1УДК 37.013.46 ББК 74.58
ПРЕОДОЛЕНИЕ СТЕРЕОТИПОВ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ К САМООБРАЗОВАНИЮ
В. А. Золотарев
Аннотация. В статье рассмотрена проблема формирования готовности будущих офицеров к самообразованию в рамках самостоятельной деятельности курсантов. Готовность к самообразованию рассматривается как профессиональная компетенция будущего офицера. Выделены особенности самостоятельной работы курсантов в военном вузе. Определены условия, оказывающие влияние на формирование готовности курсантов к самообразованию. Показано, что целостность всего процесса формирования достигается взаимосвязью структурных компонентов самообразования и реализуется в процессе самостоятельной деятельности курсантов.
Ключевые слова: самообразование, готовность к самообразованию, самостоятельная работа в военном вузе.
OVERCOMING STEREOTYPES OF SCHOOLING IN THE PROCESS OF FORMATION OF READINESS OF FUTURE OFFICERS TO SELF-EDUCATION
V. A. Zolotarev
Abstract. The article considers the problem of the process of forming the future officers' readiness to self-education in the framework of students' independent activities. Readiness to self-education is considered as a professional future officer's competence. Features of the independent work of cadets at the military College are defined in the article. Conditions influencing the formation of students' readiness to self-education are determined. It is shown that the integrity of the entire forming process is achieved by the interrelationship between structural components of self-education and is implemented during the process of students' independent activity.
Keywords: self-education, readiness to self-education, independent work at the military College.
Статья посвящена актуальной для современной педагогики проблеме, связанной с исследованием формирования готовности будущего офицера войск национальной гвардии России к самообразованию. Сегодня высшая профессиональная школа должна не только дать профессиональные знания и умения будущему специалисту, но и научить его учиться, постоянно пополнять свой багаж профессиональных знаний и умений, что является надежной гарантией успешности и карьерного роста специалиста.
Проблема формирования готовности будущих офицеров к самообразованию как определенного вида самостоятельности курсантов всегда считалась и считается для военной
педагогики и других военных наук основной. В нынешней ситуации военное образование быстро меняется, будущие офицеры формируются и самоидентифицируются. Результатом современного военного образовательного процесса становятся уточненные приоритеты нынешнего образования, в которых существенное место уделяется саморазвитию и самообразованию.
В самообразовательной деятельности будущих офицеров кроется неиссякаемый потенциал их возможностей. Осознание ими необходимости самообразования на начальном этапе военного профессионального образования должно переходить в формирование потребности постоянного самосовершенствования.
Современный мир неустойчив, изменчив, условен. Все то, что кажется справедливым сегодня, завтра может оказаться неверным. Современная культура содержит в себе определенную нетвердость, исчезают ориентиры правильности различных положений, мнений, способов поведения, принятия решений. Декларируемые кем-то истины, правила, положения, регламенты оказываются неполными, незаконченными, двойственными. Обычно правила изменяются даже во время их возникновения или же в момент применения в конкретной жизни.
Будущие офицеры в данном состоянии должны испытывать на сознательном и подсознательном уровнях желание почувствовать себя в какой-то степени внутренне защищенными, интегрированными, целостными.
В этом случае важную роль играет профессиональное самообразование курсантов, которое должно формироваться в стенах военного вуза. Известно, что самообразование - это один из видов самостоятельной деятельности, благодаря которой будущий офицер может с достоинством воспринимать быстро изменяющийся мир. Самообразование не является всеобъемлющим идеалом, но это один из факторов, способных помочь современному офицеру в совершенствования себя. Необходимо заметить, что самообразовательный потенциал будущих офицеров не всегда осознается ими в полной мере.
