Л.С. Лисицына
Реализация кадровой политики на предприятиях легкой промышленности Дальнего Востока в 1950-1960-е гг.
Ключевые слова: Дальний Восток, легкая промышленность, кадровая политика, материально-техническая база.
Развитию Дальневосточного экономического района уделялось значительное влияние на всех этапах социалистического строительства в СССР. При формулировке основных принципов региональной политики в 1950-1960-е гг. учитывается то обстоятельство, что роль и значение этих районов усиливаются. Политика размещения производительных сил и трудовых ресурсов в СССР представляла собой комплекс мероприятий, направленных на «преимущественное развитие» восточных регионов страны. В указанный период продолжалась индустриализация Дальнего Востока, шел процесс всестороннего развития народного хозяйства, особенно металлургии, энергетики, топливной промышленности, судостроения, значительное внимание уделялось формированию вспомогательных отраслей производства, в первую очередь легкой промышленности. Для развития легкой промышленности в регионе необходимо было задействовать и максимально использовать кадровый потенциал. Внимание историков в основном было сосредоточено на изучении отрядов рабочего класса, занятых в тяжелой промышленности, но практически оставались не изученными группы работников легкой промышленности. В период бурного индустриального освоения Дальнего Востока легкая промышленность также сделала гигантский скачок в своем развитии. Кадры рабочих бурно росли во всех отраслях, производящих предметы потребления.
Прежде чем приступить к характеристике кадровой политики на предприятиях легкой промышленности, следует отметить особенности формирования насе-ленческого потенциала Дальнего Востока, которые во многом сказались на структуре как всего населения, так и трудовых ресурсов. Развитие народного хозяйства в регионе было неразрывно связано с увеличением численности населения, которое происходило в результате естественного прироста и переселений из иных регионов. По сравнению с другими экономическими районами на Дальнем Востоке была самая высокая активность перемещения населения и трудовых ресурсов. В промышленности использовалось больше переселенцев, так как у промышленных рабочих были лучшие материальные условия жизни. Уровень заработной платы в промышленности Дальнего Востока был выше, чем в колхозах, в 1,97
раза. Периоды демографического развития региона непосредственно взаимосвязаны с экономическими изменениями.
Первый период (1920-1930-е гг.) - начало социалистического хозяйственного освоения региона. К началу 1917 г. на Дальнем Востоке проживало
0,9 млн чел., к концу 1920 г. - 1,2 млн чел. С 1925 г. началось плановое заселение края, которое носило в основном аграрный характер, в 1926 г. население увеличилось до 1,6 млн чел., был взят курс на индустриальное развитие Дальневосточного края. Переселение из центральных районов СССР и союзных республик стало носить массовый характер, переселенцам предоставляли определенные льготы, и к 1939 г. на Дальнем Востоке проживало уже около 3 млн чел. Так постепенно происходило накапливание трудового потенциала.
Второй период (1940-1950-е гг.) демографических изменений был связан с развитием отраслей оборонного комплекса, машиностроения, добывающей промышленности, когда на Дальний Восток направлялись специалисты, организовывались наборы молодежи для работы на эвакуированных предприятиях и крупных промышленных объектах. Для закрепления населения вводились северные льготы и надбавки к заработной плате. В 1959 г. численность населения Дальневосточного экономического района составляла 4,8 млн чел. Если в целом по стране население к 1960 г. выросло в 1,5 раза, то на Дальнем Востоке -в 5,7 раз [1, с. 265].
В середине 1950-х гг. продолжалось комплексное развитие производительных сил Дальнего Востока, шел процесс развития социальной инфраструктуры, что стимулировало приток населения. Постоянный приток трудоспособного населения всегда являлся одним из главнейших факторов развития хозяйства региона [1, с. 265]. Последовательно осуществлялись мероприятия по повышению материального благосостояния трудящихся восточных районов. Важным этапом в повышении материального благосостояния трудящихся стало введение коэффициентов «к заработной плате рабочих и служащих предприятий легкой и пищевой промышленности, просвещения, науки...», для которых они были установлены Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 26 сентября 1967 г.
