Научная статья на тему 'Причины развития легкой промышленности в середине 1940-х середине 1950-х гг. В южных районах Дальневосточного региона'

Причины развития легкой промышленности в середине 1940-х середине 1950-х гг. В южных районах Дальневосточного региона Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
990
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДАЛЬНИЙ ВОСТОК / ЛЕГКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / FAR EAST / LIGHT INDUSTRY / STATE CONSTRUCTION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Лисицына Людмила Сергеевна

Причины развития легкой промышленности на юге Дальнего Востока в середине 1940-х середине 1950-х гг. следующие: необходимость государственного строительства предприятий, возможность использования женского труда, малые размеры производств, высокая транспортабельность готовых изделий, сравнительно небольшие затраты на строительство, потребительский фактор, поскольку легкая промышленность непосредственно удовлетворяла разнообразные и быстро меняющиеся потребности людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Reasons Caused the Development of the Light Industry from the Middle of 1940s till the Middle of 1950s in the Southern Districts of the Far East Region

The reasons of the development of the light industry from the middle of 1940s to the middle of 1950s in the southern districts of the Far East Region were following: the necessity to build factories, the possibility to use female labor, small scales of production, high transportability of ready products, comparatively small expanses on building and construction, consumption factor, because light industry directly satisfied various requirements of population.

Текст научной работы на тему «Причины развития легкой промышленности в середине 1940-х середине 1950-х гг. В южных районах Дальневосточного региона»

ББК 63.3(2)631-2

Л.С. Лисицына

Причины развития легкой промышленности в середине 1940-х - середине 1950-х гг. в южных районах Дальневосточного региона

L.S. Lisitsyna

The Reasons Caused the Development of the Light Industry from the Middle of 1940s - till the Middle of 1950s in the Southern Districts of the Far East Region

Причины развития легкой промышленности на юге Дальнего Востока в середине 1940-х - середине 1950-х гг. следующие: необходимость государственного строительства предприятий, возможность использования женского труда, малые размеры производств, высокая транспортабельность готовых изделий, сравнительно небольшие затраты на строительство, потребительский фактор, поскольку легкая промышленность непосредственно удовлетворяла разнообразные и быстро меняющиеся потребности людей.

Ключевые слова Дальний Восток, легкая промышленность, государственное строительство.

Легкая промышленность занимала в системе промышленного производства страны второе место по выпуску валовой продукции, ее развитие было непосредственно связано с удовлетворением потребностей людей.

Поиск путей разрешения современной сложной ситуации в легкой промышленности, на наш взгляд, невозможен без обращения к историческому опыту реализации государственной экономической политики. Своевременным становится исследование причин развития материально-производственной базы легкой промышленности на юге Дальнего Востока как части проблемы истории хозяйственного освоения восточной окраины страны.

За годы социалистического строительства легкая промышленность прошла огромный путь развития, превратившись из мелких кустарных промыслов, в которых было задействовано, как правило, не более 18-20 работников, в механизированную отрасль.

На юге Дальнего Востока отрасли легкой промышленности стали развиваться быстрыми темпами в середине 1940-х - середине 1950-х гг. В исследуемый период шел процесс концентрации производства, увеличивалось количество рабочих и инженернотехнических работников. При размещении предприятий легкой промышленности в большей степени учитывались народнохозяйственные функции и территориальные особенности экономических районов, комплексный характер их развития.

The reasons of the development of the light industry from the middle of 1940s - to the middle of 1950s in the southern districts of the Far East Region were following: the necessity to build factories, the possibility to use female labor, small scales of production, high transportability of ready products, comparatively small expanses on building and construction, consumption factor, because light industry directly satisfied various requirements of population.

Key words: Far East, light industry, state construction.

Наша задача - обозначить причины развития легкой промышленности на юге Дальнего Востока в исторической динамике.

Необходимость государственного строительства предприятий данной отрасли, производство одежды, обуви на местах стало важным фактором развития легкой промышленности.

