Вестник Института экономики Российской академии наук
3/2012
ЗАРУБЕЖНАЯ ЭКОНОМИКА
В. ЛАПЕРДИНА кандидат экономических наук, научный сотрудник Института экономики РАН
ПРЕОБРАЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В КНР1
Рассматриваются проблемы формирования модели социального обеспечения в Китае, анализируются факторы, свидетельствующие о необходимости ее изменения. Представлен фактический материал по современному состоянию системы социального обеспечения и последним преобразованиям в социальной сфере КНР.
Ключевые слова: КНР, система социального обеспечения, занятость, социальная сфера.
Предпосылки формирования
современной системы социального обеспечения
В 1950-х гг. в КНР осуществлялось строительство экономической системы по типу советской. В ее основе была государственная собственность, подавляющее число предприятий в промышленности были государственными. При формировании системы социального обеспечения государство взяло всю ответственность на себя, основным проводником социальных благ стали государственные предприятия. Для бедных слоев населения в городе и деревне была создана система «пяти гарантий», согласно которой граждане, не имевшие достаточных доходов или оказывавшиеся неработоспособными, обеспечивались одеждой, едой, жильем, медицинскими услугами и оплатой похорон.
После перехода к политике реформ и открытости в Китае началось строительство рыночной экономики. Основой существовавшей до настоящего времени модели развития были высокие накопления населения, капитал, полученный в результате развития экспортно ориентированного производства, определяющая роль государства. В течение тридцати
1 Статья выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект № 11-22-09001а/У1е.
лет такой тип развития позволил добиться значительных успехов в области социально-экономического строительства. Однако существовавшие диспропорции и дисбалансы народного хозяйства не исчезли, а некоторые из них усугубились. В рамках новой стратегии перехода от погони за темпами роста к гармоничному развитию, при котором, в первую очередь, важны интересы человека, государство постепенно начинает перекладывать ответственность за социальное обеспечение работников на частный сектор.
Одной из основных особенностей формирования новой системы социального обеспечение является разрыв в уровне развития города и деревни, существование, по сути, двух миров по уровню жизни. Соответственно, создаются две разные системы социального обеспечения для города и для деревни, что не способствует устранению экономических диспропорций.
Сельское население в Китае по-прежнему преобладает. С целью повышения производительности труда в сельском хозяйстве, решения земельной проблемы, повышения доходов сельского населения правительство в настоящее время занимается «тремя сельскими вопросами»: проблемами сельского хозяйства, деревни, сельского населения. Однако неравноправное положение крестьян оказалось не так просто изменить, даже улучшив материальные условия жизни в деревне.
В последние годы в Китае в связи с бурным развитием частного сектора и разрушением прежней системы, при которой государственные предприятия полностью социально обеспечивали своих работников, проблема оформления трудовых отношений стала особенно важной. Деление населения на городское и деревенское, а точнее на сельскохозяйственное и несельскохозяйственное, стало причиной, обусловившей необходимость правового регулирования трудовых отношений.
Появление системы социального обеспечения законодательно закреплено в Конституции КНР 1951 г., но формирование современной системы началось во время седьмой пятилетки (1986-1990 гг.). Решением проблем социального обеспечения в стране серьезно занялись с 1990-х гг. «Положение о страховании по безработице», «Временное положение о взносах социального страхования», «Положение о прожиточном минимуме жителей городов», «Закон о трудовом договоре» стали юридической базой системы социального обеспечения. Только через 20 лет экономического роста смогла появиться система социального обеспечения, выстраиваемая в соответствии с требованиями рыночной экономики.
Одним из основных элементов правового базиса системы социального обеспечения для работающих стал «Закон о трудовом договоре». Он вступил в силу с 2008 г. Данный закон считают одним из самых лояльных в мире по отношению к работникам. Предприятия ставятся в достаточно жесткие условия по выполнению обязательств перед своими сотрудни-
ками. Закон предполагает обязательное заключение письменного трудового договора с работником в течение месяца с момента установления трудовых отношений, различные штрафы за невыполнение требований закона, компенсации работнику и его социальное обеспечение2.
Защищая права трудящихся, закон вводит жесткие ограничения на свободу действий нанимателей, предоставляет широкие права профсоюзам, но в то же время оставляет контрольные функции за правительством и местными администрациями. Меры по гармонизации общества принимаются правительством как обязательные к выполнению. Опасность подобной гармонизации заключается в том, что широкие полномочия чиновников могут обернуться злоупотреблениями, и в данной ситуации не выиграют ни частный бизнес, ни работники.
