DOI :10.30842/ielcp230690152259
А. Л. Мамонтов
ПРЕСЛЕДОВАНИЕ ДОНАТИСТОВ ПРИ ИМПЕРАТОРЕ КОНСТАНТЕ (337-350 гг.)
Преследование донатистов при Константе произошло в 347 г. Ни один из источников не описывает события полностью, но в целом вырисовывается следующая картина. Император направил чиновников Павла и Макария в Африку, чтобы милостыней склонить донатис-тов к единству с кафоликами. После провала миссии Констант издал эдикт, предписывавший изгнание донатистских клириков. Из-за произвола на местах некоторые донатисты погибли в тюрьме. «Времена Макария» только углубили религиозный раскол в Африке.
Ключевые слова: Донатизм, гонение, мученичество, Констант, Оптат, Августин, Северная Африка, поздняя античность
Августин Блаженный (354-430 гг.), будучи ещё пресвитером в городе Гиппоне Регии1, в 394 г. написал свой единственный псалом2. Эта песнь была направлена против донатистов -представителей локальной африканской церкви, находившихся в конфликте с кафолической (всеобщей) церковью3. Приводя разные аргументы, Августин доказывал своим противникам, что раскол давно не имеет смысла.
В содержании псалма много места уделено теме церковного мира и раскола4. Но желанное единство было далёким, а разногласия множились. К ранним спорам о месте отступников в
1 В Нумидии, около современной Аннабы (Алжир).
2 «Psalmus contra partem Donati», на русский язык переведён А. А. Та-щианом (Тащиан 2017).
3 Донатистский раскол начался в 308 г. и был результатом протеста ряда епископов против Цецилиана, нового епископа Карфагена. Им не нравилось, что избрание Цецилиана прошло без их участия, а в рукоположении участвовал подозреваемый в отступничестве Феликс из Аптунги. Донатистов отличали особый ригоризм, ревностное почитание мучеников и неприязнь к отступникам, которым отказывалось в праве на церковный сан. Подробнее о донатизме см. монографии У. Френда (Frend 1952) и Б. Шоу (Shaw 2011), по-русски см. работы П. Н. Кутепова (Кутепов 1882), Г. Г. Дилигенского (Дилигенский 1961), И. Кечкина (Кечкин 2013б; 2016).
4 Ипопсалмом (рефреном) служит фраза «Vos qui gaudetis de pace, modo verum iudicate», которую А. А. Тащиан переводит как «Вы, что мирной жизни рады, справедливо рассуждайте!».
церкви и повторном крещении отпавших и их паствы добавилось другое: целый век разделения приучил людей к существованию и борьбе двух церквей. Причём в истории этого противостояния было событие, заставлявшее кафоликов (в том числе и Августина) сбавлять полемический натиск. Кровавое преследование при Константе5 легло в основание донатистской идентичности, стало тем эпизодом, который показывал народу истинность учения донатистов, их прочную связь с гонимой церковью I—III вв.
I. Рассказ Оптата (Opt. Contra Parm., III, 1-4)6
Согласно Оптату Милевитанскому, преследование началось из-за самих жертв . Император Констант направил в Африку миссию Павла и Макария, предположительно нотариев (Seeck 1921: 341), со специальным поручением: раздать милостыню беднякам. Однако в Африке чиновники столкнулись с проблемой: донатистам деньги не нужны. Донат, глава и эпоним раскола, епископ Карфагена, сказал пришедшим к нему посланни-
о
кам: «Что императору до церкви?» (Opt. Contra Parm., III, 3).
5 Он был августом в Италии, Иллирии и Африке с 337 по 350 гг., в 340 г. после смерти брата (Константина II) к его владениям присоединились Испания, Галлия и Британия. Помимо борьбы с донатистами известно его вмешательство (вместе с братом Констанцием II) в арианский спор.
