ЛАЗУТИНА А.Л., МУХОРИНА Л.В., ФОМЕНКОВ А.А., ЧАДАЕВА С.В.
УДК 378.14:32
О проблемах преподавания курса "Политология" студентам неполитологических специальностей
В статье рассмотрен целый ряд проблем, связанных с преподаванием курса "Политология" в российских вузах. Выявлены трудности в преподавании курса, представлены рекомендации по оптимизации преподавания.
Ключевые слова: политология, высшее образование, непрофильные специальности, междисциплинарные связи, теория государства и права.
На современном этапе развития общества вполне очевидно, что политическая сфера близка и естественна каждому гражданину, поскольку круг его прав и обязанностей позволяет ему судить о направлениях политики не только в стране, но в целом мире, участвовать на определенном уровне в претворении ее в жизнь, проявлять свое отношение к политическим фактам и событиям1. В этой связи необходимость преподавания курса "Политология" в высших учебных заведениях не подвергается каким-либо сомнениям.
Как известно, практика преподавания политологии в нашей стране ограничивается пока лишь двумя с небольшим десятилетиями, причем первое приходится на очень непростые для России в политическом отношении 1990-е годы. Переходный характер этих лет наложил яркий отпечаток на судьбу общественных дисциплин, особенно политологии. Зыбкость, неустойчивость, непредсказуемость современной российской политики сказывается и на кране неустойчивом состоянии предмета изучения и преподавания дисциплины "Политология"2. Вместе с тем нельзя не признать, что на протяжении последних лет политология заняла прочное место среди
дисциплин гуманитарного цикла вузовских программ обучения студентов. Ее преподавание позволяет решать целый ряд задач: формировать у студентов научные знания о политической системе общества, способствовать овладению навыками анализа политических отношений, знакомить с принципами классификации политических институтов. Кроме того, существенным является воспитательный потенциал учебной дисциплины: она способствует формированию гражданской позиции. Последнее представляется особенно важным в связи с проявлением политического абсентеизма молодежи.
При этом никак нельзя игнорировать то обстоятельство, что наличествует ряд сложностей, связанных с преподаванием данной дисциплины студентам, обучающимся не по направлению "Политология". Так, зачастую политология преподается поверхностно, значимость ее для жизни каждого человека и гражданина страны практически не актуализируется перед студентами3. Впрочем, некоторыми исследователями политической сферы отмечается, что часто эффект воздействия всей совокупности общественных и социальных наук в целом на формирование
личности будущего выпускника остается незначительным 4.
Тем не менее, поскольку политология не является профилирующей дисциплиной, следует подчеркнуть важность роли преподавателя на самом первом занятии в связи с необходимостью побуждения в студентах мотивации к самостоятельной проектной деятельности. Важно убедить студентов в их личной заинтересованности в получаемых знаниях, их полезности в дальнейшей жизни. Для того чтобы был реализован этот принцип, положительно необходимо использовать проблемы реальной жизни или максимально приближенные к ней5.
Никак нельзя не указать на следующий важный момент. Необходимо избегать излишнего теоретизирования курса "Политология", что, разумеется, довольно затруднительно ввиду теоретического характера политологии как научной дисциплины. Для студентов, которые в абсолютном большинстве своем никогда не станут политологами, изучение большого числа политологических концепций не является необходимым. Согласимся с уральскими исследователями И.В. Борзихиной и Т.Е. Эйдис, придерживающихся мнения, согласно которому изучение теоретических основ дисциплины не является самоцелью, оно должно способствовать формированию у студентов навыков анализа и сопоставления явлений политической жизни в разных странах. При этом необходимо акцентировать их внимание на специфике политических процессов в современной России6. То есть, по сути, следует изложить основные проблемы в ходе лекционного курса (кстати, семинарских занятий по курсу "Политология" зачастую нет в принципе!), постоянно иллюстрируя теоретические положения примерами, причем желательно из современной российской практики.
К сожалению, следует также быть готовым к тому, что, преподавая курс "Политология" не в федеральном или же национальном исследовательском университете, придется столкнуться со студентами, имеющими относительно слабую школьную подготовку. Считается, что в таком случае оптимально содержание лекционного курса сделать простым, дабы он был понятен и студентам со слабой
школьной подготовкой по общественным дисциплинам, но семинарские занятия, предполагающие в основном самостоятельную подготовку студентов, все же следует ориентировать на хорошо освоивших соответствующий предмет в рамках среднего образования и обладающих навыками самостоятельного освоения материала7. Последние содействуют тому, что студент не только получает необходимые знания, но и овладевает умением управлять знаниями, что как раз и характерно для системы высшего образования в современном мире8 .
Большим подспорьем в изучении студентами непрофильных специальностей курса "Политология" являются междисциплинарные связи. Они, с одной стороны, опираются на тот багаж знаний, который уже есть у студентов (особенно хорошо, если таковые связаны с профильными для студентов данной специальности дисциплинами), а с другой - получают дополнительную мотивацию для изучения политологии как науки, помогающей им в овладении будущей специальностью (особенно это касается практических занятий, которые должны быть максимально адаптированы к будущей профессиональной деятельности студентов9). Так, например, в лекционном курсе у студентов экономических специальностей рекомендуется уделять внимание вопросам экономической направленности, а при изучении темы "Политические партии и партийные системы" рассматривается вопрос финансирования и финансовой деятельности партий; аналогично в теме "Избирательные системы и избирательный процесс" рассматривается вопрос финансирования избирательных кампаний и т. д. Кроме того, в разработанном курсе дисциплины "Политология" для студентов экономических специальностей среди изучаемых вопросов рассматриваются: взаимодействие экономической и политической элит, экономические основы демократии, финансовые основы деятельности СМИ10.