Характеристика рабочей силы в Китае
В последние двадцать лет численность населения увеличивалась в среднем на 1,3% в год. В КНР выбрали путь регулирования численности населения посредством политики планирования рождаемости и добились определенных результатов. По данным китайской статистики, численность населения в 2010 г. составила более 1,34 млрд человек3. Согласно прогнозам, сделанным учеными еще в конце 1990-х гг., к середине XXI в. население страны достигнет или даже превысит 1,5 млрд человек. Хотя уже в настоящее время, по оценкам ЦРУ США, верхний предел оценок численности населения Китая достигает 1,5 млрд человек.
В 2010 г. соотношение мужчин и женщин было в пропорции 51,5% и 48,5% соответственно. Демографическое бремя трудоспособного населения достигло 36,9% населения, в том числе дети до 14 лет - 25,3%, люди старше 65 лет - 11,6%. При этом в 2000 г. (год предыдущей переписи населения) доля детей до 14 лет составляла 23%, пожилых людей старше 65 лет - 7%.
Доля неграмотного населения в 2009 г., составляла 7,1%, что более чем в 2 раза ниже показателя 1990 г. - 16%. По статистике Программы развития ООН, доля неграмотного и малограмотного населения старше 15 лет в 2009 г. в группе стран со средним уровнем ИЧПР, в которую входит Китай, в среднем оценивалась на уровне 20%. Для Китая этот показатель равен 5,8%4.
2 Фактическая информация о положениях Закона о трудовом договоре и его содержании взята с сайта министерства труда и социального обеспечения ЬНр://шшш.то155. gov.cn/gb/news/2007-06/30/content_184630.htm
3 По первичным данным последней переписи населения 2010 г.
4 http://hdrstats.undp.org/en/countries/profi1es/CHN.htm1
Число научно-технических работников в 2009 г. составило около 3,2 млн человек. Это заметно больше в сравнении с 430 тыс. человек в 1978 г.
Несмотря на низкие темпы роста рождаемости, темпы прироста рабочей силы остаются существенными - примерно 1,2% ежегодно. Численность экономически активного населения к 2030 г., по прогнозам, достигнет 772,8 млн человек5. Однако уже в 2009 г. она превысила прогнозируемую и составила 798,1 млн человек, из них занятых насчитывалось почти 780 млн, в том числе 38,1% работали в первичном секторе, 27,8% - во вторичном, 34,1% - в третичном. В городе занято 40%, в сельской местности - 60%, или 468,7 млн человек6. Последний пик рождаемости был в 1986-990 гг., то есть численность работоспособного населения будет расти заметными темпами еще минимум 10 лет.
Уровень безработицы в городе в 2009 г. был 4,3% и практически не менялся несколько предыдущих лет. В 1993 г. он составлял 2,6%, 1999 г. -3,1%, затем в 2000 г. повысился до 3,6%, и это происходило на фоне среднегодового роста экономики 9,6%.
В Китае есть официальный показатель безработицы только для города, но он не отражает действительной ситуации даже там. Китайские экономисты говорят о реальной безработице, которая превысила 14% в городе (в деревне еще больше) 7. Из них безработными считаются люди, официально зарегистрированные безработными (мужчины в возрасте 16-50 лет, женщины 16-45 лет). С 1999 г. лица, сокращенные с государственных предприятий («сяган»), получают пособие по безработице, но их не относят к категории безработных.
Помимо зарегистрированных безработных, в городе еще существуют крестьяне, приехавшие на заработки. Эта категория людей не числится ни в «занятых», ни в «безработных».
Поговорим о каждой группе неработающих в отдельности. Безработными в городе считаются, во-первых, трудоспособные люди, не нашедшие работу в течение месяца после увольнения. Через 24 месяца эти люди перестают числиться безработными и больше не получают пособия по безработице (даже если не нашли работу).
Второй группой являются «сяган». Обеспечение работой людей, перешедших в категорию «сяган» в связи с созданием «системы современных предприятий», приобрело острый характер, стало особым явлением времени. В Китае появилась шутка: «Махнул Мао рукой, и все отправились
5 Ли Цзинвэнь. Успехи экономики / Китай на пути модернизации и реформ. М., 1999.
