ЧИ ЇИ Ш ги Ш ОН 691 891 ¿91 991 591 *91 £91 291 191 091 651 851 ¿51 951 551 *51 £51 251 151 051 6Н 8Н
-гзіРАВОВОЙ ОСНОВОЙ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ ПРАВИТЕЛЬСТВ 55 М ВЫПЛАТ БУДУТ ЯВЛЯТЬСЯ ЗАКОНЫ О 8І> ЕДЕРАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ НА 2006 г., О БЮДЖЕТЕ ФФОМС НА 2006 г., ПО-М8 ЧЬ РЕАЛИЗОВАТЬ ПОЛОЖЕНИЯ ЭТИХ ІЗАКОНОВ ДОЛЖНО СООТВЕТСТВУЮЩЕЕ ПЙ1 СТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ
2005 июль
РЕМЕОииМ
[СОБЫТИЯ И КОММЕНТАРИИ]
Ольга ФЕДОТОВА, «Ремедиум»
■і
В РАЗДЕЛЕ
Преодолеет ли Россия барьер бедности?
В середине ноября Комитет по охране здоровья Государственной думы провел «круглый стол» на тему: «Законодательные аспекты социальной защиты медицинских и фармацевтических работников, система оплаты труда». Впервые за 20 лет финансовые вливания в нашу отрасль повысились на 70%, а с учетом физкультуры и спорта — на 77%. Причем из четырех предложенных Президентом РФ национальных проектов на долю проекта «Здоровье» приходится более половины финансов, и есть надежда, что копившиеся десятилетиями проблемы отрасли наконец-то начнут решаться.
ВХХ в. врач вошел достойно, уверенный в своей значимости. В XXI в. он вошел униженным и оскорбленным, в т.ч. заработной платой. Уровень сегодняшней зарплаты медицинских работников депутат Госдумы Сергей Афендулов охарактеризовал коротко: «национальный позор». Ни в одном цивилизованном государстве
нет такой низкой зарплаты у врачей и медсестер, как у нас в России. Сегодня она составляет 60% от средней по стране.
В начале 2005 г. Президентом РФ поставлена задача по увеличению за 3 года реальной заработной платы работникам бюджетной сферы, в т.ч. медицинским и фармацевтическим работникам, в 1,5 раза. В текущем
СОБЫТИЯ И КОММЕНТАРИИ
73
году повышение должно составить 32—33% (с учетом инфляции — 22— 24%), в 2006 г. — 20% (в реальном выражении — 10—12%), а в 2007 г. все цифры должны быть скорректированы с тем, чтобы выполнить поставленную задачу и выйти на обещанные 1,5%. Увеличение зарплаты предполагается провести в рамках единой тарифной сетки (ЕТС). В абсолютном выражении наибольшее повышение получат работники 18 разряда — 1350 руб. в месяц и наименьшее работники 4 разряда — 221 руб. в месяц.
К сожалению, выдаваемое сегодня за благо повышение заработной платы бюджетникам в 1,5 раза вызывает вопрос: какой заработной платы? Той, что в
2—4 раза ниже прожиточного минимума? При нынешнем уровне средней врачебной ставки врачей в 2—3 тыс. руб. считать достижением зарплату в
3—4 тыс. руб.? Поэтому совсем недавно, объявляя приоритет здравоохранения, президент принял очередное волевое решение: повысить оплату труда 6-ти категориям медработников, оказывающим первичную медико-санитарную помощь. В их число вошли участковые терапевты, врачи-педиатры, врачи общей практики и средний медперсонал, который обеспечивает их действенность. При этом максимальная надбавка к зарплате врача должна составить 10 000, а медсестры 5 000 руб. Такое решение продиктовано опасностью потерять низовую сферу российского здравоохранения. Известно, что именно здесь наибольшая нехватка врачей и среднего медперсонала, а большинство работающих имеют предпенсионный возраст.
Отсутствие четко продуманной перспективы повышения заработной платы в системе как таковой и материальное стимулирование только первичного звена, вполне естественно, породило не очень хорошую социальную тенденцию и вызвало психологическое напряжение в коллективах поликлиник. Мгновенно заго-
ворили о том, что «узких» специалистов тоже не хватает, попасть на прием к ним чрезвычайно трудно, а их зарплата мало отличается от зарплаты участкового врача. Принимая решение по повышению зарплаты первичному звену, Государственная дума должна предложить систему реального улучшения материального благосостояния всех медицинских работников. Хирург, кардиолог или офтальмолог должны знать, какую зарплату они будут получать и когда.
В противном случае, не исключена ситуация, при которой больные станут заложниками этой не продуманной до конца системы.
Другой важный вопрос — диспансеризация, в которой должны быть задействованы врачи 7-и специальностей плюс лабораторная служба. Поднимая зарплату первичному звену, мы тем самым оголяем специализированную службу, автоматически ставя под сомнение выполнимость этой важной задачи.
Правовой основой для осуществления планируемых правительством выплат будут являться законы о Федеральном бюджете на 2006 г., о бюджете ФФОМС на 2006 г., а помочь реализовать положения этих законов должно соответствующее постановление Правительства РФ. Именно от содержания этих трех основополагающих документов зависит укрепление материального благосостояния медицинских и фармацевтических работников. Хочется также верить, что тенденции, заложенные в этом году, получат свое развитие в будущем, и Россия, в конце концов, преодолеет свой национальный позор.
РЕМШіІ У М сентябрь 2005
Средства, которые планируется выделить из федерального бюджета на повышение заработной платы медицинских работников в 2006 г.
+ 12,8 млрд. руб. — субвенции ФФОМСу на повышение зарплаты участковым терапевтам, педиатрам, врачам общей практики и медсестрам, работающим в участковой службе.
♦ 4,7 млрд. руб. — на увеличение труда медперсоналу фельдшерско-акушерских пунктов и всех подразделений скорой медицинской помощи (с 1 июля 2006 г.).
+ 3,6 млрд. руб. — на повышение уровня надбавок за ученую степень преподавателям в системе высшего образования (ориентировочно 3 000 руб. кандидатам и 7 000 руб. докторам наук).
♦ 2 млрд. руб. — субвенции ФФОМСу на проведение диспансеризации работников бюджетной сферы, что априори повысит заработную плату специалистов.
+ 0,2 млрд. руб. — на дополнительную подготовку участковых специалистов.
+ 0,1 млрд. руб. — на подготовку кадров для федеральных центров высоких технологий, это повысит заработную плату преподавателей в системе постдипломного образования.
Ф 17,5 млрд. руб. будет направлено из ФФОМСа в Фонд социального страхования РФ на диспансеризацию работающих граждан и оплату медицинской помощи женщинам в период беременности и родов. За счет этих средств будет увеличен тариф на медицинские услуги в системе ОМС на 25—30%, что позволит увеличить зарплату врачей-специалистов и среднего медицинского персонала, работающих в поликлиниках, женских консультациях и родильных домах в 1,5—1,8 раза.