Редакционная почта
163
и плодотворная воспитательная работа преподавателя.
Коллективный опыт, общий творческий потенциал превышают механическую сумму потенциалов отдельных творческих личностей. В совместной деятельности появляется единство ценностных ориентаций. При интенсивном групповом обучении общение становится необходимым атрибутом учебной деятельности, а предметом общения являются ее продукты: в процессе усвоения знаний студенты непосредственно обмениваются результатами познавательной деятельности, обсуждают их, дискутируют. Межличностное общение в учебном процессе повышает мотивацию каждого за счет включения социальных стимулов: появляется личная ответственность и чувство удовлетворения от публично достигнутого успеха в учении. Все это формирует у обучаемых качественно новое отношение к предмету, переживание сопричастности общему делу, каковым становится совместное овладение знаниями [2, с. 217].
Итак, какие бы методы обучения - активные, интенсивные или проблемные [3] - ни применялись, для повышения эффективности обучения графическим дисциплинам важно создать такие психолого-педагогические условия, в которых студент может занять активную личностную позицию и в полной мере проявить себя как субъект учебной деятельности.
Литература
1. Долженко О.В, Шатуновский В.Л. Совре-
менные методы и технология обучения в техническом вузе: Метод. пособие. М.: Высшая школа, 1990. 191 с.
2. Педагогика и психология высшей школы:
Учеб. пособие / Под ред. М.В. Булановой-Топорковой. Ростов н/Д.: Феникс, 2002. 544 с.
3. Панина Т.С. Вавилова Л.Н. Современные
способы активизации обучения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2008. 176 с.
CHOPOVA N. IMPROVEMENT OF QUALITY OF TEACHING GRAPHIC DISCIPLINES IN TECHNICAL COLLEGE
The author considers various aspects of improvement the quality and efficiency of graphic disciplines training at technical college. Methods and the means providing forming of professional qualities of the future specialist are offered.
Keywords: graphic disciplines, training process, quality of process of training.
И.Н. ВЕРБИЦКАЯ, доцент Балтийский военно-морской институт им. адмирала Ф.Ф. Ушакова ЛА. ЖАРИКОВА, доцент Российский государственный Э^Ъ^ЪеКТИВН е е
университет им. И. Канта
Презентация делает лекцию по математике
Представлена внедрённая в учебный процесс двух вузов совместно разработанная концепция эффективного использования презентаций фрагментов учебного материала на лекциях по математике.
Ключевые слова: лекция в вузе, преподавание математики, презентации фрагментов учебного материала, динамические слайды.
С тезисом, вынесенным в заглавие нако он выражает наше убеждение, ос-статьи, могут не согласиться многие ву- нованное на продолжительном опыте зовские преподаватели математики. Од- чтения лекций по математическим дис-
164
Высшее образование в России • № 6, 2011
циплинам с презентационным сопровождением.
Перечислим основные положения принятой нами концепции использования презентаций.
1. Демонстрация слайдов презентации должна быть эпизодом лекции, а не основной её частью.
2. Лектор остаётся главным действующим лицом лекции, презентация не подменяет и не дублирует преподавателя, в неё не вносятся определения, формулировки теорем, их доказательства - всё это должно быть последовательно изложено и записано конспективно на доске.
3. Возможности компьютерной презентации используются там, где традиционная методика пасует. Остановимся на этом подробнее.
Презентация используется для усиления наглядности и доступности изложения учебного материала. Так, при объяснении «предела функции », «суммы ряда и его сходимости », «геометрического смысла производной» презентация позволяет показать в динамике процессы, приводящие к этим сложным для обучаемых понятиям. Например, продемонстрировать приближение с ростом n частичных сумм ряда Фурье S(x, n) к функции f(x), причём графики частичных сумм, представленные на рисунке, можно вывести на экран последовательно. Без использования компьютерных технологий
ГРАФИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СИГНАЛА И СООТВЕТСТВУЮЩИХ ЕМУ ГАРМОНИК РЯДА ФУРЬЕ
такую впечатляющую картину, важную для понимания процесса сходимости ряда Фурье, продемонстрировать ни на лекции, ни даже на практическом занятии невозможно. Более того, это не удастся сделать и при многократном увеличении времени, отводимого на исследование процесса приближения.
В презентации может быть наглядно продемонстрировано многое из того, о чём прежде вообще не упоминалось или упоминалось вскользь. Например, в лекции по теории функций комплексного переменного мы показываем кадр с изображением поверхности Римана, которая даёт представление о многозначности логарифмической функции в комплексной области. Помимо иллюстраций к излагаемой теории, на кадрах могут быть представлены примеры из специальных дисциплин, схемы, таблицы, исторические аспекты рассматриваемых понятий, портреты и фрагменты биографий наших великих предков, чьими именами названы известные теоремы.
Помимо этого, к каждой лекции можно подобрать впечатляющие кадры, демонстрирующие использование учебного материала в задачах, связанных с будущей профессией обучаемых и тем самым усиливающих мотивацию изучения математики.
На кадрах презентации представляются также:
■ качественно выполненныечерте-жи и геометрические иллюстрации;
■ рисунки,поясненияиуточнения, не подлежащие конспектированию;
4 ■ выверенные формулировки решаемых налекции задач;
■ иллюстрациикучебномуматери-алу, расширяющие интеллектуальный кругозор обучаемых и способствующие эмоциональной разрядке на занятии.
