Литература
1. Вишняков Я. Д. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для бакалавров / ЯД. Вишняков, В.Е. Анофриков, В.И. Вагин, С.Г. Васин, С.П. Киселева, К.Л. Матевосова, С.А. Попова, В.В. Рево. - М.: Юрайт, 2013. - 543 с.
2. Евтеев С.А. Наше общее будущее. Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР): Пер. с англ. /С. А. Евтеева, Р. А. Перелет. -М.: URSS, 1989. - 372 с.
3. Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утв. Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 г.
4. Приказ Министерства образования и науки РФ № 544 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 080200 Менеджмент (квалификация (степень) "бакалавр")" от 20 мая 2010 г.
5. Приказ Министерства образования и науки РФ № 795 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 022000 Экология и природопользование» (квалификация (степень) "бакалавр")" от 22 декабря 2009 г.
6. Тодосийчук А.В. Российское образование в условиях ВТО: проблемы и перспективы // Профессиональное образование. Столица. 2007. № 12, с.8.
7. Указ Президента РФ № 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года" от 9 октября 2007 г.
8. Шумилов В.М. Всемирная торговая организация: право и система: учеб. пособие для вузов (спец. «Юриспруденция») / В.М. Шумилов. - М.: Проспект, 2006. - 208 с.
9. Болонская Декларация [Электр. ресурс] http://en.wikisource.org/wiki/ Bologna_Declaration_of_19_June_1999
10. Переговоры о вступлении России во Всемирную торговую организацию
11. [Электр. ресурс] http://ru.wikipedia.org/wiki
12. Стандарты и рекомендации для гарантии качества высшего образования в европейском пространстве. - Йошкар-Ола: Аккредитация в образовании, 2008. - 58 с. [Электр. ресурс] http://www.enqa.eu/files/ESG_Russian%20version.pdf
13. Федеральная служба по труду и занятости Российской Федерации [Электр. ресурс] http://www.rostrud.ru
14. Шерега Ф.Э. Численность учащейся молодежи образовательных учреждений Российской Федерации (Среднесрочный прогноз до 2014 г. и оценка тенденций до 2025 г. Под ред. Ф.Э.Шереги, А.Л.Арефьева.-М.: ЦСПиМ, 2010.-320с. [Электр. ресурс] http://www.socioprognoz.ru/publ.html?id=38
З.В. Брагина И. В. Никерина
ПРИКЛАДНОЙ БАКАЛАВРИАТ: ЗА И ПРОТИВ APPLIED BACHELOR DEGREE: THE PROS AND CONS
Аннотация: в статье на основе показателей статистики Костромской области и собственных исследований авторов рассматриваются проблемы освоения вузами и признания бизнесом образовательных программ прикладного бакалавриата.
© З.В. Брагина, И.В. Никерина, 2013
Ключевые слова: прикладной бакалавриат, его особенности, работодатель, обучающийся, преподаватель вуза.
Annotation: relying on Kostroma Region statistics data and own research, the authors of the article present a review of the way applied bachelor degree curricula are mastered by higher education institutions and recognised by business.
Keywords: applied bachelor degree, its peculiarities, employer, student, professor.
Сегодня мы уже совершенно уверенно можем сказать: причиной создания и внедрения прикладного бакалавриата в практику высшей школы является в первую очередь противоречие между традиционной для современной российской высшей школы организацией учебного процесса, традиции которого воспроизводят академичность образования, и актуальной необходимостью интенсивного инновационного обновления экономики России. Уже сегодня есть специалисты, получившие высшее образование, вынужденые пойти на профессиональное переобучение в техникуме. Так, в составе контингента техникумов Костромы из каждых 100 студентов 15 обучающихся имеют высшее образование. Причины развития такой тенденции кроются в ситуации на рынке труда.
Специалисты службы занятости Костромской области признают, что сегодня выпускники во многом не соответствуют предъявляемым работодателями требованиям к кандидатам на вакансии. Рынок труда стал рынком «рабочих рук». В Костромской области структура заявленных работодателями в службу занятости вакансий на 80% состоит из вакансий рабочих профессий, в том числе более 50% квалифицированных рабочих с профессиональным образованием. При этом, чем выше уровень образования квалифицированного рабочего, тем он более востребован и скорее может рассчитывать на высокий уровень заработной платы. Исследовательский центр «Грани» (г. Кострома) проводил в 2012 году исследование рынка труда и практики трудоустройства выпускников профессиональных учебных заведений Костромы и Костромской области. В ходе исследования были опрошены 100 руководителей и представителей кадровых служб. Результаты исследования подтвердили названное нами противоречие.
Установлено, что работодатели не удовлетворены уровнем подготовки выпускников. Четверть опрошенных одной из причин называют недостаточность практического опыта, каждый десятый называет причину слабого представления выпускников о реальной работе. Т.е. треть работодателей говорят о высокой «теоретизированности» в подготовке выпускников. 62% работодателей предлагают увеличить профессиональную практику во время учебы и организовать ее качественно с реально выполнимыми техзаданиями под конкретные предприятия или организации 41% работодателей высказались за увеличение длительности практики по профессии на предприятии во время учебы и привлекать к преподаванию специалистов-практиков.
