Н.В. Алексеев
СПЕЦИФИКА
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
РУССКОЙ
ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ С ОБЩЕСТВОМ И ГОСУДАРСТВОМ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫХ ВЫЗОВОВ
Аннотация
Рассмотрены процессы глобализации в различных сферах. Подчёркивается, что ее развитие связано с внедрением новых технологий и популяризацией ценностей массовой культуры. Появление новых информационных каналов позволяет церковным организациям активнее взаимодействовать с верующим населением по вопросам сохранения религиозных ценностей. Представлены общие оценки развития глобализационных процессов в современном мире. Акцентируется внимание на неоднозначном отношении представителей религиозных конфессий (в связи с различными опасениями) к глобализации. Подчёркивается, что разнообразие взглядов обусловлено культурным и историческим наследием, поскольку формирование института церкви в различных странах происходило с учетом местных особенностей. Некоторые церкви несмотря на то, что публично заявляют, что придерживаются традиционных ценностей, постепенно пересматривают их, подстраиваясь под современные вызовы глобализации. Наиболее настороженная позиция сформировалась у сторонников Русской церкви, которые противостоят процессам глобализации, а также стремятся сохранить свою автономию в изменяющемся мире. Руководители церкви чаще говорят об утрате национальной идентичности. При взаимодействии с верующим населением православное духовенство обращает внимание на угрозы, которые связаны с установлением поряд-
N. Alekseev
SPECIFICS OF INTERACTION OF THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH WITH SOCIETY AND STATE IN THE CONTEXT OF GLOBALIZATION CHALLENGES
Abstract
The article examines the globalization processes in various fields. It is emphasized that their development is related to the emergence of new technologies and the popularization of mass culture values. The establishment of new information channels allows church organizations to interact with believers on the issues of preserving religious values more actively. General assessment of the globalization processes' development in the modern world is given. Attention is drawn to the ambiguous attitude of representatives of religious denominations to globalization (due to various concerns). Church leaders speak on the loss of national identity more often. It is emphasized that the diversity of views exists due to cultural and historical heritage, since the formation of church institution in various countries took place in consideration with local features. Some churches, despite the fact that they publicly declare their adherence to traditional values, gradually reconsider them, adapting to modern challenges of globalization. The most cautious position was formed among the supporters of the Russian Church who oppose the globalization processes, as well as strive to maintain their autonomy in the changing world.The most cautious position was formed by the supporters of the Russian Church. The most cautious position was formed by the supporters of the Russian Church. When interacting with the believers, the Orthodox clergy
ков мирового глобализма, что может привести к утрате русской культуры и самоидентичности. Одним из способов борьбы с глобалистскими идеями является сохранение института семьи и традиционных ценностей для поддержания стабильности в общественной жизни. Противостояние идеям глобализации во многом связано с продвижением концепции «Русского мира». Подчёркивается, что, несмотря на критику со стороны представителей церкви, священнослужители активно продолжают использовать продукты глобализации.
Ключевые слова:
церковь, государство, традиционные ценности, православие, глобализация, информационные технологии.
draws attention to the threats associated with the establishment of the order of globalism, which can lead to the loss of Russian culture and identity. One of the ways to combat globalist ideas is to preserve the institution of family and traditional values in order to maintain stability in social life. The opposition to the ideas of globalization is largely connected with the promotion of the concept of the Russian World. It is emphasized that, despite the criticism of church representatives, the clergy actively continue to use the products of globalization.
Key words:
church, state, traditional values, Orthodoxy, globalization, information technologies.
