Ингушетия. В республике прошло 9 акций политического протеста с участием около 500 человек в основном против похищения людей, и 7 акций социально-экономического характера с участием менее 500 человек. Несмотря на признание президентом Ингушетии официальной оппозиции, прослеживается тенденция к закрытости информации о ней, что не дает возможности реально оценить ситуацию в республике. При этом уровень террористической активности свидетельствует о ее неблагополучии, так как в этом отношении республика занимает лидирующее место. Только за 2009 г. отмечено 430, за январь-май 2010 г. - 141 действие террористической направленности.
* * *
Таким образом, в республиках СКФО существует множество проблем, которые появились не сразу, накапливались в течение длительного времени и, в конечном итоге, перешли в категорию долгосрочных нерешенных проблем России, чем сейчас и пользуются различные политические силы. Вместе с тем существует политически неангажированная часть общества, которая отстаивает свои права и защищает свои интересы. Необходимо четко разделять эти две категории населения, так как представители одной из них заинтересованы в напряженности ситуации в регионе, а представители другой выступают первопроходцами в строительстве гражданского общества. В результате ввиду наличия множества нерешенных проблем протестная активность населения в республиках Северо-Кавказского федерального округа возрастает.
« Фундаментальные проблемы пространственного развития Юга России: Международный синтез», Р-на-Дону, 2010 г., с. 345-348.
Эльмира Муратова,
кандидат политических наук (Таврический национальный университет им. В.И. Вернадского, г. Симферополь) ПРЕПОДАВАНИЕ ИСЛАМА В КРЫМУ
Традиционная система образования у крымских татар была представлена двумя типами учебных заведений - начальными (мектебы) и высшими (медресе). Воспроизвести полную и досто-
верную картину функционирования мектебов в Крыму на протяжении нескольких столетий истории Крымского ханства вряд ли возможно. Но некоторые сведения все же дошли до наших дней.
Высшие исламские учебные заведения в Крыму - медресе -служили местом подготовки духовенства, учителей мектебов и в целом образованных мусульман. В Крыму медресе распространились достаточно рано. Их возникновение, вероятно, относится к золотоордынскому периоду истории полуострова. Практически сразу после утверждения ислама в качестве государственной религии в подвластных Сараю регионах там началось распространение мусульманской культуры и образования.
Что касается исламского образования в современном Крыму, то одной из серьезных проблем исламского возрождения стала острая нехватка квалифицированных имамов, которые умели бы читать Коран, цитировать хадисы, ориентировать мусульман, со-гласуя свои советы с исламскими первоисточникам. В начале 1990-х годов функции имамов мусульманских общин взяли на себя представители старшего поколения крымских татар. В подавляющем большинстве они не имели специального духовного образования, и их представления об исламе ограничивались тем, что они узнали от своих родителей и родственников. По этой причине они были вынуждены уступить место молодым и энергичным имамам, получившим исламское образование.
Имамы нового поколения обучались прежде всего за рубежом - в университетах мусульманских стран. С начала 1990-х годов крымские татары начали выезжать на учебу в Турцию, Египет, Саудовскую Аравию, Ливан и другие государства исламского мира. Больше всего крымских татар обучалось на теологических факультетах турецких университетов. По данным заместителя муфтия Крыма Айдера Исмаилова, из порядка 50 человек, выехавших на учебу в Турцию, назад вернулись 20, а в религиозной сфере, на различных должностях в муфтияте, учителями в медресе и имамами работают 10 человек. Часть молодых людей так и не окончили теологические факультеты и избрали другие профессии. Часть тех, кто получил теологическое образование, устроились на работу в самой Турции или, вернувшись домой, занимаются деятельностью, не имеющей отношения к обозначенной в их дипломах специальности.
Те, кто учился в исламских университетах арабских стран, как правило, попадали туда, используя свои личные контакты, на основании частной договоренности с принимающей стороной, к
чему руководство Духовного управления мусульман Крыма (ДУМК) никакого отношения не имело. Сведениями об их численности мы не располагаем, проследить их судьбу на родине не представляется возможным. К тому же существуют опасения в отношении того, что молодые люди, обучаясь в арабских университетах, могли попасть под влияние различных «радикальных» течений, что препятствует их привлечению Духовным управлением к деятельности, связанной с исламским возрождением в Крыму.
В целом, внешний канал получения исламского образования крымскими татарами был признан руководством ДУМК неэффективным. Альтернативой ему стала идея создания мусульманских учебных заведений на территории самого Крыма, которые бы готовили кадры в соответствии с национальными традициями и с учетом региональной исламской специфики.
