Научная статья на тему 'О некоторых вопросах уголовной ответственности за экологические преступления по законодательству зарубежных стран'

О некоторых вопросах уголовной ответственности за экологические преступления по законодательству зарубежных стран Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1969
268
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПРАВОВЕДЕНИЕ / УГОЛОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕЛИКТЫ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Артамонова Мария Александровна

В статье анализируются вопросы ответственности за уголовно наказуемые экологические деликты некоторых государств дальнего и ближнего зарубежья. Автором вносятся предложения о криминализации деяний, связанных с сокрытием или умышленным искажением экологически важной информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О некоторых вопросах уголовной ответственности за экологические преступления по законодательству зарубежных стран»

Вестник Самарской гуманитарной акалемии. Серия «Право». 2013. № 2(14)

ПРОБЛЕМЫ " СРАВНИТЕЛЬНОГО ПРАВОВЕДЕНИЯ "

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

© М. А. Артамонова

Артамонова Мария Александровна

доцент кафедры уголовного права и процесса

Самарская

гуманитарная академия (г. Самара)

В статье анализируются вопросы ответственности за уголовно наказуемые экологические леликты некоторых госуларств лальнего и ближнего зарубежья. Автором вносятся прелложения о криминализации леяний, связанных с сокрытием или умышленным искажением экологически важной информации.

Ключевые слова: сравнительное правовеление, уголовное законолательство зарубежных стран, экологические леликты, экологические преступления, экологическая безопасность, экологическая информация.

Метод сравнительного правоведения является неотъемлемым в современных юридических исследованиях. Он служит как для уяснения особенностей правовых институтов в законодательстве зарубежных стран, так и для критической оценки на основании компаративистского анализа отдельных нормоположений отечественных законов.

Посягательства на экологическую безопасность признаются наказуемыми в законодательствах всех развитых стран мира. Однако подходы к правовому предупреждению экологических деликтов не являются универсальными, что обуславливается как разными правовыми традициями государств, так и разными подходами к определению общественной опасности такого рода нарушений.

К примеру, в УК ФРГ [1] ответственность за экологические преступления предусмотрена в разделе XXIX «Экологические преступные деяния». Этот раздел расположен одним из после-

дних между разделом XXVIII «Общеопасные преступные деяния» и разделом XXX «Должностные преступления».

Немецкий законодатель установил строгую ответственность за совершение исследуемых посягательств. Также им воспринята концепция последовательного разграничения мер наказаний за умышленные и неосторожные преступления против окружающей среды. Чаще всего за умышленное экологическое посягательство грозит наказание до 5 лет лишения свободы1. Срок же лишения свободы «до десяти лет» или «не менее трех лет» предусмотрен за «особо тяжкий случай экологического преступного деяния» (§ 330). Это может быть, например, при причинении смерти человека в результате умышленного загрязнения воздуха.

За неосторожные экологические преступления санкция редко превышает 3 лет лишения свободы2. Исключением является, например, санкция в абз. 5 § 330а «Тяжкая угроза посредством высвобождения ядов»: «Тот, кто распространяет или высвобождает материалы, которые могут содержать или высвобождать яды, и тем самым подвергает другое лицо смертельной опасности или опасности причинения тяжкого вреда здоровью, или подвергает большое количество людей опасности причинения вреда здоровью по неосторожности, тот наказывается лишением свободы на срок до пяти лет или денежным штрафом».

Экологические преступления в УК ФРГ подразделяются на два типа. Первый — преступления против отдельных компонентов окружающей среды. Они описаны в § 324 «Загрязнение водоема», § 324а «Загрязнение почв», § 325 «Загрязнение воздуха». Так, согласно абз. 1 § 324, подлежит ответственности лицо, которое «неправомочно загрязняет водоем или каким-либо иным образом изменяет его качества, нанося ему вред».

Второй тип экологических преступлений по УК ФРГ — общие преступления против окружающей среды. Они закреплены в § 325а «Создание шума, сотрясений и высвобождение неионизированного излучения», § 326 «Неразрешенное обращение с опасными отходами», § 327 «Неразрешенная эксплуатация установок», § 328 «Неразрешенное обращение с радиоактивными веществами и иными опасными веществами и ресурсами», § 329 «Создание опасности для нуждающихся в защите территории», § 330а «Тяжкая угроза посредством высвобождения ядов»3.

