УДК:343.326:001.1 D0l:10.12737/24391
ЭКСТРЕМИЗМ В ПОНЯТИЙНОМ АППАРАТЕ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ
Меркулов П. А., Проказина Н. В.1
В статье обоснована актуальность рассмотрения проблемы экстремизма с позиции комплексного многомерного подхода. Представлена динамика численности преступлений экстремистской направленности в РФ за 2003-2016 годы. Авторы аргументируют целесообразность рассмотрения экстремизма как сложного, многомерного, социального, культурно-исторического явления.
В статье рассмотрены доминирующие подходы к определению понятия «экстремизм» в современном социально-гуманитарном знании. Выделены основные формы экстремизма, рассматриваемые в современных научных публикациях.
Определено, что для экстремизма характерна не только нетерпимость к плюрализму мнений и культур, но и желание с ними активно бороться в целях уничтожения.
Ключевые слова: экстремизм; политический, религиозный, религиозно-политический, этноконфессиональный, экологический, молодежный, информационный экстремизм.
EXTREMISM IN THE CONCEPTION OF SOCIAL AND HUMANITARIAN KNOWLEDGE
MERKULOV P. A. - Doctor of Historical Sciences, Docent, Head of the Orel branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russian Federation, Orel), e-mail: oo@ orel.ranepa.ru
PROKAZINA N. V. - Doctor of Sociological Sciences, Docent, Head of the Department of Sociology and Information Technologies, Orel branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russian Federation, Orel), e-mail: nvprokazina@ mail.ru
In the article the urgency of the consideration of extremism problem from the standpoint of an integrated multi-dimensional approach is substantiated. The dynamics of the number of extremist crimes in the Russian Federation for the period of 2003-2016 is shown. The authors give reason that there should be a consideration of extremism as a complex, multi-dimensional, social, cultural and historical phenomenon.
The article deals with the dominant approaches to the definition of extremism in the modern social-humanitarian knowledge. The basic forms of extremism discussed in today's scientific publications are revealed.
It is determined that extremism has intolerance of pluralism of opinions and cultures, but also a desire to fight them actively for destruction.
Keywords: extremism, political, religious, religious-political, ethno-religious, ethno-confessional, youth, information extremism.
Меркулов Павел Александрович - доктор исторических наук, доцент, директор Среднерусского института управления; Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, адрес: 302028, Россия, г. Орел, б. Победы, д. 5а; е-mail: oo@orel.ranepa.ru
Проказина Наталья Васильевна - доктор социологических наук, доцент, зав. кафедрой социологии и информационных технологий; Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ; Среднерусский институт управления, адрес: 302028, Россия, г. Орел, б. Победы, д. 5а; e-mail: nvprokazina@mail.ru
В современном мире экстремизм является одной из злободневных проблем. Это связано как с разнообразием форм его проявления, так и с масштабностью последствий. Глобальность мирового пространства, бурный рост современных информационных технологий обусловливают его распространение, что и формирует общественную потребность в научном осмыслении этого явления. Следует отметить, что представители различных направлений социально-гуманитарного знания еще до недавнего времени не имели целостного представления об экстремизме. Специалисты в области криминологии, правоведения, социологии, политологии и других направлений до сих пор предпринимают попытки сформулировать наиболее точное его определение как многомерного социального, культурно-исторического явления и выявить его сущность, причины и предпосылки.
Актуальность сформулированной задачи подтверждают и данные статистики (рис. 1). Анализ динамики численности преступлений экстремистской направленности в РФ за 2003-2016 годы свидетельствует о росте числа преступлений экстремистской направленности.
Таким образом, для эффективного осуществления системы мероприятий по противодействию экстремизму, определенных в Федеральном законе «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ1, необходим обоснованный, разносторонний, комплексный подход, учитывающий сложность и многомерность этого явления. В частности, «для принятия профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности, а также выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц», целесообразно использовать многомерный подход к его изучению.
Рисунок 1 - Динамика численности преступлений экстремистской направленности в РФ за 2003- 2011 гг.2
Figure 1 - Dynamics of the number of extremist crimes in the Russian Federation for 2003-2011
1 «О противодействии экстремистской деятельности». Федеральный закон от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ -URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37867 (дата обращения: 18.10.2016) доставлено по данным ГИАЦ МВД России.
Рассматривая экстремизм как культурно-исторический феномен считаем целесообразным рассмотреть доминирующие представления в подходах к определению особенностей экстремизма и его форм.
