Научная статья на тему 'Причины зарождения и ход развития рыцарских поединков в Италии периода нового времени'

Причины зарождения и ход развития рыцарских поединков в Италии периода нового времени Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
186
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ИТАЛИИ / ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ / ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ / ПОЕДИНОК / ЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА / РАННЯЯ ДУЭЛЬ / HISTORY OF ITALY / MEDIEVAL HISTORY / MODERN HISTORY / FIGHT / EUROPEAN CULTURE / EARLY DUEL

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сидоров Никита Владимирович

Основной темой данной статьи является исследование исторического значения поединков Нового времени, возникших на территории Апеннинского п-ова. Автором проанализирован феномен ранней дуэли, причины ее зарождения, ход проведения, а также ее историческое значение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The reasons for the origin andc ourse of the fights in Italy of Modern times

The main theme of this articleis to study the historical significance of the fights of modern times that took place in the territory of the Apenninepeninsula. The author analyzed the phenomenon of early duel, reasons of its appearance as well as its historical significance.

Текст научной работы на тему «Причины зарождения и ход развития рыцарских поединков в Италии периода нового времени»

1. Аппиан Александрийский. Римская история. М., 2002. ^ 2. Молев Е.А. Властитель Понта. Нижний Новгород, 1995. £ 3. Молев Е.А. Эллины и варвары. На северной окраине античного мира. М.,

^ 2003.

я 4. Мэйор А. Митридат. Отважный воин, блестящий стратег, зловещий отра-

ве витель 120-63 гг. до н.э. / Пер. с англ. Л. Огарёвой. М., 2015.

^ 5. Наумов Л.А. Митридатовы войны: мысли дилетанта. М., 2010. я 6. Плутарх. Сравнительные жизнеописания в двух томах. Т. 1. М., 1994.

т 7. Сапрыкин С.Ю. Понтийское царство. М., 1996.

8. Юстин. Эпитома Помпея Трога: Шз1опае РНШрркае // Антология источников по истории, культуре и религии Древней Греции. СПб., 2005.

Н.В. Сидоров

Причины зарождения и ход развития рыцарских поединков в Италии периода Нового времени

Основной темой данной статьи является исследование исторического значения поединков Нового времени, возникших на территории Апеннинского п-ова. Автором проанализирован феномен ранней дуэли, причины ее зарождения, ход проведения, а также ее историческое значение.

Ключевые слова: история Италии, история Средних веков, история Нового времени, поединок, европейская культура, ранняя дуэль.

История средневековой Италии весьма специфична, здесь не сформировалось крупное феодальное государство, вместо него процветали небольшие города-государства, основанные на античной традиции управления.

Во главе этих итальянских городов находилась патрицианская знать, тесно связанная с наиболее богатыми и влиятельными цеховыми и торговыми объединениями. Состояния, накопленные благодаря успешной средиземноморской торговле, позволяли представителям патрициата влиять на городское управление и вести образ жизни, присущий благородному сословию [3, с. 47].

В то же время, феодалы-землевладельцы Италии не являлись значительной силой. Ограниченные возможности сельского хозяйства, децентрализация и отсутствие единого управления привели к тому, что на территории Апеннинского п-ова существовало много мелких землевладельцев, чьи феоды не приносили большого дохода и не могли

г

4 С

аз

быть разделены с вассалами. Из-за незначительных размеров своего 53 сообщества феодалы-землевладельцы были вынуждены изменить свой образ жизни, частично переняв привычки и традиции торгово-промышленной элиты, более приспособленной к сложившейся в Италии ситуации, образовав новое единое сословие городской знати [1, с. 4-5].

У рыцарей главным мерилом их достоинства была воинская честь, бранная слава. Однако для городской знати основной характеристикой человека стала честь как репутация. От нее зависел уровень доверия, которого заслуживал деловой партнер, ей определялась его надежность и, соответственно, потенциальная материальная выгода. Большая часть итальянских предприятий были семейными, поэтому репутация стала родовым качеством. Ее защита была залогом благополучия влиятельных патрицианских родов, каждый из которых обладал обширной кли-ентелой из друзей и близких слуг, зависевших от поддержки и благополучия патронов.

Из-за усиления отдельных нобилей государственная власть была практически неспособна осуществлять правосудие и следить за соблюдением общественного порядка. Вместо обращения к законному суду, нобили, имевшие в услужении множество брави1, предпочитали решать свои противоречия при помощи оружия.

