- упущения в организации профилактической деятельности подразделений органов внутренних дел на транспорте.
В целях совершенствования оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел на транспорте по предупреждению преступных посягательств на грузы, по мнению автора, целесообразно принять следующие меры.
1. В образовательных учреждениях системы МВД России, занимающихся подготовкой сотрудников по специализации «оперативно-розыскная деятельность», ввести специальный курс по изучению основ деятельности транспортной милиции.
2. В органах внутренних дел на транспорте создать специализированные подразделения, которые бы занимались профилактикой хищений грузов с подвижного состава.
3. В системе деятельности сотрудников БППГ целесообразно выделить в качестве оцениваемого направления оперативно-розыскное предупреждение.
Изучение причин хищений грузов и условий, способствующих их совершению, является необходимым компонентом их общесоциального и специально-криминологического предупреждения. Предупреждение таких преступлений является наиболее важной и перспективной задачей, стоящей перед оперативными подразделениями органов внутренних дел на транспорте.
1 См.: Нурадинов Ш. М. Организованная преступность в транспортной сфере: теоретико-методологическое исследование социальных механизмов и ее функционирования и воспроизводства: Дис. ... докт. юрид. наук. СПб., 2001. С. 8.
2 См.: Степаненко Ю.В. Органы внутренних дел на транспорте: вопросы теории и практики: Монография. М., 2004. С.
38-39.
3 См.: Иванов И.И. Криминалистическая превенция :Дис. ... докт. юрид. наук. СПб., 2004. С. 148.
4 См.: Криминология. Особенная часть: Учебное пособие / Под общ. ред. В.Я. Рыбальской. Иркутск, 2001. С. 208.
5 См.: Шаробаров Д.В. Новые формы и способы совершения преступлений требуют новых подходов к их раскрытию / / Правопорядок на транспорте. 2006. № 4.
С.С. Рыжаков*
Причины и условия преступности несовершеннолетних как объект профилактического воздействия
В данной статье рассмотрены причины и условия возникновения и развития преступности среди несовершеннолетних, которые влияют на социально-негативные процессы, детерминирующие преступность и преступление в целом. Рассмотрен ряд вопросов индивидуальной профилактической работы по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении.
In given article the reasons and conditions of occurrence and development of criminality among minors that influence the socially-negative processes determining criminality and a crime as a whole are considered. Some questions of individual preventive work on duly revealing minors and the families which are being socially dangerous position are considered.
Основной причиной более интенсивного возникновения и развития психогенно обусловленных аномалий у несовершеннолетних правонарушителей являются неблагополучные условия их семейного воспитания, выражающиеся в т.ч. и в наличии различных нервно-психических заболеваний у родителей, в их алкоголизме и пьянстве, противоправном и аморальном образе жизни, жестокости в семьях.
Н.И. Пишикина определяет систему предупреждения правонарушений несовершеннолетних как совокупность направлений профилактической деятельности различных субъектов, которые в своем единстве охватывают всю сферу социально-психологического воздействия на несовершеннолетнего1.
* Заместитель начальника кафедры уголовного процесса и криминалистики Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России, кандидат юридических наук.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России М 3 (39) 2008
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (39) 2008
Понятие «системный подход» в деле профилактики преступлений, совершаемых несовершеннолетними, означает деятельность плановую, с нормативным, организационным и материальным обеспечением, во взаимодействии субъектов различной направленности, с распределением сфер воздействия, объема воздействия по уровням компетенции субъектов, по возрастным и этнокультурным категориям подростково-молодежной среды.
В качестве социально отягощенных дефектов психофизического развития и состояния, имеющих более высокую степень распространенности среди несовершеннолетних преступников по сравнению с подростками, правонарушений не совершавшими, исследователями зафиксированы:
- различные нарушения психофизического развития, происшедшие в период внутриутробного развития, родов, в младенческом и раннем детском возрастах (в т.ч. от черепно-мозговых травм, общесоматических и инфекционных заболеваний);
- ярко выраженные, начиная с детского возраста, невропатологические черты и патохарактерологические реакции (чрезмерная крикливость и плаксивость, повышенная обидчивость, легкая ранимость, капризность, аффективность, раздражительность, постоянное беспокойство, крайние формы двигательной активности и т.д.);
- заболевание алкоголизмом;
- явление физического инфантилизма (вялость, быстрая утомляемость, пониженная работоспособность и т.д.) либо выраженное отставание в физическом развитии, включая дефекты внешнего вида;
- пониженный уровень интеллектуального развития, создающий трудности в общении со сверстниками, воспитателями, в учебе и труде, затрудняющий приобретение необходимой информации и социального опыта.
