ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
УДК 159.922.7
преподавание психологии в школе как условие становления психологической грамотности учащихся
А.Д. АНДРЕЕВА*, Е.Е. ДАНИЛОВА Учреждение РАО «Психологический институт», Москва
Изучали операционализацию понятия психологической грамотности, а также получали эмпирические данные, характеризующие становление основ психологической грамотности на всех этапах школьного обучения. Школьники, изучающие психологию, активно используют для описания психологических явлений в равной мере как житейские, так и научно-психологические понятия. Школьники, не изучающие психологию, берут для описания психологических явлений преимущественно житейские понятия: 1) у шестиклассников эти понятия дополняются небольшой долей понятий биологического содержания; 2) у старшеклассников место биологических понятий занимают научно-психологические понятия при сохранении подавляющей доли житейских. Не владея культурным психологическим языком, старшеклассники, не изучающие психологию, чаще обращаются при описании психологических явлений к употреблению размытых, нечетких, многозначных понятий и образных выражений.
Ключевые слова: психологическая грамотность, развитие, школьное обучение.
Введение
Интерес к преподаванию психологии в общеобразовательной школе неуклонно растет. Это вызвано многими причинами, в первую очередь, тем, что психология как научная, так и практическая, начинает занимать все более заметное место в общей культуре страны.
Основной целью психологического образования является формирование целостного мировоззрения ребенка, образа человека в общей картине мира. Л.С. Выготский говорил о том, что «мировоззрение - это то, что характеризует поведение человека в целом, культурное отношение ребенка к внешнему миру» [2]. Поэтому введение в современную общеобразовательную школу преподавания психологии в ка-
© Андреева А.Д., Данилова Е.Е.. 2010
* Для корреспонденции:
Андреева Алла Дамировна
Учреждение РАО «Психологический институт»,
125009 Москва, ул. Моховая, 9, стр. 4
честве учебного предмета является важным направлением совершенствования системы образования.
В Психологическом институте РАО разработана оригинальная целостная программа курса «Психология» для средней общеобразовательной школы. Программа научно обоснована, дидактически проработана, обеспечена учебными и методическими материалами:
- Программа курса «Психология» для средней общеобразовательной школы включает в себя тематический и поурочные планы на каждый год обучения - с 3-го по 11-й класс.
- Психология как школьный учебный предмет выстраивается в контексте таких педагогических дисциплин, как современная дидактика и методика, сохраняя при этом свою содержательную и методическую специфику.
- Четко сформулирована цель преподавания психологии в школе и определены задачи, решение которых необходимо для достижения цели - овладения каждым
школьником основами психологической культуры.
- Дано серьезное обоснование научного содержания курса. Психология в нем представлена в контексте ее научного осмысления крупнейшими отечественными психологами, получившими всемирное признание.
- Оригинальность предложенной программы заключается в том, что при определении содержательной последовательности научных знаний учтены, прежде всего, сен-зитивность возраста учащихся и его ответственность за развитие основных психологических новообразований данного этапа онтогенеза. отбор для изучения и распределение научного материала связаны как с логикой самой науки, так и с логикой возрастных закономерностей психического развития школьников. Это способствует тому, что у школьников не образуется пропасть между знаниями о человеке вообще и о себе как человеке.
- Весь цикл обучения обеспечен оригинальными учебно-методическими материалами. Изданы учебные пособия (учебники) для 3-11 классов общеобразовательной школы [3]. Каждый учебник посвящен одной проблеме общепсихологического знания, которая отражена в названии учебного пособия, соответствует тематическому плану учебной программы и предназначена для изучения в течение всего учебного года.
- Проблемы личности, общения, деятельности, поведения и др. раскрываются сквозь призму ценностей гуманитарной культуры.
- Издано учебно-методическое пособие для психологов, избравших предметом своей профессиональной деятельности преподавание психологии в общеобразовательной средней школе. В пособии представлены конкретные методические рекомендации к проведению каждого урока, предусмотренного программой, дано строгое разграничение целей, задач, содержания и методов работы педагога-
психолога (школьного психолога) и учителя психологии.
Преподавание психологии как учебного предмета по данной программе ведется с 1998 года в ГОУ СОШ № 799 г. Москвы, а с 2003 года - на базе Городской экспериментальной площадки «Преподавание психологии как учебного предмета на всех этапах школьного обучения», в работе которой участвуют 15 школ ЮАО и 5 школ ЮЗАО г. москвы. с 2003 года преподавание психологии по данному учебному курсу ведется в рамках федеральной экспериментальной площадки в г. Омске.
Во всех учебных пособиях выдержан единый план изложения материала и работы с ним. Изучение любой темы начинается с описания типичной ситуации, в которую практически каждый ребенок уже попадал или может в ней оказаться, либо с предложения детям провести небольшой психологический эксперимент. Обращение к личному опыту ребенка, к его чувствам и переживаниям делает для него «осязаемыми», более понятными те сложные психологические явления, с которыми он знакомится на уроке. Такой подход близок к идее Л.С. Выготского о том, что развитие научного понятия как раз и начинается с того, что остается еще недоразвитым в спонтанных понятиях. «Развитие научных понятий, - писал он, - начинается в сфере осознанности и произвольности и продолжается далее, прорастая вниз в сферу личного опыта и конкретности» [1].
