УДК 37.01 ВЛИЯНИЕ БАЗОВЫХ ФАКТОРОВ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ДВИГАТЕЛЬНОЙ КОРРЕКЦИИ НА УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ
Виктория Валерьевна Осипова, кандидат психологических наук, старший преподаватель,
Брянский филиал Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В данной статье анализируются причины неуспеваемости младших школьников с точки зрения психологии, педагогики и нейропсихических процессов детского организма, подчеркивается важная роль базовых факторов и двигательной коррекции в психическом развитии ребенка. Для преодоления трудностей обучения необходима коррекция базовых факторов психического развития: модально-специфического фактора, обеспечивающего восприятие тактильных, слуховых и зрительных стимулов, кинестетического, связанного с сенсомоторными взаимодействиями и динамическими процессами, пространственного фактора, фактора произвольной регуляции психической деятельности, фактора энергетического обеспечения, способствующего улучшению концентрации внимания, произвольной саморегуляции, увеличению энергетического потенциала. Программа когнитивного развития младших школьников «Умка», в которой приоритетное место занимают двигательные методы коррекции, поможет учителям начальной школы и практическим психологам в работе по преодолению трудностей в учебной деятельности учащихся начальных классов.
Ключевые слова: трудности младших школьников, психолого-педагогические и нейро-психологические причины неуспеваемости, базовые факторы психического развития ребенка, двигательная коррекция.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.04.86.p98-101 INFLUENCE OF BASIC FACTORS OF MENTAL DEVELOPMENT AND MOTOR CORRECTION ON SUCCESS OF TRAINING OF ELEMENTARY-SCHOOL
STUDENTS
Victoria Valeryevna Osipova, the candidate of psychological sciences, senior teacher, Bryansk branch of Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health,
St.-Petersburg
Annotation
This article analyzes the reasons for junior pupil’s poor progress from the point of view of psychology, pedagogics and neuropsychic processes of a child’s organism. An important role of the basic factors of psychic development of the child is also emphasized. To overcome the difficulties of training it is necessary to correct the factors underlying the mental development: modality-specific factor, providing the perception of tactile, auditory and visual stimuli, kinesthetic associated with sensorimotor interactions and dynamic processes, the spatial factor, the factor of voluntary regulation of mental activity, the factor of energy supply, promoting the greater concentration, any self-regulation, increasing of energy potential. The program of cognitive development of younger students "Umka", in which priority is occupied with motor correction methods, will help primary school teachers and practical psychologists in efforts to overcome difficulties in learning activities of students of primary classes.
Keywords: junior pupil’s difficulties, psychological-pedagogical and neuropsychichological reasons for poor progress, basic factors of psychic development of child, motor correction.
В настоящее время наметилась тенденция к увеличению учащихся начальных классов с низкой успеваемостью, не имеющих клинических диагнозов, но демонстрирующих выраженные трудности обучения в общеобразовательной школе. Возрастает коли-
чество детей школьного возраста, испытывающих трудности в овладении письмом, чтением, счетом, в усвоении и понимании текстов, логическом мышлении. Неуспеваемость младших школьников практически возникает с началом обучения и является одной из первоочередных проблем обучения. Зачастую затруднения не относятся к недостаточному умственному развитию учащегося, к неверной методике обучения, и в этом случае учитель сталкивается с индивидуальными особенностями ученика, что, в идеале, требует разработки новой специальной методики обучения, учитывающей психологические, психофизиологические особенности или индивидуализации действующих технологий и техник обучения младших школьников.
Достижения последних лет в изучении нейрофизиологических механизмов развития психических процессов и обеспечивающих их мозговых функциональных систем, понимание механизмов трудностей в определении причин неуспеваемости младших школьников с последующей коррекционной работой дают возможность решить проблему обучения в начальном звене общеобразовательной школы [1,3,5,7]. Важно своевременно сформировать у ребенка базовые (основные) факторы психического развития. На основании их оценки педагог наиболее эффективно может проводить диагностику развития когнитивных процессов, а затем осуществлять необходимую коррекционноразвивающую работу [2,4,6]. Базовые факторы психического развития не только необходимы для нормального онтогенеза, но и в дальнейшем положительно влияют на познавательную деятельность ребенка.
