8. Вестник статистики. Октябрь-декабрь 1924 г. М., 1924. Кн. 19. № 10-12. С. 188.
9. Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам: в 5 т. Т. 1. 1917-1928 годы. М.: Политиздат, 1967. С. 399.
10. Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства. 1924 г. № 55. Ст. 540.
11. Голендо М. Урожай 1925 года и перспективы его реализации // Большевик. 1925. № 15. С. 40-53.
12. Лифшиц М. Две кампании // Большевик. 1924. № 11. С. 83.
13. Волков Е. Уроки хлебоэкспортной кампании 1925-26 года и перспективы хлебного экспорта СССР // На аграрном фронте. 1926. № 5-6. С. 45-46.
14. Сталин И.В. О хозяйственном положении Советского Союза и политике партии // Сочинения. Т. 8. 1926. Январь-ноябрь. М., 1948. С. 127.
15. Трагедия Советской деревни. Коллективизация и раскулачивание. 1937-1939. Документы и материалы: в 5 т. Т. 1. Май 1927 - ноябрь
1929 / под ред. В. Данилова, Р. Маннинг, Л. Виолы. М., 1999.
16. Письма во власть. 1928-1939: Заявления, жалобы, доносы, письма в государственные структуры и советским вождям / сост. А.Я. Лившин, И.Б. Орлов, О.В. Хлевнюк. М., 2002.
17. Сталин И. Об индустриализации и хлебной проблеме / Сочинения. М., 1949. Т. 11. С. 176-178.
18. Государственный бюджет РСФСР на 1928/29 бюджетный год с объяснительной запиской. М., 1928.
Поступила в редакцию 24.12.2009 г.
Kuzin V.N. Food security and bread export during new economic policy: historical and legal aspect.
Historical and legal content analysis has shown that 1921-1922 starvation period led to formation of special techniques, tangible and legal components which became the basis of the current food security. However, bread export disbalance caused food market destruction and became one of the New Economic Policy curtailment reasons.
Key words: food security; bread export; agriculture; historical and legal analysis; food reserves.
УДК 342.2+362.77
О МЕРАХ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РОЛИ КОМИССИЙ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ЗАЩИТЕ ИХ ПРАВ КАК ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОГО ОРГАНА
С.А. Пучнина
В статье рассматриваются современные подходы к реализации профилактической функции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав как правоприменительного органа. Эффективность деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав во многом зависит от включения в ее работу элементов ювенальной юстиции, которые позволяют в большей степени выполнить задачи, поставленные перед данным органом.
Ключевые слова: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; ювенальная юстиция; восстановительные технологии; медиация.
В настоящее время в российской науке продолжают активно обсуждаться вопросы определения принципиальных подходов реагирования на противоправное поведение подростков. Основываясь на требованиях российского и международного законодательства о защите прав детей, в котором делается акцент на интересах ребенка, его воспитании и перевоспитании, все чаще поднимается вопрос о необходимости внедрения в деятельность субъектов профилактики правонарушений несовершеннолетних Россий-
ской Федерации новых форм работы с девиантно ориентированными подростками. При этом ведущая роль отводится комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее КДН и ЗП), которые рассматриваются как ключевое звено ювенальной юстиции, локомотив ювенальных технологий [1].
Подобное утверждение не является однозначным. Вызывает сомнение характеристика комиссий как ключевого элемента ювенальной юстиции, поскольку под ювенальной юстицией понимается система, ос-
новой которой являются специализированные суды по делам несовершеннолетних. КДН и ЗП не наделены функциями осуществления правосудия и, следовательно, не могут выполнять роль основополагающего элемента ювенальной юстиции. Тем более что на современном этапе развития российского общества система ювенальной юстиции еще не создана. Мы обратились к данному вопросу потому, что в практике и публикациях последнего времени довольно часто встречаются определения комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав как «ювенальных судов», «квазисудебных органов», «превентивных судов». Подобная терминологическая неясность, на наш взгляд, - результат отсутствия четкого законодательного регулирования правового статуса и определения правовой природы комиссий по делам несовершеннолетних и защиты их прав.
На заседании Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав 20 марта 2009 г. был рассмотрен вопрос о месте и роли комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав как органов превентивного правосудия. В своем выступлении председатель комиссии - министр внутренних дел Российской Федерации Рашид Нургалиев отметил, что «сегодня отсутствуют нормы, определяющие комиссии как органы превентивного правосудия» [2].
