Научная статья на тему 'Причины и условия возникновения экстремизма на основе радикального течения ислама в Кыргызской Республике'

Причины и условия возникновения экстремизма на основе радикального течения ислама в Кыргызской Республике Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
366
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭКСТРЕМИЗМ / ЭКСТРЕМИЗМ НА ОСНОВЕ РАДИКАЛЬНОГО ТЕЧЕНИЯ ИСЛАМА / РАДИКАЛИЗМ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЭКСТРЕМИЗМУ / РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ / EXTREMISM / EXTREMISM BASED ON THE RADICAL COURSE OF ISLAM / RADICALISM / COUNTERACTION TO EXTREMISM / RELIGIOUS EXTREMISM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Эсенбеков А. У.

Статья посвящена проблеме экстремизма, базирующегося на радикальном течении ислама в современной Кыргызской Республике. В ней уточняется понятие «экстремизм на основе радикального течения ислама» и исследуются условия его возникновения. Экстремизм такого вида один из сопутствующих факторов, который оказывает влияние на динамику политических, культурных и социально-экономических процессов в Кыргызской Республике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Эсенбеков А. У.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Causes and Conditions of Extremism Based on Radical Course of Islam in the Kyrgyz Republic

The article is devoted to the problem of extremism based on the radical current of Islam in the modern Kyrgyz Republic. This article clarifies the concept of “extremism” based on the radical course of Islam and explores the conditions for the emergence of this phenomenon. Extremism based on the radical course of Islam is one of the attendant factors that influence the dynamics of political, cultural and socio-economic processes in the Kyrgyz Republic.

Текст научной работы на тему «Причины и условия возникновения экстремизма на основе радикального течения ислама в Кыргызской Республике»

А. У. ЭСЕНБЕКОВ, адъюнкт* 3-го факультета (подготовки научных и научно-педагогических кадров) (Академия управления МВД России) E-mail: azaes79@mail.ru

Научная специальность: 12.00.11 — судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная

деятельность.

УДК 343.341:94(575.2)

A. U. ESENBEKOV, Adjunct** of the 3rd Faculty (Training Research and Teaching Staff) (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)

Scientific speciality: 12.00.11 - Judicial Activities, Prosecutorial Activities, Human Rights and Law Enforcement.

Причины и условия возникновения экстремизма на основе радикального течения ислама в Кыргызской Республике

Causes and Conditions of Extremism

Based on Radical Course of Islam in the Kyrgyz Republic

Статья посвящена проблеме экстремизма, базирующегося на радикальном течении ислама в современной Кыргызской Республике. В ней уточняется понятие «экстремизм на основе радикального течения ислама» и исследуются условия его возникновения. Экстремизм такого вида - один из сопутствующих факторов, который оказывает влияние на динамику политических, культурных и социально-экономических процессов в Кыргызской Республике.

Экстремизм, экстремизм на основе радикального течения ислама, радикализм, противодействие экстремизму, религиозный экстремизм.

The article is devoted to the problem of extremism based on the radical current of Islam in the modern Kyrgyz Republic. This article clarifies the concept of "extremism" based on the radical course of Islam and explores the conditions for the emergence of this phenomenon. Extremism based on the radical course of Islam is one of the attendant factors that influence the dynamics of political, cultural and socio-economic processes in the Kyrgyz Republic.

Extremism, extremism based on the radical course of Islam, radicalism, counteraction to extremism, religious extremism.

В связи с тем, что возникновение политических экстремистских группировок на начальной стадии демократизации общества после распада Советского Союза не привлекало должного внимания органов управления и государственной власти Кыргызской Республики, ученые, общественные деятели и политики начали детально исследовать проблему экстремизма. Необходимо отметить, что в последнее время стали чаще проводиться научные конференции, посвященные данной теме, появилось большое количество публикаций, отображаю-

щих результаты изучения разных сторон феномена экстремизма. Тем не менее не вызывает сомнений, что комплексное научное понимание этой проблемы в нашем государстве отсутствует.

До настоящего времени единого мнения относительно определения понятия «экстремизм» не существует. Как подсказывают законы формальной логики, под определением этого понятия подразумевают логическую операцию, отражающую его содержание посредством указания значимых признаков [5, с. 24]. Поэтому

* Ранее - главный инспектор отдела кадров УВД Таласской области.

