Научная статья на тему 'ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОРОДСКОГО ПРОСТРАНСТВА НАБЕРЕЖНЫХ ЧЕЛНОВ В ТВОРЧЕСТВЕ ГРУППЫ «АНСВАКИ»'

ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОРОДСКОГО ПРОСТРАНСТВА НАБЕРЕЖНЫХ ЧЕЛНОВ В ТВОРЧЕСТВЕ ГРУППЫ «АНСВАКИ» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
18
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
объединения художников / группа «АНСВАКИ» / советские моногорода / Набережные Челны / советское искусство / искусство советской Татарии / associations of artists / ANSVAKI group / Soviet single-industry towns / Naberezhnye Chelny / Soviet art / art of Soviet Tatarstan

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Авдошина Светлана Арсеновна

Цель исследования – выявить особенности художественного творчества группы «АНСВАКИ» и их роль в преобразовании культурной среды города Набережные Челны. В статье рассмотрено творчество художников группы «АНСВАКИ» из города Набережные Челны В.Я. Акимова, В.В. Анютина, Ю.Г. Свинина с точки зрения влияния на пространства моногородов. В точках пересечения природной среды и про-странства жизни человека возникает возможность создания художественных образов городского про-странства, что очень хорошо видно на примере группы «АНСВАКИ», образованной в 1985 году. Научная новизна: в статье впервые рассматривается творчество художников группы «АНСВАКИ» – В.Я. Акимова, В.В. Анютина, Ю.Г. Свинина в аспекте проблемы преобразования городского пространства. В результате исследования творчество художников группы определяется как попытка трансформировать, преобразить суровую производственную среду города Набережные Челны через призму вечных человеческих тем: детство, дружба, любовь, чудо.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Авдошина Светлана Арсеновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TRANSFORMATION OF THE URBAN SPACE OF NABEREZHNYE CHELNY IN THE WORK OF THE ANSVAKI GROUP

The purpose of the study is to identify the features of the artistic creativity of the ANSVAKI group and their role in the transformation of the cultural environment of the city of Naberezhnye Chelny. The article examines the work of the artists of the ANSVAKI group from the city of Naberezhnye Chelny V.Ya. Akimov, V.V. Anyutin, Yu.G. Svinin from the point of view of the influence of the space of single-industry towns on it. At the points of intersection of the natural environment and the space of human life, it becomes possible to create artistic images of urban space, which is very clearly seen in the example of the ANSVAKI group, formed in 1985. Scientific novelty: the article for the first time examines the work of the artists of the ANSVAKI group – V.Ya. Akimov, V.V. Anyutin, Yu.G. Svinin in the aspect of the problem of urban space transformation. As a result of the research, the creativity of the group's artists is defined as an attempt to transform, transform the harsh industrial environment of the city of Naberezhnye Chelny through a look at it through the prism of eternal human themes: childhood, friendship, love, miracle.

Текст научной работы на тему «ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОРОДСКОГО ПРОСТРАНСТВА НАБЕРЕЖНЫХ ЧЕЛНОВ В ТВОРЧЕСТВЕ ГРУППЫ «АНСВАКИ»»

9. Орлов, А.М. Мещера, мещеряки, мишари / А.М. Орлов. - Казань: Татар. кн. изд-во, 1992. - 112 с.

10. Рыбаков, С.Г. Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта / Записки Императорской Академии наук. VIII серия: По историко-филологическому отделению. - Том II. - № 2 - СПб.: типография Императорской Академии наук, 1897. - 330 с.

11. Уразманова, Р.К. Обряды и праздники татарского народа / Р.К.Уразманова. - Казань, 1992. - 198 с.

References

1. Bikbulatov, K. M. Narduganskij cikl tradicionnyh tancev tatar-kryashen / K. M. Bikbulatov / / Iskusstvo Tatarstana: puti stanovleniya. - Kazan', 1985. - S. 53-68.

