Научная статья на тему 'ПРИЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ'

ПРИЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интерактивные приемы / эффективность взаимодействия / преподаватель / обучающиеся / лекционные занятия / interactive techniques / effectiveness of interaction / teacher / students / lectures

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Амет-уста Зарема Ремзиевна, Бутвина Ольга Юрьевна

В статье раскрыты методические особенности применения интерактивных приемов, повышающих эффективность взаимодействия преподавателя и обучающихся в процессе вводной части лекционного занятия. Интерактивные приемы при их систематическом и комплексном использовании позволяют преподавателю достичь более высоких показателей работы. Их использование направлено на: создание психологически благоприятной атмосферы обучения; выстраивание конструктивных отношений в группе; развитие у обучающихся нестандартного подхода к решению учебных задач; концентрации коллективного внимания и формированию готовности группы к работе и др. В статье рассмотрены такие приемы повышения эффективности взаимодействия преподавателя и обучающихся в рамках вводной части лекции, как: прием нестандартного приветствия обучающихся; нестандартное сообщение темы лекции; прием анаграммы; решение проблемной ситуации, связанной с сообщением темы лекции; интерактивное начало лекции, подразумевающее: риторический вопрос, обсуждение пунктов плана лекции с целью определения из их числа наиболее значимых для их будущей деятельности, или такого, который можно вынести на самостоятельную проработку; рассказы из собственного опыта и др. Каждый прием имеет, как преимущества, так и ограничения, однако, при учете последних – интерактивные приемы – это высоко результативные инструменты работы в арсенале методов преподавателя

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Амет-уста Зарема Ремзиевна, Бутвина Ольга Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals the methodological features of the use of interactive techniques that increase the effectiveness of interaction between the teacher and students during the introductory part of the lecture session. Interactive techniques, with their systematic and integrated use, allow the teacher to achieve higher performance. Their use is aimed at: creating a psychologically favorable learning atmosphere; building constructive relationships in the group; developing students' non-standard approach to solving educational tasks; concentration of collective attention and group readiness for work, etc. The article considers such techniques for improving the effectiveness of interaction between the teacher and students within the introductory part of the lecture as: reception of non-standard greeting of students; non-standard message of the lecture topic; reception of an anagram; solving a problem situation related to the message of the lecture topic; interactive beginning of the lecture, implying: a rhetorical question, discussion of the points of the lecture plan in order to determine from their the number of the most significant for their future activities, or one that can be taken out for independent study; a story from their own experience, etc. Each technique has both advantages and limitations, however, taking into account the latter, interactive techniques are highly effective tools for working in the arsenal of teacher's methods

Текст научной работы на тему «ПРИЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ»

Кроме того, студенты могут принять участие в дискуссии на тему важности зимних видов спорта и о том, как они могут способствовать укреплению отношений между странами. Напишите краткие ответы на следующие вопросы: 1. Каково значение горнолыжного спорта на Олимпийских играх в Пекине?, 2. Как Марокко и Ливан стараются развивать горнолыжный спорт?, 3. С какими проблемами сталкиваются спортсмены из Марокко и Ливана в этом виде спорта?, 4. Обсудите в группах значимость и популярность других видов зимнего спорта и др.

Кроме этого, можно предложить лексические игры с карточками, акцентируя внимание на 3-х падежных формах арабского языка, формах глаголов, например: Для фигурного катания нужны коньки и костюм; В хоккее используют клюшку, коньки. В качестве домашнего задания можно предложить подготовить презентации по теме урока: «Фигурное катание в России»; «Санный спорт в мире» и др.

Выводы. Изучение спортивной терминологии в курсе АКИ в вузе является необходимым по ряду причин, в первую очередь, для развития переводческого навыка в процессе будущей профессиональной деятельности: при проведении интервью, написании репортажей, статей, ведении профессионального общения и сопряженных видах деятельности. Кроме того, владение спортивной лексикой на арабском языке необходимо для эффективной межкультурной коммуникации, более глубокого понимания арабской культуры и традиций в области спорта.

