стеме публичной власти поселения должны занять достойное место. Самоуправление на этом уровне станет полнокровным и действенным, если местные дела будут решаться населением и созданными им органами уверенно и самостоятельно.
Иначе местное самоуправление станет здесь формальным и мы вообще потеряем весьма значимый институт демократии в государстве, где народ провозглашен единственным источником государственной и муниципальной власти.
Библиографический список
Васильев В. И. Местное самоуправление. М., 1999.
Информационный бюллетень местного самоуправления. 2016. № 1.
Местное самоуправление в России. Состояние, проблемы, пути совершенствования. Итоговый доклад. М., 2009.
Общественная палата РФ. Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации // Местное самоуправление. 2008. № 2.
Пертцик В. А. Проблемы местного самоуправления в СССР. Иркутск, 1963.
Фонд Института социально-экономических и политических требований. Реформирование системы организации МСУ в крупных городах и городских агломерациях. Аналитическая записка. М., 2013 // Информационный бюллетень местного самоуправления. 2013. № 42.
Презумпция добросовестного избирателя как основание реализации дополнительных форм голосования
ТУРИЩЕВА Наталья Юрьевна, доцент кафедры конституционного и муниципального права Кубанского государственного университета, кандидат юридических наук, доцент
350040, Россия, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149
E-mail: [email protected]
Статья посвящена вопросам установленного российским избирательным законодательством императивного порядка регистрации избирателей, основаниям наделения их активным избирательным правом и процедурам реализации права на участие в голосовании. Автор формулирует понятие презумпции добросовестного избирателя и раскрывает ее содержание через механизм наделения избирателя активным избирательным правом, включения его в списки избирателей, процедуры личного голосования по каждому полученному бюллетеню. Сравнительный анализ дополнительных форм голосования позволяет сделать вывод об использовании элементов заявительного порядка регистрации избирателей при проведении голосования по открепительным удостоверениям, досрочного голосования, голосования вне помещения для голосования. Раскрытие сущностных характеристик презумпции добросовестного избирателя должно способствовать устранению противоречий, возникающих между императивным и заявительным порядком регистрации избирателей.
Ключевые слова: избиратель, активное избирательное право, регистрация избирателей, избирательный округ, императивный порядок регистрации, заявительный порядок регистрации, презумпция, дополнительные формы голосования.
The Presumption of Good Faith of the Voter as the Basis for Realization of Additional Forms of Voting
N. Yu. TURISHCHEVA, candidate of legal sciences, associate professor
Kuban State University
149, Stavropolskaya st., Krasnodar, Russia, 350040
E-mail: [email protected]
An article is devoted to the questions of the imperative order of registration of voters established by the Russian electoral laws, to the grounds for grating suffrage to voters and to the procedures of voting privilege. The author formulates concept of the presumption of good faith of the voter and reveals its contents through the mechanism of granting active right to the vote to voter, his inclusions in voting rolls, procedures of personal vote for each received bulletin. The comparative analysis of additional forms of voting leads to a conclusion that they include elements of a declarative order of registration under voting with absentee ballots, early voting and voting outside the polling station. Disclosure of essential characteristics of the presumption of good faith of the voter should help to eliminate the contradictions that arise between imperative and declarative procedure of voter registration.
Keywords: voter, active right to vote, registration of voters, electoral district, imperative order of registration, declarative order of registration, presumption, additional forms of voting.
DOI: 10.12737/23707
Право на участие в голосовании (активное избирательное право) является одним из неотъемлемых элементов политико-правового статуса гражданина, закрепляемого конституциями современных демократических государств. Вместе с тем снижение электоральной активности граждан и рост абсентеизма стали неизбежными спутниками современных избирательных кампаний во всем мире1, причину чего исследователи видят в снижении «качества» избирательного корпуса в связи с предоставлением всеобщего избирательного права2, а также в преобладании индивидуалистического подхода в организации жизни современного человека, снижении интереса к совместным общим делам, размывании политических убеждений3.
Традиционно под основным способом реализации активного избирательного права понимается конкретизированная во времени и пространстве процедура заполнения бюллетеня, имеющая привязку ко времени — дню голосования и месту — помещению для голосования того избирательного участка, где избиратель зарегистрирован по месту
1 См.: Лафитский В. И. Выборы в Европейский Парламент // Журнал российского права. 2005. № 4. С. 139.
2 См.: Шлезингер А. Циклы американской истории. М., 1992. С. 369.