2. Gafiyatullina, L.A. Sravnitel'no-sopostavitel'nyj analiz prazdnikov zimnego solncevorota tatar-kryashen i chuvashej / L.A. Gafiyatullina // Pedagogicheskij potencial sovremennyh tekhnologij social'no-kul'turnoj deyatel'nosti: materialy Vserossijskoj elektronnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 25-30 noyabrya 2017 g. / KazGIK; nauch. red. i sostaviteli: D.V.SHamsutdinova, R.I. Turhanova, L.F. Mustafina. - Kazan': Izd-vo «Brig», 2017. - S.312-315.

3. Egorov, N.I. CHuvashskie prazdniki i kalendarnye obryady / N.I.Egorov. - CHeboksary: CHKI, 1994. -198 s.

4. Enikeeva, A.R. Tatarskaya tradicionnaya obryadovo-prazdnichnaya kul'tura: Uchebno-metodicheskoe posobie / A.R. Enikeeva. - Kazan': KGUKI, 2007. - 32 s.

5. Matveev, S. Gadanie na kol'cah u kreshchyonyh tatar / S. Matveev // IOAIE pri Imperatorskom universi-tete. - T. XIII. - Vyp.1. - Kazan', 1907. - S. 39-203.

6. Mihajlov, V.I. Obryady i obychai chuvash / V.I. Mihajlov // Zapiski Imperatorskogo Russkogo geografich-eskogo obshchestva (otdel etnografii). - T. XVII. - Vyp. 2. - SPb., 1891. - S. 87-130

7. Muhamedova, R.G. Tatary-mishari: istoriko-etnograficheskoe issledovanie / R.G. Muhamedova. - M.: Nauka, 1972. - 248 s.

8. Nravy i obychai v CHeboksarskom uezde: etnograficheskij sbornik / sost. dejst. chl. Kazan. obshchestva arheologii, istorii i etnografii V.K. Magnickij. - Kazan': Tipografiya Gubernskogo pravleniya, 1888. - 118 s.

9. Orlov, A.M. Meshchera, meshcheryaki, mishari / A.M. Orlov. - Kazan': Tatar. kn. izd-vo, 1992. - 112 s.

10. Rybakov, S.G. Muzyka i pesni ural'skih musul'man s ocherkom ih byta / Zapiski Imperatorskoj Akademii nauk. VIII seriya: Po istoriko-filologicheskomu otdeleniyu. - Tom II. - № 2 - SPb.: tipografiya Imperatorskoj Akademii nauk, 1897. - 330 s.

11. Urazmanova, R.K. Obryady i prazdniki tatarskogo naroda / R.K.Urazmanova. - Kazan', 1992. - 198 s.

Примечания

1. Со слов Александровой Елены Александровны 1954 года рождения и Ефимовой Люции Петровны

1960 года рождения, урождённых села Сунчелеево Зеленодольского района Республики Татарстан.

2. Со слов Абрамовой Анны Андреевны 1948 года рождения, урождённой деревни Албаево Мамадыш-

ского района Республики Татарстан.

УДК 7.036. EDN ьтиощ

С.А. Авдошина

ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОРОДСКОГО ПРОСТРАНСТВА НАБЕРЕЖНЫХ ЧЕЛНОВ В ТВОРЧЕСТВЕ ГРУППЫ «АНСВАКИ»

Цель исследования - выявить особенности художественного творчества группы «АНСВАКИ» и их роль в преобразовании культурной среды города Набережные Челны. В статье рассмотрено творчество художников группы «АНСВАКИ» из города Набережные Челны В.Я. Акимова, В.В. Анютина, Ю.Г. Свинина с точки зрения влияния на пространства моногородов. В точках пересечения природной среды и пространства жизни человека возникает возможность создания художественных образов городского пространства, что очень хорошо видно на примере группы «АНСВАКИ», образованной в 1985 году. Научная новизна: в статье впервые рассматривается творчество художников группы «АНСВАКИ» - В.Я. Акимова, В.В. Анютина, Ю.Г. Свинина в аспекте проблемы преобразования городского пространства. В результате исследования творчество художников группы определяется как попытка трансформировать, преобразить суровую производственную среду города Набережные Челны через призму вечных человеческих тем: детство, дружба, любовь, чудо.

