Научная статья на тему 'Преодоление последствий глобализации на примере взаимодействия государства и Русской Православной Церкви в информационной сфере'

Преодоление последствий глобализации на примере взаимодействия государства и Русской Православной Церкви в информационной сфере Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
16
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственная власть / Русская Православная Церковь / информатизация общества / информационная сфера / глобализация / state power / Russian Orthodox Church / informatization of society / information sphere / globalization

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Голик Михаил Николаевич

Введение. В статье рассматривается проблема преодоления последствий глобализации в условиях информатизации общества на примере взаимодействия государства и Русской Православной Церкви в информационной сфере. Теоретический анализ. Государство и Церковь как активные пользователи имеющихся сегодня информационных ресурсов и технологий оказывают значительное влияние на их развитие. Многие иерархи и миряне, придерживаясь «охранительных» взглядов, репрезентируемых устоявшимся политическим курсом, продолжают участвовать в медиасфере. Участие Церкви и государства позволяет поддерживать политическую стабильность в стране. Подчеркивается, что, с одной стороны, духовно-нравственный кризис современного общества вызван информатизацией как одним из условий его развития, с другой стороны, информатизация настолько пронизывает все области жизни и деятельности как Церкви, так и государства, что пренебрежение ее ресурсами сегодня невозможно. Заключение. Выделены и описаны характерные особенности Церкви и государства, которые с помощью информационных ресурсов и технологий пытаются противостоять негативным последствиям глобализации и вестернизации. Священноначалие Церкви и государство заинтересованы в консолидации усилий, направленных на разрешение многочисленных социальных противоречий, имеющихся сегодня в информационном пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Голик Михаил Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Overcoming the consequences of globalization on the example of the interaction of the state and the Russian Orthodox Church in the information sphere

Introduction. The article considers the problem of overcoming the consequences of globalization in the context of informatization of society using the example of interaction between the state and the Russian Orthodox Church in the information sphere. The following methods were used in the study: system analysis, philosophical analysis, interpretation, comparison and synthesis. Theoretical analysis. The State and the Church, as active users of the information resources and technologies available today, have a significant impact on their development. Many hierarchs and laypeople, adhering to "protective" views, represented by an established political course, continue to participate in the media sphere. The participation of the Church and the state makes it possible to maintain political stability in the country. It is pointed out that, on the one hand, the spiritual and moral crisis of modern society is caused by informatization as one of the conditions for its development, but on the other hand, informatization permeates all areas of life and activity, both of the Church and the state, to such extent that neglecting its resources is impossible today. Conclusion. The characteristic features of the Church and the state which, with the help of information resources and technologies, are trying to resist the negative consequences of globalization and Westernization, are highlighted and described. The ways of solving these problems are outlined. It is emphasized that the hierarchy of the Russian Orthodox Church and the state authorities are interested in consolidating efforts aimed at resolving the numerous social contradictions that exist in the information space today.

Текст научной работы на тему «Преодоление последствий глобализации на примере взаимодействия государства и Русской Православной Церкви в информационной сфере»

Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2024. Т. 24, вып. 3. С. 264-268 Izvestiya of Saratov University. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2024, vol. 24, iss. 3, pp. 264-268

https://phpp.sgu.ru

https://doi.org/10.18500/1819-7671-2024-24-3-264-268, EDN: DSYYLQ

Научная статья

УДК [[004:316.4]:[321+271.2]](470+571)

Преодоление последствий глобализа на примере взаимодействия государс и Русской Православной Церкви в информационной сфере

М.Н.Голик

Нижегородский институт управления - филиал РАНХиГС, Россия, 603950, г. Нижний Новгород, просп. Гагарина, д. 46

Голик Михаил Николаевич, аспирант кафедры философии, социологии и психологии управления, [email protected], https://orcid. org/0000-0003-3521-8897