Различные авторы отмечали значительное увеличение количества убийств в Италии в этот период. Французский хронист П. Брантом писал об этом так: «То, что я видел в Париже, я намного чаще видел в Милане... Могу лично засвидетельствовать, что в то время, когда я там жил, и дня не проходило без того, чтобы я не видел по два десятка шаек тех, кто враждовал между собой. Слоняясь по городу и встречаясь, они сражались и убивали друг друга. Там, где мостовые давали достаточно места по ширине, их можно было увидеть в большом количестве, облаченных в кольчуги, латные перчатки и шлемы с забралом. И когда лавочники выходили с оружием разнимать их, то чаще всего их оружие и правосудие отступали» [3, с. 49]. Никколо Макиавелли в своем труде «История Флоренции» описывает обычную практику наведения порядка в городе: «...для разгона противников и бунтовщиков гонфалоньер справедливости2 был вынужден собирать отряды из числа своих клиентов» [Там же, с. 268]. Уильям Шекспир в произведении «Ромео и Джульетта» описывает ссору клиентов домов Монтекки и Капулетти, которая началась из одного желания угодить своим господам [5, с. 10-11].

1 Брави (Бгау1) - организованные отряды вооруженных и обученных клиентов, используемые для борьбы между различными патрицианскими семьями.

2 Гонфалоньер справедливости - глава сеньории Флорентийской республики, защитник конституции. Выбирался по жребию из представителей знатных родов.

g ми. Однако к середине XVI в. городское управление, используя милицию, & собранную из наемников и ополченцев, возвратило себе контроль над ^ улицами городов и возможность справедливо наказывать виновных. £ Традиционные рыцарские поединки среди итальянцев были чрез-

1 вычайно редки, поскольку, в отличие от рыцарей остальных европейских стран, большинство итальянских феодалов были не вассалами, а мел-ja кими землевладельцами и патронами своих клиентел, а, значит, не обладали такой мотивацией к поединку, как стремление выслужиться перед сеньором. Это прекрасно видно на примере истории Итальянских войн (1494-1559 гг.), когда со стороны Италии выступало крайне небольшое число рыцарей, зато значительное число городских ополченцев и кондотьеров.

Последние представляли собой отряды наемников, сражавшиеся в Италии на стороне одного из городов-государств или ради собственных интересов. Поскольку кондотьеры собирались, как правило, представителями благородного сословия1, они были своеобразными хранителями традиций рыцарского поединка. В сражениях между кондотьерами соблюдался определенный кодекс поведения, сходный с кодексом чести рыцарского сословия. Представители отрядов вели на территории Италии свою «куртуазную войну»: в боях между собой они старались обходиться минимальными жертвами, предпочитая взятие противника в плен убийству. В ходе одного из небольших сражений Итальянских войн, в котором столкнулись отряд Флорентийской республики и бойцы кондотьера Франческо Сфорца, состоявшего в то время на службе у Миланского герцога, погиб всего один человек, упавший с лошади, а всех остальных противники пленили в поединках [2, с. 410]. Одна из причин такого поведения кондотьеров кроется в стремлении к личной материальной выгоде, ведь бесконечные войны между городами-государствами обеспечивали кондотьерам трофеи, плату от нанимателей и выкуп за пленных, что способствовало их достаточно безопасному обогащению. Однако за такой способ ведения войны они были ненавидимы современниками, которые справедливо считали, что платить за войну без жертв невыгодно и расточительно.

Отсутствие в Италии закрытого сословия военной феодальной знати и смешение его остатков с городской верхушкой обусловило формирование на стыке двух культур нового вида поединков: bataille a la mazza (схватка в кустах), или, как ее иногда называют, bataille en beastes brutes (схватка диких зверей) [4, с. 97].

1 Например, один из известнейших кондотьеров Италии, Франческо Сфорца, в 1450 г. получил от Сената города пост и титул миланского герцога.

г

4 С

Это были спонтанные, неконтролируемые законом и правилами 55 поединки, причиной которых могла послужить любая мелочь: оскорбление, обман, угроза, личная неприязнь или вражда патронов. Процесс вызова упрощался до угрозы нападения [5, с. 11-12]. Если вызов не был принят, то схватка начиналась непосредственно на месте столкновения. Если же противник принимал вызов, то бойцы перед поединком скрывались от людских глаз, чтобы рядом с ними не было товарищей, которые могли вмешаться в бой или прийти на помощь. Присутствовать при схватке позволялось лишь слугам, держащим коней и оружие. Поскольку вмешиваться в ход поединка слугам запрещалось, иногда на двух бойцов приходился всего один слуга, помогавший им обоим [4, с. 154-155]. Еще одно негласное правило подобных схваток заключалось в том, что противники должны были признавать друг друга равными, даже если фактически не являлись таковыми. Так, менее знатный мог бросить вызов более знатному.

