Научная статья на тему 'Тренинг развития эмоционального интеллекта как психологическое средство профилактики и коррекции синдрома «Выгорания»'

Тренинг развития эмоционального интеллекта как психологическое средство профилактики и коррекции синдрома «Выгорания» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2901
499
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
синдром «выгорания» / личностные ресурсы преодоления синдрома «выгорания» / тренинг развития эмоционального интеллекта / "burnout" syndrome / personal resources of overcoming the "burnout" syndrome / emotional intellect development training

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Солодкова Татьяна Ивановна

В статье представлены теоретические основы содержательно-целевого и формально-методического компонентов программы тренинга развития эмоционального интеллекта, а также результаты эмпирической проверки эффективности данного тренинга. Целенаправленное развитие эмоционального интеллекта посредством специально разработанной системы методов способствует снижению уровня выраженности синдрома «выгорания».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the theoretical basis of the content, purpose, form, and methodology of the emotional intellect development training program as well as the results of the empirical check of the training efficiency. Purposeful development of emotional intellect by means of a specially developed system of methods contributes to the reduction of the level of the "burnout" syndrome intensity.

Текст научной работы на тему «Тренинг развития эмоционального интеллекта как психологическое средство профилактики и коррекции синдрома «Выгорания»»

Пспхопого-педагогическая коррекция состояний

УДК 159.96

ТРЕНИНГ РАЗБИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СРЕДСТБО ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ СИНДРОМА «БЫГОРАНИЯ»

Т И. Солодкова

В статье представлены теоретические основы содержательно-целевого и формально-методического компонентов программы тренинга развития эмоционального интеллекта, а также результаты эмпирической проверки эффективности данного тренинга. Целенаправленное развитие эмоционального интеллекта посредством специально разработанной системы методов способствует снижению уровня выраженности синдрома «выгорания».

Ключевые слова: синдром «выгорания», личностные ресурсы преодоления синдрома «выгорания», тренинг развития эмоционального интеллекта.

Многочисленные психологические исследования свидетельствуют о значительных масштабах проявления синдрома «выгорания» у представителей коммуникативных профессий1. В этой связи, как отмечают Н. Е. Водопьянова и Е. С. Старченкова, на острие актуальности находится проблема практической работы с синдромом «выгорания», в частности, его предупреждение и оказание помощи лицам, переживающим симптомы «выгорания» и другие негативные последствия стресса на работе2. Теоретический обзор научной литературы также показывает, что в настоящее время психологическая профилактика и коррекция синдрома «выгорания» строятся на основе использования различных психологических подходов и технологий. При этом в исследованиях последнего времени обосновывается положение о том, что факторы индивидуального (личностного) порядка играют существенную роль как в возникновении синдрома «выгорания», так и в его преодолении, остальные же (социально-демографические характеристики личности, организационные) являются дополнительными, опосредующими. Это дает основания считать, что изучение личностных ресурсов преодоления синдрома «выгорания», а также разработка специальных программ по их развитию является актуальной проблемой, имеющей теоретическую и практическую значимость.

Как показывает обзор научных публикаций, к настоящему времени достаточно многогранно изучена роль в преодолении синдрома «выгорания» таких психологичес-

ких качеств личности, как уровень осмысленности жизни, самоактуализации, интернальность личности, которые представляются исследователями как системообразующие личностные ресурсы преодоления синдрома «выгорания». В то же время в современных зарубежных и отечественных исследованиях обосновывается роль эмоционального интеллекта как фактора успешности жизнедеятельности человека, как предпосылка психического и физического здоровья, подчеркивается адаптивная и стрессозащитная функции эмоционального интеллекта, доказывается ведущая роль эмоционального интеллекта в структуре психологической культуры личности. В ряде публикаций представлены результаты нашего исследования, в котором определены место и роль эмоционального интеллекта и его отдельных компонентов в структуре личностных ресурсов преодоления синдрома «выгорания» у представителей социономических профессий. В частности, установлено, что высокий уровень развития эмоционального интеллекта и его ведущая роль в структуре личностных ресурсов минимизируют риск развития синдрома «выгорания» у педагогических работников в условиях профессионально-вынужденного, интенсивного и особым образом регламентированного межличностного общения3. Полученные нами данные позволили сделать предположительный вывод о том, что целенаправленное развитие эмоционального интеллекта посредством специально разработанной системы методов может способствовать снижению уровня выраженности синдрома «выгорания». Данное утверждение было проверено посредством формирующего эксперимента, в рамках которого осуществлена апробация разработанного нами тренинга развития эмоционального интеллекта.