Аннотация. Введение. В статье рассматривается проблема преодоления последствий глобализации в условиях информатизации общества на примере взаимодействия государства и Русской Православной Церкви в информационной сфере. Теоретический анализ. Государство и Церковь как активные пользователи имеющихся сегодня информационных ресурсов и технологий оказывают значительное влияние на их развитие. Многие иерархи и миряне, придерживаясь «охранительных» взглядов, репрезентируемых устоявшимся политическим курсом, продолжают участвовать в медиасфере. Участие Церкви и государства позволяет поддерживать политическую стабильность в стране. Подчеркивается, что, с одной стороны, духовно-нравственный кризис современного общества вызван информатизацией как одним из условий его развития, с другой стороны, информатизация настолько пронизывает все области жизни и деятельности как Церкви, так и государства, что пренебрежение ее ресурсами сегодня невозможно. Заключение. Выделены и описаны характерные особенности Церкви и государства, которые с помощью информационных ресурсов и технологий пытаются противостоять негативным последствиям глобализации и вестернизации. Священноначалие Церкви и государство заинтересованы в консолидации усилий, направленных на разрешение многочисленных социальных противоречий, имеющихся сегодня в информационном пространстве.

Ключевые слова: государственная власть, Русская Православная Церковь, информатизация общества, информационная сфера, глобализация

Для цитирования: Голик М. Н. Преодоление последствий глобализации на примере взаимодействия государства и Русской Православной Церкви в информационной сфере // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2024. Т. 24, вып. 3. С. 264-268. https://doi.org/10.18500/1819-7671-2024-24-3-264-268, EDN: DSYYLQ Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0)

Article

Overcoming the consequences of globalization on the example of the interaction of the state and the Russian Orthodox Church in the information sphere

M. N. Golik

Nizhny Novgorod branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, 46 Gagarin Avenue, Nizhny Novgorod 603950, Russia

Mikhail N. Golik, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-3521-8897

Abstract. Introduction. The article considers the problem of overcoming the consequences of globalization in the context of informatization of society using the example of interaction between the state and the Russian Orthodox Church in the information sphere. The following methods were used in the study: system analysis, philosophical analysis, interpretation, comparison and synthesis. Theoretical analysis. The State and the Church, as active users of the information resources and technologies available today, have a significant impact on their development. Many hierarchs and laypeople, adhering to "protective" views, represented by an established political course, continue to participate in the media sphere. The participation of the Church and the state makes it possible to maintain political stability in the country. It is pointed out that, on the one hand, the spiritual and moral crisis of modern society is caused by informatization as one of the conditions for its development, but on the other hand, informatization permeates all areas of life and activity, both of the Church and the state, to such extent that neglecting its resources is impossible today. Conclusion. The characteristic features of the Church and the state which, with the help of information

© Голик М. Н., 2024

resources and technologies, are trying to resist the negative consequences of globalization and Westernization, are highlighted and described. The ways of solving these problems are outlined. It is emphasized that the hierarchy of the Russian Orthodox Church and the state authorities are interested in consolidating efforts aimed at resolving the numerous social contradictions that exist in the information space today. Keywords: state power, Russian Orthodox Church, informatization of society, information sphere, globalization

For citation: Golik M. N. Overcoming the consequences of globalization on the example of the interaction of the state and the Russian Orthodox Church in the information sphere. Izvestiya of Saratov University. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2024, vol. 24, iss. 3, pp. 264-268 (in Russian). https://doi.org/10.18500/1819-7671-2024-24-3-264-268, EDN: DSYYLQ

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0)

Введение

Сегодня в век широкого применения информационных технологий происходит заметный отход от привычных ценностных и жизненных ориентиров, норм поведения, по которым общества веками организовывали свою жизнь. В условиях глобализации и вестернизации наука и техника, кажется, вступают в напряженное отношение с религиозными поисками. Вера и научный разум, часто противопоставляются друг другу. При анализе проблемы последствий глобализации и вестернизации в условиях информатизации общества на примере взаимодействия государства и Церкви, важно показать, что в современном постсекулярном обществе вновь остро встают религиозные вопросы и проблемы. Современное постсекулярное общество тесно связано с наукой. Вся человеческая жизнь пронизана научно-техническими технологиями и устройствами, без которых кажется немыслимым дальнейшее существование человека.

