• потенциал самоорганизующихся психолого-педагогических систем: синергетический подход.
8. Объединить усилия научных и практических работников по разработке научно-обоснованных технологий личностно ориентированного профессионального образования
9. Рекомендовать факультетам психологии университетов разработать программу мониторинга профессионального развития (воспитания, обучения) студентов.
УДК 37.033 ББК Ч31.050.7
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ: ПРОЕКТ «МОЙ ЗЕЛЕНЫЙ ТРАМВАЙ»
Г. П. Сикорская
Уральское отделение Российской академии образования совместно с комитетом по экологии Администрации города Екатеринбурга реализовали весьма необычный, но интересный и социально-значимый детский экологический проект «Мой зеленый трамвай» с девизом: «Из Екатеринбурга в Экотеринбург».
Он направлен на формирование экологической культуры юных горожан, развивает личную ответственность за судьбу родного города, воспитывает «городской» патриотизм, способствует нравственному становлению личности, дает возможность проявить инициативу в реальном практическом деле по улучшению состояния городской природной среды.
Безусловно, авторы данного проекта, надеялись на то, что проект привлечет внимание и взрослых горожан, которые не всегда задумываются над тем, что каждый из них несет определенную ответственность за красоту, уют, комфортность города, чистоту улиц, благополучие скверов и парков, эстетическую привлекательность городских территорий.
Для реализации идеи был выбран трамвай, как самый доступный и экологически чистый вид городского транспорта, открытый источник информации.
Среди юных горожан был объявлен конкурс рисунков, листовок и плакатов экологического содержания, раскрывающих участие детей в практической экологической деятельности, способствующей решению некоторых городских проблем на основе их личного участия.
На конкурс могли быть также представлены плакаты и листовки, призывающие горожан к соблюдению правил и норм экологического поведения на
улицах и дворах, водоемах и лесопарках Екатеринбурга, а также раскрывающие взгляд детей на будущее города своего детства.
Желающих принять участие в реализации данного проекта оказалось очень много. Самым юным был - воспитанник детского сада, которому недавно исполнилось всего 4 года, а самыми старшими участниками оказались учащиеся гимназии 9 и экологического лицея № 3. Общее количество рисунков превысило 500 единиц. Из такого большого количества были выбраны рисунки, которые украсили трамвай снаружи.
В салонах были расклеены другие, особенно подошли листовки с актуальными текстами-обращениями к жителям. Они заменили, ставшей привычной, но не всегда удачную рекламу. Часть рисунков будет использована на изготовление подарочных календариков на 2004 г., которые будут дарить дети - участники проекта, пассажирам «Зеленого трамвая». В 2004 г. начнется второй этап данного проекта, который включит конкурс, посвященный экологическому описанию и озвучиванию маршрута «Зеленого трамвая». Дети в поэтической форме расскажут пассажирам о тех природных объектам, мимо которых их везет трамвай. Уже написаны экологические гимны городу, сочинены стихи о его природе и началась подготовка аппаратуры для салонов трамвая экологического маршрута.
Следует отметить, что в салонах будут также установлены информационные ящики, где будет размещаться разнообразная информация о природе города. Так, например, комитет по экологии планирует сообщать жителям состя-ние природных родников на территории лесопарков, результаты химического их анализа. Пассажиры могут опустить в ящик свое предложение по личному участию в решении экологических проблем города, а также и предложения для администрации города по охране окружающей среды или сообщить полезную информацию работникам экологических контролирующих органов. Таким образом, мы надеемся, что «Зеленый трамвай» станет агитационным и окажет влияние на формирование экологической культуры жителей Екатеринбурга.
«Зеленый трамвай», который везет жителей нашего города из Екатеринбурга в Экотеринбург, не остался не замеченным. Его торжественное открытие состоялось в присутствии многих участников проекта, СМИ, журналистов, представителей администрации. Юные жители города первыми проехали по маршруту № 13, одному из самых длинных, в системе городского транспорта, на котором и будет целый год работать наш «Зеленый трамвай». Мы приглашаем всех заинтересованных ученых и педагогов, а также учащихся и студентов своими глазами увидеть наш «Зеленый трамвай» и ощутить свою сопричастность к социально-значимому нравственному поступку, который совершают наши дети.
Едем с нами из Екатеринбурга в Экотеринбург.
СПИСОК РАБОТ, ПРЕДСТАВЛЕННЫХ НА ПРЕМИЮ УРО РАО 2003 г.
1 номинация - в области общего среднего образования и дошкольного воспитания - за работы, имеющие большое научное и практическое значение, внесшие существенный вклад в развитие системы образования, оказывающие эффективное влияние на процессы воспитания и обучения.
ФИО Представляющая организация Должность звание Место работы Название работы
Сериков Сергей Геннадьевич Челябинская государственная академия физической культуры зав. каф., д. пед. н. Челябинская государственная академия физической культуры Обеспечение паритета образованности и здоровья учащихся в теории и практике общего среднего образования
Штейнберг Валерий Эмануило- вич БГНОЦ УрО РАО зав. научно-эксперим. лабор., д. пед. н. Башкирский государственный педагогический университет Дидактические многомерные инструменты для технологий обучения
Лихачева Лилия Сергеевна Уральский государственный университет профессор, д. соц. н. УрГУ Комплект учебных пособий по этикету
Малафеев Радиогел Иванович Курганский государственный университет профессор, д. пед. н. Курганский государственный университет Учебное пособие «Система творческих лабораторных работ по физике в средней школе»
Прибыль- ский Юрий Пантелей- монович Тобольский государственный педагогический институт науч. руководитель музея-лаборатории, д. ист. н. Тобольский государственный педагогический институт Монография «Колыбель просвещения. К трехсотлетию сибирской школы»
Лейдерман Наум Лазаревич УГНОЦ РАО зав. каф. д. филол. н. УрГПУ Методологические основы и теоретические принципы единой системы литературного образования школьников
2 номинация - в области начального и среднего профессионального образования - за работы, имеющие большое научное и практическое значение, внесшие значительный вклад в подготовку рабочих кадров и высококвалифицированных работников среднего звена в современных социально-экономических условиях.
