НОВОЕ В ОБУЧЕНИИ
Д-р ист. наук И. В. Яблочкина
канд. экон. наук М. Р. Меламуд
ПРЕПОДАВАНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ НА ФАКУЛЬТЕТЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ: ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ
Рассматривается опыт использования инновационных технологий в преподавании дисциплины «Отечественная история».
Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова - первое в России высшее коммерческое учебное заведение, открытое на средства российских предпринимателей, - занимает сегодня ведущие позиции на рынке образования. Диплом специалиста нашего вуза признается во всем мире, и это не случайно. Учитывая требования времени, академия постоянно совершенствует образовательный процесс, используя передовые технологии, готовит специалистов, отвечающих потребностям рынка.
Факультет дистанционного обучения (ФДО), созданный в РЭА им. Г. В. Плеханова в 1988 г., предполагает получение высшего образования с использованием как традиционных (печатных), так и новейших инновационных средств обучения, основанных на применении компьютерной техники и телекоммуникаций. Для организации обучения на факультете в качестве базовой используется кейс-технология, но все более активно внедряются интернет-технологии. К ним относятся система онлайн-тестирования для проведения промежуточного контроля знаний студентов, интерактивные компьютерные учебники, специально разработанные для дистанционной формы обучения, дискуссионный форум и электронная почта как средства общения со студентами.
Цикл гуманитарных дисциплин также не остался в стороне от использования современных технологий обучения. В разработке программы по дисциплине «Отечественная история» учитывалась специфика факультета, где основу образовательного процесса составляет целенаправленная, интенсивная самостоятельная работа студента, контролируемая преподавателем.
Учебно-методический материал по указанной дисциплине постоянно подвергается доработке и совершенствуется с учетом требований, связанных как с увеличением количества обучающихся, так и с расши-
рением образовательных программ (бакалавр экономики и менеджмента и специалист по специальностям «Финансы и кредит» и «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»).
Первоначально подход к преподаванию отечественной истории на ФДО почти не отличался от традиционной формы обучения на других факультетах, если не считать минимальный объем аудиторных занятий и большой объем самостоятельной работы. Первым шагом на пути внедрения инновационных методов стало использование на практике компьютерного мультимедийного учебника по отечественной истории. Его разработка является результатом объединения усилий коллектива специалистов по информационным технологиям и автора-историка.
Электронный учебник представляет собой комплект учебного материала, рассчитанного на изучение 14 разделов дисциплины. При его составлении был использован проблемно-хронологический принцип. В каждый раздел включена разнообразная информация по основным периодам и принципиальным проблемам истории России. Все разделы оснащены иллюстрациями, картами, выдержками из исторических документов, биографиями выдающихся историков и известных политических деятелей, хронологическими таблицами и другими справочными материалами. В конце каждой темы имеются контрольные вопросы для самопроверки студентов и закрепления учебного материала, которые нацелены на активизацию познавательной деятельности студентов при закреплении полученных знаний.
Использование в тексте схем, карт, рисунков, картин и плакатов существенно повышает эмоциональное воздействие на студента и позволяет погрузиться в изучаемую эпоху. Карты, занимая небольшое место на экране, могут разворачиваться на всю ширину страницы, позволяя студенту детально проследить, например, направление боевых действий, определить соотношение противоборствующих сил либо просто графически представить территориальные границы государства в ту или иную эпоху.
Для большей эффективности самостоятельной работы основные положения и выводы выделены другим шрифтом, текст содержит большое количество гиперссылок, что позволяет существенно расширить объем информации. Особое внимание уделено детальной разбивке текста для упрощения процесса восприятия информации с компьютерного экрана. Практика показывает, что максимально усваиваемое количество текста, не разделенного на разделы, параграфы или подпункты, -два «экрана».
Несомненным преимуществом компьютерного учебника по сравнению с традиционным является его «многослойность». При неторопливом изучении дисциплины в течение семестра, когда есть время для
детальной проработки каждой темы, студент может воспользоваться гиперссылками. При непосредственной подготовке к экзамену, когда необходим своего рода краткий конспект, позволяющий «освежить» знания, этот дополнительный пласт информации, включающий большое количество документального, справочного и биографического материала, оказывается скрытым и вызывается только при желании студента.
В процессе работы над учебником авторы учитывали основные требования к разработке компьютерных учебников:
- содержание и уровень обучающих материалов должны полностью соответствовать всем стандартам, принятым для изучения дисциплины «Отечественная история»;
- обучающие материалы должны быть не только качественными по содержанию, но и интересными и даже увлекательными по форме;
- компьютерный учебник должен помочь студенту вникнуть в суть изучаемого материала и дать ему возможность сформулировать основную концепцию понимания исторического процесса.