Ключевые слова: объединения художников, группа «АНСВАКИ», советские моногорода, Набережные Челны, советское искусство, искусство советской Татарии

Для цитирования: Авдошина С.А. Преображение городского пространства Набережных Челнов в творчестве группы «АНСВАКИ» // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2024. № 4. С.74-80. ЕЭЫ ЬТУО^.

Svetlana A. Avdoshina THE TRANSFORMATION OF THE URBAN SPACE OF NABEREZHNYE CHELNY IN THE WORK OF THE ANSVAKI GROUP

The purpose of the study is to identify the features of the artistic creativity of the ANSVAKI group and their role in the transformation of the cultural environment of the city of Naberezhnye Chelny. The article examines the work of the artists of the ANSVAKI group from the city of Naberezhnye Chelny V.Ya. Akimov, V.V. Anyutin, Yu.G. Svinin from the point of view of the influence of the space of single-industry towns on it. At the points of intersection of the natural environment and the space of human life, it becomes possible to create artistic images of urban space, which is very clearly seen in the example of the ANSVAKI group, formed in 1985. Scientific novelty: the article for the first time examines the work of the artists of the ANSVAKI group - V.Ya. Akimov, V.V. Anyutin, Yu.G. Svinin in the aspect of the problem of urban space transformation. As a result of the research, the creativity of the group's artists is defined as an attempt to transform, transform the harsh industrial environment of the city of Naberezhnye Chelny through a look at it through the prism of eternal human themes: childhood, friendship, love, miracle.

Keywords: associations of artists, ANSVAKI group, Soviet single-industry towns, Naberezhnye Chelny, Soviet art, art of Soviet Tatarstan

For citation: Avdoshina S.A. The transformation of the urban space of Naberezhnye Chelny in the work of the ANSVAKI group // Bulletin of Kazan State University of Culture and Arts. 2024. № 4. C.74-80. EDN LTUOIQ.

Введение

Набережные Челны - город без истории, он создавался, прежде всего, для строителей и работников автогиганта КамАЗ, что обусловило специфику организации городской среды, где акцент был сделан скорее на функциональную, чем на эстетическую сторону. Люди, приехавшие на строительство КамАЗа, были представителями разных культур и национальностей.

Актуальность темы исследования

Новая культурно-историческая среда только формировалась, должно было пройти время, чтобы история стала традицией, чтобы поколения людей «укоренились» на этой территории и «обросли» собственными традициями. Если до начала ХХ века человек адаптировался к окружающей среде, к тому месту, где он живет, вырабатывал механизмы взаимодействия с ней, то в конце ХХ века мы наблюдаем обратный процесс, когда происходит преобразование окружающей среды, своего рода, изменения природы под потребности человека. ««АНСВАКИ» - неформальное объединение художников В.В. Анютина, Ю.Г. Свинина, В.Я. Акимова (аббревиатура образована от первых двух букв их фамилий), сплотивших вокруг себя молодых художников В. Мышова, Б. Грабенко, А. Петрова» [Султанова, 2001. С. 59.].

В период 1980-1990-х гг. художественное пространство страны наполняется символикой соцар-та, неприятием реалистичных средств художественного выражения, выдвижением отрицания всего советского. Все художники были членами Союза советских художников Татарии, где в это время появляются неформальные объединения, одной из которых была группа «АНСВАКИ». Цель: проанализировать роль художников группы «АНСВАКИ» в преобразовании городского пространства.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: выявить в работах художников группы «АНСВАКИ» средства художественного выражения, используемые для преображения культурной и художественной среды города.

Методы исследования

Для решения задач исследования был выбран системный подход с использованием формально-стилистического и типологического метода. Материалом для исследования послужили произведения художников группы «АНСВАКИ»: В. Я. Акимова, В. В. Анютина, Ю. Г. Свинина.

Литературный обзор

Теоретическую базу статьи составляют работы: В.В. Подорога [6], который рассматривает метафизику ландшафтных образов; Г.В. Авдошина [1], который предложил понятие модусов видимого (один из них - преображение), его можно применять в исследовании художественных произведений. Указанные искусствоведы в своих статьях рассматривают творчество художников: В.Я. Акимова, В.А. Цой [8], М.Г. Пашкова [4], В.В. Анютина В.А., Цой [9], М.Г. Пашкова [5] в широком художественном контексте. Основные тенденции развития творчества художников группы «АНСВАКИ» определены в работах Р.Р. Султановой [7], Р.Г. Ша-геевой [10] А.Р. Москвиной [3].