Теоретическую основу содержательно-целевого аспекта построения программы тренинга развития эмоционального интеллекта как психологического средства профилактики и коррекции синдрома «выгорания» составили идеи позитивной психологии, представленные в работах М. Селигмана, И. Бонивелл, Б. Фредриксон и др. Основная цель тренинга состояла в развитии эмоционального интеллекта через развитие его отдельных элементов (способности к идентификации эмоций, понимания причин эмоций и управления эмоциями), формирование ценностного отношения к собственным эмоциям и эмоциям других людей, обогащение «репертуара» позитивных эмоций личности для успешного достижения целей

и задач другой деятельности (например профессиональной деятельности, общения).

Отметим, что в рамках понятийного поля позитивной психологии эмоциональный интеллект рассматривается как важный психологический ресурс личности, способствующий оптимальному функционированию человека, установлению конструктивных и взаимно продуктивных межличностных отношений. По мнению исследователей, развитый эмоциональный интеллект позволяет за массой негативных эмоций обнаружить их причину, причину этой причины и т. д., после чего спокойно оценить ситуацию и отреагировать на неё разумно, со здравомыслием, а не под воздействием «красных кно-

4

пок» или «темной» стороны.

В формулировке цели тренинга нашли также свое отражение идеи теории положительных эмоций Б. Фредриксон и взгляд позитивных психологов на роль негативных эмоций в жизни человека. Так, теория положительных эмоций, или «теория расширения и созидания», показывает, что позитивные аффективные переживания имеют долгосрочные последствия, способствуя нашему личностному росту и развитию5. При этом представители позитивной психологии не преследуют цель искоренить негативные эмоции из жизни человека, они обращают внимание на необходимость по-иному взглянуть на их роль, рассматривают негативные эмоции как источник возможных изменений личности. «Негативные эмоции могут помочь нам заглянуть в себя и прикоснуться к нашей глубинной сущности; они могут помочь нам учиться, способствуют лучшему пониманию себя и познанию мира. Мудрость часто приобретается через страдания и потери, которые являются неотъемлемой частью жизни»6.

Основу формально-методического компонента программы составили следующие формы и методы психологической практики: психологический тренинг в рамках модели способностей (П. Сэловей, Дж. Д. Мейер и Д. Р. Карузо), обучающая компьютерная программа МЕТТ (П. Экман), метафора как метод психологической работы (И. В. Вачков и др.)7. Притча также используется как инструмент позитивной психотерапии (Н. Пезешкян)8.

Авторами иерархической модели эмоционального интеллекта П. Сэловеем, Дж. Д. Мейером и Д. Р. Карузо разработан тренинг, направленный на повышение уровня эмоционального интеллекта, который не является единственной программой по развитию эмоционального интеллекта, но который можно рассматривать в качестве типичного образца данной формы работы. Тренинг по развитию эмоционального интеллекта в рамках модели способностей включает в себя такие четыре тематических блока, как идентификация эмоций, эмоциональное содействие мышлению, понимание эмоций, управление эмоциями. Упражнения тренинга направлены на осознание четырех шагов эмоционально-интеллектуального поведения и развитие способностей, необходимых для прохождения каждого этапа.

