Научная статья на тему 'Преодоление синдрома «Выгорания»'

Преодоление синдрома «Выгорания» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2400
415
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНДРОМ «ВЫГОРАНИЯ» / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ЛИЧНОСТНЫЕ РЕСУРСЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ СИНДРОМА «ВЫГОРАНИЯ» / BURNOUT SYNDROME / EMOTIONAL INTELLIGENCE / PERSONAL RESOURCES OF PREVENTIVE COPING WITH THE BURNOUT SYNDROME

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Солодкова Татьяна Ивановна

В статье представлены результаты эмпирической проверки предположения о возможности включения эмоционального интеллекта в структуру личностных ресурсов преодоления синдрома «выгорания» у специалистов коммуникативных профессий. На выборке педагогических работников (n = 379) изучались взаимосвязи между синдромом «выгорания» и эмоциональным интеллектом, уровнем самоактуализации, уровнем осмысленности жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Overcoming the "Burnout" Syndrome

The article presents the results of an empirically verified assumption which consists in the possibility to include emotional intelligence in the structure of personal resources of preventive coping with the burnout syndrome in communicative professions. The research, in which 379 representatives of pedagogical professions took part, studied correlations between the burnout syndrome and emotional intelligence, a level of self-actualization, a level of life comprehension.

Текст научной работы на тему «Преодоление синдрома «Выгорания»»

циально-психологической помощи сотрудникам ОВД продолжается работа по созданию кабинетов психоэмоциональной регуляции в органах и подразделениях внутренних дел МВД по РБ. Всего оборудовано 30 кабинетов психологической разгрузки. В 2008 г. созданы и оборудованы кабинеты психологической разгрузки в ОВД по Ленинскому району г. Уфа, ОВД по Уфимскому району. Организовано тесное взаимодействие с религиозными конфессиями (Центральным духовным управлением мусульман России, Уфимским епархиальным управлением) с целью привлечения их представителей к работе по профилактике самоубийств сотрудников ОВД. В 20082009 гг. в ОВД проведено более 200 встреч и бесед представителей религиозных конфессий, проповедующих недопустимость самовольного ухода из жизни с точки зрения религии. Применяется компьютерная методика диагностики суицидального поведения «Сигнал», в настоящий момент в МВД по РБ используется 4 комплекта методики. За 2008 г. с помощью данной методики были обследованы 224 сотрудника. Основное внимание уделяется оказанию практической помощи в организации работы с личным составом на местах. В 2009 г. осуществлялись выезды мобильных групп психологов в ОВД с целью оказания практической помощи и проведения психокоррекционных мероприятий с сотрудниками органов и подразделений внутренних дел республики. К проведению данных мероприятий в каждом ОВД были привлечены представители религиозных конфессий. Индивидуальными и групповыми психокоррекционными мероприятиями, направленными на превенцию постстрессо-вых состояний и последствий чрезвычайных происшествий, было охвачено более 1800 сотрудников ОВД РБ. В настоящее время работа мобильных групп психологов продолжается.

1. Линевич В. Л. Психологические аспекты диагностикокоррекционной работы по профилактике суицидов среди сотрудников ОВД : монография. Уфа, 2004. 169 с.

2. Вассерман Д. Напрасная смерть: причины и профилактика самоубийств : монография. М., 2005. 310 с.

3. Погодин И. А. Психология суицидального поведения : учебное пособие. Минск, 2005. 208 с.

4. Гроллман Э. Суицид: превенция, интервенция, поствен-ция // Суицидология: Прошлое и настоящее. М., 2001. 569 с.

5. Линевич В. Л. Изучение личностных и социально-психологических характеристик сотрудников ОВД, как факторов аутодеструктивных форм поведения : учебное пособие. Уфа, 2006. 174 с.

ПРЕОДОЛЕНИЕ СИНДРОМА «ВЫГОРАНИЯ»

Т. И. Солодкова

В статье представлены результаты эмпирической проверки предположения о возможности включения эмоционального интеллекта в структуру личностных ресурсов преодоления синдрома «выгорания» у специалистов коммуникативных профессий. На выборке педагогических работников (п = 379) изучались взаимосвязи между синдромом «выго-

рания» и эмоциональным интеллектом, уровнем самоактуализации, уровнем осмысленности жизни.

Ключевые слова: синдром «выгорания», эмоциональный интеллект, личностные ресурсы преодоления синдрома «выгорания».

