утратившим право пользования жилым помещением, он подлежит снятию с регистрационного учета.
Исходя из вышеизложенного, суд не находит оснований для отказа в удовлетворении исковых требований Налетова А.С. о прекращении права пользования жилым помещением ответчиками и снятии Налетовой (Кузнецовой) И.А. и Аристовой Ю.А. с регистрационного учета по адресу: (адрес).
Руководствуясь ст. 195-198 Гражданского процессуального кодекса РФ8, суд решил: исковое заявление Налетова А.С. к Налетовой (Кузнецовой) И. А., Аристовой Ю.А. о прекращении права пользования жилым помещением и снятии с регистрационного учета удовлетворить.
Прекратить право пользования Налетовой (Кузнецовой) И.А., Аристовой Ю.А. жилым помещением по адресу: (адрес), снять их с регистрационного учета по данному адресу9.
Таким образом, с целью избежать подобные жилищные споры представляется целесообразным в брачном договоре закреплять не только условие о том, кто из супругов будет собственником совместно нажитого жилого помещения (в т. ч. в случае расторжения брака), но и о том, что другой супруг (бывший) должен освободить это жилье и сняться с регистрационного учета.
1 См.: Антокольская М.В. Лекции по семейному праву. М., 1995. С. 119; Ее же. Семейное право. М., 2002. С. 110.
2 Нечаева А.М. Семейное право: курс лекций. М., 1998. С. 137
3 См.: МаксимовичЛ.Б. Брачный договор в российском праве. М., 2003. С. 51. Аналогичной точки зрения придерживается и Е.А. Чефранова. См. об этом: Чефранова Е.А. Имущественные отношения в российской семье: практическое пособие. М., 1997. С. 53-54.
4 Максимович Л.Б. Указ. раб. С. 53.
5 Там же. С. 69-70.
6 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2005. № 1, ч. 1, ст. 14; 2015. № 48, ч. I, ст. 6724.
7 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. № 30, ст. 2939; 2015. № 11, ст. 1601.
8 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 46, ст. 4532; 2010. № 30, ст. 4009.
9 См.: Архив Ивантеевского городского суда Московской области: Дело № 2-1060/14 // http://sudrf.kodeks. ru/rospravo/document/685209141?text=%D0% B1% D1% 80% D0% B0%D1% 87% D0% BD% D1% 8B% D0% B9 +%D0% B4% D0% BE% D0%B3%D0%BE% D0% B2%D0%BE% D1% 80&type=&accepted_by_id=&accepted_ by=&accepted_date_start=&accepted_date_end=&number=. См. также: Архив Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края: Дело № 2-5689/14 http://sudrf.kodeks.ru/rospravo/document/685209141 ?text=%D0%B1%D1% 80%D0% B0%D1% 87%D0% BD%D1% 8B%D0% B9+% D0%B4% D0%BE% D0%B3% D0% BE%D0% B2%D0% BE%D1% 80&type=&accepted_by_id=&accepted_by=&accepted_date_start=&accepted_ date_end=&number= (дата обращения: 15.02.2016).
Т.И. Хмелева
ПРИЕМНАЯ СЕМЬЯ: РЕАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ
В статье рассматриваются признаки и особенности приемной семьи; анализируется семейное законодательство, предлагаются пути его совершенствования.
Ключевые слова: дети-сироты, приемная семья, воспитание, защита прав.
© Хмелева Татьяна Ивановна, 2016
Кандидат юридических наук, доцент, заведующая кафедрой гражданского и семейного права (Сара-124 товская государственная юридическая академия)
T.I. Khmeleva
FOSTER FAMILY: REALITY AND PROSPECTS
The article deals with signs and features of foster family. The author analyzes family law and gives the possible ways of its improvement.
Keywords: orphans, foster family, education, protection of rights.
В настоящее время одним из основных направлений государственной социальной политики является сокращение численности детских учреждений и увеличение числа семейных форм воспитания для детей, оставшихся без попечения родителей. Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 утверждена национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы1, включающая в себя меры, направленные на формирование безопасного и комфортного семейного окружения для детей, на профилактику изъятия ребенка из семьи, социального сиротства, на защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В целях защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, действующее законодательство предусматривает различные формы устройства таких детей. Так, в соответствии с п. 1 ст. 123 Семейного кодекса РФ (далее — СК РФ) дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ, в патронатную семью), а при отсутствии такой возможности временно, на период до их устройства на воспитание в семью, передаются в организации для детей- £ сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (ст. 155.1 СК РФ). | Наиболее предпочтительной формой устройства детей, оставшихся без попече- р ния родителей, является усыновление2. Однако, исходя из того, что численность В детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в России остается | высокой (на начало 2013 г. на учете состояли более 643 тыс. детей-сирот и детей, ° оставшихся без попечения родителей)3, необходимо более эффективно использо- р вать все установленные законом формы устройства детей в семью на воспитание. е В последнее время в России в связи с интенсивным распространением семейных | форм устройства детей особую значимость приобретает проблема приемной семьи. р Согласно СК РФ приемная семья является самостоятельной формой семей- Ч ного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С О принятием и вступлением в силу Федерального закона от 24 апреля 2008 г. К № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (с изм. и доп. от 28 ноября 2015 г.)4 при- м емную семью на сегодня можно также отнести к одному из видов возмездной I опеки (попечительства). №
Приемная семья — форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без 1 попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на вос- ) питание в семью между органом опеки и попечительства и приемными роди- 6 телями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью) на срок, указанный в договоре 5. Исходя из этого, можно выделить следующие особенности приемной семьи:
приемная семья основывается на договоре, заключаемом в письменной форме органами опеки и попечительства с лицами, желающими воспитывать ребенка в своей семье; 125
в роли родителей-воспитателей могут быть бездетные супруги или те, у кого есть собственные дети — как несовершеннолетние, так и взрослые;
труд родителей-воспитателей в приемной семье оплачивается в зависимости от количества детей, взятых на воспитание и состояния их здоровья;
воспитанникам приемных семей ежемесячно выплачиваются средства на содержание из средств органов местного самоуправления; приемная семья пользуется различного рода льготами6. Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» органам государственной власти субъектов РФ было рекомендовано утвердить соответствующие региональные стратегии (программы) .
