Научная статья на тему 'Пресечение и процессуальное оформление появления в общественных местах в состоянии опьянения'

Пресечение и процессуальное оформление появления в общественных местах в состоянии опьянения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2742
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОСТОЯНИЕ ОПЬЯНЕНИЯ / ПРЕСЕЧЕНИЕ / ОФОРМЛЕНИЕ / ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / INTOXICATION / SUPPRESSION / REGISTRATION / CERTIFICATION / LIABILITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Николаева Т. Б.

В статье рассматриваются проблемы документального оформления по результатам пресечения административных правонарушений «появление в общественном месте в состоянии опьянения».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Николаева Т. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUPPRESSION AND PROCEDURAL DESIGN OF APPEARANCE IN PUBLIC PLACES WHILE INTOXICATED

The article deals with the problem of documenting the results of suppression of administrative violations «the appearance in a public place while intoxicated».

Текст научной работы на тему «Пресечение и процессуальное оформление появления в общественных местах в состоянии опьянения»

Юридические науки

УДК 34

ПРЕСЕЧЕНИЕ И ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ПОЯВЛЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ В СОСТОЯНИИ ОПЬЯНЕНИЯ

Т.Б. Николаева, Нижегородская академия МВД России (Нижний Новгород, Россия).

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы документального оформления по результатам пресечения административных правонарушений «появление в общественном месте в состоянии опьянения».

Ключевые слова: состояние опьянения, пресечение, оформление, освидетельствование, ответственность.

SUPPRESSION AND PROCEDURAL DESIGN OF APPEARANCE IN PUBLIC PLACES WHILE INTOXICATED

Abstract. The article deals with the problem of documenting the results of suppression of administrative violations «the appearance in a public place while intoxicated».

Keywords: intoxication, suppression, registration, certification, liability.

Статья 20.21 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за появление в общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность [1].

Согласно данным ГИАЦ МВД России (отчет по форме 1-АП), количество пресеченных правонарушений, предусмотренных ст. 20.21 КоАП РФ в 2014 составило - 3.972.189 (в т.ч. в состоянии наркотического опьянения 4.497); в 2015 - 2.857.556 (в т.ч. в состоянии наркотического опьянения 3.550).

Это связано со многими факторами, в том числе с неэффективным осуществлением профилактики и предупреждения административных правонарушений, связанных с потреблением алкогольных напитков.

Так, согласно данным ГИАЦ МВД России (ф.1-АП), в большинстве случаев эти правонарушения пресекаются подразделениями, осуществляющими охрану общественного порядка: В 2015 году сотрудниками ППСП было выявлено 1.317.467 (46%) правонарушений, предусмотренных рассматриваемой статьей, подразделениями ВОП 837.005 (30%), УУП 597.924 (20%).

Таким образом, поводом для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного ст. 20.21 КоАП РФ, более чем в 90% случаях явилось непосредственное обнаружение правонарушения должностными лицами, уполномоченными составлять протокол об административном правонарушении, оставшиеся случаи - сообщения и заявления физических и юридических лиц и др.

В соответствии со ст. 23.3 КоАП РФ выявление указанных правонарушений относится к

W п w

исключительной компетенции органов внутренних дел. В такой ситуации именно от численности сотрудников полиции, осуществляющих охрану общественного порядка и их активно-

сти по противодействию правонарушениям, предусмотренным ст. 20.21 КоАП РФ зависит количество выявленных административных правонарушений.

Вместе с тем, с уменьшением активности сотрудников полиции в этом направлении зачастую происходит рост преступлений, совершенных на улицах в состоянии опьянения. В связи с этим вопросы пресечения указанных правонарушений весьма актуальны. Необходимо отметить ряд проблем, которые влияют на эффективность деятельности правоохранительных органов. Так, по нашему мнению, понятие «общественного места» необходимо закрепить в главе 20 КоАП РФ в виде примечания для применения ко всем составам административных правонарушений, совершаемым в общественных местах, за которые КоАП РФ установлена административная ответственность.

Это необходимо сделать для того, чтобы не возникало разночтений. Например, в некоторых районах г. Н. Новгорода, после 23.00 протокол по указанной статье не составляется, поскольку прохожие в это время на улице, как правило, отсутствуют, а значит, и не страдает общественная нравственность.

Для квалификации правонарушения по данной статье не имеет значения, в результате употребления каких напитков или препаратов лицо пришло в состояние опьянения (алкоголь, наркотики и т.п.). Для привлечения к административной ответственности за данное правонарушение не требуется совершения других противоправных действий.

Обстоятельства данного административного правонарушения могут устанавливаться:

- актом медицинского освидетельствования, предусмотренным приказом Министерства здравоохранения [2];

- объяснением лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении и его законных представителей;

- объяснениями свидетелей, в том числе сотрудников органов внутренних дел (ст. 26.3 КоАП РФ). Свидетелями могут выступать граждане, которым могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению;

- другими доказательствами (фото-, видеофиксация).