Практическая значимость

Результаты данного исследования были апробированы на «VII Международной научной конференции «География искусства» в РАХ и ГИТР. Теоретические выводы статьи могут служить основанием для дальнейших исследований в области истории культуры и изобразительного искусства и позволят развивать тему «преображения» художниками городского пространства.

Обсуждение

Огромные проспекты, отсутствие зелени и бетонные конструкции - это внешнее, вполне стандартное, лицо урбанизированного пространства Набережных Челнов. Творчество художников группы «АНСВАКИ» можно определить как попытку трансформировать, преобразить суровую производственную среду города. Художнику дано постичь суть внутреннего образа городского пространства, некие смысловые единицы места. Кроме того, у каждого художника есть образ иного

пространства жизни, места, где они родились и жили.

«Места силы» каждого человека, когда он возвращается к некоему образу родного пространства, и откуда черпает силы, ресурсы и вдохновение. Образ «места силы» в сознании художника будет влиять на художественные образы, отражаясь и преображая место жизни, делая его знакомым, родным.

Рассмотрим, как пространство Набережных Челнов преобразуется в произведениях художников группы «АНСВАКИ».

В работах художника В.В. Анютина «В новом городе (Октябрь)» (1987, холст, масло, 135х135 см), «Елка /Прогулка/» (1990, 82х102 см) (Рис.1) открывается простор за счет уходящего дальнего плана, с помощью которого предается ощущение бесконечности пространства. Город предстает в

обрамлении типовых многоэтажек с пустыми глазницами окон - этой, уже ставшей привычной, декорацией городской среды, своего рода архетипа современного городского пространства. Эти две работы объединены внутренней линией смыслов, где изобразительными средствами художник преобразует городское пространство. Картина «В новом городе (Октябрь)» выступает как исходная точка, с которой начинается ряд художественных метаморфоз. На ней Набережные Челны показаны еще с обыденной, так сказать, фотографической точностью - с ветром, гуляющим на просторе проспектов, с силуэтами детей на дальнем плане, молодыми обрезанными деревьями, взмывающими ввысь качелями и ямами на переднем плане. Это образ-исходник, образ, где город предстает еще в «сыром» виде, не «согретый» теплом взгляда художника.

Рис.1. В.В. Анютин «Елка /Прогулка/» (1990, 82х102 см, холст, масло, частное собрание); «В новом городе (Октябрь)» (1987, холст, масло, 135х135 см, ГМИИ РТ); «Привет из Челнов» (2010 холст, масло,

61х76 см НЧГК)

В последующих работах В.В. Анютина намечаются линии преображения города. Картина «Елка. /Прогулка/» намечает три образно-смысловых линии. Первая линия связана с появлением на картине взрослых и детей; вторая - рисует образы воробьев, деревьев; на третьей - происходит противопоставление живых природных объектов (деревьев, птиц) неживым - новогодней елке на железном основании, фонарям. Деревья из одной картины в другую преобразуются в фонари, яма-лужа на переднем плане - в железное основание елки, девочка на качелях - в птицу. Художник, продолжая линии метаморфоз в работе «Привет из Челнов» (2010, холст, масло, 61х76 см), заполняет пространство холста лицами людей крупным планом - получается такой статичный портрет на фоне городских многоэтажек. В этой работе В.В. Анютин

наполняет город человеком и делает его главным действующим лицом. Именно люди, явленные в индивидуальных чертах собственных лиц, вытесняют однотипные городские образы, становятся главными персонажами в пространстве картин художника.

Еще две картины: «В лифте» (1988, холст, масло, 120х148 см) и «На Сабантуй /Идущие/»/» (1988, холст, масло, 90х100 см) (Рис. 2) отобраны нами по принципу «статичность - динамичность» городского пространства. Как справедливо было замечено В.А. По-дорогой, « ...от «современного города [...] следует ускользать [...], движение образуется из особых, но всегда свободных пространств, лишенных препятствий» [6, с. 200]. Таким образом, мы видим, что через движение происходит преобразование пространства.