На основании личного социокультурного опыта у ребенка складываются житейские, обыденные, эмоционально насыщенные и личностно значимые представления о внутреннем мире человека и мире человеческих отношений. Изучение основ научной психологии через обращение к личному опыту учащихся, знакомство с психологическими механизмами знакомых им, наблюдаемых в повседневной жизни явлений сознания и поведения, повышает психологическую грамотность детей. Л.с. Выготский, говоря о влиянии научных по-
нятий на житейские понятия ребенка, подчеркивал, что овладение более высоким уровнем в области научных понятий влияет и на прежде сложившиеся спонтанные понятия ребенка [1].
Осознанное овладение основами научных психологических знаний обогащает лексику ребенка, позволяя грамотно и культурно говорить о своем внутреннем мире, чувствах и переживаниях, помогает решать проблемы межличностных взаимоотношений, противостоять чужому влиянию и давлению, с уважением относиться к внутреннему миру другого человека, развивает мировоззрение ребенка. Мировоззрение в данном случае рассматривается нами как центральная часть, компонент общей картины мира, в которую входят самые разные знания и представления, как общие, так и частные, конкретные.
Развитие элементарной психологической грамотности школьников создает предпосылки для становления психологической культуры личности как части общей культуры. Психологическая грамотность предполагает не только знание учащимися психологических закономерностей, феноменов и терминов, но и осознанное и произвольное умение применить эти знания при решении учебных ситуационных или реальных жизненных задач.
Задачей данного исследования является операционализация понятия психологической грамотности, а также получение эмпирических данных, характеризующих становление основ психологической грамотности на всех этапах школьного обучения.
Методика
Теоретический анализ изучаемой проблемы позволил выделить следующие показатели психологической грамотности школьников, изучающих систематический курс основ научной психологии:
1. Знание и понимание детьми основных феноменов и понятий элементарно-
го курса психологии, умение объяснить их смысл, расширение словарного запаса, овладение психологической лексикой, позволяющей ребенку грамотно и культурно говорить о чувствах, переживаниях, состояниях, как своих собственных, так и других людей.
2. Умение распознать психологический феномен в практической жизненной ситуации, использовать научные психологические знания в качестве объяснительного принципа при интерпретации учебных ситуационных задач.
Для проверки выдвинутых предположений использовались следующие методики:
- тестовые задания, направленные на определение качества и осознанности усвоения школьниками психологических знаний;
- комплекты ситуационных психологических задач, соответствующих изученному школьниками учебному материалу;
- наблюдение за детьми в ситуациях реальных межличностных конфликтов;
- беседы с учащимися, учителями и родителями.
Исследование проводилось в 10 общеобразовательных школах г. москвы, работающих по программе ГЭП «Преподавание психологии как учебного предмета на всех этапах школьного обучения»: ГОУ СОШ №№ 4, 520, 799, 839, 877, 924, 943, 949, 987, ЦО № 1883 «Бутово».
результаты, полученные в классах с преподаванием психологии, сопоставлялись с данными учащихся тех же возрастных групп, не изучающих психологию. Достоверность различий определялась с помощью методов математической статистики: ^критерия Стьюдента и критерия Пирсона.
Всего в исследовании приняли участие 1473 школьника 4-10 классов, изучающих психологию, и 379 учащихся 6, 9, 10 классов, в которых психология не преподается.
Все задания выполнялись школьниками без предварительной подготовки, что
позволяло составлять представление об актуальном уровне владения ими психологическими знаниями, умении привлечь эти знания для решения практических задач. С целью создания сходных условий диагностики в экспериментальных и контрольных классах, а также для исключения возможного влияния на ответы детей установки на использование психологической терминологии, связанной с ситуацией урока психологии или персоной психолога, данное задание предлагал детям на своем уроке учитель русского языка, а не учитель психологии и не школьный психолог.
Результаты и обсуждение
Знание основных научных психологических понятий и феноменов. Усвоение и использование языка научной психологии, научных психологических понятий рассматривается нами в качестве одного из показателей психологической грамотности учащихся.
В ходе исследования психологической грамотности детей предполагалось выяснить, в какой мере терминология научной психологии, которую школьники усваивают в рамках экспериментального курса «Психология», действительно присваивается учащимися, включается в их лексику и используется для описания психологических явлений вне уроков психологии.
Для ответа на этот вопрос было проведено сравнительное исследование учащихся 6 и 9-10 классов, систематически изучающих психологию как учебный предмет, и их сверстников, не изучающих психологию.
Задание, с помощью которого предполагалось выяснить меру усвоения учащимися научной психологической терминологии, состояло в следующем: необходимо было раскрыть понятие «Внутренний мир человека», написав на эту тему не менее 10 слов в течение 10 мин. Детям давалась следующая инструкция: «Напишите не менее 10 слов, которые приходят вам в голову, на
тему «Внутренний мир человека». на это задание вам дается 10 минут».