Важно подчеркнуть, что «браконьерство» (§ 292), то есть незаконная охота, и «браконьерский лов рыбы» (§ 293)4 входят в раздел XV «Корыстные преступные деяния», деликты в котором называются «преступления против специальных (отдельных) имущественных прав». По А. Э. Жалинскому, здесь

1 Такая ответственность установлена за загрязнение водоема или иным образом ухудшение его свойств лицом, «не имеющим соответствующих полномочий (абз. 1 § 324).

2 Такой срок лишения свободы установлен, в частности, за неосторожное загрязнение почвы (абз. 3 § 324а).

3 Иные параграфы главы XXXIX УК ФРГ посвящены вопросам привлечения к ответственности и толкования норм: § 330Ь «Деятельное раскаяние», § 330с «Изъятие», § 330(1 «Определение понятий».

4 В §§ 294 и 295 рассматриваются вопросы об изъятии средств преступления и указание на условия инициирования уголовного преследования по §§ 292—293.

защищается «имущество и отдельные права на него, не являющиеся правом собственности». В данном случае имеется в виду «нарушения чужого права» на охоту и ловлю, а равно «нарушение разрешения» на охоту и ловлю [2]. Отсюда, условно можно говорить и о третьем типе экологических преступлений по УК ФРГ — «имущественных посягательствах на экологию». Попутно заметим, что предпочтительным является все-таки вариант противодействия браконьерству, отраженный в отечественном уголовном праве, когда в случае нарушения собственнических и иных имущественных прав на природные ресурсы ответственность наступает по нормам главы 21 УК «Преступления против собственности», а в прочих случаях — главы 26 УК «Экологические преступления».

Также следует заметить, что размещение общих экологических преступлений после экологических преступлений против отдельных компонентов окружающей среды роли в уточнении социально-правовой сущности этих деликтов не сыграло.

Недостатком УК ФРГ следует назвать отсутствие в его главе XXIX самостоятельных деликтов, посвященных охране животного и растительного мира, кроме случаев браконьерства: например, нарушение ветеринарных правил, повлекших распространение эпизоотий.

По УК Австрии 1974 г. [3] преступлениям против окружающей среды посвящен раздел 7 «Общеопасные преступные деяния и преступные деяния против окружающей среды». Этот раздел расположен между разделом 6 «Преступные деяния против чужого имущества» и разделом 8 «Преступные деяния против религиозного спокойствия и покоя умерших». Законодатель Австрии не расценивает уровень общественной опасности экологических посягательств как высокий. Чаще всего срок лишения свободы не превышает в одних случаях шести месяцев5, в других — двух лет6. Исключение составляет деликт, предусмотренный § 180 УК Австрии. По этой норме до трех лет лишения свободы наказывается тот, «(1) кто, нарушая правовое предписание или административное установление, загрязняет водный источник или иным образом причиняет ему вред либо загрязнет почву или воздух так, что это может привести к опасности для жизни и здоровья (§ 89) большого числа людей или опасности для состояния животного и растительного мира»; (2) кто, нарушая правовое предписание или административное установление, длительное время, тяжким образом или в значительном объеме загрязняет водный источник или иным образом причиняет ему вред либо загрязняет почву или воздух так, что загрязнение или причинение вреда остаются навсегда или сохраняются длительное время, поскольку устранение загрязнения или причинения вреда представляется невозможным или является экономически нецелесообразным, или для устранения загрязнения или причинения вреда требуются денежные средства в размере, превышающем 500 000 австрийских шиллингов».

5 См., например, санкцию § 181а «Тяжкое причинение вреда, связанное с использованием шума».

6 См., санкцию, описанную в абз. 1 § 181Ь «Умышленное угрожающее окружающей среде обращение с отходами и их доставка».