В августе 1953 г. Г.М. Маленков выступил с программой экономических реформ, суть которых за-
ключалась в смягчении социальной напряженности в обществе за счет переноса центра тяжести на развитие легкой и пищевой промышленности и сельского хозяйства. Цель изменения народно-хозяйственных пропорций состояла в значительном улучшении снабжения населения товарами легкой промышленности. Развитие народного хозяйства, особенно металлургии, машиностроения, топливной промышленности, предприятий ВПК, всегда шло усиленными темпами, поэтому в общем объеме промышленного производства доля промышленных предприятий группы «А» к 1953 г. составляла 70%, что приводило к существенному перекосу в развитии народного хозяйства. Основной приток рабочей силы на Дальнем Востоке пришелся на промышленные производства группы «А», где был необходим мужской труд. Во вновь осваиваемые районы во все годы социалистического строительства приезжали в основном бессемейные мужчины. К середине 1950-х гг. доля мужчин в населении региона составляла 48,9%, большое количество женщин не было занято в общественном труде. Возникла необходимость их трудоустройства.
Архивные факты подтверждали сложности с трудоустройством женщин: «В 1955-1957 гг. в городах Приморского края сложилась «ненормальное положение». Когда более 53% всех женщин и девушек, окончивших школу, не могут трудоустроиться. Развивающиеся отрасли промышленности в крае не находили применения женского труда, а отрасли промышленности, где использовался женский труд, развиты были очень слабо» [2, л. 84]. Трудоустройство женщин на предприятиях легкой промышленности, возрастающая потребность Дальнего Востока в товарах народного потребления стали важнейшими предпосылками развития данной отрасли в регионе. Правительство и местные органы власти были заинтересованы в укреплении производственно-технической базы легкой промышленности на востоке страны. За 1955-1965 гг. вошли в строй крупнейшие в СССР швейные фабрики, такие как Комсомольская-на-Амуре швейная фабрика, Хабаровская швейная фабрика №3, Биробиджанская фабрика бельевого трикотажа, фабрики в городах Сучане, Артеме, были полностью реконструированы обувные комбинаты в Благовещенске и на Сахалине.
За исследуемый период легкая промышленность увеличила объемы производства в среднем на 25%. Кадры рабочих бурно росли в отраслях, производящих предметы потребления. Так, в 1960 г. в легкой промышленности Дальнего Востока насчитывалось свыше 20 тыс. чел.
Процесс формирования рабочих кадров для всех предприятий СССР начинали еще со школьной скамьи. В 1958-1964 гг. была проведена школьная реформа, цель которой состояла в том, чтобы превратить школу в резерв пополнения кадров рабочего класса и технической интеллигенции. Первые попытки
политехнизации школы предпринимались в 1954 г., но назвать их удачными было нельзя. Общественная дискуссия о том, «как приблизить школу к производству», завершилась принятием в 1958 г. Закона «Об укреплении связи школы с жизнью и дальнейшем развитии системы народного образования». По нему обучение растягивалось до 11 лет, а школе надлежало приобрести «политехнический профиль». После восьмого класса намечалось включение молодежи в общественно-полезный труд. Действительно, в исследуемый период начинает развиваться система профессионально-технического образования. Это объяснялось рядом обстоятельств: более высокие темпы развития народного хозяйства, острый дефицит трудовых ресурсов, текучесть кадров. С 1959 г. профтехшколы перестраиваются и совершенствуются в соответствии с требованиями научно-технического прогресса, начинается сближение общеобразовательной и профессионально-технической школы.
В целях обеспечения предприятия легкой отрасли квалифицированными кадрами и соединения обучения с общественно-полезным производственным трудом в стране стали создавать разветвленную систему профессионально-технической подготовки, которая состояла из трех форм обучения: 1) профессиональнотехнические училища; 2) подготовка непосредственно на производстве - школы фабрично-заводского ученичества; 3) средние школы с производственным обучением. Задачей такой системы было обеспечение потребности предприятий в квалифицированных кадрах. Удельный вес женщин и девушек в составе принятых в профессионально-технические учебные заведения в 1950 г. значительно возрос. В условиях все большей механизации предприятий, связанных с производством одежды, обуви и прочих товаров, труд женщин стали использовать полнее.
В Дальневосточном регионе на предприятиях комплекса легкой промышленности были задействованы все формы обучения работников. Несмотря на высокую активность перемещения трудовых ресурсов на новых швейных, обувных, кожевенных предприятиях имелись незанятые рабочие места, много было незамещенных должностей, что свидетельствовало о нехватке кадров для данных отраслей промышленности.