Теоретический анализ

Несмотря на достаточно высокий интерес со стороны исследователей к процессу информатизации общества, к проблеме взаимодействия культур, остаются пробелы в изучении данных вопросов. Это обусловлено рядом причин: относительная новизна феномена информатизации общества; изучение влияния новых технологий на жизнь общества проводилось без выявления критериев допустимости моделирования личностных и общественных отношений с использованием этих средств в духовной жизни человека; отсутствие единой методологической и, соответственно, терминологической базы значительно осложняет исследование феномена информатизации, особенно при наличии различных культурных и, соответственно, языковых парадигм.

Русская Православная Церковь на сегодняшний день является важнейшим социальным институтом, который занимает вполне опре-

деленное место среди других религиозных организаций страны. Конституция определяет наше государство как светское, закрепляя в нем равноправный статус всех религиозных объединений перед законом [1, с. 10]. Однако в преамбуле Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» при упоминании других религий, говорится об «особой роли православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры» [2]. И в настоящее время большинство людей идентифицируют себя как православных, о чем убедительно свидетельствуют социологические исследования [3]. Таким образом, уравнивая в правах различные религиозные объединения, власть признает исключительную историческую роль Церкви, ее особый социальный статус среди других религиозных организаций в системе социальных институтов государства. Церковь сегодня не может развиваться вне процессов информатизации, которые пронизывают практически все сферы жизни и деятельности современного общества. Сегодня практически все конфессии, деноминации и религиозные течения вовлечены в этот процесс. С 1994 г. после возникновения рунета Церковь интегрировалась в информационную сферу. В 1997 г. был учрежден первый официальный сайт Московской Патриархии. Сегодня информатизация является неотъемлемой составляющей жизни Церкви. Идея широкого и полноценного участия Церкви в информационном поле стала активно поддерживаться не только во внутрицерковных кругах, но и в общественных.

Место Церкви в информационном пространстве связано в том числе и с преодолением негативных последствий глобализации и вестерни-зации. Необходимо выделить аксиологический аспект проблемы. Глобализация и вестернизация оказывают влияние на изменение традиционных ценностных установок и ориентиров в обществе. На пресс-конференции 19 декабря 2013 г. в Москве Президент РФ отметил: «...Что же касается традиционных наших ценностей,

то я действительно считаю, что мы должны обратить на это больше внимания.» [4]. Многие иерархи критикуют европейские либеральные ценности, которые принимает современная молодежь. Именно поэтому Церковь и государство для противостояния этим тенденциям выделяют в качестве основополагающего условия необходимость аксиологического насыщения информационного пространства нравственной событийностью. Под «нравственной событийностью» следует понимать совокупность информации, сведений и событий в интернет-пространстве, позволяющих транслировать традиционные духовно-нравственные ценности. Это насыщение может быть осуществлено с помощью интеграции аксиологических принципов в содержание конкретных веб-сайтов, УоиТиЬе-каналов, социальных сетей и пр.

Еще одно направление противостояния последствиям глобализации является проблема «Восток-Запад» и, в частности, восприятие Европы как «другого» России [5, с. 3]. Те западные ценности, которые пытаются проникнуть на русскую почву и утвердиться, встречают сопротивление отечественных традиционных ценностей. Вестернизация сегодня олицетворяется многими с такими негативными тенденциями, как стремление к однополярности мира, трансляция ЛГБТ-ценностей, секуляризация, ведущая к упадку религиозности и духовно-нравственного развития общества и пр. [6, с. 253]. Информационное поле, а именно западные социальные сети, УоиТиЬе-каналы и веб-сайты транслируют эти ценности. С другой стороны, государство и Церковь противопоставляют западным информационным ресурсам свои собственные, где транслируются классические отечественные ценности: защита традиционной семьи и ее ценностей, патриотизм, альтруизм, приоритет духовного над материальным, взаимоуважение, созидательный труд и пр. Противоположную позицию по отношению к традиционным ценностям занимает Запад, где господствует либерализм, а также приоритет материального над духовным. Западная культура постепенно удаляется от христианского исторического опыта в погоне за идеалами либерализма [7, с. 123].