Противники сражались голые по пояс или в одних рубахах, чтобы ни один из них не мог надеть под одежду доспех. Поскольку между вызовом и началом поединка проходило совсем немного времени, бойцы должны были драться тем оружием, которое имели при себе. Обыкновенно этим оружием были гражданские мечи и кинжалы.

Такой вид поединков неспроста называли «боем диких зверей»: противники сражались насмерть, причем настолько яростно, что зачастую гибли оба участника схватки. Этому можно найти несколько причин. Во-первых, смертельно раненому бойцу, который чувствовал близость конца и уже не жалел себя, было гораздо проще добраться до противника. Во-вторых, из-за удаленности места боя от города сам победитель, страдавший от ран, мог попросту не успеть добраться до врача. Принято считать, что bataille a la mazza и bataille en beastes brutes зародились среди наемников, которые участвовали в непрерывных войнах за Неаполитанское королевство: для них бои с минимумом формальностей были естественным и испытанным средством утвердиться в своей среде [Там же, с. 158].

Одна из причин популярности bataille a la mazza в Италии заключалась в том, что этот вид поединков удачно дополнял традицию кровной мести. Благодаря амерте1 убийца мог скрыться от карательной длани закона, не имевшего доказательств, но при этом попадал под месть со стороны родственников и друзей убитого.

Попытки тотального контроля над ходом поединка со стороны государства привели к появлению скрытых поединков. Таким образом, схватки исчезли лишь с городских улиц, поэтому возможность хоть как-то их сдерживать минимизировалась.

1 «Заговор молчания» - нежелание привлекать к личным делам слуг закона.

g дифицировали в различных трактатах. Зачастую эти труды отражали

0 умозрительные и малореальные ситуации, например, необходимость

1 пленения и удержания в плену поверженного противника на протяже-« нии пяти лет, с последующим освобождением без выкупа [3, с. 50].

Однако некоторые из трактатов наглядно показывают эволюцию соз->, нания бойцов и отмирание анахронизмов в сфере поединка. $ Полнее всего правила проведения поединков в Италии описаны Джи-

роламо Муцио в трактате «Поединок с рыцарскими ответами» [Там же, с. 49], который был издан в 1550 г. и переиздавался вплоть до XVIII в. Трактат регламентировал ход поединка и порядок вызова. Сам Муцио был наемным солдатом из «третьего сословия», во время Итальянских войн служил попеременно во французской и испанской армиях [Там же]. С точки зрения Муцио, поединки должны использоваться для решения вопросов, которые не попадали под юрисдикцию Божьего суда. Обеспокоенный традицией bataille en beastes brutes, в которых единственной целью бойцов была не победа над противником, а его убийство, Муцио призывал проводить поединки в максимально полном рыцарском доспехе, чтобы уменьшить вероятность гибели бойцов. При этом он не ограничивал поединщиков в выборе оружия, оставив за ними право надевать открытые шлемы и использовать гражданское оружие [3, с. 51].

Судя по всему, такие правила не получили широкого распространения, но при этом направили эволюцию поединка в определенную сторону. Именно с bataille a la mazza принято начинать историю дуэли, поскольку, во-первых, эти поединки перестали быть привилегией закрытого рыцарского сословия, а во-вторых, их первоочередной целью стала защита чести. Кроме того, оружие, которое использовалось в этих схватках, совершенно не соответствовало традиционному рыцарскому вооружению.

Распространение в Италии поединков нового типа вызвало потребность в появлении учителей фехтования, которые могли подготовить бойцов к изменившимся условиям. Повсеместно на полуострове открывались школы (палестры), принимавшие тех, кто имел право носить оружие: военных, рыцарство и буржуазию. Ученики давали несколько клятв: не поднимать на своего учителя никакого оружия, кроме тренировочного; не учить никого без его разрешения; платить за обучение согласно установленной договоренности [4, с. 167-168]. Школы конкурировали между собой, стараясь привлечь как можно больше учеников. Основным способом доказательства величия школы были победы ее мастеров над представителями других школ.

г

d с

аЗ

Схватки между бойцами разных школ можно разделить на два типа 57 по отношению участников друг к другу. Первый похож на поединки, описанные в трактате Муцио: вызов на бой осуществлялся картелью или же устно при свидетелях. Бойцы сражались с заранее оговоренным равным оружием и по определенным правилам [1, с. 40]. Эти поединки, как правило, были санкционированы властями [4, с. 134]. Бой второго типа происходил в тех случаях, когда противники относились друг к другу неуважительно, и такие схватки проходили обычно по формату «боя диких зверей» [8, с. 36]. Поводом для боя служило оскорбление или физическое насилие, а причиной - желание доказать превосходство одной школы над другой.