6 Оптат Милевитанский - африканский церковный писатель середины IV в., автор полемической книги «Contra Parmenianum Donatistam» («Против донатиста Пармениана»). Согласно Иерониму (Hier. De viris illustr., 110) этот труд относится ко времени Валентиниана и Валента (364-375 гг.). Попытки уточнить датировку, обзор которых даёт свящ. И. Кечкин, кажутся нам неубедительными (Кечкин 2013а: 51-61). Оптат является единственным автором, связно излагающим историю раскола. Преследованию Константа посвящена третья книга его труда.
Вслед за Л. Грасмюком (Grasmück 1964: 113) и А. Хогрефе (Hogrefe 2009: 263) мы не принимаем предположение О. Зеека (Seeck 1921: 341), поддержанное У. Френдом (Frend 1952: 177), что лидер «оппозиции» Донат Карфагенский обращался к Константу с просьбой о назначении единым епископом Карфагена. В утверждении Оптата, что Донат «provocavit ut unitas proximo tempore fieri temptaretur» (Opt. Contra Parm., III, 1), речь идёт скорее не об обращении к императору, а просто о вызывающем поведении епископа. Это подтверждается дальнейшим рассказом епископа Милевы.
8 Перевод этой и всех последующих цитат наш.
Донат направил другим епископам письма о миссии Павла и Макария, чтобы никто их милостыни не принимал.
Миссионеры отправились вглубь Нумидии, и им не были рады. Угрозу представляли агонистики - вооружённые группы, находившиеся в подчинении донатистских епископов9. Боясь за деньги, Павел и Макарий попросили комита Сильвестра дать им конвой, что было исполнено.
Донат, епископ города Багаи (южная Нумидия), вероятно, воспринял всерьёз письмо карфагенского Доната. Может быть, Доната из Багаи испугал конвой. Так или иначе, бросив клич, он созвал агонистиков из соседних деревень и рынков. В базилику свезли много зерна и приготовились держать оборону. Когда пришли первые представители Павла и Макария (авангард?), их избили и отпустили к своим. Гневу воинов не было предела: «О том, что случилось с двумя или тремя, скорбели все» (Opt. Contra Parm., III, 4). Никто не смог сдержать озлобленных солдат: началась резня. Мы знаем, что были убиты многие, в том числе и епископ Багаи10. Из других жертв времени Павла и Макария Оптат называет только некоего Маркула. О нём подробнее будет сказано ниже.
На событиях в Багаи Оптат прекращает свой рассказ. По его мнению, причиной насилия было упорство донатистов. Он предлагает жертвам винить «во-первых, тех, кто разделил народ Божий и поставил лишние базилики (т. е. основателей раскола -А. М.), затем Доната из Карфагена, который вызвал попытку достигнуть единства в ближайшее время, в-третьих, Доната из Багаи, который собрал безумную толпу. Чтобы не претерпеть насилие от неё, для себя и для защиты груза Макарий потребовал помощи вооружённого отряда».
II. Донатистская агиография
Историю Оптата дополняют донатистские источники. В нашем распоряжении есть два агиографических текста об этом
9 Оптат рассказывает о том, что незадолго до миссии Павла и Макария агонистики подняли настоящий бунт, подавленный комитом Таури-ном (Opt. Contra Parm., III, 4). В целом о движении агонистиков см. работы Г. Г. Дилигенского (Дилигенский 1961: 149-248), Б. Поттье (Pottier 2008), Б. Шоу (Shaw 2011: 630-720; 828-839).
10 По словам Августина, донатисты считали, что его бросили в колодец (Aug. Tract. In Evangel. Ioannis, 11, 15).
времени: «Мученичество Исаака и Максимиана» и «Мученичество Маркула»11.
«Мученичество Исаака и Максимиана» рассказывает о событиях в Карфагене. Это сочинение было написано, вероятно, через несколько десятилетий после самого преследования. По словам автора, в Карфагене гонения начались позже, чем в Нумидии (Pass. Isaac et Max., 3). Вместе с дьяволом (под которым, возможно, подразумевается император - см. ниже) проконсул «по замыслу лютого эдикта повелел, устроив пытки, снова восхвалять узы нечестивого единства, то есть добавляя сверх закона предателей, чтобы те, кого Христос повелел принимать вместо себя, были навеки всеми гонимы и не боролись якобы против уз единства» (Pass. Isaac et Max., 3).