** Earlier - Chief Inspector of Human Resources in Department of Internal Affairs in Talas Region.

168

прежде всего нужно изучить этимологические предпосылки появления рассматриваемого понятия посредством выполнения семасиологического анализа экстремизма в контексте права, социологии, философии, общеправовых наук, политологии и наук криминального цикла. Благодаря этому можно выявить его сущностные характеристики как отрицательного социально-правового феномена.

Экстремизм как явление возник еще в глубокой древности. Первый подход к определению исследуемого понятия исходит из содержания латинских терминов «extremus» и «extremitas». Данные дефиниции применялись для описания наиболее отдаленной позиции относительно определенной точки измерения. Так, термин «extremitas mundi» понимали как «границу мира» [16, с. 36—37].

Согласно второму подходу латинское слово «extremus» произошло от греческого корня «trema» («просека», «открытие»). Под термином «extremer» мог пониматься тот, кто оставил границы укрепления для отказа от исполнения внутренних обязанностей [16, с. 36—37].

Впервые термин «экстремизм» был введен в научный оборот в начале XX в. французским юристом М. Лероем, который, рассуждая о политическом экстремизме, руководствовался опытом существовавших на тот момент политических сил, применявших экстремистские методы при ведении политической борьбы [10, с. 212-219].

В отечественных энциклопедиях, написанных позже, экстремизм представлен в виде приверженности к радикальным действиям и взглядам в политике. По этой причине экстремизм выступает характерным признаком существующих на сегодняшний день движений и партий, в основе которых - соответствующие социально-политические ориентиры (фашизм, анархизм, религиозный фундаментализм и пр.).

Таким образом, экстремизм обозначает предел, край, границу относительно определенных пространственных, временных и иных величин, условно принятых за «нормальные» [12, с. 22-23].

Современная наука содержит множество разновидностей и типологий экстремизма, однако ни одна из них не закреплена законодательно.

Мы разделяем точку зрения некоторых современных ученых, которые отмечают, что классификация рассматриваемого явления на разные типы и виды весьма условна [7, с. 20]. Некоторые из предлагаемых типологий рассмотрим более детально.

Так, профессор Г. И. Демин определяет экстремизм как деятельность физических и юридических лиц - общественных или религиозных

объединений либо иных организаций, устойчивых групп, отдельных граждан, придерживающихся идеологии социально-политической, национальной, расовой, религиозной нетерпимости или вражды с использованием нелегитимного насилия или угрозы его применения в различных формах для достижения выдвигаемых целей.

Примерная типология экстремизма представлена Б. А. Мыльниковым в разрезе мотивации экстремистского поведения. Основываясь на данном критерии, автор выделяет государственный, международный, религиозный [8, с. 7—8], политический, националистический (этнорасовый), криминальный, экономический и общеуголовный экстремизм.

Р. С. Тамаев указывает, что в ряде исследований существует три основные формы экстремизма: национальный, религиозный и политический [14, с. 24].

Р. М. Афанасьевой предложена классификация, в основу которой лег характер деятельности и области его проявления: экономический, личностно-бытовой, национальный, политический, религиозный [4, с. 26]. По мнению О. В. Кнительшота, целесообразно выделять националистический, экономический, культурный, экологический и религиозный экстремизм [6, с. 57-58].

В пределах выполняемого исследования мы рассмотрим как общепринятые и распространенные, так и недавно появившиеся виды экстремизма.

В обществах, отличающихся многообразием конфессий, массовая религиозность населения представляет собой потенциальный источник конфликта. Данный факт играет особую роль для безопасности, что отражается на законодательном уровне в регламентации религиозных отношений при помощи принятых специально для этого нормативных актов.

Некоторые ученые в контексте религиозного экстремизма разделяют его на виды, наделяя сугубо исламским оттенком. Потребность в обсуждении этой проблемы проистекает прежде всего из того обстоятельства, что ислам на сегодняшний день занимает второе место (после христианства) в мире по количеству своих приверженцев.

Среди форм религиозного экстремизма выделяют также ваххабитско-религиозный экстремизм. Он отличается вовлечением максимально возможного количества верующих в формируемое религиозное объединение для последующей его идеологической эксплуатации, а также достижения социокультурного кризиса.

Ваххабизм как вероучение создает своеобразный суррогат ислама, который воспроизводит его внешне, однако, по сути, выступа-

ет его полностью противоположным аналогом. Как отмечено в научной работе А. Л. Анисина, «ваххабистская версия ислама в качестве государственной религии получила распространение в начале XX века при прямой материальной поддержке Великобритании» [2].