3 См.: Бауман З. Индивидуализированное
общество. М., 2005. С. 26; Инглхарт Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества // Полис. 1997. № 4. С. 22.
жительства и включен в список избирателей. Однако в силу различных причин (состояние здоровья, отъезд и др.) избиратели не всегда имеют возможность проголосовать на своем избирательном участке в тот конкретный день, на который назначены выборы. В этих случаях реализация права на участие в голосовании обеспечивается путем установления в национальном законодательстве о выборах юридически выверенных механизмов, позволяющих избирателю вне узко конкретизированного времени или места для голосования осуществить свой выбор и гарантирующих при этом, что его голос обязательно будет учтен в точном соответствии с результатами его волеизъявления. Наиболее распространенными в мировой практике дополнительными (или субсидиарными) способами голосования являются досрочное голосование, голосование по почте, дистанционное голосование, голосование через Интернет. Как указал Конституционный Суд РФ, нацеленное на достижение всеобщности избирательного права разумное увеличение доступных видов электоральных практик способствует росту числа граждан, принявших участие в голосовании, повышению гражданской активности4.
Российское избирательное законодательство содержит широкий перечень правовых средств, позволяющих каждому избирателю реа-
4 См. постановление КС РФ от 15 апреля 2014 г. № 11-П.
лизовать свое право на участие в голосовании (досрочное голосование, голосование на основании открепительного удостоверения, голосование вне помещения для голосования и др.). Основой, содержательной первопричиной правового механизма дополнительного голосования является предусматриваемый отечественным избирательным законодательством порядок регистрации и учета избирателей, обеспечение которого осуществляется от имени государства. Составление и ведение актуальных баз данных об избирателях осуществляется в Регистре избирателей, участников референдума в Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы». Реализация дополнительных форм голосования ведет к внесению изменений в списки избирателей: исключение из списков на одном участке и включение в списки избирателей на другом (или внесение сведений о досрочном голосовании).
В Российской Федерации государство в лице уполномоченных органов по собственной инициативе осуществляет регистрацию избирателей. Каждый, кто достиг возраста 18 лет, зарегистрирован по месту жительства на определенной территории, наделяется активным избирательным правом, включается в списки избирателей и в Регистр избирателей, участников референдума. Однако зачастую указанный порядок подвергается критике. Оценивая императивный порядок регистрации избирателей, С. Д. Князев подчеркивает несогласованность принципа добровольности участия в выборах и необходимости обязательного включения в списки избирателей всех граждан, имеющих право на участие в голосовании независимо от их желания5.
5 См.: Князев С. Д. Принципы участия российских граждан в выборах: вопросы правового обеспечения // Правоведение. 1999. № 1. С. 24—33.
Обязанность по аккумуляции информации об изменениях статуса избирателя (смена места жительства, фамилии, лишение активного избирательного права в связи с назначением уголовного наказания в виде лишения свободы или признания гражданина недееспособным и др.) отнесена к компетенции главы местной администрации. К нему же стекаются данные из органов регистрационного учета, ЗАГСа, суда, военкомата и др., позволяющие поддерживать данные в Регистре избирателей, участников референдума в актуальном состоянии. На основании данных, представляемых главой местной администрации, избирательные комиссии составляют списки избирателей. Если избирательный участок входит в границы определенного избирательного округа, гражданин, зарегистрированный на территории этого избирательного участка, наделяется активным избирательным правом в границах соответствующего избирательного округа. Таким образом, императивный (или обязательный) порядок регистрации избирателей в целом не требует от избирателя усилий, чтобы быть внесенным в списки для голосования. Исключения касаются лишь тех моментов, когда избиратель по различным причинам не внесен в списки для голосования (например, зарегистрирован по месту жительства после подачи сведений об избирателях), что может быть преодолено на основании решения избирательной комиссии или суда. В свою очередь, императивный порядок регистрации порождает правовое состояние избирателей, которое, на наш взгляд, наиболее точно и объективно может быть определено как презумпция добросовестного избирателя.
Содержание презумпции добросовестного избирателя складывается из следующих компонентов. Первое — избиратель наделен активным избирательным правом в границах соответствующего избирательного
округа, на территории которого он зарегистрирован по месту жительства. Второе — избиратель может быть включен в списки избирателей лишь на одном избирательном участке. Третье — избиратель голосует лично, в соответствии с установленным порядком наделения его активным избирательным правом. Таким образом, презумпция добросовестного избирателя зиждется на императивном порядке регистрации избирателей, на том, что само государство в лице органов публичной власти берет на себя ответственность за достоверность списков избирателей.