https://doi.org/10.24412/2227-1538-2024-1-114-124
В современных реалиях развитие информационных технологий позволяет ускорить внедрение глобализационных процессов в различные сферы жизни. Также глобализация активно проникает в повседневную жизнь через популяризацию ценностей массовой культуры. Люди часто не задумываются над тем, что они ежедневно используют плоды глобализации, когда устанавливают одни и те же приложения и программы, слушают однотипную музыку, смотрят зарубежные кинофильмы и сериалы, носят одежду конкретных брендов и др. Подобная шаблонность меняет окружающую действительность и формирует общественное мнение в рамках тех идей, которые наиболее выгодны сторонникам глобализации. Постепенно создаётся образ глобального человека с новым мышлением, где происходит замена традиционных ценностей на новые в рамках глобализма, некоторые из них приобретают необратимый характер. Все эти глобализационные последствия порождают дискуссии в обществе, что актуализирует интерес к данной теме не только со стороны исследователей и политиков, но и представителей различных христианских церквей, высказывающих крайне противоположные точки зрения [17]. Разнообразие мнений среди них определяется культурным и историческим прошлым, потому что становление института христианской церкви в различных странах происходило на основе локальных различий. Некоторым церквям хоть и близки традиционные ценности, но они стараются постепенно пересматривать их в угоду современным трендам, заданным глобализацией. Реформирование религиозно-церковных догматов увеличивает количество негативных упоминаний о глобализации консервативно настроенным духовным клиром, эти идеи так или иначе со временем могут получить одобрение со стороны большинства жителей страны. Как отмечает
культуролог А.Я. Гуревич, «само развитие церкви как института вызывало и углубляло определенные противоречия между идеалом церкви и действительной ее практикой, эти противоречия в свою очередь способствовали возникновению ереси» [4, с. 89].
В целом отношение к глобализации со стороны представителей церкви весьма противоречиво: их условно можно также разделить на тех, кто поддерживает, критикует или нейтрально относится к ней. Одни воспринимают глобализацию как неизбежное явление и естественный процесс, который необходимо принять как должное, а возможно, как-то реформировать утопическим способом. Другие рассматривают его как нечто полезное для экономики и благосостояния людей во всем мире, а некоторые и вовсе отвергают все плоды глобализации [18, с. 21]. Поэтому в каждой группе выделяются общие и отличительные черты.
Сторонники, или те, кто выступает за глобализацию, видят в ней новые возможности и говорят о перспективах распространения политических и религиозных программ, помогающих более эффективно адаптироваться к изменяющимся условиям благодаря процессам унификации. Усиление глобализации неминуемо сопровождается слиянием национальных культур, что в последующем даёт толчок к формированию единой культуры, вероучения, мирового правительства и т.д. Позиция сторонников глобализации, как правило, трактуется неизбежностью происходящих процессов, которые следует принять.
Противники глобализации беспокоятся о государственном суверенитете, национальной безопасности, утрате национальной самоидентичности и т.д. Исчезновение государственных границ, а также культурная унификации неминуемо создаёт образ массового человека, которому чужды историческая память, национальные традиции и обычаи, его не интересует тесная межпо-коленческая связь и т.д. Всё чаще обостряются политические процессы, которые как пишет исследователь С.А. Семедов: «вызывает в обществе появление религиозно-политических идеологий и организаций, которые под религиозным прикрытием решают свои политические проблемы» [15, с. 13]. Глобализация, изменяя образ и мышление человека, так или иначе направлена на изменение общественного сознания, на распространение чуждых идеалов, противоречащих традиционным ценностям и религиозным канонам с догматами. В связи с этим на локальном уровне активизируются тенденции отстаивания и формирования регионалистских, почвеннических и прочих идей. Наиболее активно указанная позиция продвигается представителями консервативного блока, негативно настроенных к процессам глобализации и ко всем её новшествам. Стоит подчеркнуть, что, несмотря на критику, некоторые религиозные организации исторически способствовали усилению гло-бализационных процессов и принимали в этом непосредственное участие [16, с. 145-165].
Сторонники нейтралитета на данный момент не выработали чёткой линии и занимают крайне противоположные позиции. С одной стороны, они подчёркивают плюсы в ряде аспектов - расширение границ в познании, появление новых технологий, а с другой стороны, обеспокоены изменениями, напрямую отражающимися на других сферах общественной жизни. Отметим, что глобализация - не новое явление. Человечество сталкивалось с аналогичными процессами во времена Античности, Средневековья и раннего Нового времени, когда религия вдохновляла верующих на поиск универсальных ответов и способствовала возникновению единого религиозного мышления [19, с. 321-323].