Такой суррогат появляется параллельно исламу и, создавая ему конкуренцию, выдает себя за его единственно правильное направление [1, с. 17-18].

Среди важнейших образующих положений ваххабизма можно выделить джихад, трактующийся как вооруженное сражение за веру. Джихад по отношению к неверным (так называемым кафирам) является религиозной обязанностью каждого мусульманина. Ввиду того, что к кафирам принадлежат все, кто не разделяет веры ваххабитов, джихад ведется против тех, кто не поддерживает ваххабизм, прежде всего против мусульман, которые не разделяют мировоззренческие установки сторонников «чистого ислама». Убежденность ваххабитов в том, что к их противникам относятся кафиры, якобы формально называющие себя мусульманами, стала оправданием жесткости и нетерпимости по отношению к ним. Подобный фанатизм способствовал сплочению ваххабитов, формируя религиозно-идеологическое обоснование действиям, противоречащим по духу исламу. Учитывая это, учение альвахаба изначально было идеологией военной экспансии и грабительского набега [15, с. 25].

Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время под религиозным экстремизмом в Кыргызской Республике понимается преимущественно экстремизм, базирующийся на радикальных течениях ислама.

Современные процессы общественно-политической жизни в Кыргызской Республике характеризуются повышенной активностью организаций, стоящих на позициях радикальных течений ислама.

Необходимо отметить, что в российской научной литературе и документах выделяются два подхода к определению данной формы экстремизма.

Первый подход определяет этот экстремизм как исламистский экстремизм [11, с. 72] или воинствующий исламизм.

Однако такое определение захватывает всех приверженцев ислама и вызывает вполне обоснованный протест, так как несет негативную оценку ислама в целом.

Второй подход излагается в Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года1 (далее — Стратегия).

1 Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года [Электронный ресурс]: утв. Президентом РФ

Речь идет об экстремизме на основе радикальных течений ислама. В пункте 18 данной Стратегии отмечается следующее: «Особую тревогу вызывает проникновение из других государств радикальных течений ислама, проповедующих их исключительность и насильственные методы распространения».

Это определение указывает на конкретные течения ислама, выдвигающие на первый план использование нелегитимного насилия.

Возражение вызывает определение «радикальный», который характеризуется как «коренной, решительный, придерживающийся крайних, решительных взглядов» [13, с. 423].

Радикализм - есть «решительный образ действий» [9].

Как показывает практика, радикализм может быть двух видов:

— радикализм в рамках действующего права;

— радикализм вне рамок правовых норм государства.

Точно так же радикализм может иметь прогрессивную и реакционную направленность.

По нашему мнению, экстремизм на основе радикальных течений ислама следует определить как противоправные деяния физических и юридических лиц, совершаемые по отношению к последователям других религий, конфессий, к атеистам по мотивам религиозной ненависти или вражды на основе экстремистских толкований элементов ислама.

В соответствии с Законом Кыргызской Республики «О противодействии экстремистской деятельности»2 к экстремистской деятельности следует отнести деятельность общественных объединений или религиозных организаций либо иных предприятий, организаций и учреждений, а также средств массовой информации независимо от форм собственности, либо физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных:

— на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Кыргызской Республики;

— на подрыв безопасности Кыргызской Республики;

— на захват или присвоение властных полномочий;

— на создание незаконных вооруженных формирований;

— на осуществление террористической деятельности;

28 ноября 2014 г. № Пр-2753. Доступ из информационно-правового портала «Гарант».

2 О противодействии экстремистской деятельности [Электронный ресурс]: закон Кыргызской Республики от 17 августа 2005 г. № 150. URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru- ru/1748/10?cl=ru-ru (дата обращения: 15.03.2018).

170

— на возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию;

— на унижение национального достоинства;

— на осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы;

— на пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности.

Причины и условия возникновения экстремизма на основе радикальных течений ислама в Кыргызской Республике весьма разнообразны.

Комплекс этих причин и условий следует разделить на две группы:

— внешние;

— внутренние.

К числу основных внешних причин и условий относится ряд факторов.

В ходе антисоветской войны в Афганистане моджахеды получили серьезную поддержку со стороны западных стран. «Соединенные Штаты и их союзники направили моджахедам до 10 млрд долл. помощи оружием и боеприпасами, американская и европейская пресса освещали войну в Афганистане как самое крупное событие 80-х годов, знаменующее сражение между исламом и коммунизмом» [16]. Эта пропаганда оказала мощное воздействие на мусульманскую молодежь, стимулировала рост радикализма в исламской среде. Фактически интересы США, их союзников совпали с интересами сторонников радикальных течений ислама.

