Ирина Викторовна Борзихина
Кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и политологии Уральского государственного экономического университета
Татьяна Ефимовна Эйдис
Кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и политологии Уральского государственного экономического университета
ПРЕПОДАВАНИЕ ПОЛИТОЛОГИИ В ВУЗЕ: ПРИОРИТЕТЫ И МЕТОДИКА
На протяжении последних 10-12 лет политология заняла прочное место среди дисциплин гуманитарного цикла вузовских программ обучения студентов. Ее преподавание позволяет решать целый ряд задач: формировать у студентов научные знания о политической системе общества, способствовать овладению навыками анализа политических отношений, знакомить с принципами классификации политических институтов. Кроме того, существенным является воспитательный потенциал учебной дисциплины: она способствует формированию гражданской позиции. Последнее представляется особенно важным в связи с проявлением политического абсентеизма молодежи. Концентрированное выражение это явление получает в уклонении избирателей от участия в голосовании на выборах в органы государственной власти разного уровня. Удельный вес молодежи, игнорирующей выборы, достаточно высок.
Абсентеизм среди молодежи - явление тревожное. Причинами этого могут служить различные факторы: крайняя степень недоверия к политическим институтам; чувство собственной беспомощности и неспособности повлиять на власть; высокая степень неудовлетворенности социально-экономи-
ческими условиями жизни. Кроме того, причиной абсентеизма может быть и отсутствие у личности общепринятых норм политической культуры. В любом случае уклонение от участия в политической жизни имеет опасные последствия, так как власть, не получая корректировки своих действий со стороны общества, утрачивает связи с социальными группами и тяготеет ко все большей бюрократизации, «замкнутости». А это, в свою очередь, негативно сказывается на жизни всего общества
Проблема преодоления политической пассивности общества решается крайне трудно. Но в определенной степени средством решения выступает политическое воспитание личности. Оно включает в себя два основных компонента: рациональный и эмоциональный. Рациональный заключается в распространении необходимой информации, обеспечивающей сумму политических знаний в обществе. Второй компонент связан с формированием стойких эмоциональных предпочтений людей в политической сфере. Изучение политологии связано с рациональным компонентом политического воспитания. Оно способствует преодолению восприятия молодежью власти как отчужденного от себя феномена. На наш взгляд, преподавание политологии должно акцентировать внимание студентов на существующих механизмах связи общества с властью и возможностях развития диалога.
При отборе учебного материала и составлении рабочего плана проведения занятий по политологии необходимо четко представлять себе специфику студенческой аудитории. Она проявляется в том, что в 18-20 лет собственного опыта участия в политической жизни у студентов практически не имеется: в лучшем случае они один-два раза принимали участие в выборах органов власти какого-либо уровня. Но при этом достаточно сильно проявление сложившихся в обществе стереотипов политического сознания и политической культуры. Среди них:
заведомо негативные оценки деятельности властных структур; преобладание пассивного восприятия процессов политической жизни общества;
убеждение в неизбежности коррупции органов власти; восприятие крайних форм протеста (забастовок, акций выражения недоверия) как единственно возможных средств диалога с властью;
восприятие политической жизни только как процесса осуществления инициативы «сверху» без осознания возможности обратной взаимосвязи, политических импульсов со стороны общества.
Такие стереотипы политического сознания не случайны. Они - следствие общей разочарованности российского общества действиями властных структур, инициирующих процесс реформирования. Невозможно отрицать фактов политической жизни, вызывающих недоверие населения к деятельности представителей власти. Однако нельзя забывать о том, что именно на эмоциональных оценках политической действительности строится деятельность крайних радикальных политических сил, подталкивающих общество к конфронтации. В связи с этим преодоление деструктивности в общественном сознании является необходимым компонентом воспитательного аспекта преподавания политологии. Императивом здесь должна являться активизация рационального компонента в политическом воспитании личности. Только это
позволит избежать неадекватных оценок политических процессов со стороны молодежи.
При несомненной значимости курса политологии возникает ряд сложных методических проблем в процессе его преподавания.
1. Крайняя ограниченность аудиторного времени: 18 ч лекций и 18 ч семинарских занятий. За это время преподаватель должен дать студентам краткое, но целостное представление о специфике политологии как науки, ознакомить с этапами развития политической мысли, дать теоретические основы главных тем курса, раскрыть типологию явлений политической жизни, научить студентов грамотно использовать понятийный аппарат политологии.
2. Необходимость избегать излишнего теоретизирования курса. Изучение теоретических основ дисциплины не является самоцелью, оно должно способствовать формированию у студентов навыков анализа и сопоставления явлений политической жизни в разных странах. При этом необходимо акцентировать их внимание на специфике политических процессов в современной России.
3. Выбор наиболее эффективных способов и форм организации учебного процесса с целью повышения познавательной активности студентов. Для реализации этих задач необходима продуманная методика преподавания дисциплины, которая должна активизировать восприятие студентами учебной информации и обеспечить перевод ее в навыки политического поведения.
В ходе семилетнего опыта преподавания курса политологии преподавательский состав кафедры истории и политологии УрГЭУ апробировал некоторые организационно-методические формы, которые в определенной степени помогают решить обозначенные проблемы. Организация учебного процесса включает в себя четыре ключевых компонента:
1) соблюдение внутренней логики и взаимосвязи тем курса;
2) использование разнообразных форм проведения семинарских занятий;
3) активизация самостоятельной работы студентов;
4) постоянный контроль за усвоением учебного материала.