Перечисленные точки зрения активно дополняются и поддерживаются различными социально-политическими группами. Наиболее последовательная позиция по глобализации среди традиционных конфессий выработана руководством Русской православной церкви (РПЦ). Отношение православных священнослужителей к глобализации начало активно выстраиваться лишь с конца XX века, когда данная тема приобрела популярность в общественно-политических кругах, и духовенству пришлось чаще говорить о ней на тех или иных православных мероприятиях и съездах. Официальная позиция была выражена в документе «Основы социальной концепции». Бывший патриарх Алексий II был одним из тех, кто первым в открытую обрушился с критикой идей глобализма и глобализации и попытался отстаивать идеи русской культуры через продвижение концепции «Русского мира». Как показывает практика последних десятилетий, позиция РПЦ в целом никак не изменилась (с каждым годом приобретает все более негативный характер), такова же позиция и у нынешнего патриарха [3, с. 175]. Консервативные круги полагают, что опасения духовного лидера были небезосновательны, т.к. произошедшие трансформации в общественно-политической системе России в конце XX в. изменили культурно-религиозную жизнь, привели к неминуемому переходу к капитализму и встраиванию России в единую глобальную экономику. Рыночные отношения не только изменили социальную, экономическую и политическую систему, но и отразились на религиозном сознании верующих, поскольку западные ценности начали носить универсальный характер. По замечанию исследователя С.Б. Филатова, «наши патриотические, главным образом православные критики глобализации обвиняют ее в том, что она несет секуляризацию и бездуховность, разрушает религиозные ценности» [13, с. 11]. Замечания автора вполне убедительны, потому что глобализация - это процесс, который не просто видоизменяет общественное мировоззрение, но и создает отличные условия для усиления позиции сторонников консервативных ценностей и выступает в качестве катализатора для объединения.
Исторически сложилось, что церковь как социально-политический институт постоянно занималась духовно-нравственным просвещением обще-
ства, и поэтому на любые общественно-политические вызовы православное духовенство обращалось к церковному учению. Тем более что в отдельные периоды некоторые социальные слои общества обращались к священнослужителям за помощью, чтобы найти ответы на волнующие вопросы. Несмотря на невзгоды, с которыми приходилось сталкиваться представителям церкви, особенно в период Советской власти, она сохраняла авторитет среди религиозно настроенной паствы. С конца 1990-х - нач. 2000-х гг. на территории России произошёл религиозный ренессанс православной веры. Новый политический класс начал всячески ассоциировать себя с православной культурой и учением, открыто поддерживая те ценности, которые были ему близки, вступал в диалог с руководством церкви [1, с. 79-82]. Наиболее доверительные отношения между православной церковью и органами власти сложились в годы президентства В.В. Путина. Присутствие духовных лиц на различных государственных и общественных мероприятиях приобрело массовый и всеобъемлющий характер. Курс, взятый на сотрудничество государства и церкви в различных областях, стал наиболее открытым и плодотворным. Р.Н. Лункин подчёркивает, что «после 2000 г. высшие лица государства отмечают неразрывное единство целей власти и РПЦ в возрождении страны» [11, с. 178].
Несмотря на те глубокие исторические и культурные корни, которые имеют церкви в истории стран, глобализация порождает процессы, неизбежно видоизменяющие отношение общества и государства к религиозной вере. Чтобы сохранить авторитет среди верующих, на многие новые веяния церкви постоянно реагируют. Так руководство РПЦ среди общественных и политических деятелей продвигает процерковные идеи, связанные с сохранением российской идентичности и отстаиванием идей Русского мира об уникальности и особом пути развития Российского государства. Духовенство вступает в дискуссии на темы: распространения массовой культуры, изменения традиций и консервативных ценностей, усиления технологического прогресса, который приводит к неизбежному изменению религиозного миропонимания, появления новых религиозных течений, формирования научно-этических дилемм (в том числе в области искусственного интеллекта) и пр. Перечисленные явления (с позиции количества и качества) не только представляют вызов для церкви, но и приводят к незамедлительной реакции, а также к пересмотру возможностей по укреплению позиций религиозной паствы в общественной жизни для поддержания духовных ценностей в изменяющемся глобализационном мире. К примеру, исследовательница А.В. Митрофанова перечислила ряд появившихся проблем в повседневной религиозной жизни из-за процессов цифровизации и компьютеризации, которые на текущий момент не имеют устоявшегося богословского решения: 1. Цифровые иконы; 2. Цифровые богослужебные и молитвенные тексты; 3. Подача поминальной записки через сеть Интернет; 4. Исповедь через Интернет;
5. Пастырский совет в Интернете; 6. Цифровое богослужение; 7. Цифровое паломничество; 8. Совместные частные, виртуально скоординированные молитвы рядовых верующих и т.д. [12, с. 461-464].