Что касается внутренней причины, то Концепция национальной безопасности Кыргызской Республики3 отмечает, что в современных условиях, особенно после начала вывода из Афганистана в 2014 г. вооруженных сил США, создались условия для проникновения эмиссаров и боевиков указанных организаций, а также активизации террористических и экстремистских проявлений в странах Центральной Азии, в том числе в Кыргызской Республике. Надо признать, что благоприятные условия для этого были в значительной мере вызваны труд-

3 Концепции национальной безопасности Кыргызской Республики [Электронный ресурс]: утв. указом Президента Кыргызской Республики от 9 июня 2012 г. № 120. URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/61367 (дата обращения: 15.03.2018).

ностями в политике трансформации новых независимых государств Центральной Азии. Они привели к обнищанию определенной части населения, существенной социальной дифференциации и слабости государственной идеологии на фоне деградации образовательного и интеллектуального потенциала населения. Этот социальный вакуум с успехом заполняют исламские экстремисты, утверждающие, что только исламское государство может дать людям справедливую и достойную жизнь.

Как сообщили в пресс-службе МВД Кыргызской Республики, за 2016 г. сотрудниками милиции выявлен 361 факт проявления экстремизма. По данным фактам возбуждено 148 уголовных дел, изъято огромное количество материалов с экстремистским содержаниям [3].

Вместе с тем в Кыргызской Республике быстрыми темпами, в отличие от других государств Средней Азии, происходит процесс усиления влияния ислама. Как один из фактов — значительно возросло количество мечетей. На сегодняшний день на территории Кыргызстана были спонсированы для строительства более 2 750 мечетей, и только 520 из них построены после 2012 г. Финансирование на их строительство поступает от представителей арабских государств. И не сложно догадаться, какими основами знаний ислама они руководствуются, когда проповедуют вместо традиционного ислама воинственно-ваххабистский.

Деление религиозного сообщества приводит к возникновению противоречий среди разных религиозных школ, при котором позиция официального духовенства слабее. Недостаточность контрольных мероприятий по отношению к служителям культа и религиозным объектам радикальной направленности содействует распространению террористических и экстремистских идей.

Среди религиозных предпосылок можно выделить низкий уровень знаний в сфере религии, обращение к религиозным источникам, которые не отвечают потребностям современного общества, невозможность и нежелание священнослужителей предоставить обоснованную контрпропаганду экстремистской идеологии. Система повышения и подготовки квалификации служителей религиозных культов и работников правоохранительных органов, специализирующихся на вопросах борьбы с религиозным экстремизмом, стала формироваться лишь в последнее время и нуждается в институционализации и усовершенствовании содержания.

Как отмечает Т. Н. Беляева, с радикальным экстремизмом можно эффективно бороться только на дальних подступах и рубежах: на эта-

пе распространения экстремистской идеологии, образования радикальных ячеек и в тех местах, где создаются взрывные устройства и проходят тренировку боевики.

На основании изложенного полагаем, что необходима коренная перестройка во всей системе противодействия экстремизму на основе радикального течения ислама. Такая система должна отвечать особенностям Кыргыз-

ской Республики: экономическим, политическим, социально-культурным, религиозным традициям и т. д.; своеобразию экстремизма на основе радикального течения ислама; интересам обеспечения национальной безопасности Кыргызской Республики; базироваться на накопленном зарубежном и национальном опыте противодействия экстремизму органами внутренних дел.

Список литературы:

References:

1. Алиев М. А. Характер общественной опасности ваххабитско-религиозного экстремизма и его уголовно-правовое определение // Российский следователь. 2008. № 5.

2. Анисин А. Л. Исламское государство: духовно-идеологические направления противодействия // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2016. № 1 (35).

3. Архив ИАЦ МВД Кыргызской Республики: статистическая отчетность о состоянии преступности в Кыргызской Республике за 2016 г.

4. Афанасьева P. И. Социокультурные условия противодействия экстремизму в молодежной среде (социально-философский анализ): дис. ... канд. филос. наук. М., 2007.

5. Ерохина К. В. Традиционная формальная логика: учеб.-метод. пособ. 2-е изд., испр. Саратов, 2000.