C. 360.
6 Zhongguo tongji nianjian. (Статистический ежегодник Китая). 2010.
7 Zhongguo jingji qianjing fenxi. 2003 nian chunji baogao. Liu Guoguang zhubian (Анализ перспектив экономического развития Китая. Весенний доклад 2003 г. Под ред. Лю Го -гуана и др.). Beijing, 2003. Р. 194.
в деревню, махнул Дэн рукой, и все ринулись обогащаться, махнул Цзян рукой, и все остались без работы»8. В 1993 г. на государственных предприятиях в городе было занято 109,2 млн человек (максимальное число в период реформ), в 2009 г. - 64,2 млн.
В 1998 г. в городах было около 12,2 млн «сяган», из них повторно трудоустроились 6,1 млн, т.е. почти 50%9. По другим данным, в 1998-2003 гг. насчитывалось 28,2 млн «сяган», из них 4,5 млн человек нашли работу10. По данным обследования «сяган» в 1998 г., по числу сокращенных лидировала провинция Ляонин, за ней следовали Хэйлунцзян, Хунань и Хубей, то есть районы с крупнейшими госпредприятиями, ранее являвшиеся индустриальной базой страны11.
Среди «сяган» преобладают лица среднего возраста, женщины, работники с низким уровнем образования, с недостаточными в новых условиях профессиональными навыками, слабой конкурентоспособностью на рынке труда.
Если верить данным обследований, большинство трудоустроившихся «сяган» должны быть благодарны только себе за новое рабочее место. Из них 41% самостоятельно устроились на работу, 22% создали собственные предприятия, 25% оказывают домашние услуги, 2% трудятся в кустарном производстве, 2% выбыли из состава рабочей силы, повторная занятость остальных 8% не конкретизируется12.
Одной из главных проблем по обеспечению занятости стало предоставление рабочих мест избыточной рабочей силе из деревни - третьей основной категории, которая пополняет ряды неработающих. Впрочем, уже сейчас безземельные крестьяне, не имеющие возможности работать на земле, составляют головную боль не только для руководства, но и для всей страны.
Существуют различные оценки численности сельских работников, приехавших в город на заработки. По одним оценкам, в начале XXI в. численность работников из деревни составила 94 млн человек. Согласно
8 China in Transition: A Canadian View. Howard Balloch, Ambassador of Canada to the People's Republic of China. Hong Kong, 02.02.1999. ( http://www.asiasociety.org/speeches/ balloch.html)
9 Zhongguo guoyou qiye xiagang zhigong zaijiuye peixun qingkuang yanjiu baogao (Доклад о состоянии повторного трудоустройства и обучения «сяган» государственных предприятий Китая) (http://www.sxlm.com/zypx/gy/2006/0619/766.html).
10 Shen Liren. Zhongguo ruoshi qunti. (Социально незащищенные слои населения Китая). Beijing, 2004. Р. 62.
11 Ma Weijie, Ma Weigang. Zhongguo: Xiayige 50 nian. Guangrong yu mengxiang (Китай: следующие 50 лет. Слава и мечты). Haikou, 2000. P. 229-241.
12 Zhongguo guoyou qiye xiagang zhigong zaijiuye peixun qingkuang yanjiu baogao (Доклад о состоянии повторного трудоустройства и обучения «сяган» государственных предприятий Китая) (http://www.sxlm.com/zypx/gy/2006/0619/766.html ).
данным переписи населения 2000 г., эта цифра равнялась 120 млн человек. По данным обследования 1% населения в 2005 г., численность мигрирующего населения, из которого большую часть составляет сельское население, насчитывает 147 млн человек13.
С одной стороны, существует проблема обеспечения рабочими местами избыточной рабочей силы из деревни. С другой стороны, с 2003 г. зафиксирована нехватка работников в динамично развивающихся районах. Согласно проведенным в 2007 г. обследованиям, только 32% опрошенных предприятий не испытывали дефицита рабочей силы14. На более чем 30% предприятий ощущалась нехватка рабочей силы в размере 25%. Районами серьезного дефицита работников являются провинция Фуцзянь, район дельты реки Чжуцзян, дельты реки Янцзы. В этих районах доля предприятий, полностью обеспеченных рабочей силой, в
2006 г. составляла 14, 23,9 и 28,4% соответственно.
