Научная статья на тему 'Причины возникновения новой религиозности и деструктивное влияние новых религиозных движений на современное российское общество'

Причины возникновения новой религиозности и деструктивное влияние новых религиозных движений на современное российское общество Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
3579
254
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВАЯ РЕЛИГИОЗНОСТЬ / НОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ / РЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕ / РЕЛИГИОЗНЫЙ ПЛЮРАЛИЗМ / КРИЗИС САМОИДЕНТИФИКАЦИИ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ / ДЕСТРУКТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ / NEW RELIGIOSITY / NEW RELIGIOUS MOVEMENTS / RELIGIOUS CONSCIOUSNESS / RELIGIOUS PLURALISM / CRISIS OF SELF-IDENTIFICATION / SOCIAL PROBLEMS / DESTRUCTIVE INFLUENCE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ивлева Владлена Игоревна

В современном российском обществе можно наблюдать тенденцию возрождения религиозного сознания и появления религиозного плюрализма, выраженного в приверженности как традиционным конфессиям, так и новым религиозным движениям, развернувшим свою активную деятельность на территории государства. В статье раскрывается понятие «новые религиозные движения» (НРД), указываются особенности данного феномена. Основное внимание автор уделяет причинам поиска новой религиозности среди молодежи, а также указывает на возможное деструктивное влияние некоторых НРД.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CAUSES OF OCCURRENCE OF NEW RELIGIOSITY AND DESTRUCTIVE INFLUENCE OF NEW RELIGIOUS MOVEMENTS ON THE CONTEMPORARY RUSSIAN SOCIETY

The tendency of the revival of religious consciousness and the occurrence of religious pluralism expressed in devotion to both traditional confessions and new religious movements, which launched their vigorous activity within the territory of the state, can be observed in the contemporary Russian society. The paper reveals the notion “new religious movements”, points at the peculiarity of this phenomenon. Special attention is paid to the causes of searching for new religiosity among the youth. The author also indicates possible destructive influence of some new religious movements.

Текст научной работы на тему «Причины возникновения новой религиозности и деструктивное влияние новых религиозных движений на современное российское общество»

Ивлева Владлена Игоревна

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НОВОЙ РЕЛИГИОЗНОСТИ И ДЕСТРУКТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ НОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ДВИЖЕНИЙ НА СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО

В современном российском обществе можно наблюдать тенденцию возрождения религиозного сознания и появления религиозного плюрализма, выраженного в приверженности как традиционным конфессиям, так и новым религиозным движениям, развернувшим свою активную деятельность на территории государства. В статье раскрывается понятие "новые религиозные движения" (НРД), указываются особенности данного феномена. Основное внимание автор уделяет причинам поиска новой религиозности среди молодежи, а также указывает на возможное деструктивное влияние некоторых НРД. Адрес статьи: \м№^.агато1а.пе1/та1ег1а18/3/2016/7-1/11.1'|1т1

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2016. № 7(69): в 2-х ч. Ч. 1. C. 41-44. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/3/2016/7-1/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@aramota.net

человеческим заботам и радостям. Как боятся они растерять крупицы смыслов, связывающих их с источником жизни, заблудиться и не найти дорогу домой. Но колосья будут собраны, и смыслы вернутся в землю, чтобы дать новые плоды, и будет новая жатва.

В отличие от братьев Лимбург Милле не венчает небо полукругом небесных сфер, но сами монотонные движения женщин подобны неспешному ходу планет, а цвета их головных платков зодиакальным стихиям воды, огня и земли как в часословах нидерландских мастеров. Являясь художником направления «реализм», который ставил своей задачей «через реальное выразить идеальное» [4, с. 247], мастер явил такого рода визуальное понятие - «логограмму», - в которой сквозь чувственное, вещное просвечивает вещее, а вневременное снизошло до конкретного. Каждая деталь произведения Милле, направление движений персонажей, цветовые нюансы - вся многослойная конструкция цветоформы полотна подчинена композиционным формулам произведения, являющим емкое визуальное понятие. «Это не столько значение, сколько символический смысл картины, в снятом виде визуально являющий знаковое содержание всего процесса композиционирования» [2, с. 386]. Композиционные формулы «колесо», «часы», «готическая роза», «спираль», «серп» являются концентрированным выражением визуального понятия произведения Милле «Сборщицы колосьев». Свершив круг своей жизни, возделав пашню своего бытия, в лучах заходящего солнца человеку дано поднять лишь колосок познания высшего Смысла. Но и эта малая крупица даёт ему силы развернуть свое бытие до откровений Истины, как разгибаются к небу в тяжёлом труде тела утомлённых крестьянок на картине Милле.

