МИГРАЦИЯ МОЛОДЕЖИ В СИСТЕМЕ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ
Ж.У. Усанова, канд. экон. наук, доцент З.М. Тарыкчиев, преподаватель Ошский технологический университет (Кыргызстан, г. Ош)
DOI:10.24412/2411-0450-2022-3-2-154-159
Аннотация. Несмотря на множество теорий и исследовательских подходов в изучении миграции, это разнообразие в конечном итоге приводит к фрагментарности полученных знаний и отсутствию единой теоретической концепции о внешней миграции, куда можно отнести и студенческую миграцию. Интеллектуальная и студенческая миграция в Кыргызстане малоизученная область знаний. В условиях мировой интеграции в целом Кыргызстан принимает активное участие в студенческой миграции. Студенты из Кыргызстана, обучающиеся сегодня во многих странах мира, являются активными участниками процесса международной интеллектуальной миграции, становятся участниками развития межгосударственных отношений.
Ключевые слова: студенческая миграция, интеллектуальная миграция, учебная миграция, теории миграции, потенциальные мигранты, эмигранты, глобализационные процессы, интеграция.
Согласно концепции продвижения образования от 2014 года одним из наиболее эффективных инструментов создания и поддержания положительного образа страны за рубежом считается система образования, прежде всего высшего и послевузовского профессионального образования, привлекающего на обучение в страну иностранных граждан [1]. Опыт зарубежных стран (в частности стран-членов ОЭСР: Австралии, Великобритании, Германии, США и Франции), использующих потенциал национального образования для укрепления общего имиджа государства, доказывает эффективность государственных инвестиций в поддержку и продвижение национальных систем образования за рубежом. Существует точка зрения, что политика привлечения иностранных студентов содействует внешнеполитическому курсу с помощью формирования благосклонного отношения к стране пребывания у международных студентов. Образовательная миграция считается эффективным инструментом для роста политического, экономического, интеллектуального и духовного потенциала, формирования отношений добрососедства с другими государствами, поддержки и популяризация науки, культуры, образования, языка страны за рубежом [5].
Но для начала определимся с общим понятием и подходами к миграции. Сегодня в научной литературе в отношении миграции существует ряд теорий и научных подходов, базирующихся на основных законах миграционных процессов, выведенные различными учеными в этой области знаний. Эти законы нашли отражение во многих западных неоклассических теориях. Для начала приведем определения непосредственно самой миграции.
В соответствии с общепринятыми подходами к «миграции» в целом миграция в широком смысле рассматривается как совокупность мобильного перемещения людей в пространстве. В узком смысле миграция есть совокупность переселений людей, связанных со сменой места жительства на относительно продолжительный срок. Этот подход зафиксирован как нормативный в Демографическом энциклопедическом словаре.) Данный вид перемещений в первую очередь связан с рядом факторов, важнейшими из которых является экономическая ситуация в стране проживания, уровень жизни населения, проблемы занятости и ситуация на рынке труда. К этому выводу приходят все исследователи.
Известный экономист Кыргызстана Н.Х. Кумскова пишет, что миграция - очень
сложный процесс, так как он касается непосредственно человека, его интересов и вытекающих отсюда последствий. На самом деле, миграция - это перемещение или переселение трудоспособного населения за пределы национальных границ в поисках работы на более выгодных условиях, чем в стране проживания, сроком более чем на год [8].
По словам К.А. Алиева, миграция - это один из важных факторов, влияющих на развитие населения. Наряду с рождаемостью, смертностью она изменяет численность и структуру населения, как в районах выхода мигрантов, так и в районах заселения. Численность населения отдельных стран и регионов изменяется в результате его естественного воспроизводства и процессов миграции.
По мнению экономиста С.Е. Савиной, миграция - это один из важных факторов, влияющих на развитие населения. Первостепенной причиной миграции стало преобразование форм собственности, которая в свою очередь привела к тому, что основная часть населения превратилась в наемных работников, а сфера приложения труда резко сократилась из-за остановки и банкротства многих предприятий республики. Вследствие этого появилась и стала расти безработица, началась неуправляемая миграция.
