Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 11 (302). Право. Вып. 36. С. 89-92.
В. В. Кунц
ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ В ОБЛАСТИ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ ОТДЕЛЬНЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВ
(СТРАН ЕВРОПЫ)
Рассматривается уголовно-правовое регулирование земельных правоотношений в уголовном законодательстве стран Европы. Анализируются институты уголовного права, такие как преступление и наказание, относительно сферы земельных правоотношений.
Ключевые слова: преступление, наказание, земельные правоотношения, уголовное законодательство зарубежных государств.
Несмотря на богатейший опыт предупреждения преступлений в области земельных отношений, целесообразным будет изучение опыта зарубежных стран, в частности таких как Испания, ФРГ, Австрия, Япония, Польша.
В Уголовном кодексе (УК) Испании 1995 г. сохранена традиционная для этой страны система сочетания наказаний и мер безопасности. Применение мер безопасности может быть основано только на установлении «криминальной опасности» лица, проявившейся в совершении деяния, предусмотренного законом в качестве преступления. В нем нашли четкое юридическое воплощение многие современные гуманистические и демократические тенденции уголовного права. Отличительной особенностью испанского уголовного законодательства является то, что оно предусматривает уголовную ответственность за продажу, обмен или залог уже проданного, обмененного или заложенного участка либо за заключение противоправных сделок во вред третьим лицам.
В УК Испании имеется разд. XVI «О преступлениях, связанных с управлением территориями и защитой исторического наследия и окружающей среды». В гл. III этого раздела под названием «О преступлениях против естественных ресурсов и окружающей среды» ст. 325 предусматривается наказание — тюремное заключение на срок от шести месяцев до четырех лет. Штрафом на сумму от восьми до двадцати четырех месячных заработных плат и лишением права заниматься определенной профессией или деятельностью на срок от одного года до трех лет наказывается тот, кто, нарушая закон и другие общие положения о защите окружающей среды, спровоцирует или прямо либо косвенно осуществит излучения, проливание, облучение, извлечение или экскавацию, снос, шум, вибра-
цию, излияние или хранение в атмосфере, земле, недрах или наземных, морских или грунтовых водах, включая в межпограничных пространствах, как собирание вод, которые могут причинить тяжкий ущерб равновесию в естественных системах. Если существовал риск тяжкого вреда для здоровья людей, срок лишения свободы назначается ближе к верхнему пределу1.
Глава IV «О преступлениях, связанных с охраной флоры и фауны» рассматриваемого раздела предусматривает ответственность за вред, причиненный флоре или фауне
Таким образом, в УК Испании предусмотрена уголовная ответственность как за умышленные, так и неосторожные деяния, причиняющие ущерб земле как объекту экосистемы, вследствие эрозии, загрязнения или захламления почв, безотносительно к тем последствиям, которые могут наступить в результате данных нарушений.
Уголовно-правовые запреты, устанавливающие ответственность за совершение отдельных преступлений в сфере земельных отношений, бразующие Особенную часть, содержатся не только в УК Германии, но и во многих иных законодательных актах. В процессе законодательства происходит постепенное включение уголовно-правовых запретов, часто в преобразованном виде, в УК. Но в настоящее время следует считаться с необходимостью изучения, освоения и соблюдения весьма важных уголовно-правовых запретов, содержащихся в налоговом законодательстве о продовольствии и многих других актах. Иными словами, отсутствие запрета в УК еще не означает, что деяние не влечет уголовной ответственности.
Считается, что в настоящее время уголовное законодательство земель вряд ли имеет существенное значение. Федерация в соответствии с Основным законом страны вправе
осуществлять исчерпывающее уголовно-правовое регулирование. При его отсутствии определенные нормы могут быть приняты законами земли — в ограниченных пределах и с соблюдением определенных условий. В частности, по парагр. 3 вступительного закона к УК от 2 марта 2974 г. (Б0810Б) предписания права земель не могут предусматривать иных правовых последствий преступления, чем лишение свободы на срок до двух лет и (по выбору) денежный штраф в пределах его законного размера; существуют здесь и иные условия.
Понятие «имущественные преступления» отсутствует в УК и дополнительных законах Германии. Однако обычно отдельные тома учебников по Особенной части уголовного права именуются в подзаголовке «Vermogensdelikte» — имущественные деликты2.
В силу сложившихся особенностей германского уголовного права понятие имущественных преступлений неполно охватывает ту группу преступлений, которые образуют уголовно-хозяйственное право ^^сЬайгесЭД3.
Соотношение этих групп очень условно, имея в виду многие несовпадения, можно рассматривать по аналогии с разграничением преступлений против собственности и преступлений в сфере экономической деятельности по УК РФ.
Если сравнивать с отечественным уголовным правом, то преступления против собственности в УК РФ охватывают более узкий круг деяний, чем имущественные преступления по уголовному праву Германии, и традиционно анализируются как классическая часть уголовного права. Хозяйственные преступления во многих случаях находятся вне германского УК и рассматриваются как часть уголовного права, находящаяся в развитии.
