Научная статья на тему 'Открытый приграничный регионализм в глобальной стратегии Китая: уроки для России'

Открытый приграничный регионализм в глобальной стратегии Китая: уроки для России Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
688
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИГРАНИЧНЫЙ РЕГИОНАЛИЗМ / ПРИГРАНИЧНЫЕ РЕГИОНЫ / ГЛОБАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ КНР / РОССИЙСКО-КИТАЙСКОЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / BORDER REGIONALISM / BORDER REGION / PRC'S GLOBAL STRATEGY / RUSSIAN-CHINESE CROSS-BORDER COOPERATION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Кучинская Татьяна Николаевна

Рассматривается сущность и специфика открытого приграничного регионализма как инструмента глобальной стратегии КНР. Дан анализ форм и институциональных механизмов китайского приграничного регионализма, показана его роль в трансграничном взаимодействии с приграничными регионами России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Opened Border Regionalism in

The essence and features of opened border regionalism as an instrument of PRC's global strategy are examined in the article. The author analyzes the forms and institu-tional mechanisms of Chinese border regionalism and its role in cross-border coopera-tion with Russian neighboring regions

Текст научной работы на тему «Открытый приграничный регионализм в глобальной стратегии Китая: уроки для России»

УДК: 316.42:323:327(510)

Кучинская Татьяна Николаевна Tatiana Kuchinskaya

ОТКРЫТЫЙ ПРИГРАНИЧНЫЙ РЕГИОНАЛИЗМ В ГЛОБАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ КИТАЯ: УРОКИ ДЛЯ РОССИИ

OPENED BORDER REGIONALISM IN CHINA'S GLOBAL STRATEGY: LESSONS FOR RUSSIA

Рассматривается сущность и специфика открытого приграничного регионализма как инструмента глобальной стратегии КНР. Дан анализ форм и институциональных механизмов китайского приграничного регионализма, показана его роль в трансграничном взаимодействии с приграничными регионами России

Елючевые слова: приграничный регионализм, приграничные регионы, глобальная стратегия КНР, российско-китайское межрегиональное взаимодействие

The essence and features of opened border regionalism as an instrument of PRC's global strategy are examined in the article. The author analyzes the forms and institu-tional mechanisms of Chinese border regionalism and its role in cross-border coopera-tion with Russian neighboring regions

Key words: border regionalism; border region, PRC's global strategy, Russian-Chinese cross-border cooperation

Статья подготовлена при финансовой поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках Федеральной целевой программы <<Научные и научно-педагогические кадры инновационной России>> на 2009—2013 годы (государственный контракт М 02.740.11.0363)

Современный глобальный мир, подверженный последствиям мирового финансово-экономического, социального, экологического кризиса, характеризуется интенсификацией и масштабностью распространения проблем, которые создают угрозы не только для отдельных государств, но и устойчивому развитию человечества в целом. Решение глобальных кризисных проблем осуществляется, с одной стороны, усилением и укреплением социально-культурных, финансовых, экономических, политических связей в международных отношениях. С другой стороны, усилением

процессов регионализации, проявляющихся в интегративности, локализме, самодостаточности, самобытности и исключительности региональных проявлений.

На КНР мировой финансово-экономический кризис оказал значительное влияние. Но, по мнению большинства экспертов [4; 12], влияние кризиса на экономику Китая мало и меры, предпринимаемые китайским руководством в борьбе с его последствиями, эффективнее в сравнении с реалиями экономик ряда западных стран, что в очередной раз демонстрирует жизненность и силу китайской экономической системы и системы управления в условиях глобальной трансформации мировой системы. «Мировой финансовый кризис не заставит Китай проводить политику закрытых дверей и вернуться на путь плановой экономики. Китай будет стремиться «обратить кризис в шанс» и ответит на вызовы углублени-

ем реформ и расширением открытости>> [12].

Положительный опыт КНР в антикризисном регулировании экономики и реализации антикризисных программ развития актуализирует необходимость исследования специфики открытого китайского регионализма, обуславливающего в том числе и особый характер социально-политических и социокультурных механизмов реализации внутрирегиональных и глобальных стратегий развития Китая в современных условиях. Объектом данного исследования выступает открытый приграничный регионализм как один из инструментов глобальной стратегии КНР, реализующейся посредством расширения и усовершенствования международных и межрегиональных связей в рамках политики открытости и «выхода вовне».