В абсолютном большинстве несовершеннолетние преступники - это лица, обладающие привычками, склонностями, устойчивыми стереотипами антиобщественного поведения. Случайно совершают преступления из них единицы. Для остальных характерны:
- постоянная демонстрация пренебрежения к нормам общепринятого поведения (сквернословие, появление в нетрезвом виде, приставание к гражданам, норма общественного имущества и т.д.);
- следование отрицательным питейным обычаям и традициям, пристрастие к спиртным напиткам, к наркотикам, участие в азартных играх;
- бродяжничество, систематические побеги из дома, из учебно-воспитательных и иных учреждений;
- ранние половые связи, половая распущенность;
- систематическое проявление агрессивности, в т.ч. и в бесконфликтных ситуациях, постоянные ссоры в семье, терроризирование родителей и других членов семьи;
- культивирование вражды к иным группам несовершеннолетних, отличающихся успехами в учебе, дисциплинированным поведением;
- привычка к присвоению всего того, что плохо лежит, что можно безнаказанно отнять у слабого2.
Семья, находящаяся в социально опасном положении, - это семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.
Индивидуальная профилактическая работа представляет собой деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - это система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, мер, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
Наиболее активный период социализации подрастающего поколения протекает ныне в сложных условиях экономической и политической нестабильности, беспрецедентной ломки традиционных ценностей. Многие семьи постоянно находятся в состоянии дефицита средств и времени на нужды воспитания и развития детей. Растет безнадзорность детей, их формирование и социализация все чаще происходят вне семьи и дома, в условиях социальной стихии, в неформальных группах сверстников.
Значительная часть подростков идет «на улицу» в поисках заработка. Во многих случаях это негативно сказывается на их общем развитии и успехах в учении. Часть из них сами бросают школу недоучившись, а часть исключается из школы за неуспеваемость по достижении 14 лет. Это ведет к образованию довольно большой группы риска - несовершеннолетних подростков, которые нигде не учатся и официально не работают, будучи в основном предоставлены сами себе3.
Условия и причины преступности и преступлений несовершеннолетних - это социально негативные процессы, детерминирующие преступность и преступление в целом. Применительно к несовершеннолетним процессы и явления социальной действительности, создающие негативные условия для их жизни и воспитания и тем самым способствующие совершению ими преступлений, исследованы криминологами достаточно полно.
К их числу в разные годы были отнесены, например:
- значительная социальная дифференциация несовершеннолетнего населения по уровню материальной обеспеченности, социальному статусу;
- нарушение принципов оплаты труда, потребление денежных и иных материальных благ (жизнь не посредствам в родительской семье, низкая или уравнительная оплата труда воспитателей и педагогов и др.);
- различие в характере и содержании обучения, воспитания и труда отдельных групп детей и подростков, определяющие как реальные различия их сегодняшних позиций в жизни общества, так и различия этих позиций на ближайшую перспективу;
- процессы разрушения родительской семьи;
- противоречие между духовными и особенно материальными потребностями детей и подростков, их родителей и реальными возможностями их удовлетворения;
- низкий уровень правовой культуры;
- недостаточное ресурсное и кадровое оснащение сферы жизнедеятельности общества, специализированной для проведения целенаправленной работы по исправлению и перевоспитанию детей и подростков4 .
В качестве издержек воспитания в причинном комплексе, детерминирующем преступное поведение несовершеннолетних, исследователи наиболее часто выделяют:
- криминогенное влияние трудностей и недостатков в деятельности социальных институтов, непосредственно ответственных за обучение, воспитание несовершеннолетних, их исправление и перевоспитание (постоянное использование антипедагогических форм и методов воспитательного воздействия; проведение воспитательной и профилактической работы без должностного учета возрастных, психологических, нравственных и иных личностных особенностей несовершеннолетних);
- криминогенное воздействие негативных условий микросреды (продолжительное и целеустремленное отрицательное воздействие на детей и подростков со стороны деморализированных лиц, включая прямое вовлечение их в преступную деятельность и иное антиобщественное поведение);
- обстановка жизни и воспитания, характеризующаяся проявлением злобности, жестокости, различных видов конфликтно-агрессивных форм поведения окружающих;
- стойкие социально обусловленные негативные деформации личности несовершеннолетних (дефекты психофизического и интеллектуального развития и состояния, черты характера негативного свойства).