Однако лингвистические лакуны зимних видов спорта в арабском языке, которые не могут быть переведены одним словом, обозначаются разными способами. Мы используем «смешанный» способ перевода на арабский язык слов, обозначающих зимние виды спорта: - включающий транслитерацию и пояснение (например, керлинг - «спорт керлинг»), перифразу и пояснение (например, фигурное катание - «катание артистическое на льду, спорт»), приблизительный способ и транслитерацию (например, санный спорт - «скатывание полозьями снежными»).

Считаем, что включение спортивной лексики в программу обучения АКИ способствует не только расширению словарного запаса у обучающихся, но и углублению знаний об арабском мире, его реалиях и особенностях, а также развитию умения объяснять деятельность, связанную с зимними видами спорта, экипировкой и зимними развлечениями.

Литература:

1. Аль-Фаузан, А.И. Арабский в твоих руках / А.И. Аль-Фаузан, М.Х. Аль-Тахир, М.А. Фадл. - Королевство Саудовская Аравия, Эр-Риад: Каталог Национальной библиотеки короля Фахда, 2014. - Ч. 1. - 282 с., Ч. 2. - 284 с., Ч. 3 -285 с., Ч. 4. - 258 с., Ч. 5 - 232 с., Ч. 6. - 232 с., Ч. 7. - 258 с., Ч. 8 - 258 с.

2. Аль-Фаузан, А.И. Арабская книга в руках наших детей / А.И. Аль-Фаузан, М.А. Аль-Шейх. - Королевство Саудовская Аравия, Эр-Риад: Каталог Национальной библиотеки короля Фахда, 2018. - Ч. 1. - 85 с., Ч. 2. - 85 с., Ч. 3. -85 с., Ч. 4. - 110 с., Ч. 5. - 112 с., Ч. 6. - 118 с., Ч. 7. - 118, Ч. 8. - 118 с.

3. Abdur Rahim, V. Arabic reader. / V. Abdur Rahim. - New Delhi: Goodword Books, 2014. - P. 1. - 98 р., P. 2. - 104 p., P. 3. - 122 p., P. 4. - 109 p., P. 5. - 126 p., P. 6. - 126 p., P. 7. - 74 p.

4. Glossary Of Sports Terms. - URL: https://archive.org/details/glossary-of-sports-terms/page/n9/mode/2up (дата обращения: 20.10.2024)

5. Маджли, Ф., Мансур Уроки арабского языка / Ф. Маджли, Мансур. - Лондон, 1977. - 186 с.

6. Салам, М.Г. Арабский для взрослых / М.Г. Салам. - Египет, 2016. - 223 с.

7. Кузьмин, С.А. Учебник арабского языка / С.А. Кузьмин. - М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001. - 385 с.

8. Martínková, I. Olympic Winter Games, 'Cold Sports', and Inclusive Values / I. Martínková, J. Parry // The International Journal of the History of Sport. - 37№.13. - Р. 1236-1251. - D0I:10.1080/09523367.2020.1860942

9. Маслова, В.А. Лингвокультурология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В.А. Маслова. -Москва: Академия, 2001. - 208 с.

10. National Collegiate Athletic Association. "Ice Hockey 2008-2010 Rules and Interpretations". HR-54. (PDF). - 2018.

11. Николаева, Э.А. Лакунарность языка как переводческая проблема (опыт классификации лакун) / Э.А. Николаева // Современные проблемы перевода: Доклады международной конференции. - Москва: Академия Федеральной службы безопасности РФ, 2005. - С. 35-43

12. Олимпийская история, новости спорта, статистика: сайт. - 2012. - URL: https://olympteka.ru/olymp/pekin2022/country/lib.html (дата обращения: 18.10.2024)

13. Попова, З.Д. Когнитивная лингвистика: Учебное издание / З.Д. Попова, И.А. Стернин. - Москва АСТ: «Восток-Запад», 2007. - 314 с.

14. Список зимних олимпийских видов спорта: сайт. - URL: https://olympics.com/ar/sports/winter-olympics (дата обращения: 20.10.20). - Режим доступа: для авторизованных пользователей.