Каким образом в стране существует огромный избыток рабочей силы и в то же время проявляется такой дефицит? Среди главных причин, названных на опрошенных 1763 предприятиях, где наблюдается нехватка рабочей силы, были: недостаточное число сельских работников ищут работу, поэтому выбор ограничен; работников из деревни много, но немногие из них имеют необходимую квалификацию; низкие зарплаты. Однако эти причины перманентны для предприятий, нанимающих работников из деревни. С 2004 г. планируемое увеличение численности персонала на предприятиях стремительно возросло и повышалось до
2007 г. Это явление и вызвало нехватку рабочей силы, которая впоследствии распространилась на Центральный и Западный районы. Явление приобрело долгосрочный характер. Наибольший дефицит рабочей силы наблюдался в отраслях электроники, производства одежды и обуви, а также в сфере услуг, в том числе на предприятиях торговли.
Ситуация с безработицей в деревне обстоит хуже, чем в городе. По оценкам китайских специалистов, уровень безработицы в деревне составляет от 2015 до 40%16. Численность занятого в деревне населения Китая в основном определяется площадью земли. От размера земельного участка во многом зависит благосостояние крестьянина. Избыточная рабочая сила также сдерживает развитие сельского хозяйства.
13 2005 nian quanguo 1% renkouchouyang diaocha zhuyao shuju gongbao (Статистическая сводка основных данных Всекитайского выборочного обследования 1% населения в 2005 г.). (http://stats.gov.cn/tjgb/rkpcgb/qgrkpcgb/t20060316_402310923.htm)
14 Zhongguo renkou yu laodong wenti baogao (Доклад о проблемах населения и труда). Beijing. 2007. Р. 77-79.
15 Li Jingwen. Zouxiang 21 shijide Zhongguo jingji (Китайская экономика: вступая в XXI век). Beijing, 1995. Р. 36.
16 Hu Angang, Wang Yahua. Guoqing yu fazhan (Ситуация в стране и развитие). Beijing, 2005. P. 160-163.
После перехода к политике реформ и открытости правительство пыталось решить проблему безработицы в деревне при помощи создания волостных и поселковых предприятий. Но с середины 1990-х гг. число работников, которых могли принять эти предприятия, начало сокращаться (1995 г. - на 8 млн человек в год, 1997 - на 4 млн человек). В 1997 г. на волостных и поселковых предприятиях было занято 130 млн человек, в 2000 г. - 128 млн, правда, в 2005 г. - уже 143 млн человек, в 2009 г. - 155,9 млн человек 17. Возможности открытия рабочих мест в городе для крестьян также ограничены. Рабочая сила из деревни начала создавать конкуренцию горожанам.
Современный этап развития системы социального
обеспечения в КНР
На сессиях ВСНП (Всекитайского собрания народных представителей) и НПКСК (Народного политического консультативного совета Китая) в 2002 г. впервые в Китае появился термин «социально незащищенное население», для поддержки которого существует система социального обеспечения. К нему были отнесены четыре группы. Во-первых, это «сяган» (сокращенные работники госпредприятий), во-вторых, люди «вне системы» (предприятий), не занятые на государственных предприятиях и не получающие никакой материальной поддержки в случае увольнения или наступления нетрудоспособности. Сюда же, видимо, можно отнести инвалидов, детей-сирот. В-третьих, это сельские работники в городах. В-четвертых, это досрочно вышедшие на пенсию работники в «системе (государственных) предприятий», женщины с 45 лет, мужчины с 50 лет.
Рассматривая современную систему социального страхования, имеющую четыре уровня, можно заметить, что ею охвачена только часть социально незащищенного населения, в основном в городах. Речь идет о следующих мерах:
- социальное страхование по безработице, по старости, медицинское обеспечение;
- обеспечение образованием, пособия инвалидам и несовершеннолетним;
- обеспечение прожиточного минимума;
- социальная помощь - льготы отдельным слоям населения.
Два из них - обеспечение прожиточного минимума и социальное страхование - наиболее развитые отрасли системы социального обеспечения. Поскольку в 1990-х гг. система социального обеспечения начала только
17 Zhongguo tongji тал^ал (Статистический ежегодник Китая). 2006.
складываться, для сопоставления использовались данные 1998 г. (или конца 1990-х гг.) и 2005-2009 гг. (в зависимости от наличия данных, полученных в результате переписей, выборочных обследований или расчетов).