Производной презумпции добросовестного избирателя является сформулированный отечественным законодателем в п. 4 ст. 4 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 67-ФЗ) постулат о том, что нахождение избирателя в день голосования за пределами своего избирательного округа не должно являться препятствием для реализации его активного избирательного права на выборах в органы государственной власти субъекта РФ, муниципальных выборах. Указанное положение является юридическим основанием для создания правового механизма дополнительных форм голосования.
Непосредственное содержание различных форм дополнительного голосования детально регламентировано Федеральным законом № 67-ФЗ. Однако установленный законодателем механизм проведения досрочного голосования, голосования по открепительным удостоверениям, иных дополнительных видов голосования продолжает вызывать споры в связи со своей нормативной небезупречностью и многочисленными нарушениями, активно обсуждаемыми в прессе. Позиция законодателя по данному вопросу под влиянием действительных и мни-
мых претензий, высказываемых представителями различных политических партий, не первый раз кардинально меняется, однако и на сегодняшний день проблемы до конца не разрешены. Не исключено, что последние новеллы Федерального закона № 67-ФЗ, которыми вводятся новые правила организации голосования отдельных категорий избирателей, также могут быть подвергнуты справедливой критике. Где же здесь корень зла и существует ли он в действительности?
В доктрине конституционного права правовой механизм, позволяющий избирателю, отсутствующему на своем избирательном участке в день голосования, реализовать право голоса, получил закрепление в качестве таких понятий, как «субсидиарное голосование», «девиаци-онное голосование»6, «альтернативные способы голосования»7.
С организационной точки зрения все существующие способы обеспечения избирателю возможности проголосовать в том случае, если он не сможет в день голосования прибыть в помещение для голосования своего избирательного участка, сводятся к смещению пространственно-временных параметров процедуры проведения голосования. При этом законодательно предусмотрены следующие альтернативные возможности:
изменение времени голосования (реализуется в процессе досрочного голосования путем голосования за 10 и менее дней до дня голосования в помещении территориальной
6 См.: Аршинов А. А. Особенности избирательного права и процесса в ФРГ: дис. ... канд. юрид. наук. Ярославль, 2004.
7 См.: Забайкалов А. П. Реализация конституционного права на участие в выборах и референдумах посредством голосования по почте: дис. ... канд. юрид. наук. Елец, 2009; Современные избирательные системы. Вып. 1: Великобритания, Канада, Мексика, Польша / Д. В. Лафитский, Н. М. Касаткина, А. Г. Орлов, Н. Ю. Трещетенкова. М., 2006. С. 103.
или участковой избирательной комиссии; досрочного голосования не ранее чем за 20 дней до дня голосования избирателей, находящихся на судах загранплавания, полярных станциях и др.);
изменение места голосования (реализуется путем голосования по открепительным удостоверениям; путем включения избирателей по личному заявлению в список избирателей по месту пребывания);
изменение одновременно и времени, и места голосования (реализуется путем голосования по почте; досрочного голосования отдельных групп избирателей, находящихся в отдаленных или труднодоступных местностях).
В этом ряду особо выделяется голосование вне помещения для голосования, которое хотя формально и относится к изменению места голосования, однако при этом осуществляется в границах соответствующего избирательного участка — так называемое голосование на дому, по месту жительства избирателя).
Федеральный закон № 67-ФЗ описывает лишь сам механизм осуществления различных дополнительных форм голосования, детально закрепляя последовательность действий избирателя и членов соответствующей избирательной комиссии, но в то же время не определяет критерии выбора той или иной формы на конкретных выборах.
В ходе избирательных кампаний федерального уровня в качестве дополнительной формы организации голосования традиционно применяется открепительное удостоверение, что закреплено соответствующими федеральными законами, регулирующими порядок проведения выборов Президента РФ и депутатов Государственной Думы; на региональных и муниципальных выборах возможно применение открепительного удостоверения или досрочного голосования, в зависимости от того, что предусмотрено законом субъекта РФ.
Региональное законодательство имеет различные правовые подходы к определению процедур обеспечения избирательных прав граждан, отсутствующих на избирательном участке в день голосования. Так, законодательство Краснодарского края, посвященное регулированию выборов регионального и муниципального уровней, предусматривает применение досрочного голосования. При этом весь процесс сосредоточен исключительно в участковых избирательных комиссиях. Законодательство ряда субъектов РФ предусматривает возможность использования открепительных удостоверений, в том числе на муниципальных выборах.