Редакционная почта
165
Наверное, даже самый ортодоксальный приверженец старой школы чтения лекций по математике признает целесообразность демонстрации кадра с изображением немецкой денежной купюры с портретом Гаусса на ней и нормальной кривой, или почтовой марки, выпущенной в честь Я. Бер-нулли, на которой популяризируется его предельная теорема.
Иногда мы практикуем вынесение на кадры презентации решение сформулированной задачи, особенно если оно сопровождается достаточно сложной геометрической иллюстрацией. В этом случае решение выводится на экран поэтапно, по мере обсуждения с аудиторией каждого после-
дующего шага; информация, появляющаяся на экране, служит подтверждением верности интуитивных догадок обучаемых. В таком режиме, например, предъявляется во время лекции разъяснение решения примера, в котором исследуется предполагаемая точка разрыва функции. При разработке соответствующего кадра презентации предусмотрено 15 (!) анимационныхэффектов, обеспечивающих последовательное выведение информации на экран.
Вводную и заключительную части лекции также удобно начинать с демонстрации слайдов. Во вводной части можно сделать краткий обзор предыдущего материала, провести по нему опрос, связать с ним рассматриваемую на лекции тему, а в заключительной части подвести итоги, сделать выводы по изложенному материалу, подчеркнуть главное и в случае целесообразности также провести опрос обучаемых.
На рисунках изображён график функции у = Т (х)
Рис. * Рис. 5.
Так, в конце лекции по теме «Предел функции » мы проводим опрос по кадру, выясняя, насколько усвоена тема. При этом повторно демонстрируется и, если необходимо, разъясняется геометрическая интерпретация понятий односторонних конечных и бесконечных пределов функции,а также предела функции при стремлении её аргумента к бесконечности.
Приведённый выше перечень информации, выносимой на слайды презентации, -примерный. Если для лекции преподаватель тщательно отбирает материал, а не обрушивает на головы студентов всё, что ему
166
Высшее образование в России • № 6, 2011
известно по данной теме, то ещё более ответственно и скрупулёзно он должен подходить к отбору содержания слайд-кадров для презентации. Здесь должен работать принцип умеренности. Появление кадров презентации на лекции не должно быть непрерывным, монотонным, оно призвано «будить » обучаемых, а не «усыплять » их.
Чтению лекции по данной методике предшествует большая подготовительная работа. На начальном этапе следует:
V рассмотреть учебный материал лекции, продумать последовательность изложения вопросов и возможность использования компьютерных иллюстраций;
V ознакомиться с наглядными пособиями и ТСО, которые использовались ранее при чтении лекции по данной теме;
V выяснить, желательно ли их модернизированное предъявление в виде слайдов презентации;
V ознакомиться с презентациями учебного материала лекции, размещёнными в Интернете;
V рассмотреть представление учебного материала темы в Википедии (свободной энциклопедии);
V составить сценарий лекции и соответствующего ей презентационного сопровождения.
Для реализации сценария в среде Microsoft PowerPoint автор презентации осуществляет:
■ разработку макетов слайдов, представляя демонстрационный материал в наиболее целесообразной форме; на этом этапе автор определяет, какая информация должна предъявляться в динамическом режиме;
■ создание рисунков и графиков в Microsoft Visio и в среде MathCAD с динамическими свойствами;
■ разработку анимационных эффектов;
■ создание слайдов с тестами для опроса, имитирующих фрагменты в среде АСТ-тест;
■ последовательный ввод слайдов, отладку компьютерной графики, анимацион-ныхэффектов и, наконец, всей презентации.
Презентации лекций, удовлетворяющие приведенным требованиям, переводят лекционные занятия на качественно более высокий уровень. Предлагаемая методика обладает неоспоримыми достоинствами:
• дисциплинирует и преподавателя, и обучаемых;
• облегчает достижение и учебных, и воспитательных целей занятия, способствует отточенности и выверенности методики подачи учебного материала;
• повышает информативность занятия;
• привлекает к использованию в учебном процессе новые информационные технологии, популярные в студенческой среде;
• усиливает у обучаемых положительную мотивацию к изучению предмета;
• служит украшением лекции и, в соответствии с рекомендацией Блеза Паскаля, предоставляет преподавателю возможность сделать серьезный предмет «немного занимательным».
Препятствием к реализации сформулированных тезисов может быть только трудоёмкость разработки презентационного сопровождения лекции и отсутствие технических средств. В наше время эти трудности вполне преодолимы, а увеличение трудозатрат при подготовке чтения лекции по новой методике окупается существенным увеличением эффективности обучения, которое достигается привлечением мультимедийных технологий.
VERBITSKAYA I, ZHARIKOVA L. PRESENTATION MAKES LECTURES IN MATHEMATICS MORE EFFECTIVE
The authors present the worked out and tested in educational process method of the effective usage of presentations of the learned material fragments at lectures in mathematics at higher educational institutions.
Keywords: lecture at a higher educational institution, teaching mathematics, presentation of learned material fragments, dynamic slides show.
Совместный проект Института философии РАН, Некоммерческого научного фонда «Институт развития им. Г.П. Щедровицкого» и издательства
«РОССИЙСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ» (РОССПЭН)
ФИЛОСОФИЯ РОССИИ
первой половины XX века
Готовится к изданию серия
▼ посвящённая
творчеству
Н.А. Бердяев выдающихся
российских философов
. И.Вернадский
гл
Л. И. Шестов
П. А. Флоренский