© Грибова С. Н., 2008
ГРИБОВА Светлана Николаевна
Кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики
Читинский институт Байкальского государственного университета экономики и права
672000, РФ, г. Чита, ул. Анохина, 56
Контактные телефоны: (3022) 20-25-12, (914) 467-21-84
e-mail: [email protected]
Приграничное сотрудничество как конкурентный ресурс региона
Ключевые слова: приграничный регион, метод анализа иерархий, оценка перспектив приграничного сотрудничества, поиск ключевой компетенции, конкурентный ресурс, торговля, логистика, специализация.
Аннотация. В статье на примере Забайкальского края анализируется фактор приграничного положения восточных регионов России как источник их экономического развития, а приграничное сотрудничество рассматривается как конкурентный ресурс данных территорий. Доказывается, что превращение конкурентного ресурса в конкурентное преимущество требует применения программно-стратегических инструментов и определения ключевой компетенции.
Приграничное сотрудничество в условиях глобализации мировой экономики является тем пространственным ландшафтом, где глобальное прочтение проблем сочетается с локальными задачами. Явление глокализации1 позволяет рассматривать приграничное сотрудничество в качестве конкурентного ресурса региона. Приграничные связи особенно важны для восточных регионов России, экономически оторванных от индустриально развитой европейской части страны действующими транспортными тарифами.
В перспективе, определенной Концепцией социально-экономического развития страны до 2020 г. [1], восточным регионам отводится роль поставщика сырьевых ресурсов для стран Северо-Восточной Азии (СВА), а территории - роль транспортного транзитного коридора. Каркасом экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья служат мегапроекты по созданию нефте- и газопроводов. К сожалению, эти инвестиционные проекты не затрагивают территорию Забайкальского края2, который имеет протяженную границу с КНР (1095 км). Точно так же Забайкалье минуют обозначенные в Концепции городские кластеры развития - Находка, Владивосток, Хабаровск, Иркутск, Красноярск. Источником развития Забайкалья остается приграничное сотрудничество, ориентированное на экономически интенсивно развивающиеся северо-восточные провинции Китая. Достаточно сопоставить темпы прироста внешнеторгового оборота и темпы прироста ВРП, чтобы понять значение приграничных связей для экономики края (табл. 1).
Диагностика состояния приграничного сотрудничества показала его недостаточную эффективность и наличие рисков, что нашло отражение в скудности товарной струк-
1 Взаимозависимость глобальных процессов и национальных особенностей локальных территорий нашла свое отражение в понятии глокализации.
2 Инвестиционный проект строительства нефте- и газопровода проходит по маршруту Ангарск (Иркутская область) - Сковородино (Амурская область) - Дацин (КНР, провинция Хэйлунцзян) - Ангарск - Находка.
туры экспорта (94,3% - древесина, 2007 г.), сокращении числа стран-партнеров (КНР -98% внешнеторгового оборота), превышении импорта над экспортом (на 40 млн дол. в 2007 г.), экспансии китайского предпринимательства.
Таблица 1
Темпы прироста ВРП и внешней торговли Читинской области,
% к предыдущему году [2, 3]
Показатель 2002 2003 2004 2005 2006 2007
Валовой региональный продукт (в сопоставимых ценах) 1,6 7,4 3,7 3,7 5,7
Внешнеторговый оборот 19,2 27,2 52,2 56,6 20,8 52,6
Превращение конкурентного ресурса в устойчивое конкурентное преимущество региона требует использования программно-стратегических инструментов и определения ключевой компетенции края. Программно-стратегическое планирование в условиях рыночного хозяйствования может осуществляться в сценарных вариантах развития приграничного сотрудничества. В основу разработки таких вариантов нами положены: 1) горизонтальная увязка стратегий приграничного сотрудничества с перспективами регионального развития; 2) многовариантность сценарных перспектив; 3) непротиворечивость сценариев, основанная на разноскоростной их реализации. Для приграничного сотрудничества Забайкальского края разработаны сырьевой, инновационный, торговый сценарии и сценарий туристического развития. Сырьевой сценарий предполагает включение в хозяйственный оборот наиболее конкурентоспособных видов природных ресурсов Забайкалья - древесины и продукции минерально-сырьевого комплекса. Согласно данному сценарию, Забайкалье сохраняет роль естественной сырьевой базы для Китая и стран СВА. Инновационный сценарий обеспечивает технологическое обновление и создание современной технической базы, коммерциализацию научных достижений. Торговый сценарий приграничного сотрудничества представляет направление, которое более всего развито в Забайкальском крае. С приграничной торговли начинались первые взаимосвязи с соседними странами, она в немалой степени определила первоначальное накопление капитала в регионе и его экономическое развитие. Туристический сценарий определен наличием рекреационных ресурсов края, его этническим и конфессиональным своеобразием.