Сущность нового открытого китайского регионализма в современном глобализирующемся мире заключается в обеспечении международного и регионального окружения, благоприятного для дальнейшего мирного гармоничного развития и устойчивого роста КНР. Парадигма нового китайского регионализма предполагает создание «китайского регионального порядка», так называемого регионального сообщества Pan-Sinica посредством таких мирных механизмов, как экономические, идеологические, политические и культурные стратегии развития. Так, провозглашенная китайским правительством в 1999 г. стратегия «выхода вовне» (Zöuchüqü, или в англ. Chinese <<Go Global» (<<Go Out») Strategy) реализуется посредством расширения и интенсификации международного и межрегионального взаимодействия и открытости внешнему миру. Стратегия «выхода вовне» первоначально была направлена на стимулирование инвестиционной деятельности национальных предприятий, привлечение зарубежных инвестиций и активное освоение ресурсов за рубежом, подключение их к экономическому развитию Китая. На сегодняшний день цели и инструменты политики «выхода вовне» КНР значительно расширились, включив набор не только

экономических, но и политических, дипломатических, идеологических и социокультурных механизмов китайской региональной политики.

Китайский приграничный регионализм реализуется через механизм расширения и диверсификации форм приграничного сотрудничества в рамках политики «реформ и открытости», политики «выхода вовне», программы построения «приграничного пояса открытости», региональных программ «освоения западных регионов», программ «подъема и процветания старопромышленной базы» Северо-Восточных регионов КНР, программ конструирования экономических, транспортных и культурных приграничных коридоров и др.

«Приграничный пояс открытости» — это комплексная система, включающая столицы приграничных провинций и функционирующие в них разнообразные зоны экономического развития; приграничные открытые города и созданные в них зоны приграничного экономического сотрудничества (ЗПЭС); «открытые порты» и торго-выезоныХуши [7; С. 37].

Особое внимание на развитие приграничных регионов правительство КНР обратило в период 1965-1976 гг. в свете идей укрепления обороноспособности страны в период ухудшения отношений с ведущими мировыми державами. Позже в рамках политики реформ и открытости в 1979 г. первыми получили право реализовать политику «открытости внешнему миру» провинции Юго-Восточного региона страны — Фуцзянь и Гуаньтун. Их успешный опыт распространился и в других регионах страны. В 1980 г. созданы четыре свободные экономические зоны (СЭЗ) на Юго-Востоке, в 1984 г. открыты для иностранного капитала 14 портовых городов, в 1985 г. учреждены специальные районы технико-экономического развития.

По замыслам китайского руководства, особые экономические районы и приграничные города, «соединяясь по морскому побережью в одну линию», должны образовать «переднюю полосу, открытую для внешнего мира» и, таким образом, будет ус-

корено не только экономическое развитие приморских регионов, но и осуществлено «подтягивание» внутренних регионов путем «заимствования передовых достижений техники, распространения опыта научного управления, передачи экономической информации, подготовки кадров ит.п.» [5].

Цели проекта строительства «приграничного пояса открытости» были реализованы быстро. Однако конструктивные результаты распространились лишь на приморские регионы. Уже в 1986 г. на восточные приморские провинции и города центрального подчинения (Фуцзянь, Гуандун, Хэбэй, Цзянсу, Ляонин, Шаньдун, Пекин, Шанхай и Тяньцзинь) приходилось 75,5 % экспорта, в них генерировалось 50 % ВРП (при 37,5 % населения), и доля экспорта в формировании ВРП составляла 13 %. Однако «подтягивание» внутренних и окраинных регионов не состоялось, региональные диспропорции в развитии КНР усилились.

Реформаторская деятельность по строительству «приграничного пояса открытости» в ареале приграничных территорий Северо-Восточного, Северного и Юго-Западного и Северо-Западного регионов КНР вновь активизировалась в начале 90-х гг. XX в. В приграничных регионах были созданы разнообразные зоны с особыми режимами управления, которые различались:

1) по подчинению — национального и регионального класса;

2) по типам — приграничные (размещены в приграничных городах) и внутренние (расположены в столицах провинций, а также в некоторых ключевых городах);

3) по функциям — промышленные, экономической кооперации, экономического развития, торговые, развития высоких технологий и техники, туристские, универсальные [7; С. 39].