15. Уорф, Б.Л. Наука и языкознание / Б.Л. Уорф // Языки как образ мира. - М.: ООО «Издательство ACT»; СПб.: Terra Fantastica, 2003. - С. 202-219

Педагогика

УДК 378:37.062

кандидат педагогических наук, доцент Амет-Уста Зарема Ремзиевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь); кандидат биологических наук, доцент Бутвина Ольга Юрьевна Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)

ПРИЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И ОБУЧАЮЩИХСЯ В

ПРОЦЕССЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Аннотация. В статье раскрыты методические особенности применения интерактивных приемов, повышающих эффективность взаимодействия преподавателя и обучающихся в процессе вводной части лекционного занятия. Интерактивные приемы при их систематическом и комплексном использовании позволяют преподавателю достичь более высоких показателей работы. Их использование направлено на: создание психологически благоприятной атмосферы обучения; выстраивание конструктивных отношений в группе; развитие у обучающихся нестандартного подхода к решению учебных задач; концентрации коллективного внимания и формированию готовности группы к работе и др. В статье рассмотрены такие приемы повышения эффективности взаимодействия преподавателя и обучающихся в рамках вводной части лекции, как: прием нестандартного приветствия обучающихся; нестандартное сообщение темы лекции; прием

анаграммы; решение проблемной ситуации, связанной с сообщением темы лекции; интерактивное начало лекции, подразумевающее: риторический вопрос, обсуждение пунктов плана лекции с целью определения из их числа наиболее значимых для их будущей деятельности, или такого, который можно вынести на самостоятельную проработку; рассказы из собственного опыта и др. Каждый прием имеет, как преимущества, так и ограничения, однако, при учете последних -интерактивные приемы - это высоко результативные инструменты работы в арсенале методов преподавателя.

Ключевые слова: интерактивные приемы, эффективность взаимодействия, преподаватель, обучающиеся, лекционные занятия.

Annotation. The article reveals the methodological features of the use of interactive techniques that increase the effectiveness of interaction between the teacher and students during the introductory part of the lecture session. Interactive techniques, with their systematic and integrated use, allow the teacher to achieve higher performance. Their use is aimed at: creating a psychologically favorable learning atmosphere; building constructive relationships in the group; developing students' non-standard approach to solving educational tasks; concentration of collective attention and group readiness for work, etc. The article considers such techniques for improving the effectiveness of interaction between the teacher and students within the introductory part of the lecture as: reception of non-standard greeting of students; non-standard message of the lecture topic; reception of an anagram; solving a problem situation related to the message of the lecture topic; interactive beginning of the lecture, implying: a rhetorical question, discussion of the points of the lecture plan in order to determine from their the number of the most significant for their future activities, or one that can be taken out for independent study; a story from their own experience, etc. Each technique has both advantages and limitations, however, taking into account the latter, interactive techniques are highly effective tools for working in the arsenal of teacher's methods.

Key words: interactive techniques, effectiveness of interaction, teacher, students, lectures.

Введение. Одной из основных форм преподавания в высшей школе является лекция. Посредством систематического устного изложения какого-либо раздела науки или учебной дисциплины обучающимся предоставляется большой по объему и сложный по логическому построению материал.

Различным аспектам совершенствования лекций в условиях высшей школы посвящены работы таких ученых, как: Н.В. Борисова [2], А.Г. Бусыгин [3], Т.А. Бусыгина [3], Л.Н. Вавилова [6], Р.Г. Гайнутдинов [4], Г.И. Ибрагимов [4], Г.Н. Кисметова [5], Т.Г. Мухина [1], Т.С. Панина [6], Х.Р. Пегова [7], И.А. Талышева [7] и др. Ученые отмечают, что лекция на протяжении многих веков остается актуальной формой проведения занятий. Однако, малоизученным является вопрос о важности вводной части лекционного занятия, и о том, как сделать начало лекции максимально эффективным. Изучение этого вопроса и выявление путей его решения может способствовать повышению качества лекций и учебного процесса в целом в современном вузе.

Цель статьи: раскрыть методические особенности применения интерактивных приемов, повышающих эффективность взаимодействия преподавателя и обучающихся в процессе вводной части лекционного занятия (на примере дисциплины «Теория и технологии экологического образования детей дошкольного возраста»).

