МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070
3. Люди становятся податливыми к манипуляциям и влиянию по причине акцента в восприятии информации на эмоции, когда человек в значительной степени теряет способность анализировать информацию. Педагогическое противодействие: создание на занятиях атмосферы игры и состязаний (геймификации занятий) в овладении функционалом компетентности и максимальное включение личных гаджетов в педагогический процесс;
4. Клиповое сознание ослабляет чувство сопереживания, что препятствует гуманизации образования и социально-экономической действительности. Педагогическое противодействие: использование приема оппонирования студентов друг другу по очереди, оппонент должен опровергнуть тезисы докладчика, но на практике при занятиях в группах часто (в большинстве случаев) при оппонировании возникает чувство студенческой солидарности;
5. Клиповое мышление защищает мозг от информационной перегрузки.
Педагогическое противодействие информационной перегрузке: приведения практических примеров актуальности (важности именно сейчас) этой информации, своевременные разгрузочные, переключающие внимание приемы в процессе занятия.
6. При клиповом сознании развивает многозадачность мышления обучающихся, что может отвлекать студента от темы занятий. Педагогический учет этого свойства клипового мышления: приводить практические примеры, направленные на актуализацию темы, повышение уровня приоритетности решения учебных задач в текущий отрезок времени;
7. Клиповое сознание ускоряет реакцию. Учет этого: ориентировать ускоренную реакцию студентов с таким сознанием на оппонирование коллегам, выявление ошибок других студентов в процессе их выступлений на семинарах в рамках деловой игры «докладчик-оппонент».
В статье влияния клипового мышления студентов на педагогический и результат образования, развитие смарт-образования может увеличивать зависимость студентов от гаджетов, рекомендованы дальнейшие исследования влияния информационных технологий на педагогический процесс в высшей школе.
Список использованной литературы:
1. Нестеров А.В. Приведет ли смарт-образование к «закату» университетов?//Компетентность, 2015, № 2, с. 40-45; №3 с. 4.
2. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Ценностный подход при формировании и реализации концепции развития дистанционного образования // Педагогика и просвещение. — 2015. - № 2. - С. 129-130. DOI: 10.7256/2306-434X.2015.2.16233.
© Глущенко В.В., Глущенко И.И., 2016
УДК 796.88
Е.П. Гребнева,
магистрант кафедры теоретических основ физической культуры Нижегородский государственный педагогический университет
имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород, Российская Федерация [email protected]
ПРЕОДОЛЕНИЕ СТРАХА В ВЕСЕ ШТАНГИ ВО ВРЕМЯ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОГО ЭТАПА ПО ТЯЖЕЛОЙ АТЛЕТИКЕ КАК МЕТОД ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ
Аннотация
В данной статье обсуждается проблема преодоления страха веса штанги на соревновательном этапе по тяжелой атлетике, определение путей преодоления данной проблемы, раскрывается сущность методов
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070
проблемного обучения в деятельности тренера в целях преодоления страха веса штанги на соревновательном этапе по тяжелой атлетике.
Ключевые слова
Соревновательный этап по тяжелой атлетике, преодоление страха в весе штанги, проблемные методы обучения, формирование волевых качеств у тяжелоатлета.
Соревнование для любого спортсмена - это завершающий этап проделанной тренировочной деятельности. Победа тяжелоатлета зависит не только от его физической подготовленности, но и от психологического настроения. Во всех видах спорта существуют некие факторы, которые препятствуют достижению высокого результата, к которому стремится спортсмен, выступая на конкретном соревновании [5].
Не секрет, что для многих спортсменов - тяжелоатлетов проблема страха перед весом штанги на соревновательном этапе является достаточно актуальной. Всему этому причина - эмоциональное состояние спортсмена перед соревнованием и во время него. Страх - это психологическая составляющая проблемного обучения. Задача тренера состоит в том, чтобы его спортсмен правильно был подготовлен к соревнованию, а именно:
1. Был проинформирован о будущих соперниках его весовой категории;
2. Точно понимал цель, которую ему нужно достичь;
3. Накануне соревнований важна правильная организация свободного времени спортсмена (досуга), распорядок и режим. Нужно заниматься в свободное время такими делами, чтобы тяжелоатлет не думал и не переживал о предстоящем соревновании и его исходе. Безусловно, все спортсмены проводят свободное время сугубо индивидуальными способами, но на практике неоднократно проверено, что он должен отдохнуть по максимуму и физически и морально, эмоционально. Важно выспаться перед соревнованием.
Страх неудачи на соревновании (предельный вес третьего подхода) может привести к выступлению не в полную силу. Нередко случаются такие ситуации, что во время тренировки тяжелоатлет «в легкую» поднимает максимальный вес штанги, а на соревновании из-за ряда эмоциональных причин (волнение, чувство долга и ответственности) не справляется с поставленной задачей, т.е. не добивается своей цели.
Что же приводит к возникновению у спортсменов состояния нервно-психического и эмоционального напряжения, которое на тренировочных занятиях, как правило, отсутствует?