Действительно, в настоящее время сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны, КДН и ЗП как субъекты профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних наделены правоприменительными полномочиями [3].
С другой стороны, отсутствуют нормы, регулирующие порядок и механизм их реализации. В результате комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав вынуждены осуществлять правоприменительное производство, ориентируясь на региональные нормативные акты, которые, в основном, содержат нормы морально устаревшего Положения 1967 г. [4], а также Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, который не содержит комплексных норм, отражающих специфику рассмотрения дел в отношении несовершеннолетних [5].
В то же время задачи, реализуемые КДН и ЗП, во многом сходны с базовыми принципами ювенальной юстиции и практики.
Сегодня, в отсутствии специального законодательства, комиссии осуществляют самостоятельный поиск новых методов, форм и технологий своей деятельности. Мы согласны с мнением Л.М. Карнозовой о том, что движение «снизу», отработка местных моделей включения ювенальных технологий в работу с правонарушениями несовершеннолетних имеют огромное значение, но в отсутствии законодательства поле инноваций хотя и расширяется, однако не может быть массовым, нововведения держатся исключительно на энтузиазме отдельных людей и оказываются весьма уязвимыми [6].
Большинство новаций осуществляется в «пилотном» варианте, часть из них внедрена и успешно функционирует в повседневной практике. Одним из новых подходов является введение элементов восстановительного правосудия, т. е. внедрение в деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав восстановительных технологий.
Программы восстановительного правосудия позволяют существенно изменить порядок работы КДН и ЗП в плане установления приоритета решения задач социализации несовершеннолетних. Восстановительные технологии применяются по сопровождению несовершеннолетнего правонарушителя, его социально-психологической реабилитации, т. е. оказанию комплексной социальной помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Процедура восстановительного подхода включает в качестве одного из компонентов медиацию, т. е. примирение жертвы и правонарушителя, а также возмещение нанесенного вреда или ущерба. Медиация является процессом, в ходе которого жертва и правонарушитель встречаются для обсуждения проблемы с участием третьего беспристрастного лица (медиатора) либо непосредственно «лицом к лицу», либо заочно. Цель медиации - дать возможность жерт-ве(ам) выразить свои чувства и претензии, а правонарушителю(ям) - осознать и признать свою ответственность.
В настоящее время существует ряд положительных примеров, свидетельствующих об эффективности нового подхода.
Так, в период с 2002 по 2005 г. в Прикамье совместно с центром «Судебно-правовая реформа» (Москва) был реализован «пилотный» проект «Разработка стандарта и создание системы профилактики преступности несовершеннолетних», в рамках которого восстановительные технологии вводились в работу комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, что позволило трансформировать муниципальные комиссии по делам несовершеннолетних из репрессивного органа, наказывающего родителей, чей ребенок совершил правонарушение, в орган, помогающий справиться с проблемами асоциальной семье [7].
Конечно, внедрение и реализация подобных проектов требует значительной затраты времени и сил работников комиссий, что в современных условиях малого штата и значительного объема работы сделать весьма сложно.
Тем не менее реалии времени настоятельно требуют включения в деятельность КДН и ЗП новых форм работы с подрастающим поколением.
Другим важным фактором совершенствования правоприменительной деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав является принципиально новый подход к организационно-кадровому обеспечению работы.
Порядок формирования состава комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав сохранился практически неизменным с советских времен. В большинстве случаев единственным освобожденным работником комиссии является ответственный секретарь, все остальные члены осуществляют работу в комиссии на общественных началах.