Среди названных работодателями причин, по которым выпускники испытывают трудности в трудоустройстве, на первом месте - «отсутствие у выпускников опыта, представления о работе и профессии». Данную причину отметили 37% опрошенных работодателей.
Большинство работодателей поддержали два предложения по разрешению проблемы: сделать программу обучения более профессияориентированной и практикоориентированной и начинать практику с 1 курса. Кроме того следует отметить, что уровень заработной платы, предлагаемой выпускникам с глубокой практико-ориентированной подготовкой, выше, чем специалистам, окончившим вузы.
Потребности современного российского рынка труда разнообразны, но единство работодателей проявляется в одном - нужны высококвалифицированные кадры, от рабочего, техника-технолога до ученого-исследователя. Предполагается, что Программы прикладного бакалавриата, как вида программ массового, регионально ориентированного высшего образования, станут основой решения проблемы сбалансированности развития
сфер труда и профессионального образования. Это актуально, потому что некоторые профессии в последние годы значительно усложнились. Если ранее от специалистов среднего звена требовались только технические навыки, то сегодня необходимо обладать и теоретической базой. Постепенно требования к профессиональной подготовке выпускников в учреждениях СПО приближаются к уровню требований к выпускникам вузов. Эти два обстоятельства и обусловили необходимость внедрения прикладного бакалавриата. Концепцией создания программ прикладного бакалавриата в системе профессионального образования Российской Федерации предусмотрено, что программы прикладного бакалавриата реализуются при сотрудничестве средних и высших учебных заведений.
Для осознания всей глубины проблемы рассмотрим последовательно несколько вопросов: в чем особенности прикладного бакалавриата; кому выгоден этот вид уровня высшего образования; у кого и какие проблемы возникают при его распространении.
В чем особенности прикладного бакалавриата? Прикладной бакалавриат призван соединить усилия высшей и средней профессиональной школы, взяв лучшие формы теоретической подготовки у одной, и практической - у другой. Программа реализуется с привлечением преподавателей высшей школы. Практическое обучение может проходить при сетевых взаимодействиях педагогического состава колледжа, высших учебных заведений и на производстве. Выпускник программы прикладного бакалавриата наряду с академической степенью бакалавра получает профессиональную квалификацию. Надо отметить несколько принципиальных отличий прикладного бакалавриата.
Во-первых, требования к квалификации выпускников по программам прикладного бакалавриата прежде всего определяются потребностями регионального рынка труда в работниках соответствующей квалификации.
Во-вторых, содержание программ прикладного бакалавриата предусматривает теоретическую подготовку, соответствующую уровню высшего образования при сохранении существующего в СПО методологического подхода к формированию профессиональной квалификации путем введения в структуру программы профессиональных модулей. На этом основании можно прогнозировать их большую востребованность на рынке труда, в тех областях, где требуется профессиональная квалификация наряду с теоретической подготовкой, соответствующей высшему профессиональному образованию.
Важно обратить внимание и на особенности основных образовательных программ прикладного бакалавриата. Это новая модульная профессиональная образовательная программа, разрабатываемая на основе стандартов нового поколения. Такая программа включает в свою структуру учебные дисциплины, регламентированные ФГОС ВПО (бакалавриат), и профессиональные модули (за счет часов вариативной части), каждый из которых направлен на формирование готовности выпускника к выполнению определенного вида профессиональной деятельности. В структуру самой образовательной программы вводится профессиональный модуль как основная структурная единица организации учебного процесса. Она позволяет синхронизировать теоретическое и практическое обучение и обеспечивает практикоориентированность программы. Профессиональный модуль является самостоятельной подпрограммой, предусматривающей подготовку обучающихся к осуществлению определенной совокупности трудовых функций, имеющих самостоятельное значение для трудового процесса.
Вторая особенность образовательной программы прикладного бакалавриата заключается в увеличении объема практической подготовки по сравнению с ныне существующими программами бакалавриата. Объем учебной и производственной практики в программе прикладного бакалавриата в несколько раз больше, чем в традиционных программах. Общий объем практической подготовки, включающей
учебную и производственную практику, лабораторные работы, практические занятия, курсовые работы, должен занимать половину от общего объема обязательной учебной нагрузки.
Кому выгоден этот вид уровня высшего образования?
По окончании обучения выпускники должны получить диплом бакалавра и приложение к нему с указанием профессиональной квалификации или диплом бакалавра и сертификат, подтверждающий наличие профессиональной квалификации. Выпускники могут занимать должности специалистов или инженеров 2-3 категории, инженеров по эксплуатации оборудования, механиков, техников, технологов, менеджеров по продажам, а также служащих государственных учреждений.
Выгодность прикладного бакалавриата можно наблюдать при решении проблемы кадрового обеспечения новых, вновь созданных производств. Рассмотрим это с двух точек зрения.