Отметим, что в процессах внешнего миграционного движения населения в Кыргызстане участвует его наиболее активная, трудоспособная часть. Причем отрицательное сальдо миграции присуще всем регионам республики, но по объемам выбытия имеет ярко выраженные территориальные различия. Это позволило сделать вывод о том, что современные тенденции миграционного движения населения Кыргызстан являются отражением череды сдвигов в социально-экономическом развитии страны, изменений ее политической ситуации. С одной стороны, неустойчивость и изменчивость динамики и параметров экономического роста не обеспечивают предпосылок и условий для стабилизации миграционных процессов Исходя из сложившейся экономической ситуации в республике, можно сделать вывод о том, что эмиграционный потенциал еще не исчерпан. Наряду с
этнической эмиграцией на передний план выходит экономическая, обусловленная снижением уровня жизни, неопределенностью жизненных перспектив, неэффективностью социальной защиты населения.
Помимо этих теорий сегодня существует великое множество других теорий: «новой экономической миграции», сетевая теория, теория «совокупной причинной обусловленности» [4]. Большинство из этих теоретических моделей были разработаны на основе конкретных эмпирических наблюдений, и довольно часто в лабораторных условиях, в отрыве от реальной практики, поэтому, по мнению Дж. Аранго, сегодня разделены «дисциплинарными границами» [3]. Другие западные исследователи считают, что все теоретические подходы, которые предлагаются учеными, несмотря на выдвигаемые ими разные гипотезы, не следует воспринимать как взаимоисключающие, а скорее в качестве дополнения [4].
И все же в современной зарубежной научной литературе в настоящее время в объяснении причин миграции доминирующей является неоклассическая теория с ее основным предположением, что миграция стимулируется в первую очередь не только рациональными соображениями относительно экономических выгод и издержек, в основном, финансовых, но и психологическими мотивами мигрантов. Несмотря на то, что данная теория не раз подвергалась академической критике на концептуальной (Аранго, 2000), а также на эмпирических основаниях (Мэсси и др., 1998), тем не менее, благодаря своей аналитической строгости и способности предложить набор проверяемых гипотез и использовать инструменты для анализа не только причины, но и последствий миграции эта теория занимает центральное место в современных учебниках по политологии ив работах, связанных с непосредственными эмпирическими исследованиями. К слову сказать, в 2004 году, который предшествовал восточному расширению Евросоюза, во многих исследованиях западных ученых разрабатывались предложения и рекомендации, основанные исключительно на неоклассической теории миграции.
Неоклассическая теория миграции стала предметом концептуальной критики (см. табл. 1) и богатой эмпирической проверки. Широкое недовольство неоклассических экономических объяснений привело к
Однако, несмотря на множество теорий и исследовательских подходов в изучении внешней миграции, это разнообразие в конечном итоге приводит к фрагментарности полученных знаний и отсутствию единой теоретической концепции о миграции. Д. Мэсси очень четко и сжато сформулировал проблему: «Специалисты по общественным наукам подходят к изучению миграции не с позиций общей парадигмы, а с позиций разных и конкурирующих друг с другом теоретических воззрений, раздробленных между дисциплинами, регионами и идеологиями. В результате исследования трудовых миграций сужаются, зачастую становясь неэффективными, и характеризуются повторами, пустопорожним, вводящим в заблуждение общением и спорами не по принципиальным вопросам». При анализе научной литературы мы заметили, что, несмотря на то, что понятие внешней миграции весьма часто используется в работах авторов, все
появлению новых теоретических перспектив, которые способны лучше анализировать «взаимодействие отдельных лиц, их мотиваций в определенных контекстах» [11].
же есть основания полагать, что как категориальный аппарат оно разработано явно недостаточно. Поэтому для нас особый интерес представляет обобщение и сведение воедино теоретических аспектов исследования понятия «внешней миграции» из разных областей научного знания, в частности давайте подробнее остановимся на определении студенческой миграции [11].