среднее число высказываний, полученных от учащихся контрольных и экспериментальных групп, оказалось сходным: у шестиклассников, изучающих и не изучающих психологию - соответственно 11,2 и 10,0 высказываний; у девятиклассников -соответственно 10,9 и 10,5 высказываний; у десятиклассников - 10,9 и 11,0 высказываний.
Все высказывания учащихся, которые они использовали для раскрытия понятия «Внутренний мир человека», были распределены на следующие основные категории:
1. Научно-психологические понятия.
В эту категорию были включены понятия и термины научной психологии, используемые в экспериментальном курсе «Психология» для 3-11 классов общеобразовательных школ. например: душа, восприятие, ощущения, воображение, мышление, характер, темперамент, эмоции, чувства, общение, поведение, личность, поступок, индивидуальность, саморегуляция, мотивация, самооценка, уровень притязаний, потребности, установка, мировоззрение и др.
2. Житейские понятия психологического содержания. Эту категорию составили понятия, используемые в бытовом языке для описания различных сторон душевной жизни человека. Правда, многие из них широко используются и в психологической литературе (даже приобрели статус научных терминов), что обусловлено фактом широкого заимствования житейских понятий языком научной психологии. Однако исходно они относятся к сфере бытовой характеристики психологических явлений. В эту категорию вошли несколько групп понятий, описывающих разные аспекты психологической реальности.
Эмоции и чувства. В эту группу вошли понятия бытового языка, характеризующие эмоциональную сферу человека. например: волнение, обида, грусть, скорбь, злоба, удивление, печаль, удовольствие,
любовь, счастье, вдохновение, ревность, гордость, стыд, блаженство, отчаяние и др.
Характер и темперамент. Данную категорию составили понятия, описывающие такие индивидуальные психологические особенности человека, как характер и темперамент. Например: доброта, хитрость, жадность, упрямство, решительность, черствость, мужество, великодушие, обидчивость, отзывчивость, настойчивость, серьезность, боязливость, уравновешенность, нетерпеливость, энергичность, молчаливость, разговорчивость, расторопность и др.
Качества личности. В эту категорию вошли понятия, описывающие особенности человека как личности. например: самолюбие, уверенность в себе, самодостаточность и др.
Общение и отношения. В эту категорию включены понятия, описывающие разные аспекты межличностных отношений. например: дружба и любовь, преданность, привязанность, искренность, доверие, одиночество, понимание/непонимание, обаяние, враждебность, преданность, разлука, взаимность, предательство, забота и др.
Познание. Эту категорию составили понятия, имеющие отношение к познавательной сфере человека. Например: ум, рассуждения, мысли, знания, любознательность и др.
Общие житейские понятия. Данную категорию составили общие, недостаточно расчлененные понятия, описывающие психическую жизнь человека. Например: состояние души, дух, зов души, жизненный опыт, представления о жизни, душевное спокойствие, душевные переживания, мечты и надежды, внутренняя красота, харизма, внутренняя сила, стремление к жизни, «гармония с собой», «точка зрения на мир», сокровенное, «все, что человек хочет скрыть от окружающих», и др.
3. Общекультурные понятия. В эту категорию вошли широкие общекультурные понятия, такие как: добро и зло, вера,
мораль, нравственность, культура, искусство, творчество, молитва, Бог, духовность, гармония, жизнь и смерть и др.
4. Биологические понятия. Данная категория образована понятиями биологического содержания. Например: иммунитет, болезни, здоровье, строение клетки, организм человека, перечисление внутренних органов (сердце, сосуды, печень, кровь, селезенка и др.), мышц.
5. Категорию «Другое» образовали высказывания, которые нельзя было отнести ни к одной из перечисленных выше групп.
При анализе эмпирических данных нас, прежде всего, интересовал вопрос о том, в какой мере дети, систематически изучающие психологию как учебный предмет, будут пользоваться усвоенной на уроках терминологией при выполнении предложенного задания, а также, будут ли их ответы содержательно отличаться от ответов школьников, не изучающих психологию. С этой целью было проведено сравнение количества учащихся экспериментальных и контрольных классов, применяющих научные психологические термины для раскрытия понятия «Внутренний мир человека» (табл. 1). Для учащихся экспериментальных 9 и 10 классов приводятся объединенные данные, поскольку между этими классами не выявлено достоверных различий. На этом же основании были объединены и данные для школьников 9 и 10 классов контрольной группы.
полученные данные показывают, что подавляющее большинство учащихся экспериментальных классов, в которых ведется преподавание психологии, раскрывая понятие «Внутренний мир человека», пользуется терминологией психологической науки. В контрольных же классах доля таких школьников существенно ниже, хотя и повышается от 6 к 9-10 классам (р<0,05).
В качестве примеров приведем ответы школьников из экспериментальных и контрольных классов.
