НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
ПРЕМИЯ УРАЛЬСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ: ПОДДЕРЖКА НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ
Г. М. Романцев,
Н. О. Вербицкая
Отделение Российской академии образования на Урале
Уральское отделение Российской академии образования является наряду с Уральским отделением РАН региональным отделением государственной научной академии в Уральском регионе (всего в стране 6 государственных научных академий: Российская академия наук, Российская академия образования, Российская академия медицинских наук, Российская академия сельскохозяйственных наук, Российская академия художеств, Российская академия архитектуры и строительных наук). Наряду с государственными академиями в стране и мире существует большое количество общественных научных академий, которые, по сути, представляют добровольные объединения (клубы) по интересам. Большое число таких объединений часто порождает путаницу в представлениях непрофессионалов, и даже некоторых ученых. Присутствие на Урале государственной академии в области образования во многом стабилизирует ситуацию, препятствуя развитию лже- и псевдопедагогических теорий, которые легко и быстро завладевают умами людей, и родителей в частности, подкупая простотой решения сложнейших вопросов. Деятельность академии позволяет системно, а, следовательно, научно подходить к оценке процессов развития регионального образования.
Уральское отделение РАО объединяет ученых 10 регионов Урала, работающих в сфере образования (это республики Башкортостан и Удмуртия, Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий и Коми-Пермяцкий автономные округа, Свердловская, Пермская, Тюменская, Челябинская, Курганская и Оренбургская области). УрО РАО активно взаимодействует с органами управления образования и с учебными заведениями с целью проведения научной экспертизы развития образования, а также внедрения в учебные заведения новых прогрессивных технологий обучения и воспитания. На сегодня УрО РАО объединяет 102 образовательных учреждения, которые являются ассоциированными членами, среди них вузы, колледжи, техникумы, школы, лицеи, гимназии, детские сады.
Важным фактом интеграции образования и науки в деятельности УрО РАО являются тот факт, что ассоциированными членами становятся муници-
пальные и региональные органы управления образования, например, в 2004 году Министерство образования и науки Челябинской области стало ассоциированным членом УрО РАО. Одновременно идет процесс активного взаимодействия с Уральским отделением Российской академии наук. В прошлом году ассоциированным членом УрО РАО стал Институт иммунологии и физиологии УрО РАН.
В деятельности УрО РАО в Уральском регионе большое значение имеет признание и поддержка научных школ педагогики и образования, которые, несмотря на трудные экономические условия, развивают фундаментальную педагогику и прикладные отрасли образования. Для этого два года назад была учреждена ежегодная премия УрО РАО, которая присуждается ученым, работающим в образовании, чьи научные результаты вносят значительный вклад в развитие системы образования Уральского региона. Она присуждается по пяти номинациям: в области общего среднего образования и дошкольного воспитания, в области начального и среднего профессионального образования, в области высшего профессионального образования, за фундаментальные и прикладные исследования различных областей науки и за книгу, имеющую большое научное и практическое значение. Размер премии - 100 тыс. р. Диплом лауреата и денежная премия вручаются на торжественном собрании в присутствии Председателя Уральского отделения Российской академии образования и широких кругов научной и педагогической общественности. Самое важное в премии - это признание работ ученого в кругах научной общественности, фиксация того, что его работы актуальны и по-настоящему научны. Уникальность премии состоит в том, что номинантом может быть только отдельный ученый, а не авторский коллектив. Это дает возможность наградить тех людей, которые стали или станут историческими личностями в науке уральского региона.
Победители заносятся в специальную книгу лауреатов премии УрО РАО.
Особенности работ 2004 года
В 2004 году на соискание премии было выдвинуто 124 работы, только 50 из них после предварительной экспертизы были допущены к участию в конкурсе.
Эти работы распределились по пяти номинациям:
В первой номинации в области общего среднего образования и дошкольного воспитания рассматривались работы, имеющие большое научное и практическое значение, внесшие существенный вклад в развитие системы образования, оказывающие эффективное влияние на процессы воспитания и обучения.
Участниками конкурса по данной номинации были представлены самые разнообразные и уникальные работы. В конкурсе принимали участие известные ученые, руководители школ, лицеев, гимназий. Среди представленных работ фундаментальные теоретические исследования в области литературного
образования, психологии образования, здоровьесбережения в образовании, эт-нопедагогики, физического воспитания, дополнительного образования, даже методики преподавания башкирского языка. Наряду с теоретическими разработками представлены уникальные практические работы, инновационные концепции школы развития индивидуальности; детского реабилитационного центра; лицея, интегрирующего науку и образование; а также издательский проект лицейской газеты и проект региональной информационной системы единого государственного экзамена.