Сначала автор текста рассказывает историю Максимиана. Во время трапезы он увидел венец, спустившийся в чашу с вином и засиявший цветом крови - таким было знамение мученичества. На следующий день исповедник разорвал в клочья эдикт о гонении. По приказу проконсула мужчину долго пытали, а потом, должно быть, бросили в темницу (Pass. Isaac et Max., 4-5).
Немногим позже Максимиана был арестован Исаак. Его привели вместе с единоверцами, так как они участвовали в нелегальном донатистском богослужении. Однако Исаак выделился, закричав кафоликам: «Придите, предатели, спасите безумие своего единства!» (Pass. Isaac et Max., 6). Исаака тоже долго пытали, после чего в темнице у него было видение: исповедник боролся с императором и победил его, вырвав глаз из глазницы противника. В награду боец получил лучезарную корону и вознёсся из огня пыток в небеса. Обоих узников приговорили к изгнанию, однако на следующий день умер Исаак, а немногим позже Максимиан (Pass. Isaac et Max., 6-11).
Всех уготованных к изгнанию (и живых, и мёртвых) перенесли на корабль. Их связали и бросили в море. Благодаря чуду морские волны вынесли тела мучеников на берег. Максимиан и Исаак были достойно погребены (Pass. Isaac et Max., 12-16).
«Мученичество Маркула» было составлено, вероятно, тоже в первые десятилетия после гонения. Неизвестный автор
11 Об этих текстах см. монографию Б. Шоу (Shaw 2011: 146-194) и комментарии Ж.-Л. Майера (Maier 1987: 256-291).
рассказывает, как «внезапно из дома царя Константа и из цитадели дворца его загремел грязный рёв Макариева гонения, и, когда отправили в Африку двух зверей, то есть того же Мака-рия и Павла, внезапно церкви был объявлен гнусный и жуткий бой, так что обнажёнными мечами солдат при военных знамёнах и под крики толпы христианский народ принуждали заключить единство с предателями» (Pass. Marc., 3). Поражённые действиями гонителей, донатистские епископы съехались на собор и приняли решение обратиться с петицией к Макарию
(очевидно он играл главную роль). Посольство из десяти
12
епископов во главе с Маркулом прибыло в поместье Вегезелы, где тогда был Макарий, и встретило крутой приём: «оголив тела священников, их, привязанных к отдельным столбам, били тяжёлыми ударами палок» (Pass. Marc., 4).
Началось время страстей Маркула. Его долго пытали, потом на потеху язычникам возили по городам Нумидии и наконец доставили в крепость (castellum) Нова Петра (Pass. Marc., 5-6). Исповедник постился и проводил время в молитвах. Явившееся ему видение предвещало скорое мученичество: «Я видел, как мне вынесли три этих дара из вечных сокровищниц щедрого Господа: чашу, сделанную из светлейшего серебра, и венец, блистающий багряным золотом, и находящуюся очень высоко пальмовую ветвь, которая великой радостью завершала ряд предшествующих побед» (Pass. Marc., 7-8).
Той же ночью, когда Маркул рассказал о видении своим единоверцам (посетителям или другим епископам), эта история обрела развязку. В темницу к исповеднику пришёл воин, пытавшийся склонить епископа к побегу. Маркул отказался. Тогда его под конвоем отвели на одну из скал и столкнули вниз с самой вершины (Pass. Marc., 9-12). Хотя убийство пытались скрыть, при помощи знамения тело мученика было обнаружено и погребено подобающим образом (Pass. Marc., 14-15).
III. Собор в Карфагене
Вскоре после миссии Павла и Макария кафолики организовали провинциальные соборы, по итогам которых в африканской столице прошёл всеобщий собор. Председательствовал
12 Мы не знаем, предстоятелем какой общины был Маркул. Вероятно, она находилась в Нумидии.