Таблица 1
использование научно-психологических понятий школьниками, изучающими и не изучающими психологию (% учащихся)
Использование школьниками научно-психологи -ческих понятий Классы
6 класс 9-10 классы
Изучают психологию Не изучают психологию Р Изучают психологию Не изучают психологию Р
Используют 92,1 57,3 < 0,001 92,9 70 < 0,001
Не используют 7,9 42,7 < 0,001 7,1 30 < 0,001
Пример 1. Ответы учащихся экспериментальных классов, изучающих психологию в школе:
- «Внутренний мир человека - характер, душа, психика, эмоции, радость, грусть, впечатления, настроение, чувства, достоинство, вкус к жизни, любовь к себе, любовь к ближним, страх, чувство ответственности, вера, знания, жалость» (ученица 6 класса).
- «Толерантность, сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик, общение, мышление, мнение, восприятие, любовь, напряжение, самооценка, трудолюбие, эмоции, психика, мимика, радость, горе, мечта, доверие» (ученик 6 класса).
- «Душа, характер, имидж, мечты, любовь, настрой, мнение, вдохновение, вера, надежды. Мой внутренний мир очень велик, по крайней мере, я так считаю. Я слежу за имиджем, верю в бога, влюблен. У меня мягкий характер, люблю мечтать, пытаюсь помогать людям и т.п.» (ученик 6 класса).
- «мировоззрение, потребность, любовь, доверие, терпение, чувство, душа, ум, талант, желания, фантазия, воображение, мотивация» (ученик 9 класса).
- «Чувства, переживания, самоопределение, музыка, искусство, настроение, проблемы, душа, эмоции, любопытство, воображение, интерес, смысл жизни, любовь, время» (ученица 10 класса).
- «Душа, любовь, чувства, преданность, взаимность, вера, надежда, сознание, культура, целеустремленность, достоинство, искренность, совесть, нежность» (ученица 10 класса).
Пример 2. Ответы учащихся контрольных классов, не изучающих психологию в школе:
- «Внутренний мир человека - это внутреннее состояние человека. что у него в душе. Радостный или веселый. Злой или добрый. У каждого человека есть внутренний мир» (ученица 6 класса).
- «Душевное спокойствие, уравновешенность, личные переживания, мечтания человека, его внутреннее терпение, его желания, мысли человека; все, что человек хочет скрыть от окружающих» (ученица 6 класса).
- «Разнообразный, большой, загадочный, скрытный, яркий, заманчивый, лживый, обманчивый, добрый» (ученица 9 класса).
- «Фантазии, очень личное, духовный рост, личность, дом, безопасность, богатство, оригинальность, королевство, секреты» (ученица 9 класса).
- «Спокойный, особенный, закрытый, светлый, гармония, настоящее «Я»; там человек такой, какой он есть на самом деле; наполненный идеалами и мечтами человека; честность с самим собой» (ученица 10 класса).
Зафиксируем факт активного употребления научной лексики школьниками, изучающими психологию, и перейдем к содержательному анализу ответов учащихся экспериментальной и контрольной групп.
Количественные данные, отражающие использование учащимися, изучающими и не изучающими психологию, различных по содержанию категорий высказываний, раскрывающих понятие «Внутренний мир человека», представлены в таблице 2.
Приведенные в таблице 2 показатели свидетельствуют о том, что имеется ряд существенных различий в характере высказываний, применяемых школьниками, изучающими и не изучающими психоло-
гию, для раскрытия понятия «Внутренний мир человека». Эти различия связаны, прежде всего, с употреблением научно-психологических понятий.
В ответах школьников, изучающих психологию, как шестиклассников, так и старшеклассников, достоверно чаще встречаются понятия научной психологии, по сравнению с ответами их сверстников, не изучающих психологию (р<0,001; р<0,01). При этом доля научно-психологических понятий, используемых школьниками обеих экспериментальных групп, является весьма высокой (более 40% всех высказываний) и носит устойчивый характер.
Таблица 2
Раскрытие понятия «Внутренний мир человека» школьниками, изучающими и не изучающими психологию как учебный предмет (% высказываний)
Категории Группы школьников
6 класс 9-10 классы
Изучают психологию не изучают психологию Р Изучают психологию не изучают психологию Р
1. Научно-психологические понятия 40,4 8,9 < 0,001 43,4 17,8 < 0,01
2. Житейские понятия психологического содержания 52,7 71,0 < 0,10 47,7 66,2 < 0,10
2.1. Эмоции и чувства 18,4 27,1 - 11,3 14,4 -
2.2. Характер и темперамент 8,5 12,8 - 6,0 6,1 -
2.3. Качества личности 3,0 2,3 - 4,0 2,6 -
2.4. Общение и отношения 4,6 5,8 - 3,3 5,1 -
2.5. Познание 3,3 4,1 - 4,5 6,9 -
2.6. Общие житейские понятия 14,9 18,9 - 18,6 31,1 < 0,10
3. Общекультурные понятия 2,6 5,8 - 5,9 7,1 -
4. Биологические понятия 2,4 10,7 < 0,05 0,2 1,6 -
5. Другое 1,8 4,0 - 3,8 7,3 -
Отметим, что старшеклассники активно применяют не только понятия, относящиеся к учебным темам текущего года, но и понятия, знакомство с которыми состоялось на предшествующих этапах обучения.