Вторая номинация в области начального и среднего профессионального образования присуждалась за работы, имеющие большое научное и практическое значение, внесшие значительный вклад в подготовку рабочих кадров и высококвалифицированных работников среднего звена в современных социально-экономических условиях.
Тематика второй номинации довольно уникальна, так как представляет одну из самых малоисследованных отраслей профессионального образования. В 2003 году по данной номинации даже не состоялся конкурс, так как не было представлено достаточного количества работ. В прошлом году было представлено 8 работ, среди которых глобальные управленческие проекты построения непрерывного профессионального образования и управления качеством начального и среднего профессионального образования, создания новой отрасли ремесленного образования в России, работы в области методики профессионального образования, уникальные учебные пособия по парикмахерскому искусству и косметологии, а также комплекс работ по развитию технического творчества.
Третья номинация в области высшего профессионального образования включала работы, имеющие большое научное и практическое значение, внесшие значительный вклад в развитие многоуровневой системы высшего профессионального образования с учетом перспективных потребностей современных условий.
Данную номинацию отличала серьезная конкуренция, в ней было представлено 14 работ самых разнообразных научных жанров. Среди них современные учебные пособия в области концепций современного естествознания, математического моделирования, педагогических технологий, правового образования, физкультурного образования, теории и методики воспитания, представлены инновационные системы повышения квалификации педагогов в сфере информационных технологий, регионального образования, рефлексивного управления учебной деятельностью.
В четвертой номинация участвовали фундаментальные и прикладные исследования в различных областях науки, внесшие значительный вклад в развитие системы образования.
Фундаментальные исследования в педагогике и образовании достаточно сложное направление, так как известно, что в воспитании и обучении все
уже известно и открыть что-то новое почти невозможно. Тем не менее на конкурс было представлено 5 фундаментальных работ, исследующих разные сферы образования: медицинское, литературное, спортивное, а также работа, посвященная экономическому моделированию развития образования региона.
Пятая номинация присуждалась за книгу, имеющую большое научное и практическое значение, внесшую значительный научный вклад в развитие системы образования. Всего на конкурс было допущено 8 книг. Они посвящены самым актуальным проблемам: философским проблемам развития сознания, материи, образования и развития человека, интегральной индивидуально -сти человека, социальным проблемам молодежи, а также проблемам развития вузов в региональных сообществах.
Выбор лауреатов премии и такого разнообразия интереснейших работ был очень сложной задачей, которую решали 5 комиссий, состоящих из видных ученых и руководителей образования.
Лауреаты премии УрО РАО в 2004 году
В 2004 году лауреатами премии УрО РАО стали:
По 1 номинации - доктор педагогических наук, профессор УрГУ Дудина Маргарита Николаевна за работу «Зачем учить историю? или как я понимаю методику преподавания истории», которая представляет уникальную методику обучения истории, основывающуюся на приме-
ПРЕМИЯ
нении целого комплекса современных технологий, что представляет детям живую развивающуюся историю.
Дудина М. Н. Зачем учить историю? или как я понимаю методику преподавания истории. - Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 2002. - 396 с.
По 2 номинации - кандидат педагогических наук, директор колледжа ремесленников-предпринима-телей Доронин Николай Андреевич за работу «Становление профессионального образования ремесленника». Эта работа является без сомнения прорывной в педагогической науке, так как раскрывает новое направление профессионального образования, которое раньше в России не было представлено.
Бенин В. Л. Педагогическая культурология: Курс лекций: Учеб. пособие. - Уфа: Изд~во БГПУ, 2004. -515 с.
Черешнев В. А., Юшков Б. Г. Патофизиология. - М.: Вече, 2000. -704 с.
Шафранов-Куцев Г. Ф. Университет
в региональном сообществе: Монография. - М.: Высшая школа,
2003. - 224 с.
По 3 номинации - доктор педагогических наук, профессор, декан социально-гуманитарного факультета Башкирского государственного педагогического университета Бенин Владислав Львович за работу «Педагогическая культурология». Это вузовский учебник нового поколения, который представляет педагогику в новом философско-культурном освещении - как самостоятельно существующую в обществе культуру педагогов - тех людей, которые являются ее создателями и носителями.