Формирование кадрового потенциала на предприятиях легкой промышленности проходило путем привлечения рабочих кадров самими предприятиями, а также широко использовались организационный набор и система государственных трудовых резервов. Получили широкое распространение общественные призывы. Известную роль в этом сыграл призыв В. Хетагуровой, обращенный к девушкам, и деятельность хетагуровской комиссии, организованной при Хабаровском крайисполкоме для приема молодежи. Молодые специалисты: инженеры, техники - при-
бывали на предприятия по путевкам совнархозов, госкомитетов, Главного управления оргнаборов, по переводу с предприятий Хабаровского или Приморского совнархозов, по вольному найму и из числа работающих и закончивших вечерние и заочные высшие специализированные заведения.
При формировании производственной базы легкой промышленности на Дальнем Востоке возникли определенные сложности: отсутствовали квалифицированные кадры и негде было их учить, не была развита инфраструктура фабрик и заводов, низкий уровень заработной платы по сравнению с другими отраслями. Как следствие, большая текучка кадров. К этим проблемам можно было добавить слабое обеспечение предприятий сырьем и фурнитурой, что также сказывалось на производительности труда работников.
В первую очередь легкая промышленность на Дальнем Востоке столкнулась с низким уровнем квалификации работниц на фабриках и заводах. В годовых отчетах фабрик указывалось на острый недостаток квалифицированных кадров, что в результате приводило к нарушению процесса производства и снижению качества продукции [3, л. 2-3; 4, л. 8]. В регионе было два профессиональных училища, которые готовили специалистов для данной отрасли: швей, модельеров, закройщиков. Первое швейное училище было создано в Биробиджане (ГПТУ №21), затем ГПТУ №1 в Хабаровске. Чтобы повысить квалификацию рабочих на предприятиях легкой промышленности, использовали различные формы обучения. В 1950-е гг. на базе фабрик стали создавать межшкольные учебно-производственные комбинаты, и швейному делу ежегодно обучали несколько сотен школьниц. По данным Приморского архива, учащихся 9-10-11 классов общеобразовательных школ прикрепляли к предприятиям с производственным обучением. На фабриках Приморского управления легкой промышленности ученики школ осваивали профессии швей-мотористок, наладчиков швейного оборудования, лаборантов, специалистов по художественной росписи игрушек [5, л. 56].
На швейных и обувных фабриках Дальневосточного региона производственное обучение рабочих осуществлялось двумя методами: индивидуальное обучение и индивидуально-бригадная подготовка. Подобный опыт фабрики имели еще с 1949 г. [6, л. 39]. На фабриках организовывались курсы по производственно-техническому обучению вторым профессиям, практиковалось изучение передового опыта. Например, на швейных фабриках составлялись планы повышения квалификации и переподготовки всех рабочих, занятых раскроем и пошивом изделий. Подготовка осуществлялась в основном на рабочих местах, показом и инструктажем занимались мастера высокой квалификации, после окончания занятий
проводилась проверка знаний специальной комиссией [6, л. 32]. Например, в 1956 г. на Биробиджанскую швейную фабрику было принято 349 учеников, 237 из них проходили индивидуальное обучение, 100 человек обучались в бригадах непосредственно в цехах [6, л. 32]. Там же были созданы бригады из учеников, которых обучали конкретному технологическому процессу - пошиву мужских пальто, т.е. готовили узких специалистов.
Подобная схема подготовки кадров действовала на многих фабриках края. Но сроки для подготовки квалифицированного специалиста были слишком малы - два, три месяца. Ученические ставки не удовлетворяли молодых работниц, что часто приводило к текучести кадров. Важным шагом в подготовке специалистов стали организованные при фабриках школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). Система ФЗУ возникла в СССР еще в 1940-е гг., такие школы готовили рабочих по узкому кругу профессий и находились в ведении отдельных предприятий и ведомств. Школы ФЗУ была открыты на Хабаровском производственно-швейном объединении «Восток», Комсомольской швейной фабрике, производственном швейном объединении «Заря» во Владивостоке. Благодаря использованию разнообразных форм подготовки рабочих на фабриках и заводах постепенно повышались производительность труда и качество выпускаемой продукции.