В соответствии с п. 6 приказа Министерства здравоохранения РФ от 18 декабря 2015 г. № 933н [2], при наличии хотя бы одного из следующих признаков, у должностного лица имеются достаточные основания полагать, что лицо, совершившее административное правонарушение, находится в состоянии опьянения:

запах алкоголя изо рта;

неустойчивость позы;

нарушение речи;

резкое изменение окраски кожных покровов лица.

Так, по данным ГИАЦ МВД России (ф. 1-АП) в 2015 году было составлено 1.889.915 протоколов о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения (в соответствии со ст. 27.12.1 КоАП), 832.949 граждан отказались от прохождения медицинского освидетельствования, в 65.527 актах медицинского освидетельствования состояние опьянения не установлено.

Совершение рассматриваемого нарушения несовершеннолетними в возрасте до 16 лет квалифицируются по ст. 20.22 КоАП РФ. Протокол в таком случае составляется на родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего.

Анализ материалов дел об административных правонарушениях показал, что еще встречаются случаи отсутствия в материалах достаточной доказательственной базы, а

именно: отсутствие объяснений правонарушителей и свидетелей при составлении протоколов, не всегда прилагается рапорт сотрудника, выявившего правонарушение.

Кроме того, встречаются факты, когда на момент совершения правонарушения, указанного в протоколе, лицо находилось в ином месте (другой населенный пункт, на стационарном лечении в больнице, в командировке и т.д.). Постановления по таким делам должны быть отменены как незаконно вынесенные, а сотрудники привлечены к ответственности.

В протоколе не всегда указывается, какими действиями правонарушитель оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность.

Особенность объективной стороны данного правонарушения заключается в том, что лицо находится в общественном месте не просто в состоянии опьянения, а в виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, в частности, если поведение лица в состоянии опьянения явно нарушает общепризнанные нормы (непристойные высказывания или жесты, грубые выкрики, назойливое приставание к гражданам и т.п.); нарушитель находится в общественном месте в неприличном виде (грязная одежда, неопрятный внешний вид, вызывающий брезгливость и отвращение); из-за опьянения нарушитель полностью или в значительной степени утратил способность ориентироваться (бесцельно передвигается с места на место, нарушена координация движений и т.п.); полная беспомощность пьяного (бесчувственное состояние). Вину правонарушителя необходимо доказывать путем проведения медицинского освидетельствования на состояние алкогольного либо наркотического опьянения, показаний свидетелей.

В случае отказа лица от прохождения медицинского освидетельствования об этом делается соответствующая отметка в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование. Этот факт не должен быть «законным основанием» для уклонения от ответственности лица, совершившего правонарушение.

Вместе с тем, отсутствие в материалах дела, протокола о направлении на медицинское освидетельствования не позволяет привлечь такое лицо к административной ответственности за появление в общественных местах в состоянии опьянения, так как, статья 27.121 КоАП РФ прямо указывает, что лица, совершившие административные правонарушения, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, подлежат направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения. Отказ от прохождения медицинского освидетельствования - это право гражданина и, одновременно, серьезная проблема правоприменительной деятельности.

При выявлении лица, с признаками административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.21 КоАП РФ лицо доставляется на медицинское освидетельствование в медицинское учреждение. В случае если лицо отказывается от медицинского освидетельствования или любого инструментального исследования, то выносится медицинское заключение «от медицинского освидетельствования отказался». Документ прилагается к протоколу об административном правонарушении.

В приказе МВД России от 23 декабря 2011 года № 1298 утверждены правила доставления гражданина, находящегося в общественном месте в беспомощном состоянии. В соответствие с утвержденным в приказе порядком, сотрудники полиции, в случае обнаружения гражданина, находящегося в общественном месте в состоянии опьянения и утратившего способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, при необходимости оказывают ему первую помощь и организуют вызов бригады скорой

медицинской помощи, а также обеспечивают сохранность имущества лица, находящегося в состоянии опьянения. По данному факту сотрудниками полиции составляется рапорт.

К сожалению, применение исключительно профилактических мер к нарушителям не является эффективным. Достаточно часто сотрудники полиции сталкиваются с проблемами при документировании правонарушений, связанных с появлением в общественных местах лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, оскорбляющих общественную нравственность и человеческое достоинство.

Литература:

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федеральный закон от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ // Собрание законодательства. 2002. № 1.

2. О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) Приказ Министерства здравоохранения РФ от 18 декабря 2015 г. № 933н // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 04.03.2017).

References:

1. Kodeks Rossijskoj Federacii ob administrativnyh pravonarushenijah: federal'nyj zakon ot 30.12.2001 g. № 195-FZ // Sobranie zakonodatel'stva. 2002. № 1.

2. O porjadke provedenija medicinskogo osvidetel'stvovanija na sostojanie op'janenija (alkogol'nogo, narkoticheskogo ili inogo toksicheskogo) Prikaz Ministerstva zdravoohranenija RF ot

18 dekabrja 2015 g. № 933n // SPS «Konsul'tantPljus» (data obrashhenija: 04.03.2017).

— • —

Сведения об авторе

Татьяна Борисовна Николаева, кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры профессиональной деятельности сотрудников подразделений охраны общественного порядка, Нижегородская академия МВД России (Нижний Новгород, Россия)

— • —

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.