В широком смысле слова экстремизм - это приверженность в политике и идеях к крайним взглядам и действиям1.
Этимология понятия «экстремизм» свидетельствует о том, что термин образован от латинского слова - Extremus - крайний. Оформление смыслового значения понятия происходит в ХХ веке. В современном немецком языке под экстремизмом понимается предельно жесткая радикальная позиция. В английском языке экстремизм - это пропаганда крайних политических мер2. В российской социологической энциклопедии «экстремизм социальный - приверженность к крайним взглядам и мерам, проявляющаяся в соответствующем социальном поведении»3.
Ахромеева Ю.В. в своем диссертационном исследовании использует понятие экстремизма как «специфическую линию в политике, означающую приверженность политических течений, находящихся на крайне левых или крайне правых политических позициях, радикальным взглядам и таким же крайним методам их реализации, отрицающим компромиссы, договоренности с политическими противниками и стремящимся добиться поставленных целей любыми средствами»4.
Анализ публикаций по исследованию проблем экстремизма показывает, что понятие экстремизма является наиболее общим по отношению к таким понятиям, как «агрессия», «терроризм», «преступность» и т.п. Таким образом, в социально-гуманитарном знании экстремизм - это процесс, заключающийся в борьбе за власть субъектов социальных отношений в политической, национальной, экономической, и иных сферах общественной жизни, использующих для достижения целей радикальные (агрессивные) способы и формы деятельности.
В политологическом словаре выделено несколько форм экстремизма: политический, националистический, религиозный, экологический5.
Анализ современных публикаций показывает, что сегодня вводятся в научный оборот для анализа и такие формы экстремизма, как молодежный, этноконфессиональный (этнорелигиозный, национально-религиозный), религиозно-политический, информационный экстремизм. Это свидетельствует об усложнении проявлений экстремизма в современном, динамичном изменчивом и гетерогенном обществе, с одной стороны, и более глубоком научном анализе данного социального и культурно-исторического явления - с другой.
Рассмотрим основные подходы к выделяемым формам экстремизма.
Политический экстремизм - сложное и многоаспектное явление, имеющее множество политических, экономических, социальных, психолого-педагогических, идеологических и иных причин, которые действуют в комплексе и в совокупности обусловливают его содержание, масштабы, динамику и перспективы распространения6.
1 Политология: Энциклопедический словарь / Общ. ред. и сост.: Ю. И. Аверьянов. - М.: Изд-во Моск. коммерч. ун-та. 1993. - С. 401.
2 Басалай А. Опасность: национальный экстремизм // Диалог. - 1999. - № 10. - С. 43
3 Социологическая энциклопедия: В 2 т. Т. 2 / Национальный общественно-научный фонд /Руководитель научного проекта Г. Ю. Семигин; - М.: Мысль, 2003. - С. 799.
4 Ахромеева Ю.В. Социокультурные основы религиозного экстремизма: дис. ... канд. филос. наук. - Воронеж, 2009. - 178 с.
5 Политология: Энциклопедический словарь / Общ. Ред. И сост.: Ю. И. Аверьянов. - М.: Изд-во Моск. коммерч. ун-та. -1993. - С. 401.
6 Макаров Н. Е. Политический экстремизм как радикальная модель политического процесса и организация
Исследователи, занимавшиеся проблемой политического экстремизма, отмечают большие трудности, связанные с выработкой его адекватного теоретического определения. Это связано, во-первых, со сложностью феномена политического экстремизма, его исторической изменчивостью и поливариативностью; во-вторых, с многоаспектной идеологической составляющей; в-третьих,
с присутствием нравственного критерия, предоставляющего возможность исследователям для собственного этического истолкования фактов политической жизни1.
Первым из известных случаев употребления термина «религиозный экстремизм» является публикация от 16 мая 1883 г. в газете «Сент-Пол Дайли Глоуб» (штат Миннесота) «Пивовары Огайо», в которой описывалось собрание пивоваров, протестующих против позиции некоторых представителей местного духовенства, обвинивших производителей алкоголя в аморальности и отступлении от истин христианства2.