Рис.2. В.В. Анютин «В лифте» (1988, холст, масло, 120х148 см, НЧГК); «На Сабантуй /Идущие/»/» (1988, холст, масло, 90х100 см, частное собрание)

На картине «В лифте» мы видим людей в замкнутом пространстве лифта, полностью его заполнивших. Образы людей поражают эмоциональной отстраненностью, что придает картине атмосферу холода и при всей ее содержательной заполненности рождает ощущение пустоты. Совсем иное - преобразованное пространство на картине «На Сабантуй /Идущие/», где представлена семья (папа, мама, сын), передвигающиеся крупными шагами по нечеткому туманному городскому пространству. Эмоциональная наполненность создается цветовым преображением пространства через желтые одуванчики и синие цветовые акценты. Если рассматривать линию преображения, то мы видим в работе «В лифте» - статичную обездвиженную наполненность лифта фигурами и одновременно эмоциональную пустоту закрытого простран-

ства города. Тогда как в картине «На Сабантуй /Идущие» движение фигур трансформирует город - он оживает, наполняя эмоциями и преображая урбанизированный городской ландшафт.

В. В. Анютин населяет город одним типичным для его произведений лицом: маленьким, с большими глазами, небольшим вздернутым носом и маленьким ртом. Например, в работе «В поисках майских жуков» (1988, холст, масло, 125х122 см.) мы видим подобные лица: без эмоций, где отстранённый и потерянный взгляд у детей устремлен вверх, в небо. Сами названия работ В.В. Анютина: «В лифте», «Го-род»(1989, холст, масло, 99,5х120 см.), «Переход» (1989, холст, масло, 135х135 см), «В Новом городе» (1988, холст, масло, 90х100 см) (Рис. 3) - все они выражают архетипические элементы современной городской среды.

Рис.3. В.В. Анютин «Переход» (1989, холст, масло, 135х135 см); «В Новом городе» (1988, холст, масло, 90х100 см)

Большое значение играет выстраивание пространства полотна, которое создается разными художественными приемами, например: изменение точки обзора, изменение линии горизонта, смещение композиционного центра или его отсутствие, разный

формат полотен, крупный план и др. Все эти средства В. Анютин использует для преобразования пространства города в своих работах.

Обратимся к творчеству Ю. Г. Свинина -другого художника группы. В работе «Пасхальный субботник, или конец весеннего без-

образия» (1993, холст, масло, 90x120 см.) (Рис. 4) он показывает пространство двора сверху, как на ладони.

Ракурс и расположение персонажей картины напоминает фламандские пословицы П. Брейгеля. Городское пространство двора наполнено миниатюрными сценами из жизни: группа мужчин сидит на корточках, кто-то дерётся в очереди у пивного ларька, вокруг -мусор, грязь. Эти образы преобразуются художником прямо на наших глазах: часть двора очищается дворниками и моющими маши-

нами. Подобная метаморфоза - своего рода возвышение, катарсис пространства городского двора - связывается автором не только с физическим очищением от грязи и мусора, но и с духовным преображением. Автор через название отсылает нас к идеальному образу двора Набережных Челнов. Средства художественной выразительности, используемые Ю.Г. Свининым, - гротеск и преувеличение, резкий контраст между идеальным пространством и реалистичными персонажами повседневной жизни.

Рис.4. Ю.Г. Свинин «Пасхальный субботник, или конец весеннего безобразия» (1993, холст, масло, 90х120 см., НЧКГ); «Серая городская среда/Семечки» (1999, холст, масло, 90х100 см); «Холодно» (1998,

холст, масло, 90х100 см)

Подобная траектория преобразования намечается художником в произведении «Утро 45-го комплекса» (1988, холст, масло, 80х100 см), где мы видим девочку с большими глазами, сидящую рядом с мусорным ящиком. Автор, с одной стороны, обобщает и типизирует дворы многоэтажек Челнов, а с другой -показывает нам конкретную среду двора 45-го комплекса города. Образно-смысловая линия преобразования в этой работе также реализуется с помощью контраста: мусорный контейнер противопоставлен образу девочки.

