиями ФГОС. Приведены критерии эффективности магистерской программы: соответствие потребностям рынка труда, уникальность профиля, универсальность для продолжения обучения в магистратуре выпускников других направлений подготовки, а также специалистов предприятий, занимающих должности, связанные с принятием решений и аналитикой в различных отраслях экономики, возможность закрепления студентов в научно-исследовательской среде филиала и др.
В целом опыт реализации магистерской подготовки по образовательной программе 230700 «Прикладная информатика» показывает положительную динамику качества образования за счет применения комплексной системы управления качеством образования.
1. Захарова А. А. Интегрированная инновационно-ориентированная траектория подготовки ИТ-специалиста // Качество. Инновации. Образование.—2010.—№ 1 (56) — С. 10—14.
2. ЗахароваА. А., Чернышева Т. Ю., МолнинаЕ. В. Интегрированная траектория формирования компетенций будущего 1Т-специалиста // Профессиональное образование в России и за рубежом.—2013 — №. 3 (11). — С. 92—99.
3. Панина Т. С., Дочкин С. А., Клецов Ю. В. Уровни информационно-коммуникационной компетентности педагогических работников [Электронный ресурс]. — Ш1_: www.krirpo.ru/etc.htm?id=744 (дата обращения 08.05.13).
4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 230700 Прикладная информатика (квалификация (степень) «магистр») : приказ Министерства образования и науки РФ от 21.12.2009 № 762.
5. Захарова А. А., Чернышева Т. Ю., Молнина Е. В. Реализация ООП магистратуры «Прикладная информатика в аналитической экономике» в ЮТИ ТПУ [Электронный ресурс] // Уровневая подготовка специалистов: государственные и международные стандарты инженерного образования: сб. тр. науч.-метод. конф. (Томск, 26—30 марта 2013).—Томск: ТПУ, 2013 — С. 81—83. -ия_: www.lib.tpu.rU/fulltext/c/2013/C09/C09.pdf [8029—2013].
6. Стандарты и руководства по обеспечению качества основных образовательных программ подготовки бакалавров, магистров и специалистов по приоритетным направлениям развития Национального исследовательского Томского политехнического университета (Стандарт ООП ТПУ) : сб. норм.-производ. мат-лов. / И. А. Абрашкина, О. В. Боев, Г. А. Воронова и др.; под ред. А. И. Чучалина. — 4-е изд. с изм. и доп. — Томск: Изд-во Томского политехн. ун-та, 2012. — 206 с.
7. Молнина Е. В., Молнин С. А., Картуков К. С. Реализация комплексной системы формирования информационно-коммуникационной компетентности обучающихся через 1Т-университет // В мире научных открытий. — 2013. — № 11.7 (47). — С. 120—124.
УДК / uDC 377 С. М. Садовникова
S. Sadovnikova
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ PEDAGOGICAL SuPPORT OF STuDENTS IN THE SYSTEM OF SECONDARY VOCATIONAL EDuCATION
В статье представлен опыт учреждения среднего профессионального образования по включению педагогической поддержки в воспитательную систему и основные трудности на пути ее реализации.
The article presents the experience of a se condary vocational institution on the question of including of pedagogical support into the college educational system, and defines main difficulties on the way of its realization.
Ключевые слова: воспитательная система, психолого-педагогическая поддержка, профессиональная социализация.
Keywords: pedagogical support, educational system, professional socialization, function of educational system, conditions of realizing of pedagogical approval.
Современные реформы затронули все стороны общества, в том числе систему профес-