В условиях ограниченности ресурсов и альтернативности издержек потребовался выбор сценарного приоритета. Он сделан на основе многокритериальной оценки с помощью метода анализа иерархий [4]. Оценка сценариев приграничного сотрудничества основывалась на сопоставлении преимуществ (выгод) и рисков (потерь) приграничных отношений. Наилучшим считался сценарий с наибольшим отношением количественно определенных выгод и потерь. В качестве основных акторов (действующих лиц) приграничного сотрудничества рассматривались органы исполнительной власти приграничного субъекта РФ и органы местного самоуправления (администрация), население, участники ВЭД, федеральные органы исполнительной власти, участники ВЭД КНР Каждый сценарий оценивался с позиций преимуществ, получаемых акторами приграничного сотрудничества. Риск и негативы приграничных отношений были распределены по следующим аспектам: экономические, демографические, социально-политические, криминогенные. Каждый сценарий оценен с позиций таких рисков. Обобщенным критерием риска является вероятность неформального отторжения национального пространства в пользу соседнего государства, что представляет угрозу национальной безопасности страны, ее целостности. Количественная оценка получена посредством парных сравнений. По результатам проведенной оценки привлекательным оказался торговый сценарий, но он же имел и довольно высокие риски (табл. 2).
Таблица 2
Оценка сценариев на основе сопоставления преимуществ и негативных сторон приграничного сотрудничества1
Сценарий Преимущества Риски, негативы (потери) Отношение преимуществ к потерям Приоритет
Сырьевой 0,2271 0,2177 1,0432 2
Инновационный 0,2111 0,1256 1,6807 1
Торговый 0,3676 0,4067 0,9039 3
Туристический 0,1717 0,2500 0,6868 4
Оценка стратегических перспектив приграничного сотрудничества позволяет определить ключевую компетенцию региона. В ее основе лежит стремление к выбору такого варианта, который, во-первых, может быть реализован в ближайший период, во-вторых, обладает наибольшими преимуществами, и наконец, подлежит управлению рисками в сторону их снижения.
Снижение рисков торгового сценария, имеющего наибольшие преимущества для всех акторов приграничного сотрудничества, возможно с использованием перспектив логистики. Система логистики представляет пространственную организацию оптовораспределительной деятельности. Она основана на единстве производства, товародвижения и сбыта. Производство в этом контексте включает товаропроизводителей Китая и России, вовлеченных в двустороннюю торговлю. Канал товародвижения представляет собой сеть крупных оптово-распределительных баз. Мелкооптовые торговые центры, розничные рынки (сети) завершают цепочку товародвижения. Единство элементов достигается путем координации материальных, финансовых и информационных потоков. Интеграцию всех потоков может обеспечить логистический центр - основа логистической системы, которая, в свою очередь, обеспечит новую специализацию края - торгово-логистическую. На территории области находится крупнейший на востоке страны железнодорожный и автомобильный переход Забайкальск-Маньчжурия, соединенный с Транссибом. Уже сегодня он обслуживает 60% российско-китайского грузопотока, ежедневно пропускает 12-14 пар электропоездов, за год принимает свыше 13 млн т грузов и обеспечивает переход для 1,5 млн граждан. Это самый технически оснащенный таможенный центр на границе с КНР, а кроме того, единственный на протяжении всей российско-китайской границы, работающий в круглосуточном режиме. Эти посылки способны органично вписать Забайкалье в российскую и мировую экономику в качестве логистической зоны и определить в дальнейшем его специализацию. Логистическая специализация края будет направлена на обслуживание товаропотоков из Китая и СВА и их дальнейшее перераспределение по территории России, т. е. будет принимать форму логистической зоны международного значения. Торгово-логистическая специализация края отвечает интересам не только Забайкалья и России в целом, но и северо-восточных китайских провинций и всего Китая (рис. 1). Именно общность задач определяет мотивацию российских и китайских участников логистического проекта и служит благоприятным условием его осуществления.