В настоящее время в Крыму наблюдаются определенные успехи в становлении системы начального и среднего исламского образования. При ряде крымских мечетей действуют начальные -воскресные и коранические - школы, в которых люди из разных возрастных групп получают базовые знания об исламе и арабском языке. В них они осваивают навыки чтения Корана и основы культово-обрядовой практики. Часть воскресных школ созданы при поддержке ассоциации «Альраид». Всего в 2009 г. на территории Крыма действует 23 воскресные школы, которыми руководят имамы из местных мусульманских общин. При ряде мечетей работают коранические школы, деятельность которых координируется религиозными организациями Турции. Объем знаний, получаемый в воскресных и коранических школах, идентичен. Разница состоит лишь в том, что в коранических школах работают турецкие учителя. В основном это представители Управления по религиозным делам Турции (Диянет). В ряде населенных пунктов они выполняют обязанности имамов наряду с местными имамами. Помимо Диянета часть коранических школ организована и субсидируется турецкой религиозной общиной «Сулеймание».
К числу мусульманских учебных заведений среднего звена относятся медресе и школы хафизов.
Оценки числа действующих на полуострове медресе существенно разнятся. Так, в выступлении муфтия Эмирали Аблаева на IV Курултае мусульман Крыма прозвучала цифра - 6 медресе. В то же время представитель крымско-татарского Меджлиса в Муфтия-те Арсен Альчиков считает, что эта цифра явно завышена. По его утверждению, не все учебные заведения, отнесенные к категории
медресе, в действительности таковыми являются, будучи скорее кораническими школами, нежели религиозными учебными заведениями более высокого статуса.
Деятельность крымских медресе официально находится под контролем ДУМК. Ответственным по вопросам духовного образования в настоящее время является заместитель муфтия Айдер Ис-маилов, однако реально процессом обучения в медресе руководят представители турецких религиозных организаций.
Учебное заведение, которое без колебаний может быть отнесено к категории медресе, носит название «Къалай». Оно расположено в поселке Азовское Джанкойского района, поэтому более известно как Азовское медресе. Оно функционирует с 1998 г. и располагает обширным учебным и рекреационным комплексом, состоящим из просторных классов, конференц-зала, столовой, общежития на 100 человек, спортивного зала и футбольного поля. Программа обучения в Азовском медресе рассчитана на три года. На первом году обучения изучаются Коран, вероучение и ритуал, исламская нравственность, жизнеописание Пророка Мухаммада, турецкий и арабский языки. Программа второго года обучения также включает в себя исламское право, хадисы, толкование Корана, историю пророков. На третьем году, помимо вышеперечисленных предметов, изучаются история мазхабов, суфизм, история ислама и основы обучения религии. Преподавание ведется на турецком и крымско-татарском языке, при явном преобладании первого.
Учебная литература, используемая в медресе, представлена книгами турецких авторов, в том числе Османа Топбаша, который является главой частного религиозного фонда «Азиз Махмуд Хю-дайи», координирующего работу этого медресе. Преподавательский состав медресе делится на две части: примерно половина из них - крымские татары, получившие теологическое образование в Турции, другая половина - турецкие преподаватели. До 2007 г. медресе предлагало светскую и религиозную программу обучения и функционировало одновременно как медресе и как общеобразовательная школа. По завершении обучения ученики получали сертификаты об окончании медресе и аттестат о среднем образовании. Однако после того, как у медресе возникли разногласия с Министерством образования Крыма, общеобразовательные дисциплины в нем стали преподаваться в экстернате.
Остальные учебные заведения, первоначально функционировавшие как медресе, со временем поменяли свой статус. Так,
медресе «Къурман», расположенное в Красногвардейском районе, с 2007 г. было преобразовано в школу хафизов. На начальном этапе преподавание в этом медресе было построено на тех же принципах, что и в Азовском медресе, и оно также функционировало под патронажем религиозного фонда «Азиз Махмуд Хюдайи». Однако из-за недостаточного числа студентов деятельность медресе была приостановлена, а затем оно было перепрофилировано на подготовку хафизов. Программа обучения в школе рассчитана на три года. Первый набор, осуществленный в 2008 г., составил 14 человек, второй набор в 2009 г. - 21. Школа функционирует всего два года, и первый выпуск студентов будет осуществлен в будущем году. Другое медресе «Сеит-Сеттар», начавшее работу в 1993 г. в Симферополе, со временем перестало функционировать как медресе и было трансформировано в обычную кораническую школу. Поначалу процесс обучения в нем занимал два года, затем был сокращен до года, а на сегодняшний день это 3-4-месячные курсы с набором в 10-15 человек. Учебный процесс в нем координируется Диянетом, а преподавание ведется гражданами Турции. Еще одно учебное заведение, действующее в Симферополе с 2003 г., несмотря на свое название - Высшее исламское медресе, в реальности является коранической школой. Ее слушатели изучают религиозные дисциплины и одновременно учатся в светских учебных заведениях. Школа функционирует при поддержке турецкой религиозной общины «Сулеймание».