Например, в провинции Хэйлунцзян в 1994 г. учреждена 21 зона развития, в том числе 4 зоны национального класса (2 зоны приграничного экономического сотрудничества, 2 зоны развития высоких технологий и техники), 17 — регионального класса (6 зон экономического развития, 10 зон приграничного сотрудничества и 1 — инвес-

тиционного развития). К 2006 г. общее количество специальных зон составило 41.

В целом же работа по созданию «приграничного пояса открытости» включает формирование благоприятного внешнеполитического климата, разрешение пограничных вопросов, подписание договоров и соглашений о системе контроля границ, установления взаимного доверия.

Основные институциональные механизмы создания «пригранично пояса открытости» заключались в следующем:

1) возобновлено функционирование открытых портов (таможен), не действовавших в период изоляции Китая, создано большое количество новых;

2) при «открытых портах» стали создавать приграничные торговые зоны;

3) выборочным населенным пунктам, расположенным вдоль границ, присвоен статус «приграничных открытых городов>>;

4) статус открытых для привлечения иностранных инвестиций получили столицы приграничных провинций;

5) во всех открытых городах учреждены зоны экономического сотрудничества (различные по функциям и подчинению).

Открытые порты КНР. Термин «открытый порт» применяется для обозначения морских портов, аэропортов, станций и сухопутных мест пересечения государственной границы гражданами, товарами или транспортными средствами, которые используются для въезда в страну или выезда из страны. Китайские открытые порты могут быть классифицированы по разным критериям:

1) по системе управления: национальные порты первого класса (подчиняются центральным или — реже — провинциальным властям) и порты второго класса (находятся в ведении провинциальных властей, властей автономных районов или городов);

2) по наличию и типу транспортных магистралей: железнодорожные, автомобильные, авиационные, речные или морские;

3) по специализации, зависящей от

местоположения: приграничные, приморские, внутренние;

4) по выполняемым функциям: локальные (обслуживающие преимущественно приграничную торговлю), региональные (с нагрузкой, обеспечивающей торговлю внутри одного макрорегиона, например, страны Центральной Азии) и международные (через которые проходят глобальные товарные потоки).

Например, согласно оценкам китайских специалистов, в Северо-Восточном регионе КНР из 37 открытых портов международные функции выполняют 5 и 1 — региональные.

Выделяют три типа приграничных зон [14]:

— первый тип — торговые зоны с пересечением границы (торговые зоны Хуши) (ТЗПГ, впервые введены в 1996 г., открыты более чем в 90 населенных пунктах; должны устанавливаться в приграничных районах — не более 20 км от границы; их образование должно быть одобрено со стороны народного правительства провинции (если их образование связано с дипломатическими или военными вопросами, то необходимо одобрение Госсовета КНР); деятельность зоны контролируется таможней; каждый приграничный житель может пользоваться освобождением от налогов согласно квоте, чтобы иметь возможность покупать предметы первой необходимости);

— второй тип — пограничная торговая зона с особым режимом управления (ПТЗ, первая создана в 2000 г. Основным их отличием является то, что таможня не только не требует виз, но и не контролирует виды и объемы товара, который реализуется внутри зоны. Торговать на территории зоны имеют возможность любые предприятия обоих государств, основная функция этого типа зон состоит в продвижении «беспошлинной торговли» для предприятий);

— третий тип — зоны приграничного экономического сотрудничества (ЗПЭС, созданы в 1992 г. Правительство каждой провинции утверждает пакет льгот, которые включают возможность ввоза машин, оборудования и других материалов для

формирования инфраструктуры в пределах ЗПЭС; льготы по уплате НДС, подоходного и других налогов; льготы по импорту/экспорту товаров, необходимых для функционирования предприятия ЗПЭС или произведенных в ЗПЭС).

Задачу «подтягивания» приграничных регионов до уровня приморских провинций Китая проводимые реформы, в т.ч. «политика открытых дверей», не выполнили ввиду рада географических, природно-климатических, геополитических и социально-экономических факторов. Однако работа в данном направлении продолжается.

Наиболее яркими примерами международного сотрудничества по трансграничному регионостроительству в современном Китае являются программы формирования крупных трансграничных субрегионов страны — проекты «Большой Туманган» и «Большой Меконг».