В условиях советской действительности проводились исследования по проблемам религиозного экстремизма. Так, в работе В.Н. Арестова предложено определение религиозного экстремизма как «деятельности религиозно-профитирующих и фанатичных элементов по внесению в сознание верующих буржуазно-клерикальных идей, возникшей на почве кризисного состояния религии в СССР, проявляющейся в антиобщественных взглядах и поступках, инспирированной империалистической пропагандой, объективно служащей интересам мирового империализма в его противоборстве с социализмом» 3.
Демиров К.К. предлагает следующую интерпретацию понятия «религиозный экстремизм»: это деятельность политических партий, общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц, в основе которой лежит религиозная концепция4.
В целом, Д. С. Рязанов, проанализировав исследования последних лет, приходит к выводу о наличии нескольких теоретических подходов к религиозному экстремизму.
Основными характеристиками религиозного экстремизма являются:
- применение насилия;
- осуществление противоправной деятельности, направленной на слом существующего политического режима;
- пропаганда нетерпимости и практика реализации подобных убеждений в политическую жизнь;
- сущностный антидемократизм, антиплюрализм, отрицание прав и свобод человека5.
Таким образом религиозный экстремизм демонстрирует приверженность к крайним
религиозным взглядам и методам действий по достижению своих религиозных целей или распространению своего вероучения и влияния. Характерная черта религиозного экстремизма -пропаганда своей исключительности и превосходство над окружающими, ксенофобия6.
государственного противодействия экстремизму. Автореф. дис.. канд. полит. наук / Чита, 2006. - С. 3.
1 Макаров Н. Е. Политический экстремизм как радикальная модель политического процесса и организация государственного противодействия экстремизму. Автореф. Дис... канд. полит. наук / Чита, 2006. - С.7-8.
2 Ohio brewers // The St. Paul Daily globe. (Minn.) - 1883. - May 16. - С. 2.
3 Арестов В.Н. Религиозный экстремизм: содержание, причины и формы проявления, пути преодоления: дис. ... канд. филос. наук/В.Н. Арестов. - Киев,1984. - 188 с.
4 Демиров К.К. Криминологическая характеристика религиозного экстремизма: по материалам Республики Дагестан:. дис. ... канд. юрид. наук/ К.К. Демиров. - Махачкала, 2005. - 162 с.
5 Рязанов Д. С. Религиозный экстремизм, религиозно-политический экстремизм и религиозный фундаментализм: общее, особенное, единичное // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. 2014. - Т. 7. - С. 178.
6 Социологическая энциклопедия: В 2 т. Т. 2 / Национальный общественно-научный фонд /Руководитель научного проекта Г. Ю. Семигин; - М.: Мысль, 2003. - С. 798.
Наряду с понятием «религиозный экстремизм» употребляется и понятие «религиозно-политический экстремизм». Исследователи утверждают, что этот термин впервые употреблен Н. П. Андриановым в 1981 г.1. Уточнение понятия присутствует в работах А. А. Нуруллаева, который утверждает, что преследование политических целей позволяет отличить религиозно-политический экстремизм от религиозного экстремизма, который главным образом проявляется в сфере религии и не ставит перед собой таких целей2.
Рязанов Д.С.дополняет признаки религиозно-политического экстремизма характеристиками, предложенными израильским исследователем Ч. С. Либманом. В частности, отличительными особенностями религиозного экстремизма признаются: во-первых, стремление расширить сферы применения религиозного права; во-вторых, социальная обособленность от иных групп, которые не приемлют экстремистские нормы; в-третьих, отрицание культурных форм и ценностей, которые не воспринимаются как коренные для религиозной традиции3.
Таким образом, религиозно-политический экстремизм характеризует религиозно мотивированную и религиозно камуфлированную деятельность, направленную на насильственное изменение государственного строя или насильственный захват власти, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства, на создание незаконных вооруженных формирований, возбуждение религиозной или национальной вражды и ненависти4.
Далее, Сафонов М. А. вводит понятие этноконфессионального экстремизма, который рассматривает в двух качествах или разновидностях: как идеологию и социально-политическую практику. Оба подхода говорят о крайних, нетолерантных проявлениях политического мировоззрения и политического действия, носящих неправовой, деструктивный характер 5.
В работах Улезко Э. В. использует понятие этнорелигиозного экстремизма, рассматривая его составной частью экстремизма как политического феномена6.
В исследованиях Диля В. А. можно выделить две новые формы экстремизма: молодежный и информационный7.