Система прожиточного минимума изначально была введена только для городских жителей. Она является подспорьем в решении проблемы бедности. По статистике ООН, в 2005 г. 16% населения жили за чертой бедности, на 1,25 долл. По сравнению с 1978 г. (250 млн человек) ситуация значительно улучшилась. После введения в 2009 г. в Китае нового стандарта бедности число находящихся за чертой бедности возросло (до 43 млн человек, или 3%). Предполагается, что новый стандарт заменит прежнее деление бедного населения на группы «абсолютно бедного», «относительно бедного», «нуждающегося в помощи». Надо отметить, что и по международным, и по национальным стандартам бедности доля населения за чертой бедности в Китае весомо сократилась (по международным стандартам, с 33% в 1990 г. до 16% в 2005 г., по национальным, - с 9 до 3%). Несмотря на корректировку и существенное повышение уровня черты бедности, национальный стандарт все еще ниже международного.
Уровень пособия прожиточного минимума дифференцирован по различным городам. В 1993 г. в г. Шанхае (раньше, чем других городах Китая, ввели пособие прожиточного минимума, которое выплачивалось малообеспеченным городским жителям из числа занятых, безработных и пенсионеров. В 2009 г. в среднем оно составляло 227 юаней в месяц, его получали около 23,5 млн человек в городах и поселках 18. Для сравнения: на конец февраля 2002 г. их было более 13 млн19, в 1998 г. - 1,8 млн20. В 2010 г. численность населения, получившего пособие прожиточного минимума, достигло 23 млн человек, в деревне - 52 млн человек.
После 1997 г. в Китае было создано три системы пенсионного обеспечения: система обязательного пенсионного страхования; система государственного пенсионного обеспечения; система сельского пенсионного страхования. Кроме этих основных трех уровней существуют дополнительные виды пенсионного обеспечения, в том числе корпоративное пенсионное страхование и индивидуальное пенсионное сбережение. В 1997 г. Госсовет издал постановление о создании единой пенсионной системы. В документе указывалось, что правительства всех уровней должны включить социальное обеспечение в план народнохозяйственного и социаль-
18 1999zhi2009nian 7Ьо^§;ио chengshizuidi БЬе^Ьио Ьас^Ьа^ гепБЬи Ьє БЬиірі^ (Изменение системы прожиточного минимума в городах Китая 1999-2009 гг.) (Ьйр://шшш. chinacity.org.cn/csph/csph/59904.html)
19 Доклад Цзэн Пэйяня «О выполнении плана экономического и социального развития за 2001 год и проекте плана на 2002 год» (http://russian.china.org.cn/china/archive/rd-zx/ txt/2002-05/28/content_2032312.htm).
20 БЬєЬш baozhang (Социальное обеспечение) (http://www.gov.cn/test/2005-07/27/content _17692.htm).
ного развития районов, внедрять принцип сочетания основного пенсионного страхования с другими уровнями системы социального обеспечения.
Система обязательного пенсионного страхования обслуживает работников предприятий и служащих государственных учреждений и общественных организаций, работающих на контрактной основе в городе. Финансовые поступления идут от работодателей и работников. Система государственного пенсионного обеспечения предоставляет государственную минимальную пенсию работникам вне системы предприятий. Минимум выплат устанавливается местными властями, при пенсии ниже прожиточного минимума выплачиваются дотации. Система сельского пенсионного страхования работает на добровольной основе. Официальные источники утверждают, что к системе пенсионного страхования присоединились не только государственные предприятия, но и 51,5% предприятий коллективной собственности и 34,2% предприятий других видов собственности (по состоянию на 1997г.)21. Сейчас в Китае существует следующая система пенсионных взносов: работник должен вносить до 8% зарплаты, предприятие отчисляет в пенсионный фонд до 20% от фонда зарплаты. Величина пенсии также зависит от места работы, от постановлений местных правительств22. Ставка индивидуальных взносов работника была не менее 4% в 1997 г., с 1998 г. каждые два года она увеличивается на 1%. Вносимые средства состоят из двух частей - взносы на общественный счет и на индивидуальный счет. Часть средств, равная 11% зарплаты, а также индивидуальные взносы предназначены для создания индивидуального счета. Недостающий до 11% взнос на индивидуальный счет пополняется предприятиями. Остающаяся часть взносов предприятия перечисляется в общественный фонд, основанный на распределительном принципе. Работники закрывшихся предприятий обеспечиваются пенсиями в размере пособия прожиточного минимума, устанавливаемого местной администрацией.