В работах «Серая городская среда/ Семечки» (1999, холст, масло, 90х100 см) и «Холодно» (1998, холст, масло, 90х100 см) (Рис. 3) Ю. Свинина преображение осуществляется с помощью цвета. Пространство города приобретает цвет - мы видим в однотипном сером городе образы, оживляющие его: фигуры девочки, бабушки, кошки. На картине «Холодно»

мы видим собаку, которая лежит, свернувшись калачиком на канализационном люке, заполняя собой все пространство картины. Таким образом, художник преображает пространство городской среды цветом и фигурами живых существ.

Иную линию преображения мы находим у В.Я. Акимова. В работах «Яшка-кино, или вероятность полета» (1989, холст, масло, 99х110 см), «Кузьмич» (1991, холст, масло, 50х40 см) (Рис. 5) художник обращается к человеку. Герои полотен - невероятные типажи, почти что фольклорные, из родной деревни художника, «чудики», юродивые. Они - неотъемлемая часть города. Как справедливо замечает В.А. Подорога, « ...город как монумент власти, апофеоз мертвого, и только пространства стихии, пространства без закона, могут вернуть узурпированную власть самой жизни» [6, с. 200].

Рис.5. В.Я. Акимов «Яшка-кино или вероятность полета» (1989, холст, масло, 99х110 см, ГМИИ РТ);

«Кузьмич» (1991, холст, масло, 50х40 см, ГМИИ РТ)

Представляя всех этих «странных» персонажей, Акимов тем самым возвращает «мертвой» городской среде по-настоящему живых людей, которые, собственно, оживляют и преобразуют ее. Мы видим крупным планом человека на одной ноге, готового к полету; чудаковатого персонажа с вороньим гнездом на голове: он странный и одновременно свой, родной, Кузьмич с соседней улицы, которого знают все в округе. Такой образ больше похож на провокацию художника, на отсылку к народной, уже во многом бессознательной, памяти городского человека. Часть родной деревни с ее традиционным пространством, наполненным специфическими персонажами, становится частью пространства Набережных Челнов, в котором живет художник, заселяющий среду фольклорными мифическими персонажами. Сюрреалистический аспект работы позволяет говорить о воссоздании бессознательных образов родных мест деревенской среды в пространстве города.

Творчество художников группы «АНСВА-КИ» в общем можно определить как попытку трансформировать, преобразить суровую производственную среду города сквозь призму вечных человеческих тем: детство, дружба, любовь, чудо, так как городская среда в определенном смысле не естественна для творчества, потому что «отгораживает» человека от его корней и традиций.

Результаты

Художников этой группы интересуют не огромные пространства проспектов, не без-

ликие высотные здания и не людская масса, занятая производством машин, а внутренний мир и теплота человеческих отношений. Им приходится искать источник вдохновения внутри себя, в традиционных образах национального искусства. В результате чего «пространство жизни» преобразуется и оживляется на картинах особым художественным видением, которое и создает, в сущности, новый, человеческий город. В качестве перспектив исследования можно наметить линии анализа творчества художников других городов республики, которые преобразуют городскую среду, тем самым создавая новое культурное пространство.

Заключение

Итак, можно сделать вывод, что каждый из художников группы «АНСВАКИ» создает определенные средовые образы города Набережные Челны и образы, преображающие это пространство. Художники, имея собственный опыт жизни в пространстве моногорода, в своих работах разными художественными приемами, например, с помощью изменения точки ракурса, перемещения линии горизонта и композиционного центра, разных изображений траектории движения объектов на полотнах, да и сам формат полотен, преображающий пространство, создают произведения, которые становятся частью и основой для урбанистической традиции.

Литература

1.Авдошин Г. В. Отношения идей и вещей в свете понятий взгляда и вида: онтологический аспект // Вестник Вятского государственного университета. - 2019. - № 1. - С. 14-22.