В целом состояние легкой промышленности на юге Дальнего Востока, которая еще в 1920-1930-е гг. носила полукустарный характер (в среднем на предприятие приходилось не более 19 рабочих), характеризовалось отсутствием централизованного планирования, анархичностью управления.

Предприятия по выпуску одежды и обуви, составлявшие лишь 7,3% от общей массы промышленных производств Дальнего Востока, в основном находились в частных руках, доля же государственного капитала была незначительной [1, с. 60]. В Приморье было много кустарных промыслов, которые возникли из-за слабого развития обрабатывающей и добывающей промышленности и неполного удовлетворения нужд крестьянского населения. Некоторые группы кустарей и ремесленников, таких как сапожники и портные, оценивались очень высоко. Политика партии и правительства в тот период была направлена на поддержку кооперативного преобразования мелкой частной и кустарной промышленности, владельцам которой выделялись кредиты банка на льготных условиях, обеспечивали кустарей инструментами,

машинами, сырьем из государственных фондов. В то же время власти стремились укрепить и развивать сеть государственных предприятий. Так, в Приморье государственных предприятий насчитывалось всего 111 против 1664 [1, с. 61]. Доля частного капитала в промышленности Дальневосточного региона к началу 1923 г. была значительно выше, нежели в других областях РСФСР. Эти положения подтверждаются также данными промышленной переписи 1923 г. [2, с. 21].

Не меньшую значимость в экономике региона определял и иностранный капитал. Множество мелких заводов находилось во владении китайских и японских предпринимателей. Удельный вес государственного капитала в обрабатывающей промышленности Дальнего Востока в 1924 г. составлял лишь 38,5%, однако государству принадлежали наиболее мощные заводы и фабрики. В этой связи заинтересованность власти в увеличении государственного сектора в обрабатывающей промышленности в целом (и легкой промышленности в частности) вполне очевидна. Кроме того, параллельно было необходимо укрепить политическое влияние большевистской партии на недавно советизированной дальневосточной окраине. Поэтому, не считаясь с экономическими издержками, власть стремилась к количественному преобладанию советской продукции на местном рынке. Однако завоз товаров массового спроса на Дальний Восток конторами и отделениями центральных трестов и синдикатов был недостаточен для удовлетворения потребностей в них местного населения.

Цены на завозимые из центральных районов страны товары при высоких транспортных тарифах, естественно, были очень высокими. В связи с этим население, чьи интересы для государства оказались на последнем месте, предпочитало пользоваться услугами контрабандистов, чтобы приобрести нужные товары по низкой цене. Разница в цене на завозимые контрабандным путем товары и легальные товары, представленные в розничной торговле, была очевидной. Например, контрабандные товары - коленкор китайский, бязь японская, шевиот, сатин - были дешевле на 30%, поэтому спрос на них у местного населения являлся постоянным [3, л. 132] .

Подобное положение вынуждало наладить своевременное снабжение торговых организаций собственными товарами, произведенными на местах. Швейная, обувная, кожевенная продукция потреблялась повсеместно, и массовый характер производства способствовал приближению предприятий данной отрасли к населению. Кроме того, многие виды готовой продукции (одежда, обувь) малотранспортабельные, и их перевозка на дальние расстояния дороже перевозки исходного сырья. Поэтому производить одежду и обувь лучше было на местах. Собственные товары стали бы дешевле завозных и смогли удовлетворить

растущие потребности промышленных предприятий и всего населения. Изменить непростую ситуацию могло только планомерное государственное строительство предприятий легкой промышленности на восточной окраине страны.

В годы первых пятилеток были введены в эксплуатацию швейные фабрики в Хабаровске (1927), Благовещенске (1930), Владивостоке (1930), продолжал работать Приморский кожевенный завод, начавший функционировать еще в 1914 г. [4, л. 57].

