Научная статья на тему 'Причинная обусловленность аномального развития учащихся начальной и средней профессиональной школы'

Причинная обусловленность аномального развития учащихся начальной и средней профессиональной школы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
500
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психические отклонения / девиантное поведение / коррекция / пропедевтика / psychological / deviant behavior / correction / propaedeutics

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — А В. Батаршев

Рассматриваются нозоцентрический и нормоцентрический подходы к оценке социальных норм и отклонений от них в девиантном поведении учащихся профессиональной школы. Приводится категориальный аппарат девиантологии. Раскрываются детерминанты дисгармоничности характера учащихся в социальной сфере (депривация, нарушения семейной экологии).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Determinates of abnormal development of students in primary and secondary professional school

The article deals with different approaches to the assessment of social norms and deviations from them in the deviant behavior of students in professional schools. It presents the categorical apparatus deviantology. The determinants of disharmonious nature of the students in the social sphere (deprivation, violations of family environment) are revealed in the article.

Текст научной работы на тему «Причинная обусловленность аномального развития учащихся начальной и средней профессиональной школы»

ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 159.97

А. В. Батаршев

Причинная обусловленность аномального развития учащихся начальной и средней профессиональной школы

Рассматриваются нозоцентрический и нормоцентрический подходы к оценке социальных норм и отклонений от них в девиантном поведении учащихся профессиональной школы. Приводится категориальный аппарат девиантологии. Раскрываются детерминанты дисгармоничности характера учащихся в социальной сфере (депривация, нарушения семейной экологии).

The article deals with different approaches to the assessment of social norms and deviations from them in the deviant behavior of students in professional schools. It presents the categorical apparatus deviantology. The determinants of disharmonious nature of the students in the social sphere (deprivation, violations of family environment) are revealed in the article.

Ключевые слова: психические отклонения, девиантное поведение, коррекция, пропедевтика.

Key words: psychological, deviant behavior, correction, propaedeutics.

По девиантному поведению накоплен значительный теоретический и эмпирический материал (М.И. Бобнева, Б.С. Братусь, Э. Дюркгейм, Е.В. Змановская, Ю.А. Клейберг, В.Н. Кудрявцев, А.Е. Личко, В.Г. Степанов, Б.Г. Херсонский, В.А. Худик и др.), однако до сих пор существуют различные подходы и точки зрения в определении и оценке социальных норм и отклонений от них. Существуют два подхода к оценке отклоняющегося поведения - нозоцентрический и нормоцентрический.

Нозоцентрический подход («нозос» означает болезнь) присущ специалистам по аномальным и болезненным изменениям психической деятельности - психиатрам. При этом подходе поведение, поступки, деятельность человека оценивается с позиций поиска и обнаружения отклонений от нормы, выявления симптомов.

Нормоцентрический подход свойственен специалистам по нормальной психике - клиническим (медицинским) и практическим психологам. Отклонения от среднестатистической нормы расцениваются при таком подходе как проявления индивидуальных особенностей психики как варианты нормы (акцентуации характера, поведенческие расстройства). Правильная психодиагностика,

18

психокоррекционная и лечебная тактика может быть достигнута лишь при разумном сочетании обоих подходов, поскольку при абсолютизации нозоцентрического подхода возникает опасность, когда различные недомогания и любые формы девиантного поведения принимаются как «недоразвитая болезнь», а при абсолютизации нормоцентрического подхода - ищутся «психологически понятные» оправдания измененным формам поведения, странным высказываниям и поступкам [6, с. 426].

Девиантология - одна из отраслей психологии, изучающая отклоняющееся от социальных норм поведение, она имеет свой категориальный аппарат, принципы психологического сопровождения таких лиц; собственные методы исследования. Остановимся на основных понятиях девиантологии.