Все они сохраняют свою криминальную значимость и в настоящее время. Однако общее ухудшение экономического положения стороны привело к тому, что в последние годы в причиненном комплексе, обусловливающем противоправное поведение подростков, произошли значительные изменения.
Негативные процессы социального и экономического характера, сопровождающие преобразования, проводимые в стране, прежде всего существенно ослабили родительскую семью как социальный институт, ранее наиболее последовательно и надежно защищавший жизнь и здоровье детей и подростков, обеспечивавший их интеллектуальное и нравственное развитие.
Э.Л. Раднаева во второй главе своей диссертации «Особенности правосознания несовершеннолетних правонарушителей» пишет о демографических и социально-культурных особенностях рассматриваемого контингента как части комплексного подхода при изучении правосознания несовершеннолетних правонарушителей и источников их криминогенной деформации:
- нарастание криминальной активности детей в возрасте до 14 лет;
- существование криминогенных влияний, связанных с миграционными процессами;
- раннее оставление школы, катастрофическое падение образовательного и культурного уровня несовершеннолетних правонарушителей;
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (39) 2008
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (39) 2008
- социальная незанятость значительной части правонарушителей;
- низкий уровень образования и производственной, служебной квалификации основной массы родителей правонарушителей;
- вынужденная безработица родителей и, как следствие, отсутствие средств к существованию, нищета;
- совершение большей частью правонарушителей в основном корыстных преступлений, особенно в сельской местности;
- ослабление воспитательной функции матери, оказывающее воздействие в отношении полноценного процесса воспитания детей5.
В последнее время динамика числа семей и семейная структура населения определяются снижением рождаемости и уменьшением числа детей в семьях, ростом числа разводов, увеличением доли внебрачных рождений. В неполных семьях воспитывается каждый седьмой российский ребенок, не достигший 18 лет. С педагогической и психологической точки зрения показателем неблагополучия является не столько доля детей, живущих в неполных семьях в данный момент, сколько число травм, пережитых ими до достижения 18 лет из-за потери одного из родителей.
Безусловно, права профессор А.И. Долгова, отмечающая, что преступное поведение в большей мере зависит от нравственных и правовых взглядов, установок и поведения членов семьи.
Наиболее важным в плане семейного воспитания и социализации являются отношения между родителями и детьми. Суть заключается в той атмосфере, которая окружает детей, в характере их общения с родителями. Негативные качества личности возникают при дефиците родительской любви, когда дети обделены и не получают необходимого заряда положительных эмоций, лишены родительской привязанности. Неудовлетворенность отношениями в семье с родителями компенсируется отношениями в неформальной группе сверстников, которая постепенно становится референтной для подростка. Последний активно усваивает нормы и ценности, зачастую асоциального свойства.
В структуре общения детей и родителей недостаточно внимания уделяется вопросам права и ответственности перед законом. Основным источником подобной информации остается школа. Между тем возрастная статистика правонарушений несовершеннолетних свидетельствует, что такую разъяснительную работу с детьми следует проводить в более раннем возрасте.
В ряду других причин, вызывающих ослабление или даже разрыв семейных связей между детьми и родителями, можно назвать:
- сверхзанятость родителей;
- конфликтную ситуацию в семье;
- пьянство родителей;
- случаи жестокого обращения с детьми (физическое, психическое, сексуальное насилие);
- отсутствие в семье благоприятной эмоциональной атмосферы;
- типичные ошибки родителей в воспитании детей;
- особенности подросткового возраста и др.6
Применительно к реалиям российской действительности мы предлагаем социальнопсихологические детерминанты, влияющее на криминализацию несовершеннолетних:
- массовое семейное неблагополучие;
- негативное влияние ближайшего бытового окружения вне семьи (неформальных групп и связей), включая вовлечение в преступную деятельность со стороны взрослых преступников и несовершеннолетних, имеющих преступный опыт;
- кризис системы школьного и профессионального образования;
- отсутствие надлежащего правового воспитания;
- длительная трудовая незанятость подростков как следствие тотальной безработицы;
- неорганизованность досуга несовершеннолетних и, в первую очередь, по месту жительства;
- ослабление социального контроля со стороны государственных и общественных организаций, правоохранительных органов, включая различные недостатки и упущения в их деятельности;
- неуклонный рост таких социально-негативных явлений среди подростков и их родителей или лиц, их заменяющих, как пьянство, наркомания, токсикомания, социальный паразитизм, половая деморализация;
- социальные процессы, связанные с экономическими, национальными и этническими проблемами, влекущие резкий рост стрессовых и конфликтных ситуаций - как макро-, так и, что особенно тревожно, микроконфликтных.