Субрегион «Большой Меконг>> (The Greater Mekong Subregional Economic Zone GMS, 2004 r.) [15] представляет собой так называемую «шестистороннюю зону экономического сотрудничества». Проект создания зоны инициирован Азиатским банком развития (ADB) в 1992 г. Основная цель трансграничной зоны, согласно концепции проекта — совместное освоение природных ресурсов и развитие инфраструктуры. Субрегион «Большой Меконг» включает приграничные регионы 6 стран в территориальном ареале р. Меконг: Таиланд, Вьетнам, Лаос (Лаосская Народно-Демократическая Республика, ЛНДР), Мьянма, Камбоджа и КНР (пров. Юньнань) [13, Р. 26].

Первые попытки реализации экономических проектов в рамках политики «реформ и открытости» в пров. Юньнань, КНР начались в 1984 г., когда здесь были открыты 27 торговых приграничных зон. Это было началом политики Китая по формированию экономических связей материкового Китая со странами региона Юго-Восточной Азии.

Кроме того, содействие сотрудничеству в рамках региона «Большой Меконг» совпало с планом по развитию Западных регионов КНР, что отразилось в национальной

стратегии, начатой в 2000 г. Особое значение в проекте уделено стратегии развития приграничных городов КНР. Пров. Юньнань, КНР имеет границу с Мьянмой, Лаосом и Вьетнамом общей протяженностью 4007 км. Этот регион играет важную роль в развитии приграничной торговли и привлечении иностранных инвестиций. С 1992 г. на территории провинции было создано 17 приграничных городов {коуши) и92 пункта пропуска — национального и провинциального уровней. В целом, международный трансграничный проект «Большой Меконг» предусматривает возможность продвижения пров. Юньнань в качестве «шлюза» для сотрудничества со странами ЮВА и «локомотива» социально-экономического развития окраинных регионов Юго-Западного Китая.

Субрегион «Большой Тумангаш (The Greater Turnen Initiative, GTI) (Первоначально известный Проект развития р. Туманная (ПРРТ), 1988 г.) представляет собой межправительственный механизм сотрудничества в Северо-Восточной Азии, при поддержке Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) [16].

Странами-участницами программы являются Корейская Народно-Демократическая Республика, Китайская Народная Республика, Российская Федерация, Республика Монголия и Республика Корея. Кроме стран-участниц, в программе ограниченное участие могут принимать страны или организации-наблюдатели. В этом качестве выступает Япония и некоторые мировые банки (МБРР, АТБ и др.). Проект рассчитан на 20 лет (с 1995 г.) с объемом предполагаемых инвестиций в 30 млрд долл.

Первоначальная суть проекта Туман-гаи заключалась в создании Международной специальной экономической зоны (МСЭЗ), условно названной Малый Ту-манган и Большой Туманган. Первый вариант охватывает территорию в 1000 км2 в виде треугольника, вершины которого упираются в порт Раджин (КНДР), г. Хун-чун (КНР) и порт Посьет (Россия). Второй

вариант распространяется на территорию 10000 км2, границы которого расположены в треугольнике порта Чончжин (КНДР), г. Яньцзи (КНР) и Владивосток (Россия).

МСЭЗ призвана выполнить две основные функции. Первая связана с формированием транзитно-транспортного узла между Северо-Восточной Азией и Европой. Особое внимание предполагалось уделить транспортной инфраструктуре (порты, реки и ж/дороги). Вторая функция определялась задачами создания экспортноори-ентированной экономики внутри МСЭЗ. Предполагалось формирование производственного комплекса, включавшего как первичное производство, так и выпуск конечной продукции (прежде всего, товаров народного потребления). По мнению многих авторитетных экспертов, данная зона обладает объективными условиями превратиться в один из перспективных центров деловой активности в Восточной Азии.

В настоящий период Инициатива по инвестиционному сотрудничеству в регионе «Большой Тумангам» (Greater Turnen Initiative (GTI)), принятая в 2009 г., включает территорию четырех административных единиц Северо-Востока КНР (пров. Цзилинь, Хэйлунцзян, Ляонин и Автономный район Внутренняя Монголия), Рад-жин-Сонбонской торгово-экономической зоны КНДР, восточных провинций Монголии, городов-портов восточной части Республики Корея и Приморского края РФ [17].

Программа предоставляет уникальные возможности для трансграничного экономического взаимодействия, расширения и диверсификации экономического сотрудничества, урегулирования политических отношений и стабильности в регионе Северо-Восточной Азии.