Девиантное поведение - это такой тип отклоняющегося поведения, при котором система поступков или отдельные поступки противоречат принятым в обществе правовым или нравственным нормам. В исследовании отклоняющегося поведения значительное место отводится изучению его мотивов, причин и условий, способствующих его развитию, возможностей его предупреждения и преодоления. Большинство исследователей сходятся в том, что и девиантное и отклоняющееся поведение следует рассматривать в качестве синонимов. В возникновении отклоняющегося поведения большую роль играют дефекты правового и нравственного сознания, содержание потребностей личности, ее направленность, особенности характера, эмоционально-волевой и мотивационно-потребностной сфер. Каковы же отличительные признаки девиантного поведения? На этот вопрос достаточно полный ответ дан в исследовании Е.В. Змановской [3, с. 12-14].

1. К отклоняющемуся типу такое поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам (законам, правилам, традициям, социальным установкам). Однако социальные нормы подвержены изменениям в зависимости от исторических и социально-экономических условий. Следовательно, необходимо иметь в виду не любые нарушения, а лишь о наиболее важные для данного общества и в данное время нарушения социальных норм.

2. Девиантное поведение человека вызывает негативную оценку со стороны других людей (общественное осуждение, социальные санкции, наказание, в том числе уголовное). В отношении социальных санкций и наказаний требуется особый подход. И применять их следует лишь в последнюю очередь, когда другие воздействия на личность оказываются безуспешными. При этом следует иметь в виду возможность проявления стигматизации

личности - навешивания ярлыков. К примеру, ярлык девианта (наркоман, пьяница, бомж, самоубийца и т. п.) формирует, по мнению Е.В. Змановской, девиантную идентичность (самоощущение). Дурная же репутация усиливает опасную изоляцию, препятствует позитивным переменам, вызывает рецидивы самого девиантного поведения.

3. Отклоняющееся поведение наносит реальный ущерб самой личности и (или) окружающим людям (причинение морального или материального ущерба, физическое насилие, причинение боли, ухудшение здоровья, дестабилизация существующего порядка и т. п.). Такие социальные явления, как радикализм, креативность, маргинальность, данному признаку не удовлетворяют. В самом деле, «радиально настроенные личности нацелены на коренные преобразования в обществе, что стимулирует прогрессивные изменения в нем. Креаторы, отличаясь нестандартностью, выступают исследователями и первооткрывателями. Маргиналы противопоставляют себя большинству, расширяя границы социальных норм» [3, с. 13]. Например, молодой человек, экспериментирующий с пирсингом, однозначно не может быть отнесен к девиантам, в то время как подросток, употребляющий героин, демонстрирует явно отклоняющееся поведение с высоким риском для жизни.

4. Следующий признак - многократность или длительность его проявления. Эпизодическое употребление спиртного (без рецидивов) к девиантному поведению вряд ли стоит относить. Другое дело, систематическое употребление алкоголя, которое явно следует отнести к отклоняющемуся поведению. Данный признак имеет исключение в отношении суицидной попытки. Даже однократная попытка суицида представляет серьезную опасность и расценивается как отклоняющееся поведение личности.

5. Девиантным не может быть названо поведение, вызванное нестандартной ситуацией или кризисным явлением (поведение, связанное с посттравматическим синдромом, реакцией горя в случае смерти близкого человека, со следствием самообороны при наличии угрозы для жизни и т. п.).

6. Девиантное поведение должно рассматриваться как поведение в пределах медицинской нормы. Это означает, что отклоняющееся поведение не отождествляется с расстройствами личности (невротическими и психическими заболеваниями) или патологическими состояниями. В случае расстройств личности имеет место патологическое поведение психически больного человека, требующего медицинского вмешательства (прежде всего, психиатра). При определенных условиях отклоняющееся поведение

может перерастать в патологическое. Например, зависимое поведение может перерасти в системное заболевание - алкоголизм, наркоманию. В этом случае справедлив тезис: личность с отклоняющимся поведением может занимать любое место на психопатологической оси «здоровье - предболезнь - болезнь».

7. Девиантному поведению сопутствуют проявления социальной дезадаптации. Отклоняющееся поведение и дезадаптацию личности можно рассматривать как два взаимозависимых социально-психологических явления. Дезадаптация личности, вызванная иными причинами, становится детерминантом девиантного поведения и наоборот.