Довольно сложной проблемой является разрешение диалектики: «традиционность-информатизация». Государство и Церковь положительно оценивают направления развития информации, нацеленные на формирование традиционных ценностей, культуры, духовных установок и тенденции к многополярности мира

[8, с. 8-10]. Традиционность, которая защищается государством и Церковью сегодня, в России не сводится к воссозданию антикварного антуража, каких-либо формальных ритуалов, копирующих жизнь в «прежние счастливые времена» [9, с. 54]. Важно, определить инвариантные ориентиры, по которым осуществлялось строительство личностных и общественных отношений в предыдущие поколения. Обнаружение важных жизненных ориентиров, ценностей дает сегодня возможность использовать опыт более чем тысячелетней истории православного государства - такое направление развития общества предлагает Русская Православная Церковь [10, с. 133]. Свидетельством этому служит, например, содержание новостной ленты на официальном сайте Московской патриархии (patriarchia.ru), онлайн-телеканал «Царьград» ^Ба^га^у) или, например, православная социальная сеть «Ели-цы» (elitsy.ru). Государство отводит особую роль Православной Церкви, признавая защиту ею традиционных духовных ценностей, которая она транслирует на своих информационных ресурсах, тем самым, противостоя негативным последствиям глобализации. Это возлагает на нее особую ответственность за консолидацию сил, адаптацию исторического опыта к новым условиям, за нравственное состояние всего общества, особенно в информационном пространстве.

Диалектический аспект поставленной проблемы можно свести к следующему тезису: с одной стороны, сложившийся сегодня духовно-нравственный кризис вызван глобализацией и ве-стернизацией, которые связаны с информатизацией общества; с другой стороны, информатизация настолько пронизывает все области жизни и деятельности как Церкви, так и государства, что пренебрежение ее ресурсами в деле церковного служения и политической деятельности сегодня невозможно [11, с. 352]. Важно продемонстрировать то, как Церковь и государство с помощью информационных ресурсов и технологий пытаются противостоять негативным последствиям глобализации и вестернизации.

Большинство политических деятелей, начиная от губернаторов, заканчивая президентом ведут диалог с церковными иерархами на различных информационных площадках, тем самым открыто выступая за коммуникацию со священноначалием. Как различные представители государственной власти высказываются в церковных СМИ (например, на телеканалах «Союз», «Спас», УоиТиЬе-каналах «Парсуна», «Серафим» и пр.), так и церковные деятели часто

выступают в светских СМИ (например, федеральная телевизионная программа «60 минут», «Соловьев» и пр.). Здесь Церковь и государство не просто противодействуют негативным последствиям глобализации и вестернизации в интернет-пространстве, но и противопоставляют им подлинные аксиологические ориентиры.

Важное значение здесь играет налаживание дипломатических отношений. Наглядным примером служит ОВЦС (Отдел Внешних Церковных Связей), который называется М. Л. Мчедловым «мозговой центром Московского Патриархата» [12, с. 113]. Отдел организует и освещает на официальном сайте ряд важных медийных мероприятий, связанных с диалогом между священноначалием Русской Православной Церкви и представителями различных конфессий, религий и деноменаций [13, с. 244]. На этих мероприятиях обсуждаются проблемы влияния глобализационных процессов на жизнь общества, выясняются возможные методы противостояния этим процессам.

Сайт Московской Патриархии обладает удобным интерфейсом и четкой структурой. Многие его разделы представляют собой средства демонстрации имеющихся сегодня вызовов информационного пространства. На сайте представлены проповеди и доклады церковного предстоятеля. В контексте рассматриваемой темы необходимо обратиться к речи патриарха Кирилла, произнесенной им в 2018 г. на XXII Всемирном русском народном соборе, где он обозначил основные проблемы глобализации, дав им критическую оценку [14, с. 65]. Эта позиция была поддержана Президентом Российской Федерации В. В. Путиным и правящей элитой. Среди главных негативных проявлений глобализации были выделены агрессивный секуляризм и трансгуманизм.