Однако, Диль В. А. считает, что основными причинами молодежного экстремизма выступают:
1) кризис социально-политической и экономической системы;
2) пропаганда антиценностей массовой культурой;
3) деформация системы индивидуальных ценностей;
4) почти полный разрыв со старшим поколением и его ценностями8.
Олифиренко Е.П. использует понятие «молодежный экстремизм» как обобщенную характеристику антисистемной противоправной деятельности индивидов и их объединений, нацеленной на уничтожение демократической политической системы, насильственное
1Андрианов Н. П. Советский образ жизни и атеистическое воспитание - М. : Политиздат, 1981. - С. 6
2 Нуруллаев А. А. Религиозно-политический экстремизм // Вестник Росийского ун-та дружбы народов. Сер. Политология. - 2003. - № 4. - С. 84.
3Liebman Ch. S. Extremism as a religious norm // Journal of the scientific study of religion. 1983. - №22(1). - Р. 75-86.
4 Ширяков Д. В. Религиозно-политический экстремизм: слияние и взаимопроникновение религиозных доктрин и политического экстремизма // Молодой ученый. — 2014. — №13. — С. 219-222.
5 Сафонов М.А. Политико-правовые основы противодействия этноконфессиональному экстремизму на Северном Кавказе: дис. ... канд. полит. наук/ М.А. Сафонов. - М., 2009. - 227 с.
6 Улезко Э.В. Противодействие экстремизму в этнорелигиозной сфере: проблемы и перспективы эволюции государственной политики: дис. ... канд. полит. наук. - Ростов н/Д, 2009. - 163 с.
7 Диль В.А. Тенденции развития современного экстремизма: молодежный и информационный экстремизм // Известия Томского политехнического университета. 2009. - Т. 314. - № 6. - С. 170
8 Там же.-С. 168.
принуждение всего общества к диктатуре на идеократической основе1. Основными атрибутивными признаками молодежного экстремизма являются стремление создать новый политический порядок в противовес существующему; радикализм политических ориентаций и установок активности; крайние формы фанатизма или нигилизма. Среди особенностей молодежного экстремизма: спонтанность, подверженность провоцирующему влиянию внешних сил, групповые формы проявлений. Он существует преимущественно в форме настроений, представляя собой систему взглядов и эмоциональных состояний.2
Информационный экстремизм является инновационной формой, получившей свое распространение в XXI веке. Под информационным экстремизмом понимают «во-первых, деятельность, связанную с созданием, хранением и (или) распространением информации, содержащей предусмотренные законом признаки экстремистской деятельности; во-вторых, использование информации ... в целях воздействий на принятие решений органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, сопряженных с различными формами психического или опосредованного физического насилия (кибертерроризм); в-третьих, использование информации, оказывающей деструктивное воздействие на психику людей, не осознаваемое ими»3.
Таким собразом, существующие подходы в социально-гуманитарном знании показывают, что экстремизм - это сложное, многомерное социальное культурно-историческое явление, требующее комплексного системного подхода.
Для экстремизма в целом характерна не только абсолютная нетерпимость к плюрализму мнений, культур, но и желание с ними активно бороться в целях уничтожения.
Суть экстремизма близка к таким явлениям, как радикализм, терроризм, фанатизм, фундаментализм. Отсутствует ориентация на диалог и сотрудничество, присутствуют только конфронтация и конфликт.
Основными формами экстремизма в современных условиях выступают: политический, националистический, религиозный, религиозно-политический, этноконфессиональный (этнорелигиозный, национально-религиозный), экологический, молодежный, информационный экстремизм.
Интегрирующими параметрами экстремизма, способствующими объединению его сторонников в группы экстремистской направленности, являются отсутствие «социальных лифтов», несформировавшиеся мотивации позитивных установок, кризис групповой идентичности и дезориентация.
Анализ публикаций по проблемам политического экстремизма показывает, что специальные работы достаточно немногочисленны. Можно констатировать, что экстремизм как культурно-исторической феномен требует дальнейшего комплексного научного осмысления.
Библиография/References:
1. Андрианов Н. П. Советский образ жизни и атеистическое воспитание. - М. : Политиздат, 1981. - 64 с.
2. Арестов В.Н. Религиозный экстремизм: содержание, причины и формы проявления, пути преодоления: дис. ... канд. филос. наук. - Киев,1984. - 188 с.
1 Олифиренко Е.П. Молодежный религиозный экстремизм в современной России и пути его преодоления (на материалах Северо-Кавказкого Федерального округа): автореф. дис. ... канд. полит. наук.- Краснодар, 2012. - 28 с.
