Журнал научных статей «Здоровье и образование в XXI веке» №3, 2012 том 14
ПРЕПОДАВАНИЕ ВОПРОСОВ ОХРАНЫ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В МЕДИЦИНСКИХ ВУЗАХ.
Бобрищева-Пушкина Н.Д., Кузнецова Л.Ю., Попова О.Л., Силаев А.А.
Первый МГМУ имени И.М.Сеченова, кафедра экологии человека и гигиены окружающей среды, Москва, Россия
Рост нервно-психических заболеваний среди детей и подростков требует улучшения диагностической и профилактической работы в этой области, а значит и совершенствования подготовки студентов медицинских ВУЗов по этим вопросам. Нами создана модульная рабочая программа по гигиене детей и подростков с отдельным модулем «Психическое развитие и нервно-психическое здоровье детей и подростков. Психогигиена детей и подростков». При изучении этого модуля у студентов формируются умения изучать и оценивать гармоничность и соответствие психического развития детей возрасту, в том числе с использованием скриннингового варианта теста Кеттела для школьников; эмоциональное состояние с помощью теста цветовыбора Люшера и теста САН; умственную работоспособность с помощью метода корректурных проб; проводить комплексную оценку психического развития и нервно-психического здоровья детей и подростков с определением группы здоровья ребенка; определять факторы риска, способствующие развитию нервно-психических заболеваний и отклонений в психическом развитии детей и подростков, планировать профилактические и реабилитационные мероприятия. Необходимые для этого знания студенты получают на лекциях «Психическое развитие и нервно-психическое здоровье детей и подростков», «Психогигиена детей и подростков» и из созданного нами учебно-методического пособия «Определение уровня нервно-психического здоровья детей и подростков». Вопросы психогигиены детей и подростков включены также в модуль «Гигиена педагогического процесса», где в модульных единицах «Морфофункциональная готовность детей к систематическому обучению», «Методы оценки организации и условий обучения», «Актуальные вопросы университетской гигиены» предусматривается формирование умений и знаний по психогигиене педагогического процесса, обеспечению адаптации детей и подростков к организации современного обучения, профилактике экзаменационного стресса. После освоения модуля «Гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни детей и подростков» у студентов формируются знания об основных мероприятиях по профилактике нарушений психосексуального развития детей и подростков, научных принципах разработки программ по профилактике развития вредных привычек у детей и подростков. Все модули содержат список основной и дополнительной литературы, примеры контролирующих тестовых заданий и ситуационных задач, описание организации аудиторной и внеаудиторной деятельности студентов. Автономность и универсальность отдельных модулей программы позволяет использовать их целиком или частично для преподавания на различных факультетах и кафедрах медицинских ВУЗов (педиатрии, психиатрии и медицинской психологии, гигиены). Для совершенствования преподавания разработаны методические рекомендации для преподавателей «Использование активных форм обучения в преподавании методов изучения и оценки физического и психического развития детей и подростков», где обобщен опыт использования в обучении студентов ролевых игр - дискуссий и работы в малых группах. Создана также рабочая программа для дисциплины по выбору (электива) «Психическое здоровье и психогигиена детей и подростков», знакомящего студентов с основами лечебной педагогики, сказкотерапии и пользующегося постоянным интересом студентов на протяжении многих лет. Еще одной формой расширения знаний по профилактике психических заболеваний у детей и подростков являются совместные заседания научных студенческих кружков по гигиене детей и подростков и психиатрии по темам: «Факторы риска развития нервно-психических заболеваний у детей и подростков», «Дезадаптация к условиям пребывания в образовательных учреждениях-причины, проявления, профилактика и лечение».
Литература
1. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2010г.
2. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2009г.
3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2008г.
4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2007г.
5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2006г.
6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2005г.
7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2004г.
8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2003г.
9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2002г.
10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2001г.
11. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 1999г.
Материалы XIVмеждународного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2012
Стр. [260]