8. Девиантному поведению присуще индивидуальное и возрастно-половое своеобразие. Индивидуальные различия людей затрагивают мотивы поведения, формы проявления, степень выраженности, варьируя от безобидных проявлений до серьезного нарушения жизнедеятельности личности.

Делинквентное поведение - отклоняющееся поведение, связанное с нарушением субъектом Правовых норм общества -рядом исследователей выделяется в особую форму поведения. Данное понятие происходит от латинского бвНпцивпз - «проступок», «провинность».

Таким образом, делинквентное поведение - это действия конкретной личности, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и при существующих законах; угрожающие благополучию других людей или социальному порядку и уголовно наказуемые в крайних своих проявлениях [3, с. 97]. Личность, проявляющая противозаконное поведение, квалифицируется как деликвентная личность (делинквент), а сами действия - деликтами.

Большое значение в регуляции поведения, в том числе агрессивного, имеет способность личности контролировать свои действия, способность к формированию самоконтроля. Большая роль в этом принадлежит развитию психологических процессов эмпатии, идентификации и децентрализации, лежащих в основе способности к пониманию других людей и сопереживанию им.

Адаптация социальная - постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, а также результат этого процесса. Основные типы адаптационного процесса формируются в зависимости от структуры потребностей и мотивов индивида. Различают два основных типа - активный и пассивный. Активный тип характерен преобладанием активного воздействия на социальную среду, пассивный тип характеризуется конформным принятием целей и ценностных ориентаций той или иной группы. Социальная адаптация выступает в качестве основного социально-

психологического механизма социализации личности. Большим тормозом адаптационному социальному процессу является слабое представление о себе, крайним выражением чего служит аутизм -своеобразная форма отчуждения, выражающаяся в уходе индивида от контактов с действительностью и погружении в замкнутый мир собственных переживаний.

Следует отличать социальную адаптацию, как процесс от социальной адаптивности как приобретенного свойства личности приспосабливаться к требованиям и условиям социальной среды. То же самое можно сказать и о профессиональной адаптивности, формирующейся на основе приспособления человека к требованиям профессии при одновременном использовании возможностей приспособления орудий, средств и условий труда к психофизиологическим возможностям человека. Профессиональная адаптивность предполагает овладение человеком необходимыми профессиональными умениями и навыками, сформированность профессионально важных качеств личности. Успешность формирования профессиональной адаптивности гарантируется при соблюдении определенных условий (формирование ценностно-мотивационного отношения к профессиональной деятельности, интеграция знаний, умений и навыков, опыта деятельности и др.).

Неадекватная самооценка, нереалистический уровень притязаний, аутизм являются предпосылками деформаций и дезадаптации личности. Здесь под дезадаптацией понимается состояние сниженной способности или нежелание принимать и выполнять требования среды как личностно значимые, а также реализовывать свою индивидуальность в социальной среде.

В подростково-юношеском возрасте социальная дезадаптация проходит две стадии, условно названные педагогической и социальной запущенностью. При педагогической запущенности несмотря на отставание в учебе, пропуски уроков, конфликты с учителями и одноклассниками, у подростков деформации ценностно-нормативных представлений практически не наблюдаются. Учащиеся осознают ценность труда, ориентированы на приобретение рабочих профессий, для них не безразлично общественное мнение [3, с. 12]. А вот при социальной запущенности наряду с асоциальным поведением резко деформируется система ценностно-нормативных представлений, социальных установок и ценностных ориентаций учащегося. Личностные деформации перерастают в профессиональные. На этой стадии социально дезадаптации коррекция и реабилитация учащихся с девиантным поведением сопряжены с большими трудностями, моральными и материальными издержками.

В формировании девиантного поведения большое значение имеет биологический фактор. Во-первых, потому что наследуются не формы отклоняющегося поведения (преступность, агрессивность и т. п.), а определенные индивидуально-психологические свойства, увеличивающие вероятность формирования девианта (импульсивность, стремление к лидерству и т. п.). Во-вторых, девиантное поведение подростка, юноши тесно связано с микросоциальными условиями (например, насильственными действиями со стороны отца по отношению к матери, психическим заболеванием матери и др.). В-третьих, сами микросоциальные условия (средовые условия) могут вызывать определенные биологические изменения организма человека (реактивность нервной системы, агрессивные реакции и т. д.). Таким образом, внутренние биологические процессы играют важную роль в формировании отклоняющегося поведения, эти процессы определяют силу и характер наших реакций на любые средовые воздействия. И биологическое и социальное находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости, определяя специфику наших взаимоотношений с людьми.