Интерес к проблеме синдрома «выгорания» в отечественной психологической науке в последние годы неуклонно растет. Об этом свидетельствуют как многочисленные исследовательские работы, отраженные, например, в материалах первой международной научно-практической конференции по изучению «выгорания», состоявшейся в октябре 2007 г. в Курске, так и фундаментальные разработки в данной области [1].

В 2007 г. объединенной группой отечественных, а также украинских и белорусских ученых принято решение использовать единый термин синдром «выгорания», без каких-либо уточняющих понятий. Исследователи подчеркивают, что речь идет не о новом определении, а об унифицированном использовании этого словосочетания как единственного перевода с английского языка, что, по мнению ученых, позволит прекратить попытки нового перевода термина “bumout” [2].

В своем исследовании мы опираемся на положение о том, что главная причина «выгорания» - психологическое, душевное переутомление, возникшее от профессионально вынужденного общения [3; 4]. Эта идея подтверждается многочисленными исследованиями специалистов социономических профессий: педагогических, медицинских, социальных работников, психологов, спасателей, сотрудников правоохранительных органов. В ряде исследований показано, что работающие с клиентами менеджеры, продавцы-консультанты, банковские служащие, административные работники государственной службы также подвержены синдрому «выгорания».

По мнению авторитетного исследователя по проблемам «выгорания» К. Маслач (C. МаБксй) и ее коллег, данный феномен может возникать не только из-за психического истощения в процессе профессионального общения с людьми. Другим важным фактором, обусловливающим развитие синдрома, является несоответствие личности человека требованиям и условиям его профессиональной деятельности [5-7]. Л. А. Китаев-Смык обращает внимание на факты развития синдрома у специалистов коммуникативных профессий и в благоприятных условиях работы. По мнению ученого, «.. .надо исходить из того, что как бы ни были благоприятны условия труда по обслуживанию клиентов (пациентов, покупателей и т. п.), все же это не обыденное, не произвольное общение с людьми» [8, с. 748]. Он акцентирует, что профессия обязывает специалиста общаться в соответствии с заданными нормами, которые заставляют выражать позитивные эмоции даже в тех ситуациях, когда работник (врач, педагог, продавец и т. п.) печален, рассержен или для таких эмоций нет реального повода. Долгое, профессионально вынужденное общение со многими людьми «противоестественно для определенного типа личностей» [9, с. 748]. Однако наряду с «выгорающими» есть и не подверженные синдрому «выгорания» специалисты. В связи с этим особый интерес представляет изучение личностных ресурсов преодоления синдрома, личностных факторов устойчивости к «выгоранию».

Так, в работах О. И. Бабич, Е. И. Гринь, А. Н. Густе-левой и др. показано, что индивидуально-психологические, личностные особенности человека можно рассматривать не только как внутренние причины возникновения эмоционального «выгорания», но и как ресурсы его преодоления. Личностные ресурсы преодоления синдрома обеспечивают способность человека менять негативное влияние факторов «выгорания» на позитивное для него действие и направлять усилия на устранение факторов «выгорания», помогают снизить негативное влияние профессионального стресса, сохранить психологическую устойчивость в стрессовых ситуациях и не только справиться с ними, но и не допустить его появления.

О. И. Бабич к системообразующим личностным ресурсам преодоления синдрома «выгорания» относит уровень осмысленности жизни, уровень самоактуализации личности и интернальность личности [10]. А. Н. Густелева на основе эмпирических исследований установила, что в профессии учителя факторами устойчивости к синдрому выступают следующие такие смыслообразующие личностные факторы, как осмысленность жизни, актуальные смысловые состояния высокого уровня синхронизации смыслов во временных локусах жизни, а также высокое смысловое ресурсообеспечение профессиональной деятельности [11]. В исследовании Е. И. Гринь показано, что у спортсменов психологическими ресурсами преодоления «выгорания» являются личностные свойства, обусловливающие конструктивное отношение к успехам и неудачам, осознание подконтрольности значимых ситуаций спортивной деятельности, высокая самооценка, отсутствие значительного расхождения самооценки и уровня притязаний, мотивация стремления к успеху, внутренний локус контроля, низкая тревожность, развитый эмоциональный интеллект [12].

