Показатели Продукты питания
Хлеб Картофель Овощи Мясо . _ Яйцо, „ , . Молоко (в уб. весе) тыс. шт.
Оптимистический сценарий
Производство 262 119 36 69 526 90
Прогнозный сценарий в % к прожиточному минимуму 437 248 82 406 492 101
Прогнозный сценарий в % к нормам ИП РАМН 609 277 67 223 368 77
* В прогнозных расчетах учитываются объемы производства продукции хозяйств всех категорий.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. В соответствии с научно-обоснованными нормами питания население сельских территорий будет в краткосрочной перспективе полностью обеспечено хлебом, картофелем, мясом и молоком. При сопоставлении с величиной прожиточного минимума в зависимости от выбора прогнозного сценария уровень самообеспеченности населения овощами достигнет 70-82%, яйцом - 89-101%.
2. В краткосрочной перспективе производство овощей и яиц в агроформированиях сельских территорий будет недостаточным, не сможет в полной мере покрывать потребительский спрос населения в данной продукции и предполагает их ввоз из других регионов. В зависимости от выбора прогнозного сценария уровень самообеспеченности населения овощами при сравнении с нормами Института питания РАМН составит 57-67%, яйцом - 68-77%.
3. Экономический эффект от внедрения оптимальных параметров сформированных сценариев будет способствовать повышению устойчивости продовольственного обеспечения населения сельских территорий Северной лесостепной зоны. Предложенные методиче-
ские подходы по сценарному прогнозированию агропродовольственной сферы при определенной коррекции могут быть применены при разработке программ устойчивого развития сельских территорий Нечерноземной зоны Российской Федерации.
Источники
1. Гусманов Р. У. Развитие рынка фуражного зерна (теория, методология, практика). - Уфа: Гилем, 2009. - 320 с.
2. Гусманов Р.У., Субхангулов Р.Р. Обоснование сценариев развития животноводства в сельскохозяйственных предприятиях. - Уфа: Гилем, 2009. -142 с.
3. Гусманов У.Г. Агропромышленный комплекс региона (состояние, проблемы и решения). - М.: Россельхозакадемия, 2006. - Т. 1. - 564 с.
4. Гусманов У.Г. Агропромышленный комплекс региона (состояние, проблемы и решения). - М.: Россельхозакадемия, 2009. - Т. 2. - 448 с.
5. Мюрдаль Г. Современные проблемы «третьего мира». - М.: Прогресс, 1972. [Цит. по: Тодаро М.П. Экономическое развитие. - М.: МГУ, ЮНИТИ, 1997. - С. 261].
6. Сельское хозяйство, охота и лесоводство Республики Башкортостан: статистический сборник. -Уфа: Башкортостанстат, 2013. - 190 с.
ПРЕЖДЕВРЕМЕННАЯ СМЕРТНОСТЬ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ: ИЗМЕРЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОТЕРЬ
Блинова Т.В., д.э.н., проф., зам. дир. Института аграрных проблем РАН, Марков В.А. к.э.н., доц., Саратовского социально-экономического института (фил.) Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова
Исследование проведено при финансовой поддержке РФФИ, проект № 12-06-00012а
Одним из важных стратегических приоритетов социально-экономической политики государства выступает обеспечение продовольственной безопасности России. Неотъемлемым компонентом стратегии социально-экономического развития аграрного сектора России является рост инвестиций в человеческий капитал, повышение уровня образования, укрепление здоровья, увеличение продолжи-
тельности и качества жизни сельского населения. Государства, осуществляющие масштабные вложения в человеческий капитал, формируют, во-первых, стратегический потенциал долгосрочного экономического роста, приобретая неоспоримые преимущества перед другими станами, во-вторых, положительные внешние эффекты (экстерналии) инвестиций в стратегию человеческого развития. Накопле-
ние человеческого капитала выступает базовой предпосылкой устойчивого развития сельских территорий и обеспечения продовольственной безопасности России в современных условиях глобализации и межрегиональной интеграции. Вместе с тем, недостаточные инвестиции в человеческий капитал на фоне сокращения численности сельского населения трудоспособного возраста генерируют риски дефицита кадров, что является одним из вызовов обеспечения продовольственной безопасности России.
В результате сокращениячисленности сельского населения трудоспособного возрас-тасужается предложение рабочей силы на аграрном рынке труда и обостряется «дефицит кадров». Прогнозные расчеты, выполненные в Институте аграрных проблем РАН, показывают, что темпы сокращения численности населения трудоспособного возраста выше, чем всего сельского населения. Помимо катастро-
фического оттокаквалифицированных кадров и молодежи в города,трудовой потенциал села ухудшается в результатепреждевременной смертности населения трудоспособного возраста. Потери, вызванные смертностью населения, оказывают длительное негативное воздействие на демографическое, экономическое и социальное развитие сельских территорий.