На повестке дня Церкви и государства стоит проблема обработки и регламентации информационных потоков. Церковь и государство объединяют усилия для противодействия информационным кампаниям как следствию глобализации и для распространения достоверной информации в современном мире. И сегодня Запад делает все для того, чтобы установить за собой монополию на глобальный манипулятив-ный информационный порядок [15, с. 15]. Поэтому Церковь и государство должны избирать корректные и эффективные методы противостояния процессам глобализации и вестернизации, противопоставляя последним подлинные ценности и ориентиры.

Заключение

Церковь и государство всячески заинтересованы в консолидации усилий, направленных на разрешение многочисленных социальных противоречий, имеющихся сегодня в информационном пространстве. Церковь и государство сосредотачивают усилия для преодоления следующих последствий глобализации и информатизации: защита традиционных духовных ценностей (семейные ценности, патриотизм, служение Отечеству, любовь, альтруизм, превалирование духовного над материальным) вопреки западным либеральным ценностям (ЛГБТ-ценности, эгоизм, потребительство, превалирование материального над духовным, секуляризация, трансгуманизм). Синергийные взаимоотношения Церкви и государства в информационном поле развиваются в свете диалектики «Восток-Запад» и восприятии Запада как «другого» русской культуры. Государство и Церковь являются активными пользователями имеющихся сегодня информационных ресурсов и технологий, оказывая значимое влияние на их развитие.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации. М. : Омега-Л., 2022. 89 с.

2. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_16218/ (дата обращения 03.09.2023).

3. Церковь и общество // Официальный сайт Московской патриархии. URL: https://www.patriarchia.ru/db/ text/156223.html (дата обращения: 03.09.2023).

4. Пресс-конференция Владимира Путина19 декабря 2013 г., Москва. URL: http://www.kremlin.ru/ events/president/transcripts/19859 (дата обращения: 03.09.2023).

5. Семикопов Д. В., Захряпин А. А. Европа как «другой» русского историософского сознания: от средневековья к модерну // Вестник Мининского университета. 2021. Т. 9, № 1 (34). С. 1-16. https://doi. org/10.26795/2307-1281-2021-9-1-11

6. Ковалев А. А. Вестернизация как угроза российскому национальному менталитету в контексте защиты национальной безопасности государства // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2022. № 4. С. 252-257. https://doi. org/10.22394/2079-1690-2022-1-4-252-257

7. Андреева Л. А, Смирнов М. Ю., Щербаков В. П. Процесс дехристианизации в Европейском Союзе // Современная Европа. 2018. № 5 (84). С. 120-130. https:// dx.doi.org/10.15211/soveurope52018120130

8. Абдулатипов Р. Г. Традиционная культура и человек информационной эпохи // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2010. № 3. С. 8-15.

9. Капишин А. Е. О понятии «Традиционное общество» в социальных науках // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2006. № 2. С. 53-66.

10. Хлякин О. С. К вопросу о связи вестернизации с нетрадиционной религиозностью в России // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. 2017. Т. 20. С. 130-136.

11. Тетюшкина С. А. Вестернизация как социокультурное явление // Социально-гуманитарные знания. 2010. № 1. С. 350-356.

12. Мчедлов М. Л. Роль религии в идейно-политической самоидентификации // Российская идентичность в условиях трансформации. Опыт социологического анализа / под общ. ред. М. К. Горшкова. М. : Наука, 2005. С. 291-302.

13. Тихон (Васильев), иером. Тихон. Особенности православной миссии в информационном пространстве // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2017. Т. 18, № 4. С. 241-249.

14. Алексеев С. В., Сковиков А. К., Шумилов А. В. Дискурс глобализации в РПЦ // PolitBook. 2021. № 3. С. 58-68.

15. Ашенова С. В. Глобализация СМИ и национальные медиа // Медиапространство региона: история и перспективы развития. 2017. № 4. С. 13-19.