С точки зрения кадрового обеспечения разрабатываемой в настоящее время стратегии развития Костромской области до 2020 года и с точки зрения интересов кадрового состава преподавателей ВУЗов.
Стратегией развития Костромской области до 2020 года предусмотрено развитие четырнадцати новых типов производств, кадры для которых в нашей области на сегодняшний день не готовят. Их состав приведен в таблице 1.
Таблица 1
Типы производств, развитие которых предусмотрено стратегией
Типы производств, развитие которых предусмотрено стратегией Наличие подготовки кадров в ОУ области
«Локомотивные»: лесопромышленное; элктроэнергетика; производство труб и металлообработка; тяжелое машиностроение Есть в вузах
«Традиционные»: машиностроение для легкой промышленности и автопром; ювелирное производство; легкая промышленность; транспортные предприятия Есть в вузах
«Новые»: производство стройматериалов; химическая промышленность; судостроение; развитие портово-логистической зоны; альтернативная энергетика; брендирование торговых марок; производство фармпродукции Есть в техникумах
«Инфраструктурные производства»: газообеспечение; управление природными ресурсами; строительный комплекс; жилищное строительство и ЖКХа; строительство АЭС; строительство транспортного коридора межрегионального значения С-Петербург-Екатеринбург Есть в техникумах
При традиционной системе обучения бакалавров на разработку образовательной программы, подготовку методических материалов для лицензирования и выполнение процедуры лицензирования при благоприятном стечении обстоятельств потребуется год. Но за один год трудно, если вообще возможно, подготовить производственно-лабораторную базу для организации учебного процесса по профессиональным модулям. Это потребует немалых финансовых затрат, которыми вузы не располагают. В этой ситуации начало подготовки бакалавров без углубленной практической подготовки может затянуться на долгие годы, если вообще будет завершено.
Есть два преимущества в условиях подготовки обучающихся по программам прикладного бакалавриата. Во-первых, право на набор студентов на программы бакалавриата дано вузам при их очередной аккредитации. На разработку методических материалов для организации учебного процесса не нужно выделять специальное время.
Первые два года обучения посвящены изучению дисциплин двух блоков учебного плана: гуманитарного, социального и экономического и второй - математический и естественно-научный цикл. Дисциплины этих блоков освоены преподавателями каждого вуза. И без больших усилий они могут быть адаптированы к требованиям образовательных программ прикладного бакалавриата. За эти два года пользуясь правом сетевого взаимодействия вузу можно выстроить деловые отношения с профильными техникумами, которые могут или уточнить или разработать методическое обеспечение дисциплин профессиональных модулей. Следовательно, в течение четырех лет без больших материальных и кадровых проблем можно подготовить квалифицированных сотрудников для предприятий и организаций. При этом, в течение последних двух лет обучения они будут проходить производственную практику на предприятии и будут адаптированы к условиям своего предприятия.
У кого и какие проблемы возникают при внедрении программ прикладного бакалавриата? Этим программам предстоит пережить, так называемые, «барьеры выхода на рынок». Сознание общества пока не подготовлено к переходу на уровневое высшее образование. Кроме того работодатели предпочитают принимать на работу людей с высшим профессиональным образованием, которое ассоциируется с пятилетним сроком обучения. Выпускники традиционного высшего профессионального образования оперируют большим объёмом и степенью сложности используемой информации, обладают инновационными абстрактными знаниями. Выпускники образовательных учреждений среднего профессионального образования часто превосходят их в области практической подготовки, однако проигрывают в плане фундаментальности подготовки, связанной с масштабом деятельности, со способностью действовать в нестандартной ситуации. Пока не наработан положительный опыт сформированности компетентности выпускника, обучившегося по программе прикладного бакалавриата. Предстоит преодолевать неподготовленность общества и бизнеса к признанию преимуществ уровневого высшего образования. Вместе с этим преодолением будет расти и спрос на него.
Не менее сложна проблема подготовки профессорско-преподавательского состава. Как во всех сферах человеческой деятельности, в образовании при внедрении нового: новых программ, новых технологий, необходимо обучение исполнителей. Переподготовка преподавателей потребует времени и средств. Предстоит освоить принципиально новые профессии. Например, предстоит еще разработать и освоить систему тьюторской подготовки для сопровождения студентов в начале программ бакалавриата и помощи им в самоопределении и выборе траектории программы, ее содержания.
Дорогу осилит идущий...
С.М. Васин
ПРИКЛАДНОЙ БАКАЛАВРИАТ: ПОПЫТКА СНИЖЕНИЯ СТАТУСА ИЛИ РЕЗЕРВ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
BACHELOR OF APPLIED: ATTEMPT TO REDUCE STATUS OR PROVISION OF HIGHER EDUCATION IN RUSSIA NAME OF ARTICLE: BACHELOR OF APPLIED: ATTEMPT TO REDUCE STATUS OR PROVISION
OF HIGHER EDUCATION IN RUSSIA
Аннотация: на примере организации подготовки бакалавров-менеджеров рассмотрены особенности формирования нового уровня высшего образования -
© С.М. Васин, 2013