На предприятиях не хватало специалистов с высшим образованием. На 1 января 1963 г. в среднем на одну тысячу рабочих приходилось 43 специалиста, в том числе 12 человек с высшим образованием, со средним образованием - 32 человека. Важной задачей отрасли стала подготовка квалифицированных инженерно-технических кадров. Практика направления на Дальний Восток выпускников вузов и техникумов из западных районов страны себя не оправдывала. В 1959-1960 гг. на предприятия легкой промышленности Хабаровского совнархоза прибыли из числа окончивших институты и средние специальные учебные заведения 39 инженеров и 158 техников; за этот же период выбыли по разным причинам 33 инженера и 75 техников [1, с. 35]. Подобная картина складывалась в Приморском крае. Причиной текучки молодых кадров, особенно дипломированных специалистов, являлось отсутствие жилья, невысокая заработная плата, недостаток детских учреждений. В Приморье отсутствовали высшие и средние учебные заведения, которые готовили бы кадры для легкой промышленности. Те, кто приезжал с других регионов страны на 3 года, старались не задерживаться и под любым предлогом вернуться назад [7, л. 7]. В связи с этим в регионе на предприятиях исследуемой отрасли стали проводить политику, направленную на сохранение кадрового состава, закрепление специалистов, повышение квалификации работников. В Хабаровске
в 1956 г. начал действовать технологический техникум Государственного комитета по делам местной промышленности и художественных промыслов. Набор учащихся в него производился за счет жителей края, а подготовленные специалисты распределялись по всем районам страны. В 1960 г. техникум передали в ведение Хабаровского совнархоза, с тем, чтобы обучать в нем специалистов: техников-технологов швейной промышленности, конструкторов-модельеров, механиков и других специалистов, с последующим использованием их на предприятиях края.
Управления легкой промышленности совнархоза располагали большими возможностями для комплектования учебной базы техникума и организации производственной практики студентов. Силами инженерных работников на фабриках края проводилась работа по проведению дипломной практики со студентами Хабаровского технологического техникума. В 1963 г. в Комсомольске-на-Амуре был создан вечерний техникум легкой промышленности, который первоначально являлся филиалом Хабаровского техникума. Этот техникум в первую очередь готовил специалистов для Комсомольской швейной фабрики.
Для повышения квалификации руководящих и инженерно-технических работников организовывались командировки на крупнейшие предприятия страны и проводились экономические школы и семинары. Работников отправляли на семинары практического обучения, например, мастера по изготовлению мягконабивной игрушки были направлены в Загорский научно-исследовательский институт. Специалисты были командированы на швейные фабрики Москвы, Ленинграда, Златоуста, Барнаула, Одессы, Тирасполя, Риги для изучения опыта работы этих фабрик по рациональному раскрою ткани и механизации подготовительно-раскройных цехов, механизации и автоматизации технологических процессов на обувных фабриках. Выезжали бригады специалистов и на местные фабрики, например, на пимокатную фабрику Биробиджана для изучения технологии окраски валяной обуви, на ВДНХ - по вопросу применения нетканных материалов, на ленинградский завод «Красный треугольник» для освоения выпуска резиновой обуви и ознакомления с новыми видами ее моделей. Выезды бригад специалистов по изучению опыта и передовых технологий осуществлялись не более чем на 20 дней. На предприятиях проводились семинары по различным темам, например «Новое в организации производства на швейных фабриках», куда приглашались ведущие инженеры швейных фабрик. На всех фабриках Хабаровского и Приморского управления проводилась техническая учеба с ИТР, где главное внимание уделялось вопросам автоматизации, механизации процессов в производстве и внедрению новой техники. Руководство фабрик стремилось привлечь передовых рабочих к учебе в заочных техникумах
и институтах легкой промышленности. Количество работников, обучающихся в вечерних и заочных высших учебных заведениях страны, на 1 января 1963 г. на предприятиях Хабаровского крайлегпрома составило 121 чел. Из них практиков, занимающих инженерно-технические должности, было 32 чел., 350 чел. учились в вечерних и заочных техникумах (из них практиков - 32 чел.) и 35 чел. - в общеобразовательных школах. По предприятиям Приморского управления на начало 1963 г. обучалось в высших и средних специальных учебных заведениях 105 чел., в техникумах - 61 чел. и в общеобразовательных школах - 261 чел. Руководством фабрик постоянно проводилась необходимая работа с молодыми специалистами. Количество работников, повышающих свое образование, постепенно росло.