В широком смысле студенческая миграция - это перемещение студентов, которые обучаются за пределами своей родины или страны, гражданами которой они являются, на период более 12 месяцев. В эпоху глобализации высшее образование в значительной степени интернационализировалось и стало развиваться на рыночных основах. Быстрые темпы роста международного образования привели к тому, что все больше студентов хотят получать высшее образование за рубежом, при этом зачастую рассматривая обучение за границей
Таблица 1. Обзор теорий миграции
Теории Субъект анализа Уровень анализа Элементы анализа Критика
Неоклассическая теория миграции Факторы, определяющие миграцию Макро-, микро- Заработная плата и дифференциация доходов, вероятность занятости. 1. Механически уменьшает миграционные детерминанты - исключение политики. 2. Предполагается, линейность - не удалось объяснить дифференциальное миграции, почему люди не двигаются или почему миграция прекращается до заработной платы 3. Игнорируется несовершенства рынка.
Новая экономическая теории миграции макро- Заработная плата и распределение доходов (относительная депривация) Институциональные неудачи кредитного рынка, дефицитов на рынке труда 1. Критика неоклассической теории, а не теории в своем собственном праве. 2. Трудно выделить влияние несовершенства рынка и риска в миграционных решениях от других доходов и занятости.
Теория мировых систем (историко-структурный подход) макро: глобальные и международные процессы Структурные изменения, вызванные притоком капитала 1. Применяется только на глобальном уровне, не может быть проверена опытным путем.
Теория социальных сетей Направленность потоков макро- Социальная сеть, диспора Концептуальная основа, а не теория
Синтетическая теория международной миграции макро- Транснациональное социальное пространство 1. Новизна концепции была поставлена под сомнение. 2. Исследования в рамках этой парадигмы, как правило, зависят от значения переменных.
как шаг на пути к получению постоянного вида на жительство в стране обучения. Как культурный, так и экономический вклад, который иностранные студенты вносят в экономики принимающих стран, стал причиной для того, чтобы основные международные игроки предпринимают все больше усилий для облегчения въезда и интеграции в стране зарубежным студентам [1].
В период с 1963 по 2018 число студентов в мире, обучающихся за границей возросло в 9 раз. В 2018 число иностранных студентов достигло 1,2 млн., по прогнозам к 2025 оно возрастёт до 1,7 млн [8]. При этом страны-члены ОЭСР принимают примерно 85% от всего потока иностранных студентов, причем эти 85% приходятся в основном на 6 стран. В 2017 году 21,4% студентов пришлось на США, 12,6% на Соединённое Королевство, 8,8% на Францию, 7,6% на Австралию, 7,4% на Германии и 4,5% на Японию [6].
В мире главным регионом по приёму иностранных студентов является Европа, где количество обучающихся иностранцев достигает 840,000. Однако в значительной степени этот показатель обусловлен студенческой миграцией внутри Европейского Союза. Восточная Азия и Тихоокеанский регион являются лидерами по поставке международных студентов, число студентов-иностранцев, выходцев из Азии, достигает 29% от общего числа (15% из них китайцы). Число студентов, выбравших учёбу за рубежом в Северной Америке и Западной Европе достигает 18%, далее в списке следуют Центральная и Восточная Европа с 11%, Южная и Западная Азия с 9%, арабские государства с 7% и государства Африки южнее Сахары с 5,8%.
