МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070
делать определенные выводы из этого.
Для того, чтобы эмоциональные причины как можно реже препятствовали выполнению результата, для снижения соревновательной тревоги, можно воспользоваться тремя педагогическими методами:
1. Моделирования соревнований . Этот метод заключается в том, что на тренировках создаются некоторые условия, которые характерны соревновательному этапу. Например, тренер может пригласить на занятия незнакомого для спортсмена человека, т.е. искусственно создать условия открытого урока. Можно пригласить девушку спортсмена, перед которой у него, возможно, есть некая доля смущения. В процессе применения такого метода тренер должен внимательно наблюдать за действиями спортсмена и после тренировки провести вместе с ним анализ, объяснив цель данного действия;
2. Метод десенсибилизации (снятие чувствительности к факторам, вызывающим тревогу и страх). Сначала делается список ситуаций и людей, вызывающих у тяжелоатлета состояние тревоги, эмоционального напряжения. Данный список составляется в последовательности от наименьшего к наибольшему. В первую очередь предъявляются ситуации, вызывающие незначительные переживания, происходит постепенная адаптация к ним, а затем - наибольшие переживания [2];
3. Метод привыкания к страху. Если существует у тяжелоатлета страх перед весом штанги, то необходимо на тренировке постараться поднять этот вес столько раз, чтобы спортсмен был уверен в том, что он сможет осилить данную массу штанги и на соревновательном этапе. Ведь на соревновании должна быть борьба не со штангой, а с соперником.
В заключении хотелось бы сказать о том, что на психологический настрой тяжелоатлета влияет ряд отрицательных факторов и под их воздействием увеличивается страх спортсмена перед весом штанги на соревновании, так как соревновательный этап - это кульминационный момент действий спортсмена.
В связи с этим, можно выделить ряд приемов, снижающих страх тяжелоатлета перед поднятием максимального веса. А именно:
1. Правильный режим дня и ночи накануне соревнования;
2. Сосредоточение спортсмена перед соревнованием и во время него;
3. Установка тренера и его моральная поддержка. Список использованной литературы:
1. Елисеев Е.В. Психологические основы повышения помехоустойчивости спортсменов. - Челябинск: Экодом, 2000. - 124с.
2. Ильин Е.П. Психология спорта: Питер; Спб., 2008. - 590с.
3. Пуни А.Ц. Психологическая подготовка к соревнованию в спорте. - М.: Физкультура и спорт, 1969. - 88с.
4. Черникова О.А. Соперничество, риск, самообладание в спорте. - М.: Физкультура и спорт, 1980.104с.
5. Льдокова Г.М., Разживин О.Л., Волкова К.Р. Преодоление сбивающих факторов в спорте (на примере соревновательной деятельности пауэрлифтеров): // Современные проблемы науки и образования. - 2014. -№4:, URL: http://cyberleninka.ru/article/n/preodolenie-sbivayuschih-faktorov-v-sporte-na-primere-sorevnovatelnoy-deyatelnosti-pauerHfterov (дата обращения 11.01.2016).
© Гребнева Е.П., 2016
УДК 378
О.В. Григораш
д.т.н., профессор, заведующий кафедрой факультет энергетики Кубанский государственный аграрный университет г. Краснодар, Российская Федерация
О ПОДГОТОВКЕ КОНТИНГЕНТА ДЛЯ ВУЗОВ
Аннотация
Предложен новый метод отбора школьников для обучения в вузах, по профпригодности. Разработаны
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070
и раскрыто содержание основных этапов довузовской подготовки в средних образовательных учреждений.
Ключевые слова
Профессиональный отбор, профессиональная пригодность, качество знаний школьников,
качество подготовки студентов
Известно, что именно техническим и технологическим специальностям (далее - инженерные) принадлежит важная роль в научно-техническом прогрессе, поскольку от них во многом зависит развитие экономики страны. Поэтому для качественного роста промышленного производства в Российской Федерации необходима подготовка высококвалифицированных инженеров, которых в настоящее время катастрофически не хватает [1, 501 - 502, 2, с.34].
В отечественной высшей школе имеются определённые достижения в разработке методик подготовки высококвалифицированных специалистов-инженеров [3, с.4 - 7, 4, с.41]. Однако считать, что вузы способны самостоятельно готовить компетентных и конкурентоспособных специалистов, ошибочно, поскольку этот процесс во многом зависит от уровня подготовки выпускников средних образовательных учреждений, которые поступают в вузы.
Сегодня научные работы отечественных и западных психологов позволили сформулировать основные характеристики и параметры, позволяющие оценить профессиональную пригодность обучающихся. Это тестовые задания, которые определяют склонность к конкретным профессиям, их перспективность для учащихся.