В 1930-е гг. началось создание целого комплекса предприятий легкой промышленности в Еврейской автономной области (ЕАО). Предпосылкой создания трех механизированных предприятий легкой промышленности в ЕАО (швейной и обувной фабрик, трикотажного комбината) стали политические мероприятия, проводимые в стране для переселения евреев. При этом важно было не столько разрешить извечную «еврейскую проблему», сколько увязать ее решение с задачами хозяйственного освоения советского Дальнего Востока, укрепления восточных рубежей страны. В 1928-1938 гг. в регион прибыла 41 тыс. евреев, среди них доля женщин составила более 50% [5, л. 9]. В целях трудоустройства еврейских женщин было решено организовать швейную, прядильноткацкую и обувную фабрики.

Развитие легкой промышленности в регионе было связано с процессом социалистической индустриализации Дальнего Востока. В складывающемся производственно-территориальном комплексе основным отраслям нужны были также смежные отрасли, в частности, легкая и пищевая. Возникла необходимость развивать на имеющейся базе отрасли легкой промышленности для удовлетворения потребностей экономики региона в целом, а также расширять производство товаров широкого потребления. Модернизация и дальнейшее развитие материально-технической базы швейных и обувных предприятий давали возможность обеспечить многочисленные заводы и фабрики рабочей одеждой и обувью, а дислоцированные на Дальнем Востоке воинские части - военной формой и специальным обмундированием.

Развитие народного хозяйства Дальнего Востока неразрывно было связано с увеличением численности населения, происходившим в результате естественного прироста и переселений из других регионов. По сравнению с другими экономическими районами страны на Дальнем Востоке была самая высокая активность перемещения населения и трудовых ресурсов. Периоды демографического развития региона имели непосредственную взаимосвязь с происходящими экономическими изменениями. За годы активного хозяйственного освоения Дальнего Востока (19171959 гг.) его население увеличилось с 0,9 млн до 4,8 млн чел., изменялись методы закрепления трудового потенциала. В этот период продолжалось комплексное

развитие производительных сил Дальнего Востока, шел процесс становления социальной инфраструктуры и стимулирование притока населения. В период между переписями (1939-1959 гг.) население Дальнего Востока увеличивалось более высокими темпами, чем в других районах страны. Если в целом по стране население к 1960 г. выросло в 1,5 раза, то на Дальнем Востоке - в 5,7 раза [6, с. 206].

Индустриализация региона обеспечивала постоянный приток сюда трудоспособного населения, которому нужны были не только телогрейки и военное обмундирование, но и товары широкого потребления. Работая непосредственно для человека, отрасли легкой промышленности подчинялись в своем размещении текущим общественным нуждам, в связи с чем рост численности населения приводил к росту уровня потребления товаров (в частности одежды, обуви, трикотажа), что стало еще одной причиной дальнейшего развития производственно-технического потенциала отраслей легкой промышленности.

Недостаточные темпы выполнения плана по восстановлению и развитию легкой промышленности стали важной причиной модернизации производства. О необходимости проведения действенных мероприятий по увеличению производства товаров широкого потребления, по ускорению подъема государственной легкой промышленности подчеркивалось в ряде постановлений правительства в 1940-е гг. (Совнаркома СССР и ЦК ВКП (б) от 7 января 1941 г., Совета Министров СССР от 23 декабря 1946 г.). Темпы роста предприятий министерств текстильной и легкой промышленности были низкими и не обеспечивали выполнения плана восстановления и развития народного хозяйства, не удовлетворяли потребности населения в тканях, обуви, трикотажных изделиях. Предприятия не были полностью обеспечены необходимыми вспомогательными материалами для восстановления производства, а также строительства новых предприятий и жилых домов, в связи с чем предусматривалось увеличение капиталовложений для более быстрого восстановления и развития предприятий государственной текстильной и легкой промышленности. Речь шла о направлении ресурсов министерств и ведомств на ускорение роста производства товаров широкого потребления для населения. Неслучайно в дальнейшем XIX съезд партии (1952 г.) определил особо важную задачу обеспечить высокие темпы роста производства предметов массового потребления [7, с. 220].