При формировании учебного плана проведения занятий выбор тем лекций и семинаров определяется такой их последовательностью, которая позволяет раскрыть многоплановость политических процессов в тесной логической взаимосвязи. Эта взаимосвязь создает последовательное изучение проблем. Например, познание сущности и функций политической власти, способов ее осуществления и закономерностей функционирования позволяет объяснить закономерности деятельности политических элит, политических лидеров, и помогает понять мотивы поведения людей, осуществляющих управление обществом. А познание сущности гражданского общества и изучение конкретных форм его функционирования позволяет понять механизмы воздействия общества на власть. В результате студентам не просто объясняется суть таких явлений, как власть, государство, политический режим, политическая партия и т.д., но и раскрываются механизмы их взаимодействия.
Ограниченное количество аудиторных занятий несколько компенсируется тем, что темы семинаров лишь частично, в самых ключевых аспектах, совпадают с лекционными. Этим, с одной стороны, достигается расширение тематического спектра курса, а с другой стороны, активизируется самостоя-
тельная работа студентов. Этому же способствует и разнообразие форм проведения практических занятий. Студенты с гораздо большей активностью участвуют в пресс-конференциях, деловых играх, семинарах, проводимых методом малых групп, дискуссиях, чем в традиционных вопросно-ответных практических занятиях. Преподавательским коллективом кафедры разработана методика проведения активных форм семинаров. Так, по теме «Политические партии» на семинарах традиционно проводится деловая игра, в ходе которой студенты «создают» свои партии, продумывают их программные положения, ведут полемику с условными оппонентами. Тема «Политические режимы» гораздо эффективнее усваивается студентами при проведении ее в форме пресс-конференции. Это позволяет заострить внимание не только на изучении основных элементов какого-либо режима, но и на выделении его сути, а также сильных и слабых сторон.
Особое внимание при изучении каждой темы курса политологии уделяется понятийному аппарату. Необходимость этого связана с тем, что многие термины, составляющие основу понятийного аппарата, широко (и часто неправильно) употребляются в обыденной речи. Так, с научной точки зрения, власть как феномен общественной жизни может существовать только в мире людей. Это понятие не распространяется на отношения между миром людей и миром вещей. Устойчивые выражения «власть денег», «власть вещей» неправомерны (здесь более уместно выражение «зависимость от денег», «зависимость от вещей»). Неточности в употреблении терминов допускают иногда средства массовой информации, некоторые политики. Изучение основ политологии невозможно без точного знания научного понятийного аппарата. Поэтому перечень основных понятий к каждой теме курса включен в планы семинарских занятий с тем, чтобы студенты приобретали навыки точного и осознанного употребления терминов. Формой контроля за выполнением этого задания является небольшой диктант на знание понятий.
Формы самостоятельной работы студентов по изучению курса политологии достаточно разнообразны: подготовка докладов и содокладов, подготовка к деловой игре, работа над понятиями, библиографический поиск литературы по заданной теме, аннотирование научных статей и др. Кроме того, применяется проведение учебных исследований по разным темам курса. Студентами выполняется, например, сравнительный анализ программ политических партий современной России или методов проведения избирательных кампаний, анализ решений органов местного самоуправления по конкретным вопросам политической жизни, изучение форм деятельности организаций гражданского общества. Чтобы студент осознал себя не только потребителем, но и распространителем нового знания, ощутил общественную значимость своих усилий, целесообразно использовать групповую форму организации работы. В рамках небольшой группы (3-4 чел.) студенты работают над решением одной задачи. Каждый выполняет часть общей работы и в законченном виде эти части объединяются. Так, при выполнении общего задания - представить аналитический обзор публикаций в журнале «Полис» по определенной теме за несколько лет - один из участников группы делает аннотированный библиографический список, второй и третий готовят рефераты наиболее интересных статей, четвертый анализирует состав авторов. Преподаватель
оказывает консультативную помощь каждому исполнителю, оценивает качество выполнения задания. Результаты проделанной работы докладываются в студенческой группе в ходе семинара и способствуют расширению знаний по конкретной теме курса. Эти студенческие работы могут накапливаться на кафедре и оказывать практическую помощь преподавателям и студентам в качестве источника сигнальной информации.
Безусловно, такие формы самостоятельной работы требуют хорошей источниковой базы. Для проведения, например, сравнительного анализа программ политических партий необходимо располагать их текстами. Большую помощь в этом студентам оказывает созданное коллективом кафедры электронное учебное пособие, размещенное на жестком диске и позволяющее использовать компьютерные технологии в процессе обучения. В нем содержится более 155 файлов, в которых, помимо обязательной и дополнительной литературы к занятиям, имеются хрестоматия, контрольные вопросы к каждой теме, примерные сценарии проведения дискуссий, деловых игр, психологические тесты, тезаурус.
Усвоение учебного материала контролируется традиционными опросами на семинарах, выполнением тестовых заданий по отдельным темам курса и самостоятельных работ.
Рейтинговая система учета знаний эффективно поддерживает познавательную активность студентов на всем протяжении изучения ими курса политологии.
Усвоение студентами теоретических основ политологии формирует у них навыки анализа деятельности органов власти, политических партий, политической элиты и лидеров. Знание закономерностей политической жизни способствует осознанию роли общества в политических процессах и выработке собственных представлений о нормах политического поведения. Именно это позволит, на наш взгляд, способствовать политическому воспитанию личности и хотя бы частично решить проблему политического абсентеизма молодежи.