Список литературы

1. Гегель Г. В. Ф. Наука логики. М.: Мысль, 1998. 1072 с.

2. Жуковский В. И. Теория изобразительного искусства. СПб.: Алетейя, 2011. 496 с.

3. Кузанский Н. Об ученом незнании: кн. 2 // Кузанский Н. Сочинения: в 2-х т. М.: Мысль, 1979. Т. 1. 488 с.

4. Мастера искусства об искусстве. М.: Искусство, 1967. Т. 4. 622 с.

5. Степанов А. В. Искусство эпохи Возрождения. Нидерланды, Германия, Франция, Испания, Англия. СПб.: Азбука-классика, 2009. 642 с.

VISUAL CONCEPT OF JEAN-FRANÇOIS MILLET'S PAINTING "THE GLEANERS"

Dmitrieva Natal'ya Yur'evna, Ph. D. in Philosophy Shchek Il'ya Vladimirovich

Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafyev n.yu.dmitrieva@list. ru; mumsicivmave@list. ru

In the article the philosophical and art-criticism analysis of the painting by Jean-François Millet "The Gleaners" of 1857 is presented. The basic composition structures of the work as concentrated expression of the essence of Millet's painting content are identified. The analysis of the symbolic level of composition structures has allowed formulating a visual concept of the work. The content of the visual notion of the painting "The Gleaners" presents the inheritance of the cultural ideals of the era of the Northern Renaissance.

Key words and phrases: Jean-François Millelss painting "The Gleaners"; visual concept; compositional formula; artistic movement "realism"; Northern Renaissance; pantheism; the single and the universal.

УДК 1:316+2 Философские науки

В современном российском обществе можно наблюдать тенденцию возрождения религиозного сознания и появления религиозного плюрализма, выраженного в приверженности как традиционным конфессиям, так и новым религиозным движениям, развернувшим свою активную деятельность на территории государства. В статье раскрывается понятие «новые религиозные движения» (НРД), указываются особенности данного феномена. Основное внимание автор уделяет причинам поиска новой религиозности среди молодежи, а также указывает на возможное деструктивное влияние некоторых НРД.

Ключевые слова и фразы: новая религиозность; новые религиозные движения; религиозное сознание; религиозный плюрализм; кризис самоидентификации; социальные проблемы; деструктивное влияние.

Ивлева Владлена Игоревна

Башкирский государственный университет vladlenaiv@gmail. com

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НОВОЙ РЕЛИГИОЗНОСТИ И ДЕСТРУКТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ НОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ДВИЖЕНИЙ НА СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО

Анализируя тенденции развития религиозного сознания в современном российском обществе, можно констатировать, что, благодаря глобализационным процессам, с одной стороны, а также краху атеистической

идеологии советского периода, с другой, в нашей стране наступило время религиозного плюрализма: наряду с традиционными конфессиями (православие, ислам, буддизм, иудаизм), наблюдается весьма опасная тенденция - появление новых религиозных и квазирелигиозных верований.

Это происходит, на наш взгляд, по ряду причин.

Во-первых, потому что меняются экономические, политические, социальные и культурные условия жизни.

Во-вторых, трансформируются формы современной религиозности, которые сегодня опираются не только на знания астрологии и магии, но и на данные медицины, биологии, антропологии и др. наук.

В-третьих, научное сообщество по данному вопросу разделилось на два направления: анти-культистское и протекционистское. Приверженцы анти-культистского направления, указывая на негативные последствия деятельности новых религиозных движений (далее НРД), говорят о деструктивном воздействии в целом; протекционисты настаивают на приоритете принципа свободы вероисповедания и требуют свободы совести для всех религиозных движений [1, а 148].

Поскольку большинство нетрадиционных верований в российском массовом сознании именуются сектантскими, а значит, представляют серьезную угрозу, то в данной статье мы постараемся проанализировать причины обращения разных социальных групп к НРД, а также дать оценку возможного деструктивного влияния на российское общество в целом.