К базовым факторам психического развития относим:
- модально-специфический фактор, связанный с работой тех отделов мозга, куда приходит информация от органов чувств, обеспечивая восприятие тактильных, слуховых и зрительных стимулов; кинестетический, связанный с сенсомоторными взаимодействиями и динамическими процессами;
- пространственный фактор, включающий представления о реальном пространстве окружающей среды, представления о пространстве во внутреннем плане и квазипространство;
- фактор произвольной регуляции психической деятельности, куда входят постановка целей и действий в соответствии с мотивами, потребностями, актуальными и прогнозируемыми задачами, планирование путей достижения цели с выбором оптимальных способов действия, определением их последовательности, контроль исполнения программы;
- фактор энергетического обеспечения, способствующий улучшению концентрации внимания, произвольной саморегуляции, увеличению энергетического потенциала в целом, что ведет к стрессовой устойчивости организма и положительно сказывается на развитии и активности психических функций детей.
Для преодоления трудностей в основных видах учебной деятельности младших школьников, нами сделан акцент на развитие у детей слабых функциональных элементов: сознательного контроля собственной деятельности, кинетической организации действий, ориентировки в пространстве, энергетического потенциала, которые составляют основу для полноценного формирования навыков чтения, письма, математических операций, а также мышления, памяти, внимания. Базовым средством активизации развития указанных психических функций является включение сенсомоторного уровня [4,5].
Кинезиологические упражнения в единстве с кинетическими движениями тела и пальцев рук направлены на развитие умственных способностей школьников через активизацию межполушарного взаимодействия. Функциональная незрелость кинезиологиче-ского фактора влечет за собой несформированность реципрокной координации рук, ведущей руки, восприятия рецептивного поля справа налево, недостаточность фонематического слуха, выражающегося в нарушении письма, в слабости запоминания, нестабильности номинативной функции речи. Исходя из этого, мы разработали и апробировали
программу когнитивного развития младших школьников «Умка», приоритетное место в которой занимают двигательные методы, призванные создавать потенциал работоспособности учащихся, активизировать, восстанавливать и выстраивать взаимодействия между различными уровнями и аспектами психической деятельности. В программу были отобраны и модифицированы наиболее интересные и действенные, с нашей точки зрения, двигательные упражнения, развивающие динамический, кинестетический и пространственный праксис, обеспечивающие снятие синкинезий и мышечных зажимов.
Контрольные исследования среди школьников 8-9-летнего возраста до применения программы «Умка» показали низкий уровень выполнения тестовых заданий на внимание у 30% испытуемых, на пространственное представление - у 12%; на мышление - у 65% и на память - у 60% школьников. Средний уровень сформированности внимания наблюдали у 51%; у 34% в тестах на оценку пространственных представлений; у 23% при характеристике мышления и у 26% при определении слухоречевой памяти. Высокий уровень выявлен у 19% испытуемых при оценке внимания; у 54% в тестах на пространственное представление; у 12% при оценке мышления и у 14% при определении объема слухоречевой памяти.
По данным нашего исследования обучение детей 8-9-летнего возраста по программе «Умка» способствовало усилению самоконтроля деятельности, произвольного внимания, что привело к улучшению психических функций. В частности, 100% школьников выполнили тестовое задание на формирование пространственных представлений на высшем уровне. Кроме этого, отмечалось достоверное повышение числа детей, выполнивших тестовые задания с оценкой «отлично»: на внимание до 67%, на определение мышления до 55%, на слухоречевую кратковременную память до 71%.
Выявленная в ряде исследований специфика корково-подкорковых взаимоотношений на изученном этапе онтогенеза, характеризующихся незрелостью восходящей активирующей системы мозга [1], дает основание полагать, что именно в младшем школьном возрасте дополнительная двигательная афферентация является важным фактором повышения восходящих активирующих воздействий и функциональной активности вышележащих отделов центральной нервной системы - коры больших полушарий. Поэтому в данный возрастной период представляется важным использование «ресурсных» упражнений, способствующих повышению функционального состояния детского организма.