Изложение основного материала статьи. С целью повышения эффективности лекции как формы обучения целесообразно вводить в нее интерактивные примы, способствующие не только прочности усвоения знаний, но и развитию позитивного взаимодействия преподавателя и обучающихся.

Лекция состоит из следующих структурных элементов:

1. Вводная часть (установление контакта с обучающимися, сообщение темы и плана лекции).

2. Основная часть (изложение лекционного материала).

3. Заключительная часть (подведение общего итога лекции, формулирование выводов, ответы на вопросы студентов).

Интерактивные приемы могут быть включены в каждый структурный элемент лекции. Однако, в данной статье

рассмотрим приемы повышения эффективности взаимодействия преподавателя и обучающихся в рамках вводной части лекционных занятий (на примере дисциплины «Теория и технологии экологического образования детей дошкольного возраста»).

Педагогу важно владеть арсеналом разнообразных интерактивных приемов воздействия на личность обучающихся, от которых зависит создание положительно-эмоционального фона восприятия информации студенческой аудиторией, а также обеспечение атмосферы взаимодействия, направленной на достижение цели образовательного процесса. Остановимся на некоторых из них. Так, обычный прием приветствия, который очень часто используется преподавателем почти механически, может быть нетрадиционным и звучать примерно так: «Доброе утро. Улыбнитесь мне. Улыбнитесь друг другу. В аудитории стало так ясно и тепло. В таких условиях работать гораздо приятнее. Ну, что ж, начнем нашу работу», «Рада видеть вас! Как ваше настроение? Если настроение можно было бы сравнить с погодой, то какими словами вы бы его описали? (обучающиеся приводят ассоциации)» и т.д.). Применение данного приема вызывает положительные переживания у студентов, что способствует созданию психологически комфортных условий обучения и росту работоспособности всей группы.

Следующим приемом является сообщение темы лекции. Тему можно сообщить вербально - продиктовать. Можно написать на доске и озвучить. А можно воспользоваться приемом решения анаграммы. Анаграмма - это прием чтения с помощью перестановки слогов или букв в словах. Например, слово «воспитание» может быть зашифровано и записано как «носепвитаи» или «тоспеиавни». Преподаватель записывает тему лекции или ключевое слово темы в закодированном виде на доске и предлагает студентам прочитать ее, используя прием анаграммы. Как правило, студенты с удовольствием откликаются на этот прием. Для преподавателя его ценность заключается в том, что в течение короткого периода времени внимание студентов сосредоточено на учебной деятельности. Кроме того, этот процесс происходит легко и непринужденно.

Отметим, что при использовании приема анаграмм целесообразно кодировать названия тем, которые не перегружены терминами и не слишком длинные. Например: «Методы ознакомления детей с природой», «Участок детского сада», «Уголок природы в дошкольном учреждении», «Средства фиксации знаний детей о природе» и т.д. После коллективного решения анаграммы тема записывается студентами.

С помощью анаграмм можно записать и ключевые понятия темы. Это можно сделать, как после сообщения и записи темы лекции, так и до этого. В таком случае, расшифровав ключевые понятия, можно предложить студентам самостоятельно сформулировать тему лекции. Например, ключевые понятия: «соипк» (поиск), «горцанизаия» (организация), «мэнксиперет» (эксперимент), «еятдеьнлтось» (деятельность), «рпиорда» (природа) помогут выйти на формулировку темы: «Организация экспериментально-поисковой деятельности детей в природе».

В некоторых случаях, когда студенческая аудитория слишком возбуждена перед началом лекции, целесообразно наиболее активного нарушителя порядка пригласить за кафедру и дать ему возможность сообщить тему, план, литературу к лекции и дать всем остальным студентам возможность записать их.

В данном структурном компоненте метода лекции могут использоваться и другие интересные приемы, где важную роль играет демонстрация наглядности. Например, в процессе изучения раздела «Методы ознакомления детей с природой» в рамках рабочей программы сначала изучается тема «Наглядные методы ознакомления детей с природой», а затем «Словесные методы знакомства детей с природой». Чтобы подвести студентов к пониманию роли и значимости словесных методов в педагогическом процессе, можно использовать следующий метод: в начале лекции внести в аудиторию какой-либо из объектов природы и предложить студентам рассмотреть его и получить информацию о данном объекте, которая была получена ими только на основе визуальных методов обучения. Обучающиеся, используя этот прием, могут убедиться, что независимо от того, сколько бы они ни смотрели на объект, без словесных приемов обучения трудно получить новую, значимую и интересную информацию о нем. После этого сообщается тема лекции.