Поэтому готовность к самообразованию необходимо формировать у курсантов в военном вузе с первого курса. Для совершенствования и активизации учебного процесса в военном вузе необходимо знать и учитывать особенности содержания военного образования. Это обусловливает необходимость перестройки стереотипов курсантов, которые сложились еще со школьной скамьи, и подготовки их к новым практическим умениям и навыкам учебно-познавательной деятельности. Разница высшего военного вуза и среднего общеобразовательного учреждения заключается не только в специфической специализации подготовки будущих офицеров федеральной службы войск национальной гвардии и большем объеме учебного материала, но и в методической учебной работе, которая формирует профессио-
нальные военные компетенции и самостоятельность будущих офицеров.
Переход обучающихся в средних образовательных учреждений от классно-урочной системы обучения к самостоятельным занятиям в военном вузе осуществляется на первом этапе с большими трудностями. В некоторых случаях появляется академическая неуспеваемость у курсантов, что вызывает чувства растерянности, неуверенности и способствует негативному отношению к процессу обучения, это в какой-то степени снижает их умственную работоспособность. Все это является результатом недостаточной как психологической, так и практической подготовленности многих выпускников школ к формам и методам обучения в военном институте внутренних войск. Они не умеют самостоятельно перестраивать способы и приемы учебно-познавательной деятельности в новых условиях и среде обучения.
Затруднения, которые испытывают курсанты первого курса при переходе на новые формы и методы учебной работы в военном вузе, в определенной степени закономерны.
Поступление выпускника средних образовательных учреждений в военный вуз и его адаптация к новым формам и методам обучения представляет собой процесс не только выработки новых, но и перестройки сложившихся стереотипов учебной деятельности. Известно, что школьное образование закладывает базу, на которой строится военное вузовское обучение, а результат зависит от того, какими теоретическими знаниями и практическими компетенциями в области военной деятельности будут владеть будущие офицеры. Хотя многие школьные знания и практические умения используются в условиях вузовского военного обучения, но они нуждаются не только в совершенствовании, но и в дополнении новыми знаниями и практическими умениями в области военного образования. В психолого-педагогических исследованиях говорится, что всякий перенос усвоенных учебных умений и навыков способствует более успешному овладению новыми стереотипами деятельности лишь при условии, что между ними имеется определенное сходство. Обучение в военном вузе сильно отличается от школьного, оно во многом специфично по своему содержанию, методике, спе-
циальной и практической подготовке. Умения и навыки, которые приобретены в школе, не все применимы в системе вузовского военного образования, что требует основательной коррекции и совершенствования [1].
По нашему мнению, к стереотипам познавательной деятельности школьников, затрудняющим учение в военном вузе и вызывающим необходимость существенной перестройки их учебной и практической деятельности, относят:
• характер осмысления новых профессиональных знаний в области военного образования;
• организацию учебной работы и особую подготовку к практическим и семинарским занятиям под руководством преподавателей военного вуза;
• систематический текущий контроль успеваемости по выявлению у курсантов качества подготовки и усвоения теоретических знаний и практических умений;
• качество организации самообразовательной работы будущих офицеров по расширению и углублению знаний, а также практических навыков.
В общеобразовательных учреждениях основная работа обучающихся строится на процессе овладения ими новыми знаниями, и все это осуществляется на уроках под руководством учителей-предметников. Это в какой-то степени обусловливает и использование множества методов обучения, которые облегчают процесс учения. Необходимо также заметить, что в школьном образовании особое место занимает домашняя работа обучающихся, которая сводится к повторению и заучиванию материала. В военной же подготовке от будущих офицеров федеральной службы войск национальной гвардии требуют владения логическими операциями, сопоставлением, анализом, вычленением основного в изучаемом материале, систематизацией и классификацией факторов, а также физической и строевой подтянутости. Причем активная аналитико-систематиче-ская деятельность курсантов по осмыслению полученных знаний способствует свободному оперированию этим материалом в служебно-боевой деятельности.
