Юридические науки УДК 344
ПРЕСТУПНОСТЬ И СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Л.Г. Литвяк1, М.С. Шмидт 2, В.А. Черножукова 3
Аннотация
Средства массовой информации все больше и больше вторгаются в нашу жизнь. Распространяемая СМИ информация все сильнее влияет на поведение людей, зачастую детерминируя те или иные их поступки. При этом одна и та же информация СМИ на разных людей оказывает различное влияние: на одних - благотворное, даже психотерапевтическое, на других - негативное или даже провоцирующее, вызывающее какую-либо внезапную реакцию, в том числе и криминальную.
Ключевые слова
Преступность, средства массовой информации, информация, преступление, преступность.
На сегодняшний день существует огромное количество всевозможных социальных сетей, телевизионных каналов, радиоволн, газет, журналов, которые несут в себе свою идеологию, свою программу, свое видение тех или иных событий, происходящих в нашем мире, в которых отражается культура, искусство, правосознание. Ни для кого уже не секрет, что средства массовой информации в результате своей работы оказывают существенное влияние на формирование нашего правосознания, проникая во все сферы общественной жизни. В век информационных технологий общество стало более коммуникативным, каждый из нас нуждается в получении новой информации. И ведь действительно, новейшие технические достижения позволяют быть в курсе всех событий, происходящих в мире. Сегодня информация стала общедоступной, позволяет каждому человеку одному из первых узнавать о новостях политики, нововведениях в моде, новинках киноиндустрии. Нередко СМИ противопоставляют себя властям, борются с ними своими «противоправными» методами: случается, на экранах можно увидеть следующий образ - портрет «благородного» преступника. Большое доверие аудитории к СМИ делает общество более терпимым к противоправным действиям. Средства массовой информации активно участвуют в формировании общественной позиции, влияют на становление общественного правосознания, на отношение общества к правопорядку, вносят свою лепту в представления граждан о работе правоохранительных органов. Сегодня СМИ по праву может претендовать на статус четвертой власти. СМИ способно как воспитать терпимость к правонарушениям, как и напротив - нетерпимость. Однако приходится констатировать, что масс-медиа существенно влияют на ухудшение криминологической обста-
1 Литвяк Лариса Геннадиевна - кандидат юридических наук, начальник кафедры уголовного права и криминологии Новороссийского филиала Краснодарского университета МВД России (Россия).
2 Шмидт Мария Сергеевна - Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова (Россия).
3 Черножукова Виолетта Александровна - Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова (Россия).
новки в мире, тем самым оказывая негативный характер. Достаточно привести в пример фильм «Угнать за 60 секунд», вышедший в прокат в 2000 году. После этого статистика стала свидетельствовать, что количество угонов автомобилей возросло на 40%. «По стилю работы профессиональные угонщики все чаще напоминают своего прототипа из блок-бастера «Угнать за 60 секунд». По уровню подготовки они порой заметно превосходят разработчиков ведущих мировых автоконцернов. Угонщики, как, впрочем, и взломщики сейфов, составляют неофициальную элиту криминального мира»[1] - рассказывает Лион Крюгер из Национального страхового бюро по защите от преступлений. Благодаря таким фильмам преступность растет, и наряду с этим растет копирование в жизни преступлений, снятых режиссёрами. Ярким примером этому является судьба Леонида Сидорова, сына известного режиссёра телесериала «Бригада». На шестнадцатилетнего парнишку это кино очень повлияло. Леонид жадно смотрел «Бригаду» и своих лучших друзей, Леху и Славика, назначил Филом и Белым. А сам в «бригаде» стал Космосом - он ему нравился больше всех. Парень, смотря сериал, все отрицательное впитывал, а положительное отталкивал... Герои сериала хотя бы оправдывали свои злодейства какой-то целью: борьбой за власть, переделом криминального бизнеса, кровной местью, в конце концов... А то, что натворили Леонид со своим приятелем, намного страшнее разборок из фильма отца. В 2008 году в Северодвинске 26-летний Леонид Сидоров был приговорен к 13 годам колонии. Он с приятелем изнасиловал и убил соседку по коммунальной квартире, а затем они зверски избили и ограбили соседа [2]. Сведения, передаваемые СМИ о количестве совершенных преступлений, приводят к отрицательным изменениям структуры преступности, способствуют росту латентной преступности, увеличивают уровень социальной напряженности в обществе, вызывают враждебность или отчуждение к правоохранительным органам [3].
Некоторые центральные каналы отечественного телевидения, на наш взгляд, очень терпимо, а иногда и одобрительно относятся к преступникам и совершаемым ими противоправным деяниям, демонстрируя практически круглосуточно на телеэкране передачи, содержащие в себе материалы криминального характера. В таких телематериалах сотрудники правоохранительных органов преподносятся с нелицеприятной стороны, что также вносит свой негативный отпечаток на правосознание телезрителя.