Следует отметить, что материалы о подобных движениях, опубликованные в СМИ, основное внимание уделяют судебным процессам, связанным не только с разрушительной для личности деятельностью новых религиозных образований, а также с преступлениями, совершенными их адептами. Слово «секта» чаще всего ассоциируется с «насилием», «вытягиванием денег», «промыванием мозгов». Подобный образ поддерживают и представители традиционных религий, в особенности РПЦ.

Практика изучения новых религиозных движений показывает, что большинство этих движений не попадает ни под какие рамки: в них есть что-то от христианства (упоминание аналогичных имен и библейских сюжетов), что-то от восточных учений (практики управления телом и духовные практики), иногда присутствует наукообразная терминология. Вместе с тем, если лидер НРД прямо апеллирует к одной из религий -христианству, индуизму, буддизму или ко всем религиям сразу, невозможно утверждать, что разработанное им учение основано на какой-то одной или двух традициях [3, а 331].

На наш взгляд, НРД представляют собой синкретичный союз традиционных религиозных представлений, харизматического культа и магических духовных практик. Подобный синтез отвечает потребностям современного человека в духовной пище и ответах на смысложизненные вопросы, с одной стороны, и желанию влиять на свою земную жизнь, добиваться благополучия, процветания, успеха, с другой.

Несмотря на то, что не все НРД признаны религиями, определенно все они воздействуют на массовое сознание, трансформируя его согласно мировоззренческим постулатам данной религиозной организации.

На наш взгляд, говорить о действии всех НРД можно только при подробном анализе всех видов движений, нельзя смешивать Свидетелей Иеговы, вайшнавов и сатанистов и др. Каждое религиозное движение пропагандирует свою систему ценностей, убеждения и духовные практики. И каждое из этих движений может оказывать различное влияние на отдельную личность и общество в целом.

Основным признаком отличия традиционной религии от НРД является культурно-историческая преемственность, основы которой были разрушены советской эпохой. Именно атеистическое воспитание советского поколения разорвало связи современного поколения с религиями и традициями предков, размыло культурные и духовные корни. Впоследствии утрата прежней (советской) модели социокультурной идентичности и религиозная безграмотность, а также в дальнейшем влияние потребительского общества (установки на удовлетворение личного интереса и личной выгоды), сформировали потребность в заполнении духовной и культурной пустоты, натолкнули на поиски новой религиозности.

Поскольку для представителей старшего поколения характерна такая черта постсоветского менталитета, как ориентация на строгий порядок и иерархию «верхов» и «низов», то вполне понятно, что невысокий уровень их образования в условиях серьезных социальных перемен позволяет оценить простоту и доступность многих постулатов НРД, особенно таких «околохристианских» учений, как мормоны или Свидетели Иеговы.

У представителей более молодого поколения поиски новой религиозности обуславливаются иными причинами.

Первая причина - это негативное отношение к действиям отдельных священнослужителей, а также к общему богатству церкви. Высокая плата за ритуальные услуги и богатое убранство церквей отталкивает и заставляет сомневаться не в вере в бога, а в необходимости дорогостоящего посредника, не всегда соответствующего ожиданиям и представлениям общества о духовном наставнике.

Вторая причина - экономическая нестабильность и неуверенность в завтрашнем дне рождают у граждан закономерное желание как-то повлиять на эту ситуацию. Рост темпов социальной жизни, высокое давление на сознание и подсознание разнообразных информационных потоков пугает человека, требует от него выработки соответствующих позиций и установок. Так как человек в одиночку свою жизнь вряд ли сможет изменить, он ищет себе соратников, пусть даже в сфере религиозных движений.

Третья причина - слабые социальные связи, в силу того, что человек по типу нервной организации некоммуникабелен. Оказавшись в лиминальном (переходном) состоянии, он стремится приобщиться к какой-нибудь группе, примыкает к НРД и еще больше отдаляется от реального общества.

В отличие от традиционных религиозных организаций, многие НРД имеют сетевую структуру, напоминающую партию или социальное движение, сообщество любителей духовного, клуб сторонников возрождения нравственности. Возможно, мы наблюдаем процесс перехода от храмовой религиозности к религиозности индивидуализированной и синкретичной. Р. Быков определяет этот феномен как «внехрамовая религиозность» [2, с. 86].

Мы выделяем несколько причин возникновения данного феномена.

Во-первых, благодаря экзистенциальному одиночеству современного человека религиозность носит внутриличностный характер и технический прогресс способствует этому. Современная концепция бога переносится из внепространственных измерений во внутренний мир человека, популярным становится изречение «Бог в душе».

