Научная статья на тему 'Преобразование ограничений в задаче учета спроса на пассажирские перевозки'

Преобразование ограничений в задаче учета спроса на пассажирские перевозки Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
114
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОПИТ / ПАСАЖИРСЬКі ПЕРЕВЕЗЕННЯ / ВЕКТОРНА ОПТИМіЗАЦіЯ / DEMAND / PASSENGER TRANSPORTATION / VECTOR OPTIMIZATION / СПРОС / ПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ / ВЕКТОРНАЯ ОПТИМИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Кодола Г. Н.

Рассматривается задача векторной оптимизации распределения спроса на пассажирские перевозки между станциями с новым подходом к преобразованию ограничений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по математике , автор научной работы — Кодола Г. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONVERSION RESTRICTIONS IN THE PROBLEM OF THE DEMAND FOR PASSENGER TRANSPORTATION

The problem of vector optimization of demand distribution for passenger transportations between stations with the new approach to transformation of restrictions is considered.

Текст научной работы на тему «Преобразование ограничений в задаче учета спроса на пассажирские перевозки»

УДК 629.4.014.6

Г. Н. КОДОЛА (УкрГХТУ) ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ОГРАНИЧЕНИЙ

В ЗАДАЧЕ УЧЕТА СПРОСА НА ПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ

Розглядаеться задача векторно1 onraMÎ3a^ï розподшення попиту на перевезення пасажирiв м1ж станцiя-ми з новим шдходом до перетворення обмежень.

Рассматривается задача векторной оптимизации распределения спроса на пассажирские перевозки между станциями с новым подходом к преобразованию ограничений.

The problem of vector optimization of demand distribution for passenger transportations between stations with the new approach to transformation of restrictions is considered.

В работах [1; 2] были рассмотрены математические модели учета спроса на пассажирские перевозки в поездах дальнего следования, где в качестве модели рассматривалась задача векторной оптимизации с ограничениями. При решении данной задачи в [2] возникла трудность распределения мест, чтобы удовлетворить спрос.

Рассмотрим задачу из [2]

() ^

V-F2(Y ),

^ min

(1)

при условиях

Ё У 2 j ^ У12

j=3

n

Ё Уз j < У13 + У23

j=4

Ё Ё Уу ~ Ё1 Уш j=i+1 k=1

(2)

- У23 +Ё Уз j < У13'

j=4

n

— У 24 - У34 +Ё У4 j < У14

j=5

-ЁУы + Ё Уц <Ун' i = 2,n-1

j=i+1

k=2

Запишем преобразованные условия в матричной форме

где

C• Y *

^23 ^

Y =

где ) - средние потери; Р2(У) - средняя прибыль; у у (^)- число мест, которые могут быть проданы в А^ для поездки в Л}.;

7 = (у12,у13,...,у1п,у23,у24,...,у2пуп-1п) ;

п - количество станций.

Преобразуем условия (2). Для этого из правой части перенесем все у ^, для /Ф1 в

левую часть:

п

Ё у 21 < у12 ,

1 =3

Y =

У24

У2п У34 У35

У 3п

V У п—1 п У

^12 ^ У13 У14

V У1п—1 У

а матрица C представляет собой:

с =

Г1 1 .. .1 1 о о о .. .о о .. .о о о о о о

—1 о .. .о о 1 1 1 .. .1 1 .. .о о о о о о

о —1 .. .о о —1 о о .. .о о .. .о о о о о о

о о .. .о о о о о .. .о о .. .1 1 1 о о о

о о .. .о о о о о .. .о о .. . —1 о о 1 1 о

V о о .. . —1 о о о о .. . —1 о .. .о —1 о —1 о 1

Размерность матрицы С составит:

п—1

(п — 2) X (п — 2)п — ^ I.

г=2

Рассмотрим пример, для п = 5 . Выпишем условия (2):

У23 + У24 + У25 < Уl2, У34 + У35 < У13 + У23 '

У45 < У14 + У24 + У34.

Преобразуем данные неравенства, как описано выше

У23 + У24 + У25 < У12,

У23 + У34 + У35 < Уl3, —У24 — У34 + У45 < У14.

В матричной форме

ГУ23 ^

Г1 1 1 о о о 1 У24 Г У12 ]

— 1 о о 1 1 о • У25 < У13

V о —1 о —1 о 1 У У34 V У14 ,

У35

V У45 У

Разобьем матрицу с на две матрицы и вектор У1 на два вектора, тогда преобразованные условия (2) в матричной форме примут вид:

ГУ23 ^ ГУ34 ^ Г У12 ^

А • У24 + В • У35 < У13 (3)

VУ25 у V У45 У V У14 У

А =

Г 1 —1

1 о

о —1

1 1

о о

в =

Г ооо 1 1 1 о —1 о 1

У

Тогда, если существует обратная матрица к матрице А , решение системы неравенств (3) будет следующим:

ГУ23 ^ У24 .У25,

< А'1

Г У12 ^

У13 ,У14.