Наряду с биологическими факторами в формировании отклоняющегося поведения большую роль играют и социальные факторы. Исследования социологов конца Х!Х - начала ХХ веков (Э. Дюркгейма, Д. Дьюи, М. Вебера и др.) выявили тесную связь отклоняющегося поведения с социальными условиями жизни людей. Анализ статистики девиаций в развитии личности (преступлений, самоубийств, проституции и др.) показал, что число аномалий в поведении людей неизбежно возрастает в годы войн, экономических кризисов, социальных потрясений [4, с. 11].

В русле социологической теории девиантного поведения Э. Дюркгейм предложил концепцию аномии, представляющей собой отсутствие чего-либо (законов, организации и т. д.). Это тот случай, когда старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным ожиданиям, а новые еще не утвердились. Образуется своеобразный социальный вакуум, социальная дезорганизация. На основе данной концепции Э. Дюркгейм обнаружил, например, такую закономерность: количество самоубийств не столько зависит от внутренних свойств индивидов, сколько от внешних причин, опосредованных аномией. Дюркгейм не сомневался в природе социальных отклонений, утверждал, что для нормальной эволюции морали и права преступления ... необходимы. «Например, согласно афинскому праву, Сократ (470-399 гг. до Р.Х.) был преступником -человеком, растлевающим умы молодежи. Между тем его преступление - самостоятельность мысли - было полезно и для его

родины, и для человечества. Оно служило подготовкой новой нравственности, в которой тогда нуждались Афины, поскольку традиции уже не отвечали условиям жизни» [3, с. 43]. Конфликтность между целями и средствами их достижения приводит к аномическому напряжению, к фрустрации, к поиску незаконных способов адаптации. Данное обстоятельство, по мнению Э. Дюркгейма, объясняет относительно высокий уровень преступности среди низших социальных слоев.

Таким образом, одним из основных социальных факторов, влияющих на социальные отклонения, является нормативно-ценностная дезорганизация общества. Она объясняет причинность девиантного поведения людей с позиций аномии. Другими объективными социальными факторами девиаций являются различия между группами людей, обусловленные делением социума на страты; невыполнение ожиданий партнерами по социальному взаимодействию (Т. Парсонс); несоответствие между распределением благ и личностными качествами людей (П. Сорокин); влияние обучения и норм девиантной субкультуры (Р. Клауорд) и некоторые другие.

Отклоняющееся поведение в большинстве случае бывает опосредовано дисгармоничностью характера (акцентуацией). Под дисгармоничностью характера понимается гипертрофированная выраженность отдельных черт личности, обусловливающих повышенную уязвимость человека от внешних воздействий и затрудняющих его социальную адаптацию. Синонимом понятия «дисгармоничность личности» является понятие «акцентуация», впервые введенная немецким психиатром и психологом Карлом Леонгардом. В основе формирования характера прежде всего лежит социальный фактор. Для подростково-юношеского возраста нарушение семейной экологии и депривация являются основными источниками дисгармоничности их характера.

Нарушения семейной экологии происходят по разным причинам, но основное их содержание связано с алкоголизацией, депрессией и асоциальным поведением родителей. Т.В. Корнилова с соавторами [5, с. 34] полагает, что асоциальные поступки детей следует понимать и как действия по образцу, и как следствие нарушений социализации, и как следствие нарушений эмоционального общения с родителями. Это вполне логично, ибо пребывание родителя в тюрьме, совершение им общественно опасных действий могут дать лишь очень «бедные социализированные практики при взаимодействии с детьми». Выявлено, что диагноз «расстройство поведения» у детей высоко коррелирует с агрессивным асоциальным поведением