Источниками применительно к ряду хозяйственных преступлений являются: закон о дальнейшем упрощении хозяйственного уголовного права (в редакции от 3 июня 1975 г. с последними изменениями от 27 июня 1993 г.), который, в свою очередь, отсылает к законам об обеспечении обязанностей в сфере хозяйства, транспорта, продовольствия, водного хозяйства; закон против злоупотреблений при получении субвенций от 29 июля 1976 г., образующий ст. 2 первого закона о борьбе с хозяйственной преступностью от 29 июля 1976 г., налоговое законодательство и др. В то же время, как было отмечено, ряд деяний, отнесенных в УК РФ к группе преступле-
ний в сфере экономической деятельности, включен в группу имущественных преступлений. Правда, следует отметить, что многие из запретов, имеющихся в УК РФ, в немецком уголовном законодательстве отсутствуют вообще, причем подтверждений того, что страдает немецкая экономика, в литературе найти не удалось.
УК ФРГ лишь в разд. 29 «Преступные деяния против окружающей среды»4 предусматривает ответственность за загрязнения почв (324а), за угрозу нуждающейся в защите территории (329). Наказуемы действия тех, кто, нарушая административно-правовые обязанности, вносит в почву вещества, допускает их проникновение или выпускает такие вещества в почву способом, который может причинить вред здоровью другого человека, животным, растениям или другим предметам, имеющим значительную стоимость.
Следует отметить, что более чем столетняя реформа УК ФРГ, прежде всего ее Особенной части, будет продолжаться и в дальнейшем. Ее главной целью следует считать защиту лично -сти и ее основных прав и свобод от преступных посягательств с учетом принципов правового государства.
УК Австрии5 в разд. 7 «Общеопасные преступные деяния и преступные деяния против окружающей среды», в парагр. 180, 181 предусматривает ответственность за умышленное причинение вреда окружающей среде.
Те, кто, нарушая правовое предписание или административное установление, загрязняет водный источник или иным образом причиняет ему вред либо загрязняет почву или воздух так, что это может привести к опасности для жизни или здоровья большого числа людей или опасности для состояния животного или растительного мира, наказывается лишением свободы на срок до трех лет или денежным штрафом в размере до 360 дневных ставок. Отдельно в ч. 2 выделена ответственность тех, кто, нарушая правовое предписание или административное установление, длительное время, тяжким образом или в значительном объеме загрязняет водный источник или иным образом причиняет ему вред или загрязняет почву или воздух5.
УК Швеции содержит две главы, которые частично затрагивают вопросы, связанные с регистрацией незаконных сделок. Так, гл. 12 «О преступлениях, причиняющих ущерб» предусмотрено, что лицо, которое разрушает или повреждает недвижимое или движимое имуще-
ство и тем самым причиняет ущерб другому лицу, должно быть приговорено за причинение ущерба к штрафу или к тюремному заключению на срок не более шести месяцев6. Статья
2 данного закона определяет, что если принять во внимание незначительность имущественного ущерба и другие обстоятельства, преступление, указанное в ст. 1, должно рассматриваться как малозначительное, и назначается штраф за нарушение владения6.
Статья 1 гл. 17 «О преступлениях против общественной деятельности» определяет, что лицо, которое путем насилия или угрозы насилия нападает на кого-либо при осуществлении им властных полномочий, или принуждает его совершить или препятствует совершению им официального действия, или в целях мести за такое действие, должно быть приговорено за насилие или угрозу государственному служащему к тюремному заключению на срок не более четырех лет, или если преступление является малозначительным, то к штрафу или к тюремному заключению на срок не более шести месяцев. То же применяется, если лицо нападает на кого-либо, кто ранее осуществлял властные полномочия, за то, что последний сделал или не сделал, когда находился на службе7.
Особенность исторического развития уголовной юстиции Японии заключается в том, что она обособлена от правового влияния западных культур. Как отмечал А. А. Пионтковский, составители законов руководствовались известным конфуцианским принципом: «Народ не должен знать законов, но лишь подчиняться им»8.
Следует обратить внимание на то, что современное уголовное законодательство Японии образуют не только УК, но и специальные уголовные законы, уголовно-правовые нормы неуголовного законодательства и нормативные акты местного значения. Специальных уголовных законов более тридцати. Число уголовно-правовых норм неуголовного законодательства велико, они широко рассредоточены по различным отраслям права (конституционного, гражданского, административного, уголовно-исполнительного): например, закон о предупреждении загрязнения воздуха. Уголовно-правовые санкции содержатся во многих актах хозяйственного законодательства.
УК Японии содержит лишь одну статью, которую косвенно можно применить к рассматриваемой проблеме. Это статья 235-П (незаконный за-
хват недвижимой собственности). Тот, кто незаконно захватил у другого лица его недвижимую собственность, наказывается лишением свободы с принудительным физическим трудом на срок до десяти лет9.