В 2010 г. в городах социальным страхованием по старости были охвачены 256,7 млн человек, из них работающие составляли 193,7 млн человек, пенсионеры - около 63 млн23. В 1998 г. было 85 млн работников предприятий и 27,3 млн пенсионеров. Уже в 2002 г. 99,9% пенсионеров госпредприятий своевременно и в полном объеме получили пенсии. В деревне система страхования по старости внедряется все еще на экс-
21 Хоу Вэньжо. Реформа системы социального обеспечения в Китае // Проблемы Дальнего Востока. 2001, № 1.
22 Zhongguode shehui baozhang zhuangkuang he zhence (Состояние системы социального обеспечения и политики соцобеспечения в Китае) (http://www.gov.cn/zwgk/2005-05/27/content_1533.htm).
23 2010 niandu гспН ziyuan he shehui baozhang shiye fazhan tongji gongbao (Статистическая сводка о трудовых ресурсах и развитии системы социального обеспечения в 2010 г.).
периментальной основе и только в некоторых регионах. В 2010 г. этой системой были охвачены 103 млн человек.
Несмотря на то, что система пенсионного страхования за последние годы расширилась почти в два раза, еще остается значительная часть предприятий, не обеспечивающих своих работников пенсиями.
Пособие по безработице выдается официально зарегистрированным безработным в городе, находящимся в поисках работы. К оставшимся без работы гражданам для получения пособия по безработице предъявляют три требования. Во-первых, сотрудник на протяжении 12 месяцев до увольнения должен делать взносы в фонд страхования от безработицы; во-вторых, он должен быть уволен, а не уволиться по собственному желанию, быть готов к восстановлению на работу на других предприятиях; в-третьих, уволенный сотрудник обязан уведомить местные органы о своем новом статусе безработного. Размер пособия по безработице ниже минимального размера оплаты труда, но выше прожиточного минимума. Местные администрации провинций, автономных районов и городов самостоятельно определяют уровень пособия, опираясь на установленные центральным правительством нормы. Максимальный срок получения пособия по безработице составляет 24 месяца, если на предыдущих местах работы человек, оказавшийся безработным, на протяжении более 10 лет платил взносы в фонд страхования по безработице. В случае, если безработный на протяжении более 5 лет, но менее 10 лет платил взносы в фонд, он имеет право получать пособие в течение 18 месяцев. В случае, если безработный на протяжении более 1 года, но менее 5 лет платил взносы в фонд, он имеет право получать пособие в течение 12 месяцев. Система страхования по безработице в 2010 г. распространилась на 133,8 млн человек, в 1998 г. их было 79 млн. В 2009 г. более 16 млн работников из сельской местности в городе были включены в систему страхования по безработице.
На всех государственных предприятиях были созданы органы, отвечающие за повторное трудоустройство сокращенных сотрудников. Правительство разработало программы обеспечения повторной занятости для безработных. Государственные органы страхования создали сеть сотрудничества с государственными, частными предприятиями в целях предоставления услуг повторной занятости.
Пособие по безработице «сяган» было выше пособия, устанавливаемого местными властями. Органы повторного трудоустройства госпредприятий продолжали делать взносы за уволенных сотрудников в пенсионный фонд, фонд медицинского страхования, а также фонд страхования от безработицы. Средства поступали от трех источников: из государственного бюджета, по социальным программам фондов страхования от безработицы и от госпредприятий. Если пособие по безработице не достигло установленного минимума, то безработный мог подать заявле-
ние на дополнительные выплаты от государства. В 2005 г. 3,6 млн «сяган» получали пособие по безработице. Согласно статистике за 2005 г., общее число «сяган» составляло около 6 млн человек.
Страхование от безработицы работников сельской местности существует только для работающих на контрактных условиях на городских предприятиях. Работодатель, нанимающий сотрудников из сельской местности, обязуется делать ежемесячный взнос в фонд страхования от безработицы, в то время как сельский работник освобождается от взноса. Те работники, которые работали на одного работодателя на протяжении одного года и не продлили контракт, или те, кто расторгнул его раньше установленного срока, имеют право подать заявление на предоставление пособия по безработице. В данном случае не устанавливается минимум, так как речь идет об отчислениях работодателя, поэтому пособие по безработице сельского работника часто оказывается ниже пособия по безработице для городских жителей 24.