6. Кнительшот О. В. Система противодействия политическому экстремизму в современном российском обществе: дис. ... канд. соц. наук. Саратов, 2006.

7. Маркова Ю. В. Предупреждение преступлений, совершаемых группами несовершеннолетних экстремистской направленности: дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2008.

8. Мыльников Б. А. Противодействие преступлениям экстремистской направленности: криминологический и уголовно-правовой аспекты: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005.

9. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. М., 2014.

10. Писаренко О. Н. Экстремизм как социальное явление // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2010. № 9.

11. Противодействие экстремизму и терроризму: правовой и международный аспекты: сборник матер. Домодедово, 2016.

12. Сергун Е. П. Экстремизм в российском уголовном праве: дис. ... канд. юрид. наук. Тамбов, 2009.

1. Aliev M. A.. Harakter obshchestvennoj opasnos-ti vahhabitsko-religioznogo ekstremizma i ego ugolovno-pravovoe opredelenie // Rossijskij sledovatel'. 2008. № 5.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Anisin A. L. Islamic state: spiritual and ideological directions of counteraction // Jurist-Pra-voved. 2016. № 1 (35).

3. Arhiv IAC MVD Kyrgyzskoj Respubliki: statis-ticheskaya otchetnost' o sostoyanii prestupnos-ti v Kyrgyzskoj Respublike za 2016 g.

4. Afanas'eva P. M. Sociokul'turnye usloviya pro-tivodejstviya ekstremizmu v molodezhnoj srede (social'no-filosofskij analiz): dis. ... kand. filos. nauk. M., 2007.

5. Erohina K. V. Tradicionnaya formal'naya logi-ka: ucheb.-metod. posob. 2-e izd., ispr. Saratov, 2000.

6. Knitel'shot O. V. Sistema protivodejstviya polit-icheskomu ekstremizmu v sovremennom rossi-jskom obshchestve: dis. ... kand. soc. nauk. Saratov, 2006.

7. Markova Yu. V. Preduprezhdenie prestuplenij, sovershaemyh gruppami nesovershennoletnih ekstremistskoj napravlennosti: dis. ... kand. yu-rid. nauk. N. Novgorod, 2008.

8. Myl'nikov B. A. Protivodejstvie prestupleniy-am ekstremistskoj napravlennosti: kriminologi-cheskij i ugolovno-pravovoj aspekty: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2005.

9. Ozhegov S. I. Slovar' russkogo yazyka. M., 2014.

10. Pisarenko O. N. Ekstremizm kak social'noe yav-lenie // Nauchnye problemy gumanitarnyh issledovanij. 2010. № 9.

11. Protivodejstvie ekstremizmu i terrorizmu: pra-vovoj i mezhdunarodnyj aspekty: sbornik mater. Domodedovo, 2016.

12. Sergun E. P. Ekstremizm v rossijskom ugolovnom prave: dis. ... kand. yurid. nauk. Tambov, 2009.

13. Slovar' inostrannyh slov. M., 2015.

14. Tamaev R. S. Ugolovno-pravovoe i kriminolo-gicheskoe obespechenie protivodejstviya ekstremizmu: monografiya. M., 2008.

15. Fridinskij S. N. Religioznyj ekstremizm kak ide-ologiya, ispol'zuemaya pri sovershenii prestu-

13. Словарь иностранных слов. М., 2015.

14. Тамаев Р. С. Уголовно-правовое и криминологическое обеспечение противодействия экстремизму: монография. М., 2008.

15. Фридинский С. Н. Религиозный экстремизм как идеология, используемая при совершении преступлений экстремистской направленности // Российский следователь. 2008. № 12.

16. ErmertM. Der Extremismus im Strafrecht: Eine begriffs analytische Analyse auf sozialwissenschaftlicher und verfassungsreehtlicher Grundlage. Herbolzheim: Centaurus-Verl., 2007. Zugl.: Mainz, Univ., Diss., 2003.

plenij ekstremistskoj napravlennosti // Rossijskij sledovatel'. 2008. № 12.

16. ErmertM. Der Extremismus im Strafrecht: Eine begriffs analytische Analyse auf sozialwissenschaftlicher und verfassungsreehtlicher Grundlage. Herbolzheim: Centaurus-Verl., 2007. Zugl.: Mainz, Univ., Diss., 2003.

О u О X

И

ST

^

о

u

о <

о

<

I

^

Ш

s

а H

172

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.