Целью обучающей программы МЕТТ (Microexpression Training Tool, П. Экман) является развитие способности

распознавать эмоции по микроэкспрессии. Обучение начинается с демонстрации, объяснения и сравнения лицевых микродвижений, характерных для семи универсальных эмоций (гнев, презрение, отвращение, страх, удивление, радость, печаль). В диалоговом окне предъявляется замедленная видеосъемка микродвижений двух эмоций с закадровым комментарием. Далее идет отработка способности распознавать невербальные ключи через выполнение серии упражнений на определение эмоционального состояния разных людей по микроэкспрессии. При этом используется режим обратной связи: после каждого задания испытуемому сообщается, правильно он ответил или нет. Наряду с обучающей программой компьютерный пакет МЕТТ содержит пре- и пост-тест для оценки эффективности обучения. Успешное завершение тренинга соответствует правильному выполнению 80% заданий и более.

В качестве важного инструмента развития эмоционального интеллекта нами были выбраны метафоры, которые, как показывает анализ научных публикаций, характеризуются следующими возможностями в качестве психологического метода, они: лежат в основе мышления и могут быть применены для развития мышления; служат средством связи различных областей знания и перевода с языка одного человека на язык другого; являются эффективным средством развития самосознания и субъектности; обладают качеством «смягчения», облегчения восприятия болезненной информации; транслируют от одного человека другому скрытые смыслы; пробуждают творческие ресурсы воображения; сближают образы мира, имеющиеся у психолога и его клиентов9.

В нашем тренинге мы также активно использовали притчи, роль которых как эффективного инструмента психотерапии раскрыта в работах основателя позитивной психотерапии Н. Пезешкяна.

Процесс реализации программы включал в себя три взаимосвязанных этапа. На первом этапе решались задачи, направленные на формирование понимания у участников тренинга целей и задач программы, формирование положительной мотивации участия и представлений

о предполагаемых (возможных) субъективных результатах. При реализации второго формирующего этапа программы нами использовался комплекс средств, направленных на развитие эмоционального интеллекта через развитие его отдельных элементов. На третьем, рефлексивном этапе, осуществлялось осмысление участниками своего участия в тренинге, анализ самоизменений.

Тренинг был апробирован в работе с группой учителей в количестве 21 человека, критерием отбора явились преимущественно высокие показатели сформиро-ванности симптомов синдрома «выгорания» и низкие показатели уровня развития эмоционального интеллекта. Тренинг проводился один раз в неделю в течение шести месяцев, продолжительность одного занятия составляла от 2,5 до 3 часов. Для проверки эффективности реализованной нами программы развития эмоционального интеллекта была проведена предварительная и итоговая психологическая диагностика, с использованием следу-

ющих методик: методика ЭмИн Д. В. Люсина для изучения уровня эмоционального интеллекта; видеотест на эмоциональный интеллект В. В. Овсянниковой -Д. В. Люсина; методика В. В. Бойко для изучения синдрома «выгорания». Достоверность полученных результатов проверялась посредством расчета Т-критерия Вилкоксона.

Анализ результатов формирующего эксперимента показал, что у участников тренинга наблюдаются статистически значимые изменения как в уровне эмоционального интеллекта, так и в уровне проявления симптомов синдрома «выгорания». В частности, анализ полученных результатов свидетельствует, что разработанный нами тренинг способствовал осознанию у участников тренинга собственных эмоций и эмоций других людей, развитию у них таких способностей, как умение включаться в переживания других людей, отдавать себе отчет в том, что внутреннее эмоциональное состояние не обязательно соответствует внешнему их выражению как у самого человека, так и у других людей, понимать, как выражение собственных эмоций влияет на других людей, и учитывать это в собственном поведении. Комплекс психологических упражнений содействовал также развитию у участников тренинга способности справляться с негативными переживаниями, минимизировать их интенсивность и длительность. Использованные психологические средства оказались также продуктивыми в отношении развития осознания того, что структура или характер взаимоотношений в значительной степени определяются тем, как эмоции выражаются во взаимоотношениях, а именно - как степенью непосредственности, подлинности проявления, так и степенью эмоциональной взаимности. Разработанный нами тренинг способствовал снижению у участников тренинга выраженности (от сложившегося симптома к уровню складывающегося) проявлений таких симптомов «выгорания», как переживание психотравмирующих обстоятельств, тревога и депрессия, неадекватное эмоциональное реагирование, эмоционально-нравственная дезориентация, расширение сферы экономии эмоций, редукция профессиональных обязанностей, эмоциональный дефицит, личностная отстраненность (деперсонализация).