Следует отметить, что перечисленные требования создают определенные трудности и противоречия при их практической реализации. С одной стороны, изложение материала должно быть компактным, логичным и хорошо структурированным, а с другой - каждый пункт должен быть максимально понятным для студента, что иногда требует пространных объяснений. Оценка полученных знаний базируется на степени понимания и усвоения предложенного материала, однако в истории имеется немало дискуссионных проблем, по которым не существует единственной общепринятой точки зрения. И наконец, в процессе работы студент должен не только получить определенную сумму знаний (что достаточно несложно проконтролировать путем простого тестирования), но и сформировать особый стиль мышления, выработать умение анализировать исторический материал и делать выводы.
Преодоление указанных противоречий - одна из самых сложных задач при разработке интерактивных компьютерных учебников. Учитывая постоянно растущий спрос на интерактивные образовательные услуги, работа в данном направлении будет постоянно продолжаться. Удобство компьютерного учебника состоит в том, что, в отличие от его бумажного варианта, он не остается неизменной величиной. Совершенствование методов изложения фактов и событий отечественной истории, внесение дополнительной информации, обновление текста и технологий его графического, визуального оформления - вполне доступные вещи для автора.
В существующих сегодня на рынке образовательных услуг компьютерных учебниках уже широко применяются фонограммы, доку-
менты кинохроники, учебные видеофильмы и даже рабочие тетради. Поэтому в перспективе в учебный процесс планируется постепенно внедрять и эти инновационные методики подачи учебного материала. Главная же цель остается неизменной - достижение высокого уровня обучения будущих специалистов, учет новейших данных, накопленных исторической наукой, и выполнение современных требований, предъявляемых к студентам вузов.
Использование информационных технологий при изучении дисциплины «Отечественная история» ни в коей мере не снижает необходимости аудиторной работы со студентами. Лекции преподавателя -неотъемлемая часть вузовского образования. Именно в процессе непосредственного общения лектора со студенческой аудиторией происходит формирование основных познавательных и мировоззренческих навыков, раскрываются самые сложные, проблемные, актуальные вопросы. На лекции студент учится анализировать, размышлять и делать выводы. Живого, эмоционального общения не заменит ни один самый современный учебник. Руководство факультета дистанционного обучения РЭА им. Г. В. Плеханова с пониманием относится к этой проблеме, поэтому при составлении учебных программ гармонично сочетается лекционная и внеаудиторная работа студентов.
Составной частью учебного процесса на ФДО является итоговое тестирование в системе on-line. Тесты могут быть использованы преподавателем и во время аудиторной проверки знаний, а также в качестве задания для самостоятельной работы. Задача теста в данной ситуации -проверка (в большей степени даже самопроверка) и закрепление основных знаний по предмету.
Успешные результаты тестирования становятся допуском студента к экзамену, который проводится только в устной форме. Именно таким образом выявляется умение аналитически мыслить, самостоятельно соотносить исторические явления и процессы во времени, оценивать историческую эпоху в целом, во всей ее сложности и многообразии. Ведь формирование всесторонне образованного и высококвалифицированного специалиста невозможно сегодня без глубокого знания истории своей Родины, понимания ее роли, места в мировом сообществе и определения перспектив ее будущего развития.
Применение новых методик нашло свое отражение и в учебно-методическом пособии «Отечественная история» для дистанционной формы обучения, изданном в РЭА им. Г. В. Плеханова в 2005 г. В нем были использованы некоторые принципы, характерные для электронного учебника, а именно: глубокое структурирование текста, выделение основных положений и выводов, использование иллюстративного материала, хронологических таблиц, контрольных вопросов и приложе-
ний. В состав пособия входят также учебная программа по дисциплине «Отечественная история» для дистанционного обучения и итоговые тестовые задания. Но что особенно ценно - это включение документальных источников в виде кратких выдержек из хрестоматий, которые расположены непосредственно в тексте (другим шрифтом) и адресованы тем студентам, которые хотят не только ознакомиться с точкой зрения автора учебника, но и обратиться непосредственно к первоисточнику.
Созданию данного учебно-методического пособия предшествовала специальная подготовительная работа. Суть ее состояла в изучении студенческих пожеланий и замечаний по оптимизации процесса преподавания отечественной истории на ФДО. Этот опрос показал не только актуальность использования инновационных технологий при изучении истории, но и большую востребованность печатного учебника, компактного по объему и насыщенного в методическом плане. Задача такого учебника - не только подача исторического материала, но и оказание существенной методической помощи при самостоятельном изучении истории России.
Сегодня студенты имеют возможность использовать учебный материал по отечественной истории и на электронных, и на бумажных носителях, выбирая для себя наиболее оптимальный вариант получения информации или совмещая их.
Таким образом, этап развития в академии дистанционного обучения, опирающегося только на традиционные методики, уже пройден. В настоящее время на ФДО реализуется смешанная модель обучения при активном взаимодействии специалистов-профессионалов и специалистов по информационным технологиям.