В диссертации Г.С. Байтерековой убедительно показано, что учебная миграция уже является этапом к эмиграции. Результаты ее исследования выявили эту тенденцию среди студентов, обучающихся в Анкаре и Стамбуле, которые откладывают свое возвращение в Кыргызстан, мотивируя свое решение необходимостью создания прочной финансовой базы. Как правило, они планируют остаться работать, либо намереваются продолжить обучение в других странах, что откладывает их возвращение на родину на
неопределенный срок. «Молодые люди, -пишет исследователь, - боятся возвращаться домой и строят свое будущее за рубежом, поскольку опасаются, что не смогут применить полученные знания и навыки по возвращению в Кыргызстан». Безусловно, есть и примеры обратного плана, но они, как правило, заканчиваются приведенным Б. Жунусовым сценарием: «Я обсуждал вопрос с бизнесменами, почему они не вкладывают деньги в регионы, не открывают заводы. Один из таких примеров - ребята открыли в Оше большой автосервис. 43 проверки провели за полгода. После 43-й проверки они вернулись в Россию. Многие уезжают от несправедливости» [9].
Однако, несмотря на это доля образовательных мигрантов из стран Центральной Азии очень высока. Его слова подтвердили и данные, приведенные в 2018 году впоследствии доцентом кафедры международного и конституционного права Кыргызско-Российского Славянского университета и сотрудника Дипломатической академии МИД Кыргызской Республики Айдара Джумагулова. По его словам, наибольшее число молодых кыргызстанцев, принимающих решение поступать в зарубежные вузы, выбирают для себя университеты России.
«Среди факторов, влияющих на решение граждан Кыргызстана обучаться за рубежом, более высокий уровень качества образования, более широкий выбор направлений подготовки, возможность изучения новых языков, возможность дальнейшего трудоустройства в противовес высокому уровню безработицы в Кыргызстане. Сегодня 1/3 ВВП страны составляют переводы мигрантов из-за рубежа - это бонус миграции для государства, закономерный минус
- так называемая «утечка умов». Однако при том высоком уровне рождаемости в стране, который сейчас имеется, какими бы темпами не росла наша экономика, мы не сможем обеспечить всех рабочими местами. Поэтому рост образовательной миграции - это скорее плюс, нежели минус»,
- поделился Айдар Джумагулов. Какие мы можем перечислить факторы, способствующие росту образовательной миграции.
Многим развивающимся странам не хватает высших учебных заведений для того, чтобы удовлетворить растущий спрос на высшее образование, и студентам приходится уезжать за границу с целью получить высшее образование [2]. В дополнение к этому считается, что заграничное образование увеличивает профессиональные возможности. В основном студенты, которые покидают свои страны для получения высшего образования, едут в те страны, где образовательные институты более развиты. Примером может служить образовательная миграция арабских студентов в Египет и Иорданию, а также студентов из Непала и Бангладеш в Индию. Поток мигрантов из развивающихся стран в развитые часто объясняется тем, что качество и стандарты образования в странах ОЭСР выше, чем в странах происхождения образовательных мигрантов. Высшее образование стало занимать большую долю в экспорте развитых стран, которые пополняют бюджет за счёт привлечения иностранных студентов. Как следствие смягчение визовой и иммиграционной политики, а также потенциальная возможность получения постоянного вида на жительство в принимающих странах стали мощным стимулом для многих иностранных студентов. Опрос 2006 года, проведённый австралийским университетом показал, что 75% индийцев, получивших высшее образование в Австралии, подали заявления на предоставление постоянного вида на жительство. Проводивший исследование Мишель Басс высказал предположение о том, что большинство индийцев поступая в австралийские вузы были движимы желанием получить постоянный вид на жительство, а не стремлением к более высокому уровню образования [7]. Важным фактором является желание учить иностранный язык. Например, рост числа образовательных мигрантов в Великобританию
и страны Западной Европы в частности объясняется желанием «учиться в среде более качественного образования, где общение происходит на английском». Другим фактором является снижение транспортных расходов и развитие коммуникационных технологий, которые делают образование за границей более доступным.