Экологические посягательства, ответственность за которые предусмотрена в УК Австрии, можно классифицировать на три группы: (1) общие преступления против окружающей среды. К ним относится, к примеру, деликт, описанный в § 180: «Умышленное причинение вреда окружающей среде»; (2) преступления против водных источников, почвы и воздуха как компонентов окружающей среды (§ 181 «Неосторожное причинение вреда окружающей среде», § 181а «Тяжкое причинение вреда, связанное с использованием шума», § 181b «Умышленное угрожающее окружающей среде обращение с отходами и их доставка», § 181c «Неосторожное угрожающее окружающей среде обращение с отходами», § 181d «Умышленное угрожающее окружающей среде использование установок»); (3) преступления против животного и растительного мира. Эти преступления описываются в § 182 «Создание иной угрозы для состояния животного и растительного мира» и § 183 «Неосторожное создание угрозы для состояния животного и растительного мира».

В УК Австрии (как и в УК ФРГ) незаконная охота и рыбная ловля отнесены к имущественным преступлениям. В разделе 6 «Преступные деяния против чужого имущества» размещены § 137 «Нарушение чужого права на охоту или рыбную ловлю», § 138 «Тяжкое нарушение чужого права на охоту и рыбную ловлю» (например, с использованием электрических средств лова). Согласно § 137, «кто нарушает чужое право на охоту и рыбную ловлю, ловя дичь или рыбу либо умерщвляя дичь или рыбу, либо обращает их в свою пользу или в пользу третьего лица, или иным образом разрушает вещь, относящуюся к чужому праву на охоту или рыбную ловлю, повреждает или обращает ее в свою пользу или в пользу третьего лица, тот наказывается лишением свободы на срок до шести месяцев или денежным штрафом в размере до 360 дневных ставок».

Оригинальный подход к группировке экологических преступлений предложен испанским законодателем. В УК Испании 1995 г. [4] сразу два структурных компонента этого закона посвящены экологическим преступлениям — глава III «О преступлениях против естественных ресурсов и окружающей среды» и глава IV «О преступлениях, связанных с охраной флоры и фауны»7. Обе названые главы расположены в разделе XVI «О преступлениях, связанных с управлением территориями и защитой исторического наследия и окружающей среды» и размещены после главы I «Преступления в связи с управлением территориями» и главы II «О преступлениях, касающихся исторического наследия».

«Преступления против естественных ресурсов и окружающей среды» в системе Особенной части УК Испании размещены после «преступлений против прав трудящихся» (раздел XV) и предваряют преступления против общественной безопасности и порядка в разделе XVII «О преступлениях против коллективной безопасности».

Максимальный срок лишения свободы за экологические преступления (4 года) предусмотрен только за угрозу причинения тяжкого ущерба равновесию в естественных системах и здоровью людей в результате загрязнения

7 Заметим для целей настоящего исследования, что УК Испании не содержит названия статей.

различных компонентов окружающей среды (ст. 325)8. За совершение прочих экологических преступлений установлены более мягкие наказания. Так, за использование яда при незаконной рыбной ловле полагается тюремное заключение от шести месяцев до двух лет (ст. 336).

Согласно классификации экологических деликтов по УК Испании одна из групп такого рода посягательств — преступления против естественных ресурсов и окружающей среды. Ответственность за указанные деяния установлена в главе III «О преступлениях против естественных ресурсов и окружающей среды» раздела XVI этого закона.

Вторая разновидность экологических преступлений по УК Испании — преступления протии флоры и фауны. Они описаны в нормативных положениях главы IV «О преступлениях, связанных с охраной флоры и фауны» раздела XVI данного источника. Это - посягательства на растения (ст. 332), нарушение биологического равновесия путем ввоза или выпуска на свободу «неместных видов растений или животных» (ст. 333), незаконная охота (ст.ст. 334—337). Согласно ст. 336 анализируемого источника «тот, кто без законного разрешения использует для охоты или рыбной ловли яд, взрывные средства и другие орудия или средства подобной уничтожающей силы, наказывается тюремным заключением на срок от шести месяцев до двух лет или штрафом на сумму от восьми до двадцати четырех месячных заработных плат; если причиненный ущерб имел значительную важность, наказание в виде тюремного заключения назначается ближе к верхнему пределу».