Приграничное сотрудничество России и Китая в конце XX — начале XXI вв. стало неотъемлемой частью внешней политики двух стран. Приграничная торговля, совместная производственная деятельность, сотрудничество в области трудовых ресурсов, специализация и кооперирование производства, совместное строительство транспортной инфраструктуры, межре-

гиональные программы гуманитарного и культурного сотрудничества имеют большое значение для развития приграничных территорий двух стран.

Наиболее значимыми в этом плане являются четыре пары приграничных городов на границе Северо-Восточного региона КНР и Юго-Восточного региона РФ. Это Хайхэ (Хэйлунцзян, КНР) — Благовещенск (Амурская область, РФ); Суйфэньхэ (Хэйлунцзян, Китай) — Хабаровск (Хабаровский край, РФ; Хуньчунь (Цзилинь, КНР) — Владивосток (Приморский край, РФ) и Маньчжурия (Автономный район Внутренняя Монголия, КНР) — Чита (Забайкальский край, РФ).

Остановимся подробнее на региональной паре Маньчжурия (Автономный район Внутренняя Монголия, КНР) — Чита (Забайкальский край, РФ), г. Маньчжурия является крупнейшим городом и сухопутным портом на границе Китая, России и Монголии. Развитие города осуществляется в рамках национальных региональных программ — Программы Реконструкции и развития старопромышленных баз Северо-Востока КНР и Программы развития Западного региона КНР.

На территории г. Маньчжурия функционируют две СЭЗ национального уровня:

1) Маньчжурская зона приграничного экономического сотрудничества создана и утверждена Госсоветом КНР в марте 1992 г. СЭЗ включает производственные зоны, торговые площади, жилые районы, административные зоны и зоны переработки импортируемых ресурсов;

2) Маньчжурская приграничная зона российско-китайской международной торговли и туризма разработана и утверждена Госсоветом КНР в 1992 г. в рамках национальной программы развития приграничных зон. СЭЗ включает зоны обработки экспортной продукции, комплексный промышленный парк, торговые и туристические зоны.

В будущем г. Маньчжурия рассматривается правительством КНР как один из ключевых портов «Первого континентального моста Евразии» и «цивилизацион-

ный порт общегосударственного значения» [18].

Что касается российских приграничных территорий Юго-Восточного региона, то ослабление экономических и культурных связей в системе «центр-периферия», утрата геополитических ориентиров или их раздвоенный характер, размывание основ самоидентификации — духовно-цивили-зационного самосознания многих россиян привело к разнобою в определении приоритетов межрегионального приграничного взаимодействия и как следствие — ослаблению их роли и участия в трансграничном региональном строительстве.

Первые шаги в попытке исправить ситуацию, сложившуюся на территории российско-китайского приграничья, обозначены в ряде программ национального и регионального уровня:

1) Программа сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири Российской Федерации и Северо-Востока Китайской Народной Республики (2009-2018 гг.) [6];

2) «Стратегия развития Дальнего востока, Иркутской области, Забайкальского края и Республики Бурятия до 2025 г.» [8];

3) «Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 г.» [9];

4) Федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до2013г.»[11];

5) «Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 г.» [10];

6) «Стратегические направления развития Забайкальского края на период 2025 г. и программа социально-экономического развития края на 2010-2014 гг.» [2].

Однако анализ данных программ на предмет корреляции развития приграничных территорий РФ и КНР приводит ряд ученых к неоднозначным выводам о том, что «это четкое воспроизведение назначения Дальнего Востока и Восточной Сибири как сырьевой базы развития КНР. На территории Российской Федерации будет

происходить разработка целого ряда месторождений полезных ископаемых, природных ресурсов и создание инфраструктуры по экспорту этого сырья преимущественно в одном направлении — китайском. На китайской же территории, напротив, строятся промышленные предприятия, ориентированные на переработку добытых в России ресурсов» [1].

В то же время нельзя однозначно заключить, что дальнейшее расширение межрегионального сотрудничества РФ и КНР будет иметь только негативные последствия для российской стороны. Лесные и энергетические ресурсы являются важнейшей статьей российского экспорта, китайская

рабочая сила и инвестиционные потоки играют важную роль в развитии региона, а транзитное положение предоставляет возможности для развития транспортной инфраструктуры [3]. От повышения уровня социально-экономического развития приграничных территории РФ и разработки региональными элитами эффективной региональной политики, способствующей экономическому развитию и культурному диалогу, во многом зависит реальная конфигурация трансграничного регионального пространства и превращение российско-китайского приграничного взаимодействия в потенциальный фактор соразвития приграничных территорий России и Китая.

