УДК 629.4.014.6
Г. Н. КОДОЛА (УкрГХТУ) ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ОГРАНИЧЕНИЙ
В ЗАДАЧЕ УЧЕТА СПРОСА НА ПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ
Розглядаеться задача векторно1 onraMÎ3a^ï розподшення попиту на перевезення пасажирiв м1ж станцiя-ми з новим шдходом до перетворення обмежень.
Рассматривается задача векторной оптимизации распределения спроса на пассажирские перевозки между станциями с новым подходом к преобразованию ограничений.
The problem of vector optimization of demand distribution for passenger transportations between stations with the new approach to transformation of restrictions is considered.
В работах [1; 2] были рассмотрены математические модели учета спроса на пассажирские перевозки в поездах дальнего следования, где в качестве модели рассматривалась задача векторной оптимизации с ограничениями. При решении данной задачи в [2] возникла трудность распределения мест, чтобы удовлетворить спрос.
Рассмотрим задачу из [2]
() ^
V-F2(Y ),
^ min
(1)
при условиях
Ё У 2 j ^ У12
j=3
n
Ё Уз j < У13 + У23
j=4
Ё Ё Уу ~ Ё1 Уш j=i+1 k=1
(2)
- У23 +Ё Уз j < У13'
j=4
n
— У 24 - У34 +Ё У4 j < У14
j=5
-ЁУы + Ё Уц <Ун' i = 2,n-1
j=i+1
k=2
Запишем преобразованные условия в матричной форме
где
C• Y *
^23 ^
Y =
где ) - средние потери; Р2(У) - средняя прибыль; у у (^)- число мест, которые могут быть проданы в А^ для поездки в Л}.;
7 = (у12,у13,...,у1п,у23,у24,...,у2пуп-1п) ;
п - количество станций.
Преобразуем условия (2). Для этого из правой части перенесем все у ^, для /Ф1 в
левую часть:
п
Ё у 21 < у12 ,
1 =3
Y =
У24
У2п У34 У35
У 3п
V У п—1 п У
^12 ^ У13 У14
V У1п—1 У
а матрица C представляет собой:
с =
Г1 1 .. .1 1 о о о .. .о о .. .о о о о о о
—1 о .. .о о 1 1 1 .. .1 1 .. .о о о о о о
о —1 .. .о о —1 о о .. .о о .. .о о о о о о
о о .. .о о о о о .. .о о .. .1 1 1 о о о
о о .. .о о о о о .. .о о .. . —1 о о 1 1 о
V о о .. . —1 о о о о .. . —1 о .. .о —1 о —1 о 1
Размерность матрицы С составит:
п—1
(п — 2) X (п — 2)п — ^ I.
г=2
Рассмотрим пример, для п = 5 . Выпишем условия (2):
У23 + У24 + У25 < Уl2, У34 + У35 < У13 + У23 '
У45 < У14 + У24 + У34.
Преобразуем данные неравенства, как описано выше
У23 + У24 + У25 < У12,
У23 + У34 + У35 < Уl3, —У24 — У34 + У45 < У14.
В матричной форме
ГУ23 ^
Г1 1 1 о о о 1 У24 Г У12 ]
— 1 о о 1 1 о • У25 < У13
V о —1 о —1 о 1 У У34 V У14 ,
У35
V У45 У
Разобьем матрицу с на две матрицы и вектор У1 на два вектора, тогда преобразованные условия (2) в матричной форме примут вид:
ГУ23 ^ ГУ34 ^ Г У12 ^
А • У24 + В • У35 < У13 (3)
VУ25 у V У45 У V У14 У
А =
Г 1 —1
1 о
о —1
1 1
о о
в =
Г ооо 1 1 1 о —1 о 1
У
Тогда, если существует обратная матрица к матрице А , решение системы неравенств (3) будет следующим:
ГУ23 ^ У24 .У25,
< А'1
Г У12 ^
У13 ,У14.
+ А'1 • В •
ГУ34 ^
У35 ,У45,
Определитель матрицы А равен 1. Обратная матрица представляет собой:
А-1 =
Г о —1 о 1 о о —1
1 1
1
где
Для того, чтобы получить решение системы неравенств (3) достаточно задаться значениями:
ГУ34 ^ У35 У45
Г У12 ^
У13
V У14 У
Рассматривая случай для п = 6 , определитель матрицы А также равен 1, и т. д. Выпишем условия (3) для общего случая:
1 1 . 1 1
—1 о . о о
о —1 . о о
о о . о о
о о . о о
о о . —1 о
ГУ23 1
У24 У25
У2п—1 чУ2п ,
Г о о о
о о
о о о о о о 1
1 1 1 . 1 1 . о о о о о о
—1 о о . о о . о о о о о о
о о о . о о . 1 1 1 о о о
о о о . о о . —1 о о 1 1 о
о о о . —1 о . о —1 о —1 о 1
<
(4)
Можно выделить следующие свойства матрицы А :
Определитель матрицы А для любой размерности будет равен 1.