С учетом вышеизложенного обращает на себя внимание прием, когда законодатель предпочитает уточнить видовые и непосредственные объекты экологических деликтов в рамках одной структурной части закона (раздела), предусмотреть более дробное деление (главы) и на основании этого сгруппировать нормативные положения об указанных преступлениях в несколько структурных компонентов. В перспективе применение такого приема целесообразно и для российского уголовного законодательства путем трансформации главы 26 УК «Экологические преступления» в раздел и подразделение последнего на отдельные структурные компоненты («преступления против окружающей среды в целом», «преступлениях против флоры и фауны» и др.). Это предложение обосновывается и тем обстоятельством, что экологическая безопасность является в соответствии со ст. 1 Федерального закона «О безопасности» от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ [5] одним из видов безопасности. Кроме того, она теснейшим образом связана с безопасностью и личности, общества, и государства.

Группа деликтов, сопряженная с незаконным оборотом отдельных категорий животных и растений, является центральной среди экологических преступлений в УК Испании. В главе IV этого закона сразу три статьи посвящены ответственности за указанные деяния. В ст. 332 УК Испании запрещена незаконная торговля отдельными видами растений. По ст. 333 этого УК виновное

8 При этом ст. 326 УК Испании устанавливает дополнительно перечень отягчающих обстоятельств, когда «наказание повышается еще на одну степень», например, риск необратимых повреждений или катастрофы.

лицо привлекается к уголовной ответственности за ввоз или выпуск на свободу «неместных видов растений или животных таким образом, что это повредит биологическому равновесию, нарушая Законы или общие положения о защите видов растений и животных». Наконец, в соответствии со ст. 334 анализируемого источника преступной признается торговля или перевозка «видов, находящихся под угрозой» либо их останков. Во всех случаях уголовное наказание установлено одно и то же, а именно тюремное заключение на срок от шести месяцев до двух лет или штрафом на сумму от восьми до двадцати четырех месячных заработных плат.

Определенную трудность вызывает классификация экологических преступлений по уголовному законодательству Англии. Дело в том, что оно сложилось исторически как множественное (Закон о чистом воздухе 1993 г., Закон о предупреждении загрязнения окружающей среды и борьбе с ним 1999 г., Закон об охоте 2004 г. и др.). В то же время многочисленные объявленные преступными деяния экологического характера (преступления против окружающей среды) были успешно классифицированы в науке уголовного права. При этом указывается, что первоисточником эколого-уголовного законодательства Англии является институт паблик ньюснс, «преступление особого рода, ответственность за которое может быть основано на сумме действий, ни одно из которых само по себе не составляет преступления» [6. С. 659]. В науке предлагается следующая классификация изучаемых деликтов по уголовному законодательству Англии [6. С. 663]:

— преступления, связанные с загрязнением окружающей среды, в том числе причиняющие загрязнение воздуха, воды и земли вредными веществами и отходами промышленного производства, незаконными свалками; генетически модифицированными организмами; загрязнением земли в сельской местности и городах мусором, бытовыми отходами;

— преступления против рукотворной окружающей среды;

— статутные ньюснс;

— преступления против животных.

Например, ответственность за нарушение правил обращения с генетичес-ки-модифицированными организмами и контроля за ними введена Законом о защите окружающей среды 1990 г. Деяние преступно, когда «которые сами по себе или через своих потомков способны затронуть окружающую среду и причинить вред здоровью человека или иного живого организма либо иным образом вмешаться в экологическую систему, частью которой они являются» [6. С. 666].

Подход к установлению санкций за экологические преступления, как указывается в специальной литературе, ставится в большую зависимость от категории деликта. Отмечается, что за большинство экологических деликтов, которые относятся к малозначительным, следует наказание в виде штрафа или тюремного заключения на срок до шести месяцев [6. С. 661], а, например, за «гибридные» преступления (создание незаконной свалки, содержащей вредные вещества) санкции установлены выше. В таких случаях возможно тюремное заключение до 12 месяцев в суммарном порядке [6].

Множественность нормативных источников о борьбе с преступлениями против окружающей среды и, как следствие, весьма нетипичная классификация этих деликтов — приемлемое в рамках англо-саксонского права состояние законодательства, которое не следует подвергать критике только по тому основанию, что отечественное эколого-уголовное законодательство тщательнее ко-дифицированно и внутренне систематизировано.