References

1. The Constitution of the Russian Federation. Moscow, Omega-L., 2022. 89 p. (in Russian).

2. Federal Law No. 125-FZ of September 26, 1997 "On Freedom of Conscience and on Religious Associations". Available at: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_16218/ (accessed September 3, 2023) (in Russian).

3. Church and Society. Ofitsialnyy sayt Moskovskoy pat-riarkhii (Official website of the Moscow Patriarchate). Available at: http://www.patriarchia.ru/db/text/156223. html (accessed September 3, 2023) (in Russian).

4. Press-konferentsiya Vladimira Putina 19 dekabrya 2013 goda, Moskva (Vladimir Putin's press conference on December 19, 2013, Moscow). Available at: http://www. kremlin.ru/events/president/transcripts/19859 (accessed September 3, 2023) (in Russian).

5. Semikopov D. V., Zakhryapin A. A. Europe as the "other" of the Russian historiosophical consciousness: From the Middle Ages to modernity. Vestnik Mininskogo universiteta [Bulletin of the Mininsky

University], 2021, vol. 9, no. 1 (34), pp. 1-16 (in Russian). https://doi.org/10.26795/2307-1281-2021-9-1-11

6. Kovalev A. A. Westernization as a threat to the Russian national mentality in the context of the protection of state national security. State and Municipal Administration. Scientific Notes, 2022, no. 4, pp. 252-257 (in Russian). https://doi: 10.22394/2079-1690-2022-1-4252-257

7. Andreeva L. A., Smirnov M. Yu., Shcherbakov V. P. The process of de-Christianization in the European Union. Sovremennaya Evropa [Modern Europe], 2018, no. 5 (84), pp. 120-130 (in Russian). https://dx.doi.org/10.15211/ soveurope52018120130

8. Abdulatipov R. G. Traditional culture and the man of the information age. Vestnik Moskovskogo gosudarstven-nogo universiteta kultury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts], 2010, no. 3, pp. 8-15 (in Russian).

9. Kapishin A. E. On the notion of "Traditional society" in social sciences. Bulletin of RUDN University. Series: Sociology, 2006, no. 2, pp. 53-66 (in Russian).

10. Khlyakin O. S. To the question of the connection of Westernization with non-conventional religious traditions in Russia. Izvestiya Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Politologiya. Religiovedenie [The Bulletin of Irkutsk State University. Series: Political Science. Religious studies], 2017, vol. 20, pp. 130-136 (in Russian).

11. Tetyushkina S. A. Westernization as a socio-cultural phenomenon. Sotsialno-gumanitarnye znaniya [Socio-humanitarian Knowledge], 2010, no. 1, pp. 350-356 (in Russian).

12. Mchedlov M. L. The role of religion in ideological and political self-identification. In: Rossiyskaya identichnost' v usloviyakh transformatsii. Opyt sotsiologicheskogo analiza [Gorshkov M. K., total ed. Russian Identity in the Context of Transformation. The Experience of Sociological Analysis]. Moscow, Nauka, 2005, pp. 291-302 (in Russian).

13. Tikhon (Vasiliev), hier. Tikhon. Specifics of Orthodox mission in the media. Vestnik Russkoy khristian-skoy gumanitarnoy akademii [Bulletin of the Russian Christian Humanitarian Academy], 2017, vol. 18, no. 4, pp. 241-249 (in Russian).

14. Alekseev S. V., Skovikov A. K., Shumilov A. V. The discourse of globalization in the Russian Orthodox Church. PolitBook [PolitBook], 2021, no. 3, pp. 58-68 (in Russian).

15. Ashenova S. V. Globalization of mass media and national media. Mediaprostranstvo regiona: istoriya i perspektivy razvitiya [The media space of the region: History and prospects of development], 2017, no. 4, pp. 13-19 (in Russian).

Поступила в редакцию 19.10.2023; одобрена после рецензирования 27.03.2024; принята к публикации 03.06.2024; опубликована 30.09.2024 The article was submitted 19.10.2023; approved after reviewing 27.03.2024; accepted for publication 03.06.2024; published 30.09.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.