Последствиями и проявлениями социальной дезадаптации детей и подростков в настоящее время являются ранняя алкоголизация, детская наркомания и токсикомания, побеги из дома и
бродяжничество, беспризорность, суицид, проституция, различного рода правонарушения и другие формы социально неодобряемого, девиантного поведения.
Одним из главных регуляторов поведения подростка зачастую становится группа сверстников. Именно под ее воздействием совершается более половины правонарушений и преступлений. Компания с антиобщественной направленностью играет очень важную роль в десоциализации своих членов. С одной стороны, она дает возможность самоутвердиться, реализует такие социально и психологически значимые для старших подростков потребности, как самостоятельная активность, включение в общее дело и иерархию, наличие риска и власти. Но с другой стороны, приобщает их к уголовной субкультуре.
Сейчас для наших детей нужно сделать все, чтобы наркомания среди несовершеннолетних не была основой их жизни и они не встали на преступный путь развития, а стали законопослушными гражданами нашего общества.
Развитие человеческого общества немыслимо без девиаций. Однако, если одни из них -позитивные - служат средством развития общества, то негативные девиации, являясь, по сути, социальной патологией, разрушают общественную систему. По нынешнему уровню молодежной и подростковой девиации можно судить о состоянии общества в будущем. Серьезное беспокойство вызывает рост алкоголизма, наркомании и токсикомании среди подростков. Выявление динамики потребления алкоголя, наркотических и токсических веществ в действительности оказывается весьма сложным.
По данным исследований Г.Л. Касторского, среди несовершеннолетних преступников каждый третий воспитывался в обстановке семейного неблагополучия, обусловленного дефектами нравственной позиции родителей, их образом жизни7.
Семейное неблагополучие как одна из причин криминализации несовершеннолетних представляет собой функционирующий в сфере семейных отношений комплекс негативных факторов, оказывающих десоциализирующее воздействие на личность несовершеннолетнего в процессе ее формирования и способных в сочетании с конкретной жизненной ситуацией детерминировать у нее преступное поведение.
И.Г. Скурту в рамках своего диссертационного исследования делает вывод о том, что родители с низким уровнем образованности чаще прибегают к деструктивным решениям конфликта с ребенком (наказаниям, физическому насилию), с повышением ее уровня увеличивается и количество конструктивных решений конфликтов (серьезный разговор)8.
По мнению авторов, серьезной ошибкой родителей в отношении детей, нередко имеющей криминогенные последствия, является недостаточное уважение личности подростка, лежащее в основе педагогической позиции. По данным нашего исследования, весьма высок процент судимых (65,2%) и законопослушных (16,6%) подростков, считающих, что родители не уважают их интересы и безразличны к их мнению. Следует заметить, что такое отношение взрослых к детям, как правило, вызывает возмущение последних, их непослушание, замкнутость, грубость, неприязненное отношение и неуважение к старшим.
Становлению несовершеннолетних на путь преступлений способствует ряд общесоциальных факторов:
- снижение эффективности воздействия институтов социализации (семьи, школы, трудовых коллективов и т.д.);
- неблагополучие в семье, где они получают предкриминальный опыт;
- несовершенство образовательной системы (стало правилом избавление школ от неблагополучных детей);
- сокращение рабочих мест для молодежи, которая не может найти работу;
- падение жизненного уровня и ухудшение условий содержания детей;
- сокращение социальной инфраструктуры детства и резкое снижение уровня социальных гарантий для детей в жизненно важных сферах духовного и физического развития;
- резкое изменение ценностных ориентаций общества и снятие многих моральных запретов;
- усиление влияния асоциальных криминальных групп в микросреде.
Резко сократилось посещение детьми внешкольных учреждений. Это связано с тем, что старая структура этих учреждений была подорвана или разрушена, т.к. многие из них не смогли выжить в настоящих условиях, а новая еще не создана. Услуги же многих из них, работающих с детьми, также стали платными. Кроме того, платные школы оттянули из обычной школы наиболее квалифицированные кадры учителей и педагогов за счет более высокой оплаты их труда, что привело к снижению качества обучения в массовой школе.