Общеизвестно, что система уголовного законодательства стран ближнего зарубежья (СНГ) весьма схожа и в плане отдельных институтов идентична с системой уголовного законодательства России. В то же время есть ряд нюансов, которые заслуживают внимания. Разберем их на примере законодательства об уголовной и административной ответственности за посягательства на окружающую среду Беларуси, Казахстана и Украины.

В УК Республики Беларусь 1999 г. [7] экологические деликты нашли отражение в главе 26 «Преступления против экологической безопасности и природной среды» раздела IX «Преступления против экологической безопасности и природной среды». Нормы об ответственности за них расположены после нормативных положений о преступлениях против собственности и порядка осуществления экономической деятельности (раздел VIII) и предваряют предписания об иных преступлениях против безопасности, размещенные в разделе X «Преступления против общественной безопасности и здоровья населения».

Уголовное законодательство Беларуси сравнительно строже российского и более сурово наказывает за совершение отдельных экологических преступлений. Так, если нарушение правил охраны окружающей среды, повлекшее тяжкие последствия, по ст. 246 УК РФ влечет максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет, то аналогичное преступление согласно ч. 1 ст. 265 «Нарушение правил экологической безопасности» УК РБ влечет лишение свободы уже на срок до семи лет9.

В УК Беларуси четко выделяется две группы экологических деликтов:

(1) Общие преступления против экологической безопасности и природной среды. Нормы об этих преступлениях нашли свое отражение в ст. 263 «Умышленные уничтожение либо повреждение особо охраняемых природных объектов», ст. 264 «Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и объектов», ст. 265 «Нарушение требований экологической безопасности», ст. 266 «Прием в эксплуатацию экологически опасных объектов», ст. 267 «Непринятие мер по ликвидации последствий нарушений экологического законодательства», ст. 268 «Сокрытие либо умышленное искажение сведений о загрязнении окружающей среды», ст. 278 «Нарушение правил безопасности при обращении с генно-инженерными организмами, экологически опасными веществами и отходами», ст. 279 «Нарушение правил безопасности при обра-

9 Приведем содержание абз. 1 ч. 1 ст. 265 УК РБ: «Нарушение требований экологической безопасности при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию, консервации, демонтаже, сносе или в процессе эксплуатации промышленных, научных или иных объектов лицом, ответственным за их соблюдение, повлекшее по неосторожности смерть человека, либо заболевания людей, либо причинение ущерба в особо крупном размере».

щении с микробиологическими, другими биологическими агентами или токсинами» этого УК;

(2) Преступления против отдельных компонентов природной среды и экологической безопасности отдельных компонентов природной среды. Они описаны, в частности, в ст. 269 «Порча земель», ст. 270 «Уничтожение либо повреждение торфяников», ст. 271 «Нарушение правил охраны недр», ст. 272 «Загрязнение либо засорение вод», ст. 273 «Нарушение правил водопользования», ст. 274 «Загрязнение атмосферы», ст. 275 «Загрязнение леса», ст. 276 «Уничтожение либо повреждение леса по неосторожности», ст. 277 «Незаконная порубка деревьев и кустарников», ст. 280 «Нарушение правил, установленных для борьбы с сорной растительностью, болезнями и вредителями растений», ст. 281 «Незаконная добыча рыбы или других водных животных», ст. 282 «Незаконная охота», ст. 283 «Нарушение правил охраны рыбы и других водных животных», ст. 284 «Нарушение ветеринарных правил» УК РБ.

Особый интерес вызывает нормативное положение о преступном сокрытии или умышленном искажении экологически важной информации, описанное в ст. 268 УК Беларуси и относящееся к общим преступлениям против экологической безопасности и природной среды. Согласно ч. 1 ст. 268 УК РБ, сокрытие либо умышленное искажение должностным лицом сведений об авариях с экологическими последствиями, о радиационном, химическом, бактериологическом или другом опасном для жизни и здоровья людей и живой природы загрязнении окружающей среды или о состоянии здоровья населения, подвергшегося вредному воздействию наказывается общественными работами, или штрафом, или арестом на срок до трех месяцев, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения. При наступлении же тяжких последствий (ч. 2 ст. 268 УК РБ) содеянное наказывается лишением свободы на срок от двух до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения такового.