По 4 номинации - академик РАН, Председатель уральского отделения РАН Черешнев Валерий Александрович за цикл работ по патофизиологии и регуляции физиологических функций организма. Это фундаментальный цикл работ, обобщающий и привносящий в образование многолетний опыт изучения человеческого организма. Эти работы - реальное привнесение живой науки в образование.
По 5 номинации - доктор философских наук, профессор, ректор Тюменского государственного университета Куцев Геннадий Филиппович за работу «Университет в региональном сообществе». Эта книга - научное описание университета нового поколения, который, развивая традиции университетского образования, по-новому адаптируется в окружающем регионе, активно участвуя в построении гражданского общества.
Отдельные работы, участвовавшие в конкурсе, были отмечены особыми сертификатами.
Сертификатом за «Лучшую инновационную разработку 2004 года» -
самые современные инновационные изыскания ученых и практиков - награждены:
1. Волкова Валентина Константиновна (Тюмень) - инновационная модель детского реабилитационного центра.
2. Назарова Ольга Леонидовна, д-р пед. наук (Магнитогорск) - современная модель управления качеством в учреждении среднего профессионального образования.
3. Борисов Сергей Васильевич, канд. пед. наук (Челябинск) - инновационный вузовский курс по философской пропедевтике.
4. Елисеев Евгений Вадимович, д-р биол. наук (Челябинск) - инновационная разработка в спортивной педагогике.
Сертификатом за «Лучшее педагогическое исследование 2004 года» -наиболее профессионально проведенное исследование, внесшее большой вклад в науку - награждены:
1. Овчарова Раиса Викторовна, д-р психол. наук (Курган) - исследования в сфере практической психологии в образовании.
2. Эрганова Наталья Евгеньевна, д-р пед. наук, (Екатеринбург) - исследование по методике профессионального образования.
3. Хеннер Евгений Карлович, д-р физ.-мат. наук, (Пермь) - исследование в сфере обучения педагогов современным информационным и коммуникационным технологиям.
4. Майбуров Игорь Александрович, канд. техн. наук (Екатеринбург) - исследование роли высшего образования в безопасном развитии регионов России.
Сертификатом за «Лучшее фундаментальное исследование УрО РАО», фиксирующее фундаментальный вклад в педагогическую науку - награждены:
1. Лейдерман Наум Лазаревич, д-р филол. наук (Екатеринбург) - методология единого литературного образования школьников.
2. Исмагилова Асия Гарафовна, д-р психол. наук (Пермь) - исследование стиля педагогического общения.
3. Фомичева Ирина Георгиевна, д-р пед. наук (Муравленко, ЯНАО) -фундаментальный курс философии образования.
4. Сериков Сергей Геннадьевич, д-р пед. наук (Челябинск) - исследование паритета образованности и здоровья учащихся.
Сертификатом за «Лучший издательский проект 2004 года» - работа, заинтересовавшая наибольшее количество читателей - награждены:
1. Меренков Анатолий Васильевич, д-р социол. наук (Екатеринбург) - инновационная концепция школы индивидуальности.
2. Новоселов Сергей Аркадьевич, д-р пед. наук (Екатеринбург) - проект «Дизайн искусственных стихов».
3. Бабушкин Алексей Николаевич, д-р физ.-мат. наук (Екатеринбург) -учебник «Концепции современного естествознания».
В завершении хотелось бы отметить, что количество интересных работ, представляемых на конкурс, растет из года в год, а значит наука и образование не только были, но и будут уникальным ресурсом развития России.
ЕСТЬ ТАКАЯ ПРОФЕССИЯ - ФИЛОСОФИЮ ДЕТЯМ ПРЕПОДАВАТЬ (о международной научно-практической конференции «Философия - детям» - Москва, 27-29 января 2005 г., и перспективах философского образования в школе)
М. Н. Дудина
Почти полтора десятка лет программы по философии наполняют образовательное пространство отечественной школы (на Урале этот процесс начался еще раньше) необходимым для взрослеющего человека содержанием и диалоговыми формами общения. Было время, когда сама идея преподавать философию в школе, особенно с семи лет, вызывала разные чувства: от удивления через категорическое неприятие до восторга. Доводы серьезные, спору нет. Можно услышать, что философия - «не детский предмет» (даже не всем взрос-