Тема лекции может быть определена студентами и в процессе решения проблемной ситуации, которую создает преподаватель. Например: «На прошлых занятиях мы с вами рассмотрели содержание, задачи и методы ознакомления дошкольников с природой. Представьте себе, что с завтрашнего дня вы начинаете свою практическую деятельность в роли воспитателя. Достаточно ли у вас знаний, чтобы успешно работать с детьми по существующим программам? Что еще вы хотели бы узнать?».

Перед началом лекции целесообразно также ориентировать студентов на то, какие дополнительные материалы могут понадобиться им во время лекции - маркеры, карандаши, цветные фломастеры, линейка, лист бумаги для записи вопросов, возникающих в ходе лекции или собственных рассуждений и т.д. Указания преподавателя помогают более мобильно организовать работу студентов и не тратить время на поиски необходимых вещей во время лекции.

Начало самой лекции также может быть инвариантным и включать:

- риторический вопрос или серию таких вопросов («Какое место занимают дидактические игры в организации экологического воспитания дошкольников?», «Можно ли с помощью игровых методов обучения решать программные задачи, чтобы познакомить детей с природой?»;

- обсуждение пунктов плана лекции с целью определения из их числа наиболее интересных для студентов, наиболее значимых для их будущей деятельности, или такого, который можно вынести на самостоятельную проработку. Например, по теме «Художественная литература как метод ознакомления дошкольников с природой», представлен следующий план:

1. Роль художественной литературы в формировании знаний и отношения детей к природе.

2. Виды и жанры художественной литературы для детей.

3. Использование народного фольклора в процессе ознакомления дошкольников с природой.

4. Произведения классиков педагогики о природе.

5. Современные произведения природоведческого содержания для детей дошкольного возраста.

Обучающимся предлагается записать план и определить, какие вопросы можно вынести на самостоятельную работу и не рассматривать в ходе лекции, а на чем остановиться более подробно, поскольку это важно для их практической деятельности. В результате такого обсуждения, из числа рассматриваемых вопросов был снят второй, а пятый - рассмотрен более детально.

- рассказ из собственного опыта, который носит поучительный или юмористический характер и по содержанию соответствует теме лекции. Например, когда речь идет о методах и приемах обучения детей и рассматривается такой пункт плана, как использование приема вопросов в качестве средства руководства познавательной деятельностью дошкольников, была рассказана история из личного опыта, которая способствовала осознанию того, что содержание ответа на заданный вопрос может быть совершенно неожиданным и зависеть от правильности его формулировки. Во время педагогической практики в дошкольном учреждении я (автор З.Р. Амет-Уста) проводила занятия с детьми средней группы. Это было наблюдение за живым объектом - кроликом. Чтобы объяснить детям, как передвигается кролик («прыгает»), я предложила рассмотреть его лапки. Согласно методике подняла кролика, чтобы дети смогли лучше увидеть, что его передние лапки короткие, а задние длинные. И задала детям вопрос: «Какие лапки у кролика?». В ответ я услышала хоровой ответ: «Грязные!». Дети ответили правильно. Теперь я спрашиваю у студентов: «Как нужно было правильно сформулировать вопрос, чтобы получить ожидаемый ответ о длине кроличьих лап?»;

- захватывающую необычную или просто интересную информацию, касающуюся темы лекции (например, ознакомление студентов с последними исследованиями психологов и физиологов о влиянии цветов на самочувствие и эмоциональное состояние детей и процесс обучения);

- цитату, в которой отражено основное положение темы, например, «Ясная речь - это результат ясного мышления, а ясное мышление - это результат ясных наблюдений» (К.Д. Ушинский);

- фразу, содержащую основную мысль, которая передается в лекции («Чтобы знать, какими знаниями о природе должны овладеть дети дошкольного возраста, необходимо научиться работать с программами»);