Глобализация, охватывая все сферы жизни, влияет и на религиозные нарративы. В условиях всеобщего информационного обмена и усиления международных контактов, информационные технологии открыто используются как для артикуляции, так и для дезорганизации общественных порядков. Эти нарративы воздействуют на поведение человека, когда появляются новые каналы коммуникации, которые увеличивают количество разнообразия точек зрения по тем или иным вопросам. Несмотря на призывы со стороны некоторых священнослужителей ограничить использование информационных технологий, к которым прибегают сторонники традиционных ценностей, они приобретают массовость и преемственность среди общественности. Известный богослов Жан-Клод Ларше во время одного из своих выступлений призвал к воздержанию от пользования социальными сетями во время постов и к «цифровой детоксикации» ради сближения с Богом и ближними [9]. По замечанию учёного Н.А. Баранова, «консервативное течение в РПЦ аргументирует осторожное отношение к внедрению цифровых технологий в церковную жизнь ссылкой на откровение Иоанна Богослова об апокалипсисе» [2, с. 18]. Если раньше у верующего человека возникали какие-либо сомнения, то ему приходилось напрямую обращаться в церковь, ища там ответы. Сегодня благодаря Интернету формат общения с религиозной паствой постепенно реформируется. РПЦ расширяет информационные каналы связи в социальных сетях, создавая официальные электронные ресурсы (ИНр://шшш.ргауо81ау1е.ги; http://www.patriarchia.ru/; ПНр://тоИ^а-тГо.ги/ и т.д.). Их общедоступность позволяет ежедневно устанавливать и продвигать православные установки среди граждан. Новые технологии, которые развиваются благодаря глобализации, служат интересам представителей традиционных конфессий. Если в прошлые столетия представители церкви, как правило, взаимодействовали с обществом и государством с помощью личных контактов, то в настоящее время в мире актуализируется онлайн-взаимодействие, в том числе проповеди, литургия и т.д. Интернет позволяет людям контактировать друг с другом по всему миру и, следовательно, проводить дистанционные форумы и дебаты, которые позволяют распространять религиозные идеи [20]. Все это возможно благодаря электронным коммуникациям, позволяющим человеку преодолевать большие расстояния за относительно короткое время.
Одним из аспектов глобализации считается свободное распространение информации, что также влияет на религиозные идеи и практики. Интернет и социальные сети позволили церквям и религиозным общинам за короткие сроки доносить свои послания до широкой аудитории, в том числе и до подрастающего поколения, с которым священнослужители стара-
ются взаимодействовать не только через социальные сети. Духовенство постепенно осваивает сферу блогинга, чтобы наравне коммуницировать с молодым поколением. Это способствует более открытому обмену информацией среди различных верований и конфессий, открывается больше возможностей для пожертвований во имя религиозных учений. Р.Н. Лункин отмечает: «Во многих церквях (у католиков, а у протестантов практически во всех церквях в России и Европе, у православных в меньшей степени) уже распространена практика онлайн-пожертвований, которые можно сделать, не выходя из дома, на сайте того или иного религиозного объединения» [10, с. 108].
Глобализация в большинстве случаев у духовенства вызывает опасения из-за реформирования уникальных культурных традиций, привнесённых религией. Те церкви, которые сопротивляются процессам глобализации, стремятся сохранить свою автономию в изменяющемся унифицированном мире. Церкви заинтересованы в налаживании дружеских контактов с органами власти с целью продвижения церковной повестки среди подрастающего поколения. Так, к примеру, поступила и РПЦ, когда впервые в истории столицы России был создан специальный коллегиальный орган по вопросам воспитания детей и молодёжи «Координационный совет по вопросам духовно-нравственного образования детей и молодежи на основе ценностей Православной культуры» при Департаменте образования и науки города Москвы. А уже в июне 2022 года состоялось первое заседание, где утвердили дорожную карту мероприятий на 2022/2023 учебный год [7]. Нельзя не отметить, что изменение традиционных семейных ценностей усиливает влияние глобалистских идей на государство. Консервативные священнослужители прилагают большие усилия в популяризации традиционных ценностей среди молодёжи, в частности при создании семьи. В христианском понимании семья - ключевой элемент в поддержании стабильности в обществе и государстве. Однако некоторые церкви, как Римско-католическая церковь (РКЦ), за последние годы пересматривают ряд базовых принципов по отношению к семье. Несмотря на критику в адрес глобализации многие церкви стараются по-новому взглянуть на институт семьи в рамках изменяющихся реалий, когда появляются такие понятия как «родитель 1 и 2» и т.п. Использование новых информационных технологий позволяет священнослужителям привить социуму потребность в адаптации к религиозной морали, чтобы поддерживать духовные связи на мировом уровне и содействовать межкультурному и межрелигиозному диалогу.