2 Там же.
3 Жукова О. С., Иванченко Р. Б., Трухачев В.В. Информационный экстремизм как угроза безопасности Российской Федерации // Вестник ВИ МВД России. 2007. - №1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnyy-
ekstremizm-kak-ugroza-bezopasnosti-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 28.10.2016).
3. Ахромеева Ю.В. Социокультурные основы религиозного экстремизма: дис. ... канд. филос. наук. - Воронеж, 2009. - 178 с.
4. Басалай А. Опасность: национальный экстремизм // Диалог. - 1999. - № 10. - С. 43
5. Демиров К.К. Криминологическая характеристика религиозного экстремизма: по материалам Республики Дагестан: дис. ... канд. юрид. наук. - Махачкала, 2005. - 162 с.
6. Диль В.А. Тенденции развития современного экстремизма: молодежный и информационный экстремизм // Известия Томского политехнического университета. - 2009. - Т. 314. - № 6. - С. 170
7. Жукова О.С., Иванченко Р.Б., Трухачев В.В. Информационный экстремизм как угроза безопасности Российской Федерации // Вестник ВИ МВД России. - 2007. - №1. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnyy-ekstremizm-kak-ugroza-bezopasnosti-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 28.10.2016).
8. Макаров Н. Е. Политический экстремизм как радикальная модель политического процесса и организация государственного противодействия экстремизму: Автореф. дис. . канд. полит. наук. -Чита, 2006.
9. Нуруллаев А. А. Религиозно-политический экстремизм // Вестн. Рос. ун-та дружбы народов. Сер. Политология. - 2003. - № 4. - С. 83 -92.
10. Олифиренко Е.П. Молодежный религиозный экстремизм в современной России и пути его преодоления (на материалах Северо-Кавказкого Федерального округа): автореф. дис. . канд. полит. наук. - Краснодар, 2012. - 28 с.
11. Политология: Энциклопедический словарь / Общ. Ред. И сост.: Ю. И. Аверьянов. - М.: Изд-во Моск. Коммерч. Ун-та. 1993. - 431 с.
12. Рязанов Д. С. Религиозный экстремизм, религиозно-политический экстремизм и религиозный фундаментализм: общее, особенное, единичное // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. - 2014. - Т. 7. - С. 177-184.
13. Сафонов М.А. Политико-правовые основы противодействия этноконфессиональному экстремизму на Северном Кавказе: дис. ... канд. полит. наук/ М.А. Сафонов. - М., 2009. - 227 с.
14. Социологическая энциклопедия: В 2 т. Т. 2 / Национальный общественно-научный фонд /Руководитель научного проекта Г. Ю. Семигин; - М.: Мысль, 2003. - 863 с.
15. Улезко Э.В. Противодействие экстремизму в этнорелигиозной сфере: проблемы и перспективы эволюции государственной политики: дис. . канд. полит. наук. - Ростов н/Д, 2009. -163 с.
16. Ширяков Д. В. Религиозно-политический экстремизм: слияние и взаимопроникновение религиозных доктрин и политического экстремизма // Молодой ученый. - 2014. - №13. - С. 219-222.
17. Liebman Ch. S. Extremism as a religious norm // Journal of the scientific study of religion. 1983. -№ 22(1). - Р. 75-86.
18. Ohio brewers // The St. Paul Daily globe. (Minn.) - 1883. - May 16. - P. 2.
1. Andrianov, N. P. (1981) Sovetskii obraz zhizni i ateisticheskoe vospitanie [The Soviet way of life and atheistic education]. - M. : Politizdat. - 64 p. (In Russ.)
2. Arestov, V.N. (1984) Religioznyi ekstremizm: soderzhanie, prichiny i formy proiavleniia, puti preodoleniia [Religious extremism: the content, causes and forms of expression and ways to overcome]: dis. ... kand. filos. nauk. - Kiev. - 188 p. (In Russ.)
3. Akhromeeva, lu.V. (2009) Sotsiokul'turnye osnovy religioznogo ekstremizma [Social and cultural foundations of religious extremism]: dis. ... kand. filos. nauk. - Voronezh. - 178 p. (In Russ.)
4. Basalai, A. (1999) Opasnost': natsional'nyi ekstremizm[Danger: national extremism] // Dialog [Dialogue]. - № 10. - P. 43 (in Russ.)