Рассмотрим некоторые черты, которые присущи соревновательному этапу:
1. Публичность и открытость (большое количество зрителей, наличие судей, СМИ и др., публичная оценка результата);
2. Важность. Спортсмен на каждом соревновании стремится к победе или рекорду, либо к присвоению спортивного разряда;
3. Ограниченность числа подходов (в тяжелой атлетике их по три для рывка и толчка);
4. Географические перемещения: (при выездных соревнованиях) А именно, «чужие стены», другой климат [2].
Тренер перед выходом тяжелоатлета на помост должен задать ему четкую цель. Это повлияет на эмоциональное состояние тяжелоатлета. Установка тренера должна быть конкретной и однозначной. Установки типа «как можно больше» дают меньший эффект, чем установки конкретного содержания: «поднять столько» и т.п. Здесь также необходимо учесть индивидуальные силовые способности тяжелоатлета.
Тяжелоатлет перед стартом не должен сомневаться в своих возможностях, должен иметь боевой настрой исключительно на победу, достичь поставленной цели. Но иногда чрезмерное желание одержать победу, может привести к отрицательному результату. Тяжелоатлет может эмоционально пере возбудиться и потерпеть поражение.
Последним этапом в подготовке тяжелоатлета к старту является его сосредоточение на тяжелоатлетическом помосте. Это - завершающий этап психологической подготовки. У тяжелоатлетов время сосредоточения увеличивается с каждым подходом и здесь важно, чтобы тренер не мешал своими советами, иначе спортсмен может «потерять настрой».
После соревнований очень важно проанализировать возможно допущенные ошибки и найти пути их поправок. Дальнейшие победы спортсмена напрямую зависят от его психологического отношения к исходу соревнований. Важно не только уметь занимать призовые места, но и достойно претерпевать поражение и
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070
делать определенные выводы из этого.
Для того, чтобы эмоциональные причины как можно реже препятствовали выполнению результата, для снижения соревновательной тревоги, можно воспользоваться тремя педагогическими методами:
1. Моделирования соревнований . Этот метод заключается в том, что на тренировках создаются некоторые условия, которые характерны соревновательному этапу. Например, тренер может пригласить на занятия незнакомого для спортсмена человека, т.е. искусственно создать условия открытого урока. Можно пригласить девушку спортсмена, перед которой у него, возможно, есть некая доля смущения. В процессе применения такого метода тренер должен внимательно наблюдать за действиями спортсмена и после тренировки провести вместе с ним анализ, объяснив цель данного действия;
2. Метод десенсибилизации (снятие чувствительности к факторам, вызывающим тревогу и страх). Сначала делается список ситуаций и людей, вызывающих у тяжелоатлета состояние тревоги, эмоционального напряжения. Данный список составляется в последовательности от наименьшего к наибольшему. В первую очередь предъявляются ситуации, вызывающие незначительные переживания, происходит постепенная адаптация к ним, а затем - наибольшие переживания [2];
3. Метод привыкания к страху. Если существует у тяжелоатлета страх перед весом штанги, то необходимо на тренировке постараться поднять этот вес столько раз, чтобы спортсмен был уверен в том, что он сможет осилить данную массу штанги и на соревновательном этапе. Ведь на соревновании должна быть борьба не со штангой, а с соперником.
В заключении хотелось бы сказать о том, что на психологический настрой тяжелоатлета влияет ряд отрицательных факторов и под их воздействием увеличивается страх спортсмена перед весом штанги на соревновании, так как соревновательный этап - это кульминационный момент действий спортсмена.
В связи с этим, можно выделить ряд приемов, снижающих страх тяжелоатлета перед поднятием максимального веса. А именно:
1. Правильный режим дня и ночи накануне соревнования;
2. Сосредоточение спортсмена перед соревнованием и во время него;
3. Установка тренера и его моральная поддержка. Список использованной литературы:
1. Елисеев Е.В. Психологические основы повышения помехоустойчивости спортсменов. - Челябинск: Экодом, 2000. - 124с.
2. Ильин Е.П. Психология спорта: Питер; Спб., 2008. - 590с.
3. Пуни А.Ц. Психологическая подготовка к соревнованию в спорте. - М.: Физкультура и спорт, 1969. - 88с.
4. Черникова О.А. Соперничество, риск, самообладание в спорте. - М.: Физкультура и спорт, 1980.104с.
5. Льдокова Г.М., Разживин О.Л., Волкова К.Р. Преодоление сбивающих факторов в спорте (на примере соревновательной деятельности пауэрлифтеров): // Современные проблемы науки и образования. - 2014. -№4:, URL: http://cyberleninka.ru/article/n/preodolenie-sbivayuschih-faktorov-v-sporte-na-primere-sorevnovatelnoy-deyatelnosti-pauerHfterov (дата обращения 11.01.2016).
© Гребнева Е.П., 2016
УДК 378
О.В. Григораш
д.т.н., профессор, заведующий кафедрой факультет энергетики Кубанский государственный аграрный университет г. Краснодар, Российская Федерация
О ПОДГОТОВКЕ КОНТИНГЕНТА ДЛЯ ВУЗОВ
Аннотация
Предложен новый метод отбора школьников для обучения в вузах, по профпригодности. Разработаны