биологических родителей. В отношении алкоголизации родителей несколько иная картина. Здесь не выявлено прямой зависимости между алкоголизмом родителей и склонностью к спиртному у детей. Склонность к алкоголю выявлена только у 11 % подростков родителей, подверженных алкоголизации [5, с. 35]. То есть дети из семей с алкоголизацией не обязательно имитируют поведение своих родителей. Однако подростки, злоупотребляющие алкоголем, обнаруживают акцентуацию характера чаще всего таких типов, как неустойчивый, гипертимный, лабильный, эпилептоидный и истероидный. И конечно, значительное влияние на дисгармоничность характера подростков оказывают нарушения стабильности супружеских отношений (разобщенность или развод), а также сниженный уровень вовлеченности родителей в деятельность детей и низкое качество их надзора.

Подростки с поведенческими отклонениями

(дисгармоничностью характера) обычно отвергаются ровесниками. В результате такого отчуждения у «дисгармоничных» наступает депривация как особого рода недополучение социального опыта, что в свою очередь подготавливает почву для вступления подростков в асоциальные группы. Таким образом, депривация и нарушение семейной экологии становятся одним из детерминантов дисгармоничности характера подростка в социальной сфере.

Важной особенностью характера является тесная связь его с психологическими свойствами личности, которые в совокупности составляют предмет психологии индивидуальных различий. Прежде всего следует отметить связь характера с темпераментом. Под темпераментом понимаются индивидуальные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, особенности его поведения и степень уравновешенности реакций на жизненные воздействия. И характер, и темперамент зависят от физиологических особенностей личности, от типа высшей нервной деятельности. Если темперамент закреплен генетически, то характер формируется на протяжении всей жизни человека. Характер и темперамент человека определяют типичные реакции на соответствующие жизненные ситуации. Темперамент определяет лишь динамические особенности поведения индивида (уровень общей психической активности, скорость реакций, темп работы и др.), в то время как характер обусловливает осознанные поступки людей в соответствии с их морально-этическими и нравственными нормами, социальными ценностями, потребностями и интересами.

Кроме нарушений семейной экологии и депривации, другими детерминантами дисгармоничности личности являются

депрессивные расстройства и тревожность индивида, опосредованные его индивидуально-психологическими

особенностями и психическими состояниями. При депрессии человек субъективно испытывает тяжелые, эмоции и переживания (подавленность, тоску, отчаяние). Волевая активность, мотивы и влечения резко снижаются. Возникает чувство вины за прошлые события, ощущение беспомощности перед жизненными трудностями, бесперспективности. Изменяется восприятие времени, которое течет мучительно долго. Снижается самооценка. В состоянии депрессии характерны замедленность,

безынициативность, быстрая утомляемость, резкое падение продуктивности работы. Различают функциональное состояние депрессии в рамках нормального психического функционирования и патологическую депрессию как один из основных психиатрических синдромов. Конечно, мы имеем в виду функциональное состояние депрессии как крайнее выражение нормы.

Тревожность как склонность индивида к переживанию тревоги характерна низким порогом её возникновения. Различают ситуативую тревожность, связанную с конкретной внешней ситуацией, и личностную тревожность как стабильное свойство личности. Депрессивное расстройство и тревожность также являются одними из основных детерминантов дисгармоничности характера подростково-юношеского возраста. В приложениях к пособию приводятся психодиагностические методики по определению депрессивных состояний и тревожности личности.

Приведем лишь некоторые выводы из вышеизложенного.

1. Закономерности социально-психологического и физического развития личности нарушаются в процессе социальной дезадаптации и девиантного (отклоняющегося) поведения. Такое поведение не является формой патологии. Оно рассматривается в ряду явлений, лежащих между нормой и патологией, таких как акцентуация характера, ситуативные реакции, нарушения развития, предболезнь. Перечисленные формы характеризуются неопределенностью диагностических признаков. Например, акцентуация характера - это крайний вариант его нормы, при котором отдельные черты чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. Акцентуации в ряде случаев сочетаются с отклоняющимся поведением, таким как противоправные действия, суицидальное поведение, употребление наркотиков и т. п. В то же время поведение многих людей с акцентуированным характером не является отклоняющимся.