Важным фактором закрепления на производстве квалифицированных кадров рабочих и инженернотехнических работников стало улучшение социальных условий. Рабочий день на фабриках продолжался 8 часов, и только в 1956-1960 гг. по стране был осуществлен перевод рабочих и служащих на 7-часовой рабочий день. На многих фабриках была организована двухсменная и трехсменная работа. Женщинам, имеющим маленьких детей, работавшим в две смены, перерывы на кормление ребенка соединяли, сокращая рабочий день на 1 час, доплачивали за кормление детей. Несовершеннолетние подростки не привлекались к тяжелым работам и имели отпуск в летнее время. В инфраструктуру швейных и обувных фабрик стали входить рабочие столовые, фабричные магазины со столом заказов, фабричная поликлиника и фабричный клуб. Но культурно-бытовое и жилищное строительство резко отставало от темпов производственного строительства и роста количества рабочих и специалистов. По архивным данным, ни одна фабрика не имела достаточного жилищного фонда для своих работников. Практически не было детских учреждений, помещений для отдыха, на всех фабриках не было комнат гигиены [8, л. 65].
В 1950-1960-е гг. на партийных конференциях и профсоюзных собраниях стали регулярно звучать выступления представителей различных профессиональных групп, выражавших неудовлетворенность условиями труда, его оплатой, жилищно-бытовыми условиями. Работа по созданию жилищного фонда на каждом предприятии велась, но темпы роста оставляли желать лучшего. Довольно распространенным явлением в исследуемый период была популярная формула «потребовать от профсоюзного руководства выполнения планов строительства жилья, детских учреждений, культурно-бытовых предприятий» [8, л. 67]. Действительно, определенную роль в изменении социальной политики в регионе сыграли местные партийные власти. По их инициативе выделялись дополнительные средства из местного бюджета на
строительство жилья, детских садов для швейных и обувных фабрик.
Таким образом, можно сделать следующие выводы о реализации кадровой политики на предприятиях легкой промышленности Дальнего Востока в 19501960-е гг. Во-первых, руководство предприятий легкой промышленности стремились обеспечить высокий уровень занятости населения, трудоустроить большое количество женщин. За исследуемый период на предприятиях Хабаровского и Приморского краев, на Сахалине и Камчатке наблюдался устойчивый рост числа работников данной отрасли. Численность персонала к середине 1960-х гг. составила около 20 тыс. чел., из них 95% составляли женщины. Во-вторых, шел планомерный процесс формирования и использования кадрового потенциала отрасли. В целях повышения квалификации работников развивалась система профессиональной подготовки специалистов для легкой промышленности. Открывали техникумы легкой про-
мышленности, межшкольные комбинаты, школы ФЗУ при крупных швейных фабриках региона. Особое внимание уделяли подготовке инженерно-технических работников: их направляли учиться в специализированные вузы страны, им организовывали командировки на другие фабрики для изучения опыта организации производства или технологических процессов. В-третьих, в целях сокращения текучести кадров планомерно совершенствовалась социальная инфраструктура предприятий. Выделялись средства, хотя и незначительные, на жилищное строительство для работников фабрик. Улучшались культурно-бытовые условия: строились столовые, медпункты, клубы. Постепенно решая кадровую и социальную проблему, предприятия легкой промышленности добилась ощутимых результатов в укреплении материально-технической базы и дальнейшем ее развитии в последующем десятилетии. Значительно увеличилось производство товаров народного потребления для населения.
Библиографический список
1. Долгов, И.Н. О некоторых вопросах перспективного развития легкой промышленности края / И.Н. Долгов // Промышленность Хабаровского края. - 1961. - №12.
2. Российский государственный архив социальнополитической истории. - Ф. 556. - Оп. 21. - Д. 98.
3. Государственный архив Хабаровского края (ГАХК).
- Ф. 719. - Оп.32. Д. 970.
4. Государственный архив Приморского края ГАПК).
- Ф. 1455. - Оп. 2. - Д. 28.
5. ГАПК. - Ф. 1455. - Оп. 2. - Д. 14.
6. ГАХК. - Ф. 719. - Оп. 32. - Д. 971.
7. ГАПК. - Ф. 1455. - Оп. 2. - Д. 627.
8. ГАХК. - Ф. 353. - Оп. 10. - Д. 9.