В 1953 г. вышло постановление Совета Министров СССР и ЦК КПСС «О расширении производства промышленных товаров широкого потребления и улучшения их качества». Документ предусматривал в качестве неотложной задачи повышение обеспеченности населения промышленными товарами: тканями, одеждой, мебелью и другими предметами культурнобытового и домашнего обихода.

В этот же период правительство проводило большую работу по улучшению размещения промышленности в стране. Началось строительство большого количества предприятий легкой и пищевой промышленности, в том числе и в южных районах Дальнего Востока.

Большое значение для страны имело вовлечение в активную экономическую деятельность латентных трудовых ресурсов. Эта задача являлась особенно актуальной для Дальнего Востока, поскольку здесь уровень занятости населения был ниже, чем в среднем по стране (84 против 92-94%). Особенностью баланса труда на Дальнем Востоке в 1960-е гг. являлся сравнительно незначительный удельный вес женщин, занятых в народном хозяйстве. Удельный вес женщин в общей численности безработных в районах Дальнего Востока в 1955 г. составлял: в Приморском крае - 47,1%, Хабаровском крае - 49,6%. Такое положение с внедрением женского труда можно объяснить недостаточным развитием традиционных отраслей применения женского труда.

Рациональной занятости трудоспособного населения мешало некомплексное развитие хозяйства дальневосточной окраины, так как основной приток рабочей силы во все годы социалистического строительства приходился в основном на промышленные производства группы «А», где был необходим преимущественно мужской труд. Более всего данная проблема была заметна в поселках и небольших городах с развитыми добывающими отраслями производства, а предприятия по переработке сырья отсутствовали.

Так, продукция отраслей группы «А» составляла около 85 % общего объема производства в городах Артем, Сучан (Партизанск), Райчихинск, Комсомольск-на-Амуре и др. В ряде городов Приморского края 53% всех женщин и девушек, окончивших школу, не могли трудоустроиться. Добывающие отрасли промышленности в крае не находили применения женскому труду, а отрасли промышленности, где таковой использовался, были развиты очень слабо [7, с. 84]. В целом это приводило к деформации половозрастной структуры населения, значительно затрудняло формирование семей, усиливало миграцию и текучесть кадров.

Решение проблемы занятости в малых городах неразрывно связано со строительством небольших промышленных предприятий, в частности швейных, обувных и пр., что оказалось особенно выгодно с точки зрения использования женского труда. В городах и поселках городского типа, которые не располагали условиями для многостороннего развития промышленности из-за отсутствия сырьевой базы, но были близки к промышленным центрам, таким как Хабаровск и Владивосток, имелись транспортные связи и главное - резерв рабочей силы (около 86% незанятых женщин), сложились благоприятные условия для размещения специализированных производств. Програм-

мой развития народного хозяйства Дальневосточного экономического района предусматривалось направить значительные капиталовложения на строительство производственных объектов в городах с населением до 50 тыс. чел. [8, с. 11]. По своим технологическим особенностям легкая промышленность - одна из наиболее трудоемких отраслей народного хозяйства, поэтому важной причиной ее развития стало совмещение производства с потенциальными резервами рабочей силы.

Особо следует отметить роль сырьевых ресурсов (в том числе местных) в модернизации и дальнейшем развитии производственно-технической базы ряда отраслей легкой промышленности региона. В южных районах Дальнего Востока ситуация с сырьем была хуже, нежели в целом по стране, поэтому развивать в регионе текстильную промышленность, которая работала с первичным сырьем, было делом очень сложным, хотя в системе краевого управления по легкой промышленности еще в 1930-1940-е гг. находились 8 небольших льнозаводов. Работа льнозаводов и производственных пунктов происходила с большими перебоями. Часто весь летний период заводы по существу стояли. Производственная программа предприятий треста выполнялась очень плохо, меньше чем на 50%. Связано это было с мизерными посевами льна, невозможностью осваивать площади дикорастущих растений и неблагоприятными погодными условиями. Заводы были вынуждены заниматься выпуском крученых изделий и веревки, причем веревка делалась не из волокна собственной выработки, а из покупного тонкого шпагата, на который не было спроса. Все это делало данные предприятия нерентабельными и привело в конечном итоге к их ликвидации.