Высокая частота и устойчивость использования научно-психологических понятий школьниками, изучающими психологию, могут говорить о том, что научная лексика, с которой дети знакомятся при рассмотрении психологических явлений и феноменов на школьных уроках психологии, хорошо усваивается учащимися, существенно расширяя и обогащая их словарный запас.
Вернемся к материалам таблицы 2. Согласно приведенным здесь данным, школьники контрольных групп, не изучающие психологию, употребляют научные понятия существенно реже. При этом у более старших учащихся доля высказываний этой категории обнаруживает тенденцию к повышению: в 6 классе - 8,9%; в 9-10 классах - 17,8% (р<0,10). Более активное использование научных психологических понятий старшеклассниками контрольных классов обусловлено естественным расширением их осведомленности и отражает процесс стихийного усвоения детьми знаний в области психологии. Можно предположить, что этому в значительной степени способствует содержание современного информационного пространства, с которым школьники активно взаимодействуют и которое дает возможность каждому человеку приобщиться к психологическому знанию, пусть и разрозненному, несистематическому, порой псевдонаучному (множество теле- и радиопередач, Интернет-сообщения по психологической проблематике, публикации в газетах и журналах, выступления психологов в сми и др.).
Наряду с категорией научно-психологических понятий, не менее важной для анализа представляется выделенная категория «Житейские понятия психологического содержания», которая
занимает первое место в рейтинге ответов учащихся всех групп. В экспериментальных группах следующей за ней по степени представленности идет категория научно-психологических понятий, причем достоверной разницы между показателями этих категорий не обнаружено. В контрольных же группах, где доля применения научно-психологических понятий невелика, между численными показателями научных и житейских психологических понятий выявлены существенные различия как в 6 классе (р<0,001), так и в 9-10 классах (р<0,001).
отметим также, что у школьников обеих возрастных групп, не изучающих психологию в школе, найдена тенденция к более частому употреблению житейских психологических понятий по сравнению с их сверстниками, изучающими психологию (р<0,10). Причем, у старшеклассников, не изучающих психологию, по сравнению с их сверстниками из экспериментальных классов, также на уровне тенденции (р<0,10), возрастает применение образных, описательных, недостаточно расчлененных понятий из подкатегории «общие житейские понятия».
Выделенная в ходе анализа категория «Биологические понятия» представлена в ответах школьников невысоко, однако именно она играет роль своеобразного смыслового маркера, отличающего классы, изучающие и не изучающие психологию. В контрольных 6 классах, где не проходят уроки психологии, биологические понятия используются детьми для раскрытия содержания понятия «Внутренний мир человека» (см. Пример 3) существенно чаще (р <0,05), чем в экспериментальных классах, где дети знакомятся на уроках с психологическим знанием.
Пример 3. Использование учащимися, не изучающими психологию, биологических понятий для раскрытия содержания понятия «Внутренний мир человека»:
- «Сердце, душа, кровь, легкие, характер, доброта, клетки, движение, ткани,
красота, селезенка, мышцы, почки» (ученица 6 класса).
- «Внутренний мир человека - это организм человека, внутри организма находятся: сердце, мозг, печень, селезенка и т.д. Весь внутренний организм человека. Внутри есть кровь, она находится в движении» (ученица 6 класса).
Более того, в контрольных 6 классах рейтинг этой категории даже выше, чем у категории «Научно-психологические понятия». В 9-10 классах экспериментальной и контрольной групп данная категория представлена минимально, что отражает повышение как общей, так и психологической грамотности старшеклассников.
использование психологической терминологии и феноменологии в качестве объяснительного принципа при решении ситуационных задач. Учащимся 4-10 классов предлагались для интерпретации задания, каждое из которых включало в себя три ситуационные задачи, основанные на материале, изучавшемся в текущем или прошедших учебных годах. В качестве примера приведем тексты некоторых задач, названия которых носят условный характер и детям не указывались.
Задача «Память». Вася прочитал вечером параграф по истории, ответил на все вопросы к нему и убрал учебник в портфель. на следующий день на уроке он не смог вспомнить даты, ошибся в изложении событий. Можно ли сказать, что у него плохая память? Почему?
Задача «Сестры». Сестры Соня и Лиза совершенно разные. соня спокойная, аккуратная, все уроки у нее всегда добросовестно выполнены; если пообещает что-нибудь сделать, то никогда не подведет, на нее во всем можно положиться. А Лиза шумная, все делает быстро, но кое-как. И тетради у нее мятые, и уроки не всегда до конца сделаны. Она охотно берется за любое дело, но быстро остывает и теряет к нему всякий интерес. Легко ссорится с подругами и тут же мирится. Учителя удивляются: «надо же, родные сестры, в
одной семье растут, а такие разные». А как ты думаешь, почему Соня и Лиза так не похожи друг на друга?
Задача «Самоуверенный Фома». Фома утверждает, что он всегда верит собственным глазам, что они его никогда не обманут. Так ли это? Прав ли самоуверенный Фома?
При анализе решений психологических ситуационных задач нами были выделены две основные категории суждений - научно-психологические и житейские.