епископ Карфагена Грат. Во вступительной речи он воздал хвалу Богу за то, что по велению императора Павел и Макарий восстановили единство (Acta cons. Carth., praef.).
Четырнадцать канонов этого собора показывают, что Грат хотел упорядочить церковную жизнь. Здесь есть запрет сожительства с клириками, посвящёнными девами, вдовами и вдовцами; запрет перехода клириков в чужую общину без ведома епископа; запрет заниматься ростовщичеством (для священнослужителей). Несколько канонов касается донатистов: собор возбранил их практику повторного крещения и почитание ложных (некафолических) мучеников. С другой стороны, Грат пошёл на уступку своим противникам и строго осудил вероотступничество (Acta cons. Carth., 1; 2; 14). Эта была попытка преодолеть раскол, начавшийся из-за спора о падших во время гонения (Frend 1952: 182).
IV. Датировка событий
Время гонения Макария вызывает споры среди историков. Как упоминалось выше, большинство учёных принимает порядок событий в том виде, в каком он его изложил Оптат13. Намного более спорной является датировка отдельных исторических эпизодов: миссии Павла и Макария, резни в Багаи, мученичества Исаака, Максимиана, Маркула, собора Грата. Изложим основные факты, касающиеся этого вопроса14:
- Оптат говорит, что Павла и Макария направил Констант
(337-350 гг.), это подтверждает «Мученичество Маркула (Opt. Contra Parm., III, 3; Pass. Marc., 3)»;
- Все рукописи актов собора в Карфагене называют императо-
ром Констанция (правил на Западе в 353-361 гг.), но по речи Грата видно, что собор произошёл вскоре после миссии Павла и Макария (Acta cons. Carth., praef.; 1; 14). Также известно, что собор состоялся после Сардикийского собора 343 г. (Acta cons. Carth., 5);
13 Например, У. Френд (Frend 1952: 177-182), А. Хогрефе (Hogrefe 2009: 262-266), Б. Шоу (Shaw 2011: 822-827), Н. Ленски (Lenski 2016: 175-177). Альтернативную хронологию предлагает П. Мастандреа (Mastandrea 1991), слабость его построений в своём обзоре показывает Б. Шоу.
14 Здесь мы будем следовать построениям Б. Шоу.
- Мученичество Маркула согласно разным рукописям датиру-
ется воскресеньем 24, 25 или 29 ноября (Pass. Marc., inc.);
- По разным рукописям Исаак умер в субботу 14 или 15
августа (Pass. Isaac et Max., 12), при этом заголовок (incipit)
текста даёт 26 августа как дату прославления мучеников;
- Также есть очень нечёткое свидетельство Августина, что
преследование Макария произошло через некоторое время
после Сардикийского собора 343 г. (Aug. Ep. 44, 3, 6).
Таким образом, миссия Павла и Макария действовала в период с 343 по 349 г. (Констант умер в январе 350 г.). Мученичество Исаака датируется 15 августа 347 г., поскольку это единственная суббота 15 августа в данном промежутке времени. Мученичество Маркула относится к 29 ноября 347 г., поскольку это также единственно возможный вариант. Миссия Павла и Макария началась, вероятно, весной или летом того же года, а в июне или июле произошли события в Багаи, так что эдикт императора успел прийти к середине августа. Собор в Карфагене нужно отнести ко времени правления Константа, а именно к 348-349 гг., что вытекает из содержания вступительной речи Грата и некоторых канонов.
V. Макарий и Констант
Обратим внимание на несколько вопросов, касающихся событий 347 г. Прежде всего необходимо понять, как соотносилась воля императора с действиями его чиновников. Было ли гонение изначально запланировано Константом? Действовал ли далее Макарий с ведома императора? Чей эдикт был вывешен в Карфагене: проконсула или Константа?
Как было показано выше, Оптат изображает резню в Багаи и начало гонения как результат трагического стечения обстоятельств. Простая раздача милостыни обернулась гибелью многих из-за гордости донатистских епископов15. Однако рассказ епископа Милевы не кажется свободным от противоречий: зачем Павлу и Макарию быть столь настойчивыми в благотворительности? Зачем продвигаться вглубь Нумидии, если уже было известно, что милостыню не примут? Могли ли вообще
15 Подробно о риторической стратегии Оптата см. статью Д. Чеккони (Cecconi 1990).