В УК РФ сокрытие информации об опасности для окружающей среды наказуемо по ст. 237 главы 25 «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности». В соответствии с последней, сокрытие или искажение информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, совершенные лицом, обязанным обеспечивать население и органы, уполномоченные на принятие мер по устранению такой опасности, указанной информацией наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового» (ч. 1 ст. 237 УК РФ). Совершение тех же деяний лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Рос-

сийской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления либо если в результате таких деяний причинен вред здоровью человека или наступили иные тяжкие последствия наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

При этом согласно ст. 8.5 КоАП РФ, содержащей смежное административное правонарушение, сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Как видно, разница между двумя деликтами, предусмотренными ст. 237 УК РФ и ст. 8.5 КоАП РФ, в том, что в уголовном правонарушении речь идет о сокрытии или искажении только экологической информации об опасности для жизни и здоровья людей либо окружающей среды. Административное же правонарушение заключается в сокрытии, искажении и несвоевременном сообщение любой экологической информации.

Согласно ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В условиях информационного общества, а также исключительной быстроты наступления любых вредных последствий в современной технологической индустрии, своевременная информация об экологической угрозе позволяет не только избежать существенного экологического вреда, но и позволяет своевременно провести эвакуацию населения из опасных районов, вовремя скоординировать спасательные службы. Невыполнение ответственным лицом обязанности по информированию относительно экологических угроз, аварий, катаклизмов, которые, подчеркнем, опасны для жизни и здоровья многих людей, а равно окружающей среды — это, безусловно, общественно-опасное деяние, которое может повлечь непоправимые последствия. Основной объект такого правонарушения - экологическая безопасность. Тем самым обоснованным представляется установление уголовной ответственности за сокрытие, искажение и несвоевременное сообщение экологически важной информации в главе 26 УК РФ.

С учетом вышеизложенного целесообразно дополнить главу 26 УК РФ статьей 2482 «Сокрытие, умышленное искажение, несвоевременное сообщение о загрязнении окружающей среды» в следующей редакции:

«1. Сокрытие либо умышленное искажение, несвоевременное сообщение ответственным лицом сведений об авариях с экологическими последствиями, о радиационном, химическом, бактериологическом или другом опасном для жизни и здоровья людей и живой природы загрязнении окружающей среды или о состоянии здоровья населения, подвергшегося вредному воздействию, -наказываются...

2. Те же деяния, если они совершены лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления либо если в результате таких деяний причинен вред здоровью человека или наступили иные тяжкие последствия, — наказываются.».

Нормативное положение, содержащееся в ст. 237 УК РФ, шире по содержанию модели ст. 2482, потому что здесь подразумевается не только «информация о загрязнении окружающей среды». Это может быть, например, информация об эпидемиях среди людей, локальных боевых операциях, информация об обнаруженных повреждениях на ключевых мостах, которых могут привести к их обрушению вместе с находящимся на нем транспорте с людьми, о поступлении в продажу опасных для здоровья людей препаратов искусственного происхождения. Следовательно, параллельные изменения в ст. 237 УК РФ не требуются.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Уголовное уложение (уголовный кодекс) Федеративной Республики Германия: текст и научно-практич. комментарий. — М., 2010. — 280 с.

2. Жалинский, А. Э. Современное немецкое уголовное право. — М., 2006. — С. 478.

3. Уголовный кодекс Австрии / пер. с нем. А. В. Серебренникова ; науч. ред. Н. Е. Крылова. — М., 2001. — 144 с.

4. Уголовный кодекс Испании / под ред. Н. Ф. Кузнецовой и Ф. М. Решетникова. — М., 1998. — 218 с.

5. СЗ РФ. — 2011. — № 1. — Ст. 2.

6. Уголовное право зарубежных стран. Общая и Особенная части : учебник / под ред. И. Д. Козочкина. — М., 2010. — 1056 с.

7. Уголовный кодекс Республики Беларусь 1999 года // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь. URL: http://www.pravo.by/main.aspx?guid= 3871&p0=h k9900275&p2={NRPA} (дата обращения: 14.08.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.