+ А'1 • В •

ГУ34 ^

У35 ,У45,

Определитель матрицы А равен 1. Обратная матрица представляет собой:

А-1 =

Г о —1 о 1 о о —1

1 1

1

где

Для того, чтобы получить решение системы неравенств (3) достаточно задаться значениями:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ГУ34 ^ У35 У45

Г У12 ^

У13

V У14 У

Рассматривая случай для п = 6 , определитель матрицы А также равен 1, и т. д. Выпишем условия (3) для общего случая:

1 1 . 1 1

—1 о . о о

о —1 . о о

о о . о о

о о . о о

о о . —1 о

ГУ23 1

У24 У25

У2п—1 чУ2п ,

Г о о о

о о

о о о о о о 1

1 1 1 . 1 1 . о о о о о о

—1 о о . о о . о о о о о о

о о о . о о . 1 1 1 о о о

о о о . о о . —1 о о 1 1 о

о о о . —1 о . о —1 о —1 о 1

<

(4)

Можно выделить следующие свойства матрицы А :

Определитель матрицы А для любой размерности будет равен 1.

Обратная матрица к матрице А размерности п будет следующей:

Г о —1 о

А'1 =

о о —1

0 о о

1 1 1

о о 1

о о

0 —1

1 1 У

(5)

тогда решение системы неравенств (4) имеет вид

ГУ23 1

У 24 У 25

У 2п—1

V У2п У

< А'1 •

ГУ34 1

У35

У 3п У45

У4п

V Уп—1 п У

+ А-1 • В •

Г У12 1

У13

У14

V У1п—1 у

где А 1 определяется как (5).

Г У34

У35

У3п У45

У4п

V У п—1 п У

Рассмотрим численный пример из [2], где рассматривается задача распределения мест по станциям для 4 городов на поезд с одним типом мест.

Информация о спросе представлена в виде:

Г У12 1

У13 У14

V У1п—1 У

Ашт =

А =

шах

2о 5

бо 3о 4

15

25 1о

8о 5о 1о

где матрица Ашт содержит информацию о минимальной величине спроса, матрица Ашах - о

максимальной величине спроса на поездки. Информация разбита по столбцам, т. е. первый столбец показывает спрос на поездки из первой станции до второй, третьей и четвертой.

При этих исходных данных было получено следующее решение задачи:

У =

Г 11,4 1

21,4 6,41 65,6 35,7 5,69У

т. е. из первой станции до второй выделяется 11 мест, из первой до третей - 21 место, из пер-

вой до четвертой - 66 мест, из второй до третьей станции выделяется 6 мест, из второй до четвертой - 36 мест, при чем ограничения (2) по второй станции для данного решения не выполняются, т. е.

(у23 + у24) > Уl2,

сделаны были выводы, что бронирование мест по второй станции необходимо перераспределить.

Для решения задачи перераспределения воспользуемся представленным выше методом.

Запишем ограничения (2) с учетом преобразования:

|У23 + У24 ^ Уl2, I"у23 + У34 ^ у13-

Решением данной системы неравенств будет следующее:

|у24 ^ 26, Iу23 >"15

Откуда следует, что по второй станции недостаток мест на данный поезд до третьей станции составляет 15 мест.

Один из вариантов решения данной задачи представлен в [3], где в ограничения (2) включено новое слагаемое, учитывающее свободные места, следующие от станции А1 до станции

Аг, и будут записаны как

г-1

Ё у г; =Ё укг + у0

1=г+1

к=1

Ё у 21 = у12 + У12

1=3

п

Ё у3 1 = у13 + У23 + у0

1=4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7 > 0, у0 > О,

где у0 - свободные места, следующие от станции А1 до станции Аг.

С учетом этого выпишем ограничения (2) по второй станции для рассматриваемого примера

у23 + У24 ^ у12 + у^

где у102 - свободные места, следующие от станции А1 до станции А2 .

Поэтому, чтобы удовлетворить спрос по второй станции необходимо от первой станции до второй пустить дополнительные места в ко-

0 1 с

личестве у12 = 15, при этом от первой станции

до второй они будут идти порожняком. Как вариант для сокращения убытков от порожнего пробега дополнительных мест в стоимость билета необходимо включать затраты по холостому пробегу.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Босов А. А. Определение эффективной структуры пассажирского поезда / А. А. Босов, Е. А. Момот // Вюник Дншропетр. нац. ун-т за-лiзн. трансп. iм. акад. В. Лазаряна. - Д.: Вид-во Дшпропетр. нац. ун-ту залiзн.. трансп. iм. акад. В. Лазаряна, 2003. - № 1. - С. 91-95.

2. Аксенов И. М. Математическая модель композиции пассажирских составов / И. М. Аксенов, Г. Н. Кодола, Е. А. Момот // Залiзничний транспорт Украши. - 2005. - № 1. - С. 47-50.

3. Кодола Г. Н. Математическая модель учета спроса на пассажирские перевозки // Проблемы и перспективы развития железнодорожного транспорта: Тезисы ЬХУ1 Междунар. научно-практической конф. - Д.: Вид-во Дшпропетр. нац. ун-ту залiзн. трансп. iм. акад. В. Лазаряна, 2006. - С. 296-297.

Поступила в редколлегию 07.10.2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.