посланники императора применять насилие без санкции Константа?
Как нам представляется, в сообщении Оптата есть внутренняя логика при всей тенденциозности изложения. Упорство миссионеров может объясняться стремлением исполнить приказ. Сам рассказ о раздаче милостыни напоминает сведения о попытках «подкупа» донатистов при Константине16. Что касается бойни в Багаи, она действительно могла быть вызвана чрезмерной агрессивностью местного епископа и его отрядов. Однако Оптат не называет событий, произошедших после этой резни, и лишь однажды упоминает Маркула, делая его, как и Доната из Багаи, жертвой собственной жестокости. А во время повествования о мирной миссии Павла и Макария писатель вскользь говорит, что после добросердечных побуждений к единству «все епископы со своими клириками сбежали; некоторые умерли, кто был смелее - были схвачены и изгнаны далеко» (Opt. Contra Parm., III, 1). Могла ли просто милостыня быть такой, что от неё бежали и что трусливые предпочитали
17
ей смерть? Между тем другие источники говорят о Павле и Макарии только как о творцах единства. «Мученичество Исаака и Максимиана» и «Мученичество Маркула» не упоминают раздачи денег. Вместо этого указано, что власти объявили гонение и изгнали клириков. Для Грата Карфагенского Павел и Макарий также являются именно проводниками единства церкви.
Таким образом рассказ Оптата необходимо подвергнуть корректировке. Вероятно, с самого начала единство провозгласили целью миссии - иначе донатистам не от чего было бежать. Можем даже предположить, что жёсткая реакция Доната
16 Об этом сообщает «Проповедь, данная на мученичество святых Доната и Адвоката», в которой идёт речь о том времени (Serm. de pass. Don., 2-3). Если вслед за Б. Шоу видеть в тексте влияние событий при Константе (Shaw 2011: 187-193), то этот источник дополнительно подтверждает информацию Оптата.
1 Вероятно, речь в этом отрывке идёт не о естественной смерти, а о самоубийстве, которое согласно кафолическим источникам было распространено среди донатистов и особенно агонистиков. В числе других «ложных мучеников» канон собора 348-49 гг. упоминает самоубийц, бросившихся со скалы (Acta Cons. Carth., 2). Августин считал самоубийцами даже Маркула и Доната из Багаи (Aug. Tract. In Evangel. Ioannis, 11, 15; Contra Gaud., III, 49), см. также монографию М. Гэддиса (Gaddis 2005: 109-118).
Карфагенского и его сторонников связана именно с тем, что Павел и Макарий сразу объявили о своих целях. Однако в распоряжении чиновников находились только мирные средства.
Согласно «Мученичеству Исаака и Максимиана» в Карфагене преследование донатистов началось позже, чем в Нуми-дии, и было связано с эдиктом о гонении. Авторами эдикта текст называет дьявола и проконсула, однако мы считаем, что это мог быть только императорский эдикт. Мы видим три причины: 1. Дело такой важности не могло пройти мимо императора, уже проявившего интерес к религиозной ситуации в Африке; 2. Ни в одном рассказе о событиях 347 г. нет имени проконсула - он не запомнился как важный участник гонения; 3. В тексте мученичества Исаак сражается с императором, тогда как в агиографической литературе того времени стандартной была тема борьбы с дьяволом18. Можно предположить, что автор отождествлял дьявола и императора.
Главным наказанием стало изгнание. Известно, что Донат Карфагенский и многие его сторонники были высланы за пределы Африки. Донат на родину больше не вернулся и умер в изгнании. Фантазией на тему изгнания является рассказ об утоплении донатистов из «Мученичества Исаака и Максимиана»19.