Исследование проблем организации дополнительных видов голосования приводит многих ученых к выводу о необходимости закрепления в Избирательном кодексе подробных процедур, регламентирующих порядок досрочного голосования, голосования по открепительному удостоверению, голосования по почте8. Как представляется, федеральным законодателем должно быть определено не только содержание процедур, но и конкретные виды выборов, на которых применимы голосование по открепительным удостоверениям, досрочное голосование. Сегодня это право предоставлено региональному законодателю, что ведет к использованию в субъектах РФ различных механизмов дополнительных видов голосования на выборах одного и того же уровня.
Действующее избирательное законодательство предусматривает два вида досрочного голосования. Во-первых, проведение досрочного голосования (изменение временных параметров реализации процедуры голосования) применимо для тех избирателей, которые в си-
8 См.: Любарев А. Е. Конституционно-правовые основы многообразия избирательных
систем в Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004.
лу уважительных причин не смогут прибыть в помещение для голосования — это досрочное голосование в традиционно понимаемом смысле (голосование за 10—4 дня до дня голосования в помещении территориальной, а за 3—1 день — в помещении участковой избирательной комиссии). Основанием проведения такого голосования является наличие уважительной причины у избирателя, по которой он не сможет прийти в помещение для голосования — состояние здоровья, режим работы или учебы, выполнение государственных или общественных обязанностей, отпуск, командировка и др. Во-вторых, досрочное голосование возможно для отдельных групп избирателей или для всего участка в целом, образованного в труднодоступных или отдаленных местах, если в силу определенных условий сообщение с участком отсутствует или затруднено (природные, техногенные катаклизмы и др.). Под влиянием многочисленных сообщений о нарушениях при проведении досрочного голосования институт досрочного голосования в его традиционном понимании в период 2010 — 2014 гг. был исключен из текста Федерального закона № 67-ФЗ. Однако в постановлении от 15 апреля 2014 г. № 11-П Конституционный Суд РФ указал на невозможность лишения избирателя права проголосовать досрочно в том случае, если не применяется институт открепительного удостоверения. В связи с данной позицией институт досрочного голосования был возвращен в отечественное избирательное законодательство, однако в измененном виде9. С 15 до 10 дней был сокращен период, в течение которого можно проголосовать досрочно. Региональ-
9 См. Федеральный закон от 5 мая 2014 г. № 95-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"».
ному законодателю предоставлено право определить уровень комиссии, в которой проводится досрочное голосование (в территориальной избирательной комиссии в течение семи дней и в участковой избирательной комиссии в течение трех последних перед днем голосования дней или только в участковой избирательной комиссии в течение всех 10 дней). Перечень причин досрочного голосования стал открытым — принимается любая уважительная причина, связанная с отсутствием избирателя в день голосования на избирательном участке. Вместе с тем устанавливается, что соответствующая комиссия в случае возникновения спорного вопроса вправе на своем заседании рассмотреть заявление избирателя и признать причину неуважительной.
Вместе с тем последние изменения, внесенные в Федеральный закон № 67-ФЗ, вновь касаются исключения процедуры досрочного голосования на всех нижестоящих выборах, если происходит совмещение дня голосования с федеральными избирательными кампаниями10. В этом случае федеральный законодатель предлагает на выборах регионального и местного уровней использовать только открепительное удостоверение, не предусматривая возможность проведения досрочного голосования. При этом применение института открепительного удостоверения естественным образом исключается, если границы избирательного округа находятся в пределах одного избирательного участка. Действительно, не может быть никакого смысла в применении открепительного удостоверения на одном избирательном участке, впрочем, как и в целом на муни-
10 См. Федеральный закон от 9 марта 2016 г. № 66-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации».
ципальных выборах, особенно поселенческого уровня. Открепительное удостоверение будет эффективным лишь для тех избирателей, которые не покинут границы соответствующего избирательного округа, например, для сотрудников учреждений здравоохранения, правоохранительных органов и др., которые в день голосования не смогут прийти на свой избирательный участок, но смогут проголосовать по месту своей работы, службы и т. д.
При проведении совмещенных с федеральными выборов иного уровня проблемы возникают там, где округ совпадает с границами избирательного участка, так как в этом случае не применяется ни досрочное голосование, ни открепительное удостоверение. Ситуация совпадения границ избирательного округа и участка характерна для многих муниципальных выборов, особенно поселенческого уровня, что порождает проблему реализации активного избирательного права для избирателей, отсутствующих в день голосования на своем избирательном участке.