В результате формирующего эксперимента в целом доказано, что целенаправленное развитие эмоционального интеллекта посредством специально разработанной системы методов способствует снижению уровня выраженности синдрома «выгорания» у педагогов, что позволяет рассматривать тренинг развития эмоционального интеллекта как психологическое средство профилактики и коррекции синдрома «выгорания» у представителей коммуникативных профессий.

1 Современные проблемы исследования синдрома выгорания у специалистов коммуникативных профессий / под ред.

В. В. Лукьянова, Н. Е. Водопьяновой, В. Е. Орла, С. А. Подсадного, Л. Н. Юрьевой, С. А. Игумнова. Курск, 2008. 336 с.

2 Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Современные под-

ходы к превенции синдрома выгорания // Там же. С. 234-247.

3 Солодкова Т. И. Преодоление синдрома «выгорания» // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2010. № 3(42).

С. 47-49.

4 СелигманМ. Э. П. Новая позитивная психология: Научный взгляд на счастье и смысл жизни / пер. с англ. М., 2006. 368 с.

5 Fredrickson B. L., MancusoR. A., Branigan C., TugadeM. M., Barbara L. The undoing effect of positive emotions // Motivation and Emotion. 2000. № 4, vol. 24. P. 237-258.

6 Бонивелл И. Ключи к благополучию: Что может позитивная психология / пер. с англ. М. Бабичевой. М., 2009. С. 24.

7 Ciarrochi J., Mayer J. D. (Eds.) Applying emotional intelligence. A practioner’s guide. N.-Y., 2007. 184 p. ; Ekman P. The Micro-Expression Training Tool (МЕТТ) : Demo-version // METT online : site. [s. a.]. URL: http://face.paulekman.com/ default.aspx (дата обращения: 15.04.2011) ; Бачков И. В. Метафора как инструмент практического психолога // Вестник практической психологии образования. 2004. № 1. С. 64-67.

8 Пезешкян Н. Торговец и попугай. Восточные истории и психотерапия / пер. с нем. ; общ. ред. А. В. Брушлинского и А. 3. Шапиро ; предисл. А. В. Брушлинского ; коммент. А. 3. Шапиро. М., 1992. 240 с.

9 Зубкова О. С. Метафора с позиции психологии: общие замечания по истории вопроса // Научные интернет-конференции. Архив конференций. Конференции, 2008. Динамика научных исследований, 2008. Психология и социология. URL: http:// www.rusnauka.com (дата обращения: 15.09.2010).

УДК: 159.9

БЗАИМОСБЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОБЬЯ

А. П. Степнова

В статье анализируется взаимосвязь эмоциональной компетентности и психологического здоровья. Автор предлагает структурно-функциональную модель эмоциональной компетентности и обосновывает актуальность проблемы ее развития уже в начальной школе. На теоретическом и эмпирическом уровнях исследования автором доказана взаимосвязь эмоциональной компетентности и психологического здоровья.

Ключевые слова: эмоции, эмоциональный интеллект, эмоциональная компетентность, компетентностный подход, психологическое здоровье.

Проблема единства и взаимосвязи эмоциональных, познавательных и интеллектуальных процессов еще с древности интересовала ученых1. Многими авторами отмечалось влияние эмоций на ассоциативные процессы, восприятие, внимание, память и т. д. Таким образом, эмоции не просто связаны с познавательными процессами, но, по мнению многих авторов, являются их обязательными регуляторными компонентами. Активно также изучалось влияние эмоций на деятельность2.

Но в самой большой степени внимание исследователей всегда привлекала взаимосвязь эмоций и интеллекта3 . В ряде современных теорий эмоция рассматривается как особый тип знания: о том, что эмоции не просто влияют на мышление, но являются обязательным его компонентом, говорили Б. И. Додонов, Ю. М. Виноградов, В. К. Вилюнас и др.4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.