- проблемный вопрос и рассмотрение диаметрально противоположных взглядов относительно путей его решения. Например, рассматривая тему «Формы организации работы по ознакомлению дошкольников с природой», после записи плана лекции, можно поразмышлять над тем, почему в практике работы дошкольных образовательных организаций широко используется такая форма организации обучения детей как непосредственно образовательная деятельность, ведь основным видом деятельности ребенка является игра и именно в игре дети легко и непринужденно усваивают знания, а также приобретают необходимые навыки. Студенты получают небольшое задание - «Попробуйте спрогнозировать результат учебно-воспитательной работы с детьми без использования непосредственно образовательной деятельности как формы организации обучения»;

- изменение последовательности рассмотрения отдельных пунктов плана лекции по предложению обучающихся. Использование этого приема способствует более осознанному восприятию материала, дает возможность студентам определить, какие вопросы являются для них наиболее значимыми и как они связаны друг с другом.

Выводы. Таким образом, от того, какие интерактивные приемы взаимодействия с обучающимися использует преподаватель в рамках вводной части лекционного занятия зависит не только его атмосфера, но результативность в целом. Интерактивные приемы способствуют созданию психологически благоприятной атмосферы обучения; выстраиванию конструктивных отношений в группе; развитию у обучающихся нестандартного подхода к решению учебных задач; концентрации коллективного внимания и формированию готовности группы к работе.

Литература:

1. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе: учебное пособие / сост. Т.Г. Мухина. - Н. Новгород: ННГАСУ, 2013. - 97 с.

2. Борисова, Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора / Н.В. Борисова. - Москва: Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов, 2000. - 146 с.

3. Бусыгин, А.Г. Постановка вузовской лекции и оценка ее качества: научно-методическое пособие для преподавателей вузов и заведующих кафедрами / А.Г. Бусыгин, Т.А. Бусыгина. - Самара: Изд-во СГПУ, 2005. - 32 с.

4. Ибрагимов, Г.И. Лекция в вузе: теория, история, практика: монография / Г.И. Ибрагимов, Р.Г. Гайнутдинов; под ред. Г.И. Ибрагимова. - Казань: Редакционно-издательский центр «Школа», 2017. - 196 с.

5. Кисметова, Г.Н. Лекция в вузе как средство активизации познавательной деятельности студентов педагогического университета: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Кисметов Галия Нагибудаевна Самара, 2004. - 227 с.

6. Панина, Т.С. Современные способы активизации обучения: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическия специальностям / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова; под. ред. Т.С. Паниной. - 4-е изд., стер. - Москва: Академия, 2008. - 175 с.

7. Тренинг педагогического взаимодействия / И.А. Талышева, Х.Р. Пегова. - Елабуга, 2019. - 121 с.

Педагогика

УДК 37

кандидат культурологии, доцент Андрющенко Ирина Александровна

Федеральное государственное автономноеобразовательное учреждение высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь)

ПРИКЛАДНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ DEEP MAPPING В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ

КУЛЬТУРОЛОГОВ

Аннотация. Статья посвящена анализу прикладных возможностей технологии Deep Mapping (глубокого картирования) в формировании профессиональных компетенций бакалавров-культурологов. Дается общее представление об использовании информационных и цифровых технологий в образовательном процессе. Особое внимание уделено интерактивным картам, в частности, картам, созданным по технологии Deep Mapping. Анализ прикладных возможностей DM проведен на материале разрабатываемого за счет гранта Российского научного фонда № 24-28-20502 «Создание прототипа цифрового каталога санаторно-курортных архитектурных объектов советского периода по технологии Deep Mapping», https://rscf.ru/project/24-28-20502/ цифрового продукта с целью дальнейшего педагогического проектирования различных занятий по базовым для культурологического образования дисциплинам с использованием возможностей указанной технологии. Предложены примеры формирования профессиональных задач, формирующих профессиональные компетенции культурологов, развивающих аналитические и цифровые навыки, креативное мышление.

Ключевые слова: Deep Mapping, глубокая карта, профессиональные компетенции культуролога, санаторно-курортная архитектура советского периода, цифровизация культурного ландшафта, насыщенные описания, прикладные возможности Deep Mapping.