2. Ахметова Л.Р. Религиозные и мифологические темы в современном изобразительном искусстве Татарстана (1990-2000 гг.) // Вестник ТГПУ - 2011. - 4. (26). - С. 273-276.

3. Москвина А.Р. (Исимбитьева). Современная монументальная живопись (1990-е-2015 гг.) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики - 2016.- 12-1 (74). - С. 126-129.

4. Пашкова М.Г. Мастерская Акимова // Аргамак - 1998. - №12. - С. 114-174.

5. Пашкова М.Г Размышления о творчестве художника (В.Анютин) // Аргамак - 1995. - №7. - С. 941052.

6. Подорога М.А. Метафизика ландшафта. Коммуникативные стратегии в философской культуре XIX-XX веков. - М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2021. - 552 с.

7.Султанова Р.Р. Искусство новых городов Республики Татарстан (1960-1990 гг.). Живопись, графика, монументально-декоративное искусство, скульптура. - Казань, 2001.- 193 с.

8. Цой В.А. Живопись - сплав души художника с реальностью (В.А. Анютин)// Татарстан -1996.- № 1.-С. 84-87.

9. Цой В.А. Житие художника Акимова // Татарстан - 1995.- №1-1.- С. 140-147.

10. Шагеева Р.Г. Возможность счастья // Казань - 2009.- № 2. - С. 120-133.

References

1..Avdoshin G. V. Otnosheniya idej i veshhej v svete ponyatij vzglyada i vida: ontologicheskij aspekt // Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2019. - № 1. - S. 14-22.

2. Axmetova L.R. Religiozny'e i mifologicheskie temy' v sovremennom izobrazitel'nom iskusstve Tatarstana (1990-2000 gg.) // Vestnik TGPU - 2011. - 4. (26). - S. 273-276.

3. Moskvina A.R. (Isimbit'eva) Sovremennaya monumental'naya zhivopis' (1990-e-2015 gg.) // Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy' teorii i praktiki -2016.- 12-1 (74). - S. 126-129.

4. Pashkova M.G. Masterskaya Akimova // Argamak - 1998. - №12. - S. 114-174.

5. Pashkova M.G Razmy'shleniya o tvorchestve xudozhnika (V.Anyutin) // Argamak - 1995. - №7. - S. 941052.

6. Podoroga M.A. Metafizika landshafta. Kommunikativny'e strategii v filosofskoj kul'ture XIX-XX vekov. - M.: «Kanon+» ROOI «Reabilitaciya», 2021. - 552 s.

7.Sultanova R.R. Iskusstvo novy'x gorodov Respubliki Tatarstan (1960-1990 gg.). Zhivopis', grafika, monu-mental'no-dekorativnoe iskusstvo, skul'ptura. - Kazan', 2001.- 193 s.

8. Czoj V.A. Zhivopis' - splav dushi xudozhnika s real'nost'yu (V.A. Anyutin)// Tatarstan -1996. - № 1.- S. 8487.

9. Czoj V.A. Zhitie xudozhnika Akimova // Tatarstan - 1995.- №1-1.- S. 140-147.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Shageeva R.G. Vozmozhnost' schast'ya // Kazan' -2009. - № 2. - S. 120-133.

Список сокращений

ГМИИ РТ - Государственный музей республики Татарстан

НЧГК - Набережночелнинская картинная галерея имени Г.М. Хакимовой

УДК: 069.01 EDN БЦИЬР

В.А. Глухов

ОПЫТ ИНФОРМАТИЗАЦИИ МУЗЕЕВ НА ПРИМЕРЕ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ

РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

В статье рассматривается специфика информатизации музейного пространства, раскрывается проблема информатизации в музейных пространствах, обосновывается роль внедрения современных технологий в развитие как музеев, так музейного дела в целом, рассматривается практика информатизации на примере Национального музея Республики Татарстан.

Ключевые слова: музейные пространства, музеи, информатизация, цифровые технологии, музейное дело

Для цитирования: Глухов В.А. Опыт информатизации музеев на примере Национального музея Республики Татарстан // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2024. № 4. С.80-85. ЕЭЫ ВЦНЬР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.