научно-психологические суждения могут содержать в себе психологические понятия и термины, а могут ограничиваться описанием психологического феномена или психологического механизма, «спрятанного» в условии предложенной для интерпретации ситуационной задачи.
В отличие от этого, житейские суждения опираются на личный социокультурный опыт ребенка и содержат в себе проекции его отношения к различным жизненным ситуациям либо оценку самих людей и их поступков.
Так, например, при решении задачи «Память» научно-психологические суждения детей касались работы разных видов памяти - кратковременной и долговременной, содержали рекомендации о том, как надо заучивать материал, чтобы он дольше сохранился в памяти. «У него цифры и даты записались в кратковременную память, потому что он не использовал никакой прием группировки, парных ассоциаций, мест», «Учить надо не за один день, а каждый день понемножку. Память надо развивать. надо прочитать несколько раз, а потом пересказать. и тогда это останется в долговременной памяти». Житейские суждения детей опирались на их личный опыт, либо представляли собой проекцию страха перед публичным ответом: «Учить надо на чистую голову», «он слишком самоуверенный, раз думал, что прочитает и все запомнит», «У Васи не плохая память. Просто он побоялся отвечать перед всем
классом», «Он просто волновался, и у него все из головы выскочило».
Приведенные примеры показывают, что изучение основ научной психологии помогло детям сделать известные им, стихийно складывавшиеся способы учебной работы предметом сознательного анализа и понимания, познакомило с приемами произвольного управления своими психическими процессами, в данном случае - памятью. Здесь уже можно говорить о непосредственном влиянии школьного обучения на культурное развитие ребенка.
При решении задачи «Сестры» научно-психологические суждения детей касались особенностей характера, темперамента сестер, их индивидуальности: «У них разные характеры и темпераменты - одна флегматик, другая - холерик», «Это зависит от темперамента. Мне кажется, что Соня флегматик, а Лиза - сангвиник. Темперамент дается природой с рождения и влияет на человека в значительной степени».
Житейские же суждения по данной ситуации связаны, по-видимому, со сложившимися у детей представлениями о внутрисемейных отношениях (а возможно, и с проекцией личного опыта таких отношений): «Я думаю, что Лиза такая, потому что все обращают внимание на Соню, она умная, аккуратная, все ее хвалят, а Лиза не такая умная; поэтому она делает все наоборот, чтобы люди обращали на нее внимание, чтобы отличаться от своей сестры», «А может быть, что Лиза как бы протестует из-за того, что Соню, по ее мнению хвалят и любят больше», «Соню воспитали хорошо, а Лизу, наоборот, кое-как. Или гены, наверное, от папы», «Родители больше времени уделяли Соне», «Мне кажется, этот случай похож по мотивам на сказку «Золушка». Мне кажется, Соня была приемной дочкой и жила дома по детдомовским правилам, а Лиза жила, как ее научили родители». Значительная часть житейских суждений содержит оценку личностных качеств и поведения девочек: «Соня трудоспособная
и неленивая, а Лиза не любит работать, а любит гулять и играть», «Соня аккуратная и надежная, а Лиза неаккуратная и ненадежная». Некоторые дети объясняют различия между сестрами особенностями их гороскопа или значением имен.
ответы учащихся показывают, что осознанное владение научно-психологическими понятиями, знание психологической феноменологии углубляет понимание школьниками механизмов человеческого поведения, позволяет более объективно интерпретировать причины поступков. Ученик уже не ограничен только собственным житейским опытом; он начинает учитывать и такие факторы, которые едва ли могут быть познаны спонтанно, в процессе стихийного опыта, но которые могут играть существенную роль в понимании поступков другого человека, в данном случае - особенности темперамента.
При решении задачи «Самоуверенный Фома» научно-психологические суждения детей были связаны с пониманием того, что возможности наших органов чувств ограничены, что мир существует и за пределами наших ощущений: «Глаза могут обмануть, это называется «иллюзия», «Мы же не видим воздух, а он есть». Житейские суждения отличаются уверенностью в том, что «глаза не могут обмануть. Это же происходящее он видит сам», «он видит своими глазами, а глаза вряд ли могут врать», «глаза подводят только когда испортятся», либо касаются лжи, обмана и несправедливости в широком смысле слова: «никому нельзя полностью доверять, люди много врут».
научно-психологические суждения, высказанные детьми при решении этой задачи, со всей очевидностью свидетельствуют о расширении мировоззрения ребенка, его научной картины мира. осознание факта существования объективного мира, недоступного человеческим ощущениям, позволяет ребенку сделать первые шаги на пути понимания многообразия, многозначности мира, в котором он живет.
В таблице 3 приведены данные об использовании научно-психологических и житейских суждений учащимися 4-10 классов экспериментальной группы (в процентах от общего количества суждений учащихся каждой возрастной группы). Данные по 9 и 10 классам были объединены ввиду отсутствия достоверных различий между ними.
Полученный результат показывает то, что у детей, изучающих психологию, способность распознать в жизненной ситуации и правильно объяснить психологический феномен значимо превышает использование/опору на обыденные житейские представления.