Исторически сложилось, что сохранение института семьи является условием нравственного воспитания будущих поколений. Неслучайно некоторые исследователи, которые занимаются проблематикой падения Западной Римской империи, считают, что разложение и разрушение института семьи стало одной из возможных причин деморализации римского общества. В
условиях глобализации институт семьи постоянно подвергается специфическим вызовам из-за видоизменения моральных ценностей и социальных конфликтов, что повышает уровень преступности и отчуждённости. По замыслу патриарха Кирилла: «Христианская семья - это школа благочестия, школа мудрости, это дверь в спасение» [14, с. 22]. Церковь заинтересована в том, чтобы современный институт семьи выстраивался под непосредственным влиянием христианского учения, способного сплотить супругов как одно целое и помочь в воспитании детей. Крепкая семья - залог успешного развития общества и морально-нравственных качеств. Руководство РПЦ понимает, что дебаты, которые сегодня возникают вокруг семьи, считаются одними из важнейших, по этой причине «Церковь призвана быть в авангарде дискуссий по этой теме... Представители Церкви должны тактично, но твердо отстаивать ясную, евангельскую позицию» [5, с. 46].
В условиях распространения идей западничества консервативные церкви чаще обращаются к теме сохранения института семьи. Как отмечают С.М. Кравченко и Н.Ю. Машкова: «В духовной традиции русского народа семья трактуется как малая или домашняя Церковь, подчиненная Церкви Христовой» [8, с. 57]. Соответственно православная семья должна строго придерживаться христианского учения, а не тех правил, которые диктуются сторонниками глобализационных процессов. Позиция РПЦ в отличие от других церквей исходит из того, что вместо борьбы с навязанными антихристианскими ценностями они идут на всяческие уступки, не препятствуя усилению глобалистских тенденций. В связи с этим православные сторонники пытаются восстановить институт семьи в рамках прежнего понимания как было в Российской империи. Современному институту семьи не хватает духовного просвещения с позиций христианской морали.
Специфика взаимодействия правящего класса с РПЦ в таких условиях прослеживается на основе различных показателей, сильно сказывающихся на внутри церковной жизни. Определить степень церковного влияния на общество и государство в условиях глобализации можно с помощью ряда количественных критериев. В качестве примера рассмотрим ситуацию, которая сложилась в пределах г. Москвы за период патриаршества патриарха Кирилла. Так в декабре 2008 г. в качестве местоблюстителя патриаршего престола избирается митрополит Кирилл, впоследствии избранный в январе 2009 г. на патриаршество. На момент его избрания общее количество храмов и часовен в г. Москва составляло 836, духовенства 1248, воскресных школ насчитывалось порядка 213, где проходило обучение свыше 9890 детей [6]. За 14 лет ситуация в г. Москва кардинальным образом изменилась для Русской православной церкви. Под её патронажем происходит количественный рост церковных показателей. На 2022 г. количество священнослужителей насчитывалось 1879, а храмов и часовен 1 227. При этом с 2010 г. с согласия московских властей началась реализация программы строитель-
ства 200 храмов в шаговой доступности. За это время возведено 88 храмов, построены или ещё находятся на различных этапах строительства 134 из 200 храмов. Наряду с этим численность воскресных школ резко выросло до 398, а учащихся до 18 лет составило 18 338 [7]. Получается, что за четырнадцатилетний период патриаршества Кирилла в г. Москва было построено порядка свыше 390 храмов и часовен, количество священнослужителей выросло на 631, воскресных школ на 185, а учащихся на 8448 человек. Указанные церковные показатели не являются конечными, поскольку ежегодно продолжает наблюдаться их численный рост.
Таким образом, глобализация создала предпосылки для взаимодействия с населением в новом ключе. Позиция церквей по глобализации не может остаться незамеченной в обществе, потому что происходит реформирование религиозных ценностей. Несмотря на то, что у ряда церквей сформировалась весьма негативная оценка глобализации, они вынуждены адаптироваться к изменяющимся условиям, сохраняя свою идентичность через отстаивание традиционных ценностей. Неизбежность развития информационных технологий создаёт новые форматы взаимодействия духовного клира с верующим населением. Опасения по поводу глобализации у представителей РПЦ, как правило, связаны с отходом от традиционных ценностей при создании семьи, тогда как принцип функционирования христианской церкви, по их мнению, направлен на сохранение гармонии и духовной свободы. Определить специфику взаимодействия РПЦ с органами государственной власти можно с помощью различных количественных показателей, которые демонстрируют степень церковного влияния на общество и государство в условиях глобализации.