Как указывает И. Н. Андреева, внимание исследователей к эмоциональному интеллекту обусловлено тем, что он служит предпосылкой просоциального и иного позитивного поведения, и его развитие оптимизирует межличностные взаимодействия [13]. В настоящее время выделяют два основных подхода к пониманию содержания эмоционального интеллекта. Первый подход получил название «смешанные модели». Согласно этому подходу эмоциональный интеллект представляет собой взаимосвязь когнитивных, личностных и мотивационных свойств личности, которые обусловливают процессы и результаты адаптации личности к реальной жизни. К смешанным моделям относят представления Д. Го-улмана и др. [14].

Второй подход получил название «модели способностей». Согласно взглядам представителей данного подхода Дж. Мэйера, Д. Карусо и П. Сэловея эмоциональный интеллект определяется как способность воспринимать, вызывать эмоции, повышать эффективность мышления с помощью эмоций, понимать эмоции и эмоциональные знания и рефлексивно регулировать эмоции для эмоционального и интеллектуального развития [15].

В рамках данного исследования мы опираемся на определение эмоционального интеллекта, сформулированное Д. В. Люсиным, который определяет его как способность к пониманию своих и чужих эмоций и управ-

лению ими. При этом способность к пониманию эмоций означает, что человек может распознать эмоцию, т. е. установить сам факт наличия эмоционального переживания у себя или у другого человека; может идентифицировать эмоцию, т. е. установить, какую именно эмоцию испытывает он сам или другой человек, и найти для нее словесное выражение; понимает причины, вызвавшие данную эмоцию, и следствия, к которым она приведет. Способность к управлению эмоциями означает, что человек может контролировать интенсивность эмоций, прежде всего, приглушать чрезмерно сильные эмоции; может контролировать внешнее выражение эмоций; может, при необходимости, произвольно вызвать ту или иную эмоцию [16].

Таким образом, теоретический обзор научной литературы позволил нам сформулировать предположение о возможности включения эмоционального интеллекта в структуру личностных ресурсов преодоления синдрома «выгорания» у специалистов коммуникативных профессий. Выдвинутое нами предположение было проверено в эмпирическом исследовании, которое осуществлялось с помощью следующих методик: для оценки синдрома «выгорания» применялась методика В. В. Бойко; для оценки уровня эмоционального интеллекта - методика ЭмИн Д. В. Люсина; для оценки таких системообразующих личностных ресурсов преодоления эмоционального «выгорания», как осмысленность жизни, уровень самоактуализации личности и интернальность личности нами использовались методики «САМОАЛ» (адаптированный вариант «Самоактуализационного теста», авторы В. Калина и А. Лазукин) и «СЖО» Д. А. Леонтьева.

В исследовании приняли участие 379 педагогов, относящихся к различным возрастным группам и профессиональным категориям: 1) руководители образовательных учреждений (директора средних общеобразовательных учреждений, заместители директора по учебно-воспитательной работе, заведующие дошкольными образовательными учреждениями, заместители заведующих) -8,7%; 2) педагогические работники дошкольных образовательных учреждений (воспитатели, педагоги по физическому воспитанию, логопеды) - 33,9%; 3) педагоги средних общеобразовательных учреждений (учителя начальной школы, учителя-предметники) - 51,8%; 4) педагоги дополнительного образования - 5,5%. Все испытуемые женщины (от 22 до 65 лет) по возрастным группам распределились следующим образом: в возрасте до 30 лет -10,7%; от 31 года до 40 лет - 28,8; от 41 года до 50 лет -37,8; от 51 года до 65 лет - 22,7%.

Полученные данные обрабатывались с помощью статистического пакета 8Р88 9.00. На первом этапе анализировался характер взаимосвязи между синдромом «выгорания», эмоциональным интеллектом, уровнем самоактуализации и уровнем осмысленности жизни. Результаты корреляционного анализа методом ранговой корреляции по Спирмену показали следующее. Во-первых, выявлены отрицательные корреляции между симптомами «выгорания» и элементами эмоционального интеллекта на 1-процентном и 5-процентном уровнях статистической значимости. Данный факт свидетельству-

ет о том, что высоким значениям синдрома соответствуют низкие показатели эмоционального интеллекта. Выявлена отрицательная взаимосвязь между показателями уровня фаз напряжения, резистенции, истощения и всеми элементами эмоционального интеллекта на 1-процентном и 5-процентном уровнях статистической значимости.

Важным для нашей работы явился и тот факт, что между показателями эмоционального интеллекта и психологическими характеристиками самоактуализирую-щейся личности, между уровнем и элементами осмысленности жизни также выявлены значимые положительные взаимосвязи на 1-процентном и 5-процентном уровнях статистической значимости.