Однако есть мнение, что в образовательную миграцию вкладывают ни как в эффективный инструмент мягкой силы, а как в прибыльный бизнес. По мнению гендиректора РСМД Андрея Кортунова низкие или сведённые к нулю показатели по количеству бюджетных мест в странах-лидерах по приёму образовательных мигрантов, среди них США, Великобритания, Новая Зеландия, показывают, что ставка делается в первую очередь на образовательную миграцию как бизнес. Однако при этом также не исключается, что развитие этой отрасли бизнеса не будет действовать в интересах мягкой силы. Более того, концепция международного образования как бизнеса может быть более эффективной за счёт того, что даёт экономический стимул университетам, которые должны бороться за своих студентов. Таким образом, рассмотрение международного образования с точки зрения бизнеса, может быть намного эффективнее, чем с точки зрения общегосударственных целей.
Кыргызские студенты, обучающиеся за границей, возвращаются на родину, вооруженные новыми знаниями и навыками. Однако процессы учебной миграции могут иметь и негативные последствие для социально-экономического развития страны: речь идет о невозвращении (или запоздалом возвращении) на родину наиболее способных и талантливых выпускников зарубежных вузов. Как представляется, эта проблема требует особо пристального внимания и изучения.
Библиографический список
1. Spring, J. 2009, Globalization of Education: An Introduction, QueensCollege & Graduate Centre, City University of New York
2. Концепция экспорта образовательных услуг Российской Федерации на период 20112020 гг.
3. Massey, Douglass S., Arango J., Hugo G., Kouaci A., Pellegrino A., Taylor J.E. 1993. "Theories of international migration: a review and appraisal (Теории международных миграций: обзор и оценка) / Авт. пер. сангл. // Population and Development Review 19 (3): 431-466.
4. Todaro Michael P. and Steven Smith. 2006. Economic Development. Boston: Addison Wesley. - Р. 342.
5. Волков И.В. Основные направления и перспективы интеграции Центральной Азии в глобальные мировые процессы: этноконфессиональный аспект: (По материалам Кыргызской Республики): монография. - Бишкек: Изд-во КРСУ, 2008. - 440 с.
6. Иванов С.Г. Роль внешнеполитических факторов в процессах трансформации экономики Кыргызской Республики: монография. - Бишкек: КРСУ, 2009. - 300 с.
7. Джекшенкулов А.Дж. Новые независимые государства Центральной Азии в мировом сообществе. - М.: Научная книга, 2000. - 306 с.
8. Волков И.В. Основные направления и перспективы интеграции Центральной Азии в глобальные мировые процессы: этноконфессиональный аспект: (По материалам Кыргызской Республики): монография. - Бишкек: Изд-во КРСУ, 2008. - 440 с.
9. Байтерекова Г.С. Влияние миграционных процессов на экономическую безопасность Кыргызстана: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05; КНУ им. Ж. Баласагына. - Бишкек, 2009. -166 с.
10. Жунусов Б. «Трудовые мигранты не стремятся возвращаться на родину» [Текст]: интервью с Чрезвычайным и Полномочным Послом Кыргызской Республики в Российской Федерации Б. Жунусовым // МСН. - 2009. - 4 окт. - С. 5.
11. Усанова Ж.У. Проблемы внешней трудовой миграции в Кыргызской Республике: Масштабы, тенденции, перспективы (на примере ошской области) монография. - Павлодар: Изд-во «Кереку», 2017.
YOUTH MIGRATION IN THE SYSTEM OF SCIENTIFIC KNOWLEDGE
Zh.U. Usanova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Z.M. Tarykchiev, Lecturer Osh Technological University (Kyrgyzstan, Osh)
Abstract. Despite the many theories and research approaches in the study of migration, this diversity ultimately leads to the fragmentation of the knowledge gained and the lack of a unified theoretical concept about external migration, which can include student migration. Intellectual and student migration in Kyrgyzstan is a little-studied area of knowledge. In the context of global integration as a whole, Kyrgyzstan takes an active part in student migration. Students from Kyrgyzstan, studying today in many countries of the world, are active participants in the process of international intellectual migration, become participants in the development of interstate relations.
Keywords: student migration, intellectual migration, educational migration, migration theories, potential migrants, emigrants, globalization processes, integration.