5. Demirov, K.K. (2005) Kriminologicheskaia kharakteristika religioznogo ekstremizma: po
materialam Respubliki Dagestan [Criminological characteristic of religious extremism: on Republic Dagestan materials]: dis. ... kand. iurid. nauk. - Makhachkala. - 162 p. (In Russ.)
6. Dil', V.A. T(2009) endentsii razvitiia sovremennogo ekstremizma: molodezhnyi i informatsionnyi ekstremizm [Trends in the development of modern extremism: Youth and extremism Information] // Izvestiia Tomskogo politekhnicheskogo universiteta [Bulletin of the Tomsk Polytechnic University]. - T. 314. - № 6. - P. 170 (In Russ.)
7. Zhukova, O.S., Ivanchenko, R.B., Trukhachev, V.V. (2007) Informatsionnyi ekstremizm kak ugroza bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii [Information extremism as a threat to the security of the Russian Federation] // Vestnik VI MVD Rossii. - №1. - URL: http ://cyberleninka. ru/article/n/i nform atsion nyy-ekstremizm-kak-ugroza-bezopasnosti-rossiyskoy-federatsii (data obrashcheniia: 28.10.2016). (In Russ.)
8. Makarov, N. E. (2006) Politicheskii ekstremizm kak radikal'naia model' politicheskogo protsessa i organizatsiia gosudarstvennogo protivodeistviia ekstremizmu [Political extremism as a radical model of the political process and the organization of the state to counter extremism]: Avtoref. dis. ... kand. polit. nauk.
- Chita. (In Russ.)
9. Nurullaev, A. A. (2003) Religiozno-politicheskii ekstremizm [Religious and political extremism] // Vestn. Ros. un-ta druzhby narodov. Ser. Politologiia. - № 4. - P. 83 -92. (In Russ.)
10. Olifirenko, E.P. (2012) Molodezhnyi religioznyi ekstremizm v sovremennoi Rossii i puti ego preodoleniia (na materialakh Severo-Kavkazkogo Federal'nogo okruga) [Youth religious extremism in modern Russia and ways to overcome it (on materials of the North Greater Caucasus Federal District)]: avtoref. dis. ... kand. polit. nauk. - Krasnodar. - 28 p. (In Russ.)
11. Politologiia: Entsiklopedicheskii slovar' [Politics: Collegiate Dictionary] / Obshch. Red. I sost.: Iu. I. Aver'ianov. - M.: Izd-vo Mosk. Kommerch. Un-ta. 1993. - 431 p. (In Russ.)
12. Riazanov, D. S. (2014) Religioznyi ekstremizm, religiozno-politicheskii ekstremizm i religioznyi fundamentalizm: obshchee, osobennoe, edinichnoe [Religious extremism, religious and political extremism and religious fundamentalism: general, special, single] // Izvestiia Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia: Politologiia. Religiovedenie [Bulletin of Irkutsk State University. Series: Political science. Religious Studies]. - T. 7. - P. 177-184. (In Russ.)
13. Safonov, M.A. (2009) Politiko-pravovye osnovy protivodeistviia etnokonfessional'nomu ekstremizmu na Severnom Kavkaze [Political and legal framework for combating ethnoreligious extremism in the North Caucasus]: dis. ... kand. polit. nauk/ M.A. Safonov. - M. - 227 p. (In Russ.)
14. Sotsiologicheskaia entsiklopediia [Sociological Encyclopedia]: V 2 t. T. 2 / Natsional'nyi obshchestvenno-nauchnyi fond / Rukovoditel' nauchnogo proekta G. Iu. Semigin; - M.: Mysl', 2003. - 863 p. (In Russ.)
15. Ulezko, E.V. (2009) Protivodeistvie ekstremizmu v etnoreligioznoi sfere: problemy i perspektivy evoliutsii gosudarstvennoi politiki [Countering Extremism in ethno-religious sphere: problems and perspectives of the evolution of public policy]: dis. ... kand. polit. nauk. - Rostov n/D. - 163 p. (In Russ.)
16. Shiriakov, D.V. (2014) Religiozno-politicheskii ekstremizm: sliianie i vzaimoproniknovenie religioznykh doktrin i politicheskogo ekstremizma [Religious and political extremism: fusion and interpenetration of religious doctrines and political extremism] // Molodoi uchenyi [Young scientist]. - №13.
- P. 219-222. (In Russ.)