Ориентация на торгово-логистическую специализацию требует изучения мирового опыта. Для нас весьма интересен китайский эксперимент, поскольку именно КНР является основным партнером Забайкальского края. Знание партнера, организации его бизнеса позволят более рационально выстраивать экономические связи, разрабатывать политику с учетом национальных российских интересов. Кроме того, китайский опыт создания логистических систем актуален для нас и по другим причинам. Во-первых, стране удалось в достаточно короткие сроки, буквально в течение пяти лет перевести экономику с традиционного механизма управления потоками в народном хозяйстве на
1 Алгоритм расчета см. [5. С. 120-134].
современные механизмы логистики. Во-вторых, в Китае органично адаптирован передовой зарубежный опыт, прежде всего Германии и Японии [7-9]. И, наконец, в-третьих, в сотрудничестве с Китаем прослеживается общность задач - взаимное стремление к интеграции, которая, на наш взгляд, невозможна без должного понимания стратегий экономического развития друг друга.
Рис. 1. Общность задач провинций КНР и Забайкальского края в трансграничном экономическом пространстве
Китайская практика дает примеры успешной логистической специализации на уровне отдельного города. Знаменателен в этом формате пример г. Иу провинции Чжецзян, где была использована модель, позволяющая учитывать вопросы градостроительства, организации международной торговли, привлечения инвестиций и развития промышленной базы за счет логистических проектов [12]. Другим наглядным примером экономического развития на базе торговли являются города Хэйхэ и Суйфэньхэ провинции Хэйлунцзян, г. Маньчжурия Автономного района внутренней Монголии. Первоначально эти города исполняли роль перевалочных торговых баз, аккумулирующих товарные потоки из России и перераспределяющих эти потоки в центральные и южные районы страны. В настоящее время здесь созданы мощные лесоперерабатывающие зоны1. Достаточно сказать, что в г. Хэйхэ (население 150 тыс. чел.) внешнеторговый оборот только за январь-май 2008 г. составил 901,12 млн дол. [10]. В Забайкальском крае (население 1 028 тыс. чел.) годовой объем внешней торговли - 750 млн дол. (2007 г.). Таким образом, можно назвать главную особенность данной модели - именно оптовая торговля стала движущей силой экономики.
Торгово-логистическая специализация предполагает организацию логистической зоны для формирования сети оптовых рынков импортных и экспортных товаров. В этом формате особенно перспективной является организация торговли лесной продукцией и другими экспортными товарами в форме биржевой торговли, что сделает данный рынок более прозрачным и упорядоченным. Для импортных товаров целесообразно создание на базе ЗЛТБ2 или выставочного комплекса столицы Забайкалья торгового информационного центра (рис. 2).
1 Суйфэньхэ - самый крупный пункт по объему ввозимой российской древесины твердолиственных пород (80%). Его отличает высокий уровень развития местной перерабатывающей промышленности. В настоящее время более 25% поставляемой древесины перерабатывается на месте ее получения. В Маньчжурии, сосредоточившей основной поток российской хвойной древесины, построена зона деревообработки - Manzhouli Imported Resources Park Zone. На ее территории работают 17 деревообрабатывающих заводов. Годовая производственная мощность предприятий зоны достигнет 1 млн куб. м [11. С. 27, 30].
2 ЗЛТБ - ЗАО «Забайкальская лесная товарная биржа», была учреждена в сентябре 2007 г. Первые торги прошли в мае 2008 г.
Покупатель (оптовый)
и
Торговый комплекс Номенклатура товаров
ЛВС ...
Торговая система (информационный центр)
и
Таможенная граница
Поставщик (КНР) товаров , , ...
’ и г
Российский экспедитор, Договор о сотрудничестве Китайский экспедитор,
таможенный брокер І5І І4І таможенный брокер
6
Рис. 2. Торгово-логистический информационный центр
Информация о заказе поступает поставщику, который отгружает товар экспедитору (КНР). Последний выполняет все формальности по доставке груза до границы. В дальнейшем транспортировкой и декларированием занимается российский экспедитор. Данная схема взаимодействия позволяет контролировать процесс исполнения заказа, отслеживать материальные потоки без накопления таковых, что существенно снижает транзакционные издержки. Интерес покупателя обусловлен возможностью закупать товар с минимальными издержками, без посещения китайских городов и соответствующих затрат времени и финансовых ресурсов на поиск нужных товаров и поставщиков, оформления проездных документов и пр. Для продавца из КНР схема интересна тем, что она сама по себе является каналом доступа на внешний рынок.