Школа хафизов была открыта в декабре 2002 г. в Симферополе при поддержке и содействии Всемирной организации по обучению Корану и Всеукраинской ассоциации общественных организаций «Альраид». Официальным учредителем школы стало Духовное управление мусульман Крыма. Школа представляет собой учебное заведение-интернат, в котором обучаются юноши в возрасте 13-18 лет. Обучение в ней возможно при условии обязательного посещения общеобразовательной школы, предоставлении заявления от родителей и ходатайства о зачислении в школу от муфтията или имама местной мусульманской общины, а также при наличии украинского гражданства. Желательно чтобы ребенок умел читать по-арабски, однако большинство поступивших, по словам директора школы Сейрана Арифова, начинают изучение арабского языка с нуля. При отборе абитуриентов особое внимание обращают на его успеваемость в общеобразовательной школе, а также выясняют, есть ли среди его ближайших родственников сторонники радикальных течений. Национальность юношей в рас-
чет не принимается. Хотя большинство учащихся школы являются крымскими татарами, в ней также обучаются казанские татары, арабы, узбеки и славяне. Программа обучения в школе рассчитана на три года. В процессе обучения заучивается наизусть текст Корана и осваиваются основы мусульманского права. Преподавательский состав школы - интернациональный, в ней преподают крымские и казанские татары, а также арабы, и преподавание в ней, в отличие от других исламских учебных заведений Крыма, ведется на русском языке. В школе преподают учителя, окончившие Исламский университет в Саудовской Аравии, шариатский факультет университета Джинан в Ливане факультет арабского языка и литературы университета Заркъа школу хафизов в Иордании, а также выпускники самой школы.
По окончании школы выпускники получают дипломы, аналогичные тем, которые выдаются крымскими медресе. Во всех дипломах в качестве специальности стоит «имам-хатиб, преподаватель исламских предметов», а в дипломах тех, кто выучил наизусть весь коранический текст, добавляется «хафиз». Несмотря на наличие лицензии, эти дипломы признаются, как правило, только мусульманскими структурами Крыма, например, муфтиятом или другими исламскими учебными заведениями. За пределами Украины дипломы школы признаются ее спонсором - Всемирной организацией по обучению Корану - и теми университетами, с которыми «Альраид» напрямую заключает договор о продолжении обучения выпускников этой школы.
Такие договоры были заключены с некоторыми университетами Иордании и Йемена. Сейчас в них учатся 8 выпускников школы. Их обучение финансируется либо принимающим университетом, либо частным спонсором, который берет на себя расходы по ходатайству ассоциации «Альраид». Трое выпускников школы хафизов продолжили в ней работать. Остальные по специальности не работают, хотя некоторые из них неофициально преподают в мечетях Крыма, получая при этом определенную материальную компенсацию от «Альраида».
Директора школы Сейрана Арифова заботят как финансовые трудности, так и те сложности, которые возникают у учеников в связи с тяжелой учебной нагрузкой, поскольку им приходится совмещать учебу в школе хафизов с учебой в общеобразовательной школе. Такую нагрузку выдерживают далеко не все поступившие: некоторые сами бросают школу, других отчисляют за неуспеваемость. Также учеников могут отчислить за «недостойное» поведе-
ние, например, за курение или разглядывание «непристойных» журналов.
Еще одна проблема, с которой сталкиваются ученики, связана с тем, что, несмотря на посещение уроков арабского языка, полученных на них знаний явно недостаточно для понимания смысла заучиваемых наизусть коранических айятов и сур. Даже наиболее одаренные выпускники, блестяще декламируя Коран, едва ли способны разъяснить суть воспроизводимого текста. Не менее болезненной проблемой Сейран Арифов считает довольно низкий уровень религиозности крымских татар, в результате чего родители не спешат отдавать своих детей в руководимую им школу. На призывы изучать исламское Священное Писание и распространять слово Божье они нередко реагируют крайне прагматично, заявляя, что по окончании школы их чада вряд ли смогут рассчитывать на престижную работу и достойный заработок. В итоге желающих обучаться в школе не так много, как хотелось бы, конкурс среди поступающих небольшой, да и уровень абитуриентов не высок.