С 1950-х гг. базовое медицинское страхование рабочих и служащих осуществлялось полностью за счет государства. В 1970-х гг. стало понятно, что это непосильно для госбюджета. Кроме того, с ростом частного предпринимательства стало очевидно, что существующая система здравоохранения не соответствует современным требованиям. В 1998 г. началось реформирование системы базового медицинского страхования в городе. Система распространяется на всех работодателей и работников, а также на вышедших на пенсию сотрудников госорганизаций и госпредприятий, частных компаний в городах. Работники с неполной занятостью также могут участвовать в программе базового медицинского страхования. Финансовые поступления идут в фонд медицинского страхования от работников и организаций. Работодатель отчисляет ежемесячно 6% общего зарплатного фонда, работник - 2% ежемесячной зарплаты. Пенсионеры освобождены от взносов в фонд медицинского страхования. Распределение отчислений следующее: личные взносы и 30% взносов работодателя идут на личные счета, 70% взносов работодателей идет в фонды социальных пулов.
Медицинские расходы делятся между фондами медицинского страхования и личными счетами. Выплаты на лечение амбулаторных больных (если речь идет о небольших суммах) в основном оплачиваются с личных счетов. Если расходы на госпитализацию превышают установленную сумму, то они выплачиваются из средств социальных пулов. Минимальные и максимальные размеры выплат четко фиксированы. Минимальная сумма из социального фонда равна примерно 10% средней годовой зарплаты работников в соответствующем районе, максимальная может в четыре раза превышать среднегодовую зарплату. Нормы выплат на лече-
24 China's Social Security and its Policy (2004) (www.gov.cn).
ние и лекарства для пенсионеров значительно ниже, чем для работающих. Данная система действует в городах и поселках. Система медицинского страхования в городе в 2010 г. распространялась на 432 млн человек, из них базовую медицинскую страховку от предприятий имели 237 млн, остальные 194,7 млн пользовались обычной базовой медицинской страховкой. Численность работников из деревни, работающих в городах и имеющих базовую медицинскую страховку, была около 46 млн человек. В 1998 г. численность работников, обеспеченных базовым медицинским страхованием, не достигала 19 млн человек.
В деревнях организована система сельского кооперативного базового медицинского страхования, которой к 2010 г. было охвачено более 800 млн с сельской пропиской, то есть около 96,3% данной группы населения.
Обеспеченность социально незащищенных слоев населения является, пожалуй, одним из важнейших критериев социально-экономического развития. В случае Китая развитость системы социального обеспечения - залог дальнейшего устойчивого экономического роста и всеобщего повышения уровня жизни населения. В настоящее время страна готовится повернуть к другой модели роста, при которой она отказывается от принципа высокой доли сбережений населения в пользу роста потребления, от целенаправленной поддержки экспортно ориентированных отраслей. Их место должен занять внутренний рынок. Из прежних опор остается только активная регулирующая роль государства. Сочетание инновационного развития и расширения внутреннего рынка (возвращение к развитию деревни) - наиболее подходящий и вероятный путь выхода из ловушки зависания на одном уровне экономического развития.
Прогресс в формировании инновационной экономики, опирающийся в Китае в значительной степени на политическую волю, невозможен без развития социальной сферы. Внутренний рынок не может начать внезапно развиваться быстрыми темпами без существенного роста доходов населения. Они росли на протяжении последнего периода, в городе даже весьма внушительными темпами, но бумов потребления не случалось. Перед правительством стоит задача сделать так, чтобы у населения были деньги, и оно хотело бы их потратить. Граждане предпочитали сберегать средства на лечение, на старость, на образование детей. Причиной этому являлось в том числе и отсутствие общедоступной системы социального обеспечения. Государство приступило к реформированию старой и созданию новой системы социального обеспечения, чтобы высвободить средства для потребления, поднять общий уровень жизни населения и сохранить необходимые темпы экономического роста. Выстраивание многоуровневой и многоплановой системы социального обеспечения формирует важнейшие задачи правительства на краткосрочную и среднесрочную перспективу.