Анализируя уголовное законодательство Китайской Народной Республики, следует отметить, что оно по-прежнему остается на позициях социалистического уголовного права, имея откровенно классовый характер и обусловленность коммунистической идеологией.
Глава 9 УК КНР «Должностные преступления» содержит ст. 410, согласно которой работники государственных органов из корыстных побуждений в нарушение закона о земле, злоупотребив своими должностными полномочиями, незаконно утвердившие занятие, реквизицию земель или незаконно по низкой стоимости пустившие на продажу право владения государственными землями, при отягчающих обстоятельствах, наказываются лишением свободы на срок до трех лет, или краткосрочным лишением свободы на срок до трех лет, или краткосрочным лишением свободы; те же деяния, если они причинили особо крупный ущерб государственным или коллективным интересам, наказываются лишением свободы на срок от трех до семи лет10.
Уголовный кодекс Республики Польша, который вступил в законную силу 1 января 1998 г., заменил прежний кодекс 1969 г. Во-первых, изменилась политическая и экономическая системы Польши. Конституция от 2 апреля 1997 г. объявила ее «демократическим правовым государством, осуществляющим принципы социальной справедливости». Немалое число уголовноправовых принципов и норм оказались сформулированными непосредственно в Конституции.
В кодексе закреплена равная охрана собственности независимо от ее форм. В главе о хозяйственных преступлениях — двенадцать новых статей с многочисленными (до восьми) частями. Они направлены на защиту новых «социальных», как сказано в Конституции, рыночных отношений.
В целом в гл. XXXVI «Преступления против хозяйственного оборота» содержатся оговорки, что дела о предусмотренных в них преступлениях возбуждаются по жалобе потерпевшего, если ущерб не причиняется государственной казне. Аналогично решен вопрос и в гл. 23 УК РФ «Преступления против интересов службы в ком-
мерческих и иных организациях». Такая позиция законодателей ставит в неравное положение государственное (муниципальное) и частное предпринимательство, нарушая тем самым международный и конституционный принцип равенства всех перед законом.
Статьей 296 парагр. 1 предусмотрена ответственность тех, кто, будучи обязанным на основании положений закона, решения соответствующего органа или договора заниматься имущественными делами или хозяйственной деятельностью, злоупотребляя наделенными правами или возложенными на них обязанностями, причиняет значительный имущественный ущерб физическому, юридическому лицу либо организационной единице без образования юридического лица. Они подлежат наказанию в виде лишения свободы на срок от трех месяцев до пяти лет.
Параграф 2 предусматривает ответственность, если виновный в преступлении, предусмотренном в парагр. 1, действует с целью получения имущественной выгоды. Наказание — лишение свободы на срок от шести месяцев до восьми лет.
Параграф 3 предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от одного года до десяти лет, если виновный в преступлении, предусмотренном в парагр. 1 и 2, причиняет имущественный ущерб в большом размере.
Параграф 4 предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до трех лет, если виновный в совершении преступления, предусмотренного в парагр. 1 или 3, действовал неумышленно.
Параграф 5 предусматривает случаи, когда лицо не подлежит наказанию, если до начала
уголовного преследования оно добровольно полностью возместило причиненный ущерб11.
По результатам анализа зарубежного законодательства (в частности законодательства Германии) можно сделать вывод, что было бы эффективным и правильным ввести в отечественное законодательство о регистрации сделок с землей положения, которые определяли бы старшинство регистрируемых прав, а также пересмотреть вопрос о юридическом содержании предварительной регистрационной записи.
Примечания
1 См.: Уголовный кодекс Испании / под ред. Н. Ф. Кузнецовой, Ф. М. Решетникова. М. : Зерцало, 1998. С. 103.
2 Цит. по: Жалинский, А. Э. Современное немецкое уголовное право. М. : Велби : Проспект, 2006. С. 409.
3 См.: Жалинский, А. Введение в немецкое право / А. Жалинский, А. Рерихт. М. : Спарк, 2001. С. 671.
4 См.: Серебренникова, А. В. Уголовный кодекс ФРГ : пер. с нем. М. : Зерцало-М, 2001. С. 78.
5 См.: Уголовный кодекс Австрии / пер. с нем. А. В. Серебренниковой. М. : МАКС Пресс, 2001. С. 78.
6 См.: Уголовный кодекс Швеции : по состоянию на 1 мая 1999 г. / пер. с англ. С. С. Беляева. М., 2000. С. 48.
7 См.: Там же. С. 73.
8 См.: Пионтковский, А. Л. Уголовная политика Японии. М. : Сов. законодательство, 1936. С. 7.
9 См.: Уголовный кодекс Японии : с изм. и доп. на 1 янв. 2002 г. / науч. ред. и предисл. А. И. Ко-робеева ; пер. с яп. В. Н. Еремина. СПб. : Юрид. центр Пресс, 2002. С. 143.
10 См.: Уголовный кодекс КНР. СПб. : Юрид. центр Пресс, 2001. С. 273.
11 См.: Уголовный кодекс Республики Польша. М. : Тесей, 1998. С. 101.