Сокращается численность детей, имеющих возможность отдохнуть в оздоровительных лагерях. Явным проявлением кризиса стала растущая маргинализация общества, т.е. усиление таких
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (39) 2008
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (39) 2008
его характеристик, как неустойчивость, промежуточность, переходность. Основным источником усиления маргинализации является растущая безработица. Многие молодые люди прямо со школьной скамьи пополняют армию безработных, что может подтолкнуть данную категорию людей на совершение преступлений. Характерно, что каждое четвертое преступление несовершеннолетних совершено подростками, которые не работают и не учатся. Этот криминальный факт с одной стороны
- следствие продолжающего отчисления несовершеннолетних правонарушителей из общеобразовательных школ, с другой стороны - результат отсутствия механизмов обеспечения трудовой занятости подростков9.
В структуре криминогенных факторов профессор Н.Ф. Кузнецова отдает предпочтение негативным сдвигам в сознании и психике личности, вызывающим преступное поведение, за что оппоненты упрекают ее в излишней психологизации криминогенной причинности10.
Мы согласны с мнением профессора Д.В. Ривмана, что пьянство, наркотизация и бродяжничество, реализация механизма гедонистического риска и другие девиации повышают виктимность несовершеннолетних, их способность понимать и адекватно реагировать на криминогенные ситуации11.
Правовая система, действуя через субъекты системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, является воплощением нашего представления о ценности ребенка и детства, отражающего более широкие социальные ценности. Ведь любой вопрос, касающийся несовершеннолетних правонарушителей, заставляет нас задуматься о том статусе, который мы предоставляем нашим детям, и как мы, будучи взрослыми, индивидуально или через наши основные социальные институты связаны с ними.
Следует отметить, что причины преступности несовершеннолетних нередко отождествляются с издержками воспитания и воспринимаются в отрыве от причин преступности взрослых. На наш взгляд, эта проблема должна ставиться в более широком и едином контексте. Источники преступности взрослых и несовершеннолетних имеют гораздо больше общего, чем особенного. Социальная несправедливость, отчуждение, бездуховность и как результат - дезинтеграция с моральными и правовыми ценностями общества, дезинтеграция социальной, нравственной и психологической структуры личности характерны для процесса криминализации как взрослых, так и несовершеннолетних. Другое дело, что издержки воспитания, а точнее социализации, дают у несовершеннолетних более болезненную реакцию в силу их социальной и психобиологической незрелости. Единство же причинного комплекса доказывается и тем фактом, что структура преступности несовершеннолетних, с учетом естественных различий, мало чем отличается от структуры преступности взрослых.
Отметим, что для эффективной разработки любой научной проблемы важную роль играет изучение сути вопроса. Индивидуальный подход позволяет лучше понять современные проблемы, дает возможность вычленить закономерности развития теории и практики, трудно уловимые без ретроспективного анализа. Это относится и к исследованию преступлений среди несовершеннолетних на территории России. Подчеркнем, что данная тема всегда привлекала внимание специалистов в области права, управления, педагогики и других отраслей научного знания. Необходимость же особого внимания к любому виду преступлений несовершеннолетних обусловлена и тем, что для них характерна распространенность, а также наличие тенденции к росту и организованности.
1 См.: Пишикина Н.И. Правовые и методические вопросы профилактики правонарушений несовершеннолетних: Дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 1998. С. 75.
2 См.: Криминология / Под ред. В.Н. Кудрявцева, В.Е. Эминова. М., 2006. С. 290-291.
3 См.: Верин В.В., Карманов М.А. Факторы повышения уровня преступности несовершеннолетних и причины ее детерминации в условиях социальных перемен. М., 1999. С. 5.
4 См.: Криминология / Под общ. ред. А.И. Долговой. М., 2007. С. 695-696.
5 См.: Раднаева Э.Л. Правосознание несовершеннолетних правонарушителей и источники его криминогенной деформации: По материалам республики Бурятия: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1999. С. 12.
6 См.: Иващенко ГМ., Плоткин М.М., Ширинский В.И. Детский труд в условиях перехода к рынку // Семья в России. 1996. № 3. С. 14.
7 См.: Касторский Г.Л. Предупреждение преступлений посредством воздействия на семью: Дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 1995. С. 52.
8 См.: Скурту И.Г Виктимологические аспекты профилактики преступлений в отношении несовершеннолетних: Дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 1996. С. 79-80.
9 См.: Верин В.В., Карманов М.А. Факторы повышения уровня преступности несовершеннолетних и причины ее детерминации в условиях социальных перемен. М., 1999. С. 14.
10 См.: Кузнецова Н.Ф. Проблемы криминологической детерминации. М., 1984.
11 См.: Ривман Д. В. Виктимологический аспект аналитической работы в ОВД. Л., 1997. С. 3.