Следует оговориться, что применение открепительного удостоверения (пространственное изменение места голосования) может осуществляться лишь в границах соответствующего избирательного округа, поскольку действующее избирательное законодательство в качестве основного признака наделения избирателя активным избирательным правом предусматривает регистрацию его по месту жительства на территории соответствующего избирательного округа. Поэтому на муниципальных выборах применение открепительного удостоверения малоэффективно, поскольку границы округа, как правило, очень невелики, особенно на выборах поселенческого уровня.
Чем больше территориальная протяженность избирательного округа, тем больший юридический смысл и практический результат имеет при-
менение открепительного удостоверения. Наибольшую эффективность открепительное удостоверение имеет на федеральных выборах, где в качестве избирательного округа выступает вся территория Российской Федерации. Так, на выборах Президента России, а также на выборах депутатов Государственной Думы, проводимых по единому округу (по пропорциональной системе), открепительное удостоверение предоставляет его обладателю право проголосовать на любом избирательном участке, образованном на территории Российской Федерации, а также за ее пределами. Здесь самое главное — фактическое нахождение избирателя на конкретном избирательном участке. Исключением являются те участки, которые образованы на судах загранплавания, полярных станциях и в других труднодоступных и отдаленных местах, где у избирателя просто нет возможности получить открепительное удостоверение. В этом случае применим механизм досрочного голосования всего участка в определенный день в период не ранее чем за 20 дней до дня голосования.
В процессе голосования на выборах депутатов Государственной Думы реализация активного избирательного права зависит от того, покинул избиратель границы одномандатного округа или нет. В день голосования при предъявлении открепительного удостоверения избиратель получит бюллетень по одномандатному округу лишь в том случае, если останется в его границах. Если же он будет находиться на территории другого одномандатного избирательного округа, то сможет получить лишь один бюллетень — для голосования за списки партий по федеральному округу.
Наименее распространенной в Российской Федерации формой дополнительного голосования является голосование по почте, которое применимо лишь на выборах и референдумах регионального и муниципального уров-
ней. Голосование по почте, предусматриваемое законодательством только семи субъектов РФ, осуществляется при соблюдении ряда условий и ограничений, реализация которых делает процедуру голосования по почте малоэффективной. Кроме этого, голосование по почте реализуется лишь в границах соответствующего муниципального образования.
Реализация всех форм дополнительного голосования связана с необходимостью подтверждения избирателем своего права на участие в голосовании. Для получения возможности проголосовать досрочно избиратель должен указать уважительную причину, т. е. подтвердить свое право на дополнительные формы голосования. Уважительными причинами для досрочного голосования являются режим трудовой и учебной деятельности, выполнение государственных и общественных обязанностей, состояние здоровья, отпуск, командировка и иные уважительные причины.
Предоставление возможности проголосовать вне помещения для голосования ограничено закрытым перечнем причин, к которым отнесены состояние здоровья, преклонный возраст или нахождение в местах содержания под стражей. Следует отметить, что механизм подтверждения избирателем наличия у него уважительной причины для участия в дополнительных видах голосования практически идентичен по содержанию тем процедурам, которые предусмотрены в законодательстве ряда зарубежных стран, использующих заявительный порядок регистрации избирателей (Великобритания, Канада, США, Франция и др.).
В юридической литературе обращается внимание на целесообразность закрепления в Федеральном законе № 67-ФЗ обязанности избирательных комиссий проверять уважительность указываемой избирателем причины досрочного голосования посредством проверки под-
тверждающего документа, а также приложения его копии к заявлению избирателя11. Принципы свободных выборов и императивного порядка регистрации избирателей не вполне согласуются с необходимостью осуществления проверки причин досрочного голосования, получения открепительного удостоверения, голосования вне помещения для голосования. Как представляется, первичным является само право на участие в голосовании, при этом не имеет значения, в каком порядке (где и когда) была осуществлена процедура голосования. Важно то, что избирателю была предоставлена возможность реализации его права голоса.