Во-вторых, переход к информационному обществу и его виртуализация способствовали появлению онлайн храмов и интернет-церквей как традиционных конфессий, так и НРД. Недавно это развитие перешло на новую ступень: появление приложений для мобильного телефона - мобильных церквей, - воспользовавшись которыми также можно обратиться к вышестоящим силам. Религиозная вера и ее ритуалы из реальных переходят в виртуальные.

В-третьих, отсутствие государственной религии и доступ к информации о различных вероучениях позволяют человеку выбирать ту веру, под которую легче адаптировать собственные ценности и суждения.

Для более успешного функционирования в обществе НРД используют светские названия, мимикрируя под соответствующие организации: «центр», «ассоциация», «фонд», «школа», «педагогика», «общество», скрывающие околорелигиозную сущность. Также многие НРД ведут активную социальную работу, организуют помощь в избавлении от алкогольной и наркотической зависимости, а также в решении психологических (трудности общения, одиночество, разрешение конфликтов) и материальных проблем.

Религиозные практики НРД напрямую отражают потребности современного человека: в безопасности, благополучии, общении, самовыражении, морально-нравственных ориентирах, четкой жизненной стратегии, в контроле над своей жизнью, в уверенности в завтрашнем дне, и удовлетворение перечисленных потребностей посредством построения «взаимоотношения с богом».

А. А. Радугин и О. А. Радугина отмечают, что в обществе наблюдается процесс формирования толерантного отношения к различным формам религиозности и заполнению религиозного вакуума симулирующими религиозность явлениями. Более того, они пришли к выводу, что религия не обретает статус ведущей формы мировоззрения, а становится объектом потребительской моды, способом символической самоидентификации [5, с. 88]. Мы разделяем эту точку зрения, но отмечаем зыбкость или даже невозможность установления той границы, когда религиозность из «модного» явления переходит в истинную веру.

Исследуя материалы о НРД, мы столкнулись с осуждением их деятельности, а также с выделением их деструктивного влияния и даже угрозы национальной безопасности. Например, М. А. Шарапова указывает, что формируется негативное их воздействие на общество за счет плюрализма, конформизма, индивидуализма и эклектичности учения, не включенности НРД в конфессиональную жизнь и культуру. Автор полагает, что деятельность НРД не способствует стратегии национальной безопасности России, что носители новой религиозности не участвуют в процессе ретрансляции традиционной культуры. А это грозит потерей национальной и государственной идентичности, что, в свою очередь, приведет к утере государственного суверенитета, так как ценности и основы жизнеустройства будут привиты иными заинтересованными государствами [6, с. 278].

Мы также выделяем возможное деструктивное влияние некоторых НРД, действия которых необходимо ограничивать законом:

1) если целью НРД является трансформация сознания последователей с помощью гипноза и различных психотехник;

2) если НРД пропагандирует враждебное отношение и отсутствие толерантности по отношению к традиционным религиозным конфессиям, их представителям;

3) если НРД создаются харизматическими лидерами, стремящимися использовать власть над последователями, не связанную никакими правилами и распространяющуюся на повседневную жизнь адептов;

4) если практики НРД приносят вред здоровью последователей;

5) если НРД преследуют политические цели или создаются ради получения коммерческой прибыли;

6) если деятельность НРД не соответствует законам РФ.

НРД, чья деятельность не подходит под вышестоящее описание, а основными моральными ценностями в светской жизни их последователей являются добродетельность и нравственная чистота, духовное развитие и толерантность к другим вероучениям, обеспокоенность экологической ситуацией или стремление к саморазвитию, не имеют, на наш взгляд, деструктивного влияния.

Если смотреть глубже, то, по нашему мнению, культурные и духовные корни дореволюционной православной России были размыты гораздо раньше, и не только двумя мировыми войнами и тоталитарной властью. Появление НРД на социальном горизонте явилось следствием постсоветского духовного вакуума и ряда общемировых причин (глобализация, формирование информационного общества, западная система ценностей и др. [4, с. 1383-1384]).

Сегодняшнее воспитание порастающего поколения, в том числе патриотическое, должно строиться на любви к многонациональной и многокультурной России, вне зависимости от ее конфессионального состава. Вместе с тем, в условиях демократизации общественной жизни, религиозный плюрализм есть и будет. Так же как будут появляться новые поколения людей, для которых вера в Бога - это сама жизнь. Нужно только внимательно наблюдать, куда может привести эта вера - не в современное ли рабство?

