П.Ф. Мулонов. Приемы исполнения основных вкоов штриховки при изображении объемной формы 85
Литература
1. Беляева А.П. Дидактические принципы профессиональной подготовки в профтехучилищах; метод. пособие/А.П. Беляева. - М: Высш.шк., 1991. - 208 с.
2. Ванюшин А.В. Внедрение мультимедиа-технологий в УНПО/А.В. Ванюшин// Профессиональное образование. - 2003. - №7. - С. 10
3. Зайцева Е.Н. Информационно-обучающая среда: проблемы формирования и организации учебного процесса' Е.Н. Зайцева [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.ifets.ieee.org/ russian/ depository/ v6J2/htm!/s3.htnil.
4. Зимина O.B. Дидактические аспекты информатизации высшего образования/ О.В. Зимина// Вестник Московского университета. Серия 20, ПедагогичеСкое образование. - 2005, - №1. - С. 17-66.
5. Красильникова В.А. Информатизация образования: понятийный аппарат/ В.А. Красил ь н и кова//И нфор м ати ка и образование, -2003. • №4. - С.21-27
П.Ф. Мулонов
Россия, Улан-Удэ, Бурятский государственный университет
Приемы исполнения основных видов штриховки при изображении объемной формы
В статье содержится обязательный базовый объем знаний, где штрихи в процессе рисования нужно рассматривать как процесс активного изучения натуры, как процесс познания.
Изобразительное творчество всегда нацеливает личность художника на внимательное, подробное изучение внешних качеств и свойств предмета, на глубокий анализ конструктивного строения объекта изображения, побуждает к философскому осмыслению натуры в целом.
P.F. Mulonov
The methods for performing the main kinds of touches when
picturing a volume form
The article gives the compulsory primary knowledge on touches in the process of drawing. The latter should be taken as both the process of the thought study of shill life or model and the process of cognition.
The pictorial art makes the artist thoroughly study the natural features and properties of the object and it makes the artist realize and comprehend the object to be deflected upon the whole from the philosophic point of view.
Работа руки - это работа ума художника. Рука, технический прием есть не что иное, как передатчик мысли художника. Штрих, линия, пятно есть отражения мыслей.
Н.Н.Ростовцев
Уроки изобразительного искусства - всегда встреча с прекрасными произведениями искусства, погружение в таинственный мир образов души человека, это всегда удивительная радость общения с натурой.
Под словом «рисунок» мы подразумеваем ясное, выразительное и лаконичное выражение основной формы.
Рисунок - средство выражения мыслей, чувств, фантазии, представлений в любой композиционной и проектной работе.
В данной статье мы рассматриваем одно из выразительных средств искусства рисунка: прием исполнения штриховки, с помощью которого художник может убедительно и выразительно передавать объем изображаемого предмета, а также его освещенность, погруженность в тень и в воздушную среду, подчеркнуть пластику формы предмета.
86 ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА_2007/10
Прием штриховки является основой метода светотеневого исполнения рисунка,
где линии контура формы и объема предмета выявляются художником путем контрастного, резкого или мягкого сопоставления освещенных и теневых пятен. Штриховкой называются линии, проведенные в определенном порядке, а именно положенные в одном направлении и параллельно друг другу, имеющие одинаковую длину и равные промежутки между собой.
Каждая линия, каждый штрих, которые наносятся на плоскость бумаги, помогают студенту выразить, форму предмета. Следя за формой натуры, студент передает штрихом, линией, пятном ее характер, особенности ее строения.
Прослеживая малейшие изменения пластической формы предмета, рисовальщик мгновенно должен отражать их на рисунке, менять направление своего штриха при изображении каждой грани, каждой плоскости формы предмета, так сказать, «заставлять» штрих ложиться по форме предмета. При изображении предметов необходимо показать штрихами, в какую сторону направлена, повернута или удаляется та или иная грань, плоскость предмета. Направление штрихов, например, при изображении портрета или фигуры человека, животного может показывать объем мышц тела, направление и общую форму уложенных волос или шерсти животного.
При изображении природных форм растений направление штрихов показывает не только объем данной формы, но и строение, направление тончайших прожилок в нежных лепестках цветка растения, а также его стебля, листьев или коры дерева и т.д.
Правильная постановка руки, ознакомление с техническими приемами работы в самом начале обучения рисунку дает возможность в дальнейшем успешно развивать способности к выполнению штрихов.
Нанесения штриховки начинается на предметах с последовательного усиления тона, затем изображение геометрических тел - прямолинейных и округлых, после этого рисование частей человеческой головы - глаз, носов, ушей, затем маски и, наконец, всей головы. Он постепенно подводит студента к овладению техникой рисунка - от простых задач к более сложным.
Методы выполнения штрихов:
1. При исполнении рисунка карандаш держать всеми пальцами, дальше от очинённого конца, причем карандаш надо держать так, чтобы он постоянно был в движении. Держа карандаш в руке, можно мизинцем опираться на планшет с бумагой.
2. Стремитесь, чтобы ваши штрихи не были хаотичны, словно «солома». Грубой ошибкой также считаются штрихи длинные, с загнутыми концами, не выражающие конкретное направление изображаемой плоскости.
3. Маленький и остро заточенный карандаш дает возможность четко прорисовывать мельчайшие детали формы.
4. Штриховка в искусстве рисунка служит средством передачи света и тени, при помощи которой выявляют объемность предметов. В отличие от беспорядочно нанесенных линий штриховка помогает достигать в картине стройного единства. Штриховка всегда должна выражать направление той плоскости, грани, которую вы изображаете.
5. Штриховку света и тени наносят начиная с широкой прокладки основных теневых поверхностей, но не в полную силу тонов, возвращаясь затем по нескольку раз к каждой части рисунка для ее детализации и усиления.
6. Тени и все тоновые оттенки на предметах - «свет», «полутень», «собственная и падающая тень», «рефлекс» - рисуют во взаимосвязи как друг с другом, так и с картиной в целом.
7. Каждый штрих, каждая линия всегда должны выражать, указывать направление плоскости в пространстве, конкретную форму, которую рисуете в данный момент.
В деле приобретения мастерства, свободы и легкости выполнения рисунка большую роль играет ритм. Известная планомерность движения руки способствует более легкому и
П.Ф. Мулонов. Приемы исполнения основных видов штриховки при изображении объемной формы 87
свободному, а следовательно, и быстрейшему выполнению штриха и в целом рисунка. Соблюдение ритма в работе способствует не только совершенствованию технических навыков штриховки и растушевки, но и построению изображения.
Технические навыки штриховки приобретаются посредством многократных упражнений, при длительном процессе художественной работы над плоскими и округлыми формами предметов. Навыки штриховки формируются постепенно, при их совершенствовании появляется необходимая скорость выполнения.
Литература
1. Аксенов К.Н. Рисунок,-М.: Плакат 1987.- 189с.
2. Конева Л.С. Пейзаж, Натюрморт, Учимся рисовать,- Минск, 2002,- 39с.
3. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев,- М.: Изд. дом «Дрофа», 1999.- 285с.
4. Ростовцев H.H. Академический рисунок,- М.: Просвещение, 1973,- 295с.
5. Ростовцев H.H. Учебный рисунок,- М.: Просвещение, 1985,- 274с,
6. Пучков A.C. Триселев A.B. Методика работы над натюрмортом,- М.: Просвещение, 1982.- 158с.
7. Школа изобразительного искусства,- М.: Изобразительное искусство.