Сопоставление результатов исследования когнитивного развития у детей экспериментальной и контрольной групп показало улучшение параметров сформированности когнитивных функций. В частности, на 38% достоверно выросла скорость работы при оценке произвольного внимания и на 11% точность работы. При этом, активизация психических процессов сопровождается ростом на 39% объема кратковременной слухоречевой памяти. Стремительно, на 44%, вырос показатель сформированности пространственных представлений. Анализ динамики изучаемых мыслительных процессов показал, что после применения развивающей программы произошел качественно-количественный сдвиг в тестах на мышление от 15% до 42%.
Таким образом, полученные результаты позволяют высказать предположение о том, что на данном этапе онтогенеза для повышения умственной работоспособности и функционального состояния организма в целом, имеют значение взаимодополняющие друг друга двигательная и когнитивная коррекции. Тренировка механизмов произвольной регуляции моторных функций, осуществляемая при систематических упражнениях на растяжку, на устранение мышечных зажимов, самомассажа, создает благоприятные условия для активного функционирования лобных и теменных отделов коры мозга. В результате повышаются функциональные возможности этих отделов в произвольной регуляции высших психических функций.
Поскольку педагогические воздействия опосредуются функциональными возможностями мозга ребенка и дают выраженный, формирующий и развивающий эффект, пе-
дагог должен знать основные закономерности развития мозговых структур как базы формирования психических процессов. Ему также необходимо уметь оценивать адекватность методов и условий воспитания и обучения функциональным возможностям конкретного ребенка.
Разработанная нами специальная программа коррекции когнитивных проблем младших школьников «Умка» поможет учителям начальной школы и практическим психологам в работе по преодолению трудностей в учебной деятельности учащихся начальных классов [3].
ЛИТЕРАТУРА
1. Безруких, М.М. Психофизиология ребенка : учеб. пособие / М.М. Безруких, Н.В. Дубровинская, Д.А. Фарбер. - 2-е изд., доп. - М. : Московский психологосоциальный институт ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 2005. - 496 с.
2. Корсакова, Н.К. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников / Н.К. Корсакова, Ю.В. Микадзе, Е.Ю. Балашова. - М. : Педагогическое общество России, 2001. - 160 с.
3. Осипова, В.В. Программа когнитивного развития младших школьников «Умка» : учебно-методическое пособие / В.В. Осипова. - Брянск : Ладомир, 2008. - 112 с.
4. Семенович, А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза : учеб. пособие / А.В. Семенович. - М. : Генезис, 2007. - 474 с.
5. Скворцов, И. А. Модифицированная методика нейропсихологической диагностики и коррекции при нарушениях развития высших психических функций у детей / И.А. Скворцов, Г. А. Адашинская, И.В. Нефедова. - М. : Тривола, 2000. - 50 с.
6. Цветкова, Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление / Л. С. Цветкова. - М. : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЕК, 2000. - 187 с.
7. Ясюкова, Л.А. Оптимизация обучения и развития детей с ММД / Л.А. Ясюко-ва. - СПб. : [б.и.], 1997. - 78 с.
REFERENCES
1. Bezrukih, M.M., Dubrovinskaya N.V. and Farber, D.A. (2005), Psycho-physiology of the child: Studies, publishing house NPO «MODEK», Voronezh, Russian Federation.
2. Korsakova, N.K., Mikadze, Y.V. and Balashova, E.Y. (2001), Underachieving children: neuropsychological diagnostics of learning difficulties in primary school children, Pedagogical Society of Russia, Moscow, Russian Federation.
3. Osipova, V.V. (2008), Program cognitive developments of younger students "Umka" Training Manual, Ladomir, Bryansk, Russian Federation.
4. Semenovihc, A.V. (2007), Neuropsychological correction in childhood. The method of replacement of ontogeny: Textbook,-Genesis, Moscow, Russian Federation.
5. Skvortzov, I.A., Adashinskaya, G.A. and Nefedova, I.V. (2007), Neuropsychological correction in childhood. The method of replacement of ontogeny: Textbook, Genesis, Moscow, Russian Federation.
6. Tsvetkova, L.S. (2000), Neuropsychology bills, letters, and read: breach and restore, publishing house NPO «MODEK», Voronezh, Russian Federation.
7. Yasyukova, L.A. (1997), Optimization of learning and development of children with MMD. St. Petersburg, Russian Federation.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 08.03.2012.