Обратная матрица к матрице А размерности п будет следующей:
Г о —1 о
А'1 =
о о —1
0 о о
1 1 1
о о 1
о о
0 —1
1 1 У
(5)
тогда решение системы неравенств (4) имеет вид
ГУ23 1
У 24 У 25
У 2п—1
V У2п У
< А'1 •
ГУ34 1
У35
У 3п У45
У4п
V Уп—1 п У
+ А-1 • В •
Г У12 1
У13
У14
V У1п—1 у
где А 1 определяется как (5).
Г У34
У35
У3п У45
У4п
V У п—1 п У
Рассмотрим численный пример из [2], где рассматривается задача распределения мест по станциям для 4 городов на поезд с одним типом мест.
Информация о спросе представлена в виде:
Г У12 1
У13 У14
V У1п—1 У
Ашт =
А =
шах
1о
2о 5
бо 3о 4
15
25 1о
8о 5о 1о
где матрица Ашт содержит информацию о минимальной величине спроса, матрица Ашах - о
максимальной величине спроса на поездки. Информация разбита по столбцам, т. е. первый столбец показывает спрос на поездки из первой станции до второй, третьей и четвертой.
При этих исходных данных было получено следующее решение задачи:
У =
Г 11,4 1
21,4 6,41 65,6 35,7 5,69У
т. е. из первой станции до второй выделяется 11 мест, из первой до третей - 21 место, из пер-
вой до четвертой - 66 мест, из второй до третьей станции выделяется 6 мест, из второй до четвертой - 36 мест, при чем ограничения (2) по второй станции для данного решения не выполняются, т. е.
(у23 + у24) > Уl2,
сделаны были выводы, что бронирование мест по второй станции необходимо перераспределить.
Для решения задачи перераспределения воспользуемся представленным выше методом.
Запишем ограничения (2) с учетом преобразования:
|У23 + У24 ^ Уl2, I"у23 + У34 ^ у13-
Решением данной системы неравенств будет следующее:
|у24 ^ 26, Iу23 >"15
Откуда следует, что по второй станции недостаток мест на данный поезд до третьей станции составляет 15 мест.
Один из вариантов решения данной задачи представлен в [3], где в ограничения (2) включено новое слагаемое, учитывающее свободные места, следующие от станции А1 до станции
Аг, и будут записаны как
г-1
Ё у г; =Ё укг + у0
1=г+1
к=1
Ё у 21 = у12 + У12
1=3
п
Ё у3 1 = у13 + У23 + у0
1=4
7 > 0, у0 > О,
где у0 - свободные места, следующие от станции А1 до станции Аг.
С учетом этого выпишем ограничения (2) по второй станции для рассматриваемого примера
у23 + У24 ^ у12 + у^
где у102 - свободные места, следующие от станции А1 до станции А2 .
Поэтому, чтобы удовлетворить спрос по второй станции необходимо от первой станции до второй пустить дополнительные места в ко-
0 1 с
личестве у12 = 15, при этом от первой станции
до второй они будут идти порожняком. Как вариант для сокращения убытков от порожнего пробега дополнительных мест в стоимость билета необходимо включать затраты по холостому пробегу.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Босов А. А. Определение эффективной структуры пассажирского поезда / А. А. Босов, Е. А. Момот // Вюник Дншропетр. нац. ун-т за-лiзн. трансп. iм. акад. В. Лазаряна. - Д.: Вид-во Дшпропетр. нац. ун-ту залiзн.. трансп. iм. акад. В. Лазаряна, 2003. - № 1. - С. 91-95.
2. Аксенов И. М. Математическая модель композиции пассажирских составов / И. М. Аксенов, Г. Н. Кодола, Е. А. Момот // Залiзничний транспорт Украши. - 2005. - № 1. - С. 47-50.
3. Кодола Г. Н. Математическая модель учета спроса на пассажирские перевозки // Проблемы и перспективы развития железнодорожного транспорта: Тезисы ЬХУ1 Междунар. научно-практической конф. - Д.: Вид-во Дшпропетр. нац. ун-ту залiзн. трансп. iм. акад. В. Лазаряна, 2006. - С. 296-297.
Поступила в редколлегию 07.10.2006.