Попытки задействовать местное сырье для развития отраслей текстильной промышленности предпринимались руководством отраслью неоднократно. Так, в протоколе заседания Хабаровского крайлегпрома от 26 сентября 1936 г. есть предложение «об использовании местной осоки в качестве прядильного сырья» для нужд местной текстильной и легкой промышленности [9, с. 43]. Но задействовать большие площади земли для выращивания нужных растений в промышленных масштабах не удалось из-за природных условий Дальневосточного края.

В целом фактическое отсутствие первичного сырья на Дальнем Востоке тормозило развитие текстильной промышленности. Именно поэтому правительством страны делалась ставка на развитие в регионе других отраслей легкой промышленности.

При размещении швейных, обувных, трикотажных и прочих производств на Дальнем Востоке учитывалась то, что эти отрасли прямо не тяготели ни к источникам сырья, топлива и энергии, ни к районам потребления, поскольку перерабатывали транспортабельное сырье и выпускали легко перевозимую

продукцию. Швейные и обувные производства отличались более свободным характером размещения и теснее были связаны с потребителем. Однако швейная промышленность являлась неоднородной, а ее изделия, различные по сложности и трудоемкости изготовления, имели разный характер размещения. На имеющихся в регионе швейных фабриках производили простейшие товары со стабильной внешней формой, например рабочую одежду. Выпуск же более сложного и модного ассортимента ориентировался, как правило, на городские центры, имевшие Дома моделей. В регионе подобного учреждения не существовало. Кроме того, для выпуска более сложного ассортимента товаров не хватало высококвалифицированных профессиональных кадров.

Низкий уровень развития сырьевой базы вынуждал производства работать в основном на привозном сырье. Для предприятий приходилось ввозить шелк, шерсть, лен, кожевенное сырье, химические волокна, фурнитуру для отделки и пр.

Кожевенное и обувное производства были тесно связаны между собой. Кожевенное сырье (хромовые и юфтевые кожи), искусственные кожи, пленочные и текстильные материалы являлись исходным материалом для обувной промышленности. Обувные комбинаты региона также использовали привозные материалы.

Наибольшая рентабельность капиталовложений по оборудованию кожевенных комбинатов в условиях южных районов Дальнего Востока находилась в прямой зависимости от места постройки нужных комбинатов. Многое зависело от расположения потребляющих, сырьевых, топливных районов, что и принималось во внимание при районировании кожевенно-обувной промышленности. Хабаровский край географически занимал центральное положение по отношению к Амурской области и Приморскому краю, поэтому с точки зрения расположения масс населения, распределения продукции и подачи сырья был самым удобным. Поэтому еще в годы первой пятилетки в Хабаровском крае были построены мощный кожевенный завод и обувная фабрика.

Размещение кожевенного производства целиком зависело от мясной промышленности, развитие которой в дальнейшем смогло бы полностью обеспечить кожей потребности промышленности. Однако правительство не уделяло значительного внимания подъему сельского хозяйства на Дальнем Востоке, поэтому животноводство в основном было развито на территории Амурской области. Такой подход к развитию промышленности и сельского хозяйства, естественно, не дал существенных результатов. Часть сырья для местных заводов и фабрик по-прежнему оставалась привозной. Ситуация стала существенно меняться только к началу 1960-х гг., когда партийногосударственное руководство стало ратовать за

радикальное решение многих социальных проблем, развитие сельского хозяйства, увеличение темпов роста отраслей, производящих товары широкого потребления. Решение сырьевой проблемы с использованием местных ресурсов для кожевенных и обувных предприятий вновь ускорилось.