При этом, однако, следует учесть и то обстоятельство, что нецелесообразно дублировать информацию, то есть в большом объеме давать в рамках курса "Политология" сведения, уже известные студентам из профильных предметов. Так,
№ 1 2014 г.
например, при изучении юристами курса "Теория государства и права" вряд ли будет целесообразным уделять внимание темам, связанным с государством как феноменом и с теориями его происхождения.
В целом следует признать правоту профессора факультета философии и политологии СПбГУ Г.П. Артемьева, придерживающегося мнения, согласно которому видится необходимость усиления прикладной направленности преподавания курса политологии. Бесспорно, что исто-рико-теоретическая часть в курсе необходима. В нашей стране, в нашем городе это традиционная часть образования, однако необходимо усиливать прикладную направленность самого учебного курса, добавить к историко-теоретической части часть аналитическую, с использованием современного аппарата прикладной политологии. Данное обстоятельство связано также и с тем фактом, что знания, имеющие прикладной характер, как правило, воспринимаются студентами лучше, нежели знания сугубо теоретические.
Еще один важный аспект проблемы преподавания курса политологии связан с тем, что ввиду малого объема занятий по курсу преподаватель должен вызвать у студентов интерес к знаниям по вверенному курсу.
С одной стороны, недостаточное количество часов (особенно у обучающихся по программе бакалавриата), определенных на изучение данной дисциплины, создает ситуацию ощущения неполного уровня знаний, полученных на лекциях. Студентов с мотивацией к учебному процессу это обстоятельство может побудить к самостоятельной работе с учебниками и дополнительной литературой. В то же самое время студенты слабые и даже многие "середняки" будут стремиться пойти по пути наименьшего сопротивления, то есть получить необходимую оценку "зачтено" при минимальных временных и интеллектуальных затратах со своей стороны. Поэтому только креативный преподаватель курса политологии сможет эффективно преподавать свою дисциплину студентам иных специальностей, и во многом именно благодаря креативности студент формирует не только активную жизненную позицию, но и обучается самооценке знаний о политике,
умению самостоятельно найти путь к восполнению недостатка информации, поиску ее источников11. Укажем также, что умение эффективно работать со студенческой аудиторией напрямую зависит не только от уровня профессиональной эрудиции преподавателя, но и от его умения выстраивать коммуникации со студентами. Для этого, как известно, необходимо использовать различные стратегии, в том числе и комические (особенно для преодоления усталости во время занятий)12.
Таким образом, курс "Политология", как и ряд других курсов общегуманитарного профиля, во многом основан не столько на глубоких знаниях студентов, сколько на опыте творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру 13. Признаем также, что именно такой подход становится все более востребованным в современном мире. Для такого подхода характерна реализация принципа "образование через всю жизнь", который позволит мобильно решать вопросы подготовки кадров в динамично развивающемся обществе14.
1 Меликли Г Проблемы изучения политологии в вузах // Социосфера (Пенза). 2010. № 1. С. 56-59.
2 Баранова И.Н. Противоречия современной политологии и процесс преподавания // Альманах современной науки и образования (Тамбов). 2009. № 10-1. С. 18-19.
3 Дьяченко Н.В. Современные проблемы в преподавании политологии в вузах России // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. 2010. № 2. С. 151-158.
4 Колобов О.А. Роль фундаментального исторического знания и классического исторического образования в процессе интеграции науки и высшей школы на современном этапе // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Инновации в образовании. 2000. № 1. С. 150-154.
5 Вдовина В.Н. Метод проектов при изучении социально-политических дисциплин // Среднее профессиональное образование. 2009. № 5. С. 41-44.
6 Борзихина И.В., Эйдис Т.Е. Преподавание политологии в школе: приоритеты и методика // Известия Уральского государственного экономического университета (Екатеринбург). 2005. Т. 10. С. 126-130.
7 Бузуверова Н.В., Дьяченко М.Е. Из опыта преподавания политологии в техническом вузе
// Альманах современной науки и образования (Тамбов). 2007. № 2. С. 115-116.
8 Кабешев Р. В., Рыхтик М.И. Политика в области высшего образования стран Запада в контексте инновационного процесса // Мир науки, культуры, образования (Горно-Алтайск). 2012. № 2. С. 494-496.
9 Гоношилина И.Г. Эффективные формы проведения практических занятий в высшей школе // Вестник Ульяновского государственного технического университета. 2006. № 4. С. 4-6.
10 Лясина И.Ю. Методика преподавания политологии студентам экономических специальностей // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2007. Т. 7. № 4. С. 112-113.
11 Акимова В.В., Касьянова А.Н. Развитие креативности в процессе преподавания
политологии // Известия Южного федерального университета. Технические науки (Таганрог). 2008. Т. 78. № 1. С. 247.
12 Биктеева Л.Р., Капацинская В.М. Комическое как коммуникативная стратегия в практике обучения иностранных студентов русскому языку // Вестник Университета Российской академии образования.
2008. № 5. С. 146-148.
13 Вдовина В.Н. Метод проектов при изучении социально-политических дисциплин // Среднее профессиональное образование.
2009. № 5. С. 41-44.
14 Чупрунов Е.В., Гурбатов С.Н. Классические университеты как база формирования федеральных и национальных исследовательских университетов // Высшее образование в России. 2009. № 9.С. 56-65.
№ 1 2014 г.