Мы полагаем, что закрепленная законодательством возможность включения дополнительной штатной единицы специалиста, в зависимости от количества детского населения, не решает сути проблемы, поскольку кроме количественного показателя должны быть учтены и ряд других не менее важных, на наш взгляд, факторов. По результатам анкетирования специалистов было установлено, что при определении количества штатных сотрудников системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних существенным является учет не только численности детского населения
(58,8 %), но и сложности криминогенной обстановки в подростковой среде (24,6 %), количества неблагополучных семей (10,4 %), территориальной удаленности (10,4%). Примером инновационного подхода к формированию кадрового состава является Московская область, где по поручению Губернатора Московской области Б.В. Громова выделено четыре дополнительные штатные единицы (в качестве координаторов) в комиссии, на территории которых расположены воспитательные колонии: Можайская и Икшанская; специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа: Каширская (для мальчиков) и Чеховская (для девочек) спецшколы. Их основные задачи - обеспечивать межведомственную координацию проблемных вопросов, связанных с воспитанниками и их родственниками, с момента поступления в учреждение до их освобождения; решение вопросов социально-бытового устройства; получения или восстановление документов; оказание правовой и иной помощи [1, с. 17].
Не менее актуален и вопрос кадрового обеспечения в рамках правоприменительной функции.
Сегодня приходится констатировать наличие огромного количества девиантно ориентированных детей, работа с которыми требует наличия профессиональных знаний в области юриспруденции, психологии и педагогики. Присутствие на заседаниях представителей этих профессий в качестве приглашенных специалистов недостаточно, поскольку их участие, как правило, требуется и на подготовительной стадии подготовки к заседаниям. С учетом вышеизложенного представляется конструктивным предложение по включению на постоянной основе специалистов в области юриспруденции и психологии и определение количества штатных работников в зависимости от показателей по численности подросткового населения, сложности криминогенной обстановки и количества семей, находящихся в социально опасном положении.
Второе направление повышения эффективности деятельности КДН и ЗП - активное использование потенциала общественности. Следует отметить, что для России исторически традиционным является включение общественности в процесс ресоциализации и перевоспитания подростка, совершившего
правонарушение. Дореволюционный и советский опыт показывает, насколько плодотворным может стать объединение усилий государственных органов и общественности в решении данных вопросов.
Исходя из того, что задача КДН и ЗП как превентивного органа не ограничивается применением мер воздействия, а направлена на коррекцию поведения подростка, представляется необходимым и в современных условиях использовать общественный потенциал для дальнейшей социализации девиантов. В последнее время происходит возрождение института общественного (социального) патрона. Так, в г. Саранске социальный патронаж активно используется дружинниками МРОО «Отряда правопорядок» [8].
Существующий опыт указывает на высокую эффективность общественного воздействия. В результате исследования, проведенного С. В. Беличевой, по социальной реабилитации дезадаптированных подростков посредством установления шефства студенческих педагогических отрядов было установлено, что из 300 подростков 2/3 прошли успешную реабилитацию [9].
Следует обратить внимание, что ряд международных документов, касающихся предупреждения правонарушений, безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, особое внимание обращают на роль общественности в этой деятельности1. Так, в «Пекинских правилах» устанавливается, что опора на общину как на инструмент эффективного осуществления альтернативных решений, перевоспитание с привлечением общины представляет собой традиционную меру, в связи с чем соответствующим властям следует поощрять предоставление общинами своих услуг. Правило 25.1 прямо указывает на необходимость привлекать добровольцев, добровольные организации, местные учреждения и другие общинные службы, с тем чтобы они внесли свой действенный вклад в перевоспитание несовершеннолетних.
Аккумулируя рассмотренный современный российский и зарубежный практический опыт, а также практику успешного включе-
1 Минимальные стандартные правила ООН (Пекинские правила); Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Руководящие принципы принятые в Эр-Рияде); Правила защиты несовершеннолетних, лишенных свободы.
ния общественности в процесс реабилитации несовершеннолетних в советский и дореволюционный периоды, мы делаем вывод о том, что одним из перспективных направлений деятельности КДН и ЗП является использование потенциала общественных организаций для работы с несовершеннолетними правонарушителями. На наш взгляд, для эффективной реализации данного направления принципиально законодательное закрепление форм и методов участия общественности в реабилитационно-профилактической работе.
1. Тропина Л.И. Создание комплексной системы профилактики и правосудия в отношении несовершеннолетних, отработка ювенальных технологий на территории Московской области // Вопросы ювенальной юстиции. 2006. № 4. С. 28.
2. В МВД России состоялось заседание Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. иЯЬ: Шр:// www.mvd.rucontent/9/10000133/10000235/6252 (дата обращения: 20.11.2009).
3. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: федеральный закон от 24.07.1999 № 120-ФЗ // СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3177.