Кроме того, славе школы способствовали трактаты по фехтованию, написанные местными учителями. Одним из основополагающих трактатов является «Новая работа Ахилло Мароццо из Болоньи, главного мастера искусства оружия» («Opera Nova de Achhille Marozzo Bolognese, maestro generale, del'Arte del'Armi»), изданная впервые в 1536 г. в Мо-дене. В этом трактате автор впервые ввел систему названий для рубящих ударов, классифицируя их по направлению и способу нанесения (прямым (dritto) или обратным (falso) лезвием рапиры/меча), что во многом позволило создать базу для всей итальянской шпажной колюще-рубящей техники боя [7, с. 14; 16]. За 80 лет после своего создания «Opera Nova» переиздавалась 6 раз на итальянском и французском языках.

Трактаты по фехтованию содержали достаточно однообразную информацию, хоть и преподнесенную в разных формах. Итальянские школы были основаны на единых принципах и отличались друг от друга лишь несколькими специфическими приемами, которым и обучали неофитов. Но эти приемы старались не записывать на бумаге, чтобы не подвергать мастеров и учеников опасности в реальном бою. Трактаты же имели, в первую очередь, статусную функцию и характеризовали не школу, к которой принадлежал автор, но его самого, привлекая тем самым новых учеников [6, с. 33, 36; 7, с. 22-24].

Распространение традиции бездоспешных поединков в Европе в последующий период объясняется тем, что во время Итальянских войн происходил активный культурный обмен между государствами. Так, на территории Аппенинского п-ова встречались армии Франции, Священной Римской империи германской нации, Испании и различных итальянских городов-государств, за время войны несколько раз изменялась конфигурация союзов. Кроме того, в период средних веков Западная Европа культурно тяготела к Италии, сохранившей статус законодателя мод со времен античной Римской империи [1, с. 72].

Вместе с распространением в Европе поединков нового типа появился спрос на учителей-мастеров фехтования, который сполна удовлетворяла

§ рии Франции, Испании и Англии [8, с. 36], периодически вступая при о этом в конфликт с местными мастерами фехтования. 3 Джордж Сильвер, отец английской школы фехтования, в трактате

| «Парадоксы защиты» (1599 г.) описал приезд трех итальянских учите-^ лей фехтования в Англию во второй половине XVI в. [8, с. 38]. Сеньор >, Рокко, его сын Джеронимо и Винсентио Савиоло были вызваны на по-$ единки английскими мастерами и побеждены, т.е. опозорены. Поскольку Сильвер был ярым патриотом Англии, а стиль передачи событий он использовал скорее юмористический, на основании его сообщения нельзя однозначно судить о превосходстве английской школы над итальянской.

Поединки нового типа, зародившись на территории Италии в середине XVI в., быстро распространились по остальной Европе. Основной причиной их успеха был упадок рыцарского сословия и одновременное усиление буржуазии, которой были необходимы свои ритуалы и традиции урегулирования внутренних разногласий. Итальянские дуэли, благодаря истории своего появления, а также ключевым характеристикам, подходили для слияния этих двух классов. Такие поединки обладали рядом важных отличительных черт. Во-первых, их финалом зачастую становилась смерть одного из противников, т.е. традиция пленения проигравшего совершенно исчезла из культуры поединка [3, с. 36]. Во-вторых, главной причиной схватки теперь было покушение на честь. В-третьих, кардинально изменилось вооружение бойцов. Одним из основополагающих отличий поединков нового типа являлось то, что в них могли принимать участие не только представители благородного сословия, но и все те, кто имел право носить оружие согласно своему социальному или профессиональному статусу.

Библиографический список

1. Гуковский М.А. Возрождение Италии. Т. 2. Л., 1990.

2. Макиавелли Н. История Флоренции. М., 2015.

3. Новосёлов В.Р. Последний довод чести. Дуэль во Франции в XVI - начале XVII столетия. СПб., 2005.

4. Хаттон А. Меч сквозь столетия. М., 2006.

5. Шекспир У. Ромео и Джульетта. СПб., 2014.

6. L'Arte della spada. Rimini, 2005.

7. Marozzo A. Arte dell armi di Achille Marozzo Bolognese. Venice, 1568.

8. Silver G. Paradoxes of Defence. L., 1599.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.