Литература
1. Алексеев С.В., Златанов Б.Г., Шумилов А.В. Институциональные особенности православной церкви как субъекта гражданского общества // PolitBook. 2018. №4. С. 74-84.
2. Баранов Н.А. Взаимоотношения РПЦ и государства в условиях пандемии COVID-19 в контексте смены политических парадигм и цифровизации // Управленческое консультирование. 2022. №7 (163). С. 8-22.
3. Москалев А.Е., Сковиков А.К., Шумилов А.В. Взаимодействия государства и Русской православной церкви на современном этапе // PolitBook. 2018. №2. С. 171-181.
4. Гуревич А.Я. Избранные труды. Культура средневековой Европы. СПб.: С.-Петерб. ун-т, 2007. 544 с.
5. Доклад Патриарха Московского и всея Руси Кирилла // Журнал Московской Патриархии. 2018. №1. С. 24-55.
6. Доклад Святейшего Патриарх Кирилла на Епархиальном собрании г. Москвы (23 декабря 2009 г.). URL: http://moseparh.ru/doklad-2009.html (дата обращения 20.01.2024).
7. Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Епархиальном собрании г. Москвы (22 декабря 2022 года). URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5985883.html (дата обращения 20.01.2024).
8. Кравченко С.М., Машкова Н.Ю. Православная семья как педагогическая система // Педагогический журнал Башкортостана. 2017. №2(69). С. 49-63.
9. Ларше Жан-Клод. Отключитесь от соцсетей, чтобы воссоединиться с богом. URL: https://pravoslavie.ru/115295.html (дата обращения 29.12.2023).
10. Лункин Р.Н. Механизмы религиозной реакции на пандемию коронавируса // Научно-аналитический вестник Института Европы РАН. 2020. №2(14). С. 104-109.
11. Лункин Р.Н. Образ РПЦ в светских массмедиа: между мифом о государственной церкви и фольклорно-оккультным православием // Православная церковь при новом патриархе. Малашенко А.В., Филатов С.Б. Москва, 2012. С. 171-223.
12. Митрофанова А.В. Повседневные религиозные практики в цифровую эпоху -постановка проблемы // Христианство как интегрирующий фактор мировой культуры. Сборник докладов XXIV международных Кирилло-Мефодиевских чтений. 2019. С. 461464.
13. Религия и глобализация на просторах Евразии / под ред. А. Малашенко и С. Филатова. 2-е изд. Москва: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН); Моск. Центр Карнеги, 2009. 341 с.
14. Служения и встречи Святейшего Патриарх Кирилла // Журнал Московской Патриархии. 2019. №3. С. 22.
15. Семедов С.А. Противодействие экстремизму и терроризму как проблема национальной безопасности // Вестник Челябинского государственного университета. 2022. №8 (466). С. 10-20.
16. Herrington L.M. Globalization and Religion in Historical Perspective: A Paradoxical Relationship // Religions. 2013. №4(1). pp. 145-165.
17. Ilesanmi D.A. Christianity and globalisation: an impact review URL: https://www.researchgate.net/publication/375447133_CHRISTIANITY_AND_GLOBALISATIO N_AN_IMPACT_REVIEW (дата обращения 29.12.2022).
18. Jos J. van Gennip. A Christian social answer to globalization // European View. 2018. Vol. 17. Issue 1. pp. 21-28.
19. Mercier C. Religion and the Contemporary Phase of Globalization: Insights from a Study of John Paul Il's World Youth Days // Journal of World History. 2022. Vol. 33. №2. pp. 321-335.
20. Monaim El Azzouzi. Religion and Globalization: Benefits and Challenges. URL: https://www.moroccoworldnews.com/2013/01/75121/religion-and-globalisation-benefits-and-challenges (дата обращения 07.01.2023).
References
1. Alekseev S.V., Zlatanov B.G., Shumilov A.V. Institutsional'nye osobennosti pra-voslavnoi tserkvi kak sub"ekta grazhdanskogo obshchestva. PolitBook. 2018. №4. S. 74-84.