4. Положение «О комиссиях по делам несовершеннолетних»: указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 3.06.1967 // Ведомости ВС РСФСР. 1967. № 23. Ст. 536.
5. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации от 30.01.2001 № 195-ФЗ (в ред. 05.04.2009) // СЗ РФ 2002. № 1 (2). Ст. 1.
6. Карнозова Л.М. Ювенальная юстиция: содержание понятия и перспективы в России // Вопросы ювенальной юстиции. 2007. № 3. С. 16.
7. Соболева Ю. Ювенальная юстиция как основа системной помощи несовершеннолетнему, находящемуся в трудной жизненной ситуации // Вопросы ювенальной юстиции. 2006. № 2. С. 23.
8. Денисов С.Б., Кандрина Е.Г. Участие общественных формирований правоохранительной направленности в профилактике безнадзорности, предупреждении и пресечении административных правонарушений среди несовершеннолетних // Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних: региональная научно-практическая конференция (г. Балашов, 28 ноября 2007 г.).
Сборник научных статей. Саратов. 2007. С. 15-17.
9. Беличева С.В. Превентивная психология. М., 1998. С. 112.
Поступила в редакцию 19.12.2009 г.
Puchnina S.A. About measures of increase of a preventive role of the minors affairs commissions and protection of their rights as law-enforcement body.
In the article modern approaches to realization of preventive function of the minor’s affairs commissions and protection of their rights as law-enforcement body are considered. Efficiency of the minor’s affairs commissions activity and protection of their rights in many respects depends on inclusion of juvenile justices elements into its work which in a greater allow carrying out degree of a problem put before the given body.
Key words: minor’s affairs commissions and protection of their rights; juvenile justice; regenerative technologies; mediation.
УДК 343.21.7
УГОЛОВНО-ПРАВОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ СИСТЕМЫ НАКАЗАНИЙ В ДЕЙСТВУЮЩЕМ УГОЛОВНОМ ПРАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
© С.Ю. Кононыхин
В статье анализируется уголовно-правовое значение системы наказаний в действующем уголовном праве России, определяется ее эффективность. Интерес данной темы заключается в том, что система наказаний в Уголовном кодексе РФ имеет особое уголовно-правовое значение: ее основные задачи - не только в оптимальном наказании за совершенные преступления, но и в уменьшении криминогенной обстановки в обществе.
Ключевые слова: уголовное наказание; система наказаний.
«Наказание есть не что иное, как средство самозащиты общества против нарушений условий его существования, каковы бы ни были эти условия» [1]. То есть средством защиты общества от преступных посягательств и реакцией государства на их совершение является уголовная ответственность и наказание. Кроме того, они также являются одним из способов предупреждения преступности. Как правильно отмечал выдающийся русский юрист И.Я. Фойницкий, уголовное наказание является «мерой общественного самосохранения, которая применяется против состояния преступности» [2].
Сегодня для нашего общества уголовное наказание, являясь одной из мер государственного принуждения, призвано играть немалую роль в борьбе с преступностью, что в большой степени определяется сложной криминогенной обстановкой в стране.
Поэтому, наряду с правильным определением сущности, содержания и целей наказания, совершенствование системы наказаний является одной из актуальнейших задач правовой науки и практики борьбы с преступностью.
Система наказаний - это определенным образом упорядоченный перечень видов на-
казаний, предусмотренных уголовным законом за совершение преступлений. В системе наказаний наиболее ярко проявляется характер и направленность уголовной политики государства, которая, в свою очередь, зависит от социально-экономического и политического устройства государства, состояния преступности, уровня общественного правосознания и т. д.
По вопросу о понятии системы наказаний в юридической литературе высказаны различные мнения. Л.В. Багрий-Шахматов определял ее как «предусмотренный уголовным законом, исчерпывающий, не подлежащий произвольным изменениям, обязательный для судов перечень наказаний, расположенный в определенном порядке» [3]. Н.Ф. Кузнецова определяет систему наказаний как «целостное множество видов наказаний (элементов системы) и подсистем, включающих сгруппированные по различным основаниям виды наказания. Система наказаний призвана обеспечить реализацию целей наказания» [4]. При этом представляется очень существенным замечание О.В. Старкова и С.Ф. Милюкова о том, что главным изъяном подхода к определению системы наказаний является отсутствие возможности оценить, насколько