Смертность сельского населения в трудоспособном возрасте по данным Росстата составляет в настоящее время 145 987 чел. (2012 г.), из них мужчин- 117 605 чел., женщин -28 382 чел. [1]. Основными причинами смерти сельчан трудоспособного возраста являются внешние, включающие случайные отравления алкоголем, все виды транспортных несчастных случаев, самоубийства, убийства, на втором месте сердечно- сосудистые заболевания, на третьем - новообразования (табл. 1).
Таблица 1 - Коэффициенты смертности сельского населения в трудоспособном возрасте по ос-
Причины смерти 2000 г. 2005 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.
Всего умерших от всех причин 782,5 942,0 758,4 707,8 676,4
В том числе от:
внешних причин смерти 320,3 337,1 249,0 224,2 219,8
болезней системы кровообращения 216,2 298,4 237,0 222,7 207,2
новообразований 91,8 92,3 96,5 96,0 94,9
болезней органов дыхания 36,2 49,4 36,0 37,0 32,7
болезней органов пищеварения 28,5 54,5 51,9 47,1 46,6
некоторых инфекционных и паразитарных болезней 33,3 38,7 31,4 29,5 27,8
Аграрная экономика несет огромные социальные, демографические и экономические потери от неоправданно высокого уровня преждевременной смертности, в особенности населения трудоспособного возраста. В течение длительного времени стоимостный эквивалент экономических потерь, вызванных смертью людей, не рассчитывался Росстатом в связи с отсутствием соответствующих методик измерения ущерба подобного рода. В настоящее время Росстатом предложена методология расчета экономических потерь от смертности, заболеваемости и инвалидизации населения [2]. Вместе с тем, теоретико-методологические и методические проблемы измерения экономического ущерба и его стоимостного эквивалента сохраняются, авторы в своих исследованиях по-прежнему используют разные подходы к оценке безвозвратных потерь от смертности населения [3, 4].
Цель данного исследования - выполнить экспериментальные расчеты стоимостного эк-
вивалента экономических потерь от преждевременной смертности сельского населения, измерить масштабы недопроизводства продукции сельского хозяйства по этой причине. Измерение и оценка экономических потерь от преждевременной смертности сельского населения предполагают решение следующих задач:
- определение содержания понятия «преждевременная смертность» населения и выбор способа его статистического измерения;
- расчет масштабов и выявление нозологического профиля преждевременной смертности сельского населения;
- количественная оценка стоимостного эквивалента экономического ущерба в результате преждевременной смертности сельского населения.
Преждевременная смертность с демографических позиций включает смертность населения в возрастах, не превышающих и не достигающих показателя ожидаемой продол-
жительности жизни. Масштабы преждевре- чин смерти трудоспособного населения в
менной смертности сельского населения были 2006-2012 гг. (табл. 2).
измерены по каждому классу основных при-
Таблица 2 - Преждевременная смертность сельского населения России по отдельным классам _причин смерти, чел. в год_
Причины смерти 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.
Внешние причины смерти 60483 48413 43774 33142 29029 15755 11453
Болезни системы кровообращения 46543 35350 36758 26368 25117 16572 7032
Новообразования 12610 12270 12300 12388 11493 10427 9113
Болезни органов дыхания 9811 8286 8901 8469 6429 6610 4410
Болезни органов пищеварения 10783 9501 10741 9518 10466 7752 7332
Некоторые инфекционные и паразитарные болезни 8296 7627 7479 7353 6327 5388 4513
Для дальнейших расчетов будут использоваться показатели предотвратимой преждевременной смертности. Стоимостный эквивалент экономических потерь от смертности населения. Экономические потери от смертности населения в данной работе были оценены по методике Росста-та и рассчитывались по следующей формуле:
ВВП • 0,5К ,
1 ^ V
L = - У PM х (E х kE ) х (— х kw ),
2
S
ЭП . = м .----
х,$,а х,$,а ^ З х -
где ЭПхЛС1 - экономические потери в производстве ВВП в результате смертности населения в отчетном году в возрасте (х) пола по причине смерти в регионе; М^^ - численность умерших в возрасте (х) пола по причине смерти Зх,^ - численность занятых в возрасте (х) пола 8х,6,с1 - численность населения в возрасте (х) пола З - число занятых; Кх - корректирующий коэффициент для учета
сокращенного рабочего времени и увеличенной продолжительности отпуска лиц возраста (х) младше 18 лет (для х = 15 Кх = 0,5922, для х =
16 Кх = 0,8636, для х = 17 Кх = 0,8636, для х > 17 Кх =1); 0,5 - коэффициент, учитывающий распределение времени смертей в течение года. Для расчета стоимостного эквивалента экономических потерь от преждевременной смертности сельского населения по отдельным классам причин методология Росстата была дополнена возрастными и тендерными коэффициентами занятости и производительности труда. Кроме того, для целей исследования вместо показателя валового внутреннего продукта (ВВП) использовался показатель фактической стоимости продукции сельского хозяйства. Расчеты выполнены по следующей формуле для каждой возрастной группы и пола трудоспособного сельского населения:
где: L - годовая величина экономического ущерба (economiclosses), млн руб.; PM - численность преждевременно умерших по отдельным причинам смертности в каждом году (j), чел.; E- уровень занятости трудоспособного сельского населения (employment rate), скорректированный на половозрастные коэффициенты занятости (kE); V - фактическая стоимость продукции сельского хозяйства по всем категориям хозяйств, млн руб.; Se - среднегодовая численность занятых сельских жителей, чел.; сама дробь характеризует уровень производительности труда в сельском хозяйстве за год; ^-корректирующие коэффициенты производительности труда (по возрасту и полу) [4], заменяют собой коэффициент Кх. Множитель У введен в соответствии с методологией Росстата для учета распределения времени смертей в течение года. Результаты измерения экономических потерь от недопроизводства сельскохозяйственной продукции из-за преждевременной смертности сельского населения трудоспособного возраста представлены в табл. 3.