Частью 11 ст. 17 Федерального закона от 22 февраля 2014 г. № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» предусматривается принципиально новый порядок наделения избирателя активным избирательным правом и включения в списки для голосования по месту пребывания (например, в общежитии). Законодатель устанавливает определенный срок, в течение которого избиратель должен быть зарегистрирован по месту пребывания: не менее чем за три месяца до дня голосования. В этом случае он может быть включен в список избирателей на этом избирательном участке на основании личного письменного заявления, поданного за 60—21 день до дня голосования. Особенностью нового механизма является исключение из списков по основному месту жительства, что позволяет наделять такого избирателя активным избирательным правом не только по федеральному, но и по одномандатному избирательному округу.
11 См.: Фокина В. Э. Проблемы реализации активного избирательного права при досрочном голосовании. URL: http://conf.omui. ru/content/problemy-realizacii-aktivnogo-izbiratelnogo-prava-pri-dosrochnom-golosovanii.
Таким образом, инициатива включения в списки должна исходить непосредственно от избирателя. Указанный порядок лишь подчеркивает общее правило, состоящее в том, что государство самостоятельно осуществляет регистрацию избирателей на основании императивного порядка регистрации исходя из презумпции добросовестного избирателя. Институты же досрочного голосования, голосования на основании открепительного удостоверения, голосования вне помещения для голосования включают элементы заявительного порядка регистрации избирателей, когда сам избиратель еще до дня голосования сообщает о своем намерении проголосовать — на основании тех процедур, которые предусмотрены для данного вида выборов. При этом презумпция добросовестного избирателя не действует. Чтобы подтвердить свое право на участие в голосовании посредством одной из дополнительных форм, избиратель должен представить доказательства своего права, указав причину досрочного голосования, т. е. подтвердить это в заявительном порядке. При этом законодатель предусматривает возможность проведения проверки указанных причин и отказа в предоставлении такого права.
Как отмечает К. В. Арановский, ценность избирательного права выше, если оно достается тем, кто показывает интерес к правопользова-нию такими действиями, как инициатива в регистрации по списку из-бирателей12.
Объективно названные процедуры реализации дополнительных видов голосования рассчитаны на более сознательный электорат, на тех избирателей, которые, несмотря на наличие причин, не позволяющих проголосовать в день голосования на своем избирательном участке, готовы проявить инициативу, предприняв определенные усилия, чтобы реализовать свое право голоса. На сегодняшний день требуют своего развития и совершенствования не имеющие закрепления в отечественном законодательстве такие субсидиарные способы осуществления активного избирательного права, как голосование по доверенности и голосование по сети Интернет, а также голосование по почте, предусматриваемое лишь для региональных выборов. Внедрение этих институтов в систему избирательного законодательства должно продемонстрировать усиление правовых, организационных и иных гарантий реализации избирательных прав. Многочисленные жалобы и нарекания, которые возникают в процессе реализации различных видов дополнительного голосования, являются отражением противоречий, существующих между императивным и заявительным порядком регистрации избирателей. Однако уже в ближайшей перспективе данные процедуры должны быть построены с учетом принципа свободы выборов, в том числе свободы выбора способа голосования, а также на основании презумпции добросовестного избирателя.
12 См.: Арановский К. В. Всеобщее изби- ниях и издержках // Российский юридиче-рательное право в его ценностных основа- ский журнал. 2010. № 4. С. 72.
Библиографический список
Арановский К. В. Всеобщее избирательное право в его ценностных основаниях и издержках // Российский юридический журнал. 2010. № 4.
Аршинов А. А. Особенности избирательного права и процесса в ФРГ: дис. ... канд. юрид. наук. Ярославль, 2004.
Бауман З. Индивидуализированное общество. М., 2005.
Забайкалов А. П. Реализация конституционного права на участие в выборах и референдумах посредством голосования по почте: дис. ... канд. юрид. наук. Елец, 2009.
Инглхарт Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества // Полис. 1997. № 4.
Князев С. Д. Принципы участия российских граждан в выборах: вопросы правового обеспечения // Правоведение. 1999. № 1.
Лафитский В. И. Выборы в Европейский Парламент // Журнал российского права. 2005. № 4.
Любарев А. Е. Конституционно-правовые основы многообразия избирательных систем в Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004.
Современные избирательные системы. Вып. 1: Великобритания, Канада, Мексика, Польша / Д. В. Лафитский, Н. М. Касаткина, А. Г. Орлов, Н. Ю. Трещетенкова. М., 2006.
Фокина В. Э. Проблемы реализации активного избирательного права при досрочном голосовании. URL: http://conf.omui.ru/content/problemy-realizacii-aktivnogo-izbiratelnogo-prava-pri-dosrochnom-golosovanii.
Шлезингер А. Циклы американской истории. М., 1992.