Эдикт Константа не предписывал смертной казни. У нас нет оснований думать о множестве жертв «времён Макария». Исаак и Максимиан не были казнены, а умерли после пыток; Маркул также не дождался суда, его сбросили со скалы под покровом ночи. Кафолики даже считали, что он совершил самоубийство (см. прим. 15). Вероятно, убийство Маркула было (если оно имело место) как раз результатом произвола на местном уровне. Не зря жестокость Макария признавали и Оптат, и Августин (Opt. Contra Parm., VII, 6-7; Aug. Ps. contra partem Don., 144-146; Ep. 44, 2-3).
18
Например, мученица Перпетуя в своём видении сражается с дьяволом (Pass. Perp., 10). Подробнее см. комментарий А. Д. Пантелеева (Пантелеев 2017: 226). Также о дьяволе-египтянине в этом видении см. монографию П. Хабермеля (Habermehl 2004: 145-188).
19 Б. Шоу видит параллель между этим фрагментом и рассказом Евсе-вия о том, как тела мучеников топили во время гонения при Диоклетиане (Eus. Hist., VIII, 6, 6-7; Shaw 2011: 176)
Маркул стал почитаемым донатистским святым. Его мученичество описали, о епископе знал уже Оптат. С культом Маркула боролся Августин. В 411 г., когда епископы обеих церквей съехались в Карфаген, на их совещании епископ из Нова Петра сказал: «У меня нет противника (т.е. кафолического епископа в городе - А. М.), поскольку там господин Маркул, чью кровь
Господь отмстит в судный день» (Gesta coll. Carth., I, 187). В
20
Вегезелах в честь Маркула была построена базилика .
В долгосрочной перспективе события 347 г. нанесли большой урон репутации кафоликов. Их обвиняли в пособничестве гонителям и называли язычниками (Pass. Isaac et Max., 3; 6; Pass. Marc., 1). Уже в 360-е гг. среди донатистов ходил рассказ, что Павел и Макарий во время службы поставили на алтарь изображение императора, и так, загрязняя христианство императорским культом, возносили свои молитвы (Opt. Contra Parm., III, 12).
Литература
Cayrel, P. 1934: Une basilique donatiste de Numidie. Mélanges
d'archéologie et d'histoire 51, 114-142. Cecconi, G. A. 1990: Elemosina e propaganda. Un'analisi della Macariana persecutio nel III libro di Ottato di Mile vi. Revue des Études Augustiniennes 36, 42-66. Diligenskiy, G .G. 1961: Severnaya Afrika v IV-V vekakh [North Africa in IV-Vcenturies]. Moscow: Izdatelstvo AN SSSR. Дилигенский, Г. Г. 1961: Северная Африка в IV-V веках. М.: Изд-во АН СССР. Frend, W. H. C. 1952: The Donatist Church: a movement of protest in
Roman North Africa. Oxford: Clarendon Press. Gaddis, M. 2005: There is no crime for those who have Christ: religious violence in the Christian Roman Empire. Berkeley and Los Angeles: University of California Press. Grasmück, E. L. 1964: Coercitio: Staat und Kirche im Donatistenstreit.
Bonn: Ludwig Röhrscheid-Verlag. Habermehl, P. 2004: Perpetua und der Ägypter oder Bilder des Bösen im
frühen afrikanischen Christentum. Berlin: Walter de Gruyter. Hogrefe, А. 2009: Umstrittene Vergangenheit: Historische Argumente in der Auseinandersetzung Augustins mit den Donatisten. Berlin: Walter de Gruyter.
Kechkin, J. 2013: [On the Dating of St. Optatus of Milevis' «Against Parmenian the Donatist»]. Vestnik Ekaterinburgskoy dukhovnoy
20
В ней сохранилась памятная надпись «господину Маркулу» (Cayrel 1934: 134-136).
seminarii [Bulletin of the Ekaterinburg Theological Seminary] 5, 49-62.