Литература

1. Дарбалаева Д.А. Перспективы сотрудничества российского и китайского приграничья [Электронный ресурс] // Стратегические направления устойчивого развития Байкальского региона: материалы Всеросс. науч.-практич. конференции с участием иностранных ученых и экспертов, 21-22 апреля 2010 г., г. Иркутск. - Режим доступа: http://www.isea.irk.ru/files/sl/31_ Darbalaeva.pdf.

2. Депутаты приступают к обсуждению законопроекта о стратегических направлениях развития Забайкалья [Электронный ресурс] // Regions.ru. Новости Федерации. - Режим доступа: http://www.regions.ru/denie.pdf.

3. Изотов Д.А., Кучерявенко В.Е. Северо-Восток Китая в условиях реализации плана воз-рожденияэкономики //Пространственнаяэкономика. — 2009. — №2. — С. 140-158.

4. Островский А. Китайская экономика в условиях мирового финансового кризиса (уроки дляРоссии) // Федерализм. — 2010. — №2 (58).-С. 153-160.

5. Пивоварова Э.П. Об опыте Китая «открытия внешнему миру» // Научные труды Вольного экономического общества России. — 2007. — Т. 82. — С. 54-70.

6. Программа сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири Российской Федерации и Северо-Востока Китайской Народной Республики (2009-2018) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.minregion.ru/upload/documents/2010/04/dv-knr-programm.doc.

7. Рыжова Н.П. Развитие окраинных регионов КНР: роль «приграничного пояса открытости» II Пространственная экономика. — 2008. —№4,— С. 36-59.

8. Стратегия развития Дальнего востока, Иркутской области, Забайкальского края и Республики Бурятия до 2025 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mfrr.ru/docs/ Vvedenie.pdf.

9. Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 г. от 28 декабря 2009 г. № 2094-р [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://archive.minregion.ru/WorkItems /NewsItem.aspx?NewsID=556.

10. Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 г. от 5 июля 2010 г. № 1120-р [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.sibfo.ru/strategia/strdoc. рЬр#шуе81

11. Федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Вос-

тока и Забайкалья на период до 2013 г.» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. economy.gov.ru/minec/activity/sections/fcp/programs/fcp2013.

12. Финансовый кризис не заставит Китай снизить темпы расширения открытости внешнему миру [Электронный ресурс] // Газета «Жэньмин жибао on-line». — Режим доступа: http:// russian.people.com.cn/31518/6538824.html.

13. Chen Xiangming. Beyond the Reach of Globalization: Chinese Border Regions and Cities in Transition // Globalization and the Chinese City, ed. Fulong Wu. Routledge, 2006. — P. 21-46.

14. Geng Xengwei. Basic Facts on Various Development Zones in the Border Provinces and Regions of China [Internet resource] // Policy and Management Mechanisms for Economic Development Areas. Urumqi, Xingjiang Uygur Autonomous Region, PRC, 22-24 August. 2007]. — Access address: http:// www.adb.org.

15. Sino-Thai strategic economic development in the Greater Mekong Subregion (1992-2003). [Internet resource] — Access address: http://goliath.ecnext. com/coms2/gi_0199-2782580/Sino-Thai-strategic-economic-development.html.

16. The Greater Tumen Initiative [Internet resource], — Access address: http://www. tumenprogramme.org.

17. The Greater Tumen Initiative Investment Guide 2009 [Internet resource], — Access address: http://www.tumenprogramme.org/data/upload/download / GTII nvestmentGuide2009partl_ oZLeS3.pdf.

18. Zhang Pingyu, Yanji Ma, Zhenhan Yu, 2002. Border Port Manzhouli: Urban Function and Space Development // Chinese Geographical Science. Beijing: Chinese Press. — 2002. —Vol. 12 (4): — P. 315-320.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Коротко об авторе_Briefly about the author

Еучинская Т.Н., канд. полит, наук, доцент кафедры востоковедения, Читинский государственный университет (ЧитГУ) kuchinskaya_t@mail.ru

Научные интересы: регионология, внутренняя и внешняя регионализация КНР, трансграничный регионализм, российско-китайское межрегиональное взаимодействие

T. Kuchinskaya, Candidate of Political Sciences, Assistant professor of Oriental Studies Department, Chita State University

Scientific interests: region studies, internal and external regionalization of PRC, trans-border regionalism, Russian-Sino interregional cooperation

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.