Далее были рассчитаны удельные показатели вклада экономических потерь в недопроизводство сельскохозяйственной продукции. Для этих целей просуммированы фактическая стоимость продукции сельского хозяйства и потерянная в результате недопроизводства (от преждевременной смертности сельского населения), затем экономический ущерб соотнесен с полученной стоимостью. Потери от недопроизводства продукции сельского хозяйства в результате преждевременной смертности составляли 5,3 млрд руб., или 0,34% (2006 г.). В дальнейшем они снизились до 3,4 млрд руб., или 0,10% (2012 г.). Дифференциация регионов РФ по критерию потенциальных
потерь продукции сельского хозяйства в результате преждевременной смертности населения трудоспособного возраста существенна. Наиболее высокие удельные показатели вклада экономических потерь в недопроизводство сельскохозяйственной продукции характерны
для регионов Северо-Западного ФО, Дальневосточного ФО, Центрального ФО. Наиболее низкие удельные показатели отличают регионы Северо-Кавказского ФО, Южного ФО, Уральского ФО.
Таблица 3 - Экономический ущерб от преждевременной смертности сельского населения России по основным классам причин смерти (недопроизводство сельскохозяйственной
Причина смерти 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.
Внешние причины смерти 2127,4 2086,9 2327,8 1788,0 1628,3 1062,6 851,7
Болезни системы кровообращения 1662,6 1567,2 1915,9 1418,0 1429,4 1234,1 560,2
Новообразования 443,0 545,1 642,3 681,4 681,9 769,3 735,3
Болезни органов дыхания 357,3 378,4 488,1 477,6 384,4 502,9 345,6
Болезни органов пищеварения 397,2 428,1 590,9 549,7 630,6 608,3 581,9
Некоторые инфекционные и паразитарные болезни 308,3 345,7 420,6 416,0 376,9 408,5 354,7
Полученные результаты могут быть использованы для разработки превентивных мер, направленных на сокращение смертности сельского населения, увеличение продолжительности и качества жизни, формирование региональных стратегий устойчивого развития сельских территорий.
Источники
1. Демографический ежегодник России. 2013: Стат.сб./ Росстат. - М., 2013. С. 348.
2. Методология расчета экономических потерь от смертности, заболеваемости и инвалидизации населения №192/323н/45н/113. Приказ Минэконом-
развития России № 192, Минздравсоцразвития №323н, Минфина России №45н, Росстата №113 от 10.04.2012 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.consultant.ru.
3. Прохоров Б.Б., Шмаков Д.И. Оценка стоимости статистической жизни и экономического ущерба от потерь здоровья // Проблемы прогнозирования. 2002. № 3. С. 125-135.
4. Иноземцев Е.С. Статистическая оценка материального выражения потерь региона в связи со смертностью населения // Вестник Самарского государственного экономического университета. №1(27), 2007. - С. 53-57.
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ
Котомина М.А., к.г.н., ст. науч. сотр. Всероссийского института аграрных проблем и
информатики имени А.А.Никонова
Развитие сельских территорий является одной из важнейших составляющих продовольственной безопасности страны. Государственная политика в отношении сельских территорий включает в себя помощь сельхозпроизводителям, поддержку сельскохозяйственной кооперации, жилищное строительство, ввод объектов инфраструктуры (газификация, водоснабжение). Эти меры направлены на повышение уровня и качества жизни сельского населения, а также привлекательности сельской местности.
В течение ряда лет в Российской Федерации выполняются государственные программы, которые одной из целей ставят развитие сельских территорий. Это, прежде всего, «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сель-
скохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» (на 2008-2012 гг. и на 2013-2020 гг.), частью которой является федеральная целевая программа «Социальное развитие села». В рамках ФЦП «Социальное развитие села» на основе софинансирования из бюджетов разных уровней осуществляется строительство жилья в сельской местности, ввод в действие локальных газопроводов, систем водоснабжения, объектов социальной инфраструктуры (школы, больницы).
Для оценки успешности мероприятий по поддержке сельских территорий необходимо разработать систему оценки качества жизни сельского населения. Нужно отметить, что понятие «качество жизни» является более широким, чем понятие «уровень жизни». Под уровнем жизни принято понимать объективные