На втором этапе, для определения психологической структуры личностных качеств, нами использовался факторный анализ методом главных компонентов с дальнейшим варимакс-вращением и последующим выделением одного, двух, трех, четырех, пяти и шести факторов. В соответствии с условиями осуществления факторного анализа нами были исключены те переменные, которые являются суммой других переменных, например, уровень осмысленности жизни, уровень стремления к самоактуализации и др.

В результате факторного анализа четко определились четыре основных фактора, они поддаются содержательной интерпретации, а их объясняющая «сила» равномерно убывает (первый фактор - 29,139%; второй фактор -10,121; третий фактор - 5,352%).

В первом факторе наибольшим весом обладают ло-кус контроля «Я» (0,853), цели жизни (0,845), локус контроля жизнь (0,840), процесс жизни (0,819), результативность жизни (0,789). Поскольку в данный фактор вошли переменные, входящие в обобщенный конструкт «осмысленность жизни», мы назвали данный фактор «осмысленность жизни».

Второй фактор объединил следующие характеристики - спонтанность (0,727), аутосимпатия (0,718), автономность (0,710). Поскольку в данный фактор вошли переменные, составляющие обобщенный конструкт «самоактуализация», мы назвали данный фактор «самоактуализация».

В третий фактор включаются понимание своих эмоций (0,751), понимание чужих эмоций (0,573), управление своими эмоциями (0,561), управление чужими эмоциями (0,544). В данный фактор вошли переменные, входящие в обобщенный конструкт «эмоциональный интеллект», поэтому мы назвали этот фактор «эмоциональный интеллект».

Таким образом, результаты факторного анализа позволили обосновать возможность включения эмоционального интеллекта в структуру личностных ресурсов преодоления синдрома «выгорания». Полученные дан-

ные, с нашей точки зрения, вносят вклад в изучение феномена «выгорания» и дают возможность наметить пути дальнейшего исследования возможности профилактики и коррекции синдрома «выгорания» у специалистов коммуникативных профессий. Представляется необходимой разработка системы психологической профилактики синдрома «выгорания», включающая в себя формирование у специалистов личностных ресурсов преодоления синдрома «профессионального выгорания», в том числе через развитие эмоционального интеллекта.

1. Современные проблемы исследования синдрома «выгорания» у специалистов коммуникативных профессий : коллективная монография / под ред. В. В. Лукьянова, Н. Е. Водопьяновой, В. Е. Орла, С. А. Подсадного, Л. Н. Юрьевой, С. А. Игумнова. Курск, 2008. 336 с.

2. Лукьянов В. В. К вопросу о терминологии «синдрома выгорания» // Психология сегодня: теория, образование и практика / отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. А. Сергиенко, А. В. Карпов. М., 2099. С. 176-180.

3. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса. М., 2009. 943 с.

4. Китаев-Смык Л. А. Выгорание персонала. Выгорание личности. Выгорание души // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2007. № 2. С. 41-50.

5. Professional bumout: recent developments in theory and research / еd. by Wilmar B. Schufeli, Christina Maslach and Tadeusz Marek. N.-Y, 1993. 299 р.

6. Бобровникова Т. В. Эмоциональное «выгорание» как фактор возникновения внутриличностного конфликта // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2007. № 1. С. 56-58.

7. Шабанова К. Г Специфика «эмоционального выгорания» у сотрудников линейных подразделений // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2007. № 2. С. 41-44.

8. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса.

9. Там же.

10. Бабич О. И. Личностные ресурсы преодоления синдрома профессионального «выгорания» : монография. Иркутск, 2009. 172 с.

11. Густелева А. Н. Личностные факторы устойчивости к синдрому «выгорания« в профессии учителя : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Хабаровск, 2009. 24 с.

12. ГриньЕ. И. Личностные ресурсы преодоления психического выгорания« у спортсменов : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Краснодар, 2009. 24 с.

13. Андреева И. Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта // Вопросы психологии. 2007. № 5. С. 57-66.

14. ГоулманД. Эмоциональный интеллект. М., 2008. 478 с.

15. Карпов А. В., Петровская А. С. Проблема эмоционального интеллекта в парадигме современного метакогнитивиз-ма // Вестник интегративной психологии. 2006. № 4. С. 42-47.

16. Люсин Д. В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта : опросник ЭмИн // Психологическая диагностика. 2006. № 4. С. 3-22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.