В военном вузе особое место в процессе обучения курсантов занимают лекции, которые составляют значительную часть теоретическо-
го обучения, а по отношению к процессу усвоения знаний они несут в себе установочный, концентрирующий характер, а также обеспечивают восприятие объяснений преподавателя и анализа курсантами учебного материала, первичное осмысление и формирование их творческого мышления. Отсюда следует, что материал, читаемый преподавателями военного вуза на лекциях, нельзя рассматривать как основной источник получения знаний для курсантов. Будущим офицерам в военном вузе следует самостоятельно работать с учебным материалом, дополнительной литературой и научными первоисточниками. В этом заключается смысл самостоятельной подготовки курсантов, идущий последовательно и связанный с учебным процессом, закрепляющим и углубляющим знания и навыки, полученные на лекции, все это создает полное и завершенное видение изучаемого материала.
В военном вузе восприятие курсантами научной информации осуществляется не только во время лекций, но и во время семинарских, практических и тактических занятий и учений. Для усвоения лекционного материала будущий офицер должен уметь слушать, делать мысленно операции по обработке излагаемой информации, а также выделять и записывать основные моменты читаемой лекции. Опираясь на результаты школьного обучения, обучающиеся осмысливают изучаемый материал под руководством учителя, в военном вузе курсанты первых курсов считают основной задачей на лекции - осуществить конспектирование информации, излагаемой преподавателями военного вуза. На этом этапе обучения у курсантов отсутствует осмысление изучаемого материала, они не получают общего представления об определенной проблеме, а усваивают лишь отдельные фрагменты, положения и факты излагаемых ситуаций.
Поэтому преподавателям военного вуза на начальном этапе организации занятий с курсантами первого курса необходимо ознакомить их с программой обучения и распорядком дня военного института. В данном случае им также следует объяснить методические приемы восприятия и понимания изучаемого предмета и сформировать у них понимание того, что овладение знаниями требует активной
мыслительной деятельности и выработки навыков самостоятельной работы над изучаемой информацией.
В общеобразовательных учреждениях урок строится на объяснении нового материала и его закреплении. В военном вузе изложение материала происходит на лекции, а его закрепление на семинаре, лабораторных и практических, групповых, тактических занятиях и учениях. Как показывает практика, эти занятия и учения могут быть разделены между собой большими промежутками времени. В школе закрепление знаний происходит под руководством учителя, а в военном вузе курсанты на начальном этапе обучения не понимают необходимости к самообразованию в часы самостоятельной подготовки и самостоятельной работы по усвоению изучаемого материала. Поэтому курсантам следует разъяснять, что в военном вузе работа по изучению теоретического материала, изложенного на лекциях, должна осуществляться во время самостоятельной работы под руководством преподавателя и внеаудиторной самостоятельной учебной работы курсантов и основываться на целенаправленном и планомерном ее проведении. От четкой и правильной организации данной работы будет зависеть глубина и прочность знаний курсантов, что является началом их готовности к самообразованию.
Ежедневный текущий контроль в школе во всех направлениях положительно сказывается на совершенствовании знаний обучающихся, дает возможность определять эффективность применения приемов умственного труда, а также регулировать весь процесс обучения. В военном вузе текущий контроль знаний также присутствует, но особое место в оценивании знаний курсантов отводится сдаче экзаменов во время сессий, которые проходят два раза в год на протяжении пяти лет. В связи с этим многие курсанты в начале обучения, привыкшие к школьному ритму учебной деятельности, психологически не готовы к самостоятельному изучению военных предметов и организации самостоятельной внеаудиторной учебной работы и прибегают к самостоятельной работе эпизодически, что приводит к негативным последствиям, как то низкая успеваемость и низкий уровень самообразованности.