Можно предположить, что научные психологические знания, приобретенные детьми в процессе обучения, не остаются формальными, а постепенно входят в мировоззрение, помогая лучше ориентироваться в сфере человеческих чувств, способностей, взаимоотношений, мотивов поведения.
Выявившиеся в исследовании особенности возрастной динамики применения научно-психологических и житейских суждений в разных классах связаны, по-видимому, не столько с возрастом детей и особенностями их познавательных
Из таблицы 3 видно, что хотя количество научно-психологических суждений учащихся возрастает от 4 к 9-10 классам, оно тем не менее колеблется в довольно узком диапазоне, охватывающем примерно 2/3 всех высказываний. Количество житейских суждений также колеблется незначительно, удерживаясь на уровне 1/3 всех высказываний детей.
Таблица 3
возможностей, сколько с естественным изменением состава учащихся на протяжении всех лет обучения в школе, постоянным притоком в экспериментальные классы новых учеников, не изучавших в своих прежних школах основ психологии.
именно это, по нашему мнению, является главной причиной слабой выраженности возрастной динамики становления психологической грамотности детей, обучающихся по данной экспериментальной программе.
Вместе с тем можно констатировать, что усвоение материала данного учебного курса соответствует стандарту об-ученности школьников по любому другому учебному предмету и составляет не менее 2/3 от общего числа обучающихся. Обнаружены значительные отличия в способах интерпретации предлагаемых ситуа-
Мспользование научно-психологических и житейских суждений школьниками, изучающими психологию (данные в %)
Группы школьников Категория ответов
Научно-психологические суждения Житейские суждения Р Отсутствие ответа
4 класс 60,7 34 < 0,01 5,3
5 класс 66,7 29,05 < 0,001 4,95
6 класс 58,5 39,3 < 0,01 2,2
7 класс 68,2 31,8 < 0,001 -
8 класс 55,8 42,03 - 2,2
9-10 классы 68,9 27,2 < 0,001 3,9
Таблица 4
использование научно-психологических и житейских суждений школьниками, не изучающими психологию (данные в %)
Группы школьников Категория ответов
Научно-психологические суждения Житейские суждения Р Отсутствие ответа
6 класс 20,5 76,6 < 0,001 2,6
9-10 классы 38,5 60,7 < 0,01 0,8
ционных задач школьниками, не изучающими психологию.
В качестве контрольных нами были выбраны группы учащихся 6 и 9-10 классов, всего 111 человек.
В таблице 4 представлены данные по контрольной группе (в процентах от общего числа суждений учащихся каждой возрастной группы).
Из таблицы 4 можно видеть, что у школьников обеих возрастных групп житейские суждения значимо преобладают над научно-психологическими. Присутствие в высказываниях школьников научно-психологических суждений связано с тем, что психологические знания не скрыты от человека, они могут быть почерпнуты из научно-популярной и художественной литературы, из телевизионных передач, из разговоров со взрослыми, а также приобретены путем самопознания, анализа собственного поведения и поступков других людей, накопления социального опыта.
Эти суждения касаются, как правило, описания поведенческих проявлений какого-либо психологического феномена, однако их отличает преимущественно бытовая лексика. Словарный запас учащихся не позволяет им перейти на иной, психологически культурный уровень обсуждения проблем человеческого поведения. Например, старшие школьники характеризуют феномен конформного поведения, исполь-
зуя такие выражения, как «стадное чувство», «давление толпы», «толпизм», «отсутствие индивидуальности». Очевидно, что эффективность стихийного становления психологической грамотности оказывается весьма невысокой.
С возрастом содержание житейских суждений детей, не изучающих психологию в школе, претерпевает определенные изменения. Достаточно большой массив данных по контрольной группе позволил нам провести контент-анализ житейских суждений школьников, касающихся объяснения ими тех или иных поступков персонажей ситуационных задач. Были выделены следующие основные категории житейских суждений:
- проекции: собственного опыта («у меня тоже так было») переживаний («страшно отвечать перед всем классом») семейных отношений («ее любят больше»);
- оценочные суждения (умный - глупый, талантливый - способный, ленивый - старательный, яркая - немодная);
- сентенции («так не бывает»).
обнаружилось, что эти категории житейских суждений имеют отчетливую возрастную динамику, свидетельствующую о том, что они проходят свой собственный путь развития. В таблице 5 приведены данные по возрастной динамике различных категорий житейских суждений учащихся 6 и 9-10 классов, не изучающих психологию.
Таблица 5
Возрастная динамика категорий житейских суждений учащихся, не изучающих психологию (в %)
Категория суждения Классы Р
6 класс 9-10 классы
Проекции 23,3 47,4 < 0,01
Оценки 34,2 18,3 < 0,01
Сентенции 43,6 34,3 -
Из таблицы 5 видно, что от 6 к 9-10 классам уменьшается количество оценочных высказываний и увеличивается число высказываний, основанных на проекции личного опыта переживания похожих ситуаций («о ней больше заботятся, больше уделяют внимания»; «не хотела быть изгоем»; «так легче войти в коллектив»). Не обладая знаниями о психологических механизмах человеческого поведения, школьники объясняют поступки других людей сквозь призму личного жизненного опыта, проецируют свою точку зрения, свою позицию на поведение другого. Подобный подход может оказаться продуктивным в отношении лишь очень ограниченного круга ситуаций, а чаще приводит к ошибочному толкованию мотивов человеческого поведения, неверным оценкам и ложным выводам. низкий уровень психологической грамотности тормозит развитие способности к децентра-ции, к умению сознательно принять иную, отличную от своей собственной точку зрения, ограничивая тем самым становление социальной компетентности школьника, препятствуя его успешной социализации.