Бесспорно, что помимо негативного (криминогенного) характера масс - медиа несут в себе и позитивный (предупредительный) характер. Адекватное информирование общества о положении преступности дает возможность выбрать верную модель поведения и влияет на повышение уровня правосознания в обществе, что позволяет снизить степень милитаризма в обществе. Также к предупредительным мерам стоит отнести и ту информацию, которая уверяет в неприемлемости и непродуктивности противозаконного и тем более преступного метода разрешения личных проблем. Криминологически весома правдивость сведений, распространяемых СМИ о достоверном криминальном положении в стране. Нередко СМИ преувеличивают масштабы криминальной угрозы и очерняют работников правоохранительных органов, что приводит к существенному подъему напряженности в обществе, способствует повышению уровню страха, расширению «теневой юстиции». Конечно же, безосновательное недооценивание настоящих данных преступности может иметь
Юридические науки
ужасные результаты: прежде всего, граждане, которые не знают подлинных объёмов преступности, не смогут начать верных мер самообороны; таким образом ложь СМИ, преуменьшающая данные о преступности, способствует увеличению провокационности граждан. Человек, соблюдающий законы и удостоверившийся СМИ в низком уровне преступности, встретившись с истинным состоянием дел, может претерпеть веское познаваемое разногласие, способное привести его к основательным неблагоприятным переменам миропонимающих положений. Другими словами, гражданин, удостоверившись в ошибочности информации СМИ, прекратит верить им, а также правоохранительным органам, а в дальнейшем и всей правовой системе государства, что может содействовать его отказу от правопослушных установок.
Влияние СМИ на всё общество, во-первых, нужно разбирать как неизменное, долгое, образующее нравственно-психологические условия, расположение к осуществляемым в стране финансовым и политическим преображениям, что, собственно, отражается на степени правосознания народонаселения, оказывая большое влияние на криминологическую обстановку. Долгое действие СМИ быть может как криминогенным, но и профилактическим. Оно квалифицируется поэтапным образованием криминогенных или антикриминогенных аппаратов, которые сберегаются длительное время и после остановки надлежащего влияния СМИ [4]. Вместе с долгим действием СМИ на сообщество присутствует и моментальное (стремительное или же триггерное) действие, которое квалифицируется недолгим, хотя очень мощным психогенным воздействием на реципиентов информации. Оно может вызвать осуществление лицом неконтролируемых сознанием действий, в том числе и антиобщественных. Это действие имеет возможность вызвать одно правонарушение или серию (волну, эпидемию) повторённых правонарушений, в большинстве случаев, брутального нрава, как скоро первое правонарушение делается образчиком для следующих. Импульсное действие характеризуется непродолжительностью результата, который завершается незамедлительно в последствии остановки трансляции триггера. Триггеры в криминологии возможно вычленять и учить аналогично тому, как вычленяются и исследуются триггеры, содействующие эпидемии суицидов. Передаваемая СМИ информация по принципу действия имеет возможность оказывать воздействие на преступность в общем, формируя основательные нравственно-правовые установки у членов сообщества. В то же время СМИ имеют все шансы оказывать действие, влияющее только на определённый вид преступности, стимулируя такое поведение, которое присуще конкретно этому виду. В самой большей мере данный тезис касается трансляции информации, способной подстегивать экстремистские выступления в конкретной обстановке.
На различные контингенты народонаселения СМИ действуют по-разному. Темперамент и величина действия находится в зависимости от социально-демографических, социально-профессиональных и правовых данных реципиентов информации. Действие СМИ на преступность лиц, не достигших совершеннолетия, часто носит нрав импульсного действия, потому что не достигшие совершеннолетия, вследствие мало развитых приспособлений самоконтроля слабее, нежели совершеннолетние, осуществляют контроль собственных подсознательных желаний, имеющих все шансы высвобождаться под действием «спусковых крючков» (триггеров), содержащихся в продукции СМИ, улавливаемой, время от времени, как призыв или же катализатор брутального криминально-
го поведения. На наш взгляд, необходимо создать типовое Соглашение, содержащее детализированную регламентацию взаимодействия структур правопорядка и масс-медиа. Особенно важно такое соглашение в тех случаях, когда разглашение СМИ конкретной информации сможет сказаться на итогах правоохранительной работы (к примеру, во время выполнения операции по освобождению заложников, расследованию серийных правонарушений, даже эпидемий правонарушений). Таким образом, создав такое соглашение, мы приблизимся на шаг к решению обозначенной нами проблемы влияния СМИ на преступность, особенно негативное.
Список литературы:
1. http://russian-bazaar.com/ru/content/10283.htm
2. http://izvestia.ru/news/334471
3. http://ladyauto.ru/index.php?mod=78&id=5095
4. http://www.lawtech.ru/document/2012avtoref113
© Л.Г. Литвяк, М.С. Шмидт, В.А. Черножукова
UDC344
CRIME AND THE MEDIA
L.G. Litvyak, M.S. Shmidt, V.A. Chernozhukova
Abstract. The media are increasingly intruding into our lives. Information disseminated by the media increasingly influences the behavior of people, often determiniruya or that their acts. This is the same information to the media on different people have different effects: on one - beneficial, even psychotherapy, on the other - a negative or provocative causing any sudden reaction, including criminal.
Keywords: crime, media, information, crime, crime.