2. Baranov N.A. Vzaimootnosheniya RPTs i gosudarstva v usloviyakh pandemii COVID-19 v kontekste smeny politicheskikh paradigm i tsifrovizatsii. Upravlencheskoe konsul'tirovanie. 2022. №7(163). S. 8-22.
3. Moskalev A.E., Skovikov A.K., Shumilov A.V. Vzaimodeistviya gosudarstva i Russkoi pravoslavnoi tserkvi na sovremennom etape. PolitBook. 2018. №2. S. 171-181.
4. Gurevich A.Ya. Izbrannye trudy. Kul'tura srednevekovoi Evropy. SPb.: S.-Peterb. un-t, 2007. 544 s.
5. Doklad Patriarkha Moskovskogo i vseya Rusi Kirilla. Zhurnal Moskovskoi Patri-arkhii. 2018. №1. S. 24-55.
6. Doklad Svyateishego Patriarkh Kirilla na Eparkhial'nom sobranii g. Moskvy (23 dekabrya 2009 g.). URL: http://moseparh.ru/doklad-2009.html (data obrashcheniya 20.01.2024).
7. Doklad Svyateishego Patriarkha Kirilla na Eparkhial'nom sobranii g. Moskvy (22 dekabrya 2022 goda). URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5985883.html (data obrashcheniya 20.01.2024).
8. Kravchenko S.M., Mashkova N.Yu. Pravoslavnaya sem'ya kak pedagogicheskaya si-stema. Pedagogicheskii zhurnal Bashkortostana. 2017. №2(69). S. 49-63.
9. Larshe Zhan-Klod. Otklyuchites' ot sotssetei, chtoby vossoedinit'sya s bogom. URL: https://pravoslavie.ru/115295.html (data obrashcheniya 29.12.2023).
10. Lunkin R.N. Mekhanizmy religioznoi reaktsii na pandemiyu koronavirusa. Nauchno-analiticheskii vestnik Instituta Evropy RAN. 2020. №2(14). S. 104-109.
11. Lunkin R.N. Obraz RPTs v svetskikh massmedia: mezhdu mifom o gosudar-stvennoi tserkvi i fol'klorno-okkul'tnym pravoslaviem. Pravoslavnaya tserkov' pri no-vom patriarkhe. Malashenko A.V., Filatov S.B. Moskva, 2012. S. 171-223.
12. Mitrofanova A.V. Povsednevnye religioznye praktiki v tsifrovuyu epokhu - post-anovka problemy. Khristianstvo kak integriruyushchii faktor mirovoi kul'tury. Sbornik dokladov XXIV mezhdunarodnykh Kirillo-Mefodievskikh chtenii. 2019. S. 461-464.
13. Religiya i globalizatsiya na prostorakh Evrazii / pod red. A. Malashenko i S. Fila-tova. 2-e izd. Moskva: Rossiiskaya politicheskaya entsiklopediya (ROSSPEN); Mosk. Tsentr Karnegi, 2009. 341 s.
14. Sluzheniya i vstrechi Svyateishego Patriarkh Kirilla. Zhurnal Moskovskoi Patri-arkhii. 2019. №3. S. 22.
15. Semedov S.A. Protivodeistvie ekstremizmu i terrorizmu kak problema natsion-al'noi bezopasnosti. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2022. №8(466). S. 10-20.
16. Herrington L.M. Globalization and Religion in Historical Perspective: A Paradoxical Relationship. Religions. 2013. №4(1). pp. 145-165.
17. Ilesanmi D.A. Christianity and globalisation: an impact review URL: https://www.researchgate.net/publication/375447133_CHRISTIANITY_AND_GLOBALISATI ON_AN_IMPACT_REVIEW (data obrashcheniya 29.12.2022).
18. Jos J. van Gennip. A Christian social answer to globalization. European View. 2018. Vol. 17. Issue 1. pp. 21-28.
19. Mercier C. Religion and the Contemporary Phase of Globalization: Insights from a Study of John Paul II's World Youth Days. Journal of World History. 2022. Vol. 33. №2. pp. 321-335.
20. Monaim El Azzouzi. Religion and Globalization: Benefits and Challenges. URL: https://www.moroccoworldnews.com/2013/01/75121/religion-and-globalisation-benefits-and-challenges (data obrashcheniya 07.01.2023).