Здесь, однако, необходимо отметить следующее. Конечно, умение понять позицию другого человека, мотивы его поступков является важным показателем психологической грамотности. Между тем не секрет, что психологически грамотный человек далеко не всегда готов к психологически культурному поведению. пони-
мание ситуации само по себе не влечет за собой поведения, соответствующего этому пониманию. поступки человека определяются системой его собственных мотивов и ценностных представлений. именно поэтому знакомство с основами психологии в школьные годы, когда идет активное становление личности ребенка, формируется его мотивационная сфера, складывается картина мира, создает условия для того, чтобы психологические знания заняли свое место в его мировоззрении, стали неотъемлемой частью системы ценностей подрастающего человека.
Заключение
проведенное исследование показало, что выделенные параметры - освоение научной психологической терминологии и феноменологии, а также умение применять научные психологические знания в качестве объяснительного принципа при интерпретации учебных ситуационных задач - действительно выступают показателями психологической грамотности школьников, изучающих психологию по данному учебному курсу.
мы убедились, что школьники, изучающие психологию, активно используют для описания психологических явлений в равной мере как житейские, так и научно-психологические понятия. Это значит, что научная терминология прочно и устойчиво включается в их словарный запас, существенно расширяя и обогащая его. Школьники, не изучающие психологию, берут для описания психологических явлений преимущественно житейские понятия. У шестиклассников эти понятия дополняются небольшой долей понятий биологического содержания. У старшеклассников место биологических понятий занимают научно-психологические понятия при сохранении подавляющей доли житейских. не владея культурным психологическим языком, старшеклассники, не изучающие психологию, чаще обращаются при описании
психологических явлений к употреблению размытых, нечетких, многозначных понятий и образных выражений.
Не менее важным показателем освоения школьниками психологических знаний служит умение распознавать уже известные им психологические феномены в обыденных житейских ситуациях, способность осознанно объяснить их сущность и механизмы. Это позволило нам предположить, что психологические знания развивают мировоззрение детей, становятся объяснительным принципом для целого класса явлений окружающей жизни, связанного с чувствами, переживаниями, поступками человека. Учащиеся, не знакомые с научной психологией, находят свои способы объяснения человеческого поведения, основанные на личном опыте или общепринятых обыденных суждениях, воспринятых зачастую непроизвольно и некритично. По сути дела, складывающееся у них мировоззрение ограничивает способность понять другого человека, увидеть его уникальность, найти адекватные пути взаимодействия с ним.
Обнаруженная в нашем исследовании динамика развития житейских и научно-психологических суждений и представлений школьников, изучающих и не изучаю-
щих психологию, соотносима с закономерностями развития житейских и научных понятий, описанных Л.С. Выготским.
Изучение основ научной психологии в средней школе выступает одним из механизмов социализации учащихся, с помощью которого формируются их социальные умения и навыки, расширяется социальная компетентность. Вместе с тем психологическая грамотность школьников не только обогащает их культурное развитие, но и создает основу для становления психологически культурного человека, для которого уважение к личности другого, ее уникальности и непохожести становится неотъемлемым компонентом собственной системы ценностей.
Литература
1. Выготский Л.С. Мышление и речь. Собрание сочинений, т. 2. - М.: Педагогика, 1982.
2. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. Собрание сочинений, т. 3. - М.: Педагогика, 1983.
3. Преподавание психологии в школе, 3-11 классы: Учеб.-метод. пособие / Под ред. И.В. Дубровиной. 2-е изд., испр. и доп. -М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2007. - 800 с.
TEACHING PSYCHOLOGY IN THE SCHOOL AS A CONDITION OF PSYCHOLOGICAL LITERACY OF STUDENTS
A.D. ANDREEVA, E.E. DANILOVA Establishment of RAE «Psychological Institute», Moscow
Studied the operationalization of the concept of psychological literacy, as well as receiving the empirical data describing the emergence of psychological foundations of literacy at all stages of schooling. Pupils studying psychology, is actively used to describe psychological phenomena are equally as worldly as well as scientific and psychological concepts. Pupils are not studied psychology, take to describe psychological phenomena mainly everyday concepts: 1) the sixth-graders, these concepts are supplemented by a small fraction of the concepts of biological content, and 2) high school students used science psychological concepts instead of biological concepts, maintaining an overwhelming share of everyday life concepts. Not owning cultural psychological language, high school students are not studying psychology increasingly turn to describe psychological phenomena to the use of fuzzy, unclear, ambiguous concepts and figurative expressions.
Keywords: psychological literacy, development, schooling.