Кечкин, И. 2013: Датировка трактата св. Оптата Милевитского «Против донатиста Пармениана». Вестник ЕДС 5, 49-62. Kechkin, J. 2013: [Parmenianus - a Donatist Bishop of Cathage]. Vestnik Ekaterinburgskoy dukhovnoy seminarii [Bulletin of the Ekaterinburg Theological Seminary] 2 (6), 54-63. Кечкин, И. 2013: Пармениан - донатистский епископ Карфагена. Вестник ЕДС 2 (6), 54-63. Kechkin, J. 2016: [The schismatic enterprise and literary works of Donatus of Carthage]. Bogoslovskij Vestnik [Theological Bulletin] 20-21, 169-184.
Кечкин, И. 2016: Раскольническая деятельность и литературные труды Доната Карфагенского. Богословский вестник 20-21, 169-184.
Kutepov, N. P. 1882: Raskol donatistov [The Donatist Schism]. Kazan.
Кутепов, Н. П. 1882: Раскол донатистов. Казань. Lenski, N. 2016: Imperial Legislation and the Donatist Controversy Constantine to Honorius. In: The Donatist Schism: Controversy and Contexts. Ed. by R. Miles. Liverpool: Liverpool University Press. Maier, J.-L. 1987: Le Dossier du Donatisme. T. I: Des origines a la mort
de Constance II (303-361). Berlin: Akademie Verlag. Mastandrea, P. 1991: Per la cronologia dei Tempora Macariana. Koinonia 15, 19-39.
Panteleev, A. D. (ed., transl., comm.) 2017: Rannie muchenichestva. Pere-vody, kommentarii, issledovaniya [Early Martyrdoms: Translations, Notes, Studies]. St. Petersburg: IC «Gumanitarnaya akademiya». Пантелеев, А. Д. (ред., перев., комм.) 2017: Ранние мученичества. Переводы, комментарии, исследования. СПб.: ИЦ «Гуманитарная академия». Pottier, B. 2008: Les circoncellions: un movement ascétique itinerant dans l'Afrique du Nord des IVe et Ve siècles. Antiquités africaines 44, 43-107.
Seeck, O. 1921: Geschichte des Untergangs der antiken Welt. Bd. III.
Stuttgart: J. B. Metzlersche Verlagsbuchhandlung. Shaw, B. D. 2011: Sacred Violence: African Christians and Sectarian Hatred in the Age of Augustine. Cambridge and New York: Cambridge University Press. Tashchian, A. A. 2017 (transl. and comm.): [St. Augustine. Psalm against the Donatists (translation from Latin and commentaries of A.A. Tashchian)]. Vestnik RHGA [Bulletin of the Ihe Russian Christian Academy for the Humanities] 18 (2), 15-25.
Тащиан, А. А. (пер. и комм.) 2017: Блаженный Августин. Псалом против донатистов (перевод с латинского языка и комментарии А. А. Тащиана). Вестник РХГА 18 (2), 15-25.
A. L. Mamontov. The persecution of Donatists under Constans (337350 AD)
The persecution of Donatists under Constans took place in 347 AD. The most complete narrative told by Optatus informs us that the imperial missionaries Paulus and Macarius were sent to Africa for almsgiving on behalf of their sovereign. However, when resistance from the Donatist side occurred, the officers protected the money from militant gangs of agonisticoi hired by Donatus, the bishop of Bagai. It was only after the bloodbath of Bagai that Paulus and Macarius began to enforce religious unity in Roman North Africa.
Other sources help us understand the scheme of Optatus more clearly. According to «The Passion of Isaac and Maximian» and «The Passion of Marculus», bringing the region to unity was the ultimate goal of the mission from the very beginning, while almsgiving was just a means to achieve it. This conclusion is also based on some statements made by Optatus himself. The edict of the emperor Constans prescribed to banish the Donatist clergy into perpetual exile. The martyrdom of Isaac and Maximian was a result of local outrage, as it was also in the case of Marculus.
Some people like the Catholic bishop of Cathage, Gratus, considered this the achievement of unity. As we now know, this impression was misleading. The chasm between the rival African churches became deeper. The main long-term consequences of the Macarian persecution disrupted the relative peace of the previous time.
Keywords: Donatism, persecution, martyrdom, Constans, Optate, Augustine, North Africa, Late Antiquity.