На этом этапе логистизации подвергается лишь информационный поток, но по мере накопления клиентской базы снижается неопределенность рынка, становится возможным расширение складского хозяйства, т. е. постепенный переход к регулированию транзитных потоков в регионе, а именно превращение коммерческой логистики в логистический центр.
Торгово-логистический сценарий меняет логику подхода к решению экономических проблем. Традиционно принято в начале организовать производство, постепенно переходя от добычи и первичной обработки сырья к более глубоким стадиям переработки товара. Затем на базе сформировавшегося кластера производств внедрить системы координации деятельности кластера с помощью логистического инструментария. Опыт развития малых и средних городов Китая дает иной пример: формирование ло-гистичеких центров не только опосредует торговлю и перемещение грузов, но и стимулирует организацию переработки. Центр первичен по отношению к производству, может привлечь и закрепить на рынке сбыт крупных производителей.
Выбор площадки размещения торгово-логистического центра имеет две альтернативы: одна на границе - п. Забайкальск1, другая - в столице Забайкалья Чите (более 500 км от российско-китайской границы). Создание логистического центра в Чите в отличие от ПТК п. Забайкальск, во-первых, не требует долгожданных решений центра по его правовому обеспечению, возможно на существующей институционально-правовой базе региона. Во-вторых, осуществляется в месте сосредоточения инфраструктурных объектов - Транссиба, аэропорта, банков, страховых компаний, биржевого института (ЗЛТБ), гостиниц, ресторанов, культурно-развлекательных центров, торговых домов, развитой сети производственных коммуникаций и прочих сервисных и финансовых услуг. В-третьих, размещается в краевом центре, где концентрируется треть населе-
1 Проект создания в п. Забайкальск приграничного торгового комплекса (ПТК) относится к 1992 г. Китайская часть комплекса построена в 1996 г. С российской стороны вопрос о строительстве заморожен. Одна из причин - отсутствие правовой базы его функционирования как международного проекта. Проект требует правого сопровождения на федеральном уровне.
ния субъекта РФ. И наконец, транспортная геометрия располагается на российской стороне. «Шоп-туризм» может быть развернут от маршрута Чита-Маньчжурия в направление Маньчжурия-Чита, что обеспечит возможность оказания соответствующих транспортных и других услуг китайским продавцам на российской стороне, российским бизнесом.
Таким образом, ключевой компетенцией, реализующей конкурентный ресурс приграничного сотрудничества региона, становится торгово-логистическая специализация края.
Источники
1. Концепция социально-экономического развития России до 2020 г. Режим доступа: www.economy.gov.ru/wps/wcm/myconnect/economylib/mert/welcome/pressservice.
2. Читинская область в цифрах // Статистический ежегодник. 2008 : стат. сб. Чита : Забайкалкрайстат, 2008.
3. Таможенная статистика внешней торговли Читинской области: бюллетень СТУ Новосибирск, 2002-2007 (по годам).
4. Саати, Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий / Т. Саати. М. : Радио и связь, 1989.
5. Грибова, С. Н. Приграничная интеграция Забайкальского края: состояние и перспективы / С. Н. Грибова. Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2007.
6. Евроазиатский транспортный союз. Режим доступа: http://www.eatu.ru/img/base/ 5570_02_.gif.
7. Закон КНР О свободных логистических центрах. Режим доступа: www.golaw.com.cn.
8. Ли Вэй. Применение отечественного и зарубежного опыта развития логистики для западных районов КНР / Ли Вэй ; Институт коммерческой политики университета г. Чунцин. Режим доступа: www.bmlrc.com.
9. Как Германия развивает логистические зоны. Режим доступа: www.bmlrc.com.
10. Новости Китая. Режим доступа: http://www.china-business-today.ru/novosti-kitaya/ bystryj-rost-vneshnej-torgovli-v-g-xejxe-na-kitajsko-rossijskoj-granice.html.
11. Российско-китайская торговля лесом и нелегальная заготовка древесины в Сибири и на Дальнем Востоке. М., 2007.
12. Модель «от торговли к градостроительству» - от развития рынков к взлету экономики города. Режим доступа: www.ywbb.com.