Annotation. The article focuses on analyzing the applied potential of Deep Mapping technology in developing professional competencies for undergraduate students in cultural studies. It provides a general overview of the use of informational and digital technologies in the educational process, with particular emphasis on interactive maps, especially those created using Deep Mapping technology. The analysis of Deep Mapping's applied potential is based on the development of a digital product funded by the Russian Science Foundation grant No. 24-28-20502, "Creation of a Prototype Digital Catalog of Soviet-Era Sanatorium-Resort Architectural Objects Using Deep Mapping Technology" (https://rscf.ru/project/24-28-20502/). The study aims to facilitate the pedagogical design of various activities for core disciplines in cultural studies education by leveraging this technology's capabilities. Examples are provided of professional tasks designed to build cultural studies students' professional competencies, enhance their analytical and digital skills, and foster creative thinking.

Key words: Deep Mapping, deep map, professional competencies in cultural studies, Soviet-era sanatorium-resort architecture, digitalization of cultural landscapes, enriched descriptions, applied potential of Deep Mapping.

Введение. Широкое распространение информационных технологий привело к тому, что современные пользователи все больше нуждаются в новых интерфейсах, позволяющих взаимодействовать с виртуальными артефактами материальной и нематериальной культуры, включая их в различные сценарии использования: развлекательные, познавательные, профессионально-экспертные, научно-исследовательские. Внедрение цифровых технологий стало также неотъемлемой частью процесса обучения, они обеспечивают доступ к обширным ресурсам и материалам, позволяют легко адаптировать учебные материалы под индивидуальные потребности каждого студента, развивают цифровые навыки [6; 7; 91. Достаточно давно и активно в образовательном процессе используются интерактивные презентации, тесты, опросы. Сложилась также практика применения интерактивных карт: например, при профессиональной подготовке историков, географов, экологов, культурологов, урбанистов, политологов, религиоведов, студентов других направлений, в которых картографические материалы как способ визуализации больших и разнородных массивов данных традиционно важны [2; 4; 8; 101. Интересны, например, Интерактивная карта Вселенной [171, Атлас мировой истории. Древние и современные государства [16], Интерактивные и Deep Map городов, разработанные для решения различных задач [14; 15; 18].

Одной из ключевых задач реализации научного проекта, целью которого является построение по технологии Deep Mapping (DM) прототипа электронного цифрового каталога, предоставляющего доступ к многослойной карте санаторно-курортного сегмента регионального культурного ландшафта советского периода, является определение практического применения DM в осуществлении хозяйственной деятельности предприятий (например, туристической отрасли), реализации государственной культурной политики РФ, актуализации рекреационного потенциала Республики Крым и т.д.

Цифровой каталог - это программное обеспечение, размещенное и функционирующее на веб-платформе и позволяющее взаимодействовать с масштабируемой цифровой картой, построенной по технологии Deep Mapping [1; 2; 12; 13]. Глубокая карта включает в себя цифровые данные архитектурных объектов санаторно-курортной индустрии советского периода как фрагмента культурного ландшафта крымского региона. DM рассматривается, как «подвижный ансамбль технических и методических приёмов, позволяющих пересмотреть традиционные подходы к созданию картографических описаний местности, и представить новую, более гибкую, стратегию исследования территории, совмещающую работу со сложными пространственными макромоделями (ландшафт, климат, флора, транспортная инфраструктура и т.д.), архивными данными, задокументированными свидетельствами памяти отдельных людей и сообществ и художественными образами, зафиксированными в живописи, фотографии, фильмах, литературе» [5, С. 65].

Сложная («глубокая») структура каталога представляет собой совокупность отдельных слоев, каждый из которых включает сопроводительные экспертные описания, текстовые, визуальные материалы (насыщенные описания), собранные, прежде всего, по тематическому принципу. Глубокие карты отличаются от тематических возможностью картографировать «невизуализируемое»: например, обыденное или художественное восприятие архитектурных объектов, выраженного в отзывах об отдыхе; впечатлениях, воспоминаниях, зафиксированных в эго-документах; художественных произведениях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.