Из-за резкого увеличения объема получаемой информации в военном вузе на начальном этапе значительно возрастает роль и значение правильной организации самостоятельной работы и самостоятельной учебной деятельности курсантов. Для того чтобы в течение семестра будущий офицер работал в плановом режиме, командиру подразделения необходимо организовывать и планировать самостоятельную работу курсантов, а также обеспечивать контроль преподавателями всех кафедр военного института. Курсанту же необходимо самостоятельно распределять свою внеаудиторную учебную деятельность и правильно чередовать занятия по различным дисциплинам. Самостоятельная работа для курсанта в военном вузе является одной из основных частей учебной работы и имеет целью закрепления и углубления полученных знаний и навыков, поиск и приобретение новых знаний, в том числе с использованием автоматизированных обучающих курсов (систем), а также выполнение учебных заданий, подготовку к предстоящим занятиям, зачетам и экзаменам. Основная цель самостоятельной работы состоит в обучении курсантов методам самостоятельной работы с учебной информацией, а это в свою очередь формирует готовность к самообразованию курсантов [1].
Также необходимо отметить, что формирование профессиональной готовности офицера, являющееся результатом его профессиональной подготовки, может быть организовано по двум направлениям, первое из которых связано с совершенствованием условий реализации образовательных программ (процесс профессиональной подготовки), а второе - с обеспечением качества подготовки в части формирования профессиональной готовности офицера (результат профессиональной подготовки) [3].
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что повышение результата обучения в военном вузе достигается при условии, если высокая содержательность и методическое мастерство преподавательской работы совмещается с правильно организованной и активной деятельностью будущих офицеров.
Таким образом, качество получаемых знаний курсантами максимально зависит от их познавательной активности и методически гра-
мотной организации самостоятельной работы. Процесс обучения включает в себя систематизированные основы целостной системы познавательных действий: восприятие и осмысление материала лекции, запоминание данного материала, дальнейшее повторение, углубление и закрепление знаний. Следовательно, курсантов нужно знакомить с общими психолого-педагогическими основами и принципами технологии познавательной деятельности. Это позволит им правильно распределять свою учебную самостоятельную работу и, как правило, подготовит их к самообразованию.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Рапацевич, Е. С. Педагогика. Большая современная энциклопедия / Е. С. Рапацевич. -Минск, 2005.
2. Приказ МВД РФ № 22 от 14.01.2005 г. Приложение № 1 «Об утверждении Положения об организации деятельности военного образовательного учреждения высшего профессионального образования внутренних войск Министерства Внутренних Дел Российской Федерации».
3. Козлов, О. А. Сущность и содержание профессиональной подготовки курсантов внутренних войск МВД // Вестн. Костромского гос. ун-та им. Н. А. Некрасова. Сер.: Педагогика. Психология. Социальная работа. Юве-нология. Социокинетика. - 2016. - Т. 22, № 2. - С. 159-161.
REFERENCES
1. Rapatsevich E. S. Pedagogika. Bolshaya sovre-mennaya entsiklopediya. Minsk, 2005.
2. Prikaz MVD RF No. 22, 14.01.2005. Prilozhe-nie No. 1 "Ob utverzhdenii Polozheniya ob or-ganizatsii deyatelnosti voennogo obrazovatel-nogo uchrezhdeniya vysshego professionalnogo obrazovaniya vnutrennikh voysk Ministerstva Vnutrennikh Del Rossiyskoy Federatsii".
3. Kozlov O. A. Sushchnost i soderzhanie pro-fessionalnoy podgotovki kursantov vnutrennikh voysk MVD. Vestn. Kostromskogo gos, un-ta im. N. A. Nekrasova. Ser.: Pedagogika. Psikhologiya. Sotsialnaya rabota. Yuvenolo-giya. Sotsiokinetika. 2016. Vol. 22, No. 2, pp.159-161.
Золотарев Владимир Александрович, адъюнкт кафедры военной педагогики и психологии Саратовского военного Краснознаменного института внутренних войск МВД России e-mail: vovanboy2015@yandex.ru
Zolotarev Vladimir A., adjunct, Military Pedagogy and Psychology Department, Saratov Military Institute of Internal Troops of the MIA of Russia e-mail: vovanboy2015@yandex.ru