Список литературы

1. Астахова Л. С., Астахова А. С. Образы новых религиозных движений в коммуникативных пространствах: в условиях поиска идентичности // Вестник экономики, права и социологии. 2010. № 4. С. 145-149.

2. Быков Р. А. Исторические условия формирования новых религиозных движений в России // Вестник Томского государственного университета. 2012. № 360. С. 84-86.

3. Лункин Р. Новые религиозные движения в России: христианство и постхристианство в зеркале новых богов и пророков // Двадцать лет религиозной свободы в России / под ред. А. Малашенко и С. Филатова; Моск. центр Карнеги. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2009. 399 с.

4. Поздяева С. М., Зинатуллина З. Ш. Процессы модернизации и предпосылки трансформации общественного сознания в современной России // Вестник Башкирского университета. 2012. Т. 17. № 3. С. 1383-1384.

5. Радугин А. А., Радугина О. А. Постсекуляризм как мировоззренческая матрица общества постмодерна // Омский научный вестник. 2014. № 3 (129). С. 85-88.

6. Шарапова М. А. Новая религиозность - угроза национальной безопасности // Вестник Омского университета. Серия: Право. 2015. № 2 (43). С. 275-278.

CAUSES OF OCCURRENCE OF NEW RELIGIOSITY AND DESTRUCTIVE INFLUENCE OF NEW RELIGIOUS MOVEMENTS ON THE CONTEMPORARY RUSSIAN SOCIETY

Ivleva Vladlena Igorevna

Bashkir State University vladlenaiv@gmail. com

The tendency of the revival of religious consciousness and the occurrence of religious pluralism expressed in devotion to both traditional confessions and new religious movements, which launched their vigorous activity within the territory of the state, can be observed in the contemporary Russian society. The paper reveals the notion "new religious movements", points at the peculiarity of this phenomenon. Special attention is paid to the causes of searching for new religiosity among the youth. The author also indicates possible destructive influence of some new religious movements.

Key words and phrases: new religiosity; new religious movements; religious consciousness; religious pluralism; crisis of self-identification; social problems; destructive influence.

УДК 93/94

Исторические науки и археология

В предлагаемой публикации анализируется процесс эволюции и разложения общины у оренбургских и сибирских казаков, а также присущих казачеству специфических черт и отличий. Автор не делает акцента на сознательном уничтожении казачества со стороны советской власти, что можно найти у некоторых исследователей, а показывает объективные тенденции трансформации бывшего сословия и разрушения основы его материального существования - сельской казачьей общины.

Ключевые слова и фразы: станичный сход; казачье самоуправление; наказной атаман; войсковой круг; станичный капитал.

Каминский Флавий Аркадьевич, к.и.н., доцент

Магнитогорская государственная консерватория (академия) имени М. И. Глинки info@magkmusic. com

УТРАТА ОБЩИНОЙ ОРЕНБУРГСКИХ И СИБИРСКИХ КАЗАКОВ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ПРИЗНАКОВ И ОТЛИЧИТЕЛЬНЫХ ЧЕРТ ТРАДИЦИОННОГО ВЕДЕНИЯ ХОЗЯЙСТВА В ГОДЫ НОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

В 20-е гг. ХХ в. казачья община, как специфическая земледельческая организация с присущими ей признаками и особенностями, разрушалась и отходила в прошлое. Ее существенными чертами до революции были: общественный земельный фонд и значительный земельный надел, пай, одинаково предоставляемый всем казакам-мужчинам, достигшим 17-ти лет. За счет этого земельного пая казак не только содержал семью, но и обязан был приобрести экипировку и боевого (строевого) коня. Казаки имели особый порядок отбывания воинской службы, что выделяло их на фоне других сословий Российской империи и накрепко соединяло между собой казачье общество. Внутри общины стараниями войсковых и станичных органов правления сознательно поддерживалось имущественное равенство ее членов. Облеченное ответственностью за подготовку профессиональных воинов и за дальнейшее несение ими службы, казачье общество имело привилегии, право на которые надо было оправдывать сообща. Для казачьей земледельческой общины была характерна полуобязательная для всех дворов залежная система землепользования, порождавшая однотипность и консервативность ведения хозяйства, что само по себе мешало выделению наиболее хозяйственных казаков и ограничивало их предпринимательство

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.