ФИО Представляющая организация Должность звание Место работы Название работы
Доронин Николай Андреевич Романцев Г. М. директор Профессиональный лицей ремесленников Становление профессионального образования ремесленников в современных условиях
Гузько Николай Петрович УГНОЦ РАО преподава- тель Алапаевское медицинское училище Учебно-методический комплекс для изучения курса «Терапия» в Алапаевском медицинском училище
Кузнецов Владимир Викторович Новиков А. М. профессор, д. пед. н. Оренбургский государственный университет Формирование профессионально значимых качеств личности у профессионально-педагогических работников
3 номинация - в области высшего профессионального образования - за работы имеющие большое научное и практическое значение, внесшие значительный вклад в развитие многоуровневой системы высшего профессионального образования с учетом перспективных потребностей современных условий.
ФИО Представляющая организация Должность звание Место работы Название работы
Майбуров Игорь Анатольевич УГТУ-УПИ доцент к. тех. н. УГТУ-УПИ Комплект работ по анализу, диагностики, тенденций и т. д. развития высшей школы (5 работ)
Саламатова Самира Салиховна Стерлита-макский государственный педагогический институт зав. каф. к. пед. н. Стерлита-макский государственный педагогический институт Подготовка будущих учителей к реализации национально-регионального компонента содержания образования при обучении математике
Емельянова Ирина Никитична Загвязинский В. И. доцент, к. пед. н. Тюменский государственный университет Учебное пособие «Теория и методика воспитания»
Знаменская Татьяна Анатольевна РГППУ директор ин-та. к. филол. н. РГППУ Стилистика английского языка. Основы курса.
Долинер Леонид Исаевич РГППУ зав. каф., к. пед н. РГППУ Комплекс пособий (3) Серия «Образовательные технологии третьего тысячелетия»
4 номинация - за фундаментальные и прикладные исследования различных областей науки, внесшие значительный вклад в развитие системы образования.
ФИО Представляющая организация Должность звание Место работы Название работы
Глуханюк Наталья Степановна РГППУ Зав. каф. д. психол. н. РГППУ Психология профессионализации педагога
Елисеев Евгений Вадимович УГНОЦ РАО Профессор, д. биол. н. ЮжноУральский государствен-ный университет Научно-методическое обоснование существования и развития средствами образования новой функциональной системы помехоустойчивости спортсменов
Исмагилова Асия Гарафовна Вяткин Б. А. доцент, д. психол. н. Пермский государственный педагогический университет Психология стиля педагогического общения
Трегулов Филарит Шарифович Башкирский государственный педагогический университет зав. каф. д. пед. н. Башкирский государственный педагогический университет Материя и ее сознание
Овчарова Раиса Викторовна Курганский государственный университет зав. каф., д. психол. н. Курганский государственный университет Серия учебных пособий (3) по практической психологии образования
Третьякова Вера Степановна РГППУ декан, к. пед. н. РГППУ Речевой конфликт и гармонизация общения»
5 номинация - за книгу, имеющую большое научное и практическое значение, внесшую значительный научный вклад в развитие системы образования.
ФИО Представляющая организация Должность звание Место работы Название работы
Найн Александр Альбертович Челябинская государственная академия физической культуры зав. каф. д. пед. н. Челябинская государственная академия физической культуры Теория и практика рефлексивного управления учебной деятельностью студентов физкультурного вуза
Сериков Геннадий Николаевич Усова А. В. проф., д. пед. н. ЮжноУральский государствен-ный университет Образование и развитие человека
Вяткин Бронислав Александро- вич Пермский государственный педагогический университет декан фак. Психологии, зав. каф., д. психол. н. Пермский государственный педагогический университет Лекции по психологии интегральной индивидуальности человека
Дудина Маргарита Николаевна Уральский государственный университет профессор, д. пед н. Уральский государственный университет Зачем изучать историю? Или как я понимаю методику преподавания истории
Мочалов Вячеслав Львович Ижевский государственный технический университет декан фак., к. тех. н. Ижевский государственный технический университет Педагогическая технология в преподавании общеинженерных дисциплин
Дунаева Елена Алексеевна Тобольский государственный педагогический институт зав. каф. к. соц. н. Тобольский государственный педагогический институт Образование как фактор интеграции молодежи в общество
Эрганова Наталья Евгеньевна РГППУ зав. каф., д. пед. н. РГППУ Учебное пособие «Методика профессионального обучения»
Хридина Нина Николаевна МОУ гимназия № 108 советник к. пед. н. Аппарат ППП РФ по УрФО Понятийно-терминологический словарь «Управление образованием как социальной системой»
Гаязов Альфис Суфиянович Башкирский государственный педагогический университет, БашГНОЦ УрО РАО директор института БГПУ, д. пед. н. Башкирский государственный педагогический университет Образование и образованность гражданина в современном мире
Закирова Альфия Фагаловна Загвязинский В. И. профессор, д. пед. н. Тюменский государственный университет Теоретические основы педагогической герменевтики