Предложенный автором метод определения профессиональной пригодности обучающихся позволит повысить достоверность оценки качества знаний и определить склонность обучающихся к конкретным профессиям. В рамках метода предлагается проводить тестирование школьников по темам изученных предметов. При этом темы группируются в соответствии с требуемыми знаниями по направлениям (специальностям, профилям) подготовки высших учебных заведений. Наивысший рейтинг, полученный обучающимся по соответствующему направлению подготовки, соответствует его наибольшей склонности к выбранной профессии.
После анализа итогов тестирования обучение школьников должно строиться с большим уклоном к предметам, по изучению которых показаны лучшие результаты [5, с.74].
Предлагается эффективная система подготовки контингента первокурсников для вуза которая включает несколько этапов [6, с.1625, 7, с.410 - 411].
1-й этап. За 2 или 3 года до окончания обучения в средних образовательных учреждениях проводится отбор на профпригодность с целью определения склонностей школьников к той или иной профессии.
2-й этап. Получение среднего образования двумя способами.
Первый способ обучения организуется на базе средних образовательных учреждений и предполагает после определения склонностей к той или иной специальности (по результатам первого тестирования) обучение по специально разработанным программам для развития способностей обучающихся. Эти программы должны предусматривать увеличенное количество часов по тем предметам, по которым показаны высокие результаты, за счёт сокращения времени изучения других предметов, а возможно, и, за счёт исключения не профильных предметов. Второе тестирование обучающихся должно проводиться перед сдачей ЕГЭ, чтобы выпускники и их родители по его результатам приняли окончательное решение о выборе конкретных предметов экзамена.
Для улучшения качества подготовки выпускников средних образовательных учреждений важно, чтобы она осуществлялась по единым для всей страны выверенным учебным изданиям. При этом учителя могут применять различные формы и методики для улучшения усвоения школьниками материала, который будет оцениваться единым экзаменом.
Второй способ обучения организуется на базе высших учебных заведений, при которых создаются колледжи для обучения будущих абитуриентов, тем самым вузы получают возможность формировать свой контингент. Этот способ обучения наиболее эффективный, потому что обучение будущих абитуриентов происходит по программам, разработанным вузом, занятия по профильным предметам проводят его преподаватели, используя учебно-методическое обеспечение и материально-техническую базу вуза.
По окончании обучения в среднем образовательном учреждении или колледже учащемуся должен выдаваться документ - паспорт о среднем образовании, где кроме оценок по предметам, среднего балла
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070
обучения и баллов ЕГЭ должны быть приведены результаты теста на профессиональную пригодность.
3-й этап. Проведение вступительного испытания (не более двух экзаменов и тестирование на профпригодность) для выпускников средних образовательных учреждений и колледжа. После этого вузом принимается окончательное решение о целесообразности подготовки абитуриентов по той или иной специальности.
Для выпускников колледжа, не прошедших испытания, вуз должен выдавать соответствующий документ, подтверждающий получение ими среднего специального образования - паспорт среднего образования.
В настоящее время в стране организована работа большого числа колледжей, которые работают самостоятельно и готовят специалистов со средним специальным образованием. Для улучшения качества подготовки таких специалистов, а также в целях формирования контингента для поступления в вуз, целесообразно, чтобы эти колледжи вошли в состав вузов соответствующего направления подготовки.
Предложенный метод отбора по профессиональной пригодности, а также система подготовки контингента в средних образовательных учреждениях и колледжах, созданных на базе высших учебных заведений, значительно улучшит качество подготовки специалистов технических и технологических направлений для вузов.
Список использованной литературы:
1. Григораш О.В. К вопросу улучшения качества технического образования / О.В. Григораш // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2013. - №07(091). С. 500 - 512.
2. Григораш О.В. Комплексный подход к совершенствованию системы высшего профессионального образования [Текст] / Григораш // Высшее образование сегодня. - 2014. - № 5. - С. 34-39.
3. Григораш О.В. Организация и оценка качества учебного процесса по агроинженерным специальностям [Текст] / О.В. Григораш. - Краснодар: КубГАУ. - 2009, - 395 с.
4. Григораш О.В. Система подготовки высококвалифицированных специалистов технических направлений [Текст] / О.В. Григораш // Высшее образование сегодня. - 2014. - № 7. - С. 41-49.
5. Григораш О. В. К вопросу улучшения качества подготовки студентов [Текст] / О. В. Григораш // Alma mater (Вестник высшей школы). - 2013. - № 3. - С. 71-75.
6. Григораш О.В. О совершенствовании системы подготовки выпускников вузов / О.В. Григораш // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2013. - №09(093). С. 1624 - 1637.
7. Григораш О.В. Система подготовки специалистов высшего профессионального образования / О.В. Григораш // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2014. - №06(100). С. 409 - 428.
© Григораш О.В., 2016
УДК 37
Ю.Н.Евдокимова
канд. пед. наук, доцент Саратовского военного института внутренних войск МВД РФ, г. Саратов
ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ВОЕННОМ ВУЗУ
Аннотация
В данной статье раскрывается особая роль интеграции в образовательном процессе в вузе как средства развития системного мышления обучающихся, а также повышения мотивации к изучению иностранного