Приближение предприятий к источникам сырья решило бы множество производственных проблем. В документах не раз звучала мысль о необходимости изыскивать возможности «максимального использования местных источников сырья для производства товаров народного потребления» [10, с. 93]. Однако деятельность по разработке и использованию местных сырьевых ресурсов для нужд развивающейся легкой промышленности велась крайне слабо. Нередко часть важных постановлений и рекомендаций, о применении местных источников сырья в легкой промышленности практически оставалась на бумаге.

Слабое оснащение Дальнего Востока первичным сырьем косвенно воздействовало на размещение предприятий легкой промышленности, но не определяло его. В относительно большей независимости от сырьевого фактора заключалась специфика пространственной организации именно легкой промышленности в регионе, которая больше была связана с потребителем и могла работать на привозном сырье

Таким образом, развитие легкой промышленности на юге Дальнего Востока имело следующие причины. Во-первых, с региональной точки зрения, т.е. с позиций определения потребностей территории и соответствия им отраслевых возможностей, легкая промышленность отличалась тем, что не выполняла районообразующих функций, а служила дополняющей отраслью в производственно-территориальных комплексах. Во-вторых, легкая промышленность играла роль важнейшего регулятора при решении актуаль-

ных социально-экономических проблем. Правильное сочетание отраслей тяжелой промышленности, где преимущественно применяется мужской труд, и отраслей, использующих женский труд, являлось важным условием комплексного развития хозяйства данного экономического района. При комплексном развитии народного хозяйства не используемые ресурсы женского труда явились резервом для развития легкой промышленности. В-третьих, специфика легкой промышленности давала возможность решать проблему развития малых городов в регионе, таких как Уссурийск, Дальнереченск, Комсомольск-на-Амуре, Артем и др., привлекая в сферу общественного производства незанятые трудовые ресурсы. В-четвертых, рост уровня потребления товаров в регионе также стал причиной развития исследуемых отраслей.

Особенность модернизации легкой промышленности в регионе была связана с низким уровнем развития сырьевой базы, что способствовало созданию в регионе швейных, обувных, галантерейных и прочих производств, которые отличались более свободным характером размещения и могли работать на привозном сырье. При размещении предприятий легкой промышленности в регионе учитывались обеспеченность трудовыми ресурсами, уровень экономичности производства, наличие рынков сбыта готовой продукции, возможность решения социальных проблем, мобильность населения, степень материальной заинтересованности местных жителей в работе на предприятиях отрасли.

Все это позволило начать планомерное активное строительство предприятий легкой промышленности, которые позволили дальневосточной экономике занять достойное место в хозяйственной системе страны и способствовали повышению уровня жизни населения.

Библиографический список

1. Целищев М.И. Экономические очерки Дальнего Востока. - Владивосток, 1925.

2. Дальневосточное хозяйство. - 1923. - №2.

3. Российский государственный исторический архив Дальнего Востока. - Ф. 2413. - Оп. 4. - Д. 12.

4. Государственный архив Приморского края (ГАПК). -Ф. 1455. -Оп. 2. - Д. 6.

5. Государственный архив Хабаровского края (ГАХК). -Ф. 550. - Оп. 2. - Д. 16.

6. Итоги Всесоюзной переписи населения 1970 г.: Численность и состав населения СССР. - М., 1972. - Т. 3.

7. Российский государственный архив социальнополитической истории. - Ф. 556. - Оп. 21. - Д. 98.

8 Гладышев А.Н., Логинов В.П. Проблемы дальнейшего развития экономики Сибири и Дальнего Востока. - М., 1978.

9. ГАХК. - Ф. 352. - Оп. 5. - Д. 16.

10. ГАПК. - Ф. 1455. - Оп. 2. - Д . 9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.