2. В учреждениях начального и среднего профессионального образования велика доля учащихся с личностными деформациями, дисгармоничностью характера и девиантным поведением. Без должного исследования данных проблем, без проведения психологической коррекции и реабилитации учащихся с девиантным поведением у будущих рабочих и специалистов в процессе их обучения в профессиональной школе личностные деформации могут провоцировать, перерастать в профессиональные деформации.

3. Длительное отрицательное воздействие на психику человека психотравмирующих факторов приводит к устойчивому пограничному состоянию, на поведенческом уровне проявляющемся в виде повышенной утомляемости, депрессии, капризности, эгоизма, стремления вызвать к себе сочувствие, педантической пунктуальности и др. А это приводит к невротическому развитию личности, к невротическим расстройствам (неврозам). В большинстве случаев неврозы обратимы и излечимы. На субклиническом уровне невротического развития человек может сам справиться с невротическими расстройствами, задействовав потенциальные возможности механизмов психологической защиты. Существенную помощь в лечении неврозов могут оказать врачи общемедицинской практики (невропатологи, психотерапевты, клинические и практические психологи).

4. В основе причин аномального развития индивида, приводящих к формированию расстройств личности (психопатий), лежат два основных фактора - биологический и социальный. Биологический фактор обусловливается наследственностью (у родителей, отягощенных расстройствами личности, большая вероятность появления детей с аналогичными заболеваниями), вредоносным воздействием на внутриутробное развитие ребенка (алкоголизация, токсикоз, бесконтрольное употребление медикаментов и во время беременности), родовыми травмами. Социальный фактор опосредован отрицательным социально-психологическим и социально-педагогическим воздействием на детей и подростков в социуме (микросоциальной среде).

5. Основными детерминантами дисгармоничности характера в подростково-юношеском возрасте в социальной сфере являются нарушения семейной экологии (депрессии, алкоголизация, асоциальное поведение родителей) и депривация (отвержение ровесниками). На субъективном уровне таковыми являются депрессивные расстройства и высокий уровень тревожности.

Список литературы

1. Андреева Г.М. Социальная психология: учеб. - М., 1998.

2. Беличева С.Л. Основы превентивной психологии. - М., 1993.

3. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): учеб. пособие. - М., 2002.

4. Клейберг Ю.А. Социальная психология девиантного поведения. - М., 2004.

5. Корнилова Т.В., Григоренко Е.Л., Смирнов С.Д. Подростки группы риска. - СПб., 2005.

6. Психология: учеб. / под ред. А.А. Крылова. - М., 1998.

УДК [159.922.736.3+371 -056.36]:37.015.3

В. Г. Казанская, Л. И. Логинова, Л. Г. Нагаева

Особенности понимания дидактического материала школьниками с нормальным и нарушенным психическим развитием

В статье ставится мало изученная, но значимая проблема понимания дидактического материала учащимися младшего школьного и подросткового возраста с нормальным и нарушенным психическим развитием. Авторы предлагают свою интерпретацию понимания этой проблемы.

The article examines less studied, but important problem of understanding of didactic material by schoolchildren with normal and retarded development. It is the understanding which determines success of school study and further mental development of the person.

The authors offer there own interpretation of understanding in the context of difficulties of studying.

Ключевые слова: понимание, его критерии и виды динамики, ошибка как критерий понимания, структура уровней. Отличия понимания у школьников с нормальным и задержанным развитием.

Key words: understanding, its criteria; mistake as a criterion of the understanding; parameters of estimation of understanding; structure of levels of understanding.

Проблема понимания относится к разряду значимых, но малоизученных с точки зрения механизмов, используемых субъектом средств, условий, препятствующих и стимулирующих этот процесс. Особое внимание уделяли пониманию когнитивисты, видя в нем сложность процесса познания (Дж. Брунер, М.С. Роговин и др.) Научный интерес представляет вопрос о понимании школьниками с нормальным и нарушенным психическим развитием предлагаемых заданий, составляющих содержание учебных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.