В Саратовском муниципальном районе Саратовской области действует программа «Профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства несовершеннолетних» на 2014-2016 годы7. На начало 2014 г. в нашем регионе 194 ребенка остались без попечения родителей. Приемных семей в Саратовском районе ничтожно мало. В настоящее время их только три. В других регионах ситуация не намного лучше.
Одной из основных мер государственной политики по проблемам сиротства в России остается материальная поддержка граждан, принимающих детей в семью на воспитание. Ежемесячные денежные средства на содержание ребенка (детей) в приемной семье назначаются и выплачиваются приемному ребенку (детям) до достижения им (ими) 18-летнего возраста, включая месяц рождения, кроме случаев, которые могут повлечь за собой досрочное прекращение их выплаты. На региональном уровне устанавливается размер ежемесячных денежных средств на содержание ребенка (детей) в приемной семье.
Согласно Закону Саратовской области от 9 ноября 2007 г. № 248-ЗСО «О социальной поддержке и материальном обеспечении приемных семей Саратовской области» (с изм. от 25 декабря 2014 г.)8 на содержание приемного ребенка (детей) ежемесячно выплачиваются денежные средства в следующих размерах: на детей в возрасте до 6 лет — 4705 руб. на одного ребенка; на детей в возрасте от 6 до 18 лет — 7000 руб. на одного ребенка.
Кроме того, приемному родителю выплачивается ежемесячное вознаграждение. При наличии в приемной семье менее трех приемных детей размер вознаграждения устанавливается в размере 5404 руб. в месяц, при наличии трех и более приемных детей — в размере 10808 руб. в мес. По фактическим расходам компенсируются денежные средства, затраченные на приобретение лекарств для лечения приемных детей.
Региональным законодательством устанавливаются также меры социальной поддержки приемной семьи. Так, для лечения и отдыха приемному родителю (приемным родителям) ежегодно предоставляется единовременная выплата в размере 15 000 руб. для отдыха и лечения, которая производится органом исполнительной власти области в сфере управления образованием на основании заявления приемного родителя (приемных родителей) и перечисляется на счет приемного родителя (приемных родителей), открытый в кредитной организации, в течение 30 календарных дней со дня подачи заявления. Ежегодно приемной семье компенсируются транспортные расходы. Порядок предоставления компенсации за них определяется в договоре о приемной семье.
Нельзя не отметить, что вряд ли выделяемые денежные средства покрывают все необходимые расходы приемной семьи, но для сельской местности и малых городов, где вопрос трудоустройства стоит особенно остро, эти средства являются значительными. Вместе с тем, если воспитание детей становится только работой, говорить о теплых, доверительных отношениях с детьми не приходится. В последующем это может закончиться возвратом ребенка в детский дом и как результат — озлобленность и нервные срывы подопечных. К сожалению, действующее законодательство в полной мере не регулирует вопросы отказа приемных семей от воспитания ребенка, принятого в семью по договору. Исходя из этого, порядок передачи ребенка в приемную семью имеет как для приемного ребенка, так и для семьи, его принимающей, огромное значение. Еще до подписания договора ребенок должен регулярно посещать семью, в которой ему придется жить, чтобы присмотреться к ее традициям и правилам, сформировать свое мнение о будущих членах своей семьи.
Утвержденные Постановлением Правительства РФ от 18 мая 2009 г. № 423 «Правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах»9 определяют необходимый перечень документов, которые должные предоставить граждане, желающие взять под опеку детей, оставшихся без попечения родителей а также права и обязанности этих лиц.
Представляется, что на законодательном уровне следует конкретизировать действия органов опеки и попечительства по созданию полноценной системы подготовки и профессиональному сопровождению приемных семей. В настоящее время только в отдельных регионах действуют службы сопровождения приемных семей.
Оказание наряду с материальной помощью помощи психологической и юридической поможет избежать многих проблем, возникающих в приемных семьях.
1 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 23, ст. 2994.
2 См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 31 января 2014 г. № 1-П «По делу о проверке конституционности абзаца десятого пункта 1 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина С.А. Аникеева» // Вестник Конституционного Суда РФ. 2014. № 3.
3 См.: Павел Астахов, Уполномоченный при Президенте РФ по правам детей // РИА Новости. URL: http: /ria. ru./society/20130418/933249993.html (дата обращения: 15.12.2015).
4 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008. № 17, ст. 1755.
5 См.: Постановление Правительства РФ от 18 мая 2009 г. № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» (в ред. от 10 сентября 2015 г) // URL: http://www.pravo.qov.ru (дата обращения: 18.09.2015).
6 См.: Петрова Н.П. Правовой статус приемной семьи // Юридический мир. 2008. № 9. С. 15.
7 См.: Постановление администрации Саратовского муниципального района от 31 декабря 2013 г. № 2873 (в ред. от 19 августа 2014 г.) «Об утверждении муниципальной программы „Профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства несовершеннолетних в Саратовском муниципальном районе Саратовской области"» на 2014-2016 годы // Большая Волга. 2014. 15 янв.
8 См.: Саратовская областная газета (официальное приложение). 2007. 27 нояб.
9 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2009. № 21, ст. 2572.