Высшего исламского учебного заведения в Крыму пока нет, хотя идея его создания периодически обсуждается. Так, в ходе Всемирного конгресса крымских татар, проходившего в мае 2009 г., заместителем председателя Меджлиса Рефатом Чубаровым была озвучена идея создания исламского университета на базе медресе Зинджирли в Бахчисарае. Эта инициатива находит поддержку и среди руководства муфтията Крыма. В настоящее время на Украине работает единственный исламский вуз - Исламский университет Духовного управления мусульман Украины (ДУМУ). Он был создан в Киеве в 1993 г. и состоит из двух подразделений различного статуса - «полноценного» факультета шариата и основ религии и «частично действующего» факультета педагогики и восточной лингвистики. Преподавание исламских предметов основывается в нем на материалах, предоставляемых Ассоциацией исламских благотворительных проектов. Список рекомендованной студентам литературы содержит пространный перечень трудов, приписываемых ливанскому шейху Абдаллаху ал-Харари ал-Хабаши (1910-2008). Подспорьем в учебном процессе служат материалы, публикуемые газетой ДУМУ «Минарет». По причине существующих разногласий между ДУМК и ДУМУ обучение крымских татар в этом учебном заведении не приветствуется.
Подытоживая обзор современного состояния исламского образования в Крыму, сделаем ряд выводов и обобщений. Прежде всего, следует отметить то, что деятельность исламских учебных
заведений носит обособленный некоординированный характер и не регулируется единым стандартом. Отсутствие связей между различными звеньями мусульманского образования и несогласованность их действий самым негативным образом сказываются на попытках структурирования иерархии исламских учебных заведений. Осознавая сложность ситуации, Духовное управление мусульман Крыма выступило с инициативой упорядочения исламского образования на полуострове и разработало Проект планомерного развития и стандартизации духовного учебно-воспитательного процесса. Проект предусматривает выстраивание трехуровневой образовательной системы, основными ступенями которой становятся начальное, среднее и среднее специальное образование. Стандартизация мусульманской образовательной системы Крыма, по мысли составителей проекта, должна способствовать росту ее эффективности.
Отличительной особенностью мусульманских учебных заведений Крыма является явное доминирование в них турецких религиозных организаций. Крымско-татарские лидеры отдают явное предпочтение «турецкой» образовательной модели, по их убеждению, наиболее действенной и способствующей возрождению «традиционного для Крыма ислама». Выражение «традиционный для Крыма ислам», несмотря на свой ненаучный характер, прочно вошло в пропагандистский словарь крымско-татарских лидеров, имеющих весьма смутное представление о специфике исламского религиозного комплекса. Пока мы не можем сказать, насколько внедряемая сегодня в Крыму частными турецкими фондами система образования с сильным суфийским компонентом соответствует образовательным традициям крымских татар. Эта тема требует отдельного углубленного анализа. Тем не менее нельзя отрицать того факта, что экономическая зависимость ДУМК от зарубежных религиозных организаций ограничивает его возможности контролировать деятельность учебных заведений, самостоятельно приглашать преподавателей и определять набор дисциплин. Ситуация такова, что в настоящее время ни одно из действующих в Крыму исламских учебных заведений не спонсируется муфти-ятом.
Наконец, среди трудностей, которые испытывают исламские центры образования в учебном процессе, следует отметить отсутствие учебных пособий нового поколения, написанных с учетом традиции крымских татар и особенностей их менталитета.
Преподавание дисциплин, связанных с исламом, в светских учебных заведениях Крыма вряд ли можно назвать распростра-
ненной практикой. Общие сведения об исламе студенты получают при прослушивании курса «Религиоведение», который входит в учебные планы всех вузов полуострова. На гуманитарных факультетах крымских вузов информация, так или иначе связанная с историей ислама, озвучивается на лекциях по истории стран Азии и Африки или по истории Востока. Автор данного эссе читает курс «Исламский мир в современной политике» на философском факультете Таврического национального университета им. В.И. Вернадского (ТНУ). Курс адресован студентам-политологам пятого года обучения. На этом же факультете профессор А.П. Цветков читает лекционный курс «Исламский фундаментализм», в рамках которого основное внимание уделяется философскому осмыслению этого феномена. Курс «Ислам» читается на факультете крымско-татарской и восточной филологии ТНУ для студентов, обучающихся по специальности «арабский язык и литература». Он охватывает такие темы «классического» исламове-дения, как история раннего ислама, основные вехи биографии Пророка Мухаммада, течения в исламе и т. д.
В целом в Крыму только в одном вузе, в ТНУ, на факультете крымско-татарской и восточной филологии действует программа подготовки специалистов по специальности «арабский язык и литература». В Крымском инженерно-педагогическом университете (КИПУ) на факультете крымско-татарской и турецкой филологии арабский язык изучают студенты 3-5 курсов.
Таковы общие контуры исламского образования в Крыму, которое имеет давнюю историю. Становление современной системы исламского образования происходит в сложных условиях репатриации крымско-татарского народа, что, безусловно, накладывает заметный отпечаток на этот процесс и в определенной степени объясняет его хаотичный и непродуманный характер. Возможно, по мере решения других насущных проблем крымских татар процесс исламского образования окажется в зоне более пристального внимания национальных лидеров и получит новый импульс в своем развитии.
«Изучение преподавания ислама в Евразии», М., 2010 г., с. 288-310.